<
Музыкальное образование
Исследования молодых ученых
О. Н. Лысакова
ЭСТРАДНЫЙ МУЗЫКАНТ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: К ПРОБЛЕМЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ
В работе анализируются особенности самореализации и самоактуализации личности эстрадного музыканта-исполнителя в информационном поле современной культуры. Анализу подвергаются: специфика профессии эстрадного музыканта-исполнителя; комплекс качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности; условия, способствующие достижению успеха; необходимость создания новых креативных педагогических технологий. Ключевые слова: музыкальное образование, информационная цивилизация, пространство культуры третьего тысячелетия, профессиональное и духовное становление личности музыканта, художественно-эстетический опыт, профессиональное самоопределение, профессиональный успех.
This work analyses the peculiarities of self-realization and self-actualization of the personality of a variety musician- performer in the information field of modern culture. The specificity of the professional work of variety musician-performer, complex of qualities, necessary for professional activity, conditions that contribute to the achievement of success, the necessity of making new creative pedagogical technologies are analyzed in this work. Keywords: musical education, information civilization; cultural space of the third millennium; professional and spiritual establishment of the musician's personality; art-aesthetic experience; professional self-determination; professional success.
Сегодня понятие «информационная цивилизация» часто употребляется при характеристике пространства культуры третьего тысячелетия. И действительно, объем получаемой и передаваемой информации во всех областях жизни и деятельности современного человека огромен. Музыкальная информация, поступающая к слушателю благодаря современным техническим возможностям, составляет широкое музыкально-информационное поле, в котором будущему артисту необходимо найти свое место, свое художественное пространство, где в полной мере зазвучит его «тон», его «аккорд», отражающий глубинную сущность его личности.
Становление личности музыканта, готового к осуществлению исполнительской деятельности, представляет собой сложный процесс, который подразумевает обретение как основ профессии — знаний, умений, навыков, составляющих фундамент профессиональной компетентности, так и ряда качеств, необходимых для творческого самовыражения музыканта: психологического настроя на общение с публикой, гибкости и импровизационности, способности принимать и передавать музыкальную информацию, бережно сохраняя в ней авторский смысл и наполняя его собственным художественно-эстетическим опытом. Только тогда и открывается дорога к слушателю. А ведь, по выражению Боэция, «никакая дорога к душе не открыта больше для наставлений, чем та, которая доступна слуху» (1, с. 300).
¡ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ июль-август 4 (30) 2009 г.
Но выступление артиста-музыканта на концертной площадке обращено не только к слуху. Не случайно Р. Шуман с определенной долей горечи констатировал, что для достижения успеха на концертной эстраде музыканту-исполнителю необходимо соблюсти огромное количество условий. Это и широта, и глубина замысла, позволяющая осмыслить, понять, донести идейную устремленность произведения. И вдохновенное воплощение этого замысла, объединяющее и мысль, и чувство, и техническое совершенство. И даже такой аспект, как готовность публики принять то музыкальное сообщение, которое музыкант-исполнитель передает ей, чтобы это сообщение превратилось в их со-общение: сотворческое постижение музыки. Великий немецкий композитор приводит еще целый ряд обстоятельств, которые, по его мнению, должны совпасть, «чтобы прекрасное предстало во всем достоинстве и великолепии». А проанализировав необходимое количество совпадений, он восклицает: «Разве подобное совпадение не такая же удача, как выбросить при игре в кости шесть раз шесть?» (5, с. 271). Когда речь заходит об эстрадном музыканте, то к количеству «совпадений» необходимо добавить его облик, манеру поведения, тот «образ», который он несет публике и который она принимает или не принимает.
