Научная статья на тему 'ЭСТЕТИКА ВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА В МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЯХ'

ЭСТЕТИКА ВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА В МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5071
579
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
визуализация / социальные сети / визуальный контент / бренд / маркетинг

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шумакова Елена Артемьевна

Данная статья посвящена визуальному контенту социальных сетей бренда. В работе рассмотрена классификация и требования к визуальным элементам, основные тенденции в визуализации. На примере сообществ операторов сотовой связи в социальной сети ВКонтакте выявлены особенности визуального контента для продвижения, рассмотрены наиболее значимые примеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭСТЕТИКА ВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА В МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЯХ»

6. Лесные вести в Бурятии [Текст] : газета. - Улан-Удэ, 2018.

7. Рыжикова, Л. Н. Основные тенденции развития и становления корпоративных СМИ в России [Текст] / Л. Н. Рыжикова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - № 7 (47). - С. 117-121.

8. Сидорова, Т. И. Корпоративная пресса России. Опыт исторического анализа [Текст] / Т. И. Сидорова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - № 1 (1). -С.160-177.

9. Спасатель Бурятии [Текст] : газета. - Улан-Удэ, 2018.

10. Чемякин, Ю. В. Российские корпоративные медиа: современные тенденции и перспективы развития [Текст] / Ю. В. Чемякин // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2013. - № 4 (119). -С. 95-103.

Ленхобоева Татьяна Робертовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры «Медиакоммуникации» ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления», г. Улан-Удэ, Республика Бурятия, [email protected].

DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10221

Е. А. Шумакова

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

ЭСТЕТИКА ВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА В МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЯХ

Данная статья посвящена визуальному контенту социальных сетей бренда. В работе рассмотрена классификация и требования к визуальным элементам, основные тенденции в визуализации. На примере сообществ операторов сотовой связи в социальной сети ВКонтакте выявлены особенности визуального контента для продвижения, рассмотрены наиболее значимые примеры.

Ключевые слова: визуализация; социальные сети; визуальный контент; бренд; маркетинг.

Согласно исследованиям, проведенным Visual Teaching Alliance [8]:

1. Мозг обрабатывает 36 000 визуальных сообщений в час.

То, что мы видим, оказывает сильное влияние на то, что мы делаем, как мы чувствуем и кто мы есть. Благодаря опыту и экспериментам мы постоянно улучшаем наше понимание визуального мира и того, как он на нас влияет. Психолог Альберт Мехрабиан продемонстрировал, что 93 % общения - невербальные. Исследования показывают, что человеческий мозг одновременно расшифровывает элементы изображения, в то время как язык декодируется в линейный, последовательный способ, требующий больше времени для обработки. Наш мозг по-разному реагирует на визуальные раздражители. Благодаря миллионам лет эволюции мы генетически запрограммированы иначе реагировать на визуальные изображения, чем на текст. Например, у людей есть врожденная любовь к изображениям широких открытых ландшафтов, которые вызывают мгновенное чувство благополучия и удовлетворения. Люди думают картинками. Джон Бергер [4], теоретик СМИ, пишет в книге «Ways of Seeing» (1972): «Восприятие предшествует словам. Ребенок смотрит и узнает, прежде, чем он может говорить». Те самые визуальные элементы, которые нас привлекают и которые так быстро поглощают, не только более

эффективно и действенно передают данные, но и влияют на нас эмоционально. Например, исследования показывают, что воздействие красного цвета может повысить наш пульс и частоту дыхания.

2. Визуальный контент оказывает влияние менее чем за 1/10 секунды.

Графическая коммуникация стала более распространенной, чем когда-либо прежде.

Графика делает то, чего не может сделать только текст. Она быстро влияет на нас как когнитивно, так и эмоционально:

1) Познавательно: графика ускоряет и повышает уровень нашего общения. Она улучшает понимание и запоминание. Визуальные подсказки помогают нам расшифровать текст и привлечь внимание к информации, увеличивая вероятность того, что аудитория запомнит материал.

