Научная статья на тему 'Особенности профессии дизайнера'

Особенности профессии дизайнера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1703
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / ДИЗАЙНЕРА / АНАЛИЗ / ИСКУССТВА / НАУКА / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмеджанова Умида Баходировна

Профессия дизайнера связана с творческим переосмыслением предметного мира, преобразованием его в новые формы, создающие гармоничную среду для жизнедеятельности человека. Эта профессия требует нестандартного мышления, способного свободно варьировать пространственными связями формально-образных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности профессии дизайнера»

используемых линий и цветовых решений, формируя дизайн ювелирных изделий. В поисках красоты мастер обращается к природе и природа для мастера щедра.

Список литературы

1. Новиков В.П. Книга начинающего ювелира. Ст-Петербург, 2001. 416 с.

2. Дронова Н.Д. Ювелирные изделия: Справочник - энциклопедия. М., 2009. 72 с.

3. Большаков Г.Ф. Ювелирные изделия: Справочник - энциклопедия / Большаков Г.Ф. // М., 2006. 320 с.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИИ ДИЗАЙНЕРА Ахмеджанова У.Б.

Ахмеджанова Умида Баходировна - ассистент, кафедра промышленного дизайна, Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: профессия дизайнера связана с творческим переосмыслением предметного мира, преобразованием его в новые формы, создающие гармоничную среду для жизнедеятельности человека. Эта профессия требует нестандартного мышления, способного свободно варьировать пространственными связями формально-образных структур.

Ключевые слова: профессия, дизайнера, анализ, искусства, наука, культура.

Несмотря на то, что профессия дизайнер стала по-настоящему популярной и востребованной только в ХХ веке, само название имеет длинную историю. Его истоки восходят к эпохе итальянского Возрождения, когда словом «disegm» обозначали рисунки и проекты, которые лежали в основе идеи.

В зависимости от вида деятельности специалиста по дизайну выделяют несколько основных отраслей данной профессии:

• промышленный (оформление и создание бытовой техники, транспорта, орудий труда, мебели);

• дизайн среды (создание интерьеров, оформление зданий, участков);

• графический (создание торговых марок и знаков, рекламных роликов с использованием компьютерной графики);

• 3Б-дизайн (создание анимаций, презентаций, макетов с помощью специальных компьютерных программ);

• ландшафтный (работы, связанные с оформлением земельных участков, парков, садов);

• дизайн одежды, обуви и аксессуаров.

Перечисленные отрасли дизайнерского искусства - это только вершина айсберга. Сегодня сфера деятельности художника-оформителя просто огромна, поэтому каждый год появляются новые направления данного искусства (фитодизайнер, кукольщик, цветокорректор, витражист и т.д.).

Объекты дизайна присутствуют везде и во всём, что нас окружает. Кроме популярных ныне специалистов по созданию одежды и интерьера, в современном мире широко востребованы разработчики ювелирных украшений, аксессуаров, посуды, мебели и т.д. Одним словом, объектом дизайна может стать всё, что угодно, -от иголки до самолёта.

Профессия дизайнера связана с творческим переосмыслением предметного мира, преобразованием его в новые формы, создающие гармоничную среду для жизнедеятельности человека. Эта профессия требуют нестандартного мышления, способного свободно варьировать пространственными связями формально - образных структур. Для повышения профессионального мастерства специалистов в области промышленный дизайн требуется постоянное совершенствование теоретических и методических знаний, педагогических умений и навыков.

Одним из направлений достижения поставленной цели является создание необходимых дидактических условий, способствующих формированию композиционного мышления студентов.

В настоящее время принципиально меняются взгляды на содержание и структуру таких важнейших составных частей социальной инфраструктуры, как наука, культура и образование. Возрастающая роль эстетического воспитания, в системе художественного образования, переход педагогического образования на гуманистическую парадигму обуславливают необходимость нового подхода, создания новой программы и новой методической системы, которые смогли бы обеспечить успешную подготовку специалиста широкого профиля, владеющего различными видами изобразительного и прикладного искусства, а также современными технологиями.

С первых дней независимости в республике Узбекистан последовательно осуществляется реформирование сферы образования как ключевого звена обновления общества, как важного условия демократических преобразований и устойчивого развития.

