Научная статья на тему 'Роль флористического дизайна в пространстве повседневности современной культуры: эстетические и экологические аспекты проблемы'

Роль флористического дизайна в пространстве повседневности современной культуры: эстетические и экологические аспекты проблемы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1976
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ПРИРОДА / ПРОСТРАНСТВО ИСКУССТВЕННОЙ СРЕДЫ / ФЛОРИСТИКА / ФЛОРИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / ФЛОРИСТИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ФЛОРИСТИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭСТЕТИКА ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Баркова Екатерина Валериевна

Рассматриваются актуальные проблемы современной эстетической культуры: эстетизация среды, соотношение индивидуальных вкусов и моды, роль экологической эстетики в контексте оппозиции природы и цивилизации, естественного и искусственного. Выявлены новые аспекты взаимопроникновения теоретической и практической эстетики на материале такой практической сферы художественно-эстетической деятельности как флористика, мало изученной на уровне философских исследований. Рассмотрены взаимосвязи флористического дизайна и экологической эстетики в структуре культуры повседневности и роль эстетического вкуса в формировании эстетики пространственной среды средствами флористического дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль флористического дизайна в пространстве повседневности современной культуры: эстетические и экологические аспекты проблемы»

УДК 7.011 ББК 87.8

Е.В. Баркова

роль флористического дизайна в пространстве повседневности современной культуры: эстетические и экологические аспекты проблемы

Рассматриваются актуальные проблемы современной эстетической культуры: эстетизация среды, соотношение индивидуальных вкусов и моды, роль экологической эстетики в контексте оппозиции природы и цивилизации, естественного и искусственного. Выявлены новые аспекты взаимопроникновения теоретической и практической эстетики на материале такой практической сферы художественно-эстетической деятельности как флористика, мало изученной на уровне философских исследований. Рассмотрены взаимосвязи флористического дизайна и экологической эстетики в структуре культуры повседневности и роль эстетического вкуса в формировании эстетики пространственной среды средствами флористического дизайна.

Ключевые слова:

окружающая среда, природа, пространство искусственной среды, флористика, флористическое искусство, флористический дизайн, флористический объект, экологическая эстетика, эстетический вкус, эстетическая культура, эстетика повседневности.

В настоящее время особенно остро звучат вопросы, связанные с проблемами экологического измерения концепций эстетизации предметной среды, оппозиций в них природного и искусственного. В связи с этим представляется актуальным осмысление роли флористического дизайна в формировании эстетической культуры повседневности. В данной статье рассматриваются исторические и эстетические аспекты флористического дизайна, его культурно-смысловое содержание, а также исследуются современные тенденции развития флористики и раскрываются причины нового витка возрастания потребности в развитии флористического дизайна у современного человека. Новизна данной статьи заключается в том, что в контексте теории культуры и эстетики материал практической сферы такой художественно-эстетической деятельности, как флористика, является мало изученным на уровне философских исследований.

Культуре повседневности в настоящее время присуще стремление к эстетизации формы привычных вещей. Дизайн предметной среды может рассматриваться не только как эстетически ориентированная проектная деятельность по конструированию окружающего человека пространства, но и как культурное осваивание окружающей среды, придание ей особого человеческого измерения.

Повседневность, понимаемая как ежедневная бытовая рутинность, отчужденная от человека как личности, безучастна к его творчеству, поиску счастья и свободы [1, с. 18-19; 6, с. 198]. Через создание эсте-

тически значимых форм современный человек стремится эстетически обозначить свое пространство в повседневном бытии, придать ему такие формы, с которыми он не взаимодействовал бы, а общался и чувствовал себя свободным и творческим субъектом. И здесь на первый план выдвигается категория эстетического вкуса как проявления ценностного сознания и избирательного отношения к дизайну предметной среды. Под влиянием проникновения вкуса в пространство повседневной среды ее объекты приобретают культурную значимость, становятся предметом эстетически ориентированной дизайнерской деятельности, а это «...есть способ преодоления дистанции между метафизикой бытия и неустранимой будничной необходимостью бытования» [7, с. 8].