2) Эмоционально: изображения усиливают или влияют на эмоции и отношения. Графика вовлекает наше воображение и усиливает наше творческое мышление, стимуляцию других областей нашего мозга (что, в свою очередь, приводит к более глубокому и точному пониманию представленного материала). Не секрет, что эмоции влияют на принятие решений. Поведенческие психологи согласны с тем, что большинство наших решений основаны на интуитивном суждении и эмоциях. Таким образом, визуальный контент обрабатывается в 60 000 раз быстрее, чем текст. Понимание публикой представленного материала, мнение представленного материала и докладчика, а также их эмоциональное состояние являются решающими факторами при принятии любого решения. Без сомнения, графика сильно влияет на решения аудитории. Тот, кто должным образом владеет этим видом мышления, имеет огромное преимущество перед конкурентами.

3. 90 % информации, передаваемой в мозг, является визуальной.

Сколько раз вы слышали: «Я не верил этому, пока не увидел». Исследования показывают, что старая поговорка «увидеть - значит поверить» в основном верна. Конечно, мы знаем, что тем, что мы видим, можно манипулировать, но дело в том, что визуальные образы убедительны. Стэнфордская лаборатория убедительных технологий опросила 2440 участников, как они оценивают надежность веб-сайтов, которые им показывают. Почти половина (46,1 %) заявили, что внешний вид веб-сайта был критерием номер один для определения достоверности представленного материала.

Способность визуальных стимулов к коммуникации и влиянию неоспорима и неизбежна. В процессе эволюции люди вынуждены просматривать и распространять визуальные эффекты.

Добавление визуального контента усиливает воздействие сообщения и укрепляет идентичность бренда. Людям нравится чувствовать близость к бренду, и многие бренды увидели преимущество в обмене неофициальными изображениями и фотографиями повседневных ситуаций, которые могут быть связаны с потребителем и где бренд представлен в неформальной обстановке.

Благодаря технологиям стало легко делать фотографии и обмениваться ими из любого места в любое время. Мир хорошо документирован, и люди обмениваются изображениями, как никогда раньше. Главная привлекательность визуального контента -это его способность очень быстро передавать сложные сообщения.

4. Мозг обрабатывает изображения в 60 000 раз быстрее, чем любой текст.

Визуальный контент обрабатывается лучше, и вызывает гораздо более быструю и

сильную реакцию, чем любой другой тип контента. С научной точки зрения, визуальные стимулы и эмоциональные реакции, такие как удивление, шок, счастье, вдохновение, замешательство, связаны в человеческом мозге, что приводит к созданию воспоминаний.

Типы визуального контента включают:

- изображения / комиксы / мемы;

- видеоролики;

- инфографику;

- gif-анимацию;

- презентации.

70 % компаний инвестируют в контент-маркетинг, который может включать в себя стратегии визуального маркетинга. Основная форма медиа, используемая в контент-маркетинге, - это видео. Четвертая часть маркетологов вкладывает средства в контент-маркетинг, связанный с продвижением продуктов, тогда как чуть более 20 % вкладывается конкретно в брендированный сторителлинг. Маркетологи тратят больше всего времени на создание контента для Facebook и веб-сайта своей компании соответственно. Дизайн и визуальный контент - самая большая проблема для 23,7 % контент-маркетологов. 32 % маркетологов считают, что визуальные изображения являются наиболее важной формой контента для их бизнеса, а блогинг занимает второе место (27 %). 80 % маркетологов используют визуальные ресурсы в своем маркетинге в социальных сетях. Только видео (63 %) также превзошло ведение блогов (60 %) по использованию в качестве маркетингового актива в социальных сетях. Когда люди слышат информацию, они, вероятно, запомнят только 10 % этой информации через три дня. Однако если релевантное изображение сочетается с той же информацией, люди сохраняют 65 % информации через три дня. На 11 % больше маркетологов B2C, чем маркетологов B2B, которые считают визуальный контент наиболее важным типом контента сегодня.

Современные исследователи считают, что, говоря о понятии «бренд», следует обращать внимание на его предназначение. Бренд должен вызывать ассоциации с товаром, быть олицетворением его сущности, содержать особый смысл, заложенный в товаре. Само слово «brand» означает «сорт», «качество». Он предназначен для того, чтобы остаться в сознании человека, вызывая положительные эмоции. На практике часто путают два близких определения: бренд и торговая марка. Нужно помнить, что не любой товарный знак способен стать брендом. Чтобы обрести этот статус, торговая марка должна обрести немалую популярность на рынке, а также доверие потребителей к качеству товара. Иными словами, бренд - смысл, который вкладывают в товар создатели [6].

