Научная статья на тему 'Национально-региональный компонент на уроках родного языка'

Национально-региональный компонент на уроках родного языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
346
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национально-региональный компонент на уроках родного языка»

4, 2001

угов и писателей? Да, мог. И гораздо боль-

Работа по созданию пособия «Русские

ше, чем мы предполагали. Более четырех писатели и мордовский край» начата Стро-

десятков имен русских литераторов, зна- ится оно в соответствии с федеральными

комство с творчеством которых включено программами по литературе: по классам и

в программу школьного курса русской ли- темам, что органично вписывается в сис-

тему уроков по литературе в 5 - 11 классах и дополняет материал федерального комплекта учебников. Внутри каждого раздела предлагается малоизвестный материал из биографии писателя, поэта, истории создания произведения, непосредственно связанный с нашим краем (но не только с натерритории современной Мордовии. Тре- территорией современной Мордовии), вос-тья группа литераторов - самая многочис- поминания, отрывки из произведений дан-ленная - писала о событиях, происходив-

тературы, так или иначе связаны с нашим краем. Одни из них - А.И. Куприн, J1.K. Та-тьяничева и др. - имели мордовские корни, являясь выходцами из Мордовии. Другие - М.Е. Салтыков-Щедрин, А.К. Толстой, JI.H. Толстой, A.C. Новиков-Прибой, А.И. Солженицын -бывали в Саранске или

ного автора и система вопросов, творческих заданий поискового характера.

Насколько нам известно, аналогов такого пособия в других регионах России, по крайней мере пока, нет. Поэтому считаем целе-ин, Ф.В. Гладков, A.C. Грин, Э.Г. Багриц- сообразным в процессе создания пособия

ших в нашем крае, делала героями своих произведений выходцев из мордвы. В эту группу входят A.C. Пушкин, А.М. Горький, А.П. Платонов, А.Г. Малышкин. К.А. Фе-

кий и др.

Все это вызывает повышенный инте-

еще в рукописи начать апробацию отде льных разделов непосредственно в школе. Прово-

рес у педагогов и заставляет искать новые дить эту работу взялись учителя-словес ники

пути повышения интереса к литературе у учащихся, активизации их познавательной

школы № 24 Саранска. По окончании апробации надеемся на появление предложений

еятельности. Во многих школах Саране- и рекомендаций относительно коррекции ма-

ка (№ 14, 20, 24, 35 и др.), а также районов республики словесники стали уделять

териала, иллюстрации, системы вопросов и заданий. Но уже сейчас видно, какой инте-

больше внимания внедрению националь- рес эта работа вызывает у филологов

но-регионального компонента на уроках литературы. Делаются попытки создания собственных программ по литературно-

Разработанные и разрабатываемые составляющие национально-регионального компонента ориентированы на республи-

му краеведению. Но любая из этих про- канский уровень, а также на мордовскую

грамм требует огромных усилий в поис- диаспору. Отражение специфики района,

ках конкретного материала. Назрела не- города, села целиком возлагается на учи-

обходимость разработки учебного посо- теля, который должен формировать у уча-

бия, в полной мере отвечающего зада- щихся чувство гражданина как своей ма-

чам сегодняшнего дня. лой родины, так и России в целом.

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

НА УРОКАХ РОДНОГО ЯЗЫКА

P.C. Ширманкина, доцент кафедры филологии Мордовского РИПКРО

В последнее время много внимания дующим образом: 1) путем введения учеб-уделяется вопросу о включении в образо- ных предметов, направленных на изучение

учащимися истории, культуры и природы родного края; 2) посредством подготовки

ваггельные программы школ национально-регионального компонента. Уже в началь-

учительдолжен формировать и проведения факультативных ку рсов кра-

у учащихся «чувство гражданина с малой родины». Это осуществляется

еведческого содержания, которые отражают специфику республики; 3) путем разра-

© P.C. Ширманкина, 2001

83

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ботки дополнений к федеральным программам в виде регионального аспекта в преподавании общеобразовательных предметов и др.

Содержание и объем национально-регионального компонента определены, в частности, такими программами и рекомендациями: «Национально-региональный компонент в образовательном процессе шко-

выков. для развития речи, материал в них выдержан с точки зрения воспитательной направленности и развития познавательной самостоятельности и активности учащихся. Кроме того, он содержит национальнорегиональный компонент.

Учебники для 5-го, 6-го, 9-го классов начинаются с материала о языке, его роли и значении в жизни человека: «Келесь -

лы» (Саранск, 1997); программы спецкур- ломанень ойме» («Язык - душа челове-

сов «История мордовской культуры» (Са- ка») (5-й класс); «Родной келесь» («Род-

ранск, 1997); программа для старших клас- ной язык») (6-й класс); «Эрзянь кель» -

сов общеобразовательной школы «Изобра- («Эрзянский язык») (9-й класс). Во всех

зительное искусство Мордовии» (Саранск, учебниках имеются тексты о жизни и дея-

1995)и др.

Среди учебных предметов, воспитывающих личность, формирующих в детях национальное самосознание, на первое место надо поставить родной язык, будь он русский, мордовский, татарский или дру гой. Язык - часть культуры народа, самый важ-

тельности знаменитых людей: ученых, писателей, артистов, певцов, художников, писателей и поэтов. Это тексты о Никуле Эркае (5-й класс), С. Эрьзе, известном мордовском борце Михаиле Борове, М.Е. Ев-севьеве (6-й); о М.Е. Евсевьеве, П.К. Лю-баеве, И.П. Кривошееве (7-й); А.Ф. Юр-

ный, базовый элемент национально-регио- тове (9-й класс).

