Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УЗБЕКИСТАНА СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УЗБЕКИСТАНА СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ / ОБЛАСТЬ ИСКУССТВА / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДУХОВНЫЕ СИЛЫ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ / ВДОХНОВЕНИЕ / ГАРМОНИЯ / ДУХОВНАЯ КРАСОТА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедова Назира Махмудовна, Кахарова Малика Равшан Кизи

В статье рассматривается формирование эстетической культуры студентов высших образовательных учреждений Узбекистана средствами искусства, в частности формирование оценок и вкусов, способствующих развитию художественного сознания, художественных потребностей, а также интереса к творческим способностям, а также обогащению эмоционального и ценного опыта в искусстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УЗБЕКИСТАНА СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УЗБЕКИСТАНА СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА Ахмедова Н.М.1, Кахарова М.Р.2

'Ахмедова Назира Махмудовна - доктор философии (PhD) по педагогическим наукам, доцент, кафедра безопасности жизнедеятельности, горный факультет, Навоийский государственный горный институт, г. Навои; 2Кахарова Малика Равшан кизи - студент,

группа PRI — 32 U, Технический институт Ёджу, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается формирование эстетической культуры студентов высших образовательных учреждений Узбекистана средствами искусства, в частности формирование оценок и вкусов, способствующих развитию художественного сознания, художественных потребностей, а также интереса к творческим способностям, а также обогащению эмоционального и ценного опыта в искусстве.

Ключевые слова: эстетическое освоение, область искусства, творческая деятельность, духовные силы, эстетическое наслаждение, вдохновение, гармония, духовная красота, гармония, эстетическое развитие, художественная культура, художественное впечатление.

УДК 37.032

Человек по натуре своей - художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту. Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Другими словами, человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создает произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое отношение человека к действительности обязано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание и переживание труда как игры физических и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного составляют фундамент эстетического развития личности [2]. Для того чтобы труд не превращался в тягость и обузу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухотворен высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени, вдохновением, увлеченностью. Гармония физических движений рождает внутреннюю духовную красоту, проявляющуюся в ритме, ловкости, четкости, радости, самоутверждении. Она воспринимается и оценивается личностью, как большая эстетическая ценность. Немало эстетических впечатлений может дать и дает деятельность учения. Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаимоотношениях между студентами и преподавателями вузов. Примитивные, черствые, неискренние отношения между людьми глубоко ранят личность человека и оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения педагогов к студентам, справедливая требовательность делают уклад жизни молодёжи воспитания в духе высокой эстетики и морали.

Художественные потенции человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве. Порожденное

человеческим трудом, искусство на определенном историческом этапе обособляется от материального производства в специфический вид деятельности как одна из форм общественного сознания. Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действительности.

Эстетическое развитие личности средствами искусства в педагогике принято называть художественным воспитанием [3]. Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что он должен стать художником-профессионалом или специалистом-искусствоведом. Помимо знания ряда художественных произведений, человек должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории того или иного вида искусства. Такое обогащение непосредственных художественных впечатлений знанием законов искусства и мастерства художника отнюдь не убивает (как это иногда утверждают) эмоциональности восприятия. Напротив, эмоциональность эта усиливается, углубляется, а восприятие становится более осмысленным.

Одним из средств, приобщения студентов высших образовательных учреждений к художественной культуре является проведение занятий для освоения изобразительного искусства. Они призваны развивать у студентов художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это, в свою очередь, требует научить студентов основам изобразительной грамоты, сформировать у них умение пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства. Основами реалистического изображения студенты овладевают благодаря обучению их таким средствам художественной выразительности, как фактура материала, цвет - линия объем, светотональность, ритм, форма и пропорция, пространство, композиция.

Важно обеспечить непосредственное ознакомление студентов с выдающимися произведениями изобразительного искусства и архитектуры Узбекистана, научить понимать выразительный язык художника, неразрывную связь содержания и художественной формы, воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства. С целью формирования у студентов представлений о жизненности искусства с ними проводят занятия: «Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя». «Искусство вокруг нас», «Ты и искусство», «Каждый народ — художник», «Изобразительное искусство и мир интересов человека», «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека».

Большую роль в формировании художественной культуры студентов играет пейзажная живопись Узбекистана. Пейзажная живопись Узбекистана - один из определяющих жанров и разделов изобразительного искусства Узбекистана, с чертами высокой художественности. К примеру, живописные пейзажи в творчестве Н. Карахана. [1].

Художественный дар Н. Карахана - это одновременно и талант, и огромный труд. Так как искусство во многом близко ремеслу, в нем сочетается безусловное природное дарование и простые технические навыки, без которых настоящего художника никогда не будет. Именно сочетание дарования и неустанного ежедневного труда дает миру самых ярких и одаренных художников, как Н.Карахан.

Николай Георгиевич Карахан - неудержимый путешественник по Средней Азии, упорно изучающий ее природу.

Его пейзажные картины: «На берегу Аму-Дарьи», «Вечер в горах», «Пшеничные поля», «Дорога на Нанай», «Последний луч», «Золотая осень» [1]. Это -незабываемые, глубоко поэтичные пейзажи, отличающиеся своим своеобразным и особенным колоритом. В каждой пейзажной картине свой жизненный строй, своя неповторимая композиция, особенный колорит и культура цвета, его собранность, личность художника.

