Научная статья на тему 'ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ В АСПЕКТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗГЛЯДА И Г. ПЕСТАЛОЦЦИ'

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ В АСПЕКТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗГЛЯДА И Г. ПЕСТАЛОЦЦИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эстетическое воспитание / Иоганн Генрих Песталоцци / компетенции / школьник / образовательная организация / воспитательное мероприятие / aesthetic education / Johann Heinrich Pestalozzi / competencies / student / educational organization / educational event

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саутиева Фатима Белановна

В статье рассмотрены аспекты эстетического воспитания в соответствии с педагогической системой швейцарского педагога И.Г. Песталоцци. Определены составляющие компоненты эстетического воспитания в образовательной организации и его взаимосвязи с семьей школьника, а также окружающей действительностью. Изучены образовательные и воспитательные мероприятия с учетом соответствующих компетенций и адаптации идей И.Г. Песталоцци для их достижения. Определена необходимость поэтапного погружения школьников в разносторонние аспекты эстетического воспитания, в том числе в рамках воспитательных процессов прикладного характера. Предложено методическое решение для систематизации педагогами образовательных организаций мероприятий, направленных на формирование эстетических навыков и соответствующих личностных качеств школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саутиева Фатима Белановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers aspects of aesthetic education in accordance with the pedagogical system of the Swiss teacher I.G.Pestalozzi. The components of aesthetic education in an educational organization and its relationship with the student's family, as well as the surrounding reality, are determined. Educational and educational measures have been studied taking into account the relevant competencies and the adaptation of the ideas of I.G.Pestalozzi to achieve them. The necessity of gradual immersion of schoolchildren in the diverse aspects of aesthetic education, including in the framework of educational processes of an applied nature, is determined. A methodological solution is proposed for the systematization by teachers of educational organizations of activities aimed at the formation of aesthetic skills and relevant personal qualities of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ В АСПЕКТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗГЛЯДА И Г. ПЕСТАЛОЦЦИ»

Задача 1. В первый день в магазине продали 12 кг сахара, а во второй день на 18 кг больше, чем в первый день. Сколько кг сахара продали во второй день?

Задача 2. В первый день туристы прошли 12 км, а во второй день 18 км. Сколько всего прошли туристы за 2 дня?

Рассмотрим пример четвертого приема - выбор вопроса к условию задачи.

Задача: В магазины доставили свежие огурцы: в «Пятерочку» 90 кг, в «Магнит» на 10 кг меньше, а в «Ленту» доставили столько, сколько в «Пятерочку» и «Магнит» вместе. Задание: выберите из предложенных вопросов тот, который соответствует условию задачи:

- Сколько всего огурцов доставили в магазины?

- В какой магазин больше всего огурцов доставили?

- Сколько всего фруктов доставили в магазины?

- Сколько всего огурцов доставили в Ленту?

Учащиеся выбирают вопрос и обосновывают свой выбор.

Например, школьники выбирают вопрос «Сколько всего огурцов доставили в Ленту?». После этого приступают к решению задачи.

1) 90 - 10 = 80( кг) - огурцов в «Магните».

2)90 + 80 = 170 ( кг) - огурцов в «Ленте».

Для решения текстовых задач ученики могут использовать прием прикидки результата, во время которого определяют интервал возможного результата. Использование данного приема помогает им понять условие и вопрос задачи и дать прогноз предполагаемого результата, то есть предположить больше или меньше какого-либо числа из данных должен получиться ответ задачи. Когда задача будет решена, прогнозируемый ответ сравнивается с итоговым ответом, т.е., осуществляется контроль и коррекция [1].

В процессе по формирования умения делать прикидку ответа учитель использует следующее учебное задание: «Пакет для продуктов в «Магните» рассчитан на 10 кг. Маша купила 2 кг 700 г зеленых яблок, 4 кг 100 г бананов и 3 кг 800 г груш. Сможет ли выдержать пакет?

После ознакомления с текстом задачи ученики предполагают, порвется пакет или нет, обращая внимание на указанный вес продуктов. Для подтверждения или опровержения данного предположения, ученикам необходимо выполнить арифметические действия. На первом этапе ученики переводят указанные в задаче единицы измерения веса фруктов в одни единицы измерения, то есть в граммы. Зная, что в 1 км=1000г, получают: 2700 г зеленых яблок, 4100 г бананов и 3800 г

Только после этого приступают к выполнению арифметических действий именованными числами.

