данной технологии у студентов успешно формируется умение самостоятельно приобретать собственные знания и творчески применять их на практике, а также умение поиска, отбора, обработки, анализа и передачи информации.
Проектная технология широко распространена в практике образования и успешно способствует включению студентов в исследовательскую деятельность.
Данная технология ориентирована на самостоятельное приобретение и применение новых знаний, умений, ценностных ориентации и отношений [4]. Анализ научно-методической литературы позволяет нам выделить ряд отличительных положительных сторон проектной технологии:
1) учет личных интересов и целей учащихся при выборе темы проекта, что стимулирует их мотивацию, интерес, познавательную активность;
2) целесообразная деятельность учащегося при выполнении проекта обеспечивает развитие критического и творческого мышления, учит ориентироваться в постоянно расширяющемся информационном пространстве, совершенствует навыки самоорганизации и планирования собственной деятельности;
3) преимущество самостоятельной практической деятельности учащегося, направленной на получение внешнего результата (конкретного продукта творческой деятельности) и внутреннего (опыта деятельности в определённой области).
Технология проблемного обучения направлена на построение образовательного процесса, направленного не только на усвоение результатов научного познания и системы знаний, но и на овладение процессом получения этих результатов, формирование познавательной самодеятельности студента, развитие его творческих способностей. Проблемное обучение обеспечивает формирование теоретических (интеллектуальных) умений - анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения и сопоставления, абстракции и конкретизации, классификации и систематизации, аналогии и обобщения, теоретического моделирования и рефлексии.
Технология «портфолио» - это технология, которая может быть использована как основа индивидуального маршрута обучения.
В образовательном процессе портфолио используется как способ накопления, систематизации, обобщения студентами разнообразных учебных материалов.
Мы согласны с мнением Н. Павельевой и считаем, что технология «портфолио» способствует развитию информационных умений студентов, а также выступает в качестве мотивационного фактора к учебной и исследовательской деятельности [5].
Интерактивные технологии предполагают построение образовательного процесса через постоянное, активное взаимодействие всех обучающихся, которые успешно формируют комплекс коммуникативных умений, учит студентов участвовать в научном диалоге, споре, дискуссии.
Библиографический список
Второе педагогическое условие направлено на активизацию исследовательской деятельности студентов через их включение в разнообразные виды внеаудиторной творческой исследовательской деятельности в рамках деятельности творческих лабораторий и секций научного общества студентов.
Творческая лаборатория создается дня решения той или иной учебной задачи, позволяет активизировать деятельность преподавателей и студентов, привлечь их к совместной работе, мобилизовать творческий потенциал людей, помочь самореализоваться. Результаты творческой работы студентов и преподавателей представляются на конкурсах исследовательских работ и т. д.
Третье педагогическое условие предполагает создание учебно-методического обеспечения, способствующего формированию исследовательской компетентности студентов. Творческий коллектив преподавателей успешно обогащает арсенал учебно-методических материалов, направленных на развитие исследовательских навыков студентов, которые необходимы для выполнения разнообразных видов самостоятельной работы (различные виды аннотирования, реферирования, подготовка докладов, работа с понятиями и др.).
Нами разработана программа по дисциплине «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов», в рамках которой студенты осваивают технологию организации и проведения психолого-педагогического исследования, учатся обобщать опыт экспериментальной работы; разнообразные виды электронных учебных пособий, расширяющих содержательный аспект преподаваемой дисциплины, обеспечивающих высокий уровень самостоятельности студентов при работе с пособием, информационный портал по организации учебно-исследовательской деятельности студентов на сайте образовательного учреждения.
Четвертое педагогическое условие предполагает разработку адекватной системы оценивания, сформированности исследовательской компетентности студентов.
В соответствии с разработанными нами критериями (моти-вационно-ценностное отношение студентов к исследовательской деятельности, когнитивно-операциональные знания и умения, личностные качества исследователя) был разработан комплекс диагностических методик, обеспечивающий мониторинг процесса формирования исследовательской компетентности и выявления итогового результата.
Экспериментальное исследование позволило нам выявить, обосновать, проверить и доказать то, что при организации оптимальных педагогических условий, обозначенных выше, у студентов формируется исследовательская компетентность, что в современных социально-экономических условиях является основополагающей составляющей успешности в рамках профессиональной деятельности.
1. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога. Педагогика. 2003; 3.
