Научная статья на тему 'Эстетические ценности гуманизма в системе литературного образования 5-8 классов'

Эстетические ценности гуманизма в системе литературного образования 5-8 классов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
969
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / HUMANISTIC VALUES / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ ГУМАНИЗМА / AESTHETIC VALUES OF HUMANISM / ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / SCHOOLCHILDREN'S LITERARY EDUCATION / ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ / TEACHING OF LITERATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Соловьева Ф.Е.

В статье автор размышляет о том, что осмысление аксиологии гуманизма экзистенциальных, социальных, политических, нравственных, эстетических и др. ценностей максимально содействует реализации целей литературного образования. Автор полагает, что в процессе изучения курса литературы в 5-8 классах необходимо формировать представление о красоте как проявлении и результате гуманного человеческого деяния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reflects the idea that understanding the axiology of humanismexistential, social, political, moral, aesthetics and other values helps to realize the objectives of literary education. While studying Literary Course in 5-8 forms one should create the idea of beauty as the result of true and kind human deed, the result of humanity.

Текст научной работы на тему «Эстетические ценности гуманизма в системе литературного образования 5-8 классов»

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ ГУМАНИЗМА В СИСТЕМЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 5-8 КЛАССОВ

Ф.Е. Соловьева

Аннотация. В статье автор размышляет о том, что осмысление аксиологии гуманизма - экзистенциальных, социальных, политических, нравственных, эстетических и др. ценностей - максимально содействует реализации целей литературного образования. Автор полагает, что в процессе изучения курса литературы в 5-8 классах необходимо формировать представление о красоте как проявлении и результате гуманного человеческого деяния.

Ключевые слова: гуманистические ценности, эстетические ценности гуманизма, литературное образование школьников, преподавание литературы.

Summary. The article reflects the idea that understanding the axiology of humanism- existential, social, political, moral, aesthetics and other values helps to realize the objectives of literary education. While studying Literary Course in 5-8 forms one should create the idea of beauty as the result of true and kind human deed, the result of humanity.

Keywords: humanistic values, aesthetic values of humanism, schoolchildren's literary education, teaching of literature.

Система уроков литературы в 5-8 классах ориентирована на «формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности» [1]. В этой связи особую актуальность приобретает проблема осмысления аксиологии гуманизма - экзистенциальных, социальных, политических, нравственных, эстетических и др. ценностей.

С точки зрения теоретиков светского гуманизма И.М. Борзенко, В.А. Кува-

кина, А.А. Кудишиной, «красота - это одно из коммуникативных состояний человека, характеризующееся таким переживанием реальности, в которое входят созерцание, воображение, бескорыстие и особое чувство, называемое эстетическим. Наличие в человеке чувства красоты составляет антропогенную, т.е. порождаемую человеком основу прекрасного» [2, с. 223].

Наиболее важным предметным результатом выпускников основной школы, формируемым при изучении предмета «Литература», является эстетическое восприятие произведений; формирование эстетического вкуса, содействующего верному и глубокому постижению прочитанного, появлению прочного,

117

118

устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств личности.

Осмысление понятий, связанных с эстетическими ценностями гуманизма, происходит на протяжении всего курса литературы 5-8 классов. Особую роль в этом процессе играют уроки, ориентированные на формирование представлений о многогранности и неисчерпаемости красоты как гуманистической ценности, о бескорыстии как условии эстетического открытия.

В ходе анализа сказки «Царевна-лягушка», стихотворений И.А. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги», «Не видно птиц. Покорно чахнет...», «Догорел апрельский светлый вечер», А.А. Фета «Целый мир от красоты», Н.И. Заболоцкого «Некрасивая девочка», фрагментов повести К. Г Паустовского «Мещёрская сторона», знакомства с некоторыми фактами жизни и творчества А.А. Фета и А.П. Чехова происходит выявление эмпирических, идущих от упрощённых представлений суждений о красоте; знакомство с базовым понятием красоты как гуманистической ценности, выявление его смысла; обогащение представлений в процессе знакомства с этапами формирования мировоззрения писателя, составления интерпретации литературных произведений; создание итогового суждения как убеждения, мотивированного мнения и внутренней духовной потребности, проявляющейся в глубокой уверенности личности в правильности своих принципиальных взглядов и постоянной готовности вести борьбу за их осуществление.

Целью урока-анализа сказки «Царевна-лягушка» в пятом классе является формирование представлений о красоте как высшей гармонии внутреннего и внешнего в человеке и

мире человека. Важно, чтобы учащиеся поняли, почему героиня в сказке превращена именно в лягушку. В процессе актуализации домашнего задания пятиклассники узнают о том, что она является символом плодородия, плодовитости, обновления жизни. Великая Лягушка, на которой держится Вселенная, олицетворяет основу сотворенной материи.

