Научная статья на тему 'Эстетическая рефлексия в гармонизации социальных преобразований'

Эстетическая рефлексия в гармонизации социальных преобразований Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
143
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ / БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / ДУХОВНОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ / КУЛЬТУРА / ГАРМОНИЯ / AESTHETIC A REFLECTION / THE INNOVATIONS / INSTINCTIVE / SPIRITUALITY / VALUE ORIENTATIONS / INDIVIDUAL CONSCIOUSNESS / CULTURE / HARMONY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ежов В. С.

Статья посвящена анализу социальных проблем, возникших в условиях современной действительности. Для решения рассматриваемой проблемы предлагается применение эстетического принципа рефлексирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AESTHETICAL REFLECTION IN HARMONIZATION OF SOCIAL INNOVATIONS

The article is devoted to the analysis of the sociality problems, which have arisen in conditions of the modem reality. For the decision of considered problems the application of an aesthetic principle is offered reflection.

Текст научной работы на тему «Эстетическая рефлексия в гармонизации социальных преобразований»

зования особенную ценность приобретает педагогический формировании личности, ее общей культуры, в содержании потенциал средств социально-культурной деятельности в образовательного процесса в целом.

Библиографический список

1. Неворотова, Н.П. Организационно-педагогические условия деятельности инновационных образовательных учреждений (на примере региона): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 1997.

2. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / под науч. ред. проф. Е.И. Григорьевой. - Тамбов: Першина,

2004.

3. Красиков, В.И. Философское содержание понятия «социокультурная динамика» - социокультурная динамика: теоретико-методологические и исторические аспекты: материалы третьего межрегионального научно-практического семинара, г. Кемерово, 2-3 декабря 1999 г. / отв. ред. Г.Н. Ми-ненко. - Кемерово: КемГАКИ, 2001.

4. Стрельцов, Ю.А. Педагогика досуга: учебное пособие / Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова. - М.: МГУКИ, 2008.

Bibliography

1. Nevorotova, N.P. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya deyateljnosti innovacionnihkh obrazovateljnihkh uchrezhdeniyj (na primere regiona): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Kemerovo, 1997.

2. Sovremennihe tekhnologii socialjno-kuljturnoyj deyateljnosti: ucheb. posobie / pod nauch. red. prof. E.I. Grigorjevoyj. - Tambov: Pershina, 2004.

3. Krasikov, V.I. Filosofskoe soderzhanie ponyatiya «sociokuljturnaya dinamika» - sociokuljturnaya dinamika: teoretiko-metodologicheskie i istoricheskie aspektih: materialih tretjego mezhregionaljnogo nauchno-prakticheskogo seminara, g. Kemerovo, 2-3 dekabrya 1999 g. / otv. red. G.N. Minenko. - Kemerovo: KemGAKI, 2001.

4. Streljcov, Yu.A. Pedagogika dosuga: uchebnoe posobie / Yu.A. Streljcov, E.Yu. Streljcova. - M.: MGUKI, 2008.

Статья поступила в редакцию 27.07.11

УДК 37.0+371

Ezhov V.S. THE AESTHETICAL REFLECTION IN HARMONIZATION OF SOCIAL INNOVATIONS. The article is devoted to the analysis of the sociality problems, which have arisen in conditions of the modem reality. For the decision of considered problems the application of an aesthetic principle is offered reflection.

Key words: aesthetic a reflection, the innovations, instinctive, spirituality, value orientations, individual consciousness, culture, harmony.

В.С. Ежов, проф. СибГУТИ, г. Новосибирск, E-mail: ezhov@sibsutis.ru

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ В ГАРМОНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Статья посвящена анализу социальных проблем, возникших в условиях современной действительности. Для решения рассматриваемой проблемы предлагается применение эстетического принципа - рефлексирование.

Ключевые слова: эстетическая рефлексия, преобразование, бессознательное, духовность, ценностные ориентации, сознание личности, культура, гармония.

