■ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
На территории национального парка мольный» сохраняются хвойные, сменные и лиственные леса, болота и озе-Растительный и животный мир парка ак-іно изучается, но уже сейчас на его тер-•ооии заоегистоисювано около 800 видов
лексных, 28 - водных, 8 - зоологических, 38 - ботанических, 3 - геологических. Они обычно меньшей площади, но есть практически в каждом административном районе, поэтому сведения об их природе могут быть использованы учителями и школьни-
три из них (тюльпан ками, проживающими там
Биберштейна, володушка золотистая, гам-марбия болотная) нигде более в Мордовии не известны. Растительный и животный мир национального парка интересны тем, что здесь соседствуют многие северные и южные степные и лесостепные виды. Например, во флоре есть таежники: можжевельник обыкновенный, линнея северная, клюква болотная, кислица, шейхцерия болотная, а тюльпан, вишня степная, прострел раскрытый - представители степного элемента. Из животных в национальном парке обитают лось, рысь, бобр, куница,
Существующая сеть охраняемых территорий должна расширяться. Школьники под руководством учителей могут вести поиск новых территорий, подлежащих охране, изучать их животный и растительный мир. Так, участниких>рганизации «Зеленый мир» активно работают по проекту «Заповедные тропы Мордовии».
Несомненно, что необходимым условием для реализации национально-регионального компонента в преподавании биологии и экологии в школе являются хорошие знания животного и растительного мира, местной
лисица, белка, множество птиц и насекомых, флоры и фауны самим учителем. В связи с
в том числе редкие виды бабочек: аполлон, этим при подготовке будущих учителей био-
махаон, мнемозина (см.: Ямашкин А.А. и др. Мордовский национальный парк «Смольный». Саранск, 2000).
логии и экологии в вузовских программах должны быть предусмотрены специальные курсы. Трудно переоценить в этом плане роль парк в любое полевых практик по ботанике и зоологии.
(ремя года принимает на экскурсии школь-1иков и студентов. Сотрудники парка прово-игг экскурсии по интересным маршрутам. 1етом студенты университета проходят десь полевую практику, выполняют курсо->ые и дипломные работы. Парк располагает
Материал по флоре, растительности и животному миру Республики Мордовия в Мордовском университете включается в такие общие курсы, как «Ботаника», «Зоология», «Систематика растений», «Экология растений и животных», «География растений и живот-
возможностями летом разместить неболь- ных», «Охрана растительного и животного
шие группы школьников для провей туралистических исследований.
мира», «Местная флора и фауна». Для рабо тающих учителей через МРИПКРО необ
Кроме заповедника и национального пар- ходимо проводить не только теоретические Республике Мордовия имеется 9 заказ-
памятников природы
занятия, но и специальные полевые прак-
комп- тикумы.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ С Л АС СОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭРЗЯНСКОМУ ЯЗЫЮ
В ШКОЛАХ ДИАСПОРЫ
Р.Н. Бузакова, ведущий научный сотрудник МНИИЯЛИЭ, профессор
Эстетическое воспитание детей начи |ается с самого раннего возраста, когдг [етям покупают красивые игрушки. Ребе
Нарядные комнаты в яслях и детском саду, красочно оформленные книжки, яркая посуда, чтение сказок воспитателем или их
красивое платье,
реагирует не только на звук, но и на цвет рассказывание, пересказ сказок самими
детьми, заучивание стихов, игра в лицах сказок - все это развивает не только мыс-
© Р.Н. Бузакова, 2001
погремушек, костюмчик.
тттттжтштш®* 4,
лительные способности детей, но и их эстетический вкус*.