Направления беседы на уроке, ориентированной на выявление философского и социального подтекста сказки, определяют следующие вопросы: «Почему царь избрал такой странный способ выбора невест для своих сыновей?»; «Где нашли невест старшие братья?»; «Почему Иван-царевич вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать»»; «Почему братья смеются над Иваном-царевичем?».

Учащиеся отмечают, что необычные «условия», ситуации и положения - особые приметы любой сказки. Мысль о неравном браке, о приоритете внешней красоты над внутренней в сознании героев облечена в форму вымысла: Иван-царевич бежит, боясь осуждения со стороны людей, поскольку лягушка - неровня царскому сыну.

Внутренняя красота героини обнаруживается в эпизодах, связанных с приказами царя. Учащиеся читают их по ролям, отмечают чуткость, доброту, скромность героини; особое звучание строк, посвященных поэтическому описанию крестьянского труда.

Необходимо обратить внимание на то, что имя царевны (Василиса Премудрая) в сказке появляется именно тогда, когда героиня начинает работать. Мастерство и есть подлинная красота и мудрость человека. Героиня наделена умом, добротой, чувством прекрасного, поэтому способна тво-

рить новый мир, в котором возможно преодоление грани между должным и сущим, действительностью и идеалом, возможным и невозможным.

Осмыслению процесса эстетического освоения реальности содействует анализ эпизода танца царевны на царском пиру.

Чудо, которое она творит («Махнула левой рукой - сделалось озеро, махнула правой - и поплыли по воде белые лебеди»), при всей своей волшебно-сказочной традиционности имеет гуманистический характер. В танце Василисы, спрятавшей в рукава объедки, происходит создание прекрасного мира из обыденного и даже неприглядного - лебедей из косточек, озера - из «последков» выпитого.

Учащиеся определяют смыслтрое-кратного испытания царевны и приходят к выводу о том, что чувством прекрасного наделены все люди: в первых двух случаях искусству Василисы дивятся царь и его приближенные, в третий раз весь народ оценивает мастерство героини.

Детализации эпизода способствует обращение к репродукциям картин В.М. Васнецова «Царевна лягушка», где рядом с танцующей царевной изображены гусляры, народ, и иллюстрации И.Я. Билибина, в центре которой Василиса Премудрая и люди, пораженные происходящим.

Направления работы на следующем этапе анализа, ориентированном на формирование представлений о красоте как гармонии внешнего и внутреннего, определяют вопросы: «Достоин ли Иван-царевич Василисы Премудрой?»; «Как Василиса Премудрая отнеслась к поступку Ивана-царевича?»; «Почему Иван - царевич отправился на поиски Василисы Премудрой?»; «О

чём свидетельствует гипербола «...две пары железных сапог протёр, два железных хлеба сглодал.»; «Что рассказал Ивану-царевичу старичок?»; «Кто подсказал Ивану-царевичу, как расправиться с Кащеем?».

Учащиеся отмечают, что Иван-царевич не достоин Василисы Премудрой, поскольку убежден, что внешняя красота привлекательнее внутренних достоинств. Царевна-лягушка осуждает героя за это. Отправляясь на поиски, он не только хочет искупить свою вину, но и восстановить гармонию, вернув царевне ее прекрасный облик, отнятый страшной силой колдовства.

Подводя итоги урока, следует ответить на вопросы: «Почему только после смерти Кащея герои могут стать счастливыми?»; «Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?».

Кащей Бессмертный, олицетворяющий собой мир насилия, человеконенавистничества, является воплощением той силы, которая разрушила гармонию. Однако он оказывается уязвимым перед красотой человеческих чувств и поступков.

В образе царевны-лягушки нашла отражение мечта народа о торжестве гармонии как единства внешней и внутренней красоты, способной победить силы зла, сотворить новый счастливый и справедливый мир.

Следующий этап осмысления эстетических ценностей гуманизма - анализ стихотворения И.А. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги», цель которого - выявление его художественной идеи, состоящей в утверждении красоты как начала, несущего эстетическое и нравственное наслаждение.

Во вступительном слове учитель отмечает, что природа является главным героем лирики И.А. Бунина. Од-

119

120

нако поэту всегда было присуще ощущение имманентного существованию мира и человека в нем трагизма, поэтому чувство восхищения красотой всегда связано с тревогой и тоской.

Первый этап анализа - устное словесное рисование, выявление ключевых образов, противопоставленных друг другу. Учащиеся называют детали зимнего пейзажа, воссозданного в стихотворении (густой еловый лес, глубокий снег, царственно красивый сильный олень, убегающий от погони), выделяют понятия «красота» и «смерть», проводят лексическую работу с этими словами.

Следует обратить внимание пятиклассников на многоточие, которым заканчивается второе четверостишие. Оно свидетельствует о неопределенности, недосказанности, обозначает длящееся время, не заполненное действием, и является средством создания сиюминутного образа автора и приглашением читателя к сотрудничеству. Ответ на вопрос: «Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он не видел, а лишь почувствовал, угадал?» - поможет понять художественную идею стихотворения: образ оленя для поэта нечто большее, чем образ животного. Олень - это красота, беззащитная перед смертью.

