Научная статья на тему 'Этика гуманизма в системе уроков литературы 5 класса'

Этика гуманизма в системе уроков литературы 5 класса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
712
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА ГУМАНИЗМА / ETHIC OF HUMANISM / ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ / TEACHING LITERATURE AT SCHOOL / ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ / TEACHING LITERATURE IN THE 5TH FORM / УРОК ЛИТЕРАТУРЫ / LITERATURE LESSON

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Соловьева Ф.Е.

В статье автор размышляет о том, что формированию представлений о системе базовых национальных ценностей в процессе изучения литературы в 5 классе максимально содействует осмысление основных положений этики гуманизма как этики гуманистических достижений, творческого совершенствования свободного человека, самоопределения, самореализации. Автор полагает, что в процессе изучения курса литературы 5 класса необходимо формировать представление о категории добра как основе нравственных принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the system of basic national values while studying Literature in the 5th form and elaborates on the understanding of basic ideas of the humanism ethics as the ethic of human achievements, creative improvement of a free person, self-determination, self-realization. While studying the course of Literature in the 5th form one should form the idea about the category of kindness on the bases of moral principles

Текст научной работы на тему «Этика гуманизма в системе уроков литературы 5 класса»

ЭТИКА ГУМАНИЗМА

В СИСТЕМЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 5 КЛАССА

Ф.Е. Соловьева

Аннотация. В статье автор размышляет о том, что формированию представлений о системе базовых национальных ценностей в процессе изучения литературы в 5 классе максимально содействует осмысление основных положений этики гуманизма как этики гуманистических достижений, творческого совершенствования свободного человека, самоопределения, самореализации. Автор полагает, что в процессе изучения курса литературы 5 класса необходимо формировать представление о категории добра как основе нравственных принципов.

Ключевые слова: этика гуманизма, преподавание литературы в школе, преподавание литературы в 5 классе, урок литературы.

Summary. The article examines the system of basic national values while studying Literature in the 5th form and elaborates on the understanding of basic ideas of the humanism ethics as the ethic of human achievements, creative improvement of a free person, self-determination, self-realization. While studying the course of Literature in the 5th form one should form the idea about the category of kindness on the bases of moral principles.

Keywords: ethic of humanism, teaching literature at school, teaching literature in the 5th form, literature lesson.

.. _ итература как учебный пред- мании ценности человеческой лично-

II2 «ЛАмет обладает огромным воспи- сти, признании за нею права на сво-

тательным потенциалом, дающим учи- бодное развитие и проявление ее

телю возможность не только развивать творческих способностей» [1, с. 5-6]. интеллектуальные способности уча- Федеральный государственный об-

щихся, но и формировать их ценност- разовательный стандарт основного

но-мировоззренческие ориентиры, ко- общего образования устанавливает

торые позволят им адекватно воспри- требования к личностным, метапред-

нимать проблематику произведений метным и предметным результатам

отечественной классики, то есть вклю- освоения обучающимися основной

чаться в диалог с писателем. образовательной программы основно-

Приобщение к «вечным» ценно- го общего образования. стям является одним из главных на- «Личностные результаты освое-

правлений школьного литературного ния основной образовательной про-

образования и способствует постанов- граммы основного общего образова-

ке такой его приоритетной цели, как ния должны отражать развитие мо-

формирование гуманистического ми- рального сознания и компетентности

ровоззрения, базирующегося на пони- в решении моральных проблем на

Преподаватель ^

2 / 2013

основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам» [2, с. 8].

В этой связи особую актуальность приобретает проблема осмысления нравственных ценностей гуманизма, составляющих ядро гуманистического мировоззрения.

В каталог общих моральных норм современные гуманисты включают такие понятия, как честность, правдивость, обязательность, искренность, верность, преданность, надежность, благожелательность, доброжелательность, непричинение зла другим людям, непричинение ущерба частной или общественной собственности, благодетельность, совестливость, порядочность, благодарность, ответственность, справедливость, терпимость, сотрудничество и др. [3, с. 207].