Радикальные изменения и демократические преобразования в жизни современной России порождают глубинные сдвиги в общественном сознании, отражающие прежде всего зарождение и стабилизацию новых отношений. Освоение этих отношений, определяющих жизнедеятельность человека, требует от него исключительной мобилизации, которая активизирует его ресурсы, отражающиеся в потребностях и интересах, ценностных ориентациях. Поскольку ценностные ориентации оказывают серьезное влияние на самоопределение личности человека в новых условиях, то актуальной проблемой является определение значимости эстетических ценностей для возрождения новой России, в гармонизации социальных новаций.

Осознавая социальную значимость данной проблемы философы, ученые, педагоги все настойчивее стремятся выявить духовно - нравственные самочувствие россиян, различных социальных групп, чтобы наметить пути регуляции и воспитания. Основное внимание при этом уделяется содержанию и структуре ценностных ориентаций личности и социальных групп, проявлению механизма сознания и деятельности. Мифологический уровень социальных новаций при заниженном мышлении и неразвитости эстетических вкусов порождает деструктивные акты поведения в обществе [1]. Они основаны на неосознанном проявлении глубинных архетипах коллективно бессознательного, их бинарности. В мифе фантастические повествования выражают в яркой и доступной виртуальной форме свои метафизические идеи. Миф - это своеобразный способ духовного освоения действительности, целостный взгляд на мир, в котором все вещи и явления воспринимаются как сопричастные друг другу во взаимном перевоплощении. Миф мыслит воображаемыми образами, живет эмоциями, ему чужды доводы разумности, он объясняет мир, исходя не из

знания, а из веры. Мифы построены на установление гармонии между миром и человеком, когда утверждается семантическое поле встречи человека с реальностью. Миф - это инструмент семантического моделирования окружающего мира и одновременно способ самоидентификации субъекта, его рефлексии. Мы не предполагаем её как субъективно созданную, а обосновываем её наличное бытие как практично деятельное. Эстетическая рефлексия связана в своем созерцании и становлении с интуицией.

Созерцание как непосредственное составление представлений (понятий), результат некоего действования (интенцио-нального акта), созданного рефлексивной интуицией, которая связана с чувственным созерцанием. Действование соединяет мир созерцания и рефлексивной интуиции: можно мыслить только то, что непосредственно созерцается. Это и есть непосредственное единство субъекта и объекта в их отношениях, конкретно - ситуативная связь в ее целостности. Интенция связана с духовным актом. Продуктивное основание её в субъективной реальности не замыкает интенцию в спонтанно - интуитивной (стихийной) активности, а указывает на реальное сознание. Она проявляет онтологически бытийную глубину духовной реальности в противоречивой направленности жизни человека, выражает отношение к объективной реальности, а не только уход в себя. Мифологическое ее проявление в эстетической окрашенности придает направленному внутреннему миру субъекта (общности, индивиду) универсально -космическую обобщенность. В развитии культуры творческая направленность интенционального акта субъекта может приобретать и локальный ментально неповторимый характер.

Эстетическая рефлексия - стадия ухода от конкретно -ситуативной связи на уровень надситуативный, а затем родовой и общечеловеческой при философском осмыслении жизни

[2]. Развитие универсальности сущностных сил у человека и способов их опредмечивания связано не только с формированием опыта объектно - субъектных отношений, но и с личностным аспектом сопричастности, отношением (рефлексированием) человека к своей деятельности. Человек осознает свое отношение, ибо для него его деятельность и практическая связь с другими людьми - не только физическая реальность, но и социальная, она является предметом его ценностных отношений. Он способен не только сам осознанно устанавливать социальную значимость своей же работы и отношений с другими людьми, но и переживать ее в человеческих чувствах. В процессе познания человек отражает мир не только рационально, но и эмоционально, рефлексируя о своём месте в этом мире, познавая его. Рефлексирующий креативно мыслящий человек не только познаёт, но и преобразовывает окружающую среду. Иначе говоря, познающий индивид явления действительности непосредственно соотносит со своими устремлениями, потребностями и интересами, проводит различие между красотой и пользой, добром и злом, истиной и ценностью [3].

