тия воображения; 3) В ходе экспериментального исследования организованы мероприятия направленные на развитие воображения детей с помощью сказки и определены наиболее эффективные условия ее развития, наиболее важными из них являются: а) знакомство ребёнка со сказкой необходимо начинать с выразительного чтения; б) характер и содержание последующей работы должен обусловливаться самим литературным произведением, возрастом детей и уровнем их развития; 4) Результаты повторного диагностического исследования показывают, что уровень развития воображения у детей экспериментальной группы значительно повысился.
Таким образом, проведенное экспериментальное исследование позволяет заключить, что выдвинутая нами гипотеза исследования полностью подтвердилась. Действительно, работа по развитию воображения дошкольников эффективнее при систематическом использовании сказки в работе с детьми.
Список литературы:
1. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сборник статей / под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: МОПК, 1995. - 397 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2006. - 36 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2000. - 310 с.
4. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 2: Общие основы психологии. - 608 с.
5. Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. - М., 2008. - 72 с.
6. Программа обучения. воспитания и развития ребенка в детском саду / под ред. М.А. Васильевой. Т.С. Комаровой // Дошкольное воспитание. -2003. - № 1-12.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
© Кириллова Л.С.*, Лебединская В.В.*
Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь
Определено значение изобразительного искусства в системе эстетического воспитания младших школьников в условиях общеобразова-
* Старший преподаватель кафедры Общей педагогики, дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук.
* Старший преподаватель кафедры Изобразительного искусства.
тельной школы. Рассмотрены такие понятия как: «эстетическое воспитание», «эстетическое сознание», «эстетическое восприятие», «эстетический вкус», «эстетическая оценка».
В современных условиях духовного и нравственного возрождения общества наиболее важная роль в формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения [1] и развитии творчески активной личности отводится школе, в особенности, предметам художественно-эстетической направленности. При этом особое значение придается приобщению учеников к традициям отечественной и мировой культуры, постоянному использованию в системе художественно-эстетических дисциплин творческого потенциала произведений изобразительного искусства.
На формирование и развитие личности человека оказывают влияние многочисленные факторы: объективные и субъективные, природные и общественные, внутренние и внешние, независимые и зависимые от воли и сознания людей. При этом сам человек не представляется как пассивное существо, а выступает как субъект своего формирования и развития [2]. Уже с самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок начинает приобщаться к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра выступает первоначальным способом проявления у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений [3].
Воспитание младших школьников с использованием творческого наследия старших поколений способствует формированию у них эстетического отношения к окружающей действительности, стимулирует эмоционально-образную, художественно-познавательную активность. Вот почему так важны занятия по изобразительному искусству, в которых делается колоссальный упор не только на эстетическое воспитание, но и на эстетическое восприятие. Безусловно, изобразительное искусство является средством формирования художественно-эстетической культуры у младших школьников.
Использование педагогического потенциала изобразительного искусства в образовательно-воспитательном процессе способно существенно повлиять на сознание учащихся, поскольку оно объединяет в своем содержании художественное, познавательное и трудовое начало и может рассматриваться как важное средство формирования многообразных творческих интересов младших школьников. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством [4].
Эстетическое воспитание развивает и гармонизирует духовные способности человека, необходимые ему в различных областях творчества. Оно в свою очередь тесно связано с нравственным воспитанием, потому что красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте люди интуитивно тянутся к добру [5]. Научить человека
воспринимать готовые продукты эстетической деятельности - это важное, но отнюдь не исчерпывающее всего комплекса задач в качестве специфической стороны любого вида творческой деятельности, поскольку именно развитие творческих способностей личности и следует считать в качестве главной задачи эстетического воспитания.
В своих исследованиях В.Н. Шацкая видит перед эстетическим воспитанием следующую цель: «Эстетическое воспитание служит формированию способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты» [6]. Из приведенного выше определения мы видим, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Обращение к воспитательной стороне искусства способствует решению многих важных педагогических целей современной школы.
Эстетическое воспитание способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности. Воспитание, выступая в качестве стимулирующего фактора развития личности ребенка, является средством. Следовательно, чтобы личность полноценно развивалась, педагог должен обладать целым арсеналом средств. Протекая во времени, воспитание связывается с постоянными изменениями личности воспитанника и воспитателя, в самом процессе воспитания. И тогда оно рассматривается нами как процесс. Но в то же время оно является и результатом, так как в процессе воздействия на младшего школьника определенных средств воспитания постоянно происходит количественное и качественное накопление положительных для развития индивида качеств, в этом и состоит диалектичность воспитательного процесса [7].
Взаимодействие факторов художественно-эстетического воспитания вызывает более детальное восприятие объектов эстетического освоения и как следствие этого - более существенное изменение в духовной жизни. Возникает вопрос о принципиальной необходимости целенаправленного взаимодействия искусства и действительности в художественно-эстетическом воспитании. При этом процесс формирования у школьников эстетического отношения к важнейшим ценностям жизни обусловлен взаимодействием искусства и действительности, связанных в одну целостную систему факторов, где каждый фактор соединен с остальными прямыми и обратными связями. Это придает художественно-эстетическому воспитанию целостность и позволяет оказывать на личность разностороннее и системное эстетическое влияние.
