Естествознание вне стен классной комнаты
Колычева Зоя Ивановна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры биомеханики, естественнонаучных дисциплин и МП, Тюменский государственный университет E-mail: [email protected]
Мирюгина Татьяна Андреевна,
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры биомеханики, естественнонаучных дисциплин и МП, Тюменский государственный университет E-mail: [email protected]
Цапцова Татьяна Николаевна,
кандидат биологических наук, доцент кафедры биомеханики, естественнонаучных дисциплин и МП, Тюменский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье обсуждается проблема естественнонаучного открытого образования, или образования вне стен классной комнаты. Данный формат является одним из главных трендов развития современного образования в целом, естественнонаучного образования в частности. Авторы затрагивают исторический аспект возникновения данного формата, рассматривают основные методические требования к его организации и проведению, способы и механизмы стимулирования обучающихся к познавательной и исследовательской деятельности при изучении естественнонаучных дисциплин.
Более подробно рассмотрены наиболее распространенные формы открытого обучения, среди которых геокешинг, парковый урок и образовательный проект «Гений места». Акцентируется внимание на всех методических аспектах данных форм: цели, задачи, подготовка и материально-техническое обеспечение, организация деятельности педагога и обучающихся, анализ и рефлексия результатов и др.
Содержание статьи будет полезно методистам, педагогам, занимающимся исследованием развития современного образования, а также практикующим учителям естественнонаучных дисциплин, организующих обучение в новом формате.
Ключевые слова. Открытое образование, форматы открытого образования, естественнонаучное образование, интерактивные методы, геокешинг, этапы подготовки геокешинга, парковый урок, квест, «гений места», эдьютейнмент, качество естественнонаучного образования.
о с
CJ
см см
Миссия школьного обучения заключается в развитии личности обучающихся, становлении системы их многообразных отношений с окружающим миром. Для адаптации человека к современным социально-экономическим условиям, его социализации важным является не только и не столько совокупность усвоенных знаний и умений, сколько способность использовать эти знания и умения для решения задач в различных сферах жизнедеятельности. В реализации указанной миссии большую роль играет естественнонаучное образование (ЕНО).
В соответствии с ФГОС основными целями ЕНО являются создание у обучающихся целостного научного представления об окружающем мире, усвоение научного метода познания и включение его в систему ценностей. Указанным целям соответствуют задачи ЕНО: формирование научного мировоззрения, современной естественнонаучной картины мира; раскрытие единства строения материи и универсальности законов природы; развитие умений применения знаний в повседневной жизни; приобретение умений ориентироваться в окружающем мире; формирование природоохранных знаний, экологической культуры и др.
В России, по мнению многих исследователей, на сегодня можно выделить две группы проблем ЕНО - внешние и внутренние. Под внешними проблемами понимаются те, которые задаются социальным развитием общества, развитием науки, состоянием образования в целом; внутренние проблемы порождаются состоянием ЕНО как системы и взаимосвязями компонентов данной системы. Одной из важнейших внутренних проблем является ориентация образовательного процесса изучения естественнонаучных дисциплин на традиционные формы и методы [1,2,3].
Классно-урочная система удобна и проста, не напрасно она прочно укоренилась в школе. Несмотря на постоянную критику, вряд ли современная система образования сможет отказаться от этой системы. Тем не менее, педагогами, учеными, всем педагогическим сообществом постоянно ведутся поиски новых форм, подходов, методов обучения, которые принято называть инновационными; они дополняют традиционную классно-урочную систему [4,5].
Одним из весьма популярных и востребованных трендов развития современного образования, в том числе и естественнонаучного, является модель «обучение вне стен классной комнаты». Синонимами данного выражения являются: «расшко-ливание», «открытое образование», «неформальное образование», «обучение вне стен школы», «расширенное обучение» и др. [6,7,8].
Следует отметить, что проблема открытого образования не является новой. Ею занимались многие мыслители и педагоги в истории образования. Диалоги Сократа и Платона, школа свободного развития и идеи свободного воспитания Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля, работы С. Фре-не («Новая французская школа»), В.А. Сухомлин-ского («Школа под голубым небом») и пр., свидетельствуют о том, что обучение вне стен классной комнаты постоянно привлекало к себе внимание. Идею свободного обучения и воспитания можно по К. Вентцелю назвать «звездой», которая светит «своим собственным светом»; она бывает востребована периодически в соответствии с социально-экономическими условиями общества. В настоящее время данная идея все более захватывают умы и сердца педагогов-новаторов.
