Научная статья на тему 'Роль досуговой деятельности в процессе формирования социальной компетентности у воспитанников детских домов'

Роль досуговой деятельности в процессе формирования социальной компетентности у воспитанников детских домов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
572
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ И ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ВОСПИТАННИКИ ДЕТСКИХ ДОМОВ / CHILDREN''S HOMES / SOCIO-CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES / SOCIAL COMPETENCE / SOCIAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петренко Н. В.

Статья посвящена анализу роли досуговой деятельности в формировании социальной компетенции и социальной адапти-рованности воспитанников детских домов. Предлагается системный подход к решению психолого-педагогической организации досуга детей в специализированных учреждениях, предлагается целостное рассмотрение интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер ребёнка, и их соотношения в занятиях по свободному выбору.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE RECREATIONAL ACTIVITIES IN PROMOTING SOCIAL COMPETENCE AMONG CHILDREN FROM ORPHANAGES

This article analyzes the role of leisure activities in the formation of social competence and social adaptability orphanages. It is proposed a systematic approach to psychological and educational organization of children in institutions, offers a holistic consideration of the intellectual, emotional and volitional spheres of the child, and their relation to the lessons of free choice.

Текст научной работы на тему «Роль досуговой деятельности в процессе формирования социальной компетентности у воспитанников детских домов»

шенное) отличаются от элементарных витальных и утилитарных потребностей (в определённой мере господствующие в общественном сознании). Однако принципы соотношения и соответствия в своей основе, исходя из познавательно - оценочного отношения к миру, способствовуют утверждению как утилитарных, так и эстетических ценностей. В свою очередь духовно - эстетическое освоение человеком мира выражают устремление его сознания к постижению (познанию) объективных законов бытия, их сущности, на основе которых возможно осуществление эффективной гармонизирующей регулятивной практической деятельности.

Объективная основа эстетического отношениях коренится в регулятивных свойствах реального мира, формальных признаках красоты, которые являются всеобщими и воспринимаются в непосредственном чувственном восприятии и переживании. Они в эстетических ценностях объективно существуют и человеческое сознание, интуитивно нащупало их при эстетической оценке. Становление интуиции в эстетическом сознании как непосредственное усмотрение скрытого ценностного смысла в явлениях действительности, а также в произведениях искусства, выявляло существенное, повторяющиеся связи в их определенной регулярности. Законы эстетического освоения действительности служили и служат прогнозированию будущих последствий совершенных и совершаемых в

обществе действий человека с позиции ответственности. В этом отношении ответственный поступок человека выступает как синтез свободы воли ( в отличии от произвола) и самореализации творческого потенциала личности. Свобода воли -понятие означающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении им тех или иных социальных целей и задач. Брать на себя груз решения личных и общечеловеческих проблем - единственный путь выживания и дальнейшего совершенствования человека. Этот путь предполагает развитие высочайшей степени ответственности, простирающейся от узкого круга личностного ближайшего окружения до решения планетарно - космических задач и проблем (Бахтин М.М.).

В условиях современного динамичного развития научно-технического прогресса, в частности развития компьютеризации, телекоммуникаций и информатики, появления виртуальной реальности, в центре внимания философско-эстетической мысли оказывается вопрос о месте и роли человека в современной техносфере с ориентацией не на прямую вещественную пользу (В. Даль), а о перспективах его развития как субъекта культуры, определяющего во многом духовный лик цивилизации будущего.

Библиографический список

1. Юнг, К.Г. Психология бессознательного. - М., 1994.

2. Хачатрян А.А. Рефлексия как принцип философского мышления // Вестник ВолГУ. - 2003 - 2004. Изд - во ВГУ, 2004. - Серия 7. - Вып. 3.

3. Ежов, В.С. Место эстетической рефлексии в интеллектуальной системе. - Проблемы логической организации рефлексивных процессов // Тезисы докладов и сообщений к научно - методической конф. 2 - 4 дек. 1986 г. - Новосибирск, СО РАН, 1986.

4. Васютинский, Н.А. Золотая пропорция. - СПб., 2006.

5. Самохвалова, В.И. Красота против энтропии. - М.: Наука, 1990.

