9. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Евграфов И.Е. Реализация личностно ориентированного подхода в физическом воспитании студентов на основе избранного вида спорта // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 50.
10. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Педагогические закономерности и дидактические принципы обучения студентов избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 67.
11. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Экспериментальное исследование уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе обучения избранному виду спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016.- № 9-2. - С. 264-268.
12. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Русакова С.С. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 4. - С. 186.
13. Бурцев В.А., Зорин С.Д., Лащенов В.И. Исследование эффективности формирования ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 5. - С. 16.
14. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 95. - С. 253.
15. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Файзрахманов И.И. Исследование уровня развития физического компонента спортивной культуры личности в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе циклических видов спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9-1. - С. 103-107.
16. Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Кильнесов В.М., Никоноров В.Т., Халиуллин Р.С., Данилова Г.Р., Невмержицкая Е.В., Евграфов И.Н., Садыкова С.В. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 141.
17. Бурцев В.А., Файзрахманов И.И., Мифтахов Т.Ф. Организационно-методические особенности формирования спортивной культуры студентов в процессе личностно ориентированного физического воспитания (на примере мини-футбола) // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-24. - С. 5498-5502.
18. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности. - Чебоксары, 2014.
19. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Зорин С.Д. Программное обеспечение спортивно ориентированного воспитания учащихся // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 6. - С. 6-18.
20. Зорин С.Д., Лащенов В.И., Бурцев В.А. Исследование показателей ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни // Теория и практика физической культуры. - 2008. -№ 2. - С. 46.
21. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174.
22. Чапурин М.Н., Симязева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1 (15). -С. 76-80.
Педагогика
УДК: 371
кандидат педагогических наук, доцент Лобанова Ольга Борисовна
Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск)
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ посредством народной музыки; рассматривается организация эстетического воспитания старших дошкольников с использованием народной музыки; представлены результаты опытно-экспериментальной работы.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, старший дошкольник, народная музыка. Annotation. The article is devoted to the problem of aesthetic education of children of preschool age in the conditions of PRESCHOOL through folk music; the organization of aesthetic education of older preschoolers using folk music; the results of experimental work are presented.
Keywords: aesthetic education, senior preschooler, folk music.
Введение. Актуальность эстетического воспитания дошкольников на современном этапе подчеркивается ФГОС ДО, где в требованиях к содержанию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» указывается «развитие предпосылок у дошкольников ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.)» [4].
Важность проблемы эстетического воспитания дошкольников подчеркивается большим количеством исследований, авторы которых рассматривают различные ее аспекты: эстетическое воспитание посредством народного декаративно-прикладного искусства (В.И.Волынкин, Н.О.Геленда, Л.Н.Селезнева,
О.В.Ожерельева и др.); использование игровых методик в эстетическом воспитании дошкольников (Ю.Афонькина, Н.Ф.Губанова и др.); эстетическое воспитание в процессе приобщения к культурному наследию своего города (О.В.Солнцева и др.); эстетическое воспитание в процессе ознакомления с художественной литературой (В.В.Зябкина, С.В.Кахнович, Н.А.Поляткова и др.); эстетическое воспитание посредством природы (С.А.Глухова, Л.С.Давыдова и др.); эстетическое воспитание средствами народного музыкального искусства (Р.М.Мубаракшина и др.); особенности эстетического воспитания дошкольников на современном этапе (З.А.Избосарова, Ф.М.Юлдошева и др.); роль хореографии в эстетическом воспитании дошкольников (Н.Б.Ламанская, О.В.Янковская и др.). Авторы подчеркивают, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы духовности эмоциональности. ФГОС ДО нацеливает педагогическое сообщество на «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей». ФГОС ДО ориентирует дошкольные образовательные
учреждения на «формирование общей культуры личности детей,.....развития их .... эстетических... качеств»
[41. Анализ программ дошкольного образования («Примерная основная образовательная программа дошкольного образования», Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» авторов Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; Образовательная программа дошкольного образования «Детство» авторов Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой; Образовательная программа дошкольного образования «Истоки» авторов Л.А. Парамоновой, Т.И. Алиевой, Т.В. Антоновой и др.) показывает, что все они ориентированы на создание условий для эстетического воспитания дошкольников.