Рассмотрим методические основы образования вне стен классной комнаты на примере естественнонаучного образования и воплощение данных основ в наиболее интересных формах.
Открытое образование - проведение занятий в социальной, культурной и природной среде, использование самых разнообразных информационных источников; при этом могут использоваться самые разнообразные формы, методы, средства и технологии (решение ситуационных задач и проблем, проведение исследования на основе мультимедиа-технологий, технологий «открытых форм», коммуникативно-диалоговых, системно-диалоговых образовательных технологий и др.) [8,9,10].
Основная задача обучения вне стен классной комнаты - сформировать «открытость» субъектов социально-образовательного пространства и их активную позицию к обществу, культуре, всему окружающему миру. Результатом подобного обучения должно стать создание в учебном сообществе «атмосферы ответственной зависимости» (А.И. Макаренко). Обучаемые начинают понимать и ощущать нити социальных и природных связей, зависимостей и отношений, которые, с одной стороны, стимулируют развитие ценностных элементов сознания, а с другой, - выступают духовным фоном нравственного становления зрелой личности [11].
Идея обучения вне стен классной комнаты породила такие формы, как: парковый урок, образовательные экспедиции (походы, экскурсии и т.п.), образовательные игры на местности (геокешинг, квест и др.), различные активности (флэшмобы и т.п.). Данные формы предусматривают познавательную деятельность школьников, в том числе исследовательского характера, с заранее обозначенными образовательными целями и планируемыми результатами, алгоритмом деятельности, формами самооценивания и контроля достижений обучающихся педагогом. Все названные формы трудно идентифицировать однозначно. Например, школьники отправляются в исследовательскую экспедицию в ближайшую лесную зону. Учитель при этом может спланировать организацию обра-
зовательного геокешинга или квеста. Важно то, что объект исследования (процесс или явление) становится доступным для исследования [12,13].
Организация обучения вне стен классной комнаты начинается с выбора и определения информационно-образовательного пространства, в котором и с которым планируется деятельность школьников. Информационно-образовательным пространством может быть хорошо знакомый школьникам парк, пришкольный участок, школьная спортивная площадка, или малознакомые заповедник, музей, галерея, стадион, или совсем неизвестные памятники природы, социальные и технические объекты. Главной задачей при организации занятий является демонстрация объектов информационно-образовательного пространства в новом ракурсе, изучение и исследование их. Большую роль в открытом образовании имеют элементы игры или, более широко, эдьютейнмен-та. Способы и приемы вовлечения обучающихся в активную познавательную деятельность, в том числе и с помощью игровых техник становятся все более разнообразными. Они предполагают использование цифровых гаджетов для ориентировки на местности, поиска и сбора информации, активной коммуникации в процессе познавательной и исследовательской деятельности.
Немаловажным моментом в обучении вне стен классной комнаты является стимулирование обучающихся. Инструментом этого очень часто является состязание (соревнование). Разработчики открытого образования рекомендуют обращать внимание при этом на несколько моментов:
1. Организация соревнования. Соревнование должно быть понятным для участников, как по правилам организации, так и по правилам подсчета результатов. Важна простая и четкая разработанность критериев, использование листов самооценивания и взаимооценивания. Действенность соревнования повышается, если в процессе познавательной деятельности демонстрируются промежуточные результаты соревнования.
2. Условия проведения соревнования. Равные условия для всех участников соревнования. Это касается материально-технического обеспечения (набор устройств с одинаковыми техническими и технологическими возможностями), выполнение заданий одинаковой сложности, одинаковые временные рамки и др. Весь перечень условий зависит от образовательной среды, характера и содержания деятельности, возраста обучающихся.
3. Атмосфера занятия. Очень важна подготовительная работа, направленная на создание соответствующей атмосферы, которая должна по-настоящему увлечь школьников.
4. Подведение итогов. Эмоционально важным для школьников является подведение итогов занятия с элементами состязательности, а также ретроспективная и перспективная рефлексия. Участники осмысливают целевые установки, ориентированные на самообразование и саморазвитие, познание природы, окружающего мира.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
о с
U
см см
Независимо от формы и содержания занятия по модели образования вне стен классной комнаты предполагают активное использование командной деятельности, организацию сотрудничества обучающихся. В процессе группового исследования или командной образовательной игры школьники получают опыт коммуникации, взаимодействия, общения.