Bibliography

1. Yung, K.G. Psikhologiya bessoznateljnogo. - M., 1994.

2. Khachatryan A.A. Refleksiya kak princip filosofskogo mihshleniya // Vestnik VolGU. - 2003 - 2004. Izd - vo VGU, 2004. - Seriya 7. - Vihp. 3.

3. Ezhov, V.S. Mesto ehsteticheskoyj refleksii v intellektualjnoyj sisteme. - Problemih logicheskoyj organizacii refleksivnihkh processov // Tezisih dokladov i soobtheniyj k nauchno - metodicheskoyj konf. 2 - 4 dek. 1986 g. - Novosibirsk, SO RAN, 1986.

4. Vasyutinskiyj, N.A. Zolotaya proporciya. - SPb., 2006.

5. Samokhvalova, V.I. Krasota protiv ehntropii. - M.: Nauka, 1990.

Статья поступила в редакцию 27.07.11

УДК 37.0

Petrenko N.V. ROLE RECREATIONAL ACTIVITIES IN PROMOTING SOCIAL COMPETENCE AMONG CHILDREN FROM ORPHANAGES. This article analyzes the role of leisure activities in the formation of social competence and social adaptability orphanages. It is proposed a systematic approach to psychological and educational organization of children in institutions, offers a holistic consideration of the intellectual, emotional and volitional spheres of the child, and their relation to the lessons of free choice.

Key words: socio-cultural and leisure activities, social competence, social adaptation, children's homes.

Н.В. Петренко, соискатель СНИ, г. Новосибирск, E-mail: valery.gafarov@gmail.com

РОЛЬ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ

Статья посвящена анализу роли досуговой деятельности в формировании социальной компетенции и социальной адапти-рованности воспитанников детских домов. Предлагается системный подход к решению психолого-педагогической организации досуга детей в специализированных учреждениях, предлагается целостное рассмотрение интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер ребёнка, и их соотношения в занятиях по свободному выбору.

Ключевые слова: социально-культурная и досуговая деятельность, социальная компетентность, социальная адаптация, воспитанники детских домов.

У воспитанников детских домов - масса проблем. Одна из основных - успешно влиться в общество и самостоятельно строить свой вариант жизни достойного Человека. И основная миссия детского дома - помощь в социальной компетентности воспитанников. К сожалению, в настоящее время уровень социальной компетентности воспитанников детских домов является недостаточным. Недостаточная компетентность воспитанников - следствие целого комплекса причин. Это -влияние пребывания в условиях детского дома на формирова-

ние личности воспитанников. Формирование социальной компетентности воспитанников детских домов как проблема -слабо освещена в теоретической литературе и недостаточно, фрагментарно разработана в педагогической практике.

Проблема определения социальной компетентности и особенностей ее развития носит междисциплинарный характер и исследуется на философском (Г.Э. Белицкая, Л.Н. Ша-батура), социально-психологическом (Н.В. Веселкова, Н.В. Куницына, Е.В. Коблянская, Ю. Мель, Е.В. Прямикова,

У.П. Каннинг, У. Пфингстен, Р. Хинш) и психолого-педагогическом уровнях (С.С. Бахтеева, Д.Е. Егоров, Н.В. Калинина, М.И.Лукьянова, В.В. Цветков, Б.Зейфрит, А. Ленцен, Ф. Петерманн), что порождает большое разнообразие теоретических обобщений, которые не всегда согласуются между собой [1- 3].

Изучение феномена социальной компетентности в педагогической науке только начинается. Рассматриваемое нами понятие пока не имеет четкого определения и находится в процессе развития, уточнения, верификации.

Проанализировав состояние проблемы социальной компетентности в философской, психологической, педагогической и научно-методической литературе и выявив понятийно-категориальный аппарат проблемы, мы смогли конкретизировать понятие «социальная компетентность», которое определяется нами как базисная интегративная характеристика личности, отражающая ее достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающая овладение социальной ситуацией и дающая возможность эффективно выстраивать свое поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме нормами.

Анализ особенностей развития личности и возрастных задач развития социальной компетентности в отрочестве позволяет сделать вывод о том, что подростковый период связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление способности и потребности познать самого себя как личность и выделить следующие основные показатели социальной компетентности воспитанников подросткового возраста: ответственность; адекватная самооценка; сформированность позитивной мотивации учения; владение средствами общения и навыками конструктивного взаимодействия в различных ситуациях; сформирован-ность эмпатии по отношению к партнеру, принятие ролей.