Современный ритм жизни городского жителя, технизированная повседневность его быта делает все острее потребность общения человека с миром красоты в естественной природной среде, а также увеличивает пространство взаимодействия с природой посредством создания подобия, иллюзии, а порой и искусственной подделки, внедряя островок живой природы в пространство жилой среды. Эстетизация повседневного пространства жилой среды является частью экологической эстетики, понимаемой как «философия гармонии между человеком и природой в контексте культуры» [8, с. 283]. Созерцание красоты природы пробуждает в человеке не только 0 эстетические, но и нравственные чувства: £ «непосредственный интерес к красоте приро- Ц ды (не только наличие вкуса, чтобы судить §

о ней) всегда служит признаком доброй души и что, если этот интерес привычен, он указывает, во всяком случае, на благоприятную для морального чувства душевную настроенность в тех случаях, когда сочетается со склонностью к созерцанию природы» [3, с. 171].

Одной из современных форм проникновения эстетического образа природы в среду повседневности является флористический дизайн. Эта деятельность в своей основе содержит принципы флористики как направления декоративно-прикладного искусства, но в то же время она придает концепциям дизайна пространственной среды экологическое и нравственное измерение. Хотя флористика и флористический дизайн используют живые растения и природные материалы, сама природа, в отличие от искусства, «не является органической частью художественной традиции, но она вписана в определенный культурный контекст», следовательно «способность к отбору, эстетический вкус имеют решающее значение при определении ее эстетичности» [8, с. 245].

С незапамятных времен цветы служили одним из лучших средств выражения человеческих чувств повседневной жизни, традиционно несли в себе не только эстетические эмоции, но и осуществляли некую связь с миром прекрасного, служили источником вдохновения, творческих идей и душевного равновесия: «Привлекательное в красоте природы, так часто встречающееся как бы слитым с прекрасной формой <...> как бы служит языком, которым природа говорит с нами и в котором как будто заключен высший смысл» [3, с. 174-175].

В настоящее время потребность в новых эстетических и одновременно экологически ориентированных формах организации пространства обуславливает все большее распространение флористики и флористического дизайна. Живые растения и цветы могут служить не только эстетическим средством символического «очерчивания» жизненного пространства человека в повседневном и будничном, но и средством «оживления» жилой и вместе с тем технизированной среды.

В современной культуре объекты флористики и флористического дизайна представляют собой мир природных и вместе с тем рукотворных вещей. Цветочная композиция, составленная с учетом индивидуальных вкусов, личностных особенностей и пожеланий, способна открыть душу того, кому она предназначена, а любой

скромный или лаконичный интерьер неузнаваемо преображается благодаря цветам и искусно интегрированным в него природным материалам, превращается в интересный для прочтения и интерпретаций текст. В системе видов и жанров искусства флористика - цветочная аранжировка классифицируется как жанр декоративно-прикладного искусства - один из видов визуального искусства, в котором художник в качестве основных средств выразительности использует не краски, а цветы и природные материалы. Эмоциональное воздействие цветов, их форма, цвет, запах закодированы в смысловой символике и используются в создании особого смыслового кода, соответствующего определенной культурной традиции. Современная флористика включает в себя традиции европейской цветочной аранжировки, а также наследие восточных искусств составления цветочных композиций. Вместе с тем искусство составления композиции проявляет себя не только в мастерстве филигранного технического исполнения, но и уважительном отношении к растительному материалу, гарантирующем их жизнеобеспечение и тем самым сохраняющем эстетический вид растений. Таким образом, специфической особенностью флористического дизайна является единство его утилитарных и эстетических принципов.

Внесение растительных элементов в пространство жилой среды оказывает влияние на психоэмоциональное состояние человека, поскольку растительные и цветочные ароматы, запахи свежести и первозданной природной чистоты несут в себе символическое содержание, вызывая культурную ассоциацию с образом райского сада. Аромат цветов дополняет те эстетические впечатления, которые мы получаем через зрение и слух - основные каналы получения эстетической информации. Находясь «между» природой и культурой «...запахи и ароматы, как предельно эластичная культурная модель, каждый раз получают новое символическое наполнение в зависимости от требований момента» [2, с. 12].