Рассмотрим некоторые формы открытого образования, наиболее приемлемые для естественнонаучного образования, прошедшие апробации и в нашей практике.
Достаточно интересной и распространенной формой является геокешинг. Геокешинг - это командная игра на местности с применением спутниковых навигационных систем, состоящая в нахождении тайников, спрятанных другими участниками игры или организаторами. В геокешинге имеют место различные практические действия: нахождение местоположения объектов, поиск информации, ответы на вопросы, решение проблем и задач, проведение наблюдений, организация исследований, выполнение проектов и другие.
Применение игры в целях обучения есть образовательный (учебный, обучающий) геокешинг. Образовательный геокешинг - это игровая технология, включающая в себя практическое содержание и организацию поисковой (чаще всего проектной и исследовательской) деятельности обучающихся.
В настоящее время применение геокешинга в образовательных целях стало весьма популярным, так как помогает осуществить системно-деятельный подход, определенный ФГОС. Геоке-шинг используется на всех этапах образования -от детского сада до вуза, практически по всем предметам. Однако, наиболее интересен и эффективен геокешинг в естественнонаучном образовании. Это прекрасный способ познакомить обучающихся с природой родного края, с его историей, культурой и достопримечательностями [14].
Большинство методистов и педагогов, разрабатывающих различные варианты геокешин-га, выделяют в его подготовке и организации несколько этапов.
Ознакомительный этап. Это предварительная работа педагогов (организаторов):
• изучение и знакомство с понятием «Геокешинг»;
• анализ (определение) состава участников (возрастные, индивидуальные особенности, интересы);
• выявление особенностей интеграции этого образовательного мероприятия в образовательный процесс и постановка образовательных задач геокешинга;
• выявление необходимого материального обеспечения;
• определение баланса двигательной и интеллектуальной деятельности, организованной и самостоятельной деятельности обучающихся;
• определение предполагаемого результата познавательной деятельности (материальный, образовательный, личностный);
• выявление возможности дифференцированного подхода;
• продумывание приёмов мотивации всех участников игры и др.
На данном этапе могут использоваться различные формы, методы и приёмы, а именно: презентации, беседы, опросы, анкетирование и пр.
Подготовительный этап. Этот этап достаточно сложный, поэтому чаще всего его разбивают на две части. В первой части педагоги (организаторы) готовят участников к игре. Рекомендуется проведение тренировочных сборов по ориентированию на местности, умению работать с картой-схемой и находить на ней местонахождение объектов. Также целесообразно на данном этапе использовать методы, направленные на развитие коммуникативных навыков обучающихся, навыков взаимодействия и общения.
Вторая часть подготовительной работы, это составление маршрута и маршрутных листов (схем, карт) с точками которые необходимо найти. Определяются возможности включения в геокешинг разных видов игр, вариантов состязания. Одним из самых важных и ответственных моментов является составление заданий, определение их содержания, формы представления. При этом необходимо учитывать доступность, оригинальность, логичность, системность, эмоциональность, элементы неожиданности, временную продолжительность.
Задания, которые используются в образовательном геокешинге, чаще всего делятся на следующие четыре типа:
1. Задания на внимательность и поисковую активность.
2. Задания на знание определенных фактов, коммуникативную активность.
3. Задания на локальные измерения (обычные и с помощью GPS приемника).
4. Вопросы - «метки» самой игры.
На этом этапе продумываются особенности тайников, их закладки, отметки на карте.
Организационный этап. Это третий, основной этап - организация и проведение игры. Участники перемещаются по маршруту, выполняя задания. При этом они дают ответы на вопросы, проводят фото- и видеосъемку, проводят измерения, наблюдения, исследования, выполняют эксперименты, ведут записи, зарисовки и др. В итоге прохождения маршрута собирается самая разнообразная информация.
Заключительный этап. Участники представляют результат, идет обмен мнениями и обобщение полученных знаний. Проводится рефлексия «поиска»:
• коммуникационная - обмен мнениями;
• информационная - обмен приобретёнными знаниями, умениями, действиями;
• мотивационная - расширение личностного опыта;
• оценочная - соотнесение новой и уже имеющейся информацией, оценка процесса. Таким образом, в ходе образовательного гео-
кешинга участники лучше узнают окрестные территории, выполняют творческие задания, проводят элементарные исследования.