Изложение основного материала статьи. С целью изучения влияния народной музыки на формирование эстетического восприятия у старших дошкольников, нами была организована опытно-экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста, в ДОУ Енисейского района Красноярского края (выборка составила 119 детей 5-6 лет). Первым этапом опытно-экспериментальной работы явилась диагностика уровня эстетического восприятия старших дошкольников. Выбор заданий был продиктован следующими соображениями: они являются частью рабочей программы, по которой осуществляет деятельность ДОУ, где планируется внедрение нами программы по эстетическому воспитанию старших дошкольников посредством народной музыки, и применяются педагогами с целью диагностики эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности.
Для этого нами были определены задания: Прослушивание музыкального отрывка (1-1,5 мин.) народной песни «Во поле береза стояла» (Цель: Выявление устойчивости интереса к восприятию музыки); Прослушивание музыкального отрывка народной песни «Ах вы сени» и дальнейшее самостоятельное его воспроизведение (Цель: Выявление уровня эмоциональной отзывчивости к музыке); Музыкальный тест, состоящий из трех музыкальных отрывков народной музыки («Кукушечка», «Два гуся», «Солнышко») (Цель: Выявление знаний о музыкальных произведениях народной культуры и проявление к ним эмоциональной отзывчивости).
На данном этапе экспериментального исследования нами были разработаны уровни, на основе критериев развития эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста, предложенные А.Г. Гогоберидзе:
Низкий уровень. Дошкольник не умеет внимательно прослушивать всё произведение до конца, вникнуть в его содержание, не проявляет эмоциональной отзывчивости к услышанному произведению. Музыкальное произведение не вызывает эмоционального отклика, не знакомо дошкольнику, он не может продолжить слова песни, воспроизвести ритм мелодии.
Средний уровень. Дошкольник внимательно слушает музыку, но до конца проследить за динамикой музыкального образа ему не удаётся, теряется устойчивый интерес к музыкальному произведению. Эмоциональные реакции не всегда адекватны настроению музыкальных произведений. Музыкальные произведения вызывают у него живой отклик, но только если они просты по содержанию и форме, при этом прослушивание музыки не всегда сопровождается движениями. Дошкольник знает содержание песен, но не всегда точно может его передать.
Высокий уровень. Дошкольник умеет внимательно слушать музыкальное произведение, вникая в смену настроений, следя за динамикой музыкального образа. Он четко выражает свои музыкальные предпочтения, с удовольствием напевает, слушает и воспроизводит мелодии, слова песен. Эмоционально реагирует на прослушивание музыки, напевает, сопровождает ритмичными движениями, выражая заинтересованность к происходящему. Интерес к музыке у дошкольника стабилен, мотивирован.
Анализ результатов диагностики уровня эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста показал, что высокий уровень эстетического восприятия имеют 15,6% (внимательно и с интересом прослушали народную песню «Во поле береза стояла», без труда продолжили слова народной песни «Ах вы сени», сопровождали прослушивание ритмическими движениями рук, чем выражали интерес к слушанию народной музыки); средний уровень эстетического восприятия показали 46,8% (прослеживалось снижение интереса к музыкальному произведению, они не могли до конца прослушать песню, отвлекались, с трудом получилось продолжить слова песни, переврали по своему «сени новые, сосновые.», ни один дошкольник со средним уровнем эстетического восприятия не смог правильно назвать все музыкальные произведения народного характера, либо проявили затруднения при ответе, что говорит о незнании детьми предложенных музыкальных произведений, о скудном эстетическом опыте); низкий уровень эстетического восприятия показали 26% (отсутствие интереса к музыкальным произведениям, не умение до конца прослушать музыкальный отрывок, безразличие и отвлеченное отношение к происходящему; комментировали словами «я такие песни не слушаю, мне не нравятся такие», «нравятся современные, а не такие старинные», что наглядно демонстрирует музыкальные предпочтения дошкольника, отсутствие эстетического идеала, неумение воспринимать музыкальные образы).