Разработаны Государственные образовательные стандарты, новые учебные программы. Введено преподавание ряда новых учебных предметов, создается новое поколение учебной литературы, обогащенной национальным содержанием. Внедряются новые технологии обучения и контроля над качеством образования.

Новые социальные ориентиры в системе образования предполагают необходимость подготовки в средноспециальной школе широко образованного, творчески мыслящего специалиста, способного работать в различных отраслях промышленного дизайна.

В сложном соотношении с существующими нормативными методиками, не исключая, а дополняя их, методика преподавания дисциплины «Основы композиции. Цветоведение», ломает стереотипы, выходит на встречу актуально формируемым потребностям будущего.

Дисциплина «Основы композиции. Цветоведение» является базовой для формирования профессиональных навыков в сфере художественного проектирования предметно-пространственной среды и в значительной мере определяет уровень и направленность дальнейшей творческой деятельности. Проблемы композиции, их закономерности, приёмы, средства выражения и гармонизации всегда были и остаются актуальными для специалистов любой творческой профессии. Систематические занятия различными видами промышленного дизайна, изучение категории композиции и создания композиции, активно влияют на процесс формирования эстетического вкуса учащихся. В процессе учебно-творческой деятельности в мастерской, студенты отделения «промышленный дизайн» получают теоретические знания и практические навыки в по основами композиции, знакомятся с ее приемами и категориями.

По мнению многих соискателей, которые выбирают интересную и творческую работу, стать дизайнером может каждый талантливый художник. Однако нельзя недооценивать профессионально важные качества и умения. Ведь настоящий дизайнер - это создатель хорошего продукта, придирчивый перфекционист, который способен концентрироваться не только на внешней стороне объекта, но и на описании его деталей, внутренней сущности и функциональности.

75

Чтобы стать специалистом в данной области и иметь стабильный финансовый доход, необходимо владеть такими качествами и умениями, как:

• наблюдательность;

• креативное мышление;

• развитое воображение;

• коммуникабельность;

• способность работать с большим объёмом информации;

• терпеливость;

• способность работать в команде;

• чувство такта в общении с клиентами.

В отличие от многих других профессий, представленных на рынке труда, дизайнерское ремесло может приносить не только удовольствие, но и хорошую финансовую прибыль. Специалист работает на заказ, поэтому, в отличие от художника, он всегда может быть уверен в том, что его труды будут оплачены.

Однако, с другой стороны, оформитель не может позволить себе творить только тогда, когда есть вдохновение. Порою заказ необходимо выполнить в кратчайшие сроки, ведь клиент не готов ждать. Хорошо, если творчество, как говорится, в крови у художника-оформителя. Но, если креативное мышление требует чрезмерных усилий, то постоянный поиск новых идей нередко приводит к моральному истощению и депрессии.

Ещё одной проблемой может стать внутренняя дисгармония дизайнера. Далеко не всегда вкусы клиента совпадают со вкусами художника-оформителя, и тогда приходится выполнять работу, которая не по душе.

Безусловно, искусство дизайна - это нелёгкое ремесло, но оно имеет немало преимуществ. Дизайнерская деятельность приносит хороший доход, который увеличивается с ростом профессионализма.

Ещё одним неоспоримым преимуществом труда является возможность работать на дому. Генерировать идеи и создавать проекты можно не только в офисе, но и в своей комнате, поскольку для клиента важен только результат.

Таким образом, профессия дизайнер может стать настоящим призванием для творческих и креативных людей, которые не привыкли к монотонной и рутинной работе, а мечтают творить, делать мир прекраснее и получать хороший финансовый доход.

Список литературы

1. Sketching: Drawing Techniques For Product Designers - KoosEissen, Roselien Steur and BIS Publishers, China, 2007. 243 с.

2. JoserM. Garrofe. Structural packaging - Index book. 476 с.

3. Лин Майк В. Современный дизайн. Пошаговое руководство. М.: Изд. «Астрель, АСТ», 2010. 202 с.

4. Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П. «Эргономика в дизайне среды». М.: Архитектура-С, 2016. 328 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.