2. Немов РС. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. Москва, 2003.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва, 2007.
4. Елагина В.С. Теоретико-методологические основы подготовки учителей естественнонаучных дисциплин к деятельности по реализации межпредметных связей в школе: монография. Москва, 2003.
5. Павельева Н. Технология портфолио в профессиональном образовании. Новые знания. 2011; 1.
References
1. Vvedenskij V.N. Modelirovanie professional'noj kompetentnosti pedagoga. Pedagogika. 2003; 3.
2. Nemov R.S. Psihologiya: slovar'-spravochnik: v 2 ch. Moskva, 2003.
3. Ozhegov S.I. Slovar'russkogo yazyka. Moskva, 2007.
4. Elagina V.S. Teoretiko-metodologicheskie osnovy podgotovki uchitelej estestvennonauchnyh disciplin k deyatel'nosti po realizacii mezhpredmetnyh svyazej vshkole: monografiya. Moskva, 2003.
5. Pavel'eva N. Tehnologiya portfolio v professionalem obrazovanii. Novye znaniya. 2011; 1.
Статья поступила в редакцию 25.05.18
УДК 37
Doloza A.V., postgraduate, Russian State University (Moscow, Russia), E-mail: n.yushenko@list.ru
VARIETY MUSIC AS THE MOST IMPORTANT PHENOMENON OF SOCIAL AND CULTURAL LIFE. The article considers a phenomenon of pop music as an important part of the social and cultural life, as well as the social function of mass culture to determine value orientations, to strengthen moral and ethical standards, to instill artistic and aesthetic taste, and finally to preserve and develop national traditions. The work discusses a question about raising the level of the artistic and aesthetic level of the modern pop-
ular song in the light of its significant influence on the way of thinking and such abilities, such as culture and high value-semantic and ideological settings of the entertainer, aesthetic taste and artistic-imaginative thinking, psychological readiness for professional activity, individual creative development and readiness to improve the professional competencies of the musician-performer and teacher.
Key words: pop music, social and cultural life, mass culture.
А.В. Долоза, аспирант Российского государственного социального университета, г. Москва,
E-mail: n.yushenko@list.ru
ЭСТРАДНАЯ МУЗЫКА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ
В статье рассматривается феномен эстрадной музыки как важной части социально-культурной жизни общества, формы и механизмы влияния, а также социальная функция массовой культуры - определять ценностные ориентиры, укреплять морально-этические нормы, прививать художественно-эстетический вкус, наконец, сохранять и развивать национальные традиции. Поднимается вопрос о необходимости повышения художественно-эстетического уровня современной популярной песни в свете её значительного влияния на образ мыслей людей, и определяются способствующие этому условия, такие как культура и высокие ценностно-смысловые и мировоззренческие установки эстрадного артиста, эстетический вкус и художественно-образное мышление, психологическая готовность к профессиональной деятельности, индивидуально-творческое развитие и готовность совершенствовать профессиональные компетенции музыканта-исполнителя, воспитателя и просветителя.
Ключевые слова: эстрадная музыка, социально-культурная жизнь, массовая культура.
Дуализм академической и эстрадной музыки составляет одну из социально-культурных проблем современности в связи с особым статусом популярного искусства, актуализирующим вопрос о его предназначении, содержании и художественно-эстетических принципах. Бытовые и танцевальные пьесы, массовая песня, народная музыка существуют издавна, и во все времена происходило если не противопоставление «серьёзной» и «лёгкой» музыки (например, церковной и скоморошьей, придворной и крестьянской), то последней часто отказывали в «высоком» предназначении подлинного искусства - возвышать и совершенствовать человека. А именно это и является важнейшей социальной функцией эстрадной музыки - определять ценностные ориентиры, укреплять морально-этические нормы, прививать художественно-эстетический вкус, сохранять и развивать национальные традиции.
Эстрадное пение выделилось из песенных жанров городской культуры: в Средневековье у исполнителей были популярны мотеты, кантаты, песни, позже - романсы. Им были свойственны простая куплетная форма с повторением припева, светский характер содержания текстов, наконец, доступная манера исполнения. По мнению Е.Л. Рыбаковой, главным отличием эстрадной музыки и сегодня остается «простота формы и содержания, доступность понимания массам» [1, с. 12]. Эстрадный вокал принято связывать с простой и понятной публике музыкой, по сути это, в первую очередь, пение с эстрадной сцены.
