Научная статья на тему 'ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА ОСНОВЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЗБЕКИСТАНА'

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА ОСНОВЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
90
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
произведения искусства / эстетическое восприятие / эстетическое познание / эстетическое созерцание / художественное восприятие / информационная среда / художественная культура / комбинация. / works of art / aesthetic perception / aesthetic knowledge / aesthetic contemplation / artistic perception / information environment / artistic culture / combination.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ахмедова Назира Махмудовна, Каххарова Малика Равшан Кизи

в статье рассмотрено эстетическое восприятие произведений искусства Узбекистана, которые включают понимание и оценку, осмысление и навык реакции вкуса, механизм, представляющие общекультурные и личностные нормы социально-эстетического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC EDUCATION OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS ON THE BASIS OF ARTISTIC VALUES OF UZBEKISTAN

the article considers the aesthetic perception of works of art in Uzbekistan, which include understanding and evaluation, comprehension and skill of taste reaction, a mechanism that represents general cultural and personal norms of a socio-aesthetic nature.

Текст научной работы на тему «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА ОСНОВЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЗБЕКИСТАНА»

AESTHETIC EDUCATION OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS ON THE BASIS OF ARTISTIC VALUES OF UZBEKISTAN Akhmedova N-М.1, Kakhkharova M.R.2 (Republic of Uzbekistan)

1Akhmedova Nazira Mahmudovna - Doctor of Philosophy PhD in Educational Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF LIFE SAFETY, FACULTY OF MINING, NA VOI STATE MINING INSTITUTE, NA VOI; 2Kakhkharova Malika Ravshan kizi - Student, YEOJU TECHNICAL INSTITUTE, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article considers the aesthetic perception of works of art in Uzbekistan, which include understanding and evaluation, comprehension and skill of taste reaction, a mechanism that represents general cultural and personal norms of a socio-aesthetic nature.

Keywords: works of art, aesthetic perception, aesthetic knowledge, aesthetic contemplation, artistic perception, information environment, artistic culture, combination.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА ОСНОВЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

УЗБЕКИСТАНА Ахмедова Н.М.1, Каххарова М.Р.2 (Республика Узбекистан)

1Ахмедова Назира Махмудовна - доктор философии PhD по педагогическим наукам, доцент, кафедра безопасности жизнедеятельности, горный факультет, Навоийский государственный горный институт, г. Навои; 2Каххарова Малика Равшан кизи - студент, Технический институт Ёджу, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассмотрено эстетическое восприятие произведений искусства Узбекистана, которые включают понимание и оценку, осмысление и навык реакции вкуса, механизм, представляющие общекультурные и личностные нормы социально-эстетического характера.

Ключевые слова: произведения искусства, эстетическое восприятие, эстетическое познание, эстетическое созерцание, художественное восприятие, информационная среда, художественная культура, комбинация.

Произведения искусства Узбекистана и художественная культура Узбекистана неотделимы друг от друга. Детище художественной культуры общества, произведение искусства в ней живет и функционирует. В свою очередь, художественная культура Узбекистана немыслима вне произведения искусства Узбекистана, которое передается от поколения к поколению, от одной культурной эпохи к другой.

В то же время необходимо учитывать, что сокровища художественной культуры Узбекистана неизмеримо превышают возможности освоения их отдельным человеком. И приходится анализировать возникающие не только положительные, но и отрицательные тенденции в восприятии искусства.

В настоящее время студенты находятся в насыщенной информационной среде, поэтому появляется соблазн «пробежать взглядом» произведение искусства Узбекистана, приспособить его к современным нуждам, не утруждая себя дополнительной работой души. Будучи не востребованными, не подвергнутыми тому нравственному самоконтролю и очищению, к которому понуждает студентов искусство, духовные потенции молодого поколения скудеют, что способствует формированию нетворческой, негармоничной личности. А ведь наше общество заинтересовано в пробуждении инициативной, творческой личности с развитым чувством нравственного самосознания, чуткой совестью и жаждой справедливости. Надо отметить, что такую личность формируют различные стороны жизни общества, а отнюдь не одно искусство. Но искусство обладает особой силой воздействия на глубинные, «укромные» уголки человеческой психики и сознания.

Для того чтобы определить механизмы и результаты эстетического воздействия искусства Узбекистана на студентов высших учебных заведений, необходим всесторонний анализ художественного восприятия.