Основой нравственных принципов является категория добра (блага), с помощью которой из всей совокупности человеческих благ выделяются нравственные. Явления окружающей действительности являются благом в том случае, если они удовлетворяют материальные и духовные потребности людей, а также содействуют гармоничному развитию личности. Таким образом, нравственность как способ регуляции отношений людей на основе гуманизма может быть обозначена как благо.

В истории этики понятие добра связывали с полезностью, силой, мужеством, выносливостью, мудростью, правдивостью, материальными благами и богатством, Богом, свободой индивида, пользой и др. Гуманизм рассматривает добро как необходимое условие жизни, ассоциирующееся с идеалом и гармонией.

Понятием, противоположным добру, является природное и нравственное зло, которое является общей абстрактной характеристикой отрицательных моральных качеств: жестокости, ненависти, насилия, жадности, ведущих к распаду, отчуждению людей друг от друга, уничтожению, подавлению, унижению. Природное зло рассматривается как стихийные силы, разрушающие жизнь на земле: землетрясения, наводнения, ураганы. В современном мире явления природного зла ассоциируются с экологическим кризисом.

Нравственное зло творится под воздействием сознания человека, его воли и выбора. Оно проявляется в человеческих пороках - враждебности (насилии, гневе, ненависти, подавлении других, распущенности) и агрессии. Добро и зло познаются только в единстве, выступая как критерий оценки поступков и поведения человека, его моральных качеств.

В условиях противостояния добра и зла главной задачей человека является правильный выбор образа мысли и действий, отказ от зла, порока.

Гуманизм утверждает способность человека активно творить добро, совершенствовать представления о ценностных приоритетах и нормах, формирующихся в процессе осмысления реальности и поступков, которые квалифицируются как добрые, благие, хорошие и т.п. С точки зрения современных гуманистов, в основе нравственного поступка лежат «естественные моральные чувства человека, уходящие своими корнями в мир общения высших животных; позитивные качества человека; благоприобретенные нормы и принципы морального поведения личности» [там же].

Наиболее актуальными для современного гуманизма являются пробле-

113

ВЕК

114

мы происхождения этического, существования общих моральных принципов, выходящих за индивидуальные, национальные и культурные рамки.

Согласно гуманистической этике, нравственное имеет как естественные, присущие природе человека предпосылки, так и социальные, сформировавшиеся в процессе исторического развития. Однако «главное для гуманизма - исходить из уже потенциально или актуально существующей человечности каждого человека, как наиболее перспективной и надежной точки отсчета, начала, в котором и с которого здесь и теперь начинается формирование, раскрытие, функционирование и развитие нравственного чувства и мышления, где начинается установление (конституи-рование) и обогащение мира нравственных ценностей и нравственного совершенствования человека. Как бы велика ни была роль среды, природы, общества и иных внешних реальностей в жизни человека, именно он является самым главным, по сути, единственным носителем, субъектом и творцом нравственных реальностей в области той жизни, которую он может назвать своей» [там же, с. 208].

Этика гуманизма не сконцентрирована на одной ценности, этическом принципе или позитивном качестве человека, в отличие от этики любви, этики смирения (ненасилия), этики добродетелей, религиозной этики закона, богобоязненности, послушания, искупления и спасения и др., предлагающих совершенствование в страхе, любви, смирении, жертвенности, служении, молитве, аскезе. Этика гуманизма - это этика человечности, гуманистических достижений, творческого совершенствования свободного человека, самоопределения, самореализации.

Гуманистическое совершенствование, включающее самосовершенствование и совершенствование социальных отношений, предполагает также нравственное взаимодействие с природой. Совершенствование - проявление абсолютной ценности, уникальности человека. В сфере нравственности оно обретает черты абсолютного императива.

В содержание нравственного совершенствования как важной этической ценности входят достижения, постоянство и созидательное творчество, определяющие развитие позитивных качеств человека. Закономерностью поведения творческой личности является стремление к коммуникации, в процессе которой реализуются такие гуманные качества личности, как честность, правдивость, искренность, верность, благожелательность, терпимость, сочувственность, уважительность, заботливость, порядочность, сдержанность [там же, с. 214].