Например, когда во второй половине XIX века в Европе появляется мода на гостиную-оранжерею, в ней значительное место отводится цветам с тонким, но ярким ароматом: гардениям, жасмину, розам: «Цветы постепенно завоевывают дом, уже не довольствуясь туалетным столиком, который до сих пор был единственным отведенным для них местом. Они цветут в декоративных кадках, между оконными рамами, в наполь-

ных вазах. Законодатели изящного отдают предпочтение розам, жасмину, ландышам, резеде и фиалкам» [4, с. 394].

Домашние сады и комнатные оранжереи становятся объектами цветочной моды, а растущие в них растения - символическими показателями социального статуса и даже маркерами вкуса. Так, например, фикус в России в XIX веке из статусного растения постепенно превратился в знак мещанства и непритязательного вкуса.

Несмотря на особенности климата, в России со второй трети XVIII века возникает новая культурно-бытовая традиция - любить и ухаживать за комнатными цветами и растениями, ценить радость общения с природой в повседневном быту в суровых условиях северной зимы. Таким образом, с распространением в 30-х годах XIX века стиля бидермейер в России распространяется и охватывает все слои общества новая цветочная мода: обилие растений на полу, у окон, зеленые изгороди и жардиньерки, увитые плющом. Растения в доме становятся символом тепла и уюта, а в зимнее время своеобразной экологической нишей: «во второй четверти XIX века зелень меняет сам принцип своего существования в интерьерах. Она уже не является дополнением к меблировке, а становится активным элементом в убранстве внутренних помещений. Особую популярность в 20-30-х годах XIX века приобретают вьющиеся комнатные цветы и растения. Интерьеры жилых помещений в модном стиле в этот период украшают трельяжи из вьющихся растений, напоминающие зеленые изгороди или ширмы, которые отделяют небольшую часть помещения, образуя некие интимные уголки» [1, с. 164-165].

Осваивая небольшие замкнутые пространства, садовники пытались соперничать с природой, создавая зону с живыми растениями с учетом эстетики помещения так, чтобы усилить эстетическое впечатление: «В Петербурге встречались помещения, где целые стены, облицованные под "дикий камень", покрывались растениями, а горшки прятались в расщелинах стены, имитируя красоты живой природы» [1, с. 172-173].

Чтобы сохранить экзотические растения зимой в суровом петербургском климате, иной раз использовались невероятные изобретения. Например, для того чтобы сохранить зимой сад из померанцевых деревьев в Петергофе на Царицыном острове: «Над внутренним садиком и

перголой сада на острове на зимнее время собиралась оранжерея из застекленных щитов. Она отапливалась печами, находившимися ниже уровня "пола", которые каждую осень раскрывались во внутреннем садике, а на лето закрывались землей. Именно в этой оранжерее сохранялись померанцевые деревья и, кроме того, как свидетельствуют документы, - виноград и плющ» [9].

Цветы могли преобразить самый скромный интерьер и часто использовались как способ декорирования бедных или тесных помещений, позволяя создать своим владельцам необходимый уют, а иногда помогали восстановить душевное равновесие, создавали условия для творчества: «Лишенная всякой роскоши полупустая квартира В.Г. Белинского (1811-1848) благодаря цветам, страстным любителем которых он был, превратилась в цветущий сад. Цветы делали Белинского совершенно счастливым» [1, с. 175-176].

Изучая историю бытования флористического оформления в России, исследователи отмечают особую любовь к цветам. Пытаясь объяснить причины такого страстного увлечения цветами особенностями климата и коротким летом, они так или иначе приходят к выводу, что: «Привязанность русских к цветам вообще не была просто модой. Это была именно любовь, передававшаяся из поколения в поколение, от дедов к внукам и далее до сегодняшних поколений» [1, с. 195-196].

Современная флористика, как вид декоративно-прикладного искусства, обращена к чувствам и эмоциям человека. В контексте эстетического и экологического измерения она бережно хранит традиции гуманного отношения к цветам и растениям, воспитывает ответственность к объектам живой природы, даже если они выращены руками человека в условиях искусственной среды. В основе методов современного флористического дизайна лежит художественное конструирование и проектирование, которое предполагает создание концепций экологически ориентированной стилизации в оформлении жилых, офисных, коммерческих помещений живыми растениями и природными материалами: проектирование единого ансамбля особой экологической среды, где интеграция различных флористических объектов учитывает общее решение пространства и отдельные его особенности.