Сегодня дизайн является не просто набором графических элементов фирменного стиля, а полноценным инструментом брендинга. Существует множество определений брендинга, предложенных такими исследователями, как Д. Огилви [7], М. О. Макашев [3], М. П. Мациканич [7], В. Л. Музыкант [5], Р. Б. Крюковский, В. В. Зотов [1] и др. Мы пользуемся определением Н. В. Каленской и Н. Г. Антонченко [2], согласно которому брендинг представляет собой совокупность методик, процессов, инструментов, стратегий, которые интегрируются в комплекс маркетинга и позволяют максимально удовлетворить потребности потребителей с целью получения дополнительного дохода организации. Брендинг включает в себя деятельность по созданию долгосрочного предпочтения товара, основанную на совместном воздействии на потребителя товарного знака, упаковки, рекламных обращений, материалов стимулирования сбыта и других элементов маркетинга, объединенных определенной идеей и фирменным стилем, выделяющими товар среди конкурентов и создающими его образ (бренд-имидж). Как мы видим из определения, брендинг зависит не только от эстетических особенностей элементов бренда, но и от таких деталей, как позиционирование и эмоциональная привлекательность, стоящих за ним.

Следующей группой компонентов является идентичность. Этимология слова происходит от позднелатинского identicus - «одинаковый, тождественный». Это понятие часто путают с идентификацией. В. Н. Домнин, анализируя понятие идентичности бренда, выявляет множество различных трактовок: идентификация бренда; идентификаторы бренда; индивидуальность бренда; личность торговой марки; отличительные черты и др. Он приходит к выводу, что большинство из них не позволяют обозначить сложность

и многогранность данного термина. Ключевым выводом В. Н. Домнина является определение идентичности как представления содержания бренда в смысловых и графических идентификаторах. Такие графические идентификаторы далее будем называть стилеобразующими инвариантами. Именно здесь проявляется важная функция графического дизайна - визуализация содержания.

С идентичностью непосредственно связано понятие позиционирования. В ситуации высокой конкуренции бренд не только должен обладать особой уникальностью, но также определить свое место среди конкурентов. С позиции идентичности бренда это выражается в виде множественной идентичности (архетипические подтипы), где, сохраняя базовый смысловой стержень, создаются различные интерпретации для разных целевых аудиторий. Такой подход отличается от прямой маркетинговой сегментации на основе рациональных характеристик (например, ценовой политики).

Айдентикой называют такой перечень элементов, которые компания использует, чтобы создать требуемый целостный образ в голове у покупателя. Айдентика делает компанию узнаваемой в глазах потенциальных клиентов. Использование фирменного стиля помогает выстраивать коммуникацию с другими представителями рынка. С помощью данных принципов айдентика делает товары и услуги, реализуемые компанией, уникальными в глазах покупателей. Выделяют несколько инструментов создания айдентики: типографика, цвета, логотип.

Наиболее традиционным является разграничение следующих видов визуального контента: иллюстрации; фотографии; инфографика; различные формы мультимедийного контента (видеоролики, клипы, инсталляции, флеш-анимация, слайд-шоу и т. п.) -материалы этого типа встречаются только в пространстве интернет-медиа [9].

Проанализировав сообщества операторов сотовой связи в социальной сети ВКонтакте, мы пришли к выводу, что бренды в равной степени уделяют внимание визуальному контенту, используют похожие инструменты, типологию и форму подачи. Одним из таких критериев является идентификация бренда: использование фирменного цвета, логотипа, типографики. Подробнее эти инструменты мы рассмотрели в теоретической главе нашего исследования. Приведем статистику использования элементов брендинга в визуальном контенте сообществ.

Исходя их этих данных, мы можем сделать вывод о том, что одним из ключевых показателей для визуального контента в социальных сетях является идентификация бренда, его узнаваемость, которая достигается за счет использования инструментов брендинга [10].

Далее мы рассмотрим наиболее распространенные форматы визуального контента в социальных сетях брендов сотовой связи.

Иллюстрации используются в сообществах чаще всего (84 публикации). Сегодня почти каждый проект графического дизайна использует уникальные иллюстрации, созданные художниками. Совмещение этих сфер особенно полезно для коммерческих проектов, которые пытаются выделиться среди конкурентов. Актуальность данного формата можно объяснить тем, что необычный рисунок или орнамент создают уникальный, но узнаваемый графический продукт. В иллюстрацию свободно можно интегрировать фирменный цвет, логотип, типографику и другие элементы брендинга.

