Научная статья на тему 'Естественнонаучный, гуманитарный и бипарадигмальный подходы к педагогической диагностике'

Естественнонаучный, гуманитарный и бипарадигмальный подходы к педагогической диагностике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1554
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА. / ЕDUCATIONAL DIAGNOSIS. / ГУМАНИТАРНАЯ ПАРАДИГМА / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ПАРАДИГМА / ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПОНИМАНИЕ / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / HUMANITARIAN PARADIGM / THE NATURAL SCIENCE PARADIGM / PHILOSOPHICALANTHROPOLOGICAL APPROACH / UNDERSTANDING / DIAGNOSTIC COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гутник Ирина Юрьевна

В статье рассмотрены особенности гуманитарного, естественнонаучного и бипарадигмального подходов к педагогической диагностике. Предложена классификация методов педагогической диагностики Представлена монографическая характеристика учителя школы, иллюстрирующая становление диагностической компетентности учителя от естественнонаучного подхода к бипарадигмальному.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гутник Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Natural Sciences, Humanities and biparadigmalny approaches to educational diagnosis

The article describes the features of human, natural science and biparadigmalnogo approaches to teaching diagnostics. The classification of educational assessment techniques is presented monographic characteristics of school teachers, illustrating the formation of diagnostic competence of teachers of natural science approach to biparadigmalnomu.

Текст научной работы на тему «Естественнонаучный, гуманитарный и бипарадигмальный подходы к педагогической диагностике»

УДК 841:7 ББК 63.05

Гутник Ирина Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра педагогики РГПУ имени А.И.Герцена Санкт-Петербург Gutnick Irina Yrievna Ph.D., assistant professor Departametn of pedagogy Russian State Pedagogical University named after A. I.Gertsena

St. Petersburg iragutnik@mail.ru

Естественнонаучный, гуманитарный и бипарадигмальный подходы к педагогической диагностике Natural Sciences, Humanities and biparadigmalny approaches to educational

diagnosis

В статье рассмотрены особенности гуманитарного, естественнонаучного и бипарадигмального подходов к педагогической диагностике. Предложена классификация методов педагогической диагностики Представлена монографическая характеристика учителя школы, иллюстрирующая становление диагностической компетентности учителя от естественнонаучного подхода к бипара-дигмальному.

The article describes the features of human, natural science and biparadigmalnogo approaches to teaching diagnostics. The classification of educational assessment techniques is presented monographic characteristics of school teachers , illustrating the formation of diagnostic competence of teachers of natural science approach to biparadigmalnomu .

Ключевые слова: Педагогическая диагностика. Гуманитарная парадигма. Естественнонаучная парадигма. Философско-антропологический подход. Понимание. Диагностическая компетентность.

Key words: Еducational diagnosis . Humanitarian paradigm . The natural science paradigm . Philosophical- anthropological approach . Understanding. Diagnostic competence.

Педагогическая диагностика - это познавательно-преобразующая

деятельность учителя, включающая интуитивную и рациональную составляющие и имеющая своей целью сопровождение ученика, направленное на его самопознание и самоопределение.

При чем рациональный компонент педагогической диагностики предполагает применение качественных и количественных методов педагогической диагностики, а интуитивный компонент педагогической диагностики не предполагает использование специальных методов диагностики, а подразумевает анализ и систематизацию данных, получаемых учителем в процессе постоянного взаимодействия с учениками.

Инструментарий педагогической диагностики существующий сегодня -неисчислим. Как понять какие методы педагогической диагностики и когда применять?

В методологии педагогики ранее было принято строгое разграничение подходов. Особенностью современного этапа развития методологии педагогики является тенденция междисциплинарной (межпарадигмальной) коммуникации, сочетания разных подходов. Данное сочетание не превращает их в эклектику -подходы, а, следовательно, и методы их сопровождающие - варьируются, взаимодополняются в зависимости от целей и этапов деятельности.

Применение педагогической диагностики сегодня должно базироваться на идеях философской антропологии, что обусловлено современными требованиями к ценностно-смысловым ориентирам профессиональной деятельности учителя.

Ценностно-смысловых ориентиры профессиональной деятельности современного учителя можно представить следующим образом [4]:

• Умение «видеть» многообразие учащихся и сложности учебного процесса, реагировать на различные потребности учащихся;

• Осуществление индивидуального подхода к каждому из учеников, позволяющего осуществлять их самоопределение.