нального компонента. В процессе обучения родному языку при анализе языковых явлений и фактов в качестве иллюстративного учителями привлекается самый разнообразный материал. Содержание национально-регионального компонента составляют. во-первых, материал учебников по родному языку с точки зрения наличия в

Разумеется, во всех учебниках в количественном отношении преобладают языковые упражнения, состоящие из отдельных предложений или отрывков из прозаических, поэтических произведений известных мордовских писателей и поэтов, устно-поэтического творчества мордовского народа. Выделяются упражнения, составлен-

них краеведческого материала; во-вторых, ные из пословиц и поговорок, загадок. Гак, в

иллюстративныи материал в виде отдельных текстов о Республике Мордовия, ее географическом положении, природных условиях. растительном и животном мире, природных явлениях и т.д.

Для анализа нами взяты учебники эрзянского языка, предназначенные для начального и среднего звеньев образования: традиционные «Эрзянь кель» для 2-го, 3-го и 4-го классов, «Тиринь кель» («Родной язык») для 2-го и 3-го, учебники эрзянского языка «Эрзянь кель» для 5-го (1989 г.). 6-го и 7-го (1991 г.), 8-го (1992 г.) и 9-го

учебнике для 5-го класса таких упражнений 3; 6-го - 4; 7-го - 6; 8-го - 5; 9-го - 5. В указанных учебниках отсутствует материал об исторических лицах и деятелях, о которых стали говорить только в последнее время: Пургазе, Акае Боляеве, Алене Арзамасской и др. Некоторые материалы устарели в связи с тем, что учебники были составлены и изданы около десяти лет назад.

Особенно удачными с точки зрения представленности национально-регионального компонента являются учебники «Тиринь кель» для 2-го и 3-го класса (авт. Н А. Ки-

(1994 г.) классов. Наряду с теоретически- пайкина). По указанным книгам ведется

ми сведениями по фонетике, лексике, фра- интегрированное обучение родному языку

эеологии, графике, орфографии, морфологии, В них заложены основы развивающего обу-

чения. На форзаце учебника для 3-го класса даны красочные рисунки национальной ник содержит научно-методический алпа- одежды, отдельных предметов и их час-

синтаксису. стилистике, культуре речи и общими сведениями о языке каждый учеб-

рат в виде языковых и речевых у пражнений и заданий для самостоятельной рабо-

теи: руця «легкая женская верхняя одежда, рубаха», панар «женская рубашка»,

ты у чащихся, для выработки умений и на- сюлгамо «застежка, шейная гривна».

икельга паця «запон, праздничный фартук». сорока «головной убор», пулай «пулай», эрь-ге керькс «про низ ка бус» и др. Имеются иллюстрации к сказкам, отдельным рассказам.

В учебнике соединены уроки чтения и грамматики. Задания к языковым упражнениям соответствуют возрасту учащихся, например: «Вспомните, какие птицы водоплавающие? Напишите их названия». Или: «Прочитать. Из данных слов выписать только названия деревьев»; «Написать и запомнить названия грибов»; «Сказать, на каких музыкальных инструментах играли в древние времена русские и мордва»; «Написать, разделив попарно, названия домашних животных». Даются упражнения с заданиями, включающими названия городов, сел, рек Мордовии. Выполняя их, дети знакомятся с природой, географическим положением, растительным и животным миром республики, обычаями, обрядами мордовского и других этносов. Конечно, здесь не рассматривается этимология слов - это делается в старших классах. Пока же учащиеся запоминают слова, обогащая тем самым лексический запас.

В том же учебнике дан материал о жизни и творчестве С.Д. Эрьзи. о Серафиме Люлякиной, Ф.В. Сычкове. Татьяне Би-биной.

Первое знакомство с творчеством мордовских писателей и поэтов > чащиеся также получают на уроках родного языка. Во всех учебниках по родному языку встречаются следующие фамилии: Ф. Чесно-ков. Я. Кулдуркаев, Я. Григошин. П. Глухов, Н. Эркай, Е. Пятаев. И. Кривошеев. А. Мартынов, А. Щеглов, В. Коломасов, С. Платонов, К. Абрамов, А. Куторкин. А. Моро, А. Доронин, А. Арапов и др.. т. е. всех тех, кто стоял у истоков мордовской литературы, а также фамилии современных писателей и поэтов.

А

2 о о 1 жжштжшж%тж,\у

ч

Кроме учебно-методической литературы: учебников, сборников диктантов и изложений, дидактического материала для разных классов, содержащих национально-региональный компонент. -у каждого учи-теля есть копилка с интересными текстами, которые при необходимости используются на уроках. Предварительно учитель анализирует тексты относительно их насыщенности орфограммами, пунктограммами. обращая внимание на познавательностъ краеведческого и культурно-этнического материала, разнообразие его тем и глубин) содержания. В дальнейшем это позволит еч> проводить многие виды диктантов: выборочных, зрительных, слуховых, объяснительных, предупредительных, контрольных.

Материалы с национально-региональным компонентом применимы в рагличных видах работы при проведении уроков развития речи, при написании сочинений.изложений, выполнении других > пражнений по самостоятельному построению текста Их темами могут быть следующие национальный костюм; национальные блюоа. еда. народные обычаи и обряды (рождение человека, вступление в брак, вступление в новый этап жизни - первый звонок, воинская присяга, первый экзамен, смерть, погребение и др.); народный календарь мордвы, промыслы и ремесла и т. д. Весь этот материал является национально-региональным компонентом и может привлекаться на уроках не только родного языка и Л1гтературы. но и истории, географии, ботаники.зоологии.

Очевидно, что поднятая нами тема требует дальнейшей разработки в плане «.одержания национал ьно-регионального компонента и в плане методики включения его в ткань урока. Особый интерес она представляет и при составлении новых у чебников по эрзянскому языку, потребность в которых давно назрела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.