Научная статья на тему 'ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ'

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Эстетика / эстетический вкус / алгоритмическая эстетика / междисциплинарные исследования / математическая красота / экологическая эстетика / наука / научное творчество / гуманизация научного знания / эстетические критерии

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баркова Е.В., Рязанцева Л.В.

Актуальность данной проблематики определяется тем, что в контексте ментальных изменений, обусловленных новейшими промышленными, информационными и маркетинговыми технологиями на новый уровень выходит интерес к междисциплинарным исследованиям науки и искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ»

УДК 7.001

Баркова Е.В.

канд. филос. наук, доцент каф. СКТ СПбГУП, г. Санкт-Петербург, РФ Рязанцева Л.В.

канд. филос. наук, доцент каф. теории и методологии науки Института экономики и менеджмента БГТУ им. В.Г. Шухова, РФ

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Аннотация

Актуальность данной проблематики определяется тем, что в контексте ментальных изменений, обусловленных новейшими промышленными, информационными и маркетинговыми технологиями на новый уровень выходит интерес к междисциплинарным исследованиям науки и искусства.

Ключевые слова

Эстетика, эстетический вкус, алгоритмическая эстетика, междисциплинарные исследования, математическая красота, экологическая эстетика, наука, научное творчество, гуманизация научного

знания, эстетические критерии.

Изменения, происходящие в аксиосфере современной культуры, в значительной степени затрагивают науку. Философское осмысление современных научных достижений дает основание говорить об изменении типа рациональности в научном познании и пересмотре таких его оценок как объективность, истинность и т.п. Современная наука характеризуется повышением в ней роли субъективности, гуманности, самокритичности и дополняется ценностно-целевыми установками не только на эффективность, но и на справедливость, гармонию, красоту. Этим и объясняется интерес к междисциплинарным исследованиям в этой области [1, с. 383].

Анализ взаимовлияния науки и эстетики предполагает изучение прикладных сфер их бытования и неизменно сопровождается дискуссией о лидерстве либо науки, либо эстетики и искусства в развитии культуры. Существует две точки зрения относительно проблемы, в какой сфере - научной или художественной - сильнее эстетическое начало. Первая основывается на лидерстве эстетического. Ее сторонники утверждают, что научное творчество ученого во многом зависит от его эстетических традиций, стиля, эстетического вкуса, эстетических эмоций, чувств, потребностей. По мнению Пуанкаре, творческим математиком может быть лишь тот, кто способен оценить и развить красоту на основе врожденного эстетического чувства. Математическая красота, выражающаяся в интеллектуальности, ясности, простоте и своего рода элегантности, может служить критерием оценки научной идеи. Такой подход отмечает личностный характер научного познания, учитывая влияние на него эстетического начала, а также неразрывность науки и ученого как творческой личности. При этом подчеркивается ценность, полезность интеллектуальной красоты, как источника творческого вдохновения и метода поиска истины.

Сторонники другой точки зрения выдвигают науку в качестве ориентира на пути развития эстетики и искусства, аргументируя это тем, что она во многом предопределяет и ограничивает художественную сферу. Связь искусства с высокими технологиями предлагает новаторское решение ряда проблем и становится одним из критериев эстетичности. При таком подходе возникает опасность утраты искусством своей автономности, традиционных ценностей, когда цели заменяются его средствами, качество отождествляется со способами создания и постепенно подменяет красоту, вкус заменяет духовность, а художник превращается в оператора. Противоречие между первой и второй точкой зрения уходит, если

принять во внимание, что роли художника и ученого не взаимозаменяемы, но взаимодополняемы.

Такой подход реализует алгоритмическая эстетика как результат взаимодействия эстетики и теории информации, где алгоритмизации подвергается модель творчества и художественной критики. Алгоритм здесь применяется как универсальный метод, позволяющий решать эстетические проблемы в обобщенном виде при помощи математических методов, что таит в себе опасность исследования эстетики без учета специфики предмета [2, с. 225].

Однако этот взгляд открывает новые возможности, которые ограничены лишь физическими и психологическими пределами человеческого восприятия, а также повышает объем принимаемой и обрабатываемой информации. Особое значение для такой эстетической системы играют алгоритмы интерпретации, эталона, сравнения, подвергающие анализу внутреннюю логику произведения. Его эстетическая ценность определяется единством и многообразием, хорошей внутренней организацией объекта, которая дает прирост информации на выходе анализирующей системы. В таком контексте прекрасное рассматривается и оценивается как источник максимального объема эстетических идей, переживаний и ассоциаций в минимальный промежуток времени. Сам алгоритм, в частности, может служить техническим аналогом эстетического и художественного вкуса [2, с. 307].

В результате междисциплинарных исследований возникает экологическая эстетика как концепция нового диалога человека и природы, попытка создания целостной духовной среды. Основной акцент здесь ставится на проблеме взаимодействия человека и природы в контексте культуры. Природа выступает здесь источником эстетического опыта, который шире художественного и затрагивает все области человеческого бытия. Экологическая эстетика реализует аксиологический и функциональный подход к окружающей среде, связывая его с этикой, конкретными науками, общественной практикой. Категория прекрасного рассматривается здесь с точки зрения функциональности, естественности и экологичности. Экологическая эстетика по своей сути направлена на поиск контактов между гуманитарными и техническими дисциплинами.

Таким образом, введение эстетического критерия оценки научного знания помогает сформулировать новые задачи в контексте гуманизации научного знания и расширить сферу его приложения.

Список использованной литературы:

1. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1996. - 416 с.

2. Маньковская, Н. Б. Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньковская. - СПб.: Алетейя, 2000. - 347 с.

© Баркова Е.В., Рязанцева Л.В. , 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.