1) 2700 + 4100 + 3800 = 10600 г или 10 кг 600 г - вес купленных продуктов.

После получения результата, происходит сравнение единиц измерения величин, то есть доказательство предложенного варианта ответа.

2) 10кг бООг > 10 кг. Это означает, что пакет может порваться.

Приведенные задания и перечисленные методические приёмы позволяют в процессе развития у младших школьников способностей решать текстовые задачи формировать умения и навыки планирования и прогнозирования. Учитывая, что актуальные образовательные стандарты акцентируют внимание на том, что младшие школьники обязательно должны планировать свои действия и контролировать правильность вычислений, данный комплекс методических приёмов может повысить эффективность реализации ФГОС НОО.

Выводы. Резюмируя вышесказанное, отметим, что использование предложенного комплекса методических приемов повысит эффективность формирования у младших школьников таких умений, как целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль и коррекция. Специальный подбор и конструирование заданий при этом должны учитывать логику преподаваемого учебного предмета и его содержание, а также специфику формируемых умений.

Литература:

1. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе. Развивающее обучение / Н.Б. Истомина // 2-е изд., испр. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009. - 288 с.

2. Мендыгалиева, А.К. Формирование у младших школьников умений планирования и контроля учебных действий в соответствии с поставленной задачей / А.К. Мендыгалиева, Н.В. Литвиненко // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2021. - Вып. 70. - Ч. 2. - С. 126-130

3. Одоева, К.А. Формирование у младших школьников универсального учебного действия прогнозирования / К.А. Одоева, O.E. Павозкова // Вестник магистратуры. - 2021. - № 6-3 (117).-С. 115-116

4. Русакова, Т.Г. Целеполагание педагога и младшего школьника в культуро-динамической системе содействия становлению духовного опыта ребенка / Т.Г. Русакова // Образование, общество, учитель: коллективная монография: в 2-х т. 2. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. - С. 134-148

5. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. - М., 1974. - 302 с.

Педагогика

УДК 371.44

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Саутиева Фатима Белановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ В АСПЕКТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ВЗГЛЯДА ИГ. ПЕСТАЛОЦЦИ

Аннотация. В статье рассмотрены аспекты эстетического воспитания в соответствии с педагогической системой швейцарского педагога И.Г. Песталоцци. Определены составляющие компоненты эстетического воспитания в образовательной организации и его взаимосвязи с семьей школьника, а также окружающей действительностью. Изучены образовательные и воспитательные мероприятия с учетом соответствующих компетенций и адаптации идей И.Г. Песталоцци для их достижения. Определена необходимость поэтапного погружения школьников в разносторонние аспекты эстетического воспитания, в том числе в рамках воспитательных процессов прикладного характера. Предложено методическое решение для систематизации педагогами образовательных организаций мероприятий, направленных на формирование эстетических навыков и соответствующих личностных качеств школьников.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, Иоганн Генрих Песталоцци, компетенции, школьник, образовательная организация, воспитательное мероприятие.

Annotation. The article considers aspects of aesthetic education in accordance with the pedagogical system of the Swiss teacher I.G.Pestalozzi. The components of aesthetic education in an educational organization and its relationship with the student's family, as well as the surrounding reality, are determined. Educational and educational measures have been studied taking into account the relevant competencies and the adaptation of the ideas of I.G.Pestalozzi to achieve them. The necessity of gradual immersion of schoolchildren in the diverse aspects of aesthetic education, including in the framework of educational processes of an applied nature, is determined. A methodological solution is proposed for the systematization by teachers of educational organizations of activities aimed at the formation of aesthetic skills and relevant personal qualities of schoolchildren.

Key words: aesthetic education, Johann Heinrich Pestalozzi, competencies, student, educational organization, educational event.

Введение. Эстетическое воспитание формирует личностные качества среди подрастающего поколения. В настоящее время в процессе педагогической деятельности предусмотрены результаты научных исследований и разработок ученых-педагогов и ученых-гуманистов как отечественных, так и зарубежных. Практика показала устойчивость исторического педагогического наследия, среди которых центральным звеном является педагогическая система, выявленная и предложенная швейцарским педагогом Иоганном Генрихом Песталоцци.