Исследователь Е.Л. Рыбакова к общепринятым значениям понятия «эстрадное искусство», делает вывод о том, что, начиная со второй половины XIX века, эстрадные жанры, объединённые к тому времени общим стилем, «навсегда сложились и утвердились в социокультурном поле» [1, с. 29]. Для Е.М. Кузнецова главным признаком эстрадного искусства служит способность синтезировать, объединять разные по видам и жанрам произведения, обобщенные свойством легко приспособляться к условиям публичного выступления. С точки зрения современных жанров эстрадного искусства выделяются «три основных группы: концертная эстрада, театральная эстрада, праздничная эстрада» [2, с. 56]. При этом необходимо отметить, что эволюционный процесс эстрадного вокального исполнительского искусства давно разделился на три направления: фольклорное, духовное и светское развлекательное. В ходе их развития вышеперечисленные векторы активно взаимодействовали друг с другом, оказывали влияние на развитие каждого направления.
По мере роста демократических идей в обществе возрастала и активность великих мастеров в области популярных жанров. От античности до наших дней серьёзные композиторы (и Куперен, и Бах, и Моцарт, и Шопен, и Чайковский, и Барток, и даже Шостакович) писали бытовую и танцевальную музыку: весёлые народные танцы, менуэты и гавоты, инструментальные миниатюры для домашнего музицирования, камерно-вокальные сочинения, салонные пьесы, наконец, фокстроты, танго, регтаймы, буги-вуги и другие танцы ХХ столетия. И все это музыка высокого художественного уровня, достигнутого благодаря тому, что авторы не стремились воспроизвести коммерчески-успешный стандарт, а сохранили свою творческую инди-
видуальность и следовали эстетическим принципам красоты и гармонии.
В наше время демократические тенденции достигли наивысшей точки, отсюда и если не главная, то весьма значимая роль популярной музыки в жизни современного человека: он слушает её по радио, телевидению, айфону, в клубах, торговых комплексах, на улицах города и даже в метро. При этом ещё в ХХ веке начались поляризация серьёзных и легких жанров и дифференциация композиторов на авторов академической и эстрадной музыки, вследствие чего разделились и художественно-эстетические принципы, содержание и предназначение двух родов искусства. Массовую песню начали рассматривать как исключительно лёгкую и развлекательную, а между тем среди эстрадных композиций есть серьёзные произведения, поднимающие вопросы философского и мировоззренческого уровней. Именно такие сочинения делают эстрадную музыку важнейшим феноменом социально-культурной жизни современного человека. Однако большинство эстрадных композиций обладает невысоким качеством содержательного плана, не отличается богатыми выразительными средствами и нацелено лишь на коммерческий успех.
Важнейшим феноменом эстрадная музыка становится благодаря таким её качествам, как простота и доступность, позволяющие дойти до сердца любого слушателя, максимальная близость чувств и образов большой массе людей, острота и актуальность воплощаемой тематики, особая проникновенность и интимность высказывания и др. В связи с этим возрастает социальная ответственность деятелей эстрадной культуры, которые, как и великие композиторы прошлого, не забудут о «высоком» предназначении подлинного искусства - возвышать и совершенствовать человека, не снизойдут до коммерчески-успешных стандартов и бездарных копий, а будут следовать эстетическим принципам красоты, гармонии, совершенства. Поразительная оригинальность и творческая вдохновенность, сила мысли и искренность чувств, способность не только резонировать личным эмоциональным переживаниям отдельного слушателя, но и сплотить общество одной социально-значимой, всенародно-массовой идеей - вот, что повысит значимость эстрадной песни.
Эстрадная песня как один из самых демократических видов музыкального искусства не только пожинает плоды слушательской любви и популярности, но и несёт тяжёлый груз социально-культурной ответственности, поскольку, как и любая другая форма творческой деятельности, должна следовать вечным духовным ценностям, морально-этическим нормам и подлинным художественно-эстетическим принципам, бережно сохраняемым и развиваемым многие века. Стремление к высшему, к идеалу, к красоте нисколько не мешает эстрадной музыке оставаться земной, непосредственно чувственной, ничем не осложненной. Социальная функция эстрадной интонации, как отмечает Ю.Н. Холопов, «состоит в том, чтобы быть эмоциональным катализатором непосредственно-жизненных процессов, тех, что старомодный царь Берендей чопорно называет «сердечные дела»» [3, с. 148]. Способность эстрадной музыки отражать жизнь, как она есть, запечатлевать мимолетные события, гибко реагировать на сущностные проблемы современности помога-
ет осуществить её главное предназначение - воспитать нового человека как носителя национальной, в том числе и социально-культурной, идентичности.