В начальной школе эстетическое воспитание также ведется через знакомство с лучшими народными сказками. Например, по программе для учащихся начальных классов диаспоры Ульяновской области на эрзянский язык отводится один час в неделю. На занятиях они в основном читают сказки мордовского народа, напечатанные в журнале «Чи-лисема». Дети приучаются различат» красивые и некрасивые сказочные образы, слушать сказочных персонажей, составлять их речевую характеристику. Определяется, каким тономГс какой интонацией говорят лиса, волк, медведь и другие животные. Выясняется, как надо читать, какие картинки куда подходят. Дети определяют черты характера героев: медведь - ленивый, косолапый, медлительный, лиса, наоборот, - увертливая, быстрая. У медведя голос грубый, у лисы - елейный. Выявление всех этих и многих других качеств спобоб-ствует не только развитию познавательных способностей ребенка, но и решению задач эстетического воспитания.
В этом плане очень полезна книга «Ев-ксонь кужо», составленная P.C. Кемайки-ной (жаль, что иллюстрации не цветные). Здесь представлен весь животный мир: лиса (ривезь), медведь (овто), собачка (кис-кине), кошка (псака), коза (сея), голубь (гулька), мышь (чеерь), ворона (варака), утка (яксярго), заяц (нумоло), лебедь (лок-сей) и др. Читая сказки, учащиеся знакомятся с животным миром. Они записывают в словарики названия животных, переводят на русский язык. Читают в лицах сказки, пересказывают содержание.
Большую познавательную роль в обучении эрзянскому языку в диаспоре играет книга А.И. Брыжинского «Лисьмаприне». Все тексты, включенные в это пособие, имеют целью прививать правильные навыки поведения, улучшать эстетический вкус. Книга имеется во всех школах Ульяновской области. Ее охотно читают учащиеся
начальных классов.
На конкурсе «Учитель года» учительница 2-го класса Высококолкинской школы Новомалаклынского района А.В. Игнатьева показывала с учащимися инсценировку по сказке «Калядыця верьгиз». Учащиеся
2001 йййййййййййййййййййййййййййййййййййййй^^^
очень хорошо говорили по-эрзянски. С большим художественным мастерством были изготовлены маски животных: волка, курочек, поросенка, бычка, жеребенка. Эта учительница заняла первое место на конкурсе, второе - учительница из Кузоватовского района К.И. Казанчева.
Хорошо поставлена работа по обучению эрзянском языку в Дубровской средней школе Николаевского района (В.Ф. Названова).
При знакомстве с окружающим растительным миром на улице или в комнате необходимо обращать внимание детей на цвет и форму листьев, цвета и оттенки цветов (ярко-зеленый, светло-зеленый, темнозеленый; желтый, светло-желтый, темножелтый: красный, багровый и т.д.). Форма листьев также разнообразна: овальные, круглые, продолговатые, изрезанные (пек керсевезь), сильно изрезанные (мазыйстэ керсевезь). Например, при знакомстве с папоротником следует дать его эрзянское название вирявань сурсеме (букв, «расческа богини леса»), показать, что сам лист состоит из нескольких отдельных л источмов и. действительно, имеет форму расчески.
Ковыль в эрзянских населенных пунктах называется вирявань прячерть (букв, «волосы богини леса»). И на самом деле, у этого злакового растения остья длинные, развеваются по ветру. У других злаков колос прямой, ость прямая, короткая.
Название ландыша по-эрзянски - кухонь понкст (букв, «кукушкины портки»). Легко убедиться, что листья ландыша похожи на штанины-порточки.
Интересно проследить за названиями деревьев липа «пекше» и дуб «тумо». Как по-русски «липа» звучит мягко, так и по-эрзянски пекше (глухие согласные и их созвучие с гласными переднего ряда). И древесина, и листья у липы мягкие - и звучание мягкое. Произношение же слова тумо «дуб» твердое, гласные здесь непереднего ряда. Звуковое оформление этого слова как бы соответствует твердости древесины и жесткости листьев.
При работе с растительным миром можно использовать мою книгу «Тикшень валке» («Словарь названий растений»), богато иллюстрированную цветными рисунками.
Эстетическое воспитание детей осуществляется и в домашнем кругу. Так, мапь-
чиков учили и учат водить лошадь по борозде, чтобы борозды были прямыми, а не зигзагами. Девочек - печь лепешки, пироги круглые, аккуратные, смазывать их молоком. яйцами, чтобы были гладкими, ровными. Также учили прясть, чтобы нить была ровная, тонкая. Мальчики должны были вить веревки, толстые, крепкие, без >тлов и утолщений Эго традиционное эстетическое и трудовое воспитание. А в настоящее время девочек учат вязать, вышивать.