Более глубокому пониманию смысла произведения содействует установление внутрипредметных и межпредметных связей в процессе прослушивания индивидуальных сообщений о значении образа оленя в живописи и мифах, где он ассоциируется с Солнцем, восходом, светом, чистотой, обновлением, возрождением, созиданием, поэзией, музыкой.

Рассказ «искусствоведа» о картине Клода Лоррена «Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя» (1682), позволяет

расширить представления учащихся о символическом значении этого образа. Материал сообщений дает возможность осмыслить роль красоты в мире людей, получить представление о многогранности и неисчерпаемости этого понятия и составить письменный ответ на вопрос: «В каком значении употреблено слово «красота» в стихотворении?»

Учащиеся отмечают, что красота -это все прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение: восход солнца, свет, чистота, обновление, возрождение, искренность, верность, творчество.

Подводя итоги урока, целесообразно прочитать стихотворение В.В. Набокова «Олень» и предложить ответить на вопросы: «Каково значение образа пламени и огненных берегов»; «К чему стремится душа поэта - олень громадный?»

Огонь - символ жизненной энергии, плодородия, олицетворение солнца и солнечного света, божественный дар. Вопреки всем «словам, мучительным трубам», приносящим поэту боль и разочарование, душа его стремится к огненным берегам - творению красоты.

Гармония, царящая в мире природы, суть проявление прекрасного. Но только человек, наделенный художественным воображением, способен осмыслить красоту и воплотить ее в новых образах. Поиски нетленного Прекрасного, целостного представления о ценностях земли, таящихся даже во внешне неприглядных реалиях, свойственны юношеской лирике И.А. Бунина.

В шестом классе происходит дальнейшее осмысление эстетических ценностей гуманизма на уроке, посвя-щённом анализу стихотворения «Не видно птиц. Покорно чахнет...»

С точки зрения И.М. Борзенко, В.А. Кувакина, А.А. Кудишиной, «эсте-

тические ценности возвышают там и тогда, где и когда к созерцанию и переживанию прекрасного, к творчеству эстетических реальностей присоединяется человеческое сердце, любящее и уважающее человека превыше всего, почитающее человеческий разум, умеющее отличить реальное от ирреального» [2, с. 228]. В ранней «пейзажной» лирике И.А. Бунина много мудрого понимания человека, его отношения к миру. Следуя традициям русской классической поэзии, он постоянно ищет свежие штрихи, смелые сопоставления, именно в них черпая новый взгляд на мир.

Исследовательская работа с текстом в группах позволяет детализировать оттенки цветов, звуков, запахов осени, переданные в стихотворении, определить роль эпитетов и метафор.

Подводя итоги работы с таблицами в рабочей тетради на печатной основе, необходимо сделать выводы о настроении, воссозданном в красках, звуках, запахах осеннего леса [3, ч. 2, с. 30-32].

Картины осенней природы переданы через переживания лирического героя, который испытывает одновременно противоположные чувства «отрады» и «грусти». Он видит в увядании особую прелесть, поскольку знает, что за ним неизбежно следует обновление и в природе, и в жизни человека. Цвета в стихотворении не названы, однако ощущение цвета присутствует. Палитра стихотворения - от светло-серого до черного - способствует созданию особого настроения тихой грусти, печального ожидания. Запахи грибов, прелой листвы и травы, звуки дождя, шум осеннего ветра усиливают его. Лирическому герою свойственно ощущение единства с миром природы, он всецело принимает ее мудрые законы.

Подводя итоги урока, следует отметить глубокое философское содержание пейзажной лирики И.А. Бунина, талант которого формировался в ходе серьезных нравственных исканий.

Напряженное тяготение к вечной красоте и гармонии характерно для юношеской лирики поэта. Образ Прекрасного для Бунина - сама природа. Обладая способностью видеть красоту в мире, поэт угадывает ее даже во внешне неприглядных реалиях.

Учащиеся читают выразительно стихи Бунина «Седое небо надо мной...» и отрывок из стихотворения «В степи», делают выводы о том, что прикосновение к прекрасному в мире природы питает душу лирического героя, становится истоком его мудрости.

В седьмом классе учащиеся продолжают знакомство с творчеством И.А. Бунина в процессе анализа стихотворения «Догорел апрельский светлый вечер», цель которого - выявление смысла противопоставления прекрасного мира «предвечной красоты и правды неземной» («Поздний час. Корабль и тих и темен.» (1895)) несовершенству земного бытия.

В процессе актуализации полученных знаний учитель предлагает назвать произведения И.А. Бунина, изученные в 5-6 классах, определить их художественную идею. Лексическая работа со словом «обновление» поможет выявить внутреннее сходство стихотворений «Не видно птиц. Покорно чахнет.» и «Догорал апрельский вечер», создать установку на восприятие произведения. Уяснению оттенков настроения, воссозданного в стихотворении, содействует обращение к репродукции картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода» (1896) и прослушивание пьесы

121

122

П.И. Чайковского из цикла «Времена года» «Подснежник. Апрель».