Сущность социальной компетентности заключается в усвоении индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему становиться личностью, способной функционировать в данном обществе.

Этот процесс в педагогике рассматривается в связи с пониманием сущности воспитательного процесса. Главными, основными его участниками в детских домах являются воспитанники, воспитательный коллектив, службы дополнительного образования, обеспечивающие формирование личности. В процессе жизненного взаимодействия под влиянием социальных зависимостей, различных воздействий воспитательного характера у воспитанников складывается представление о мире, формируются навыки, привычки деятельности и поведения, система привычного сознания, происходит развития всех психических свойств личности и мышления. В результате этого воспитанники детских домов становятся подготовленными участниками общественной жизни.

Процесс формирования социальной компетентности играет важную роль как в жизни отдельно взятой личности, так и общества в целом. Это длительный, активный процесс, продолжающийся от рождения человека до его смерти. Социальная компетентность позволяет людям реализовать свои потребности, возможности, способности, вступать во взаимодействие с другими членами общества, социальными микрогруппами, институтами, организациями и обществом в целом. С другой стороны, социализация, успешно осуществляемая на основе сформированной социальной компетентности, определяет стабильность самого общества, обеспечивая необходимую преемственность в его развитии. От успешного осуществления этого процесса зависит, насколько личность сможет реализовать свои способности и задатки, приобрести социальную зрелость, быть полезной обществу и создать для себя благоприятные условия жизнедеятельности.

Формирование социальной компетентности ребенка осуществляется в ходе его деятельности, которая в подростковом возрасте, по мнению таких ученых, как В.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, включает в себя две стороны: предметную и социальную. Последняя тесно связывается со

становлением мотивационно - потребностной сферы личности. Отметив данную взаимосвязь, Д.И. Фельдштейн пришел к выводу, что "раскрытие особенностей развития этой деятельности, закономерностей этого развития обеспечивает возможности познания важнейших моментов становления сознания, самосознания, выявления путей направленного развития социальной активности подростка" [2; 4].

Чтобы личность могла самореализоваться, ей необходима специальная психолого-педагогическая деятельность, адекватно направленная на формирование культуры социальной компетентности. Плацдармом для формирования социальной компетентности у воспитанников детских домов является досуговая деятельность, которая по ряду причин в данном учреждении носит систематический и планомерный характер.

С начала 50-х гг. происходит интенсивная разработка концепции досуговой деятельности. В первую очередь данная концепция появилась в ряде западных стран, которых затронуло сокращение рабочего дня у население ещё в 30-х гг. прошлого столетия. Понятие «досуг», в рамках данной концепции рассматривается в близких по значению категорий «внерабочего», «рабочего» и «свободного времени». Все эти понятия объединяются в общее в человеческой деятельности. Данная деятельность нерегламентированная, осуществляется человеком с опорой на внутренние желания и побуждения. Следует отметить, что слово «досуг» имеет свою историю, свои исторические корни, связанные с особенностями образа жизни древних народов. В процессе изучения досуговой деятельности, ученые выдвинули предложение о более конкретной характеристики содержания понятия [3; 5].

До сих пор нет общепринятого определения этого понятия. Более того, в специальной литературе досуг имеет самые разнообразные определения и толкования. Само понятие «досуг» часто отождествляется со свободным временем (Ф.С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов и др.), с внешкольной и внеклассной работой (Б.Э. Вульфов, Л.Н. Николаева, М.М. Поташник и др.), и даже с внеучебным временем (Л. К. Баляс-ная, Т. В. Сорокина и др.). Но является ли это отожествление верным? Нет, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Существует много интерпретаций слова «досуг». Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума. Множество подходов осложняет попытки понять, что значит досуг.

Английское слово досуг (LEISURE) берет свое начало из латинского языка (LIGERE), что означает «быть свободным». Из латинского языка во французский пришло (LOISIR), что означает «быть разрешенным», а в английский такое слово как (LICENSE), что означает «быть свободным» (свобода отклонять правило, практику и т.д.). Эти слова родственные друг другу, подразумевают выбор и отсутствие принуждение. В древней Греции слово досуг (SCHOLE) означало «серьезная деятельность без давления необходимости». Английское слово (SCOOL) произошло от греческого слова SCHOLE, (досуг), что предполагает окончательное соединение между досугом и образованием [6].

