Научная статья на тему 'Международный валютный фонд: проблемы и пути их решения'

Международный валютный фонд: проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2984
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД / ПРОГРАММЫ МВФ / КРЕДИТОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / СНИЖЕНИЕ ЦЕН НА НЕФТЬ / ЛИХОРАДКА ЭБОЛА / ПОДДЕРЖКА УКРАИНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Завадская В. В., Сивонина А. А., Метелев И. С.

В данной статье рассматриваются проблемы Международного валютного фонда (МВФ), с которыми он столкнулся в 2015 году, а также предложены механизмы их решения. Деятельность МВФ направлена на оказание помощи странам в разработке и реализации эффективной национальной экономической политики в целях ускорения темпов их экономического развития, следовательно, актуальность данной темы очень велика. Сегодня, когда в мировой экономике наблюдается нестабильная ситуация, роль МВФ значительно увеличивается. Поэтому странам, испытывающим определенные экономические трудности, необходимо сотрудничать с МВФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный валютный фонд: проблемы и пути их решения»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

ЗАВАДСКАЯ В.В., СИВОНИНА А.А.

Омский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова МЕТЕЛЕВ И.С., к.э.н.

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

В данной статье рассматриваются проблемы Международного валютного фонда (МВФ), с которыми он столкнулся в 2015 году, а также предложены механизмы их решения. Деятельность МВФ направлена на оказание помощи странам в разработке и реализации эффективной национальной экономической политики в целях ускорения темпов их экономического развития, следовательно, актуальность данной темы очень велика. Сегодня, когда в мировой экономике наблюдается нестабильная ситуация, роль МВФ значительно увеличивается. Поэтому странам, испытывающим определенные экономические трудности, необходимо сотрудничать с МВФ.

Ключевые слова: Международный валютный фонд, программы МВФ, кредитование, экономический рост, снижение цен на нефть, лихорадка Эбола, поддержка Украины.

Международный валютный фонд - это межгосударственный институт, который предоставляет кредиты странам, разрабатывает принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляет межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений [1, с. 196].

Каждое государство, взаимодействующее с МВФ, должно обеспечить экономический рост в условиях разумной стабильности цен, стремиться содействовать стабильности за счет усилий, направленных на поддержку упорядоченных экономических и финансовых условий, а также такой денежно-кредитной системы, которая не ведет к появлению непредвидимых сбоев, избегать манипулирования обменными курсами [2, с. 363].

Мировая экономика столкнулась с рядом непредвиденных проблем в 2015 году. Международный валютный фонд основное внимание продолжал оказывать стимулированию экономического роста стран и укреплению их сотрудничества, при этом он претерпел ряд экономических изменений, которые требовали немедленной адаптации.

Первой внезапной проблемой у МВФ стало резкое снижение цен на нефть. Падение более чем наполовину с сентября 2014 года по январь 2015 года оказало существенное воздействие на государства - члены МВФ. Для большинства стран - членов МВФ падение цен оказалось благоприятным, оно способствовало экономическому росту в условиях нестабильной ситуации в мировой экономике. Но у стран - производителей нефти возникла необходимость трудной корректировки. Эти события усилили значение аналитической работы МВФ и его рекомендаций по экономической политике.

Снижение цен на нефть было вызвано увеличением производства в государствах - членах

Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) и значительным замедлением роста мирового спроса на нефть, особенно в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе [3, с. 56].

Влияние цен на нефть на различные страны -члены МВФ имело общие последствия для работы МВФ. Надзорная работа, как на двусторонней, так и на многосторонней основе, адаптировалась к стремительно меняющейся обстановке. В соответствии со Статьей IV на консультациях по вопросам, относящимся к изменениям цен на нефть, этому уделялось большое внимание.

Исполнительный совет МВФ активно принимал участие в рассмотрении отчетов и докладов, в которых анализировалось воздействие падения цен на нефть. Экономический советник МВФ Оливье Блан-шар, один из руководителей группы по биржевым товарам Исследовательского департамента МВФ, поместил в блоге МВФ статью «Семь вопросов о спаде цен на нефть за последний период», в которой анализировались механизмы рынка нефти, последствия для различных групп стран, а также действия, которые директивные органы могут предпринять для преодоления последствий для экономики своих стран. Она заинтересовала больше читателей, чем какой-либо другой материал, который размещался в блоге в течение года [5].