В процессе эстетического воспитания у школьника формируется эстетическое сознание, которое педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, отражающих психологическую сущность эстетического воспитания
и позволяющих судить о степени эстетической культуры человека. Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетическое восприятие, эстетическая оценка, эстетический вкус [8].
Рассмотрим подробнее данные категории. Восприятие красоты предполагает в первую очередь тонкое восприятие ее первичных форм - красок, линий, звуков и т.д. Поэтому, реализуя художественно-эстетическое воспитание, педагогу следует уделять больше внимания на развитие способностей эстетического восприятия у детей.
Восприятие - это начальный этап общения ребенка с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Лихачев Б.Т. характеризует эстетическое восприятие следующим образом: «способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства» [9]. Это требует развития у ребенка способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, музыкального слуха, различения тональности, оттенков звука и других особенностей эмоционально-чувственной сферы.
Среди форм восприятия существует одна очень важная для процесса чувственного познания именно произведений искусства, которая характеризуется большей активностью, организованностью, осмысленностью и более творческим характером, чем другие формы восприятия - это наблюдение. Оно может потребовать значительных усилий воли, большой настойчивости и терпения. Но это качество необходимо развивать с самого раннего возраста, а тем более у учащихся младшего школьного возраста.
Глубокое переживание эстетического чувства неразрывно связано со способностью эстетического суждения, то есть с эстетической оценкой явлений искусства и жизни. По мнению Б.Т. Лихачева «Эстетическое суждение - это доказательная, обоснованная оценка явлений общественной жизни, искусства, природы» [9]. То есть, для того чтобы школьник смог оценить произведение искусства или какое-либо явление в окружающем мире с эстетической точки зрения, необходимо формировать в нем способность переживать эти явления, пропускать их через себя, через своё представление о мире.
Еще одна важная категория эстетического воспитания - это эстетический вкус. Так, А.И. Буров рассматривает его, как «относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений» [10].
В свою очередь, А.К. Дремов трактует эстетический вкус как «способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства» [11].
Эстетический вкус не появляется сразу, а формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. В младшем же школьном возрасте о нем говорить зачастую не приходится, но это не означает, что эстетические вкусы не следует воспитывать в младшем школьном возрасте. Эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека. В школе ребенок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства. Таким образом, постепенно у учащегося развивается комплекс представлений, определяющих его личные предпочтения и симпатии.
Таким образом, можно констатировать, что одной из главных задач эстетического воспитания в современной школе является формирование у каждого учащегося эстетической творческой способности, которая превращает индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяет ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его по законам красоты. Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только видеть красивое, уметь им любоваться и оценивать, а еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде.
Список литературы:
1. Хусаинова Н.Б. Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания ставропольских туркмен // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 36. - С. 98-102.
2. Анникова Л.В. Социальное образование в условиях социокультурной интеграции детей с инвалидностью в общество: дис. ... канд. соц. наук / Ставропольский государственный университет. - Ставрополь, 2011.
3. Белоцерковец Н.И. Некоторые аспекты формирования детского коллектива средствами внеклассной работы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 36. - С. 149-153.
4. Костин В.И., Юматов В.А. Язык изобразительного искусства. - М.: Знание, 2004. - 105 с.
5. Кириллова Л.С. Использование потенциала добровольческой деятельности в процессе практической подготовки бакалавров по направлению «социальная работа» // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2009. - № 1. - С. 100-104.
6. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. -М.: Просвещение, 1995, переизд. 2002. - 210 с.
7. Белоцерковец Н.И. К вопросу об образовании подрастающего поколения в условиях поликультурного региона // Наука и современность. - 2014. -№ 28. - С. 81-85.
8. Гавриловец К.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. -Минск, 2004. - 200 с.
9. Лихачев Т.Б. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
10. Буров А.И., Квятковский Е.В. Проблемы эстетического развития личности школьника. - М.: Педагогика, 1987. - 96 с.
11. Дремов А.К., Попков В.А. Народность искусства социалистического реализма. - М.: искусство, 1981. - 152 с.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
© Кумехова З.Ю.*, Хагажеева И.Р.*
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,
г. Нальчик
Статья раскрывает сущность преемственности начального и среднего образования, приводятся аналогии в преемственности начального и дошкольного образования, также анализируются педагогические условия, оптимизирующие преемственную связь на различных ступенях. Актуализируются проблемы, возникающие в педагогической деятельности учителей начального и среднего звеньев системы образования.
Ключевые слова преемственность, проблемы преемственности, адаптация, совместная методическая работа, развитие творческих способностей, педагогические условия преемственности.
XX столетие человечество завершило, осознав фундаментальную значимость образования как чрезвычайно важного социального института, определяющего состояние, эволюцию и перспективу каждой страны, народа, поколения, личности.
Проблеме преемственности посвящено значительное число исследований философов, педагогов, психологов, социологов. Философский аспект преемственности раскрывается в трудах Гегеля, Э.А. Баллера, А.М. Мина-сяна, П.В. Алексеева, А.В. Панина и др. В педагогическом аспекте наибольший практический интерес вызывает идея «сквозных» проблем преемственности от школьных учреждений до вуза, высказанная в работах Г.Н. Александрова, Ю.А. Кустова, М.И. Махмутова и др. Она нашла свое отражение во взглядах американского исследователя Д. Хейса, который показал, что состояние, развитие и выживание любых систем определяется свойствами реально существующих замкнутых колец связей [4]. Преемственность об-
* Магистрант.
* Доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент.