Научная статья на тему 'Эстетические составляющие творчества ювелирных мастеров'

Эстетические составляющие творчества ювелирных мастеров Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
423
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИКА ТВОРЧЕСТВА / ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ТВОРЧЕСТВЕ / ЕДИНСТВО ПРИРОДЫ И ТВОРЧЕСТВА / ШКОЛЫ МАСТЕРОВ В РЕГИОНАХ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Одилова Сайёра Джавдатовна

В статье анализируется эстетика ювелирных изделий современных мастеров различных областей Узбекистана. Они сохраняют эстетику старой школы, которая отражала единство природы окружающего их пространства и создаваемых ими произведений. Это историческая неразрывность в творчестве мастеров обусловлена во многом развитостью ремесла ювелира в этих регионах, а также такими особенностями их деятельности, как семейное производство и ремесленная династия. При этих условиях в современных работах отмечаются тенденции модернизма и художественных инноваций, что свидетельствует, по мнению автора, о тенденции к более широкому сближению эстетических взглядов мастеров разных школ, но вовсе не говорит об упрощении или глобализации творческих приемов, влиянии техногенных процессов на искусство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эстетические составляющие творчества ювелирных мастеров»

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ТВОРЧЕСТВА ЮВЕЛИРНЫХ МАСТЕРОВ Одилова С.Д.

Одилова Сайёра Джавдатовна - ассистент, кафедра промышленного дизайна, Ташкентский государственный технический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируется эстетика ювелирных изделий современных мастеров различных областей Узбекистана. Они сохраняют эстетику старой школы, которая отражала единство природы окружающего их пространства и создаваемых ими произведений. Это историческая неразрывность в творчестве мастеров обусловлена во многом развитостью ремесла ювелира в этих регионах, а также такими особенностями их деятельности, как семейное производство и ремесленная династия. При этих условиях в современных работах отмечаются тенденции модернизма и художественных инноваций, что свидетельствует, по мнению автора, о тенденции к более широкому сближению эстетических взглядов мастеров разных школ, но вовсе не говорит об упрощении или глобализации творческих приемов, влиянии техногенных процессов на искусство. Ключевые слова: эстетика творчества, ювелирные изделия, художественное произведение, преемственность в творчестве, единство природы и творчества, школы мастеров в регионах.

Создание ювелирных изделий является одной из старейших ремесел в истории народов Центральной Азии. В средние века развитию ювелирного искусства в регионе способствовали прохождение Шелкового пути и богатство его ценными ресурсами и металлами. В ногу с ремеслами развивались культура и разные направления искусства, что происходило в результате формирования эстетического вкуса населения.

Эстетический вкус человека формируется в течение его сознательной жизни на основе познания им окружающего мира и получения знаний и воспитания. В основе современной эстетики заключены многовековой опыт и знания, навыки мастеров, породившие в них способность преподносить прекрасное своими работами. Они создают ювелирные изделия, предметы прикладного искусства из металла, камня, дерева [1]. Познавательная деятельность побуждает человека к творческим исканиям, при этом полученные им опыт и навыки формируют образ прекрасного, заставляют его искать новые способы воплощения этого образа в работе и в действиях, думать о расширении художественных взглядов и творческих возможностей, воплощения в изделиях своей фантазии. Одной из составляющих выразительного изображения является правильный выбор направления, в понятной для наблюдателя форме, что порой происходит интуитивно. Раскрытие закономерностей строения формы не всегда предполагает механическое повторение каждой черты реального объекта. Прямые в своей последовательности ассоциируются кривыми, превращаясь в простые и сложные фигуры [2]. В различных видах ремесел, изобразительного искусства и особенно в дизайне, традиционные методы отображения внешнего вида объектов, кроме его назначения, как изделия, содержат внесенные элементы творческой индивидуальности автора, на первый взгляд формируя абстрактные типы. Они должны служить через творчество автора привнесению новых познаний и формирования новых тенденций художественного вкуса. Следствием такого подхода к работе над объектом и произведением, является раскрытие проявления новых его сторон через внешние черты, то есть понимания эстетической сущности и внутреннего его содержания.