Пандемия лихорадки Эбола в Гвинее, Либерии и Сьерра-Леоне была второй проблемой, с которой столкнулся МВФ в 2015 году. Распространение лихорадки привело к заражению более 26 тысяч человек и гибели более 10,5 тысячи человек. Поэтому МВФ быстро принял необходимые меры для правительств трех государств в ответ на кризис и возврата экономик к росту. Фонд выделил свыше 400 млн долл. США для покрытия многочисленных новых нужд в финансировании.

МВФ незамедлительно предоставил помощь в размере 309 млн долл. США по нулевым процентным ставкам этим трем странам, пострадавшим от Эболы для преодоления кризиса. Также Гвинее, Либерии и Сьерра-Леоне в 2015 году было выделено 95 млн долл. США в виде грантов на облегчение бремени задолженности, чтобы уменьшить давление на их платежные балансы [6].

На протяжении пандемии МВФ продолжал взаимодействовать с официальными органами каждой страны, и, когда кризис начал сокращаться, переговоры переключились на более длительную перспективу быстрого восстановления экономического роста [4, с. 60].

Третьей проблемой МВФ была проблема поддержки Украины, преодолевающей трудные экономические и финансовые условия. Поддержка началась с того, что Исполнительный совет МВФ утвердил 11 марта 2015 года договоренность с Украиной на четыре года на сумму 17,5 млрд долл. с незамедлительным выделением 5 млрд долл. США [6].

МВФ поставил непростые цели: вывести экономику из кризиса, восстановить внешнеэкономическую устойчивость, поддержать экономический рост за счет проведения структурных реформ, а также защитить уязвимых граждан страны.

Украина не раз участвовала в нескольких программах, поддерживаемых МВФ, после получения независимости в 1991 году, но ни одна не достигла цели проведения реформ. Закончилась неудачей и программа 2010 года, после чего макроэкономические проблемы Украины усилились. Зарплаты и издержки производства повышались, тогда как производительность оставалась неизменной. В конечном итоге конкурентоспособность снизилась настолько, что экономика перестала расти, а экспорт не увеличивался [5].

Новое правительство, которое пришло к власти в феврале 2014 года, начало программу обеспечения макроэкономической и финансовой стабильности. Но после вооруженного конфликта на востоке страны ситуация снова ухудшилась. ВВП сократился на 14,8%, потребности в дополнительном финансировании сильно увеличились. Валютный рынок был дестабилизирован, а банки стали испытывать стресс.

В ответ на это правительство приняло комплексную программу, поддержанную новым финансированием от МВФ. Первой мерой этой программы была

стабилизации финансов Украины. Она обеспечивала потребности Украины во внешнем финансировании, которые составляют около 40 млрд долл. США в 2015-2018 годы, наряду с иной международной помощью и операцией по реструктуризации задолженности.

Кроме того, снижение дефицитов могло привести к сокращению потребностей в финансировании государственного долга. Это включает повышение энергетических тарифов для ограничения скрытого бюджетного дефицита государственной газовой монополии. В целях защиты наиболее уязвимых слоев населения общие расходы на программы социальной помощи были до 4,1% ВВП в 2015 году [6].

Следующим этапом являлось оживление роста путем восстановления конкурентоспособности, начиная с введения гибкого обменного курса. Помимо этого начато восстановление банковской системы за счет рекапитализации ликвидности с тем, чтобы возобновился рост кредита.

Не менее важна необходимость принятия решительных мер для устранения структурных препятствий для устойчивого роста, который может повысить уровень жизни до уровня соседних с Украиной стран, в том числе реформа системы налогового администрирования, прозрачность, улучшение управления государственными финансами и реформы государственных предприятий. Также борьба с коррупцией велась с помощью укрепления законодательства, мер по повышению эффективности судебных органов и действий по ограничению влияния заинтересованных групп в Украине, которые могли привести к искажениям в экономике [5].

Официальные органы Украины предприняли эффективные действия для решения укоренившихся проблем и разрыва с прошлыми непозволительными мерами в политике. МВФ и международное сообщество поддерживают проведение Украиной программы реформ.

Таким образом, на сегодняшний день в период нестабильного развития мировой экономики необходимо сотрудничать государствам с МВФ в целях притока финансовых ресурсов в страны с разным уровнем доходов, решения проблем внешней задолженности этих стран, предотвращения возрастания задолженности до недопустимого уровня, а также содействию возвращению вывезенного капитала.

Литература

1. Булатов А.С., Ливенцева Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2013. - 654 с.

2. Елкин С.Е., Погребняк О.В., Метелев С.Е. Управление ликвидностью банка (теория и практика). - Омск, 2010.

3. Ерпылева Н.Ю. Международные валютно-финансовые организации как субъекты международного банковского права // Журнал для деловых людей. - 2014. - №12(248). - С. 56-71.