Нами была организована опытно - экспериментальная работа по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством народной музыки. В рамках такой работы дошкольникам предлагалось разучивание и пение народных песен, например, «Прялица», «Сеяли воспитывая девушки яровой заинтересовали хмель», «Во компетентности поле береза баллах стояла», «Как старших у наших у ворот», «Во кузнице», «Два можно гуся» и других, обращали внимание детей на устаревшие слова, встречающиеся в песнях, объясняли их значение. С целью расширения эстетического опыта старших дошкольников и развитию устойчивости интереса к искусству, формирования эмоциональной отзывчивости уделяли особое внимание прослушиванию русских народных развитию мелодий: «Барыня», «Камаринская»,
«Коробейники», «Полянка», при этом старались обращать внимание дошкольников на характер произведений, прислушиваться к чувствам и образам, которые возникают у них при прослушивании мелодий, обсуждали особенности народной музыки, подбирая эпитеты и сравнения. Так, например, дошкольники характеризовали народные песни словами: «добрые», «певучие», «веселые», «шуточные», «плясовые», «задорные». Также определяли с детьми особенности выразительных средств их звучание, характерных для народных песен, подвели дошкольников к пониманию того, что в народных песнях используются такие инструменты, как балалайка, гармошка, ложки. При этом обсуждали вопрос о том, какой характер придает мелодии тот или иной инструмент: балалайка - веселая; гармошка - игривая; ложки -ритмичные и т.п. С целью развития способности эмоционально откликаться на народные произведения организовывали включение дошкольников в различные виды деятельности, например, разучивали с детьми народные танцы, учились правильно их называть: «Кадриль», «Яблочко», «Березка» и т.д. При этом также обращали внимание на особенности движений, характерных для народных танцев, на мелодию, сопровождающую их, детали костюмов.
Особый интерес у дошкольников вызывала игра контрольный на музыкальных инструментах, где дошкольникам предлагалось воспроизвести мелодии «Андрей-воробей», «Кукушечка», «Во прялицаполе береза творческие стояла». При этом дошкольников знакомили с понятиями: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор» и др. На прогулке устраивали с детьми игры процессе с пением, которые подбираяспособствовали раскрытию правильной игрового образа, хороводы, пели народные песни.
Использование игровых ситуаций с применением народной музыки способствовало совершенствованию эстетического сознания старших дошкольников, умению самостоятельно творчески применять ее в игровой деятельности, что сформировало потребность детей в обращении к народному искусству. Эстетическое воспитание в ДОУ требует от педагогов правильного понимания его реализации и ожидаемых результатов, которыми должны стать: освоение дошкольниками эстетического опыта человечества, становление и совершенствование эстетического сознания и эстетического отношения к народной культуре, чего можно достичь посредством народной музыки. Знакомство с народной музыкой в процессе эстетического воспитания в ДОУ необходимо сопровождать расширением представлений старших дошкольников о народном творчестве, традициях, народных праздниках, что позволит сформировать у детей правильное отношение к народной культуре и целостное ее восприятие. При выборе музыкальных произведений важно учитывать следующее: доступность содержания и формы для восприятия старших дошкольников и использование ими в самостоятельном творческом процессе; привлекательность, яркость образов и элементов, которые обеспечивают влияние на эмоциональность обучающегося, вызывают положительные эмоции и интерес; использование наглядности; возможность включения эстетических аспектов в жизнь детей; разные виды деятельности, которые доступны ребенку; единство содержаний и форм; коллективные эстетические и творческие переживания; необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку; учет возрастных особенностей. Необходима взаимосвязь музыкальной, изобразительной и театрализованной деятельности, через включение народной музыки в занятия изобразительного искусства, когда дети создают композицию по мотивам народных промыслов, или организация театра с музыкальным сопровождением. Важно создавать условия для выражения детьми результатов восприятия народной музыки в разных видах деятельности (игре, танце, сочинительстве и др.); интегрировать разные виды деятельности (сочинять коллективный сюжет по мотивам народной музыки, а потом играть в то, что придумали; выполнить коллективный рисунок или аппликацию под мотивы народной музыки).