Направления анализа определяют следующие вопросы и задания: «Что объединяет произведения И.А. Бунина, И.И. Левитана и П.И. Чайковского»; «Какие образы возникают в стихотворении? Выпишите слова, обозначающие их название»; «Подчеркните эпитеты, определите их художественную функцию»; «Назовите наиболее яркий образ стихотворения»; «Какой смысл приобретает отражённый свет звёзд «в ямах с тихою водой» в контексте стихотворения?»

Учащиеся отмечают, что произведения И.А. Бунина, И.И. Левитана и П.И. Чайковского объединяет настроение ожидания грядущего обновления, счастья. Наиболее яркий образ стихотворения И.А. Бунина - звездный свет, в молчании ночном озаряющий «темные поля». Необычный мотив звездного неба, отраженного в «ямах с тихою водой», связан со стремлением человека к постижению далеких таинственных миров. Противопоставление (свет - тьма) передает всю сложность человеческих чувств: звездный свет бесконечно прекрасен, но эта красота трудно достижима; приобщение к ней связано с надеждой на духовное обновление и возрождение.

Учащиеся читают выразительно стихотворения И.А. Бунина 90-х гг., где звучит «звездная тема», воплощающая стремление поэта к постижению гармонии «прекрасного и вечного» («В окошко из темной каюты.») (1896), «Ночь» («Ищу я в этом мире сочетанья») (1901), и отмечают, что в художественном мире поэта звезды являются символами «предвечной красоты и правды неземной».

Следующий этап выявления особенностей звучания темы прекрасно-

го в стихотворении - определение значения образа тишины в художественном мире И.А. Бунина. Учитель отмечает, что тишина, молчание для поэта - условия постижения универсальных законов бытия. Молчание «собирает» воедино телесные и духовные силы человека, позволяет «обрести утраченную цельность», приобщиться к непостижимо прекрасному.

Учащиеся находят в стихотворении слова, входящие в семантическое поле «молчание», называют наиболее яркие метафоры и олицетворения, содействующие воссозданию картины весеннего пробуждения природы. Такая работа помогает определить художественную идею стихотворения, состоящую в стремлении к открытию прекрасного в своей душе и в тайнах Вселенной.

В седьмом классе углубление представлений об эстетических ценностях гуманизма происходит в процессе осмысления особенностей мировоззрения писателей, к творчеству которых учащиеся уже обращались на уроках литературы в пятом и шестом классах.

В ходе знакомства с некоторыми фактами биографии и творчества А.А. Фета учащиеся вносят свои замечания во вторую часть рефлексивной таблицы в рабочей тетради на печатной основе, акцентируя внимание на особенностях художественного миро-видения поэта [4, ч. 1, с. 96-97].

Особый взгляд поэта на красоту нашел отражение в его статье «О стихотворениях Тютчева», с фрагментом которой целесообразно познакомить семиклассников: « .художнику дорога только одна сторона предметов: их красота, точно так же, как математику дороги их очертания или численность. Красота разлита по всему мирозданию и, как все дары природы, влияет даже на тех, кото-

рые ее не сознают, как воздух питает и того, кто, быть может, и не подозревает его существования. Но для художника недостаточно бессознательно находиться под влиянием красоты или даже млеть в ее лучах. Пока глаз его не видит ее ясных, хотя и тонко звучащих, форм там, где мы ее не видим, или только смутно ощущаем - он еще не поэт» [5].

Подводя итоги урока, учитель отмечает способность поэта видеть красоту в обыденном. В его стихах повседневность является сферой прекрасного: обыденное освещено лунным сиянием; бытовые реалии обрамлены явлениями красоты.

Выявлению особенностей мировоззрения писателей содействует обращение к воспоминаниям современников, дневникам писателей.

На уроке, посвященном изучению биографии А.П. Чехова в седьмом классе, учащиеся читают воспоминания об А.П. Чехове К.К. Коровина, В.Г. Короленко, И.Л. Леонтьева - Щеглова.

Особое внимание следует обратить на заключительную часть статьи А.И. Куприна «Памяти Чехова. Часть 1», где нашла отражение мысль писателя о красоте как основе человеческого бытия [6]. Гуманистическая идея красоты, ценности каждой человеческой личности являются ключевыми в творчестве А.П. Чехова.

Семиклассники уже знакомы с знаменитой фразой, принадлежащей герою пьесы А.П. Чехова «Дядя Ваня» (1897) врачу Михаилу Львовичу Астрову: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо и одежда, и душа, и мысли». Это суждение находилось в центре внимания на уроке анализа рассказа «Толстый и тонкий» в шестом классе. Целесообразно включить его в письменный ответ на вопросы: «На что об-

ращают внимание в первую очередь авторы воспоминаний о Чехове? Каковы представления писателя о красоте?».