Отечественная эстрадная музыка уже давно не только заняла важнейшее место в социально-культурной, эстетико-вос-питательной и музыкально-образовательной жизни российского общества, но и по праву снискала себе авторитет на мировой арене. Поэтому высока её «международная» ответственность: художественный уровень популярной музыки служит показателем уровня духовно-интеллектуального развития страны. Массовое искусство, как особый феномен социально-культурной жизни, «имеет активное влияние на социум, [...] это особая система духовных и эстетических ценностей, на которую модно опереться, которая играет свою роль в сферах музыкального познания и общения человека с человеком» [4, с. 291]. И поскольку эстрадная музыка легко находит путь к сердцу каждого человека, она проникает во все подсистемы социально-культурной жизни общества.
Значимость эстрадной музыки как социально-культурного феномена порождает ряд предъявляемых к ней требований. Во-первых, популярная песня должна отвечать духовным потребностям общества и касаться социально-значимых тем. Во-вторых, деятели массовой культуры должны обладать художественным вкусом и ориентироваться в своём композиторском и исполнительском творчестве на эстетические принципы профессионального искусства. В-третьих, эстрадные артисты должны осознавать и проявлять социально-культурную ответственность в своей работе и не столько стремиться к финансовому успеху, сколько к реализации высшего предназначения искусства, которое неизбежно приведёт их к слушательской любви и популярности. В-пятых, своих поклонников эстрадные артисты должны рассматривать не как материальный источник, а как объект их образовательной, воспитательной и просветительской деятельности. В-шестых, популярный артист должен проявлять уважение к обществу в целом и при этом быть требовательным как к своей профессии, так и к коллегам по цеху.
Решение проблем современной эстрадной музыки во многом лежит в русле повышения значимости этого рода искусства, которое в свою очередь смещает ориентиры популярных артистов и их поклонников в сторону серьёзного содержания, широкого арсенала средств художественной выразительности, повышения качества звучащих со сцены песен. Целевой вектор массового искусства сегодня направлен на интеграцию в мировое вокально-исполнительское и композиторское творчество. Несомненно, диалог музыкальных культур, межпрофессиональное взаимодействие, заимствование методик и технологий одной сферы у другой, совместная художественно-творческая деятельность служит стимулом к ещё большей самореализации и познанию национальной и мировой сокровищницы искусства, к взаимопониманию между создателями и потребителями творческих «продуктов», к объединению всех участников социально-культурной жизни.
Однако для успешного решения современных задач, стоящих перед эстрадной музыкой, а именно - ориентацию на создание для слушателей качественного творческого «продукта» и несение артистами высокой социально-культурной, воспитательной и просветительской миссии, - представляется необходимым возродить некоторые национальные музыкальные традиции, обеспечившие стабильное эволюционное развитие академической музыки. Чтобы заметно повысить уровень отечественной популярной музыки и создать благоприятные условия регулирования процесса формирования у российского общества
Библиографический список
хорошего музыкально-эстетического вкуса и представлений расширения художественных представлений в соответствии с социально-культурными потребностями и накопленным в области эстрадного искусства ценностями, сегодня необходима большая планомерная и целенаправленная работа сообщества музыкантов, педагогов, учёных. Эрудированные, с широким мировоззрением, владеющие всем арсеналом вокальных выразительных средств и исполнительским мастерством музыкальные кадры сегодня крайне необходимы отечественной эстрадной культуре.
В современных социально-культурных условиях, при которых на первый план выходят экономические интересы и прагматизм, ведущие к потере морально-нравственных ориентиров в жизни общества, приоритетное значение в образовании и воспитании подростков должна стать забота об их духовном развитии. Система общего школьного образования направлена, в первую очередь, на развитие интеллектуальных способностей учащихся и зачастую оставляет в стороне их морально-нравственное, общекультурное воспитание. А между тем именно в среднем и старшем школьном возрасте происходит становление ценностных ориентиров, формирование художественно-эстетических предпочтений, в том числе и музыкальных. Искусство издавна оказывало облагораживающее воздействие на человека. И эстрадной музыке по силам справиться с этой миссией при условии, если популярный артист обладает такими важными качествами профессионального и личностного характера, как культура и высокие ценностно-смысловые и мировоззренческие установки, эстетический вкус и художественно-образное мышление, психологическая готовность к профессиональной деятельности, индивидуально-творческое развитие и готовность совершенствовать профессиональные компетенции музыканта-исполнителя, воспитателя и просветителя.