Развитие современной флористики тесно связано с общими тенденциями дизайна, популярными стилями, направ-

лениями в современном искусстве и повседневной «эстетике существования», где «эстетическая форма неотделима от интерпретационно-творческого процесса» [10, с. 215]. Одно из перспективных направлений флористического дизайна - соединение в композициях и интерьерах живых растительных элементов и современных искусственных синтетических материалов - попытка создания хрупкой гармонии между миром живой природы и артефактами технизированной цивилизации. Вместе с тем в настоящее время наблюдается и другая тенденция, которая обращена к идее, что цветы наиболее прекрасны в естественных условиях, и поэтому в пространстве искусственной среды надо следовать гармоничной эстетике естественной природы. Стремление подражать естественности определяет цветы и цветовую палитру, преобладание в ней оттенков и фактур природных ландшафтов. Еще одна тенденция предполагает обращение к истории создания домашних садов и оранжерей, что помогает воплощать оригинальные идеи стилизации в духе винтажных образов, воспроизводящих атмосферу былых художественных стилей и культурных эпох, - иногда такие композиции подобны театральным декорациям.

Флорист становится как бы посредником между людьми, испытывающими потребность в эстетизации и гармонизации пространства повседневности, и живыми растениями, нуждающимися в создании определенных условий своего жизнеобеспечения. В своей творческой деятельности он опирается на собственный эстетический, художественный вкус, который позволяет ему сочетать разнообразные материалы, актуальные направления, тенденции, тренды и глубокое знание культурных традиций. В эпоху всеобщей глобализации флористика в каждой отдельной композиции сохраняет черты самобытности, присущей конкретной нации, но вместе с тем заимствует некоторые черты, присущие другим культурам. Так, в настоящее время традиции европейской цветочной аранжировки тесно переплелись с некоторыми тенденциями, заимствованными из восточных искусств составления цветочных композиций. Кроме того, некоторые авторы отмечают, что «поиск оптимальных эколого-эстетических решений побуждает сопоставлять западные и восточные принципы гармонизации отношений между человеком и окружающей средой», поскольку, например, «дзен-буддизм подчеркивает самоценность природы: человек не

является ее хозяином, его отношение к окружающей среде - незаинтересованно-эстетическое» [8, с. 283]. Существует мнение, что по этой причине именно на Востоке зародилась эстетическая экология.

Хочется верить, что, соединив восточные и западные подходы к проблеме взаимоотношения природы и культуры, возможно создание новой модели отношения к природе в глобальном масштабе. Флористика как вид искусства близка по мироощущению к традициям восточной философии искусства. Творимые ею смыслы открывают возможность созерцать откровение природы и вместе с тем играть с пространством повседневности, искать и находить в нем новые смыслы, забытые за суетой обыденности. Таким образом, организуя свое жизненное пространство, человек воспроизводит в нем устоявшиеся в данной культуре ценности, символы, традиционные схемы и образы, и одновременно в нем он трансформирует свое переживание отдельных граней мироустройства, сиюминутного и вечного в эстетические установки, которые посредством эстетического вкуса находят свое отражение в творимой им эстетике предметной среды. Эстетический и художественный вкус способен превратить повседневную деятельность, направленную на получение эстетического удовольствия от общения с миром «природного» прекрасного, в искусство, остановить, выделить и зафиксировать нечто важное в ускользающем и быстротекущем мире.

