Р. М. Бращин
МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
Раскрыты сущность и содержание ценовых методов государственного регулирования естественных монополий, выдвинуты предположения об объективной необходимости их использования в комплексе.
Ключевые слова: методы установления цен, субъект естественных монополий.
Регулирование деятельности естественных монополий - одна из актуальных тем в странах с рыночной экономикой, так как от результатов этой деятельности напрямую зависят благосостояние и жизнь общества. В Российской Федерации, где законодательная база сегодня далеко не идеальна и нестабильно социально-экономическое положение, фактор естественных монополий необходимо учитывать для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве.
Регулирование естественных монополий в нашей стране осуществляется в соответствии с федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в редакции от 8 ноября 2007 г.), который устанавливает правовые основы федеральной политики, касающиеся этих структур. Данный закон направлен на достижение баланса интересов субъектов естественных монополий и потребителей, обеспечивающего доступность реализуемого товара для последних и эффективное функционирование первых. Закон распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках России и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, органы исполнительной власти федерального уровня, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В законе определены следующие основные понятия: - естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на нем достигается быстрее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими, вследствие чего спрос на данном рынке на продукцию субъектов естественных монополий меньше зависит от изменения цены на нее, чем спрос на другие виды товаров;
- субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;
- потребитель - физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии.
Регулирование деятельности охватывает следующие сферы:
- транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- транспортировку газа по трубопроводам;
- услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
- железнодорожные перевозки;
- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
- услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Для осуществления регулирования образуются специальные федеральные органы исполнительной власти, которые для исполнения полномочий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах данной компетенции [4; 6].
Федеральным законом «О естественных монополиях» установлены два специфических метода, используемых при регулировании естественных монополий.
В соответствии с первым методом органы регулирования естественных монополий могут применять ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
Как правило, используются следующие методы установления цен:
1. Метод предельных издержек. Он заключается в том, что государство требует (и контролирует), чтобы устанавливаемая монополистом цена была равна его предельным издержкам. Тем самым обеспечивается эффективный с народно-хозяйственной точки зрения объем производства и потребления продукции естественной монополии, что часто ведет к убыткам и необходимости субсидировать монополию за счет государственных средств.
2. Метод средних издержек, который состоит в том, что вся прибыль монополиста, за исключением нормальной, изымается (т. е. цена равна средним издержкам). Этот метод может дать результат, при котором продукта будет производиться слишком мало по сравнению с необходимым для эффективного функционирования экономики в целом. Вместе с тем он не создает заинтересованности в минимизации издержек: монополист заранее знает, что его расходы будут компенсированы.
3. Метод установления потолка цен, обычно приводящий к дефициту продукции.
4. Метод субсидирования естественных монополий. Многие страны с рыночной экономикой в умеренной степени используют этот метод, придерживаясь варианта предельных издержек. Суть практики перекрестного субсидирования состоит в том, что одни потребители продукции естественной монополии получают ее, но по более низким ценам за счет других, на которых фактически возлагается дополнительное бремя. В наиболее тяжком положении оказались промышленные предприятия, которые фактически субсидируют льготные тарифы для населения [1; 3; 5].
Недостатки подобной практики заключаются в существенном ограничении потенциала развития и конкурентоспособности российской промышленности; в противоречии экономической логике (себестоимость продукта естественных монополий для крупных оптовых покупателей ниже, чем для индивидуальных потребителей); возложении на естественные монополии несвойственных им функций социальной политики. Не удивительно, что социальная эффективность этого своеобразного налога на промышленных потребителей крайне низка: дотация распределяется не по нуждаемости, а по объему потребления услуги. Это означает, что наиболее благополучные слои населения получают больше, чем наименее защищенные, для кого, собственно, и должна предназначаться подобная помощь.
Следует отметить, что не существует наилучшего для всех условий метода, который обеспечивал бы безотказную реализацию целей общества - производства необходимого объема продукции с минимальными издержками. Как правило, эффективной оказывается система мер, включающая сочетание элементов частной собственности и государственного контроля посредством установления жестких правил ценообразования.
Исходя из второго специфического метода производится определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии. Необходимость его применения прямо детерминирована природой естественных монополий. Производимые в них товары нередко объективно ограничены по своим ресурсам, а то и вовсе исчерпаемы (полное использование разведанных месторождений, сокращение добычи и т. п.). Это обстоятельство позволяет субъектам естественных монополий выборочно, по своему усмотрению, продавать товары одним потребите-
лям и лишать этих товаров других потребителей. Вмешательство государства призвано защитить интересы всех потребителей.
Базируясь на приведенных методах, необходимо устанавливать цены (тарифы) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий исходя из следующих положений:
- существующих потребностей в инвестициях, необходимых для воспроизводства;
- обоснованности затрат на их производство с учетом издержек производства (реализации) продукции (услуг);
- амортизационных отчислений, прогнозируемой прибыли, удаленности различных групп потребителей от места производства продукции (услуг);
- налогов и других платежей, стоимости основных производственных средств;
- соответствия качества производимой (реализуемой) продукции (услуг) спросу потребителей;
- государственных дотаций и других мер поддержки деятельности субъектов естественных монополий.