Современная система шоу-бизнеса отражает состояние, тенденции и перспективы развития эстрадной музыки, и перспективы станут реальными при условии осознания социально-культурной значимости популярного искусства и развитого чувства ответственности у деятелей массовой культуры. Только подлинно творчески-мыслящая личность, синтезирующая в себе различные организационные и коммуникативные формы, специальные музыкально-исполнительские и социально-психологические знания, практические навыки и умения, профессиональные компетенции, позволяющие достичь значительных высот в области деятельности, способна ответить всем требованиям, предъявляемым к эстрадной музыке.
Очевидно, что дальнейшее развитие музыкальной эстрады должно опираться на анализ и обобщение предшествующего творческого опыта и унаследованных композиторских и исполнительских традиций. Сегодняшние реалии социально-культурной жизни таковы, что содержательная и профессиональная составляющие эстрадной музыки должны основываться как на традиционных художественно-эстетических представлениях, так и поиске новых взглядов на искусство, соответствующих современным веяниям, тенденциям и духовным потребностям общества. Активизация музыкально-исполнительского процесса неизбежно ведёт к обнаружению невиданных ранее горизонтов художественно-творческого пространства, ориентиром в освоении которого может быть лишь осмысленность каждого деяния человека на земле. Чтобы добиться качественных изменений в области эстрадной музыки, следует задуматься о том, не «как» заниматься творчеством, а «зачем» писать и исполнять музыку на сцене. Обновление парадигмы эстрадного искусства, несомненно, сделает современную популярную музыку важнейшим феноменом социально-культурной жизни страны.
1. Рыбакова Е.Л. Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России. Диссертация ... доктора культурологии. Санкт-Петербург, 2007.
2. Кузнецов Е.М. Из прошлого русской эстрады. Москва, 1958.
3. Холопов Ю.Н. Гармония. Практический курс: учебник для специальных курсов консерваторий (музыковедческое и композиторское отделения). В 2-х частях. Часть II. Гармония ХХ века. Москва, 2003.
4. Иванов В.Д. Профессиональная подготовка студентов-музыкантов в области эстрадно-джазового искусства. Музыкальное искусство и наука в современном мире: теория, исполнительство, педагогика: сборник статей по материалам Международной научной конференции. Астрахань, 2016: 290 - 293.
References
1. Rybakova E.L. Razvitie muzykal'nogo iskusstva 'estrady v hudozhestvennoj kul'ture Rossii. Dissertaciya ... doktora kul'turologii. Sankt-Peterburg, 2007.
2. Kuznecov E.M. Iz proshlogo russkoj 'estrady. Moskva, 1958.
3. Holopov Yu.N. Garmoniya. Prakticheskij kurs: uchebnik dlya special'nyh kursov konservatorij (muzykovedcheskoe i kompozitorskoe otdeleniya). V 2-h chastyah. Chast' II. Garmoniya HH veka. Moskva, 2003.
4. Ivanov V.D. Professional'naya podgotovka studentov-muzykantov v oblasti 'estradno-dzhazovogo iskusstva. Muzykal'noe iskusstvo i nauka v sovremennom mire: teoriya, ispolnitel'stvo, pedagogika: sbornik statej po materialam Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Astrahan', 2016: 290 - 293.
Статья поступила в редакцию 04.06.18
УДК 378.1:7.071.2-057.875
Doronina O.V., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: o.v.doronina@mail.ru
Yagovets V.S., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: viton@inbox.ru
FORMATION OF TRAINING SYSTEM IN PROFESSIONAL TOURISTIC EDUCATION. Changes in the system of professional touristic education are considered in this work. Particular attention is paid to the effectiveness of the introduction of trainings in the education system. The experience of the Russian school of business trainings is generalized. The authors reveal theoretical foundations of training technologies. The researchers consider their own experience in organizing and conducting trainings for students in the field of educational curriculum of "Tourism": "Development of an individual tour", "Art of sales", "Foresight". The main contents of the study is an analysis of successful training options in the disciplines of the tourist profile. In conclusion, the most important knowledge, skills and knowledge acquired by the trainees are revealed.