В школе тексты для чтения должны быть интересными по содержанию, привлекательными по языку и стилю. К ним подбираются соответствующие наглядные пособия. Дтя развития устной речи учащихся можно использовать картины Ф В. Сыч-кова. В школах имеется набор репродукций «Трудный переход», «Учительница-мордовка», «Встреча героя» и др.
В школах диаспоры большое значение отводится кр\жковой работе. На занятиях можно использовать альбом «Степан Эрь-1я» Рекомендуется познакомить > чаших-ся с портретом самого скульптора, рассказа п. о его жизни и деятельности. Показать ск\льпт\рные изображения матери Эрь-)и, мордвина, боливийки, казашки, чилийки. Л. Толстою, А. Невского. Л. Бетховена (в старших классах)
Работа со словом - тоже эстетическое воспитание. В »том плане большмо воспи-
Ф
тательную роль играют пословицы, поговорки. загадки. Маши тешперь мооасо -черьбуюзо ушосо (морковь) - «Красна девица в темнице (букв, в темлеК а коса на \лнце». К с жен атя мооасо. с а кал он зо
9
т/осот (л\к) - «Сердитый дед в земле, а борода на \лице». А и чиреа оОирьва. к и а юты - су ркс казн (репейник) - «У дороги мо.тодч ха, кто ни пройдет - тому кольцо подарит». Вирьстэ серьгедсь. паносто верь, с Ось. тусь иневеОень томбалев (гром, молния) - «Из леса грянуч. в горах сверкнул, за морем скрылся ».
Во всей полноте фольклор эрзянского народа представлен в книге Л.В. Седовой «Пннгеде пингес вал».
Небезынтересно показать детям, что в эрзянском языке имеются слова, слово-
сочетания, которые скрывают прямое значение предмета или действия. Например. \ потребляются словосочетания ново маки в значении «гл> пый» (букв, пустой мак). чаво мешоксо риштязь «глупый» (б\кв. пустым мешком ударенный), письмар куда к ть ланга чаво мешоксо вачкодаь «глупый» (б> кв. по скворешне пустым мешком ударенный), понкст начтомс «портки намочить», карксамо ало енкс «часть тела ниже пояса», озаио /парка «место сидения», каракшатнэ а неить «глаза не видят» и др.
Эстетическому воспитанию учащихся
+ * способствуют и слова этикета. Приветствие утром: «Шумбрат. эйднем», «Паро валске, авай». «Паро ярсамо». Вечером: «Паро чокшне». «Паро удома». Во время прощания: «Паро ки ланго!» (Добрый путь!), «Сельмс-чамас понгозат!» (Пусть тебя заметят!). «Вастомазоиок! Неемазонок!» (До свидания!).
Учителям родного языка нравятся книги П. Зиновьева и Т. Зиновьевой «Цё-ковне» (для 2-го класса), «Чипайне» (для 3-го класса). P.C. Ширманкиной и В.П. Храмовой, а также Н. Ишуткина «Ютко шкасто».
Занятия по родному языку учителя проводят с большим интересом. Хорошо поставлена работа в Новомалаклынском районе: в Старобесовской средней школе (директор А.Ф. Сударева), в Александровской школе (О.Н. Волкова), в Высо-коколкинской средней школе (Л.Е. Ишты-
кова и др.), в Николаевском районе (в Добровской, Баевской (И.В. Кежваев), Губашевской и др.). В Николаевке в Доме детского творчества изготовляются детские игрушки - куклы в мордовских костюмах, сказочные герои.
Резюмируя изложенное, можно сказать, что в школах Ульяновской области занятия по эрзянском> языку ведутся на должном уровне и педагоги уделяют большое внимание эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Во
всех школах созданы краеведческие м>-зеи с экспонатами - предметами истории села.