4. Завгородняя Т.В., Метелев С.Е. Деньги, кредит, банки. - Омск, 2007.

5. Завгородняя Т.В., Метелев С.Е. Международные торгово-финансовые отношения. - Омск, 2006.

6. Косьмин А.Д., Метелев С.Е., Гордиевич Т.И. Экономическая теория. - Омск, 2008.

7. Косьмин А.Д., Метелев С.Е., Дубенская Е.С. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность. - М., 2006.

8. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные отношения : учебник для вузов, 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014. - 543 с.

74

СИБИРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ № 2 (23) • 2016

9. Международный валютный фонд [Электронный ресурс]: Годовой отчет МВФ 2015, офиц. сайт. - URL: http://www.imf.org/

10. Международный валютный фонд [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - URL: http://www.imf.org/

11. Метелев С.Е. Анализ активных операций банка: состояние и пути улучшения (на примере ОАО КБ «Россельхозбанк»). - Омск, 2008.

12. Метелёв С.Е. Анализ активных операций банка: состояние и пути улучшения (на примере ОАО КБ «Россельхозбанк»). - Омск, 2007.

13. Метелев С.Е. Финансовый менеджмент. - Омск, 2011.

14. Метелёв С.Е., Ванюкова Н.Н. Совершенствование банковского регулирования в соответствии с Ба-зельским соглашением // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2011. - № 1. - С. 310-323.

15. Метелев С.Е., Елкин С.Е., Погребняк О.В. Управление ликвидностью банка (теория и практика) // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 12. - С. 46-47.

16. Метелев С.Е., Завгородняя Т.В., Редько Д.В. Управление ликвидностью банка. - Омск, 2009.

17. Метелев С.Е., Завгородняя Т.В., Рыжков П.П. Управление финансовой устойчивостью банка. - Омск, 2009.

18. Метелёв С.Е., Курьяков И.А. Мировой финансово-экономический кризис: современное состояние и перспективы // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2009. - № 8. - С. 124-129.

19. Метелев С.Е., Чижик В.П., Елкин С.Е., Калинина Н.М. Инвестиционный менеджмент. - Омск, 2013.

20. Хлебникова Д.В. К вопросу о реформировании Международного валютного фонда // Деньги и кредит. - 2014. - №10. - С. 60-65.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ И ИНСТИТУТОВ

ЗАВГОРОДНЯЯ Т.В., к.э.н., доцент МИЛЛЕР Е.В., ст.преподаватель

Фин. университет при Правительстве РФ, Омский филиал

Ситуация в экономике сегодня такова, что ориентация на альтернативные издержки в ходе обоснования финансовых решений превращает предприятие в открытую финансовую систему. Результативность его деятельности часто обуславливается не только состоянием производственного потенциала или квалификацией рабочих, но и такими внешними факторами, как уровень процентной ставки, темпы инфляции, общее состояние экономики страны, а также состояние мировой экономики. В своей будничной деятельности предприятию постоянно приходится ощущать присутствие еще одного экономического субъекта помимо своих покупателей, поставщиков, органов госрегулирования и т. п. Этим субъектом является рынок, оказывающий решающее действие на все аспекты работы предприятия: снабжение, производство, сбыт, в том числе и на его финансы. Ключевые слова: капитал, финансовый рынок, инвестиции.

Как известно, спрос на продукцию предприятия находит отражение в ценах, по которым она может быть продана. Рыночная цена является ориентиром при формировании производственной программы предприятия - продавать продукцию по цене ниже рыночной означает увеличение его альтернативных издержек, пытаться продать ее дороже бесполезно. Аналогичным образом обстоит ситуация со всеми факторами производства: материальными ресурсами, оборудованием, рабочей силой. Для каждого из них существует соответствующий рынок, на котором концентрируется информация о спросе и предложении на данный ресурс и формируется его цена.

Финансовый рынок - это механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и

предложения на капитал. На практике он представляет собой совокупность кредитных организаций (финансово-кредитных институтов), направляющих поток денежных средств от собственников к заемщикам и обратно. Главная функция этого рынка состоит в трансформации бездействующих денежных средств в ссудный капитал. Процесс аккумулирования и размещения финансовых ресурсов, осуществляемый финансовой системой, непосредственно связан с функционированием финансовых рынков и деятельностью финансовых институтов. Если задачей финансовых институтов является обеспечение наиболее эффективного перемещения средств от собственников к заемщикам, то задача финансовых рынков состоит в организации торговли финансовыми активами и обязательствами между

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.