Научная статья на тему 'К вопросу об уточнении содержания категории «Естественная монополия»'

К вопросу об уточнении содержания категории «Естественная монополия» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
422
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / NATURAL MONOPOLY / STATE PROPERTY / STATE REGULATION / SUBJECT OF RUSSIAN FEDERATION / METHODS OF REGULATION / INSTITUTIONAL APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дёмин М. Б.

В статье исследуются вопросы экономического содержания категории «естественная монополия», законодательная трактовка этой категории. Приведены доводы о необходимости отнесения к «естественной монополии» более широкого круга экономических явлений по сравнению с общепринятым научным подходом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE EXACT CONTENT OF THE CATEGORY NATURAL MONOPOLY

The article investigates the issues of economic content of the category natural monopoly, as well as the legislative interpretation of this category. The author gives reasons for the necessity to consider a wider range of economic phenomena to be natural monopoly than the common approach suggests.

Текст научной работы на тему «К вопросу об уточнении содержания категории «Естественная монополия»»

УДК 339.13

М.Б. ДЕМИН, кандидат экономических наук, доцент

Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева

К ВОПРОСУ ОБ УТОЧНЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ КАТЕГОРИИ «ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ»

В статье исследуются вопросы экономического содержания категории «естественная монополия», законодательная трактовка этой категории. Приведены доводы о необходимости отнесения к «естественной монополии» более широкого круга экономических явлений по сравнению с общепринятым научным подходом.

Общеизвестно, что эффективным институтом современной экономики признается конкурентный рынок. Однако функционирование ряда рынков на конкурентной основе невозможно или неэффективно, в силу чего для них становится естественной высокая степень монополизации. Речь идет о так называемых «естественных монополиях», которые существуют тогда, когда эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имел бы ряд конкурирующих фирм. Монопольная организация такого рода рынков вызвана технологическими особенностями.

Отличительной чертой естественных монополий является наличие сетевых структур (трубопроводный транспорт, линии электропередач, системы водоснабжения, железнодорожные пути), что типично для отраслей, осуществляющих услуги коммуникационного характера. Как правило, в них высоки постоянные издержки, что обеспечивает возможность экономии на масштабах, то есть снижения удельных (на единицу продукции) издержек по мере увеличения объемов производства. Именно это обстоятельство определяет эффективность сосредоточения выпуска у единственного производителя. Конкуренция здесь невозможна и вследствие исключительно высоких невозвратных издержек. Активы,

воплощенные в проложенных параллельно железных дорогах, телефонных линиях связи и т.п., исключительно специфичны, имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть переориентированы на другие рынки. Продать такие активы будет практически невозможно, а потенциальная выручка от их реализации в случае демонтажа не покроет издержек.

В соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях», который был принят Государственной Думой 19.07.1995 г. [2], естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Такого рода условия характерны для предприятий общественного пользования. В этих случаях эффект масштаба в производстве и распределении продукта настолько велик, что

для получения низких издержек на единицу продукции и низкой цены необходима крупномасштабная деятельность. Если бы рынок быи поделен между многими производителями, то эффект масштаба производства не был бы достигнут, издержки на единицу продукции были бы высоки и потребовались бы высокие цены, чтобы покрыть эти издержки. Поскольку существование естественной монополии обусловлено исключительно технологическим фактором, изменение технологии может ослабить или подорвать естественную монополию. Так, активное развитие беспроводной, спутниковой связи ликвидирует монополию на проводную связь, особенно междугородную.

В качестве возможных средств обеспечения общественно-приемлемого поведения естественной монополии представляются две альтернативы. Одной - является государственная собственность, а другой - государственное регулирование. Если конкуренция невозможна, то нужно создать регулируемые монополии, чтобы избежать вероятных злоупотреблений неконтролируемой монопольной властью. Большинство монополистических отраслей являются естественными монополиями и поэтому подлежат общественному регулированию, в частности, цены и тарифы, которые могут назначать коммунальные службы, железные дороги, телефонные компании, поставщики природного газа и электричества, определяются федеральными и местными регулирующими комиссиями или управлениями.

Существование естественной монополии делает технически эффективным одного-един-ственного производителя. Но опыт показывает, что злоупотребление с его стороны монопольным положением в форме завышения издержек или увеличения прибыли нередко снижает более высокую техническую эффективность. Причем это злоупотребление часто достаточно трудно распознать извне в силу того, что реальная эффективность деятельности единственного производителя известна лишь ему самому. Иными словами, к естественной монополии добавляется монополия информации.

Классическими примерами естественных

монополий на федеральном уровне являются: передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи; на региональном уровне -коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д. Такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.

Регулирование должно гарантировать, что потребители получат выгоду от экономии, обусловленной масштабами производства, то есть от снижения издержек на единицу продукции. Если на рынке, имеющем особые экономические и технологические характеристики, несостоятельны законы конкуренции, то его регулированием должно заниматься государство.