В настоящей реальности повседневной жизни искусство флористики призвано нести свет и радость, положительные эмоции. Возможно, в будущем растения станут играть гораздо более значимую роль, чем теперь, и флористика как вид повседневной деятельности займет достойное место в социокультурной практике. Какими будут интерьеры будущего и какие растения будут выращивать в них люди через сто лет или уже завтра? В настоящее время генная инженерия открыла практически неограниченные возможности в проектировании внешнего вида растений по сравнению с их «дикими» предками. Многообразие сортов самой изысканной и причудливой формы, фактуры, сочетания окраски листьев, цветов, плодов, ароматов растений дает, в свою очередь, неограниченные возможности для реализации самых неожиданных творческих проектов. С точки зрения экологии пространства новые «обитатели» жилой среды будут также более устойчивыми к ее неблагоприят-

ным факторам (таким как недостаток света и влаги), позволяя воплощать самые смелые дизайнерские проекты в тех условиях, в которых ранее это было невозможно. Современные системы жизнеобеспечения растений, управляемые современными компьютерами, позволяют поддерживать необходимые условия для жизни без участия человека и в любой момент времени из любой точки земного шара осуществлять контроль состояния «зеленых обитателей» помещений. Впрочем, необязательно зеленых, так как ученые прогнозируют, что в недалеком будущем появятся растения, изменяющие свой цвет и аромат в зависимости от предпочтений заказчика, а также обладающие необычным флуоресцентным свечением. Флуоресцирующие белки уже сейчас синтезируются из самых разных организмов: глубоководных рыб, бактерий, грибов. Эти вещества светятся, если на них попадают лучи определенного цвета, вызывая голубое, желтое, салато-во-зеленое и даже красное свечение. Гены флуоресцирующего зеленого белка уже «вживлены» во многие растения, которые действительно начинают ярко светиться при определенной подсветке. Пока эти растения можно встретить только в специализированных научных лабораториях, но есть прогнозы, что вскоре их можно будет наблюдать в витринах магазинов, офисах и жилых помещениях. Каким образом эти изменения отразятся на нашем чувстве прекрасного в природе и эстетическом вкусе по отношению к ней? С каких

позиций мы будем оценивать природную и привнесенную красоту? Как будут изменяться наши эстетические идеалы и что для нас будет значить оппозиция «природное - искусственное»?

На философском уровне искусство флористики интегрирует аксиологические аспекты эстетических феноменов окружающей среды в некую концептуальную философскую модель эстетики природы, в которой прослеживаются соотношение экологической эстетики и философии искусства, специфика ценностного отношения к эстетическому, прекрасному. Развивая эстетический вкус, чувство гармонии и меры, искусство флористики как вид эстетической деятельности способствует решению комплексной проблемы воспитания личности, поскольку искусство является одним из наиболее действенных средств приобщения человека к общечеловеческим культурным и духовным ценностям через индивидуальное эмоциональное внутреннее переживание эстетического и нравственного. Эстетический вкус играет важную роль при комплексном художественном проектировании среды, помогая сохранить баланс между миром природы и пространством культуры современности. Таким образом, флористический дизайн в контексте экологической эстетики включается в новую систему ценностей, установок, предпочтений, этикета, поведенческих норм, оправданных в социальном, культурологическом, эстетическом и экологическом отношении.

Список литературы:

[1] Басманова Э.Б. »И Флора уронила к ним цветок...»: цветочные традиции и цветочный этикет в частной и общественной жизни России XVIII - начала XX века. - М.: Новый хронограф, 2010. - 432 с.

[2] Вайнштейн О. Грамматика ароматов / Ароматы и запахи в культуре. Книга 1. - М., 2003. - С. 5-12.

[3] Кант И. Критика способности суждения - М.: Искусство, 1994. - 367 с.

[4] Корбен А. Миазм и нарцисс / Ароматы и запахи в культуре. Книга 1 / Сост. О.Б. Вайнштейн. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. - С. 322-435.

[5] Лелеко В.Д. Пространство повседневности в европейской культуре. - СПб.: Изд-во СПб госуниверситета культуры и искусств, 2002. - 320 с.

[6] Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). - СПб., 1996. - 399 с.

[7] Лола Г.Н. Дизайн-код: культура креатива. - СПб.: Элмор, 2011. - 140 с.

[8] Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. - СПб.: Алетейя, 2000. - 347 с.

[9] Пащинская И. Царицын остров в Петергофе - остров мечты // Сады и время. 5000 лет ландшафтного искусства. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.gardenhistory.ru (11.07.2013)

[10] Устюгова Е.Н. Стиль и культура: Опыт построения общей теории стиля. - СПб.: Изд. Санкт-Петербургского университета, 2003. - 260 с.

3 ю О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.