Этика совершенства включает самодисциплину, позволяющую организовать и направить все силы и способности человека для достижения целей самосовершенствования, и самоуважение как понимание ценности собственного Я, чувство собственного достоинства, самоподдержки и критической самоуверенности. Фактическими показателями результатов совершенствования являются достижения; постоянство предполагает умение не останавливаться на достигнутом в процессе совершенствования; творчество рассматривается как поиск нового пути к результату, открытие ранее неизвестного, оригинального в ходе совершенствования. Процесс самосовершенствования предполагает автономию, способность человека управлять собственной жизнью, быть сво-

Преподаватель XX

2 / 2013

бодным, независимым, самостоятельным и оценках, суждениях и поступках, смелым, мужественным, энергичным и волевым. Этика совершенствования гуманистична и демократична. Ее характерными чертами являются внутренняя и внешняя активность, мотивированность, оптимизм.

Осмысление понятий, связанных с нравственными ценностями гуманизма, происходит на протяжении всего курса литературы 5 класса. Особую роль в этом процессе играют уроки, посвященные знакомству с некоторыми сведениями о детских годах М.Ю. Лермонтова, детских впечатлениях А.А. Блока, фактах биографии Н.Н. Носова, Е.И. Носова; анализу мифа «Олимп», произведений А. С. Пушкина «Няне» и «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», рассказа Н. Носова «Три охотника» и Е.И. Носова «Как патефон петуха от смерти спас», повести Жозефа Рони Старшего «Борьба за огонь».

Представление о естественных и социальных предпосылках гуманистической этики, об автономии как условии самосовершенствования учащиеся получают на уроке литературы в пятом классе в процессе знакомства с героями мифа «Олимп», выявления особенностей мировосприятия, свойственного людям дохристианской эпохи, роли мифов в формировании современных представлений о мире и месте человека в нем.

Пятиклассники составляют перечень имен богов Олимпа и комментарии, узнают об интерпретации образов в искусстве в процессе экскурсии по галерее олимпийских богов, включающей изображение Аполлона Бель-ведерского, бронзовой статуи Аполлона из святилища Аполлона в Помпеях; Юпитера, держащего в руках молнию;

репродукцию картины «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли, делают выводы о сходстве в поведении богов и людей: жители Олимпа бессмертны, но не всемогущи, так как все, происходящее в их жизни, предопределено судьбой; не имеют твердых нравственных принципов.

Важно подчеркнуть, что в образах богов находят отражение черты господствовавших в разные эпохи социальных отношений и этических представлений, что позволяет отметить особенности процесса формирования гуманистической этики. Учитель сообщает о различных интерпретациях образа Зевса в литературе, созданных эпическими поэтами, авторами гимнов о богах, историками, драматургами, систематизаторами мифов. Зевс Гомера отличается от Зевса Гесиода, Пиндара, Геродота, Платона. «Отец людей и богов» Зевс у Гомера управляет весьма строптивым семейством богов как первый среди равных наподобие царей. Он подвержен многочисленным слабостям и страстям. В поэзии Гесиода Зевс - блюститель попираемой «справедливости». У Эсхила Зевс наделен атрибутами всемогущества, всеведения и премудрости; он -источник власти всех прочих богов.

Следует отметить влияние образа Зевса на христианскую концепцию божества, иконографическую преемственность образов Зевса и Христа, трансформацию образа в литературе нового времени, где Зевс изображался в комическом плане и был противопоставлен Прометею как притеснитель человечества, как сила, враждебная личной и общественной свободе.

В заключение целесообразно прочитать выразительно стихотворение А.С. Пушкина «Еще одной высокой,

115

116

важной песни...», обратив особое внимание на строки, позволяющие ответить на вопрос: «Каково значение мифов о богах Олимпа?»: «Они меня любить, лелеять учат/ Не смертные, таинственные чувства, / И нас они науке первой учат - / Чтить самого себя».