Вопросы функционирования, реорганизации и повышения эффективности деятельности естественных монополий в России в последнее время находятся в центре внимания политиков, экономистов, ученых. Особые условия функционирования естественных монополий предопределили необходимость выделения их в особую сферу государственного регулирования.

В процессе разгосударствления, приватизации и демонополизации в России на этапе 1992-1994 гг. не только достаточно конкретно определился круг естественных монополий, но и был разработан проект Федерального закона «О естественных монополиях». Первоначально в этот законопроект были также включены нормы, связанные с государственной монополией на производство и оборот отдельных видов продукции.

Проект закона находился на рассмотрении в Государственной Думе и не принимался в течение трех лет. Основные проблемы возникали на парламентских слушаниях и на встречах

в комитетах Госдумы, где представители отраслей делали попытки изменить содержание или даже препятствовать принятию проекта. Обсуждались многочисленные вопросы: о правомерности предоставления органам регулирования права контролировать инвестиционную деятельность компаний; о границах регулирования - правомерности регулирования видов деятельности, которые не относятся к естественным монополиям, но связаны с регулируемыми видами деятельности; о возможности сохранения функций регулирования у отраслевых министерств.

В 1994-1995 гг. цены российских предприятий в отраслях естественных монополий росли более быстрыми темпами, чем в других отраслях экономики. Сложившаяся на рынке асимметрия цен, непредсказуемость поведения и действий субъектов естественных монополий активизировали усилия по принятию закона, регулирующего деятельность естественных монополий, и Федеральный закон «О естественных монополиях» был принят Государственной Думой 19.07.1995 г. Законопроект о естественных монополиях преодолел два президентских вето. Один из краеугольных камней проекта - включение в него естественных монополий, относящихся к ведению субъектов РФ. Поэтому принятый закон распространяется только на субъекты естественных монополий, регулируемые на федеральном уровне:

- транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировку газа по трубопроводам;

- услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

- железнодорожные перевозки;

- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

- услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», основными сферами деятельности субъектов естественных монополий являются отдельные сферы инфраструктурных

отраслей. В связи с этим можно определить крупнейшие естественно-монопольные отрасли в России: это - железнодорожный транспорт, связь, электро- и теплоэнергетика.

Закон определяет методы регулирования, которые должны использоваться регулирующими органами в этих отраслях, направляя их деятельность в области цен выделением установленного круга потребителей, которые подлежат обязательному первоочередному обслуживанию определением конкретного объема услуг для различных категорий потребителей. Закон не предусматривает никакого прямого регулирования форм и условий договора со стороны регулирующих органов. В ряде отраслей (энергоснабжение, услуги связи, железнодорожные перевозки) действуют общие правила, предусматривающие условия потребления услуг соответствующей системы, а регулирование осуществляют соответствующие органы власти.

Вместе с тем эти положения не регулируют отношения, возникающие в рамках монополистического поведения субъектов-монополистов. Споры, связанные с антиконкурентным действием субъектов естественных монополий - отказ в подписании договора, навязывание условий договора, создание дискриминационных условий доступа и др., - могут рассматриваться только антимонопольным органом.

В каждой из сфер деятельности, подпадающих под действие Закона «О естественных монополиях», должен быть сформирован Реестр субъектов естественных монополий. Включение в Реестр не зависит ни от доли субъектов естественных монополий на рынке, ни от наличия факта нарушения законодательства.

На наш взгляд, категория «естественная монополия» может включать более широкое содержание, чем то, которое обычно за ней закрепляется. К сфере естественной монополии можно отнести, например, производство (эмиссию) денег. Деньги являются специфическим товаром, на что указывал, в частности, К. Маркс. На них, как и на любой другой товар, существует спрос, удовлетворить который не в состоянии товары - субституты

(экономический статус денег как «всеобщего эквивалента» исключает возможность наличия субститутов). Общественные издержки производства денег ниже, когда их производство осуществляется одним субъектом, а именно государством.

Институциональный подход к анализу экономических явлений, реализуемый новой институциональной экономической теорией, расширяет представление о естественной монополии, распространяя представление о монополии с трансформационной на тран-сакционную сферу. К «естественной монополии» можно отнести государственную монополию на применение насилия, принуждения, а также на создание легальных институций (т.е. правовых норм).

Приведенные выше доводы позволяют сделать вывод о теоретической уместности более широкого содержания категории: «естественная монополия», по сравнению с тем, которое принято в научном сообществе на сегодняшний день.

Список литературы

1. Князева И. В. Антимонопольная политика в России: учеб. пособие для вузов. - М.: Омега-Л, 2006.

2. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (с изм. и доп. от 8 августа, 30 декабря 2001 г., 10 января, 26 марта 2003 г., 29 июня 2004 г., 31 декабря 2005 г., 4 мая, 29 декабря 2006 г.).

3. Хасанова А.Ш. Конкурентные отношения в рыночной экономике. - 2-ое изд, доп. и перераб. - Казань: изд-во «Таглимат» ИЭУП, 1999.

В редакцию материал поступил 26.02.07.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.