Понятие "эстетическое восприятие", применительно к функциональному, социально-психологическому аспекту искусства стало общепринятым [2]. Однако иногда оно вызывает возражения как не совсем адекватное для характеристики сложного, многосоставного процесса эстетического

познания, эстетического общения. Некоторые авторы предлагают радикальные меры: отказаться от этого понятия в пользу "эстетического созерцания" или "эстетического познания", при всем внимании к эстетическому созерцанию и сопереживанию, которые необходимы современной теории, едва ли можно ими обойтись [3].

Эстетическое восприятие не может не включать понимание и оценку, осмысление и навык реакции вкуса, механизм, в котором в снятом виде представлены общекультурные и личностные нормы социально-эстетического характера. Индивидуальное эстетическое восприятие определяется, прежде всего, предметом отражения, совокупностью его свойств.

Восприятие произведения искусства может быть как первичным, так и многократным. Первичное восприятие бывает подготовленным или не подготовленным, то есть начатым как бы с нуля знания о произведении искусства. Но собственно первой пробой для эстетического восприятия является вхождение в какой-то микро образ. Если студенты воспринимают произведение искусства в первый раз и если это восприятие не предуготовлено, то студенты исходят в формировании данного процесса не из образа-установки, не из представлений о целостном произведении, а из мгновенно схваченной и предварительно оцененной на интуитивном уровне части - художественно-образного компонента, создающего впечатление целого, точнее говоря, предчувствие целого. В визуально воспринимаемых произведениях искусства Узбекистана напряженность ожидания меньшая, здесь в большей мере господствует так называемое созерцание обретаемых, духовно присваемых личностью качеств.

Восприятие студентов зависит от интерпретаций, исторически сложившихся в культуре Узбекистана. Художественное восприятие, как полноценная, осознанная художественно-сотворческая деятельность, становится возможным только в период формирования личности. Поэтому в области восприятия искусства, в частности изобразительного искусства Узбекистана, проявляется усиленный интерес к портретному жанру.

В исследовании рассмотрено художественное восприятие студентами работ известных художников Узбекистана - У. Тансыкбаева, Н. Карахана (пейзажи); Р. Ахмедова, Т. Оганесова (портреты), Г. Абдурахманова, Р. Ахмедова, Б. Бабаева, М. Саидова, Р. Чарыева (бытовая тематика).

В работах известных художников Узбекистана наблюдаются: открытый цвет, яркий колорит, красочность, певучесть линий; поэтика форм; глубокое постижение жизни, ее нравственные и эстетические стороны; отражение мира интересов современника; разнообразие форм и стилей; соответствие реальной жизни; художественные формы на уровне целостного мышления; сила художественных образов, значительность художественной идеи; динамичность художественного мышления, смелость поисков живописно-пластических средств, обращение к поэтике, метафоричность, углубленный взгляд во внутренний мир современника, темы произведений большого социального звучания. Также анализированы художественно ценные произведения в творчестве современных мастеров живописи (обзор).

Художественные ценности в творчестве всемирно известных мастеров живописи Узбекистана: У. Тансыкбаева, Н. Карахана (пейзажи родного края); А. Абдуллаева, Р. Ахмедова, Т.Оганесова (портреты); Г. Абдурахманова, Б. Бабаева, М. Соидова, Р. Чарыева (бытовая тематика) и др.

Творчество У. Тансыкбаева - это размышление о человеке, обживающем бескрайние просторы. Эмоционально действенная пейзажная живопись. Глубоко правдивые образы родного края -Узбекистана, изобразительно выразительные, ярко приоритетные, декоративно насыщенные. Картины эпического и лирического пейзажа «Утро в горах», «В горах», «Осень в горах», «Март в Узбекистане», «Родной край» и др.

Работы Н. Карахана яркие, колоритные, чрезвычайно выразительные, декоративно насыщенные живописные пейзажи Узбекистана, поэтико-лирические картины: «Дорога в горах», «Вечер в горах», «Цветущая долина», «Маки цветут», «Золотая осень» (серия пейзажей) «Родной край», «Осень в горах» и

др. [1].

Рис. 2. Н.Карахан. Осень в горах. 1960 г.

Восприятие - анализ пейзажных картин: У. Тансыкбаева или Н. Карахана; сравнение осенних пейзажей, одноименных картин «Родной край» У. Тансыкбаева (рис. 1) и «Осень в горах» Н. Карахана (рис. 2).