Появление ценностного отношения отмечается уже у древнего человека. Ценность выступала как способ избирательности к определенным фактам, исходя из тех или иных установок (ментальности) исторического субъекта. К примеру, по мере созидания древним человеком первых орудий, артефактов культуры формировались утилитарные и эстетические ценности. Активность субъекта в практической деятельности выявляет и непосредственно соотносит объекты и явления действительности, эстетически значимые, со своими потребностями и интересами. При восприятии выразительных форм бытия гармоническое освоение пространственно - временного континуума вызывает глубокий целостный эмоциональный отклик у субъекта эстетической деятельности. «Возможно, что существуют определенные законы развития представлений о гармонии, законы продвижения познания по пути приближения к вершинам гармонии» [4].

Согласно концепции К.Юнга человек не рождается абсолютным tabula rasa, его структура мозга является результатом длительного развития предков. Сформированные факторы бессознательного в анатомии предыдущих предков является необходимостями для нас, заявляя о себе в виде человеческих потребностей. Содержательные доминанты коллективного бессознательного (архетипы К.Юнга, изначальные образы Я.Буркхардта) автоматизируют обусловленные примитивные врожденные возможности, направленные на воссоздание вер-бально осознанных чувственно наглядных культурных представлений для душевной гармонии. Тем самым человек рождается со сложными задатками духовной предрасположенности в развитии памяти содержательной основы целостности эстетического сознания. Именно базовые архетипы при подкорковом перцептивном восприятии и логике реализации автоматических действий (гаптических кодов, чувственного конкрета, эмоциональных констант) является воплощением человеческих фундаментальных потребностей, соответствующих определенному типу информации и мотивации мировоззрения субъекта. Целостная система человеческой психики при обработке информации способна удовлетворить любые потребности человека.

Познавательный интерес к структуре гармонии формирует в эстетическом сознании субъекта (в относительном разделении) уровни образных и вербальных моделей. В этом плане «дискурсивная целостность» воспринимаемого объекта в социокультурной традиции означает понятийную и логическую деятельность в противовес бытию непосредственно чувственному, интуитивно - созерцательному. Разумеется, что творческое мышление субъекта эстетической деятельности выражает различный материал тезауруса при отражении природных и социальных реалий. В регулятивных отношениях человек исходит прежде всего из принципов соотношения и соответствия. Соотношение - определенная позиция человека к миру. Соответствие - это уровень овладения и мера соотношения

адекватного употребления и определения значимости вещей в исторической практики человека.

Эстетические ценности проявлялись в формообразовании целостности чувственно - выразительных форм бытия в соответствии с требованиями красоты и ее составляющих формальных признаков - гармонии, пропорции, симметрии, соразмерности, простоты. Красота есть проявление совершенства объекта в процессе формообразования. Постижение людьми эстетических ценностей доставляло им удовольствие и духовное наслаждение в процессе деятельности. В человеческой бытийности - реализация требований красоты характеризуется как прекрасное, красивое, блестящее, изящное, великолепное, пригожее, чудесное, ляпота. В этих словах фиксируется соответствие эстетического чувства, переживаний, включенных в субъективно - отражательную основу жизнедеятельности человека [5].