Пятиклассники получают возможность детализировать представления об автономии как условии самосовершенствования, отмечая, что «чтить самого себя» - значит, иметь твердые нравственные убеждения, уметь противостоять превратностям судьбы, быть свободным, независимым, самостоятельным, смелым, мужественным, энергичным и волевым.

Формирование представлений о добре как необходимом условии жизни, ассоциирующимся с идеалом и гармонией, и нравственном зле как общей характеристике таких отрицательных моральных качеств, как жестокость, ненависть, насилие, жадность, происходит в процессе выявления художественной идеи «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», проявляющейся в утверждении неизбежности победы любви и добра над злом; смысла противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, сходства и различий народной и литературной сказок.

В процессе анализа сказки важно подчеркнуть единство национального и общечеловеческого представлений о добре и зле. С этой целью учитель сообщает о том, что Пушкин старался быть ближе к народу, понять его интересы, мечты, идеалы, нашедшие отражение в устном народном творчестве. Он записывал песни и народные обряды, просил няню снова и снова рассказывать сказки, знакомые ему еще с детства. Со слов Арины Родионовны

А.С. Пушкин сделал запись, явившуюся основой «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», написанной осенью 1833 г. Кроме того, следует сообщить учащимся о поэтической легенде об Амуре и Психее древнеримского писателя Апулея, в которой поэта особенно привлекал мотив зависти красоте и пробуждения от сна любовью. На основе мифа и сказок А.С. Пушкин создает произведение, наделенное новой идеей: силы зла побеждает любовь, которая всегда сильнее смерти; истинная ценность человека - это красота внутренняя: доброта, кротость, трудолюбие, скромность, искренность, верность.

Выявлению смысла противопоставления царицы-матери и царицы-мачехи содействуют следующие вопросы и задания: «Прочитайте выразительно отрывок из сказки от слов: "Царь с царицею простился" до слов: "И к обедне умерла"»; «Назовите слова и выражения, свойственные народной речи»; «Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчеркивается грустное настроение царицы?»; «Какие слова передают отношение автора к героине?»; «Прочитайте выразительно отрывок из сказки от слов: "Правду молвить, молодица." до слов: "Гордо в зеркальце глядясь". Какие слова передают отношение автора к другой царице?»; «Каково лексическое значение слова «ломлива»?»; «Почему мачеха решила расправиться с царевной?»; «Как меняется настроение царицы в разговоре с зеркальцем. Почему?»; «Найдите обращения, которые выражают изменения настроения царицы. Какие слова появляются в ее речи? Как это характеризует героиню?».

Сравнивая поведение героинь, учащиеся отмечают, что царица-мать,

ожидая царя, сидит у окна и видит огромный мир; а царица-мачеха глядится в зеркало и видит только себя, думает только о себе; делают вывод о том, что ласково звучащие слова: «тя-желешенько вздохнула, восхищенья не снесла», проникнуты искренней симпатией к кроткой и милой царевне.

Определяя роль повторов в описании поведения царицы перед зеркалом, необходимо подчеркнуть, что слова, соединенные повторяющимся союзом «и», раскрывают самые разные значения слова «ломлива»: тщеславие, самовлюбленность и в то же время неуверенность в себе. Царица-мачеха завидует красоте, ее самолюбие уязвлено. Узнав о сопернице, она приходит в негодование: ласковое обращение к зеркальцу «свет мой, зеркальце» меняется на «мерзкое стекло», в речи царицы появляются слова «дурь», «признавайся». Автор лишает героиню царственности, называет «гневной бабой», подчеркивая внутреннюю несостоятельность и обреченность зла.

Исследуя особенности создания образа царевны, следует обратить внимание на то, что повествование о ней поэт начинает с противительного союза «но», подчеркивая противостояние добра и зла в сказке, своенравия царицы-мачехи и кротости царевны. Лексическая работа со словом «кротость», определение роли сравнения царевны с прекрасным цветком, создание устного портрета героини позволят отметить черты ее характера - спокойствие, доброту, незлобивость, прилежание и трудолюбие, а также сходство с крестьянской девушкой, скромной, доброй, хорошо воспитанной. В процессе анализа сказки важно ответить на вопрос: «Почему поэт проводит царевну через многие испытания?»

