Научная статья на тему 'Использование местной флоры и фауны в преподавании биологии и экологии от школы до вуза'

Использование местной флоры и фауны в преподавании биологии и экологии от школы до вуза Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
983
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование местной флоры и фауны в преподавании биологии и экологии от школы до вуза»

¡ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕСТНОЙ ФЛОРЫ И ФАУНЫ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ

ОТ ШКОЛЫ ДО ВУЗА

Т. Б. Силаева, доцент кафедры ботаники и физиологии

МГУ им. Н.П. Огарева,

В.М. Смирное, руководитель Республиканского общественного

экологического центра «Зеленый мир»

Растения и животные - важнейшие ком- 113 семейств. В их числе 14 видов из Красной книги России. В последние годы на территории республики известным русским бо-пищей и кислородом, используются для из- таником В.Н. Тихомировым сделаны важ-

поненты санитарной и эмоциональной среды жизни человека. Они обеспечивают его

готовления одежды, жилища, лекарств и пр.

В преподавании биологии и экологии от школы до вуза очень широко могут использоваться сведения о местной флоре и фау-

ные открытия двух новых для науки видов: манжетки Вента и манжетки чамзинской.

Фауна позвоночных животных республики насчитывает 38 видов рыб, 10 видов

не. В школе растения и животные родного земноводных, 7 - пресмыкающихся, 267 -

края изучаются на уроках экологии, бота- птиц и 63 вида млекопитающих. На терри-

нического и зоологического разделов био- тории Мордовии обитает 14 видов позво-

логии, во всех дисциплинах, связанных с ночных, входящих в Красную книгу России

изучением окружающего мира. Это дела- (см.: Каменев А.Г. и др. Состояние живот-

ет материал общеобразовательных дне- ного мира Мордовии//Интеграция образо-

циплин личностно значимым, позволяет формировать чувство Родины, бережное и уважительное отношение к природе, способствует эстетическому воспитанию. Для

вания. 2000. № 2. С. 44).

Хля реализации национально-регионального компонента в школьной программе нами разработана и опубликована програм-

достижения указанных целей наиболее эф- ма факультативного курса «Растительный фекгивны экскурсии в природу, которые пре- мир Мордовии», которая используется в д\ смотрены программами большинства школах республики.

перечисленных выше дисциплин.

На территории любого региона можно найти интересные объекты и маршруты, а

В последние годы школьники в разных формах привлекаются к выполнению научно-исследовательских работ. В них наибо-

в Мордовии - особенно. Ее растительный лее интересными и благодарными объек-

и животный мир богат и разнообразен. Это тами являются растения и животные. Уча-

объясняется пограничным положением на- щиеся охотно и увлеченно изучают биоло-

шей республики на стыке двух зон: лесов и гическое разнообразие, особенности биоло-

степей, на стыке Приволжской возвышен- гии редких видов животных и растений,

ности и Окско-Донских низин. На относи- сообщества растений и животных, их со-

тельно небольшой ее территории встреча- стояние и изменения под влиянием воз-

ются южнотаежные, смешанные леса, действия человека. Накоплен интересный

широколиственные леса, представленные дубравами, липняками, ясенниками, широко распространены насаждения мелколиственных пород - осинники и березняки. Сохранились степные участки, имеются луга, болота и озера. Обширные пространства занимают поля, сады и огороды. Во флоре республики зарегистрировано более 1 330 видов из 531 рода и

опыт выполнения таких работ на ежегодном Республиканском экологическом сборе школьников, проводимом начиная с 1994 г. на биологической станции Мордовского университета им. Н.П. Огарева. Очень удачным нужно признать место проведения сбора. Биостанция находится в одном из наиболее живописных мест Мордовского Присурья, отличающемся рекор-

© Т.Б. Силаева, В.М. Смирнов, 2001

дным ценотическим и видовым разнообразием живой природы.

Все участники сбора выполняют исследовательские работы. Перед этим школьники прослушивают образовательные циклы. Каждый цикл включает по 6 - 8 занятий, связанных обшей темой. Тема экологического сбора «Сура-2001» — «Экологическая ниша - профессия видов в сообществе». Образовательный цикл «Мир растений» включал следующие занятия: «Понятие о растительном сообществе», «Лес как растительное сообщество», «Основные типы лесов Мордовского Присурья», «Луг как растительное сообщество», «Особенности болотных сообществ», «Растительные сообщества Республики Мордовии, подлежащие охране», «Экологическая ниша -профессия вида в сообществе».

Образовательный цикл «Звуки земли» предусматривал знакомство школьников с разными группами животного мира Мордовского Присурья. Традиционно занятия этого цикла проводятся в форме ежедневных экскурсий непосредственно в разные типы лесных, луговых и болотных сообществ. Примечательно, что экскурсии проходят в том числе ранним утром и ночью для того, чтобы ознакомиться с группами животных, проявляющих активность в разное время суток.

Знания и навыки, полученные школьниками на сборах, используются ими при выполнении научных исследований. Уровень таких работ очень высок, о чем свидетельствуют призовые места, которые они занимают на различных конкурсах. Некоторые работы получали рекомендации к опубликованию и были опубликованы в научных изданиях.