В нашей практике образовательный геокешинг проводится регулярно, последний из них, образовательный геокешинг экологической направленности «Карта координаты» для учащихся школ г. Тобольска. Основной этап (очный) предполагал организацию экологических измерений и исследований на территории города. Всего маршрут состоял из десяти площадок, или станций, которые участники должны были найти, следуя определенному маршруту: зоологическая, орнитологическая, геоботаническая, исследовательская, фито-индикации, редких растений, ядовитых растений и др.[15]. На самих станциях проводились мастер-классы, испытания, исследования, измерения, наблюдения направленные на решение задач проекта.
Таким образом, геокешинг - это эффективный способ узнать много интересных и познавательных фактов о природе и истории родного края, уметь действовать в непредвиденных жизненных ситуациях. Проходя через испытания, школьники учатся активно и самостоятельно познавать окружающий мир.
Парковый урок является еще одной новой моделью организации образовательной среды, одним из форматов организации обучения вне стен классной комнаты.
Парковые уроки - это уроки без пространственных границ, строгих целей и программ, жестких графиков, этапов, без непосредственных власти и авторитета учителя, без «театра одного актера», контроля и результата «здесь» и «сейчас» [16,17].
Основными задачами парковых уроков являются:
• оптимизация и активизация познавательной деятельности, взаимодействия педагогов и обучающихся;
• создание комфортных условий для образовательной деятельности, развития личности обучающихся;
• практическая реализация здоровьесберегаю-щего обучения;
• организация командной работы и индивидуализация образования;
• использование современных образовательных интерактивных технологий и методов;
• разработка образовательных программ, которые вызывают у обучающихся интерес, повышают мотивацию;
• снижение учебной нагрузки в форме классической классно-урочной системы и др.
Идея парковых уроков очень популярна, и эта популярность все возрастает, что свидетельствует о положительном опыте проведения подобных уроков. Данный опыт при всем многообразии парковых уроков позволяет сформулировать неко-
торые общие моменты методики их подготовки и проведения.
В подготовке парковых уроков, как и в геоке-шинге, можно выделить три основных этапа, каждый из которых направлен на решение свои задачи.
Подготовительный. На данном этапе выделяются следующие основные моменты, на которых необходимо сосредоточиться организаторам:
• выход на объект (в парк, на природу, предприятие, или другой объект), изучение возможностей данного объекта в плане познавательно деятельности;
• разработка паркового урока;
• составление правил поведения для обучающихся;
• введение в парковый урок.
На данном этапе педагогу (организаторам) рекомендуется определиться с конкретным природным (социальным, техническим) объектом для урока. Необходимо внимательно изучить возможности данного объекта для предметного содержания и организации конкретного урока по конкретной дисциплине. Исходя из полученных данных, разрабатывается парковый урок. Кроме того, на подготовительном этапе разрабатываются правила поведения обучающихся, с которыми они должны быть ознакомлены.
Основной. Основной этап состоит в проведении урока на выбранном объекте. Основными моментами данного этапа являются:
• выход на объект (парк);
• познавательная и исследовательская деятельность обучающихся;
• рефлексия познавательной деятельности;
• подведение итогов занятия;
• обратная связь (опрос, беседа, анкетирование). Формы, методы и средства паркового урока
очень разнообразны. Это может быть индивидуальное исследование с последующим обменом информации, или групповая работа с элементами состязательности. Деятельность обучающихся может быть организована по маршрутным листам, алгоритму или другим образом. В ходе познавательной деятельности может использоваться самооценка, взаимооценка в паре или группе, анализ и рефлексия. На данном же этапе подводится итог результатов познавательной деятельности, при этом можно провести опрос или анкетирование, которые позволят выяснить отношение школьников к проведенному уроку, его содержанию, организации и другим моментам [17].
Заключительный. Заключительный этап паркового урока состоит в обработке обучающимися полученного материала (информации) в процессе познавательной и исследовательской деятельности. Полученная информация систематизируется, презентуется. Презентация итогов урока может быть проведена в классе, школе, в сети интернет.