Направления беседы на заключительном этапе работы определяют следующие вопросы и задания: «Почему так подробно описывает автор яблочко?»; «Почему автор так внимательно следит за каждым движением героини?»; «В каких строчках особо проявляется отношение автора к героине?»; «Найдите в указанном отрывке существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют в тексте?»; «Каким настроением проникнута сцена прощания богатырей с названной сестрицей?»; «Почему царевна даже мертвая так прекрасна?»; «В сказке царица-мачеха противопоставлена царевне. Чем отличаются героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл противопоставления?».

Итогом работы является вывод о несоответствии облика и сути как примете зла, беззащитности доброты перед жестоким и коварным злом. Яблочко, несущее гибель, напоминает царицу-мачеху, внешне совершенную, но злобную и жестокую. Оно так прекрасно, что царевна не может удержаться от искушения.

Автор внимательно следит за каждым движением героини, поскольку нежно любит добрую, милую, кроткую царевну. В словах «моя душа» особо проявляется это чувство. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами «губкам», «кусочек» подчеркивают любовное отношение автора к героине. Братья не могут поверить в то, что царевна умерла, поскольку доверчивость, доброта, искренность, верность бессмертны. Рассказывая о юной царевне, автор подчеркивает, что доброта доверчива, наивна и нуждается в защите; изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, ее гнев и

117

118

зависть, злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне прекрасный человек, если он лишен внутренней красоты.

На втором уроке по теме следует акцентировать общечеловеческое значение финала сказки.

Учащиеся читают выразительно сцену воскрешения царевны, называют качества характера героя - мужество, смелость, терпение, умение любить, делают вывод о том, что в сказке, как и в жизни, силы зла побеждает любовь, которая всегда сильнее смерти.

Выявлению смысла финала сказки содействует определение причин различий в настроении и музыкальном тоне строчек «И трубит уже молва: Дочка царская жива!» и «И молва трезвонить стала: /Дочка царская пропала!».

Одно из значений слова «трубить» - широко сообщать, оповещать, провозглашать, превозносить». Трезвонить - «распускать слухи, сплетни». Употребление этих слов свидетельствует об отношении к событиям. Исчезновение царевны принесло радость только злой царице. Об этом шепотом сплетничают по углам ее прислужники. Воскрешение царевны - радость для всех. Эту новость с воодушевлением передают друг другу жители сказочного царства. Увидев царевну живой и невредимой, злая царица поняла, что побеждена. Сказка предупреждает: жестокость, злоба зависть будут непременно наказаны.

На уроках литературы в 5 классе происходит формирование начальных представлений о содержании нравственного совершенствования как важной этической ценности - достижениях, постоянстве и созидательном творчестве, ориентированном на развитие и укрепление позитивных

качеств человека; о коммуникации как условии реализации таких гуманных качеств, как честность, правдивость, искренность, верность, благожелательность, терпимость, сочувственность, уважительность, заботливость, порядочность, сдержанность.

Осмысление этих понятий происходит в процессе анализа стихотворения А. С. Пушкина «Няне», знакомства с некоторыми фактами биографии М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока, Н.Н. Носова.

На уроке, посвященном анализу стихотворения А.С. Пушкина «Няне», учащиеся получают представление о сочувствии, искренности, уважительности, заботливости как гуманных качествах личности. Анализ стихотворения предваряет беседа, позволяющая определить роль няни в духовном становлении личности поэта. В процессе работы над текстом учащиеся составляют перечень понятий, обозначающих переживания лирического героя (любовь, жалость, грусть), выявляют роль эпитетов, метафор и сравнений в воссоздании чувств няни, внося записи в третью часть таблицы в рабочей тетради на печатной основе [4, с. 48-49]. Подводя итоги, следует отметить не только переживания няни, но и острое чувство вины, которое испытывает лирический герой.