Проанализировав публикации, мы отметили, что в каждой иллюстрации бренда присутствуют эти элементы (84 - фирменный цвет; 56 - логотип; 70 - фирменный шрифт; 12 - графические элементы бренда). Также стоит отметить реакцию аудитории в виде лайков и репостов на данный тип визуального контента.

МегаФон: изображение «Чемпионы наших сердец» (156 лайков, 4 репоста). Иллюстрация выполнена с использованием фирменных цветов бренда (зеленый и

фиолетовый), присутствует логотип компании и символика (три круга, которые в данном случае изображены в форме сердец).

Yota: изображение «концепт упаковки» (147 лайков). В иллюстрации использован фирменный цвет, логотип и продукт бренда, сим-карта.

Мультимедийный контент встречается в сообществах брендов в 76 публикациях (67 - видео, 9 - gif-анимация). О том, что видео является основным каналом трафика в социальных сетях, исследователи говорят последние несколько лет. Это подтверждается статистикой: для 68 % пользователей короткое видео - самый предпочтительный способ узнать о новом продукте или услуге. Объясняющие видео смотрит 96 % пользователей. При этом, зрители запоминают 95 % информации, а 49 % видео имеют продолжительность от 0 до 60 секунд (это число продолжает уменьшаться). За последние три года количество компаний, использующих видео как маркетинговый инструмент, увеличилось на 24 % - с 63 % до 87 %. Согласно исследованию Google, люди используют онлайн-видео вместо списков покупок, чтобы выбрать бренд или продукт, а также в целом чтобы чувствовать себя в магазинах комфортнее и увереннее. К видеоконтенту сообществ операторов сотовой связи мы относим не только рекламные видеозаписи, но и бекстейджи съемок, онлайн-трансляции, тематические подборки, а также gif-анимацию. К тематическим видеозаписям сообщества мы отнесли любые видеоролики, которые не являются прямой рекламой продукта, но так или иначе отображают деятельность компании. Например, в сообществе вышла серия роликов, посвященных различным странам и необычным местам, которые можно там посетить. В данном случае это не прямая, а скрытая реклама тарифа «Роминг, гудбай». Статистика реакций аудитории на публикации, в которых присутствует видеоконтент, позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день - это наиболее востребованный тип визуального контента.

В качестве примеров рассмотрим наиболее популярные записи в сообществах брендов. Мегафон: видеоролик «Смотри футбол на МегаФон.ТВ» (7 800 300 просмотров, 851 лайк). В видео популярный реп-исполнитель Влади (группа «Каста») предлагает прохожим на улице, в парикмахерской и в автобусе смотреть футбол через специальное приложение от компании «Мегафон». Визуальный эффект видео усиливается за счет присутствия корпоративного стиля. Молодой человек сидит на скамье, выполненной в фирменных цветах и атрибутике бренда (фирменные круги), в парикмахерской мужчины одеты в фиолетовые накидки, в автобусе репер держится за поручень в корпоративном стиле и т. д. Пользователь, который знаком с брендом, сможет без труда идентифицировать, кому принадлежит рекламируемый продукт.

МТС: видеоролик «За границей как дома» (2 963 700 просмотров, 1356 лайков). В данном ролике компания решила пойти дальше классического использования селебрити в видео, к которому все привыкли в традиционных рекламных кампаниях. В рекламе герои программы «Спокойной ночи, малыши!» Хрюша, Филя, Каркуша и Степашка отправляются в путешествие. Идентификация бренда происходит за счет наложения логотипа, фирменных заставок и использования красного цвета (цвет бренда «МТС»): сережки и головной убор Каркуши, костюм стюардессы, красный раритетный спорткар, в котором едут герои.

Фотографии в визуальном контенте сообществ операторов сотовой связи мы обнаружили в 26 публикациях. Помимо фотографий, созданных самим брендом, используются фото, которые присылают пользователи. Бренды ищут новые способы выделиться, благодаря этому визуальный контент меняется к лучшему. Компании взаимодействуют с покупателями через пользовательский контент и лидеров мнений для того, чтобы создавать визуальные материалы не для групп потребителей, а индивидуально для покупателей. Во время перенасыщенности рекламой, когда наше зрение автоматически блокирует ее восприятие, персонализированный

контент - это возможность поговорить со своей аудиторией через различные каналы. Отрицая универсальные подходы в маркетинге, бренды и компании выбирают более близкое, индивидуальное общение, и оно начинается с правильного подбора визуального контента.