В исследовании, также рассмотрено художественное восприятие студентами произведений пейзажной живописи молодых художников Узбекистана - Д. Имамова, Ш. Абдумаликова, Р. Шодиева и др.

Дана общая характеристика пейзажной живописи Узбекистана, представляющей художественные ценности Узбекистана. Как смотреть и понимать пейзажную картину. Показательное эстетическое восприятие и художественный анализ.

В портретном жанре рассмотрены работы народных художников Узбекистана - А.Абдуллаева, Р. Ахмедова, Т. Оганесова.

А. Абдуллаев - Портреты современников. Глубокий психологизм, эмоционально-образное раскрытие личности. Реализм и правдивость. Портреты: А.Хидоятова в роли Отелло, Сары Ишантураевой, Усто Ташпулата Арсланкулова, академика Айбека и др.; девочки Шахло, бабушки и внучки и др. Художественно-ценностное изучение одного из портретов.

Р. Ахмедов - Эмоционально-психологические портреты глубокого смысла и содержания. «Портрет мальчика», «Портрет старика в белом», «Весна», «Песня», «Материнское раздумье» и др. Художественно-эстетическое восприятие портрета (на выбор студентов).

Т. Оганесов - Своеобразие стиля и колорита. Глубина темы, трогательность сюжета. Незабываемость образов, их целостное раскрытие. «Девушка за чтением», «Женский портрет», «Счастье матери», «Портрет скульптора Макарова» (идейно-смысловое и художественно-эстетическое осмысление).

В живописи посвященной теме традиционного уклада жизни узбекского народа рассмотрены работы художников-жанристов: Г. Абдурахманова, Р. Ахмедова, Б. Бабаева, М. Саидова, Р. Чарыева и др.

Отражение в живописи значительных событий, характерных явлений жизни народа, красоты его деяний, внимание при этом духовному миру современника.

Анализированы картины с точки зрения эстетики, идейно-художественной характеристики: Г. Абдурахманова - «Свадьба», «Семья»; Р. Ахмедова - «Песня», «Утро. Материнство»; Б. Бабаева -«Весна», «Утро мастера»; М. Саидова - «Сбор винограда», «Аския», «Семья. Утро»; Р. Чарыева -«Беседа», также произведения бытового жанра художников Узбекистана последнего десятилетия: «Продавщица тюбетеек» Тохиржона Мирджалилова, «Навруз. Самарканд» А. Абдурахманова, «Сон» З. Шариповой и др.

Разработан план эстетического восприятия и художественного анализа картины бытового жанра живописи Узбекистана:

произвольное аналитическое изучение студентами тематического произведения любого художника Узбекистана (на выбор);

изучение художественно ценных произведений молодых художников Узбекистана; предоставление общей характеристики портретной живописи Узбекистана, представляющей художественные ценности Узбекистана, являющейся народными художественными ценностями Узбекистана;

составление основных компонентов эстетического восприятия художественного анализа портрета; составить образец восприятия - анализа художественного портрета (на выбор студентов); изучение образов матерей в портретах А. Абдуллаева, Р. Ахмедова, Л. Насреддинова (с обращением к портрету матери Рембрандта), в целях определения их художественных ценностей;

сравнение на предмет художественные ценности - портретов: Т. Оганесова - «Портрет скульптора Макарова» и С. Рахметова - «Портрет скульптора А. Хатамова»;

обсуждение произведений молодых портретистов Узбекистана: «Портрет Камилы». Акмаля Икрамджанова, «Незнакомка» Н. Шоабдурахимова (на дискуссионном уровне).

Таким образом, знакомство студентов с произведениями искусства Узбекистана и явлениями художественной культуры в определённой системе, приобретение навыков самостоятельного осмысления культурологического материала, собственное творчество в одном или нескольких видах художественной и эстетической деятельности - обязательные компоненты процесса освоения основ художественной культуры. Только взаимодействие и взаимовлияние всех названных звеньев сможет создать базу для глубокого и полного освоения, художественных ценностей Узбекистана представляющего мир художественной культуры.

Список литературы /References

1. Ахмедова Н.М. Формирование эстетической культуры студентов высших образовательных учреждений Узбекистана средствами искусства. Научный журнал. № 05(60). Изд. «Проблемы науки». М., 2021. С. 67-70.

2. Волков Н.Н. Художественное восприятие. М.: Просвещение, 1997. С. 283.

3. ТкемаладзеА. Вопросы эстетического воспитания. М.: Просвещение. 1987. С. 46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.