Более глубокому пониманию художественной идеи произведения содействует обращение к фрагменту книги М. Цветаевой «Мой Пушкин», где поэтесса рассказала о своем восприятии фразы «голубка дряхлая моя»: «Подруга дней моих суровых -Голубка дряхлая моя!» <...>как это походило на мою няню, которая бы у меня была и которой у меня не было. И как это походило на наш клюющий

и воркующий, клюющий и рокочущий, сизо-голубой голубиный двор. Голубка я слово знала, так отец всегда называл мою мать - («А не думаешь ли, голубка? - А не полагаешь ли, голубка? - А бог с ними, голубка!») - кроме как голубка не называл никак, но подруга было новое, мы с Асей росли одиноко, и подруг у нас не было. Слово подруга - самое любовное из всех -впервые прозвучало мне обращенное к старухе. «Подруга дней моих суровых -Голубка дряхлая моя!» Дряхлая голубка - значит, очень пушистая, пышная, почти меховая голубка, почти муфта -голубка, вроде маминой котиковой муфты, которая была бы голубою, и так Пушкин называл свою няню, потому что ее любил. Скажу: подруга, скажу: голубка - и заболит» [5].

Учащиеся отмечают сходство в передаче щемящей боли человека, способного к сочувствию и сопереживанию, в фрагменте из книги М. Цветаевой и стихотворении: «Кого я жалела? Не няню. Пушкина. Его тоска по няне превращалась в тоску по нему, тоскующему. И потом, все-таки няня сидит, вяжет, мы ее видим, а он - что? А он -где? "Одна в глуши лесов сосновых -Давно, давно ты ждешь меня". Она -одна, а его совсем нет!» «Из "К няне" Пушкина я на всю жизнь узнала, что старую женщину - потому что родная - можно любить больше, чем молодую - потому что молодая и даже потому что - любимая. Такой нежности слов у Пушкина не нашлось ни к одной» [там же]. Подводя итоги урока, следует подчеркнуть, что образное представление состояния няни открывает и глубину души самого поэта, являясь отражением его человечности.

Выявление закономерностей поведения творческой личности про-

должается на уроке, посвященном знакомству с некоторыми сведениями о детских годах М.Ю. Лермонтова. Учащиеся узнают о дружбе юного поэта с мальчиками-сверстниками, детьми родственников и соседей. Вместе с деревенскими ребятами они играли, строили и брали штурмом снежные крепости, скакали верхом. Во всех играх Лермонтов - командир, неистощимый на выдумки. Его любили за прямоту, настойчивость, верность в дружбе умение сочувствовать чужому страданию.

Детализация представлений об искренности и благородстве продолжается в процессе изучения темы «Детские впечатления А. Блока», экскурсии по блоковским местам, сообщения учителя о детских впечатлениях поэта. Затерянное среди холмов, полей и лесов Подмосковья Шахматово сыграло огромную роль в судьбе Блока, стало для него символом России. Учитель сообщает о первых товарищах детских игр Блока, двоюродных братьях Андрее и Феликсе Кублицких, а также Недзвецких и Лозинских, с которыми при участии матери, бабушки и некоторых знакомых четырнадцатилетний Блок начал издавать рукописный журнал «Вестник», выходивший в течение трех лет по одному экземпляру в месяц. Следует подчеркнуть, что именно в общении с «сотрудниками» журнала, юный «редактор Александр Блок» проявлял свои лучшие качества - доброту, высокое благородство, искренность и доверчивость.

Осмысление таких понятий, как деликатность, доброжелательность, происходит на уроке, посвященном изучению в 5 классе творческой биографии Н.Н. Носова. Учитель рассказывает об общении писателя с детьми

119

120

в школах, с издателями, коллегами, высоко ценившими его человеческие качества.

В процессе прослушивания сообщения учителя, составления комментариев к книжной выставке, художественного пересказа произведений Н.Н. Носова, создания иллюстраций к его рассказам происходит актуализация читательского опыта пятиклассников, познакомившихся с творчеством писателя на начальном этапе литературного образования; расширение представлений о писательском труде, требующем не только литературных знаний, но и знания психологии детей, а главное - любви к ним, которая ощущается в каждом рассказе и повести Н.Н. Носова.