В оценивании прекрасного человек руководствуется законами эстетического вкуса, принятыми в обществе, однако восприятие красоты должно быть свободным и бескорыстным, поскольку именно «незаинтересованное созерцание» стимулирует воображение, оказывает огромное эмоциональное воздействие.

Формирование представлений о бескорыстии как условии эстетического открытия происходит в процессе анализа повести К.Г. Паустовского «Мещёрская сторона».

Цель уроков - знакомство с некоторыми фактами биографии писателя, выявление художественной идеи частей повести «Мещёрская сторона» «Обыкновенная земля» и «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие», проявляющейся в стремлении лирического героя к эстетическому открытию заповедного края; общности и различий художественного мира М.М. Пришвина и К.Г Паустовского.

В процессе составления тезисного плана статьи учебника (автор-составитель ГС. Меркин), посвященной К.Г. Паустовскому, лексической работы со словом «романтический», выразительного чтения фрагментов автобиографии писателя происходит осмысление одной из характерных черт его прозы - романтической направленности, проявляющейся в стремлении «увидеть и объяснить» жизнь в ее многообразии [7, с. 149-150].

Учитель рассказывает о том, как однажды К.Г Паустовский, разворачивая дома покупку, обнаружил, что перед ним обрывок какой-то географической карты. Внимательно осмотрев

123

клочок, писатель установил, что это место находится очень близко от Москвы и решил в первые же свободные дни съездить туда. Встреча с Мещёрой произвела переворот в художественном сознании писателя. С тех пор этот край становится центром художественных интересов писателя и местом действия большинства его произведений.

Сообщение географа позволяет установить точные координаты Мещёрской низины, низменной равнины, расположенной между реками Клязьмой на севере, Москвой на юго-западе, Окой на юге и Судогдой и р. Колпь на востоке, в пределах Московской, Владимирской и Рязанской областей.

В процессе анализа повести учащиеся должны отметить безыскусственность ее построения, простоту содержания, «обыкновенность», провозглашенную главным принципом повествования.

Экскурсия по выставке репродукций картин И.И. Левитана: «Туман над водой» (1890-е), «Заросший пруд» (1882), «Июньский день» (1890-е), «В парке» (1880) и комментарии «искус-124 ствоведа» позволят выявить объединяющее начало пейзажей И.И. Левитана и описания Мещёрского края К. Г. Паустовского, понять особенности творческой манеры писателя, проявляющейся в умении изображать живую природу не в застывшей неподвижности, а в динамике, постоянной смене впечатлений, скрытой напряженности; показать органическую слитность объективного существования человека и природы, открыть подлинную внутреннюю красоту под покровом внешней неказистости.

В процессе исследования, содействующего воссозданию деталей пейзажа и определению их роли в тексте, учащиеся выписывают в рабочую тетрадь слова,

содержащие ответы на вопросы: «Что можно увидеть в Мещёрских лесах?», «Что можно услышать в Мещёре?»

Подводя итоги работы, следует отметить, что обыкновенные предметы и звуки привлекли внимание автора потому, что им присуща не бросающаяся в глаза внутренняя красота, открытие которой - настоящее событие для художника, стремящегося поделиться с читателем.

В процессе анализа частей повести учащиеся также должны совершить эстетическое открытие края, пополнить представления о Мещёре живыми и значительными подробностями, точными сведениями.

Важно обратить внимание семиклассников на то, что подлинным героем повести является природа с её неброской прелестью и обаянием. Все остальное показано с единственной целью - оттенить какую-нибудь характерную черту края.

Направление анализа определяют следующие вопросы и задания: «Что мы узнаtм о рассказчике из части «Обыкновенная земля»?»; «Рассказчик не спешит раскрыть себя. На первых порах он довольствуется скромной ролью путеводителя по краю. Почему, показывая и рассказывая, он остаётся в тени?»; «О чем свидетельствует рассказ "косматого деда"?»; «Почему рассказ деда запомнился лирическому герою "особенно резко"»?»

Учитель отмечает особенности композиции повести: в частях «Обыкновенная земля» и «Первое знакомство» переданы общие сведения о крае, пути в Мещёру, затем следует рассказ о карте края, сообщение о приметах, помогающих ориентироваться на местности, возвращение к карте и описание трех главных «бо-

гатств» Мещёрского края: его болот («мшар»), лесов и лугов.

Картины природы читатель видит глазами рассказчика, образ которого становится всё более обобщенным, включающим в себя и образ читателя, совершающего эстетическое открытие края и художественного мира писателя.

В процессе исследования текста необходимо выписать из фрагмента от слов «Путь в лесах.» до слов «.горят светляки» зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные образы, сделать выводы об особенностях изображения. Итогом работы является открытие незримого присутствия человека в аналитическом изображении природы. Лиловые колокольчики, горящие в траве светляки нужно увидеть, осторожное перепархивание птиц заметить и услышать, к «липким маслюкам» притронуться, запах сырости почувствовать.