Познавая гармонию красоты (Платон), люди познавали тайны жизни. Субъективно - отражательной основой регулятивного поведения человека таким образом являются эмоции, генетически первичные по отношению к его интеллекту и воле. Основанная на эмоциональном восприятии эстетическая рефлексия ассоциируется прежде всего как непосредственность. Схваченная в ее целостности и неразложимости действительность воспринимается как нечто понятное и само по себе обязательное вне зависимости от способности человека вербально выразить ее смысл. Обычно эмоции понимаются как источник активности, а разум — как контролирующая инстанция. Отсюда разум как бы сдерживает «чрезмерность» чувств. А сама умеренность приближает действие к правильному и хорошему эталону. Если придерживаться данной концепции о положительных эмоциях, то возникновение интеллекта и воли можно понять как качественное усовершенствование системы регуляции поведения, шедшее по пути дифференциации различных сторон первоначально единой психической способности. И воля и интеллект преодолевают недостаточную пластичность чисто эмоциональной регуляции поведения, воздействуя при этом с разных сторон, устраняя крайности мгновенной эмоциональной оценки ситуации, а воля преодолевает непосредственное эмоциональное влечение каким-либо действиям. Конечно, следует помнить, что действительным базисом поведения выступают все же не эмоции, а потребности человека как организма и как личности. Эмоции же базисны в том смысле, что они активнее отражают потребности, чем интеллект и воля. Благодаря связи с потребностями эмоции способны трансформировать объективное значение в личностный смысл. Эмоции сигнализируют о личностном смысле событий, разыгрывающихся в жизни человека. Наиболее рельефно сигнальная функция эмоций выражается в интересе. Потребность есть непосредственная и неопределенная констатация субъективной значимости некоторого объекта. Испытывать же интерес к чему-нибудь - значит настраивать собственное сознание на определение отношения и соответствие данной вещи к потребностям. Объект значимый в интересе может находиться в двояком отношении к потребностям человека: способствовать или препятствовать их удовлетворению. Эмоции также подразделяются: на положительные и отрицательные. Согласно информационной теории эмоций, они стимулируют не само удовлетворение потребностей, а накопление средств для него. Положительная эмоция вызывается избытком имеющейся информации. Нейрофизиолог П. В. Симонов связывает ее с потребностями роста или прогресса и проблемой гомеостаза, его совершенствования. Отрицательные эмоции побуждают поддерживать необходимый уровень информации, они связаны с потребностями самосохранения. Положительные эмоции способствуют порождению эстетической потребности. Эстетическая потребность - это предметная направленность деятельного субъекта, стимулируемая чувством гармонии, красоты.

Развитие эстетического сознания человека обогащает его духовную жизнь, совершенствует регулятивный аспект деятельности людей, что актуально на современном этапе развития общества. Эстетические ценности (прекрасное, возвы-

шенное) отличаются от элементарных витальных и утилитарных потребностей (в определённой мере господствующие в общественном сознании). Однако принципы соотношения и соответствия в своей основе, исходя из познавательно - оценочного отношения к миру, способствовуют утверждению как утилитарных, так и эстетических ценностей. В свою очередь духовно - эстетическое освоение человеком мира выражают устремление его сознания к постижению (познанию) объективных законов бытия, их сущности, на основе которых возможно осуществление эффективной гармонизирующей регулятивной практической деятельности.

Объективная основа эстетического отношениях коренится в регулятивных свойствах реального мира, формальных признаках красоты, которые являются всеобщими и воспринимаются в непосредственном чувственном восприятии и переживании. Они в эстетических ценностях объективно существуют и человеческое сознание, интуитивно нащупало их при эстетической оценке. Становление интуиции в эстетическом сознании как непосредственное усмотрение скрытого ценностного смысла в явлениях действительности, а также в произведениях искусства, выявляло существенное, повторяющиеся связи в их определенной регулярности. Законы эстетического освоения действительности служили и служат прогнозированию будущих последствий совершенных и совершаемых в

обществе действий человека с позиции ответственности. В этом отношении ответственный поступок человека выступает как синтез свободы воли ( в отличии от произвола) и самореализации творческого потенциала личности. Свобода воли -понятие означающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении им тех или иных социальных целей и задач. Брать на себя груз решения личных и общечеловеческих проблем - единственный путь выживания и дальнейшего совершенствования человека. Этот путь предполагает развитие высочайшей степени ответственности, простирающейся от узкого круга личностного ближайшего окружения до решения планетарно - космических задач и проблем (Бахтин М.М.).