Формирование представлений о характерных чертах этики совершенствования - внутренней и внешней активности, мотивированности, оптимизме как бодром и жизнерадостном мироощущении, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро, в пятом классе происходит в процессе анализа рассказа Н.Н. Носова «Три охотника» и составления описания кадров мультипликационного фильма по мотивам литературного произведения.

Учащиеся составляют описание картины В.Г. Перова «Охотники на привале», созвучную по настроению рассказу «Три охотника», отмечают сходства и различия. В картине гениально соединены анекдотический сюжет и драматический пейзаж. Важно отметить впечатление спокойствия и беззаботности и в то же время тревоги, нашедшей отражение в изображении природы: беззащитно голыми вы-

глядят ветки у ног второго охотника; небо затянуто тучами, возможно, приближается гроза. Сравнивая героев картины и рассказа, учащиеся отмечают оптимистическое звучание произведения Н.Н. Носова, учащего читателей умению любить все живое, не унывать ни при каких обстоятельствах, фантазировать.

Расширение представлений об оптимизме и целеустремленности происходит в процессе знакомства с некоторыми фактами биографии Е.И. Носова. Учитель сообщает о том, что воспитание и образование писателя как гражданина и художника довершила война и послевоенная разъездная, полная встреч со вчерашними фронтовиками журналистская работа. В ходе прослушивания сообщений учащиеся заполняют рефлексивную часть таблицы в рабочей тетради на печатной основе, отмечая оптимизм, увлеченность писателя, его восприимчивость к красоте [4, с. 45].

На уроке, посвященном изучению рассказа Е.И. Носова «Как патефон петуха от смерти спас», пятиклассники получают представление о таких гуманных качествах личности, как милосердие, верность, сочувствие, заботливость.

Анализ рассказа предваряет сообщение учителя о некоторых особенностях прозы Е. Носова, отмеченных А.И. Солженицыным: «Сами сюжеты - ничем не из ряду вон, не знаменательны, не героичны, чаще всего -обыденные эпизоды современной жизни - но всегда ласково высвечены. Как говорит автор: "Хотелось написать что-нибудь простое, бесхитростное, ни на малость не вмешиваясь в течение жизни". Краткость, неназойливость, непринужденность показа.

От каждого персонажа автор не упускает ни крохи сердечного тепла, с доброжелательным и чутким вниманием в случайной с ним беседе, "голос -пей, не напьешься" - и никогда никаких авторских изъяснений, толкований происходящего. Перед нами медленно текут те самые простейшие эпизоды живой жизни, которых так недостает нам в учебниках истории, чтобы ее ощутить, как бы поживши в ней. Та уверенная, непридуманная покойная обстоятельность быта простых людей - все менее замечаемая нами в беспокойном современном круговерчении, где человеколюбие становится даром утраченным» [6].

Направление работы на уроке определяют следующие вопросы и задания: «Где и когда происходит действие рассказа?»; «Назовите словосочетания, передающие отношение Витьки к намерению взрослых. Какие чувства испытывает герой?»; «Почему Витьке жаль петуха? Найдите в тексте слова, содержащие ответ на вопрос»; «Как Витька пытается "утешить" петуха? О каком качестве характера героя свидетельствуют эти строчки?»; «Почему бабушка послушала внука и стала лечить петуха?»; «Что заставило петуха издать воинственный крик?»; «Назовите ключевое слово и составьте с ним (с ними) несколько предложений (патефон, человеческая жалость, милосердие, сострадание, воинственный дух петуха)»; «Какое очень точное слово нашла бабушка, определив чувства Витьки?». На заключительном этапе урока учащиеся определяют лексическое значение слов «жалостливый», «милосердный».