Учитель отмечает, что особенностью пейзажной прозы К.Г Паустовского является и аналитическое и синтетическое изображение реальности, позволяющее провести параллели с изобразительным искусством.

Получить наглядное представление об особенностях ракурса изображения картин природы, свойственного мастерам живописи, позволяет выразительное чтение фрагмента повести от слов «Закат тяжело пылает» до слов «.летучие мыши» и словесное рисование. Учащиеся видят картину глазами рассказчика, наблюдающего снизу за «тяжелым пламенем» - лучами заходящего солнца на кронах деревьев. Созданию цветообраза картины, изображенной писателем, содействует исследовательская работа с текстом, в процессе которой учащиеся выписывают из части «Лес» слова и

сочетания слов, называющие различные оттенки и ощущение цвета: огромное белое солнце, прибрежные заросли кувшинок (желтый), черная рыба, черное озеро, белые лилии и др.

Выявлению особенностей художественной манеры писателя содействует сопоставление рассказа М.М. Пришвина «Москва-река» и фрагментов из «Мещёрской стороны» К.Г. Паустовского. Для обоих авторов бесспорна близость двух родов искусств — литературы и живописи, поэтому в их произведениях большую роль играет цветопись. Этим же объясняется интерес к «технике» и прямая соотнесенность словесной картины с различными видами изобразительного искусства (масло, акварель, графика). Различие заключается в том, что предметы в изображении К.Г. Паустовского, увиденные с большого расстояния, теряют конкретность очертаний, сливаясь в гармоническую картину, а описания у Пришвина детализированы, конкретны.

На заключительном этапе урока следует отметить, что присутствие рассказчика, остававшегося в тени на протяжении всей повести, становится более заметным в финале. В части «Бескорыстие» отдельные штрихи и детали этого образа складываются в законченный характер. Выразительное чтение этой главы предваряет лексическая работа со словом «бескорыстие», содействующая более глубокому пониманию художественной идеи произведения. Отвечая на вопросы: «Каким предстает рассказчик в этой части повести? Зачем он приехал в Мещёру?» - учащиеся приходят к выводу о бескорыстии как условии эстетического открытия, совершенного героем повести. Действенная любовь к родному краю, побуждающая не только любоваться его красо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

125

126

той, но и непрестанно изучать его, без устали работать, дает возможность острее почувствовать кровную связь с родной землей и ее народом.

Таким образом, в процессе анализа фрагментов повести К.Г. Паустовского «Мещёрская сторона» происходит формирование гуманистического понимания красоты как коммуникативного состояния человека, характеризующегося особым переживанием реальности, включающим созерцание, воображение, бескорыстие.

Процесс творчества тождественен видению красоты. Художник улавливает в окружающем мире красоту, которая для него является идеалом, требующим воплощения в искусстве.

Эти идеи, определяющие сущность красоты как гуманистической ценности, находятся в центре внимания урока, посвященного анализу стихотворения А.А. Фета «Целый мир от красоты», цель которого - актуализация знаний о жизни и творчестве поэта, знакомство с некоторыми фактами его биографии; выявление художественной идеи стихотворения «Целый мир от красоты.», состоящей в утверждении безграничности красоты, влияющей даже на тех, кто не осознает ее значения.

Учащиеся составляют рассказ о поэте по материалам статьи учебника (авт.-сост. ГС. Меркин), формулируют художественную идею стихотворений А.А. Фета, изученных в 5 и 7 классах («Чудная картина, «Зреет рожь над жаркой нивой.», «Вечер», состоящую в утверждении единства человека, природы и красоты, разлитой во всем многообразии действительности. Целесообразно вновь обратиться к статье А.А. Фета «О стихотворениях Тютчева», знакомство с которой состоялось в 7 классе: «Там, где обыкновенный глаз и не подозревает красо-

ты, художник ее видит, отвлекает от всех остальных качеств предмета, кладет на нее чисто человеческое клеймо и выставляет на всеобщее уразумение. В этом смысле всякое искусство - антропоморфизм... Воплощая идеал, человек неминуемо воплощает человека» [5].

Эту установка находит отражение в стихотворении «Целый мир от красоты», где понятие красота предстает в облике философского суждения, имеющего эстетический смысл.

Исследовательская работа с текстом на уроке направлена на выявление представлений поэта о месте красоты в мире и соотношении красоты и человеческого. Учащиеся выписывают во вторую часть таблицы в рабочей тетради на печатной основе строчки, соответствующие смысловым блокам «место красоты в мире» и «соотношение красоты и человеческого» [8, ч. 2, с. 23]. В процессе анализа стихотворения важно подчеркнуть разделение стихотворения на два смысловых блока «человек» и «красота» на строфическом, звуковом и интонационном уровнях.