Для организации и проведения паркового урока, как и геокешинга, необходимы материальные ресурсы и технические средства. С их помощью фик-
сэ о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о
т О
от
З
и о со
сируется необходимая информация и основные моменты проводимого занятия. К таким средствам относятся планшеты, видеокамеры, фотокамеры, трекболы и пр. Важную роль играют и информационные ресурсы: инструктивно-справочные материалы по работе с сервисами, Skype, электронная почта, тематические интернет ресурсы и др.
Парковые уроки характеризуются не только предметными результатами. Они дают возможность получить необходимые надпредметные результаты, сформировать универсальные действия и действия:
• знание правил поведения в общественных местах, на природе и соблюдение данных правил;
• знание и соблюдение правил безопасности;
• умение коллективной работы;
• умение обращаться за помощью, получать информацию у партнеров;
• умение ориентироваться на местности по карте;
• навык функционального чтения.
Приведем тематику парковых уроков, которые были реализованы нами в практической деятельности: городская парковая экосистема сада Ермака, экологическая тропа, памятники природы г. Тобольска, зеленые зоны города, минеральный состав природных источников и др.
Еще одной интересной формой образования вне стен классной комнаты является образовательное мероприятие (образовательный продукт, образовательная практика) «Гений места».
Понятие «Гений места» существует столетия. Оно используется в самых различных аспектах, контекстах, ракурсах, то есть данное понятие очень многолико. «Гений места» может пониматься как своеобразный «дух», или культура территории, особенности природы или архитектуры, особый уклад жизни населения и др. Главное, что отличает «гения места», - это то, что он накладывает отпечаток на все и позволяет воспринимать определенную территорию как уникальную, особенную, неповторимую, индивидуальную в своем роде.
Представители различных научных направлений развивают культурологическую концепцию «гения места», придавая данной концепции важнейшую роль в стратегическом планировании и развитии территорий и городов.
В структуре концепта «Гений места» выделяют несколько типов. Главный из них - гений места как «общий предок»: прославленный земляк, который играл значимую роль в жизни своей родины. Это попытка в той или иной форме «возродить традиции» и даже непосредственно брать пример с исторического персонажа.
В последнее время идея «гения места» используется в обучении по модели вне стен классной комнаты. Примером такого образовательного ° продукта является проект, связанный с именем " А.С. Пушнина, который был реализован в Пушкин-g ских Горах. В проекте принимали участие команды ^ школ Санкт-Петербурга, Москвы и Таллина. Про-Ü ект состоял из двух этапов.
1. Сетевой проект онлайн. Учебная деятельность учителей и учащихся трех школ, организованная на сайте «Гений места».
2. Осенняя образовательная практика по модели открытого обучения в музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское» [18].
Город Тобольск является уникальным: данная территория идентифицируется со многими известными личностями, начиная с Ермака. Это ярко продемонстрировал проект «Земля героев», реализованный в 2019 году к 75-летнему юбилею Тюменской области. И все же подлинным «Гением места» для г. Тобольска, несомненно, является Д.И. Менделеев. С именем Д.И. Менделеева связано не только прошлое, настоящее, но и будущее - развитие города как крупнейшего мирового центра нефтехимической промышленности.
Образовательный проект «гения места», связанный с именем Д.И. Менделеева может быть проведен в различных форматах: флэшмоб, гео-кешинг, образовательная экспедиция. Приведем пример квеста. В методике данного образовательного мероприятия также есть можно выделить подготовительный, организационный и заключительный этапы.
В квесте предполагается организация трех секций «Наука», «Жизнь» «Творчество», в каждой из которых несколько станций. В секции «Наука» станции «Предметы имени Менделеева», «Мифы о Менделееве», «Путешествие по Периодической системе Д.И. Менделеева», «Путь к науке», «Педагогическая деятельность». Секция «Жизнь» содержит станции «Краеведческая», «Семейное древо», «Личность Д.И. Менделеева». В секции «Творчество» - станции «Творческие увлечения», «Творческие друзья», «Изобразительное искусство химических реагентов».
Участникам выдается маршрутный лист в виде карты, где представлены секции и станции квест-игры. Далее участником объясняется суть, последовательность и содержание игры. Игроки делятся на команды по 5-7 человек. Организационный этап предполагает передвижение команд по предложенным маршрутам, выполнение заданий на каждой станции.