Следует признать, что высказывание Р. Шумана — замечательного композитора, публициста, критика, при всем его желании максимально заострить проблему, не только не лишено оснований, но и заставляет задуматься над очень многими аспектами, связанными с проблемой подготовки будущего артиста к исполнительской деятельности, способствующей его успешной самореализации и самоактуализации на концертной эстраде. В педагогической практике достаточно часто приходится сталкиваться с тем, что прекрасно подготовленный к выступлению учащийся или студент на сцене теряется, выглядит неинтересно, бледно, вследствие чего его выступление оценивается как неудачное. А другой - на сцене неожиданно раскрывается ярко и вдохновенно. Тогда принято говорить об очень удачном выступлении. Если исходить из современного представления о художественном пространстве культуры как огромном художественно-информационном поле, то неудачное выступление можно расценивать как выступление, не донесшее определенной музыкальной информации, в результате чего она оказалась не услышанной, не принятой слушателем.
Как справедливо считает известный педагог-музыкант и ученый-исследователь В. Ю. Григорьев, «концертное выступление становится "лакмусовой бумажкой" для исполнителя, ибо здесь он обязан подняться над обычным уровнем ремесленного искусства — стать истинным Художником, открывающим слушателям путь в Творчество, в определенной мере быть сверхчеловеком, который обладает особыми способностями и возможностями, только и представляющими интерес на эстраде» (3, с. 9).
Это высказывание равно относится и к музыкантам академического направления, и к эстрадным артистам, поскольку и те, и другие являются носителями ценностей искусства, которыми обязаны «поделиться» со своими слушателями. Действительно, концертное выступление, «публичный разговор» со слушателем — это ответственей-ший момент реализации творческого потенциала, накопленного в предыдущем процессе обучения и воспитания. Каждое выступление — это и определенный итог пройденного творческого пути, и устремленность к новым горизонтам, новым целям и задачам. Так что же такое удача в музыкально-исполнительской деятельности? Случайность? Или определенная закономерность? И какие обстоятельства сегодня должны совпасть, чтобы музыкальное сообщение, отправленное публике, было ею понято и принято, чтобы между музыкантом-исполнителем и слушателями образовался невидимый глазу, но ощущаемый канал связи, по которому движется информационно-энергетический поток?
Конечно, очень значимым аспектом теоретико-методической подготовки будущего эстрадного артиста является обретение эстрадного опыта, поэтому организация регулярных выступлений студентов на различных концертных площадках представ-
ляется обязательной составляющей учебного процесса, тем более что для профессионального эстрадного музыканта, часто выступающего перед огромной слушательской аудиторией, умение привлечь внимание публики, завоевать ее, заслужить ее любовь — задачи первостепенной важности. И иногда ими оправдываются любые средства, далеко не всегда имеющие отношение к искусству. Такой подход может оказаться губительным как для будущего артиста, так и для современной культуры, развитие которой в значительной мере зависит от иерархии ценностей, формируемой в художественно-информационном пространстве.
Поэтому ценностное осмысление будущей профессиональной деятельности является одним из важнейших аспектов теоретико-методической подготовки будущего эстрадного музыканта. Для каждого, кто избрал профессию эстрадного музыканта-исполнителя, очень важно осмыслить сущность будущей профессии, осознать ее специфику, определить для себя те художественно-эстетические идеалы, которые станут ориентирами в процессе профессионального и духовного становления. Значимость этого аспекта постоянно подчеркивается в многочисленных аналитических материалах, освещающих проблемы совершенствования профессионального художественного образования в России.
Будущему эстрадному артисту необходимо осознавать то, что музыкально-информационное пространство является неразрывной частью информационного пространства культуры. Что все процессы, происходящие в этом пространстве, тем или иным образом влияют на жизнь и деятельность художника. Как справедливо замечает в своем исследовании роли профессиональной ориентации в подготовке современного музыканта Н. Б. Никулина, «российский художник нового тысячелетия обрел свободу, которая является несомненным благом, но и несет в себе необходимость ежедневно и ежечасно доказывать свою состоятельность в избранной профессиональной области. Профессиональному музыканту сегодня необходимо обладать компетентностью, инициативностью, универсальностью, качествами, которые обеспечат конкурентоспособность на складывающемся рынке труда, дадут возможность максимально реализовать свой творческий потенциал» (4, с. 1).