Несмотря на внедрение значительного количества современных методических разработок в педагогическую деятельность образовательной организации, вклад И.Г. Песталоцци остается чрезвычайно важным, что определяет актуальность настоящей статьи в аспекте формирования подходов к систематизации эстетического воспитания. Целью настоящей статьи является выявление степени применимости педагогических принципов И.Г. Песталоцци в отдельные компоненты эстетического воспитания современных школьников.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и среднего общего образования учитывают взгляды И.Г. Песталоцци в отношении формирования личности школьника, однако не акцентируют внимание в отношении авторства предложенной методики. Это объясняется тем, что обозначенные стандарты также предполагают методические разработки значительного количества ученых-педагогов и ученых-гуманистов [8].

Идеям И.Г. Песталоцци в отношении воспитания посвящены ряд фундаментальных профильных исследований, которые заслуживают значительного структурного изучения. В частности, педагог Э.В. Зауторова изучила влияние рекомендаций И.Г. Песталоцци на процесс формирования личностных качеств посредством факторов, которые ежедневно окружают школьника, а именно обучение в образовательной организации, жизнь в семье и осуществление трудовой деятельности [2, С. 5]. Ученый-педагог Н.В. Соловьева показала применимость системы И.Г. Песталоцци в отношении дидактического подхода к оптимизации воспитательного процесса в образовательной организации [6, С. 88]. Педагог О.П. Шарипова считает, что основополагающим ядром воззрений швейцарского педагога является воспитательный процесс школьника непосредственно в семье, результаты которого служат ресурсом для эстетического воспитания в образовательной организации [7, С. 91]. Педагог Т.Е. Кузема считает, что на фоне динамики изменения содержательной части эстетики, образовательная система нуждается в подходе, который превращает множество различных направлений эстетического воспитания в единую систему [4, С. 32].

Под эстетическим воспитанием понимается процесс привития подрастающему поколению корректного отношения к трудовой деятельности, окружающей среде; формирование смысловой наполненности общественной жизни подрастающего поколения; привитие навыков для бытовой жизни, а также приобщение подрастающего поколения к искусству как компоненту прекрасного.

Изложение основного материала статьи. Педагогический аспект в науке предполагает оформление идеи как взаимосвязанной системы, а также формирование методологии в целях внедрения обозначенной идеи непосредственно на практике. Среди ученых-педагогов и ученых-гуманистов прослеживаются тематические направления, в рамках которых ими были предложены соответствующие педагогические системы. В частности, швейцарский педагог Иоганн Еенрих Песталоцци на основе стремления улучшить социальное положение уязвимых слоев населения, разработал собственную систему эстетического направления. По его убеждению, человек может развиваться в соответствии со своими природными задатками и способностями. Хотя его идеи были изложены в литературном произведении «Лингард и Еертруда», данное произведение содержит ключевые аспекты, необходимые для всестороннего развития личностных качеств подрастающего поколения [5, С. 122]. Его понимание эстетического воспитания подрастающего поколения основывается на трудовых аспектах, посредством которых подрастающее поколение одновременно реализует личностные качества и формирует в себе лояльное отношение к окружающей действительности и результатам творческой деятельности.

Взгляд на эстетическую особенность трудовой деятельности И.Г. Песталоцци способствует совершенствованию педагогической деятельности и оптимизации воспитания школьников. Система И.Г. Песталоцци предполагает осуществление деятельности преимущественно посредством тренировочных занятий. В этом случае образовательная организация как источник эстетического воспитания выступает вторым звеном в системе формирования школьника после его семьи. Для реализации идеи И.Г. Песталоцци образовательная система является оптимальной, так как предполагает строгую и логически выстроенную последовательность для освоения школьником информационно-коммуникативных и рефлексивных компетенций.

Эстетическое воспитание в понимании И.Г. Песталоцци подразумевает объединение всех аспектов личного участия школьника в процессе освоения им явлений окружающей среды. Образовательная практика показывает, что комбинирование умственной и физической деятельности на фоне нравственного воспитания в результате формирует полноценную личность. Таким образом, рекомендации И.Г. Песталоцци в процессе привития школьникам уважения к труду оправдывает себя в полном объеме. Хотя в нравственном отношении для И.Г. Песталоцци приоритетной является любовь к матери, педагог может исходить из данных естественных чувств для того, чтобы сублимировать к эмпатии в отношении других людей. Таким образом, И.Г. Песталоцци считает, что за счет системного и последовательного подхода образовательная организация может способствовать развитию умственных способностей школьника с учетом эмоциональных аспектов в процессе эстетического воспитания.