Такой подход использует компания «Yota»: каждую неделю размещают в сообществе фотографии, сделанные пользователями бренда. Среди наиболее популярных: «коллекционер и его стикеры» (42 лайка, 2 репоста); «в дороге с любимой» (171 лайк). Использование UGC («User-generated content» - пользовательский контент) выгодно обеим сторонам - и компании, и пользователям. Компании оно выгодно получением фантастического количества свежих идей и уникального контента, к тому же, чаще всего он не требует серьезных денежных вложений. А пользователям позволяет сотрудничать с любимым брендом, выразить себя творчески, получая за это различные вознаграждения.

В визуальном контенте сообществ присутствуют мемы (8 публикаций). За последние несколько лет мемы превратились из смешных картинок в интернете в новый инструмент продвижения бизнеса. Именно за огромный вирусный охват мемы так интересуют интернет-маркетологов. Чаще всего в сообществах брендов такие публикации подаются в формате ньюсджекинга (ситуативного маркетинга). Ньюсджекинг - использование новостных трендов для повышения узнаваемости бренда и стимулирования продаж. Продвижение бренда происходит за счет актуальных новостей: политических, спортивных, культурных. Большинство информационных поводов остаются актуальными в течение дней или часов. Это подтверждает необходимость присоединяться к информационным волнам как можно раньше, чтобы полностью использовать их потенциал. Адресат видит отсылку к горячей новости, либо новому тренду в интернет-среде. Задача публикации -не только обыграть информационный повод, привлекая тем самым внимание аудитории, но также через это обыгрывание установить связь с продвигаемым брендом, что обусловливает продающий характер таких публикаций.

Подобный пример мы находим в сообществе «Мегафон» (430 лайков, 13 репостов): после ежегодной презентации компании Apple в сообществе бренда было размещено фото с подписью: «Как вам презентация? - Nu takoe» («ну такое» - трансформация выражения «так себе». Сначала оно превратилось в «ну такое себе» и какое-то время просуществовало в таком виде в качестве мема, а затем сократилось до «ну такое»). Бренд обыгрывает ситуацию, когда все пользователи компании Apple ежегодно ждут обновлений и технологических прорывов, но по факту на презентации этого не произошло.

Реже других типов контента мы обнаруживаем инфографику (3 публикации). Ярким примером служит инфографика, созданная во время Чемпионата мира по футболу в сообществе «Мегафон». После игр сборной России компания выкладывала статистику объема трафика на матче, количество минут продолжительности разговоров, количество зрителей и пользователей бренда.

Проанализировав реакцию аудитории сообществ на отдельные типы визуального контента, можно выделить популярность мультимедийного контента, в частности видео. Во-первых, информация через видеоролики воспринимается проще и быстрее, лучше запоминается. Во-вторых, с помощью видео проще воздействовать на эмоции человека и сформировать нужные ассоциации. В-третьих, в видео задействуется несколько каналов восприятия. Человек смотрит, читает и слушает, воспринимая информацию в тройном объеме. Такой формат контента удобен, интересен и наиболее релевантен для аудитории.

Отметим еще один формат визуального контента, на который аудитория реагирует лучше остальных - это мемы. Развлекательный контент в социальных сетях всегда оставался наиболее читаемым и просматриваемым, собирая основную реакцию в виде лайков, комментариев и репостов. Несмотря на то, что пользователи осознанно подписываются на станицы брендов, чтобы узнавать об актуальных акциях и скидках

или быть в курсе о новых товарах и услугах бренда, большинство из них не готовы к прямой и навязчивой рекламе. Аудитория ждет от бренда полезного и интересного контента. Интернет-мем как способ визуализации информации выполняет следующие функции: способен в значительной степени воздействовать на читателей того или иного информационного сообщения, формировать отношение аудитории к той или иной проблеме; помогает правильно воспринять текст и понять точку зрения автора, так как мем выполняет функцию невербальных средств коммуникации; мемы за счет своего сатирического характера способны построить прочную коммуникацию с читателями, привлечь внимание к материалу за счет своей узнаваемости.