Исследователь обращает наше внимание на негативную роль, которую оказывают процессы глобализации, характерные для современной информационной цивилизации, на то, что «в аналитических материалах, посвященных проблеме совершенствования художественного образования в России, постоянно подчеркивается приоритетность этого направления государственной политики, поскольку воспитание подрастающего поколения — это залог сохранения и приумножения духовно-нравственного пространства национальной культуры» (4, с. 1).
Будущему эстрадному музыканту-исполнителю, чье искусство в значительной степени обращено именно на подрастающее поколение, которому он передает определенную музыкальную информацию, необходимо осознавать, что в ней содержится возможность обретения или утраты нравственных ориентиров, приобщения или отчуждения от национальной культуры, что он обладает механизмами влияния, способными определять вектор развития художественно-информационного поля и в целом — сущность духовного пространства культуры.
Этим и обосновывается необходимость осознания той ответственности, которая ложится на плечи будущего музыканта-исполнителя, мечтающего стать любимым, популярным, известным. Такое желание естественно и понятно, но для его осуществления необходимо быть готовым к адекватной оценке своих возможностей, обладать умением оценить и проанализировать свои сильные и слабые стороны, то есть быть готовым к самопознанию, к самооценке, к самоконтролю. Обеспечивается ли такая готовность в современной системе музыкального образования? Следует признать, что в недостаточной степени, так как основное внимание традиционно уделяется обретению необходимых ремесленных знаний, умений и навыков, в то время как станов-
ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ июль-август 4 (30) 2009 г.
лению личности будущего профессионала не оказывается достаточного внимания в учебно-воспитательном процессе.
Таким образом, сегодня остро ощущается необходимость поиска новых креативных педагогических технологий, в которых профессиональное самоопределение будущих артистов-исполнителей сочеталось бы с духовно-нравственным становлением личности, выявлением собственного ценностно осмысленного пути в художественно-информационном пространстве современной культуры — пути, не только ведущему к профессиональному успеху каждого конкретного музыканта-исполнителя, но и способствующему художественному и духовному возвышению всей отечественной культуры.
Примечания
1. Герцман Е. В. Музыкальная Боэциана / Е. В. Герцман. - СПб., 1995.
2. Голубева Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э. А. Голубева. - Дубна, 2005.
3. Григорьев В. Ю. Исполнитель и эстрада / В. Ю. Григорьев. - М., 2006.
4. Никулина Н. Б. Формирование профессиональной ориентации учащегося-музыканта как психолого-педагогическая проблема (на материале учебно-воспитательной работы в музыкальном колледже): автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. Б. Никулина. - М., 2008.
5. Шуман Р. Избранные статьи о музыке / Р. Шуман. - М., 1965.
Т. М. Каргополова
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье раскрывается сущность музыкального фольклора, его значимые особенности, благодаря которым происходит развитие музыкальных способностей детей младшего школьного возраста, а также его значения в воспитании детей. Ключевые слова: музыкальное образование, музыкальный фольклор, исполнительские способности, младший школьный возраст.
The essence of musical folklore is revealed in the article as well as its significant peculiarities due to which development of primary school-aged children's abilities for music is happening The review of the history of folklore and its role in children's upbringing is also considered. Keywords: musical education, musical folklore, performance abilities, primary school age.
Одной из важнейших задач, которые ставятся временем перед современным российским образованием, является духовное, нравственное формирование подрастающего поколения, что невозможно осуществить без усвоения культурно-исторического опыта народа, который создавался веками и передавался из поколения в поколение.
Особая роль в духовном развитии подрастающего поколения принадлежит начальному музыкальному образованию, особенно исполнению музыкального фольклора.
Детский музыкальный фольклор со всей многожанровостью является богатейшим педагогическим материалом, способствующим развитию их духовного мира, а также самым доступным материалом для развития исполнительских способностей детей. Причина подобной педагогической целесообразности фольклора лежит в самой его природе. Одна из его отличительных черт состоит в том, что фольклор является не столько искусством, сколько частью самой жизни народа. С древнейших