Досуг - деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Усвоение культурных ценностей, познание нового, творчество, физкультура и спорт - всем этим может быть занят человек в своё свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры досуга.

Досуг имеет свои особенности. Во-первых, досуг имеет различия, связанные с возрастными категориями, в нашем случае это игровая деятельность, которая является универсальной для любой категории населения, но особенно велика её роль в развитии подростковой среде.

Во-вторых, среда протекания досуговой деятельности. Родительская среда не является основной для досуга подростка. Если нужно принять важное решение, то подросток охотно принимают наставление опекуна. Но компания сверстников -

эта определённая среда, в которой молодые люди контактируют эмоционально. Данная форма досуга рассматривается как:

- необходимое условие жизнедеятельности человека и общества;

- источник творческого преобразования индивида в личность;

- форму передачи знаний и социального опыта;

- исходный пункт самосознания личности;

- регулятор поведения людей в обществе;

- самостоятельный вид деятельности.

Нужно отметить, что характеристика досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления - как личностные, так и общественные. Культура досуга - это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания - все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга молодежи. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь. Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг. Все эти условия нужно учитывать в организации досуга воспитанников детских домов и в его совершенствовании. Этот уровень досуга называют созерцательным. Ему соответствует общение между близкими по духу людьми.

Человек усваивает определенное мировоззрение, взгляды на общество, явления и события: усваивает принятые данным обществом правила поведения, обычаи, усваивает накопленный обществом запас знаний, умений, навыков. Каждая личность связана с окружающим ее миром, с обществом, и прежде всего связана отношениями, складывающимися через производство и потребление материальных благ. Эти отношения являются основными в формировании личности человека, его сознания [7].

Системный подход к решению психолого-педагогической организации досуга детей в специализированных учреждениях предлагает целостное рассмотрение проявлений, интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер ребёнка, их соотношения в занятиях по свободному выбору. Нужно учесть особое значение эмоциональной сферы во всех мероприятиях. Ведь эмоциональность опрашивает в соответствующие тона все досуговые занятия и все формы общения.

В педагогическом плане, деятельность в специализированных учреждения, состоит не столько в том, чтобы предоставить каждому индивиду как можно более разнообразную сумму занятий, сколько в том, чтобы через то дело, которым человек любит заниматься на досуге, как можно более многообразно и глубоко развивать различные стороны его личности: интеллект, нравственность, эстетические чувства. Такая

Библиографический список

работа должна базироваться на определенной перспективе на такой системе мероприятий, которая бы удовлетворяла не только потребности в отдыхе, или в новой информации но и развила бы способности личности. Следовательно, досуг выступает как фактор становления и развития личности усвоения ею культурных и духовных ценностей. Этот процесс называет социализацией, а специальные учреждение являются институтом социализации.

Одним из таких институтов социализации являются детские дома, главной целью которых является вооружение воспитанников знаниями, умениями и навыками дальнейшего самостоятельного проживания их в социуме. При этом, используя свои природные задатки, чувствовать психологический комфорт.

Изучение социологической и психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что социальная компетентность рассматривается многими учеными как неотъемлемая составляющая, основа процесса социализации личности, поскольку помогает индивиду справляться со сменой социальных ролей, предполагает умение сотрудничать, вступать в контакты, легкую совместимость, готовность к изменениям, к самоопределению, социальную ответственность за последствия своих поступков и является качественной характеристикой данного процесса.

Формирование социальной компетентности личности происходит в основном на базе группового опыта. Именно в результате социального взаимодействия воспитанника в малых и более или менее крупных социальных группах происходит усвоение индивидом накопленных обществом знаний и опыта, выработанных им ценностей и норм. Это составляет фундамент облика любой нормальной личности и вместе с тем единства и целостности социальной группы и всего общества. Но нельзя сбрасывать со счетов и роль индивидуального опыта в процессе социализации, определяющего неповторимость и уникальность каждой отдельной личности. Нет, и не может быть двух абсолютно одинаковых процессов социализации личности, и поэтому нет, и не бывает двух абсолютно одинаковых личностей.