Направление работы определяют следующие вопросы и задания: «Какова интонация первой строфы стихотворения? Какое значение имеет повторение предлога от и появление приставки в слове «отыскать»?»; «Какова интонация второй строфы?»; «Найдите ассонансы и аллитерации в первой и второй строфах. Какие слова в первой и второй строфах задают звуковой ряд». Особое внимание следует обратить на стих, звучащий как афоризм: «Хоть не вечен че-ловек,/То, что вечно - человечно». Учащиеся отмечают, что в нем нашла отражение позиция автора, выраженная в суждении «всякое искусство - антропоморфизм; воплощая идеал, человек неминуемо воплощает человека».

В процессе исследования текста необходимо подчеркнуть пространственно-временные координаты явления красоты, предложив учащимся ответить на вопросы: «Какое смысловое наполнение получает фраза «от велика и до мала» в первой строфе?»; «Какую мысль подчёркивает фраза второй строфы «день иль век»?» Учащиеся отмечают стремление поэта подчеркнуть всеохватность явления «красоты», его пространственную и временную безграничность, благодаря чему создаётся образ мира-вселенной.

Подводя итоги урока, необходимо обратить внимание восьмиклассников на то, что, сопоставляя и противопоставляя временные отрезки (день иль век) с бесконечностью, поэт приходит к одной точке, которая существует в безграничности пространства и времени, - человеку. Ответы на вопросы: «Какое значение приобретает слово «человек» в контексте стихотворения?»; «К кому обращается поэт в строчках: «И напрасно ищешь ты / Отыскать ее начало?» - помогают установить связь между понятиями «человек» и «человечество» и выявить авторскую позицию, состоящую в утверждении безграничности красоты как интуиции.

На уроках литературы в восьмом классе продолжается формирование представлений об идеале как гармоничном сочетании внутренней и внешней красоты в процессе выявления художественной идеи стихотворения Н.А. Заболоцкого «Некрасивая девочка», проявляющейся в поэтизации людей, способных к самоотверженной любви; противопоставлении подлинной красоты мнимому сверканию.

В пятом классе в ходе анализа сказки «Царевна-лягушка», учащиеся пришли к выводу о том, что в образе героини нашла отражение мечта народа о тор-

жестве гармонии как единства внешней и внутренней красоты, способной победить силы зла, сотворить новый счастливый и справедливый мир. Выявление смысла первого стиха «Среди других играющих детей она напоминает лягушонка» позволяет актуализировать полученные знания. Сравнение с лягушонком оставляет впечатление достоверности картины и живого общения с рассказчиком-поэтом, подчеркивает необыкновенность девочки, однако оказывается внутренне ложным, несмотря на внешнюю зрительную точность.

Цель анализа состоит в разоблачении псевдоправды, выявлении контраста между внешним и внутренним, поверхностью и глубиной явления. Читая выразительно описание портрета девочки, учащиеся обращают внимание на эпитет «худая», делают выводы о том, что детали подкрепляют ощущение «некрасивости» девочки, но не отталкивают, а приближают ее к читателю.

Важный этап анализа - выявление авторской позиции, проявляющейся в убежденности в том, что счастье бытия тем полней, чем более полно достигается человеком свобода от эгоизма. Такая 127 свобода дана некрасивой девочке, но именно к этой свободе стремится ценой больших усилий и все человечество.

В процессе исследования особенностей композиции и интонации стихотворения, лексической работы со словами «эгоизм» и «альтруизм» происходит постижение авторского замысла, состоящего в стремлении показать природу истинной красоты, рядом с которой всегда находится добро.

Словесное рисование событий первой части стихотворения позволяет обратить внимание на подробность «не торопясь к обеду, гоняют по двору, забывши про нее», благодаря которой

можно достоверно представить облик сытых, веселых, здоровых, обеспеченных детей, почувствовать их наивный эгоизм, противопоставленный альтруизму девочки. Вся картина-сценка, нарисованная с достоверностью очерка, согрета настоящим «чистым пламенем» чуткого сердца поэта, сливающимся с чистым пламенем сердца героини.

Направление анализа второй части определяют вопросы и задания: «Какие интонации звучат в этих строчках: «Ни тени зависти, ни умысла худого /Еще не знает это существо»?»; «Как углубляют представление о "счастье бытия" слова "ей все на свете так безмерно ново"?»; «О ком говорит поэт, замечая "ей. так

живо все, что иных мертво"

«Что

128

подчеркивает поэт, выделяя слово "один"?»; «Почему дважды повторяется "мне верить хочется"?»; «Что превращает физическую некрасивость в красоту? Прочитайте строчки стихотворения, содержащие ответ на вопрос»; «Однозначен ли ответ на вопрос: "Что есть красота"?» Пустая внешняя форма, "сосуд" или "огонь, мерцающий в сосуде"?»