Итогом проведения образовательного мероприятия является:
• расширение знаний и представлений участников о Д.И. Менделееве как человеке, ученом и творческой личности;
• получение участниками игры опыта работы в коллективе, опыта принятия коллективного решения в процессе прохождения станций квест-игры;
• расширение естественнонаучного кругозора и опыта применения химических знаний на практике;
• обретение участниками мероприятия чувства гордости за русского ученого [19].
Нельзя не согласиться с мнением, что естественнонаучное образование в настоящее время далеко от идеала (TIMSS, PISA). Повышение ка-
чества ЕНО в России - сложная и многоплановая проблема. В связи с этим поиск, разработка и реализация инновационных форм, повышающих познавательную активность и интерес обучающихся является одним из важных направлений в решении проблемы качества и результативности ЕНО.
Литература
1. Колычева З.И., Суртаева Н.Н. Естественнонаучное образование в России: проблемы и перспективы развития // Человек и образование. 2017. № 2, С. 38-42.
2. Денисов В.Я. Проблемы естественнонаучного образования // Успехи современного естествознания. 2005. № 5, С. 43-45.
3. Алиева Н.З. Постнеклассическое естественнонаучное образование: концептуальные и философские основания: Монография. - М.: Акад. Естествознания, 2008. - 512 с.
4. Современные модели организации образовательного процесса [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/sait-rossiiskii-uchebnik-prezentatsiia-sovremennye.html (дата обращения 7.09.2020)
5. Тренды современного образования [Электронный ресурс]. URL: https://www.sites.google. com/site/trendsofedu/home (дата обращения 12.08.2020)
6. Брыксина О.Ф. Информационно-коммуникационные технологии в образовании: учебник / О.Ф. Брыксина, Е.А. Пономарева, М.Н. Сонина. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 549 с.
7. Поливанова, К.Н. и др. Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей / К.Н. Поливанова, А.А. Бочавер, К.В. Павленко, Е.В. Сивак; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. - 384 с.
8. Обучение вне стен классной комнаты [Электронный ресурс]. URL: https://educontest.net/ ru/2133240/% (дата обращения 22.09.2020)
9. Проект «Образование вне стен классной комнаты» [Электронный ресурс]. URL: http:// creativkursk.blogspot.com/2011/12/blog-post_03. html (дата обращения 12.08.2020)
10. Расшколивание: как вывести учебу за пределы школьного здания [Электронный ресурс]. URL: http://eddesignaward.com/rasshkolivanie-kak-vyvesti-uchebu-za-predely-shkolnogo-zdanija/ (дата обращения 02.10.2020)
11. Колычева З.И., Суртаева Н.Н. Технологии социального развития личности. Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2005. - 150 с.
12. Проект «Класс без стен» [Электронный ресурс]. URL: http://iso-mz.blogspot.com/2014/04/ blog-post.html (дата обращения 26.09.2020)
13. Учиться на природе: Образование вне классной комнаты [Электронный ресурс]. URL: https://newtonew.com/school/learning-in-nature (дата обращения 12.08.2020)
14. Панов А.А. Образовательный геокешинг -новая форма работы в дополнительном туристско-краеведческом образовании детей // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. - 2015. - № 3. - С. 165-170.
15. Садыкова Э.Ф., Мирюгина Т.А. Особенности организации образовательного экологического геокешинга для учащихся общеобразовательных школ // Педагогика и просвещение. -2020. - № 3. - С. 54-62. URL: https://nbpublish. com/library_read_article.php?id=33625 (дата обращения 02.10.2020)
16. Парковый урок или «читаем парк» [Электронный ресурс]. URL: https://www.sites.google.com/ site/parkpiter2012/ (дата обращения 12.09.2020)
17. Школа «ПаркУра» (парковый урок) [Электронный ресурс]. URL: https://www.eseur.ru/ volgograd/Shkola_ParkUra/ (дата обращения 12.09.2020)
18. Проект «Гений места» как пример организации обучения вне стен классной комнаты [Электронный ресурс]. URL: https://drugaya-scola.livejournal.com/38570.html (дата обращения 14.09.2020)
19. Открытое образование: урок вне стен классной комнаты: методическое пособие для учителей. - Тюмень: ООО «Международный институт», 2020-70 с.
NATURAL SCIENCE OUTSIDE THE CLASSROOM
Kolycheva Z.I., Miriugina T.A., Tsaptsova T.N.