Сформированное чувственное восприятие способно адаптировать школьника к освоению информации точных наук, что доказывает применимость системы И.Г. Песталоцци в эстетическом воспитании. Следует отметить, что И.Г. Песталоцци существенно дополнил смысловую нагрузку в отношении формирования интереса школьников к родному языку. Данный аспект эстетического воспитания учитывает особенности мышления школьников и их личные способности к оценке окружающей действительности.

Методологию эстетического воспитания, предложенную И.Г. Песталоцци поддержал русский педагог А.И. Герцен, который дополнил содержательную часть исследуемой педагогической системы идеей о том, что человеку свойственно искать первопричины окружающих его явлений. Кроме того, А.И. Герцен подтвердил достоверность идей И.Г. Песталоцци

утверждением, что эстетическому воспитанию необходимы условия для бесконечного решения школьниками трудной задачи. Таким образом, И.Г. Песталоцци и А.И. Герцен почти одновременно выступили в поддержку последовательного восприятия подрастающим поколением окружающей действительности [1, С. 159].

Необходимость развития способностей школьников в рамках эстетического воспитания с учетом взглядов И.Г. Песталоцци в свое время обозначил психолог В.А. Крутецкий. Он считал, что правота швейцарского педагога состояла в способностях каждого школьника, которые являются не врожденными задатками, а прижизненными компонентами его личности. В связи с чем, их можно не только активно развивать посредством трудовой деятельности, но также применять в целях улучшения окружающей действительности посредством формирования естественных чувств, к примеру, к природе или окружающим людям [3, С. 208].

Таким образом, педагогическая система И.Г. Песталоцци существенно развила понимание содержательной части эстетического воспитания, а также раскрыла его перспективные направления. В современной образовательной системе чрезвычайно актуальна необходимость привития школьникам уважения к труду, окружающим людям и природе. Эстетическое воспитание является источником для воспитательной деятельности прикладного характера, к примеру, духовно-нравственного воспитания, патриотического, формирования экологической осознанности.

Поэтапный принцип И.Г. Песталоцци в рамках духовно-нравственного воспитания реализуется посредством привития изначально несложных для восприятия явлений в повседневной жизни школьника. Затем содержательная часть образовательной программы постепенно усложняется и начинает подразумевать активное участие школьника, к примеру, в уборке территории значимого памятника или в общественно-значимом мероприятии городского значения, в частности, поздравление ветеранов войны с праздником Победы.

В рамках патриотического воспитания как компонента эстетического воспитания система И.Г. Песталоцци позволяет постепенно знакомить подрастающее поколение с отдельными аспектами истории этноса и страны. В этом случае процесс погружения формирует эстетически направленные чувства, к примеру, уважение к собственной истории или готовность защищать интересы собственной страны.

Эстетическое воспитание в отношении экологическое осознанности занимает одно из центральных мест, так как подразумевает перечень обширных направлений, начиная с сортировки различных видов отходов и заканчивая соблюдением принципов и правил в отношении загрязнения воздуха и окружающей среды. Таким образом, эстетическое воспитание с учетом взглядов И.Г. Песталоцци может быть полезно в процессе привития любви и уважения к природе, а также к ее законам, которые являются неотъемлемой частью гармоничного существования человека.

Педагогическая система И.Г. Песталоцци охватывает не только все направления эстетического воспитания школьников, но также может быть адаптирована в соответствии с современными требованиями и ожиданиями образовательной системы в отношении формирования личности. В аспекте компетенций эстетическое воспитание, в соответствии И.Г. Песталоцци, подразумевает способность школьника управлять своими эмоциями и внешними явлениями, в том числе природными. Кроме того, эстетическое воспитание позволяет совершенствовать рефлексивные компетенции при освоении школьниками необходимых навыков для поиска новой информации, формирования отношения к социальным, историческим и общественным явлениям, а также освоении новых искомых навыков посредством полноценной трудовой деятельности.