В преподавании разных разделов биологии и экологии как на уроках. так и во внеклассной работе должен быть широко использован материал по особо охраняемым природным территориям региона. Чувство гордости у жителей Мордовии, в том числе у студентов и школьников, должно вызывать осознание того, что у нас на небольшой территории (26,1 тыс. км:) существуют сразу заповедник и национальный парк, имеющие относительно большую площадь для субъекта, расположенного в средней полосе России. По замечанию председателя комиссии Между-

народного союза охраны природы по охраняемым территориям, «охраняемые природные территории мира - это наилучшее наследство, которое мы можем оставить будущим поколениям, дабы быть уверен-ными, что для наших потомков по-прежнему доступны природа и все материальные и духовные богатства, в ней заключенные-(цит. по: Охраняемые природные территории: Материалы к созданию концепции системы охраняемых природных территорий России. М., 1999).

Мордовский государственный заповедник им. П.Г. Смидовича был образован в северной части Темниковского района в 1935 г. на площади в 32.2 тыс. га На его территории сохраняются хвойные, смешанные и лиственные леса, л\га по поймам

*

Мокши и ее притока Сатиса, озера и болота. В заповеднике зарегистрировано 736 видов сосудистых растений (см.: Бородина Н.В. и др. Сосудистые растения Мордовского заповедника. М., 1987), множество мхов, лишайников, грибов, в том числе виды, входящие в Красную книг) России: венерин башмачок настоящий, пыльцеголовннк красный, неоттианта клобучковая, водяной орех, или чилим, лишайник меннегазия пробуравленная. Животный мир заповедника также очень богат. В фауне - 59 видов млекопитающих, в том числе выхухоль, включенная в международную Красную книгу, эндемик России, а также бурый медведь, бобр, выдра, рысь, лось, волк. к\ни-ца, 8 видов летучих мышей. Здесь зарегистрировано 194 вида птиц, в том числе орел-могильник, орел-карлик, дербник. глухарь, филин и др.

Государственный национальный парк «Смольный» образован в 1995 г. в северо-восточной части Мордовии в Ичалковском и Большеигнатовском районах на площади 36,5 тыс. га. В отличие от заповедников, территория которых полностью изымается из хозяйственной деятельности, в национальных парках предусматривается выделение разных функциональных зон: заповедной, особо охраняемой и рекреационной. Наряду с охраной природы вторая важнейшая задача парка - экологическое воспитание, образование и просвещение населения, в перв\ю очередь студентов и школьников.

■ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

На территории национального парка мольный» сохраняются хвойные, сменные и лиственные леса, болота и озе-Растительный и животный мир парка ак-іно изучается, но уже сейчас на его тер-•ооии заоегистриоовано около 800 видов

лексных, 28 - водных, 8 - зоологических, 38 - ботанических, 3 - геологических. Они обычно меньшей площади, но есть практически в каждом административном районе, поэтому сведения об их природе могут быть использованы учителями и школьни-

три из них (тюльпан ками, проживающими там

Биберштейна, володушка золотистая, гам-марбия болотная) нигде более в Мордовии не известны. Растительный и животный мир национального парка интересны тем, что здесь соседствуют многие северные и южные степные и лесостепные виды. Например, во флоре есть таежники: можжевельник обыкновенный, линнея северная, клюква болотная, кислица, шейхцерия болотная, а тюльпан, вишня степная, прострел раскрытый - представители степного элемента. Из животных в национальном парке обитают лось, рысь, бобр, куница,

Существующая сеть охраняемых территорий должна расширяться. Школьники под руководством учителей могут вести поиск новых территорий, подлежащих охране, изучать их животный и растительный мир. Так, участниких>рганизации «Зеленый мир» активно работают по проекту «Заповедные тропы Мордовии».

Несомненно, что необходимым условием для реализации национально-регионального компонента в преподавании биологии и экологии в школе являются хорошие знания животного и растительного мира, местной

лисица, белка, множество птиц и насекомых, флоры и фауны самим учителем. В связи с

в том числе редкие виды бабочек: аполлон, этим при подготовке будущих учителей био-

махаон, мнемозина (см.: Ямашкин А.А. и др. Мордовский национальный парк «Смольный». Саранск, 2000).

логии и экологии в вузовских программах должны быть предусмотрены специальные курсы. Трудно переоценить в этом плане роль парк в любое полевых практик по ботанике и зоологии.

(ремя года принимает на экскурсии школь-1иков и студентов. Сотрудники парка прово-игг экскурсии по интересным маршрутам. 1етом студенты университета проходят десь полевую практику, выполняют курсо->ые и дипломные работы. Парк располагает

Материал по флоре, растительности и животному миру Республики Мордовия в Мордовском университете включается в такие общие курсы, как «Ботаника», «Зоология», «Систематика растений», «Экология растений и животных», «География растений и живот-

возможностями летом разместить неболь- ных», «Охрана растительного и животного

шие группы школьников для провей туралистических исследований.

мира», «Местная флора и фауна». Для рабо тающих учителей через МРИПКРО необ

Кроме заповедника и национального пар- ходимо проводить не только теоретические Республике Мордовия имеется 9 заказ-

памятников природы

занятия, но и специальные полевые прак-

комп- тикумы.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ С Л АС СОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭРЗЯНСКОМУ ЯЗЫЮ

В ШКОЛАХ ДИАСПОРЫ

Р.Н. Бузакова, ведущий научный сотрудник МНИИЯЛИЭ, профессор

Эстетическое воспитание детей начи |ается с самого раннего возраста, когдг [етям покупают красивые игрушки. Ребе

Нарядные комнаты в яслях и детском саду, красочно оформленные книжки, яркая посуда, чтение сказок воспитателем или их

красивое платье,

реагирует не только на звук, но и на цвет рассказывание, пересказ сказок самими

детьми, заучивание стихов, игра в лицах сказок - все это развивает не только мыс-

© Р.Н. Бузакова, 2001

погремушек, костюмчик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.