Разучивая с детьми народные песни, мы выявили, что дошкольники с большим увлечением относятся к данному процессу. Наблюдения показали, что у дошкольников расширилась тематика сюжетно-ролевых игр, в основе которых появилось обращение к народной музыке. Прослушивание народной музыки, разучивание танцев способствовало развитию эмоциональной отзывчивости старших дошкольников, развитию художественно-эстетического восприятия, становлению эстетического эталона, прививало любовь к народному творчеству. В процессе слушания осуществлялась словарная работа с детьми, происходило обсуждение характера народной мелодии, выявление особенностей народной музыки и движений в танцах, дошкольники учились эмоционально реагировать и оценивать народное искусство.
После проведенной нами работы по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством народной музыки, была проведена повторная диагностика уровня эстетического восприятия, с целью выявления эффективности проделанной нами работы. Анализ результатов показал, что средний уровень эстетического восприятия у 67,6% старших дошкольников, высокий - 31,2%. Мы выявили, что знакомство с народной музыкой в процессе эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста способствует обогащению представлений о народной культуре, традициях, расширению словарного запаса дошкольников.
Выводы. Народная музыка позволяет сформировать эстетический эталон старших дошкольников, желание и потребность в обращении к народному искусству (пение народных песен, слушание народной музыки и т.п.), а также способствует расширению художественно-эстетического опыта дошкольников. Включение детей старшего дошкольного возраста в различные виды музыкальной деятельности (прослушание народной музыки, пение народных песен, игра на народных инструментах, участие в народных играх под музыку и др.) позволяет организовать процесс эстетического воспитания в условиях ДОУ более эффективно.
Литература:
1. Анисимова Н.Н. Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре // Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 9. - С. 90-93.
2. Боякова Е.В. Роль среды в эстетическом и музыкальном развитии детей дошкольного возраста: история и современность // Педагогика искусства. - 2015. - № 2. - С. 160-176.
3. Иванова Н.М. Музыкальный фольклор как педагогическое средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной культурой // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - № 3. - С. 27-30.
4. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнаука России от 17.10.2013 №1155 // Официальные документы в образовании. -2013. - №36. - С. 22.
5. Радынова, О.П. Музыкальная и общая культура - стержень преемственности в музыкальном развитии детей // Наука и школа. - 2015. - № 3. - С. 12-18.
Педагогика
УДК 376.352
кандидат филологических наук, доцент Лобовская Татьяна Васильевна
ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет»,
Социально-гуманитарный институт (г. Мурманск);
кандидат педагогических наук, доцент Квасюк Елена Николаевна
ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет», Социально-гуманитарный институт (г. Мурманск)
ВКЛЮЧЕНИЕ АНАЛИЗА СИНКРЕТИЗМА ПРИЧАСТИЯ В ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ
Аннотация. В статье описываются особенности работы по анализу синкретизма (транспозиции) частей речи и лексикализация причастий в текстах английских и американских авторов на занятиях по дисциплине «Аналитическое чтение» при обучении студентов вуза по направлению «Лингвистика».
Ключевые слова: лингвисты-переводчики, синкретизм, транспозиция, части речи, причастная форма, лексикализация, адъективация.
Annotation. This article states the possibility to use the analysis of syncretism (transposition) of parts of speech in the texts of English and American writers into the process of teaching language students.
Keywords: language students, syncretism, transposition, parts of speech, participial form, lexicalization, adjectivization.