Система И.Г. Песталоцци также позволяет освоить информационно-коммуникативную компетенцию, которая в рамках эстетического воспитания необходима для результативного межличностного общения и полезного взаимодействия школьника с окружающими его людьми. Стоит отметить, что идеи И.Г. Песталоцци являются системообразующими для совершенствования общепедагогической компетенции непосредственно педагога. Данная компетенция предполагает умение педагога выстраивать компоненты эстетического воспитания с элементами организации эффективных образовательных мероприятий. Педагог должен знать, как последовательно привить школьникам любовь к прекрасному и развить в них компоненты проявления толерантности. Ему также следует знать, какие мероприятия способствуют оптимизации эстетического воспитания как процесса, а также как достичь профильных компетенций в отношении школьников в течение учебного года. Обязательным для педагога является понимание, какие эстетически направленные образовательные мероприятия применимы в течение учебного года и целесообразны в качестве дополнительного образования, к примеру, летние лагеря, конкурсы, экскурсии и экспедиции.

Рассматривая компоненты эстетического воспитания с учетом взглядов И.Г. Песталоцци, следует отметить, что каждый навык прививается школьниками соответствующими образовательными мероприятиями и подходами. В частности, бережное отношение к природе должно формироваться с учетом постепенного знакомства с погодными и климатическими условиями, а также путем восприятия сезонов с последующим погружением в такие аспекты, как причинно-следственная связь между изменениями в природе и жизненными циклами человека и др.

Уважительное отношение к труду должно формироваться с учетом физических и психологических способностей, а также возможностей школьников, которыми они обладают в соответствии с возрастным диапазоном. Необходимо предусмотреть практику участия школьников в поддержании инфраструктуры образовательной организации, к примеру, дежурство в классе и школе. Система И.Г. Песталоцци в этом случае позволяет постепенно развить в школьниках чувство ответственности и готовности к любой трудовой деятельности.

Участие школьников в общественной жизни в соответствии с идеями И.Г. Песталоцци подразумевает градацию мероприятий общественной значимости, в рамках которых они несут частичную или полную ответственность. К примеру, постепенное приобщение к общественной жизни для младших школьников можно предусмотреть при помощи волонтерской деятельности, а для школьников средних и старших классов - путем их привлечения к проектной деятельности духовно-нравственной, образовательной, просветительской или патриотической направленности. При этом предполагается ежегодное усложнение степени участия школьников в общественной деятельности образовательной организации. Так как эстетическое воспитание школьников предполагает привитие навыков для бытовой жизни, то необходимо организовать в течение учебного года перечень мероприятий, направленных на закрепление навыков бытового характера среди школьников всех возрастов, в частности, путем их непосредственного участия в организации и обслуживании школьных праздников и мероприятий национального или общественного значения.

Отдельным направлением эстетического воспитания является привитие любви к искусству. Данный навык возможен исключительно в соответствии с рекомендациями И.Г. Песталоцци, так как изучение искусства предполагает продолжительное постепенное погружение в специфику отдельных эпох, стилей, направлений; в понимание различий, к примеру, между эпохой барокко и рококо. Погружение в искусство предполагает, что школьники по мере взросления начинают разбираться в эстетической роли скульптуры, живописи, музыки, театра, литературы и др. Постепенно искусство становится частью повседневной жизни школьников, способных отличить результат творчества от произведения искусства, а также произведение искусства от шедевра.

Таким образом, на территории всех регионов Российской Федерации необходимо разработать соответствующие методические руководства по эстетическому воспитанию, где идеи И.Г. Песталоцци будут занимать заслуженное центральное место. В частности, в Республике Ингушетия необходимо внедрение подобного руководства в практику всех образовательных организаций для упрощения деятельности педагога и учета общечеловеческих ценностей. Обозначенное руководство для педагога должно содержать подробное описание специфики освоения школьниками культурных компонентов своего этноса.