Благодаря социализации воспитанник детского дома приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль. Более эффективной работа по социализации происходит в досуговой деятельности. В свою очередь, досуговая деятельность для воспитанников данных типов учреждений должна иметь чёткую сетку запланированных мероприятий, которые опираются на индивидуальные особенности каждого ребёнка. Но не следует забывать, что у ребёнка должен быть свой «свободный досуг» без вмешательства взрослого, в процессе которого воспитанник сам старается свой досуг организовать. От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие индивида, его удовлетворенность своим свободным временем.

1. Каган, М.С. Философия культуры // сб. трудов. - СПб, 1996.

2. Григорьев, А.И. Культура досуга. - Киев: Высшая школа, 2007.

3. Котельникова, Н.В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России. - Социология культуры, духовной жизни: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Ставрополь: Ставропольский гос. ун-т, 2003.

4. Кулагин, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненый цикл развития человека / И.Ю. Кулагин, В.Н. Колюцкий: учебное пособие. - М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2001.

5. Петрова, З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: учебное пособие. - М.: МГИК,

1990.

6. Рожков, М.И. Стратегии и модели воспитания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. - Волгоград: Перемена, 2004.

7. Основы педагогической деятельности. - Санкт Петербург: Питер, 2004. Bibliography

1. Kagan, M.S. Filosofiya kuljturih // sb. trudov. - SPb, 1996.

2. Grigorjev, A.I. Kuljtura dosuga. - Kiev: Vihsshaya shkola, 2007.

3. Koteljnikova, N.V. Innovacionnihe tendencii v sfere molodezhnogo dosuga v sovremennoyj Rossii. - Sociologiya kulj-turih, dukhovnoyj zhizni: avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk. - Stavropolj: Stavropoljskiyj gos. un-t, 2003.

4. Kulagin, I.Yu. Vozrastnaya psikhologiya: Polnihyj zhiznenihyj cikl razvitiya cheloveka / I.Yu. Kulagin, V.N. Kolyuckiyj: uchebnoe posobie. - M.: TC «Sfe-ra» pri uchastii «Yurayjt-M», 2001.

5. Petrova, Z.A. Metodologiya i metodika sociologicheskikh issledovaniyj kuljturno-dosugovoyj deyateljnosti: uchebnoe posobie. - M.: MGIK, 1990.

6. Rozhkov, M.I. Strategii i modeli vospitaniya // Teoretiko-metodologicheskie problemih sovremennogo vospitaniya: sb. nauch. tr. - Volgograd: Pereme-na, 2004.

7. Osnovih pedagogicheskoyj deyateljnosti. - Sankt Peterburg: Piter, 2004.

Статья поступила в редакцию 27.07.11

УДК 159

Vasilyev A.S. EMOTIONAL-COGNITIVE SATURATION IMAGINATION AS A MEANS OF OVERCOMING INTRAPERSONAL CONFLICT. A new approach in dealing with some existential problems: emotional and psychological modeling. Substantiates the mechanism of emotional and cognitive imagination to the saturation level of energy mobilization of the organism to overcome the negative effects of interpersonal conflict. Key words: imagination, interpersonal conflict, emotional and psychological modeling.

А.С. Васильев, соискатель НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: eugeenv@mail.ru

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ВНУТРНЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА

В статье представлен новый подход в решении проблемы внутриличностного конфликта, с позиций представлений о самости в интерпретации Юнга. Механизм формирования внутриличностного конфликта определяется воздействиями содержаний архетипа на эго, что проявляется у индивида в виде эмоционально-чувственных переживаний.

Ключевые слова: внутриличностный конфликт, архетипы Юнга, проблема самости.

Определяя психологическую природу внутриличностного конфликта [1], мы пришли к выводу в том, что в основе внутренней конфликтности лежат бессознательные содержания, конфликтующие с эго и, тем самым, расщепляющие его (Spaltung). Они (данные бессознательные содержание) и создают проблему внутриличностного конфликта, которая, проявляясь в виде индивидуальных эмоционально-чувственных переживаний, находит свое выражение в психосоматике субъекта, в диапазоне, от состояния различных степеней дискомфорта до терапевтического диагноза. Однако для полноты картины, мы считаем, необходимыми привести уточнения касательно всего механизма данного явления. В этих целях мы считаем целесообразным обратиться к проблеме самости в интерпретации Юнга.