Второй составляющей выразительности объектов, создаваемого изделия и изображения является систематичность в выборе средств и методов его отображения, что естественно диктуется использованием одних и тех же инструментов и техники. Это вовсе не означает отказ от привнесения элементов модернизма, утверждение уже существующих методов отображения, многие из которых могли стать классическими. В данном случае следует придерживаться отображения как в целом, так и в элементах выбранного стиля художественного выражения, что даёт законченный, целостный вид произведению и что является отправной точкой творчества и в некотором смысле является консервативной колеей. Примером этого может служить составляющие пространства двора, интерьера комнаты, спальни, национального жилища. Женщина, девушка с ювелирными украшениями повседневного ношения во дворе или интерьере жилища, в перспективе улицы со стройными зелеными деревьями тополями видного стройного профиля, привносит эстетическую красоту и соответствующий шарм. Когда же она одевается в современную одежду промышленного производства соответствующего стиля, но все чаще отображающую известные международные модные тренды, то национальные ювелирные изделия несколько эстетически отчуждены. Это обязывает мастера ювелира обратиться к новой технике. Индивидуальность назначения создаваемого украшения при известной местной среде с установившимися эстетическими восприятиями жителей направляет творчество мастера для согласования классического и нового в своей работе. Использование знаний и мастерства для творчески одаренного человека при имеющихся у него опыте, навыках и инструментах, даёт ему возможность гибкого и верного отбора из арсенала методов отображения тех, которые наиболее всесторонне и полно отражают гармоничное единство между природой, новыми интернациольными модными трендами и создаваемым им изделием. И ювелирное изделие в таком природном пейзаже двора, улицы или внутреннем интерьере вызывают у зрителя благоприятные чувства и эстетическое наслаждение. Творческий поиск предоставляет ему выбор использовать самые необходимые, сильнодействующие на зрителя средства и сделать следующий шаг в искусстве, расширяя тем самым его границы. При этом должно максимально соблюдаться взаимоотношение объективной реальности и возможности для зрителя правильного всестороннего восприятия отображенного в произведении эстетического послания.

Приведенные составляющие выразительности требуют от человека глубокого анализа свойств объекта и его изображения, с учетом формы и цвета. Фактически, автор художественного произведения, объекта дизайна достигает его в результате длительного и глубокого изучения классики и анализа своего произведения с точки зрения новых эстетических веяний. Естественно, что дизайнер привлекает для этого свои наблюдения и знания, основанные на классических объектах, то есть на том, что окружает его в течение формирования его эстетических взглядов.

Из форм, существующих в природе объектов в национальных украшениях, привлекают наиболее выразительные, которые при уменьшении размеров и масштабов, сохраняют свое содержание, и поэтому использование их мастерами является естественным, а стилизация порождает искусство. Можно привести в качестве примера элементы ювелирных изделий, стилизованные как Солнце с исходящими от него лучами, как снисходящие к воде ветки ивового дерева с листьями. Такое стилизованное отражение образа наиболее выражено в изделиях ювелирных школ Ферганы, Самарканда, Хорезма. Многие ювелирные изделия сохраняют свою эстетическую привлекательность в течение десятилетий и столетий, не подчиняясь агрессивной моде, например, такие работы Бухарских мастеров, как зирак.

Эстетика произведений искусства формируется броскими цветами и примечательными формами явлений окружающей мастера природы и это соответственно отражается и в создаваемых им объектах многообразием и яркостью

73

используемых линий и цветовых решений, формируя дизайн ювелирных изделий. В поисках красоты мастер обращается к природе и природа для мастера щедра.

Список литературы

1. Новиков В.П. Книга начинающего ювелира. Ст-Петербург, 2001. 416 с.

2. Дронова Н.Д. Ювелирные изделия: Справочник - энциклопедия. М., 2009. 72 с.

3. Большаков Г.Ф. Ювелирные изделия: Справочник - энциклопедия / Большаков Г.Ф. // М., 2006. 320 с.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИИ ДИЗАЙНЕРА Ахмеджанова У.Б.

Ахмеджанова Умида Баходировна - ассистент, кафедра промышленного дизайна, Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: профессия дизайнера связана с творческим переосмыслением предметного мира, преобразованием его в новые формы, создающие гармоничную среду для жизнедеятельности человека. Эта профессия требует нестандартного мышления, способного свободно варьировать пространственными связями формально-образных структур.

Ключевые слова: профессия, дизайнера, анализ, искусства, наука, культура.

Несмотря на то, что профессия дизайнер стала по-настоящему популярной и востребованной только в ХХ веке, само название имеет длинную историю. Его истоки восходят к эпохе итальянского Возрождения, когда словом «disegm» обозначали рисунки и проекты, которые лежали в основе идеи.

В зависимости от вида деятельности специалиста по дизайну выделяют несколько основных отраслей данной профессии:

• промышленный (оформление и создание бытовой техники, транспорта, орудий труда, мебели);

• дизайн среды (создание интерьеров, оформление зданий, участков);

• графический (создание торговых марок и знаков, рекламных роликов с использованием компьютерной графики);

• 3Б-дизайн (создание анимаций, презентаций, макетов с помощью специальных компьютерных программ);

• ландшафтный (работы, связанные с оформлением земельных участков, парков, садов);

• дизайн одежды, обуви и аксессуаров.

Перечисленные отрасли дизайнерского искусства - это только вершина айсберга. Сегодня сфера деятельности художника-оформителя просто огромна, поэтому каждый год появляются новые направления данного искусства (фитодизайнер, кукольщик, цветокорректор, витражист и т.д.).

Объекты дизайна присутствуют везде и во всём, что нас окружает. Кроме популярных ныне специалистов по созданию одежды и интерьера, в современном мире широко востребованы разработчики ювелирных украшений, аксессуаров, посуды, мебели и т.д. Одним словом, объектом дизайна может стать всё, что угодно, -от иголки до самолёта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.