Научная статья на тему 'Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка'

Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
866
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахрудинова Р. О.

Эстетическое воспитание, развитие речи, словообразовательная система, языковое чутье, выразительность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пахрудинова Р. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка»

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

© Пахрудинова P.O.*

Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала

Эстетическое воспитание, развитие речи, словообразовательная система, языковое чутье, выразительность.

Русский язык является вторым родным языком для учащихся - дагестанцев. В начальной школе закладываются основы образования и воспитания. А высокий уровень образованности, овладение теми богатствами духовного знания, которыми располагает наша страна, невозможны без знания русского языка. Русский язык - это язык дружбы и братства, язык науки и культуры, язык единой интернациональной семьи.

Постоянные занятия языком обогащают интеллект. Это и выбор наиболее точных лексических средств, и быстрое, безошибочное построение больших и малых предложений, связывание их в ткани текста; соблюдение лексических связей и обоснованности речи; это безграничное разнообразие синтаксических структур, окрашенных интонациями, позволяющими передавать тончайшие оттенки мысли. Через овладение языком, его лексикой, содержащей десятки тысяч общеупотребительных слов, его богатейшей словообразовательной системой, морфемикой, моделями, его грамматикой, образование форм и сочетание их в предложении - формируется собственно языковая способность человека, его эстетический вкус к слову, происходит становление личности.

Можно так определить цели школьного предмета «Родной язык»:

- воспитание и развитие личности ученика, привитие уважения и любви к родному языку, формирование языкового вкуса, «чутья языка», высокой культуры речи;

- развитие «дара слова» - практическое развитие речи - выражение своей мысли и понимание чужой;

- формирование и отработка (автоматизация через тренинг) языковых умений, аудирование - восприятие речи с полным пониманием, говорение - выражения своей мысли, письмо - графическая фиксация мысли и, наконец, чтения;

- изучение, анализ образцов - всего лучшего, что создано мастерами слова, самим народом (литература, фольклор);

- на основе работы по первым четырем целям - изучение, исследование, осознание языковой системы в ее функционировании;

* Доцент кафедры Дагестанских языков, кандидат филологических наук.

- применение языковой системы для овладения нормами литературной речи и ее выразительностью.

В формировании и развитии эстетической направленности на уроках русского языка большое значение имеет изобразительная деятельность. Она активно используется учителем в период предварительного устного курса, когда формируется определенный лексический запас, необходимый для речевой деятельности ребенка в дальнейшем. Ребенок, изображая предметы, явления и события окружающего мира, учится наблюдать и понимать их, видеть их красоту, давать им эстетическую оценку. Эстетическое восприятие развивает мир чувств ребенка. Формирует его эмоциональную сферу. Дети, наблюдая за происходящим вокруг, изображая увиденное, пытаются, так или иначе определить и нравственную ценность изображаемого. Овладение ребенком критериев красоты одновременно является и осознанием моральных критериев. Эстетические чувства, формирующиеся в процессе изобразительной деятельности, оказывают влияние на поведение и поступки детей.

Отображая жизненные факты в рисунке, ребенок развивается в познавательном отношении, развиваются его память, мышление, воображение. Изобразительную деятельность можно назвать самым массовым увлечением детей младшего школьного возраста. Практически все дети проявляют не только склонности, но и способности к изобразительному искусству, при благоприятных условиях эти способности могут успешно развиваться и совершенствоваться.

Изобразительная деятельность детей включается в разнообразные занятия детей: при усвоении новых слов, составлении предложений в коллективных играх, в подготовке и проведении праздников, внеклассного чтения и т.д. Дети готовят рисунки, а затем организуют выставки на темы: «Школа», «Мы трудимся», «Наш двор», «Любимые игры», «Мама на работе». Вся эта разнообразная деятельность может служить основой для воспитания эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности, повседневной жизни. В этой деятельности складываются взаимоотношения детей: они вместе обсуждают замыслы, планируют, как их осуществить, вместе действуют, помогая друг другу. Чтение рисунков как своих, так и товарищей помогает закреплению вновь усвоенных слов, переноса их из пассивного в активный словарь, развитию связной русской речи.

Педагог особое внимание уделяет организации и стимулированию наблюдений за нравственной стороной поведения человека, за его переживаниями. В процессе наблюдения, рассматривания картин, иллюстраций ребенок учится судить о переживаниях людей по внешним проявлениям, по мимике, позе, жестам людей.