Введение. В современном языковом образовании объективной потребностью является поиск содержания и эффективных способов организации обучения иностранным языкам. Одно из ведущих мест в профессиональной специализации лингвистов-переводчиков по праву занимает дисциплина «Аналитическое чтение», направленная на формирование необходимых компетенций выпускников, сформулированных в ГОС ВПО по направлению подготовки «Лингвистика». Лингвист должен обладать обще-филологическими знаниями, и дисциплина «Аналитическое чтение» решает эту задачу на широкой филологической основе. Такая подготовка студентов требует совершенствования навыков и умений анализировать текст на основе понимания авторского коммуникативного намерения, глубокого понимания языковых и стилистических средств, создающих определенное настроение текста. На занятиях по указанному предмету студенты под руководством преподавателя анализируют различные филологические феномены, одним из которых является синкретизм причастия. Остановимся подробнее на примере работы в данном направлении.
Переходные явления в области частей речи - явление сравнительно частое, обусловленное закономерностями развития грамматического строя языка. При переходе одной части речи в другую изменяется функция слов в речи, накапливаются новые грамматические качества, возникают новые связи с другими словами и теряются старые, происходят семантические сдвиги. «Перевод слова, из одной части речи в другую или его употребление в функции другой части речи» принято обозначать термином «транспозиция» [10; 519]. Проблемы перехода в области частей речи были глубоко разработаны на материале русского языка и связаны с именами А.А.Шахматова, А.М.Пешковского, И.И.Мещанинова, В.В.Виноградова, Л.В.Щербы, Н.Н.Прокоповича. А.А.Шахматов выдвинул тезис о том, что одни части речи могут переходить в другие, не изменяя своей формы [15; 427]. А.М.Пешковский, посвятивший проблемам перехода и переходности отдельную главу своей работы, выделил смешанные части речи типа «глагольного прилагательного» [13; 103]. Исследования показывают, что границы между частями речи подвижны, они находятся в постоянном взаимодействии. Значительное место в лингвистической литературе по проблемам перехода занимают труды В.В.Виноградова, который обращает особое внимание на углубление семантических связей между частями речи, происходящее в результате их функционального сближения [3; 46].
Слова, обладающие свойствами разных частей речи, называют синкретичными, гибридными словами, входящими в зону синкретизма. По мнению Л.В.Щербы, именно синкретичные образования должны быть в центре внимания лингвистов [16; 36]. Многие лингвисты справедливо отмечают, что синкретизм частей речи является мощным средством увеличения функциональной подвижности словаря без увеличения языковых знаков [8].
Изложение основного материала статьи. Одним из дискуссионных вопросов является источник транспозиции. И.И.Мещанинов при описании процессов перехода в области частей речи подчеркивал, что переход берет начало в синтаксисе, в изменении синтаксической позиции слов. В то же время он отмечал неправомерность механического занесения слова в другую часть речи только на основе изменения его синтаксической функции. По мнению автора, критерием изменения частеречного статуса слова может служить утрата словом грамматических категорий исходной части речи [11; 204-206].
В основе транспозиции слова в другую часть речи некоторые исследователи видят семантические изменения. Р.З.Мурясов считает, что транспозиция начинается с изменения или замены категориальной семы - семы высшей ступени обобщенности, т.е. семантического стержня части речи. Категориальная сема производящей основы перемещается в семантической структуре производного с высшей ступени семной иерархии на более низкую ступень. Этот основной семантический сдвиг влечет за собой дальнейшую перестройку звеньев иерархии сем. Одни семы производящей основы сохраняются в семантической структуре производного в модифицированном виде, другие семы совсем затухают [12; 131].
Исследуя словарный состав в германских языках с позиций семасиологии, В.В.Левицкий анализирует явление «семантического синкретизма», понимая под ним объединение в одном значении нескольких, часто трудно совместимых семантических компонентов [9; 94].
Не менее дискуссионным является вопрос о последствиях для языковой системы транспозиции слов из одной части речи в другую. Возникает вопрос, является ли данный процесс словообразовательным. Сторонниками понимания транспозиции как словообразовательного процесса высказывается мнение об образовании омонимов как следствии транспозиции - например, «функциональных омонимов» [6; 23]. Изучение процессов взаимодействия частей речи с позиций перехода является весьма продуктивным для языков синтетического строя с их четкой морфологической противопоставленностью частей речи.