Рассмотрим одно из великолепных работ Н. Карахана «Золотая осень» (Рис. 1). Тематика: образ яркой золотой среднеазиатской осени. Сюжет очень прост: среднеазиатский горный пейзаж, осенний, такой знакомый, близкий и родной. Акцент - недолгая золотая среднеазиатская осень в своем зените, в разгаре осенней красоты.

На переднем плане: золотисто-желтые деревья; чуть приметная дорожка, бегущая в глубь пейзажа; бурые камни, обрисованные четко и ясно; валуны - серо-синие, громоздкие; трава, опаленная знойным солнцем, усыхающая, неприглядная; кусты, кустики, по-осеннему багряные; деревья (платаны-чинары) - кумачовые да золотистые, ярко-желтые.

На заднем плане: стена могучих пафосно-грандиозно-торжественных гор в приятной, мягкой сине-голубой дымке; на горах - загадочные зеленые точки - островки еще зеленых лесов и прекрасных рощ.

Над вековыми могучими горами, пышными лесами и еще зеленеющими рощами -небо удивительно нежной голубизны, с белыми небольшими пучками-облаками, слегка освещаемыми лучами солнца. Изображено наступление теплого, ласкового и приятного осеннего вечера в горах, что показано следующим образом: солнечные лучи медленно скользят по вершинам гор, и ложится густая прохладная тень от деревьев - видно, что день идет к концу.

Картину особенно заполняет пышный золотой свод крепких и могучих деревьев. А если дать волю смелому творческому воображению, то встают горы - великаны, могучие и вечные, как надежный страж всего происходящего в природе, в жизни горных жителей, всего прекрасного в окружающей действительности. Еще больше смелого воображения -и приходит мысль: все, что изображено, есть не что иное, как красота. И, действительно, пейзаж изображен в его реальной красоте, к тому же торжественно, радостно, с огромной любовью, с искренним восхищением и любованием эстетикой природы.

Осведомление о расцвете пейзажного жанра живописи Узбекистана, развитие и активизация художественно-эстетического интереса к высокохудожественной пейзажной живописи, способности восприятия-анализа адекватно ценностного отношения, отражение и передача своих впечатлений, знаний, приобретенных художественных интересов - формирует эстетическую культуру студентов.

Художественные ценности Узбекистана, представляющие важную основу художественной культуры Узбекистана - фактор не только совершенствования художественной культуры личности, но и личностного развития в целом, в том числе, профессионального в первую очередь, для будущих преподавателей (учителей) гуманитарного профиля.

Рис. 1. Н. Карахан «Золотая осень»

Список литературы

1. Абдуллаев Н.У. Пейзажная живопись Узбекистана. Т.: Изд-во лит. и иск-ва им. Гафура Гуляма, 1975. 47 с.

2. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблеме эстетического воспитания / Кн. для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 1997. 200 с.

3. Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание. М.: Знание, 1999. 65 с.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ЛИДЕРСТВА

Шаропова З.Ф.

Шаропова Зубайда Фозиловна - доцент, кафедра физической культуры и спорта, Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: недостаточное исследование во многих областях лидерства составляет актуальность статьи, которая позволяет познакомиться с различными подходами в построении теорий происхождения лидерства и рассмотреть его современные модели, а также изучение лидерства в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: лидерство, проблема, концепция, современные модели.

Проблема лидерства изучается многими учеными в разных дисциплинах; интерес исследователей закономерен - в человеческом обществе существуют различные группы, непременным атрибутом которых, на определенном этапе развития является выдвижение лидера. Важность изучения лидерства обусловлена и силой его влияния на развитие группы. Формирование активной жизненной позиции личности предполагает ее оптимальную включенность в коллектив и исполнение лидерских функций.

Актуальность изучения лидерства обуславливается современными подходами к лидерству, тем, что необходимо учитывать психологические и личностные особенности лидера, а так же характер взаимоотношений, который во многом определяется, как способность лидера принимать во внимание отношение к нему от подчиненного коллектива. Для этого необходимо сформировать у лидера рефлексивное отображение восприятия подчиненными его основных качеств, без чего межличностное и деловое общение будет неэффективным, и в то же время управленческие решения будут страдать определенной односторонностью.

Важность постановки проблематики лидерства обусловлена факторами:

- недостаточное наличие исследований во многих областях лидерства;

- крайне низким уровнем профессионализма современных руководителей, что влечет за собой малоэффективность деятельности организации.

Каждому руководителю необходимо уметь определять средства, за счет которых он будет достигать цели и методы контроля при достижениях целей, а так же уметь ставить задачи. От того, насколько эффективно руководитель умеет управлять мнением коллектива, зависит его успешное руководство.

Концепция атрибутивного лидерства опирается на теорию атрибуции, объясняющую причинно-следственную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной происшедшего. Атрибутивный подход к лидерству исходит из того, что выводы лидера в равной мере, как и поведение последователей, обусловлено реакцией лидера на поведение последних. Наблюдая за работой подчиненных, лидер получает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.