Решения о методе регулирования деятельности субъектов естественных монополий должны приниматься с учетом необходимости стимулирования с помощью цен (тарифов) качества производимой продукции и оказываемых услуг, а также удовлетворения спроса на них. Вместе с тем в России существует некоторая абсолютизация ценового регулирования, хотя и федеральное законодательство, и опыт зарубежных стран подтверждают, что контроль за ценами является отнюдь не единственным методом государственного регулирования естественных монополий. Государство может и должно более активно использовать такие механизмы воздействия на экономическое поведение субъектов естественных монополий, как:
- установление правил обслуживания потребителей и правил свободного недискриминационного доступа потребителей к сети распределения и обеспечение их неукоснительного соблюдения;
- контроль инвестиционной политики и имущественных сделок с участием субъектов естественных монополий;
- осуществление контроля за соблюдением условий договоров, заключаемых субъектами естественных монополий с потребителями;
- рассмотрение и принятие решений по разногласиям между субъектами естественных монополий и потребителями их услуг;
- рационализация сбыта продукции и приобретения ресурсов;
- установление особенностей приватизации субъектов естественных монополий;
- совершенствование механизмов лицензирования и сертификации;
- определение операторов с использованием конкурсных принципов.
Учитывая особую роль для жизни общества отраслей, относящихся к естественным монополиям, их государственное регулирование (особенно в условиях системного экономического кризиса) должно быть направлено прежде всего на прекращение или сдерживание роста цен на продукцию (услуги) естественной монополии на внутреннем рынке при одновременном сохранении этих цен (тарифов) на уровне, достаточном для расширенного воспроизводства субъектов естественных монополий. Здесь можно выделить несколько задач, обязательных к исполнению:
- совершенствование системы регулирования, в том числе ценового; дерегулирование, т. е. прекращение регулирования видов деятельности, не относящихся к естественно-монопольным; формирование конкурентных источников услуг;
- выделение исходя из экономической целесообразности самостоятельных предприятий из субъектов естественных монополий;
- организация контроля за финансовыми потоками этих субъектов;
- приведение инвестиционных программ субъектов монополий в соответствие с действующим законодательством;
- поэтапное прекращение перекрестного субсидирования различных групп потребителей при одновременной адресной поддержке социально незащищенных групп населения;
- придание рынкам в сфере деятельности естественных монополий организованного характера за счет углубления правовой регламентации взаимоотношений их участников, публичности цен и правил их определения, введения единых правил «доступа к сети» на дискриминационной основе;
- совершенствование нормативной базы регулирования;
- формирование организационно-правовой базы этого процесса на региональном уровне; разделение компетенций между федеральными и региональными органами регулирования;
- выявление особенностей дальнейшей приватизации в отраслях естественных монополий.
Подводя итог, следует отметить, что естественная монополия -это довольно-таки устойчивая форма хозяйствования, и вряд ли она изживет себя, пока существуют отрасли, потребности населения в продукции которых столь велики, и пока существует дифференциация общества. Возникает много споров о рассмотренных способах регулиро-
вания естественных монополий, и это понятно, ведь и потребители, и монополисты, и сами службы по регулированию стремятся получить максимальную прибыль. Однако это не единственная причина разногласий, так как на самом деле существующая система регулирования естественных монополий далеко не совершенна. Поэтому рассмотренные методы государственного регулирования естественных монополий будут постоянно совершенствоваться, хотя вряд ли подобного рода перемены смогут удовлетворить всех. Следовательно, этот вопрос будет одним из основных в экономике и интерес общества к нему никогда не угаснет.
Список литературы
1. Дейли Дж. Эффективное ценообразование - основа конкурентного преимущества : пер. с англ. - М. : Вильямс, 2004.
2. Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики. - М. : КноРус, 2006.
3. Мищенко В. В. Государственное регулирование экономики : учебное пособие. - М., 2002.
4. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в редакции от 8 ноября 2007 г.).
5. Ходов Л. Г. Государственное регулирование национальной экономики. - М. : Экономистъ, 2005.
6. www.fstrf.ru
А. С. Трунов
РОЛЬ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ В УКРЕПЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ
В статье дан обзор деятельности отдельных институтов развития, таких, как Российский сельскохозяйственный банк и Государственная агропромышленная лизинговая компания ОАО «Рос-агролизинг», способствующих не только развитию агропромышленного комплекса Российской Федерации, но и социально-экономическому развитию сельских территорий, а также уделено значительное внимание такому важному институту взаимоотношений бизнеса и государства, как частногосударственное партнерство.
Ключевые слова: частногосударственное партнерство, лизинг.
Прошло почти пять лет с принятия новой редакции федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». И сегодня, подводя некоторые итоги реформы