Большое значение имеют темы детских рисунков. Эти темы могут быть самыми разнообразными. Но задания на темы, связанные с жизнью детей,

их непосредственным восприятием окружающего мира, следует считать наиболее важными для формирования личности ребенка.

Учитель может проиллюстрировать короткую историю из жизни детей их возраста. А конец истории дети должны проиллюстрировать сами. Если конец истории хороший, дети рисуют его яркими цветами, если нет, то и краски будут темными, или состояние героя можно связать с погодой: пасмурно, дождь, тучи, лужи.

У некоторых учителей начальной школы мы наблюдали такую постановку заданий: педагог предлагает ученикам нарисовать на одном листе две картинки - как надо поступать в жизни и как не следует себя вести. Сюжеты детских рисунков в этом случае выражают прописные истины, они повторяются у разных детей и слабо отражают жизненный опыт каждого ребенка. Надписи, сделанные под такими рисунками, чаще всего или полностью исчерпывают их содержание, или передают даже больше того, что выражено в изображении: «Хорошая девочка помогает маме, а плохая -нет», «Хороший ученик убирает класс, а плохой бросает бумагу под парту».

Такие задания помогают ребенку увидеть и понять, что в обычной, повседневной ситуации заключается нравственно-эстетический смысл, требующий от ребенка какого-то решения, выбора, соответствующего представления о жизни.

Это решение должно быть найдено изобразительными средствами через передачу на рисунке чувств и переживаний героев. Изобразительная деятельность помогает формировать у ребенка способности выделять и эстетически оценивать нравственные стороны отношений человека к жизни, учит его понимать и ценить доброжелательное и заботливое отношение к себе и другим людям.

Большое воспитательное и эстетическое значение имеет эмоциональная настроенность ребенка на восприятие красоты природы. Программный материал по русскому языку для дагестанской национальной школы расположен по календарно-тематическому принципу, что приучает учащихся наблюдать явления окружающего мира соответственно тому или иному времени года. Учитель организует наблюдение за наиболее яркими и характерными явлениями природы в тот или иной период года: осеннее желтение листьев, волнующая картина листопада, яркий зимний солнечный день, когда все блестит и искрится от выпавшего снега, снеготаяние, знаменующее приход весны. Сочетание личных наблюдений с текстами из учебников оставляет неизгладимое впечатление в душе ребенка. Целеустремленная работа учителя по организации наблюдений детьми явлений природы, знакомство учащихся с произведениями живописи и литературы, выполнение предречевых упражнений по развитию у детей языкового чутья, обогащению их речи новыми словами, словосочетаниями, раскрывают перед ними новые грани видения мира, обогащают чувства, речь детей, способствует воспитанию глубокого и тонкого понимания природы.

Нужно вводить детей в мир прекрасного с первых же дней, когда душа ребенка непосредственна и восприимчива, когда все новое и светлое глубоко западает в душу.

Богатый дидактический материал детских работ, творческих сочинений учащихся начальных классов показывает, с какой любовью и душевной точностью относятся дети к природе, какое эстетическое наслаждение получают они от обучения с природой, во время экскурсий.

Чем богаче становится душевный мир ребенка, тем глубже он начинает понимать природу, учится выражать свои мысли и чувства, тем больший интерес вызывает у него искусство и литература, окружающие жизнь во всех ее проявлениях.

В то же время знакомство с произведениями живописи, музыки поднимает младших школьников на новую, более высокую ступень их духовного развития, помогает им увидеть прекрасное вокруг, видеть красоту природы.

Список литературы:

1. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. - М.: Просвещение, 1987.

2. Давидова Е.К. Эстетическое воспитание на уроках чтения. - Начальная школа, 2003.

3. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / Сост. Г. С. Лаб-ковская. - М., 1983.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ИОЛЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-ТОЛЕРАНТНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Перфильева Л.П.*

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск

В статье описана актуальность и понятийное поле проблемы формирования коммуникативно-толерантных умений младших школьников. Проведенный нами анализ научно-методической литературы позволил дать определение коммуникативно-толерантным умениям.

На протяжении многих лет одной из ведущих проблем образования является сложности в общении школьников разных культур и националь-

* Аспирант кафедры Русского языка, литературы и методики преподавания русского языка и литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.