Key words: training, competence approach, theory of education, direction of training "Tourism", business games.
О.В. Доронина, ст. преп. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, Е-mail: o.v.doronina@mail.ru
В.С. Яговец, ст. преп. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул. Е-mail: viton@inbox.ru
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТРЕНИНГОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ТУРИСТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье рассмотрены изменения в системе профессионального туристского образования. Особое внимание уделено эффективности внедрения тренингов в систему обучения. Обобщается опыт российской школы бизнес-тренингов. Указываются теоретические основы тренинговых технологий. Авторами рассматривается собственный опыт организации и проведения тренингов для обучающихся по направлению подготовки «Туризм»: «Разработка индивидуального тура», «Искусство продаж», «Форсайт». Основное содержание исследования составляет анализ успешных вариантов тренингов по дисциплинам туристского профиля. В заключении раскрываются приобретаемые обучающимися в результате тренингов важнейшие знания, умения и навыки.
Ключевые слова: тренинг, компетентностный подход, теория обучения, направление подготовки «Туризм», деловые игры.
Развитие современной рыночной экономики и обеспечение устойчивости финансовой системы туристического бизнеса требует, среди прочего, высокого уровня практических навыков, грамотности и экономической активности выпускников. В современных условиях профессиональная активность и мобильность, умение легко находить и использовать информационные ресурсы является основой профессиональной успешности выпускников.
В последние годы, наблюдается устойчивая тенденция роста доли работодателей, которые хотели бы рекрутировать специалистов с уже сформированными практическими навыками и компетенциями. Поэтому особую актуальность приобретает задача повышения практических навыков обучающихся по направлению подготовки «Туризм».
Одновременно с этим, система высшего образования России переживает этап серьёзной модернизации. Переход на уров-невую систему подготовки кадров, использование компетент-ностного подхода при разработке образовательных программ и рабочих программ дисциплин (модулей) требуют постоянной проработки и обмена опытом в образовательном сообществе, в том числе в сфере, связанной с методикой проведения учебных занятий.
Образовательная модель, основанная на компетентностном подходе к обучению студентов, потеснила традиционную информационную модель обучения, поставив под сомнение основной её принцип: «Хорошие теоретические знания предмета - гарантия востребованности специалиста».
Работодатели, давая оценку подготовки выпускников, недвусмысленно обозначают приоритет компетенций, связанных с практическими навыками специалистов в области туризма. Необходимость следовать за актуальными тенденциями рынка, требует пересмотра методов, форм и содержания традиционного профессионального туристского образования. В педагогической науке всё чаще используется такая форма работы с обучающимися как тренинг.
Тренинг - это один из самых эффективных методов обучения для взрослых людей. И хоть термин «тренинг» (от англ. -train, training) в русском языке имеет ряд значений: воспитание,
обучение, подготовка, тренировка, дрессировка, точного эквивалента ему всё-таки нет. На сегодняшний день не существует единого определения понятия тренинга. Чтобы комплексно его сформулировать, предлагаем рассмотреть несколько вариантов определений:
• «Тренинг - многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека и группы с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека» [1, с. 13].
• «Тренинг - это специфическая форма групповой психологической работы с людьми. Его ключевая идея - использование феномена взаимовлияний участников (так называемых горизонтальных связей) для достижения успеха в их обучении и личностных изменениях» [2, с. 11].
• «Тренинг - это запланированный заранее процесс, цель которого изменить отношение, знания или поведение участников с помощью обучающего опыта, и направленный на развитие навыков выполнения определённой деятельности или нескольких видов деятельности. Цель тренинга в рабочей ситуации состоит в том, чтобы развивать способности личности и удовлетворять текущие и будущие потребности организации» [3].
Несмотря на отсутствие общепризнанного определения понятия «тренинг», большинство авторов выделяют следующие отличительные его признаки:
• краткосрочность обучения (от нескольких часов до нескольких дней);
• обучение одного человека либо небольшой группы до 12-16 человек;
• интенсивный характер обучения и обилие разнообразных упражнений для участников;
• формирование личностных и/или деловых умений, навыков человека.
Тренинг как форма обучения и развития прошёл длинный исторический путь и по праву считается эффективным. Тренинги можно классифицировать по психологической теории обучения, которая лежит в их основе. К наиболее распространённым из них относятся: гуманистическая психология, гештальт-модель, психологическая теория поля К. Левина, психодинамический