Подводя итоги урока, следует ответить на вопрос «Чему учит рассказ Е.И. Носова?», включив в него выска-

зывания о милосердии известных писателей, поэтов, философов: «Быть милосердным - значит делать все, что в наших силах» (Джон Донн); «В вопросах веры и надежды люди расходятся, но все человечество едино в милосердии» (Александр Поуп); «Все мы слеплены из одной и той же глины, поэтому надо быть столь же милосердными, сколь справедливыми. (Генри Лонгфелло)»; «Высшая форма милосердия - приятие и прощение разящего тебя» (Равиль Алеев); «Если бы повсюду царило милосердие, земля стала бы раем, а ад - страшной сказкой» (Чарлз Калеб Колтон).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формирование представлений о потенциально существующей человечности каждого человека как отправной точке, с которой начинается развитие нравственного чувства, происходит на уроках знакомства с творчеством Ж. Рони-Старшего, в процессе постижения эмоционального мира древнего человека, выявления гуманистической идеи отрывка из повести «Борьба за огонь».

Анализ фрагмента предваряет сообщение учителя о романах Ж. Рони-Старшего «Борьба за огонь» и «Пещерный лев», которые, с точки зрения современной науки, не соответствуют научным представлениям о доисторической эпохе. Писатель, обращаясь к периоду, настолько отдаленному, что трудно установить точные детали быта, нравов, уровня умственного развития первобытного человека, сместил некоторые понятия во имя основной идеи, изображая одновременно людей разных племен, находящихся на разных стадиях развития. На одном отрезке времени показана эволюция человека от племен, живущих еще на деревьях, а затем в

121

ВЕК

122

пещерах, не умеющих добывать огонь, до момента обретения огня, приручения животных, применения палицы и рогатины для охоты и т. д. Отдаленность эпохи давала волю фантазии художника. Он наделял образы первобытных людей чувствами современного человека, что позволяло ему рисовать увлекательные картины далекого прошлого.

Итогом работы над фрагментом является ответ на вопрос: «Что определяло поведение людей в доисторические времена?»; «Благодаря чему юношам удалось одержать победу над сильным и опасным хищником?»; «О каких качествах Нао свидетельствует сцена схватки с медведем?».

Учащиеся отмечают, что главным качеством людей в те времена было чувство самосохранения. Господствовали первобытные инстинкты, которые они не умели и не стремились обуздывать. Сила - единственное, что давало преимущество над другими. На этом фоне автор показал, как происходило развитие изначально присущих Нао нравственных чувств, проявившихся в стремлении защитить более слабых товарищей. Итогом урока является вывод о том, что человек является носителем, субъектом и творцом нравственных реальностей.

Таким образом, на уроках литературы в 5 классе происходит формирование представлений о добре как необходимом условии жизни, ассоциирующемся с идеалом и гармонией, и нравственном зле как общей характеристике таких отрицательных моральных качеств, как жестокость, ненависть, насилие, жадность; о естествен-

ных и социальных предпосылках гуманистической этики, об автономии как условии самосовершенствования; содержании нравственного совершенствования как важной этической ценности - достижениях, постоянстве и созидательном творчестве; о характерных чертах этики совершенствования - внутренней и внешней активности, мотивированности, оптимизме; выявление закономерностей поведения творческой личности в процессе детализации представлений об искренности и благородстве, деликатности, доброжелательности, верности, сочувствии, заботливости.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.

3. Борзенко И.М, Кувакин В.А., Кудишина А.А. Основы современного гуманизма: учебное пособие для вузов / Под ред. В.А. Ку -вакина и А.Г. Круглова. - М.: Российское гуманистическое общество, 2002. - 350 с.

4. Соловьева Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 5 класс»: в 2 ч. / Авт.-сост. Г.С. Меркин. -: М.: ООО «ТИД» Русское слово, 2009.

5. Цветаева М.И. Мой Пушкин. - URL: http://lib.ru/POEZIQ/CWETAEWA/ pushkin.txt (дата обращения - 10.10.2012).

6. Солженицын А.И. Евгений Носов. -URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/ 2000/7/solg-pr.html (дата обращения -10.10.2012). ■

Преподаватель

2 / 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.