University of Tyumen
The problem of open science education or education outside the classroom is discussed in the article. The historical aspect of appearance of the above mentioned education is mentioned by the authors of this article. Also the main methodological requirements to its organization and performance as well as the ways and mechanisms for students' motivation to the cognitive and researching activity during the study of natural science disciplines are noticed too. More wide spread forms of the open education such as geocaching, park lesson and educational project "Genius of the place" are considered in more detail. The attention is attracted to all the methodological aspects of these forms, mainly goals, targets, preparation and material-technical provision, organization of teacher's and students' activity, analysis and reflection of results and etc. The content of the article will be useful for methodologists, teachers engaged in research on the development of modern education, as well as practicing teachers of natural science disciplines who organize training in a new format.
Keyword. Open education, formats of open education, natural science education, interactive methods, geocaching, stages of geocaching preparation, Park lesson, quest, «genius of the place», edutainment, quality of natural science education.
References
1. Kolycheva Z.I., Surtaeva N.N. Natural Science Education in Russia: Problems and Development Prospects // Man and Education. - No. 2, 2017 - pp. 38-42.
2. Denisov V. Ya. Problems of natural science education // Achievements of modern natural science. - 2005. - No. 5 - pp. 43-45.
3. Alieva N.Z. Post-nonclassical natural science education: conceptual and philosophical foundations: Monograph. - M.: Academy of Natural Sciences, 2008. - 512 p.
4. Modern models of the organization of the educational process [Electronic resource]. - Available at: https://multiurok.ru/files/ sait-rossiiskii-uchebnik-prezentatsiia-sovremennye.html
C3
о
CO
-a
I=i А
—I
о
C3 t; о m О от
З
ы о со
5. Trends of modern education [Electronic resource]. - Available at: https://www.sites.google.com/site/trendsofedu/home
6. Bryksina O.F. Information and communication technologies in education: textbook / O.F. Bryksina, E.A. Ponomareva, M.N. Sonina. - M.: INFRA-M, 2018. -549 p.
7. Polivanova, K.N. [and others]. Education outside the school. How parents design children's educational space [Text] / K.N. Polivanova, A.A. Bochaver, K.V. Pavlenko, E.V. Sivak; National Research University "Higher School of Economics". -Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics, 2020. - 384 p.
8. Teaching outside the walls of the classroom [Electronic resource]. -Available at: https://educontest.net/ru/2133240/%
9. Project "Education outside the walls of the classroom" [Electronic resource]. - Available at: http://creativkursk.blogspot. com/2011/12/blog-post_03.html
10. "Outschooling": how to bring studies outside the school building [Electronic resource]. - Available at: http://eddesignaward. com/rasshkolivanie-kak-vyvesti-uchebu-za-predely-shkolnogo-zdanija/
11. Kolycheva Z.I., Surtaeva N.N. Technologies of social development of the individual. - Tobolsk: TPI, 2005. - 150 p.
12. Project "Classroom without walls" [Electronic resource]. - Available at: http://iso-mz.blogspot.com/2014/04/blog-post.html
13. To studyoutdoors: Education outside the classroom [Electronic resource]. - Available at: https://newtonew.com/school/learn-ing-in-nature
14. Panov A.A. Educational geocaching - a new form of work in additional tourist education for children // Bulletin of the Academy of Children and Youth Tour-ism and Local History. - 2015. - No. 3. - pp. 165-170.
15. Sadykova E.F., Miryugina T.A. Features of the organization of educational environmental geocaching for students of secondary schools // Pedagogy and educa-tion. - 2020. - No. 3. -P. 54-62. - Available at: https://nbpublish.com/library_read_ar-ticle.php?id=33625
16. Park lesson or "read the park" [Electronic resource]. https:// www.sites.google.com/site/parkpiter2012/
17. School "ParkUra" (park lesson) [Electronic resource]. - Available at: https://www.eseur.ru/volgograd/Shkola_ParkUra/
18. Project "Genius of the Place" as an example of organizing th-eeducation process outside the walls of the classroom [Electronic resource]. - Available at: https://drugaya-scola.livejournal. com/38570.html
19. Open education: a lesson outside the classroom: a teaching aid for teachers. - Tyumen: International Institute LLC, 2020-70 p.
o ci u
CM CM