В условиях современного динамичного развития научно-технического прогресса, в частности развития компьютеризации, телекоммуникаций и информатики, появления виртуальной реальности, в центре внимания философско-эстетической мысли оказывается вопрос о месте и роли человека в современной техносфере с ориентацией не на прямую вещественную пользу (В. Даль), а о перспективах его развития как субъекта культуры, определяющего во многом духовный лик цивилизации будущего.

Библиографический список

1. Юнг, К.Г. Психология бессознательного. - М., 1994.

2. Хачатрян А.А. Рефлексия как принцип философского мышления // Вестник ВолГУ. - 2003 - 2004. Изд - во ВГУ, 2004. - Серия 7. - Вып. 3.

3. Ежов, В.С. Место эстетической рефлексии в интеллектуальной системе. - Проблемы логической организации рефлексивных процессов // Тезисы докладов и сообщений к научно - методической конф. 2 - 4 дек. 1986 г. - Новосибирск, СО РАН, 1986.

4. Васютинский, Н.А. Золотая пропорция. - СПб., 2006.

5. Самохвалова, В.И. Красота против энтропии. - М.: Наука, 1990.

Bibliography

1. Yung, K.G. Psikhologiya bessoznateljnogo. - M., 1994.

2. Khachatryan A.A. Refleksiya kak princip filosofskogo mihshleniya // Vestnik VolGU. - 2003 - 2004. Izd - vo VGU, 2004. - Seriya 7. - Vihp. 3.

3. Ezhov, V.S. Mesto ehsteticheskoyj refleksii v intellektualjnoyj sisteme. - Problemih logicheskoyj organizacii refleksivnihkh processov // Tezisih dokladov i soobtheniyj k nauchno - metodicheskoyj konf. 2 - 4 dek. 1986 g. - Novosibirsk, SO RAN, 1986.

4. Vasyutinskiyj, N.A. Zolotaya proporciya. - SPb., 2006.

5. Samokhvalova, V.I. Krasota protiv ehntropii. - M.: Nauka, 1990.

Статья поступила в редакцию 27.07.11

УДК 37.0

Petrenko N.V. ROLE RECREATIONAL ACTIVITIES IN PROMOTING SOCIAL COMPETENCE AMONG CHILDREN FROM ORPHANAGES. This article analyzes the role of leisure activities in the formation of social competence and social adaptability orphanages. It is proposed a systematic approach to psychological and educational organization of children in institutions, offers a holistic consideration of the intellectual, emotional and volitional spheres of the child, and their relation to the lessons of free choice.

Key words: socio-cultural and leisure activities, social competence, social adaptation, children's homes.

Н.В. Петренко, соискатель СНИ, г. Новосибирск, E-mail: valery.gafarov@gmail.com

РОЛЬ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ

Статья посвящена анализу роли досуговой деятельности в формировании социальной компетенции и социальной адапти-рованности воспитанников детских домов. Предлагается системный подход к решению психолого-педагогической организации досуга детей в специализированных учреждениях, предлагается целостное рассмотрение интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер ребёнка, и их соотношения в занятиях по свободному выбору.

Ключевые слова: социально-культурная и досуговая деятельность, социальная компетентность, социальная адаптация, воспитанники детских домов.

У воспитанников детских домов - масса проблем. Одна из основных - успешно влиться в общество и самостоятельно строить свой вариант жизни достойного Человека. И основная миссия детского дома - помощь в социальной компетентности воспитанников. К сожалению, в настоящее время уровень социальной компетентности воспитанников детских домов является недостаточным. Недостаточная компетентность воспитанников - следствие целого комплекса причин. Это -влияние пребывания в условиях детского дома на формирова-

ние личности воспитанников. Формирование социальной компетентности воспитанников детских домов как проблема -слабо освещена в теоретической литературе и недостаточно, фрагментарно разработана в педагогической практике.

Проблема определения социальной компетентности и особенностей ее развития носит междисциплинарный характер и исследуется на философском (Г.Э. Белицкая, Л.Н. Ша-батура), социально-психологическом (Н.В. Веселкова, Н.В. Куницына, Е.В. Коблянская, Ю. Мель, Е.В. Прямикова,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.