В разнообразной современной литературе по аналитической психологии очень часто встречается написание данного термина с заглавной буквы. Юнговское представление о самости значительно отличается от того, как это понятие используется в другой психоаналитической литературе. Эта разница зависит, прежде всего, от понимания архетипов: юнговская концептуализация самости видит ее укорененной в трансличностном измерении. Отсюда и частое написание слова с заглавной буквы. Но существует и клинический аспект самости, часто более тесно связанный с областью эго сознания; в работах клинического характера термин "самость" обычно пишут с маленькой буквы. Таким образом, заглавная буква появляется в тех случаях, когда автор текста хочет выделить трансличностную, архетипическую основу самости [2]. Поскольку нас интересует, прежде всего, прикладной, а не трансличностный аспект данного понятия, то нас удовлетворяет незаглавная буква в его обозначении. На вопрос: почему нас привлекает, именно, юнговская интерпретация самости, суть нашего ответа будет в том, что нас интересует чисто процессуальный аспект данного понятия, точнее его практическое значение для психосоматики индивида. В этом плане нам, конечно, можно возразить: а кто из великих не был практиком? Однако, по этому поводу, мы пришли к однозначному выводу в том, что ни одна теория внутренней конфликтности, кроме юнговской, не определяют ее психологическую природу в плане причинности и, следовательно, не могут служить базисной основой для процесса преодоления отрицательных последствий внут-риличностного конфликта (психосоматических последствий дистресса) [1].

Касательно стиля изложения своих взглядов, можно, конечно, отмечал Юнг, описать это содержание и рациональным, научным языком, но в этом случае полностью теряется его живой характер. Поэтому при описании жизненных (inving) процессов души он обдуманно и сознательно отдал

предпочтение драматическому, мифологическому способу мышления и изложения, поскольку этот способ не только выразительнее, но и точнее абстрактной научной терминологии, которая, по мнению Юнга, тешит себя надеждой, что ее теоретические формулировки могут в один прекрасный день свестись к алгебраическим уравнениям [3]. Касательно научного стиля речи, которой присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств и тяготение к нормированно-сти, нам хотелось бы отметить, что стиль научных работ определяется, в конечном счете, их содержанием и целями научного сообщения. В этом аспекте, на наш взгляд, ни одна отрасль психологии, с их научно-рациональной терминологией, в плане преодоления отрицательных последствий внутрилич-ностного конфликта, не преуспела. Исходя из прикладной ценности наследия Юнга, мы полагаем, что нам не стоит бояться манеры его изложения.

Исследование психологии бессознательного поставило Юнга перед необходимостью сформулировать новые понятия для объяснения установленных фактов. Одно из этих понятий - самость. Во избежание, бесконечных интерпретаций на эту тему и в целях понимания данного понятия идентично Юнгу, мы прибегнули непосредственно к теоретическому наследию классика.

Эмпирически сознание всегда обнаруживает свой предел, когда подходит к неизвестному. Неизвестное составляет все то, чего мы не знаем, и что, таким образом, не связано с эго как центром поля сознания. Неизвестное распадается на две группы объектов: те, что являются внешними и могут быть познаны с помощью органов чувств, и те, что являются внутренними и переживаются непосредственно. Первая группа охватывает все неизвестное во внешнем мире, вторая - все неизвестное во внутреннем мире, то есть ту область, которую мы называем бессознательным. При этом эго опирается на две с виду различные основы: соматическую и психическую. Наличие соматической основы выводится из той совокупности эндосоматических перцепций, которые со своей стороны уже имеют психическую природу и ассоциируются с эго, а значит, оказываются сознательными. Они производятся эндосомати-ческими стимулами, которые превышают порог сознания. Значительная же часть этой стимуляции происходит бессознательно, то есть на подпороговом уровне. Из вышесказанного следует, что соматическая основа эго состоит из сознательных и бессознательных факторов. То же самое справедливо и в отношении его психической основы: с одной стороны, эго опирается на все поле сознания, а с другой - на общую сумму бессознательных содержаний, которые распадаются на три группы:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.