ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ И ИХ ПРОБЛЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
Власенко О.В., к.э.н. Тарасов Д. С.
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Ключевые слова: естественные монополии, конкуренция, издержки, технический прогресс, предприятия, методы регулирования.
Естественная монополия — это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Сферы естественных монополий подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются вовсе в зависимости от природных факторов (например, наличия или отсутствия, увеличение или уменьшения разведанных полезных ископаемых и иных природных богатств) или от спроса на товары производимые естественной монополией. Поэтому постоянное исследование и реформирование естественных монополий является необходимым. Бесконтрольное функционирование и развитие естественных монополий может привести к ряду неблагоприятных последствий, таких как: завышение тарифов, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния страны, потому как с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики.
Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).
Плюсы естественных монополий:
- снижение издержек на производство продукции, в связи с максимальным использованием эффекта масштаба;
- следование единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги;
- возможность смены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации;
- внутрифирменная иерархия и система контрактных отношений, позволяет сократить потери, связанные с риском и неопределенностью;
- использование последних достижений научного и технического прогресса единолично, особенно, если они разрабатываются внутри монополии.
Минусы естественных монополий:
монополия определяет уровень продажной цены, вследствие чего она может переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя, а последний в свою очередь, не в состоянии оказывать обратного влияния на предприятие;
- монополии могут блокировать технический прогресс, в связи с отсутствием конкуренции;
- монополист может снижать свои издержки за счёт снижения качества производимой продукции;
- монополия может принимать форму административного диктата, подменяющего экономический механизм.
Таким образом, мы видим, что достоинства естественной монополии становятся недостатками и наоборот. Невозможно сказать прямо, чего больше, плюсов или минусов. Но общество не может быть зависимым только от естественных монополий, т.к. на рынке не будет однотипной продукции, в связи с отсутствием конкуренции, следовательно, цены будут фиксированными, что оказывает негативное влияние на потребителя. Также при естественной монополии рыночный механизм ресурсов не распределяется в равных долях.
Примеры естественных монополий в России:
1. РЖД (Российские железные дороги).
2. Аэрофлот (Российские авиалинии)
3. ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);
4. Транснефть (Транспортировка более 90% добываемой в России нефти)
В российской промышленности существуют четыре тысячи предприятий - монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий - 500. С общим сокращением производства в России спрос на продукцию и услуги отраслей - естественных монополий, за исключением отраслей связи, постоянно снижался. Эти отрасли являются чрезвычайно капиталоемкими, значительная часть их издержек носит постоянный характер. В результате росла доля постоянных издержек в цене единицы продукции. Кроме того, до последнего времени субъекты естественных монополий финансировали инвестиции в значительной мере за счет внутренних источников (инвестиционные и стабилизационные фонды, формируемые за счет себестоимости и прибыль), что определило чрезмерную нагрузку на тарифы. В 1993 - 1996 гг. отраслевые цены российских естественных монополий росли более быстрыми темпами, чем в других отраслях экономики. Они приблизились к уровню мировых, а в некоторых случаях (например, международные телефонные тарифы) превзошли их. Потребители стали оказывать давление на правительство вплоть до выдвижения требования замораживания цен. Учитывая основообразующую сущность этих отраслей, очевидно, что рост цен на производимую ими продукцию явился мощнейшим фактором макроэкономической инфляции, которая справедливо охарактеризована экономистами как инфляция издержек.
Проблема необходимости государственного регулирования естественных монополий была осознана властью лишь к 1994 г., когда рост цен на производимую ими продукцию уже оказал существенное влияние на подрыв экономики. При этом реформаторское крыло правительства стало уделять большее внимание проблемам регулирования естественных монополий не столько в связи с необходимостью остановить рост цен в соответствующих отраслях или обеспечить использование возможностей ценового механизма для макроэкономической политики, а в первую очередь, стремясь ограничить круг регулируемых цен.
По Закону «О естественных монополиях», сфера регулирования включает транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, услуги общедоступной и почтовой связи. Основными методами регулирования выступили: ценовое регулирование, то есть прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня; определение потребителей для обязательного обслуживания и/или установление минимального уровня их обеспечения. Органам регулирования также вменяется в обязанность контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в аренду имущества.
Таким образом, решая проблему естественных монополий, Россия пошла по примеру других стран, которые в которых реформирование естественных монополий пошло по пути стимулирования конкурентных начал в естественно монопольных отраслях.
В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком. Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
Литература
1. Власенко О.В. Предвидение будущего. Разработка конкурентной стратегии коммерческо-предпринимательской структуры и прогнозирование ее развития // Российское предпринимательство. 2008. № 3. С. 60-63.
2. Косьмин А.Д., Метелев С.Е., Гордиевич Т.И. Экономическая теория. - Омск, 2008.
3. Косьмин А.Д., Метелев С.Е., Дубенская Е.С. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность. - Москва, 2006.
4. Метелев С.Е. Финансовый менеджмент. - Омск, 2011.
5. Метелев С.Е. Экономические и экологические проблемы в меняющемся мире. - Санкт-Петербург, 2010.
6. Метелев С.Е., Курьяков И.А., Лизунов В.В. Менеджмент экономической безопасности. -Омск, 2010.
7. Метелев С.Е., Метелев А.Е. Теоретические основы инновационно-кластерного развития //Проблемы современной экономики. 2008. № 3. С. 368-375.
8. Метелев С.Е., Чижик В.П., Елкин С.Е., Калинина Н.М. Инвестиционный менеджмент. - Омск, 2013.
9. Новые подходы к развитию экономики и корректировки современных хозяйственных систем / Гагарина Г.Ю., Зульфугарзаде Т.Э., Антипина Е.В., Бондаренко Н.Е., Валентей С.Д., Громыко В.В., Дзарасов Р.С., Евсюков С.Г., Забелина М.И., Казаринова Е.Б., Комарова И.П., Сигарев
A.В., Скрыль Т.В., Устюжанина Е.В., Мунчаев Ш.М., Хасбулатов Р.И., Жигун Л.А., Гришин
B.И., Журавлева Г.П., Смагина В.В. и др. - Тамбов, 2014. Сер. Выпуск 9 Университетские научные школы
10. Орлянский Е.А., Косьмин А.Д., Метелев С.Е. История экономических учений. - Омск, 2006.