Стоит отметить, что для рекламной коммуникации характерна широкая прецедентность (т. е. известность в данный период широкому кругу носителей языка). В силу того, что адресат в рекламном дискурсе массовый, современная интернет-реклама апеллирует к широкому кругу прецедентных феноменов. Их использование делает рекламу яркой и запоминающейся. При этом рекламист должен быть уверен, что рекламный текст или визуальное сопровождение, основанные на варьировании прецедентных феноменов, узнаваемы и адресат сможет считать их.

Проанализировав сообщества брендов в социальных сетях, мы выявили ряд функций прецедентных феноменов в интернет-рекламе.

1. Создание комического эффекта. Зачастую прецедентный феномен используется в интернет-рекламе с целью создания комизма: автор инициирует аллюзию к известной ситуации, обыгрывая ее в шутливой форме.

2. Создание эстетического эффекта. Иногда прецедентный феномен используется, чтобы добиться выразительности, экспрессивности высказывания. Автор использует прецедентный феномен для создания метафор, сравнений, олицетворений.

3. Создание диалога. Прецедентный феномен выступает как средство создания диалога с аудиторией, поскольку взывает к прошлому коммуникативному и культурному опыту. Упоминание в интернет-рекламе определенных реалий жизни, отсылка к персонажам книг, фильмов, знакомых аудитории, вызывает эмоциональный отклик.

4. Создание игрового эффекта. Прецедентный феномен выполняет важную функцию создания интеллектуальной игры и загадки. Поскольку он зачастую выражается через картинку или текст, а не прямо, необходимо понять, декодировать прецедентный феномен.

Публикациивформатеньюсджекингасиспользованиемпрецедентныхединицпозволяют решать несколько задач SMM-продвижения. Сообщества постоянно обновляются и пополняются, а яркие и запоминающиеся заголовки помогают в привлечении новой и удержании старой аудитории, что и является главной решаемой задачей. Взаимодействие прецедентных текстов с ньюсджекингом приводит к виральности, и благодаря этому о бренде узнает новая аудитория, которая может остаться с ресурсом.

Остальные виды визуализации, такие как фотография, иллюстрация и инфографика, в равной степени находят отклик у аудитории. Принимая во внимание ориентированность современных потребителей на зримый ряд объектов, который является сегодня одним из наиболее эффективных способов представления данных, визуализация углубляет процесс усвоения контента, объясняет сложные данные быстро и наглядно. Грамотно созданная визуализация освещает информацию там, где ее сложно изложить текстом.

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 1818-00007).

Список литературы

1. Балюта, П. А. Соотношение красоты и пользы в дизайне [Текст] / П. А. Балюта // ОНВ. - 2013. - № 5 (122). - С. 270-273.

2. Каленская, Н. В. Брендинг [Текст] / Н. В. Каленская, Н. Г. Антонченко. - Казань : Абзац, 2019. - 125 с.

3. Макашев, М. О. Регулирование организации брендинга в рыночных системах : дис. ... канд. эконом. наук. [Текст] / М. О. Макашев. - М., 2006. - 365 с.

4. Морозов, М. Д. Роль эстетики в веб-дизайне [Текст] / М. Д. Морозов, В. В. Романов // Вестник АГТУ - 2019. - № 2 (68). - С. 78-82.

5. Музыкант, В. Л. Формирование бренда средствами рекламы и PR. [Текст] /

B. Л. Музыкант. - М. : Экономистъ, 2014. - 606 с.

6. Овчинникова, Р. Ю. Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования. [Текст] / Р. Ю. Овчинникова. - М. : Юнити-Дана, 2009. - 240 с.

7. Огилви, Д. Огилви о рекламе [Текст] / Д. Огилви. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 240 с.

8. Семенец, Е. Ю. Логотип в системе брендинга организации [Текст] / Е. Ю. Семенец, Н. В. Федорова // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2014. - № 10. -

C. 93-97.

9. Симакова, С. И. Инфографика: визуализация цифрового контента [Текст] / С. И. Симакова // Вестн. Волж. ун-та им. В. Н. Татищева. - 2012. - № 3. - С. 219-226.

10. Шевченко, В. Э. Визуальная история как новый вид журналистского сообщения (на примере украинских журналов) [Текст] / В. Э. Шевченко // Журналистский ежегодник. - 2013. - № 2, Ч. 2. - С. 49-52.

Шумакова Елена Артемьевна - ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», факультет журналистики, преподаватель кафедры журналистики и массовых коммуникаций, е[email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.