В процессе беседы учащиеся отмечают, что во второй половине стихотворения, являющейся развернутым лирическим комментарием и оценкой исходной картины, поясняется и развивается заключительный образ первой части. Поэт дает понять, что существует и детский наивный эгоизм, как и детская, еще наивная, свобода от эгоизма, содержащая счастье безмерной новизны мира, присущей детскому взгляду на мир. Выделяя слово «один», он подчеркивает, что не так просто будет сломать сердце девочки, поскольку «чистый пламень» подлинной человечности способен перетопить любой «тяжкий камень» равнодушия, эгоизма, жестокости. Повторяя «мне верить

хочется», поэт стремится убедить и читателя и самого себя в непобедимости «грации души», превращающей физическую некрасивость в красоту.

Итогом урока является ответ на вопрос: «Что есть красота?». Он как будто заключен в его постановке; однако он не так прост, ибо «огню» не безразлично, в каком «сосуде» он «мерцает». Лексическая работа со словом «мерцать» (слабо поблескивать, светиться неровным, колеблющимся светом), составление синонимического ряда (сиять; сверкать, светиться) помогает учащимся понять авторский замысел. «Сверкает» все холодное - лед, золото, - а мерцает, рождая тепло и свет, все теплое, живое, выстраданное. «Мерцание» как вид глубинного свечения привлекал Н.А. Заболоцкого всегда.

Учащийся выступает с сообщением об А. П. Струйской (1754-1840), одной из самых красивых женщин «безумного осьмнадцатого столетья», призванной быть вечной музой поэта; читает выразительно стихотворение Н.А. Заболоцкого «Портрет», акцентируя внимание на строчках, особенно важных для понимания художественной идеи стихотворения: «Когда потемки наступают/ И приближается гроза,/Со дна души моей мерцают/Ее прекрасные глаза».

Мысль поэта о гармоничном сочетании внутренней и внешней красоты является основой письменного ответа на вопрос: «Что есть красота?»

Таким образом, в процессе осмысления эстетических ценностей гуманизма на уроках литературы в 5-8 классах формируется итоговое суждение, являющееся основой письменных и устных высказываний на данную тему.

Объективному бытию внутренне присущи гармония и дисгармония, и свойственное только человеку чувство

прекрасного способствует их выявлению. В оценивании прекрасного человек руководствуется законами эстетического вкуса, принятыми в обществе, однако восприятие красоты должно быть свободным и бескорыстным, поскольку именно «незаинтересованное созерцание» стимулирует воображение, оказывает огромное эмоциональное воздействие.

Эстетическое чувство способствует творчеству - созданию нового мира, вторичной реальности, запечатленной в бесконечно разнообразных образах. Она существует условно как отражение первичной реальности и в этом смысле «искусственна». В сотворенном человеком мире возможно преодоление грани между должным и сущим, однако «гуманизм благоговеет перед красотой мира и призывает хранить и преумножать ее», так как, «прекрасное, творимое художником, едва ли когда-нибудь сможет превзойти красоту Земли и звездного неба» [2, с. 224].

Мир искусства многолик и динамичен; главными условиями его существования являются новизна, гармоничность и искренность.

Искусство играет огромную роль в эстетизации мира, однако красота не защищена от экспансии антигуманного. Приоритет эстетического перед гуманным порождает эстетизм - признание красоты абсолютной высшей ценностью, а наслаждение ею - смыслом жизни. «Гуманизм в состоянии безгранично расширить область прекрасного, потому что он в состоянии видеть красоту там, где ее нет для эстетизма» [там же, с. 227]. «Эстетические ценности возвышают там и тогда, где и когда к созерцанию и переживанию прекрасного, к творчеству эстетических реальностей присоединяется человеческое сердце,

любящее и уважающее человека превыше всего, почитающее человеческий разум, умеющее отличить реальное от ирреального» [там же, с. 228].

Синтез красоты и добра лежит в основе эстетического катарсиса - состояния очищения, преодоления имманентного существованию мира и человека в нём трагизма, обретения истинно прекрасного. Красота только тогда становится красотой в полном и высшем своем смысле, когда предстает как результат гуманности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Примерные программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011. - URL: http://standart.edu. ru/catalog.aspx?CatalogId=2627 (дата обращения 10.10.2011).

2. Борзенко ИМ, Кувакин В.А., Кудишина А.А. Основы современного гуманизма: учебное пособие для вузов / Под ред. В. А. Куваки-на и А.Г. Круглова. - М.: Российское гуманистическое общество, 2002. - 350 с.

3. Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 6 класс» / Авт.-сост. Г.С. Меркин: в 2 ч. - М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2009. 129

4. Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 7 класс» / Авт.-сост. Г.С. Меркин: в 2 ч. - М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2010.

5. Фет А.А. О стихотворениях Тютчева. -URL: http://fet.lit-info.ru/fet/public/articles/ article-1.htm (дата обращения 20. 01.2012).

6. КупринА.И. Памяти Чехова. - URL: http:// chehov.niv.ru/chehov/vospominaniya/ kuprin.htm (дата обращения 10.10.2011).

7. Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. / Авт.-сост. Г.С. Меркин. 7 изд. - М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2011.

8. Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» / Авт.-сост. Г.С. Меркин: в 2 ч. - М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2010. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.