Педагогические взгляды И.Г. Песталоцци способствуют разностороннему и системному эстетическому воспитанию с учетом современных образовательных реалий. С одной стороны, рекомендации швейцарского педагога универсальны, однако, с другой, - их адаптация в воспитательный процесс педагогом позволяет конкретизировать отдельные мероприятия для достижения искомых компетенций. Система И.Г. Песталоцци обращена к достижению и закреплению результата, а также предполагает логическую последовательность, которая не превращает процесс познания и восприятия школьниками окружающего мира в сложную и недостижимую деятельность. Все компоненты взаимодействия школьников с природой, семьей, другими людьми, бытом или искусством образуют в их сознании единое мировоззрение, которое дополняется новой информацией по мере готовности подрастающего поколения обозначенную информацию осознать. Идеи И.Г. Песталоцци сформировали своеобразную научную систему, в рамках которой другие ученые-гуманисты лишь подтвердили устойчивость и корректность реализации принципов последовательности освоения школьниками разносторонних аспектов эстетического знания. Это наглядно видно на примере трудов А.И. Герцена, В.А. Крутецкого и многих других авторитетных ученых и педагогов. Учитывая, что от педагога зависит результативность эстетического воспитания, образовательную систему необходимо обеспечить необходимыми условиями, которые помогают выращивать целостную личность. К таким условиям относится методологическая поддержка педагога, учитывающая не только рекомендации И.Г. Песталоцци, но также региональный компонент.

Выводы. Эстетическое воспитание современных школьников в действительности охватывает все образовательные и воспитательные мероприятия вне зависимости от форм. Идеи И.Г. Песталоцци способны актуализировать эстетически направленные ценности и закреплять среди школьников соответствующие навыки. Для того, чтобы эстетическое воспитание школьников стало взаимозависимой и результативной системой, необходимо разработать методическое руководство для педагогов, в том числе осуществляющих свою деятельность на территории Республики Ингушетия.

Литература:

1. Белинский, В.Г. Педагогический наследие / [А.Ф. Смирнов и др.]; под ред. А.Ф. Смирнова. - Москва: Педагогика, 1988.-384 с.

2. Зауторова, Э.В. Педагогические взгляды И.Г. Песталоцци на воспитание подрастающего поколения / Э.В. Зауторова // Проблемы педагогики. - 2018. - №5 (37). - С. 5-6

3. Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий. - Москва: Просвещение, 1986. - 336 с.

4. Кузема, Т.Е. О вопросе формирования эстетического воспитания школьников / Т.Е. Кузема // E-Scio. - 2021. - №3 (54). - С. 31-37

5. Педагогический словарь / [И.А. Каиров и др.]; под ред. И.А. Каирова. - Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 766 с.

6. Соловьева, Н.В. Акмеологичность идей классической теории Иоганна Еенриха Песталлоцци / Н.В. Соловьева // Акмеология. -2015. -№1 (53). - С. 88-93

7. Шарипова, О.П. Формирование основ эстетического воспитания / О.П. Шарипова // Endless light in science. - 2023. -№4. - С. 90-94

8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования // Официальный портал компании «КонсультантПлюс»: [сайт], 2023. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/fD9facf766fbeecl82d89af9e7628dab70844966/ (дата обращения: 14.06.2023)

Педагогика

УДК 373.1

кандидат физико-математических наук, доцент Сдобников Виктор Владимирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант кафедры андрагогики и управления развитием Прохоров Юрий Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНО-

УНИВЕРСИТЕТСКОГО ПАРТНЕРСТВА

Аннотация. В статье представлены условия и механизмы проектирования ситуаций развития и воспитания обучающихся образовательной организации - участника федеральной инновационной площадки Министерства высшего образования и науки РФ «Сетевой проект подготовки наставников по развитию», действующей на базе Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Раскрываются результаты первого этапа экспериментальной апробации технологии создания проектной команды в условиях образовательной среды творческого развивающего типа на базе общеобразовательной организации - соисполнителя сетевого проекта, реализующей тематическое направление «Технология проектирования ситуаций и событий как основа развития эмоционально-ценностной сферы обучающихся в образовательной организации». Установлено, что при разработке и реализации проекта общеобразовательной организации в рамках деятельности ФИП формируется команда по типу детско-взрослой общности, в которой происходит горизонтальное взаимодействие администрации школы, педагогов, родителей и заинтересованных в качестве работы образовательной организации представителей общественности и социума. В качестве основного механизма построения проектной команды разработчиков и реализаторов проекта был применен управленческий эксперимент, в рамках которого создаются ситуации развития и самоопределения всех участников образовательных отношений. Ведущим диагностическим инструментом является тест «Пульсар», благодаря которому определяется социальный уровень сплоченности школьного коллектива по показателям готовность к командной работе и групповому взаимодействию, направленность и организованность групп эксперимента, их социальная активность, коллективная сплочённость и референтность. Показан организационный эффект образовательной модели, включающий количественные (продуктивность)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.