• Реализация компетентностно-ориентированного подхода к обучению, позволяющему реализовывать все виды компетентностей у ученика

• Участие в профилизации образования, учитывающей актуальные потребности, способности и мотивы обучения учеников. Сущность философско-антропологического подхода можно представить

согласно Лузиной Л.М. [2] через следующие требования:

• во-первых, необходимо освободиться от иллюзии в способности естественнонаучной парадигмы познать субъективный мир человека, а следовательно, и сопряженный с ним мир культуры;

• во-вторых, науки о человеке должны стать по преимуществу осмыслением (извлечением или приданием смысла) субъективно воспринимаемых проявлений жизни человека;

• в-третьих, основным методом постижения духовной реальности должно стать понимание, но не познание. Методом же репрезентации результатов понимания - описание вместо объяснения. Философско-антропологический подход утверждает в науках о человеке

понимающую методологию, понимающие подходы, что предполагает включения в процесс постижения реальности всей целостности жизни субъекта понимания.

В структуре философско-антропологического подхода можно выделить два уровня - методологический и методический. Первый связан с разработкой способов реализации целей образования, второй - с непосредственным созиданием той образовательной реальности, которая позволяет ученику свободно самоопределиться и реализовать свой человеческий потенциал в процессе творческого, диалогического взаимодействия с культурой.

Именно в философско-антропологическом подходе преодолевается ограниченность существующих подходов на основе общенаучных понятий посредством концентрации внимания на человеке как целостности и как цели образования, но не на отдельных сторонах его сущности, при абстрагировании от других. Поэтому педагогическая диагностика является эффективной только в случае надситуативного уровня решения педагогических задач, позволяющих

увидеть ученика комплексно, учитывая множество контекстов, обуславливающих ситуацию. Диагностическая компетентность педагога это интегральная характеристика педагога, отражающая уровень его способностей решать педагогические задачи надситуативно, с учетом всех контекстов их породивших, в соответствии с запросами учащихся и собственными, используя, как естественнонаучные, так и гуманитарные методы познания.

Известно, что еще Б.С. и С.С. Митрофановыми был сформулирован парадокс любого гуманитарного знания о том, что: как наука гуманитарное познание должно реализовывать общие для всех наук нормативы и стандарты, в частности оно должно быть познанием объекта, существующего независимо от исследователя, вне его сознания. Но с другой стороны как наука гуманитарная, т.е. осуществляющая человеческое самопознание, гуманитарное исследование • это диалог, общение и сопереживание, предполагающее включенность исследователя в изучаемую действительность. Ими же была предложена стратегия преодоления этого парадокса: разработка средств объективации исследуемой гуманитарием действительности. Это противоречие затрагивает и педагогическую диагностику как разновидность, как естественнонаучного, так и гуманитарного познания. Действительно, любой педагог, сталкивающийся в своей работе с позицией исследователя осознанно или подсознательно пытается решить для себя вопрос, что важнее: изучив - объективно оценить какие либо параметры, или изучив - понять и помочь.

Согласно Слободчикову В.И. [3] возможно говорить о существовании естественнонаучного и гуманитарного подходов к исследованию, для которых характерно специфическое понимание идеалов и норм исследования, наличие определенных мировоззренческих установок, способов получения, истолкования

и использования знаний.

Определим различия между ведущими подходами к педагогической диагностике.

Для естественнонаучной парадигмы познания характерно стремление к объективности познания мира, которая достижима только при условии, что из описания и объяснения исключается все, что относится к исследователю и процедуре его познавательной деятельности. Основной целью данного подхода является построение истинной картины мира и познание объективных законов природы при помощи наблюдения и экспериментирования с объектами изучения. При таком подходе исследователь занимает позицию извне, т.е. позицию незаинтересованного, беспристрастного субъекта. Основная роль в данном подходе отводится индуктивному методу познания, при котором определенное количество сходных единичных наблюдений или данных, полученных в ходе эксперимента, является основанием для установления общих выводов и обобщений об изучаемом объекте. Основным способом построения знания является гипотеза, состоящая в выдвижении предположений о сущности объекта, с ее последующей проверкой в эксперименте. Критерием истинности результатов, полученных в результате естественнонаучного подхода в исследовании, является их проверяемость и воспроизводимость. При данном подходе к исследованию- изучение человека, его внутреннего мира, по своей сущности мало отличается от исследования в нем каких-либо природных явлений. Человек рассматривается исследователем, как объект в ряду других объектов, ставится им под контроль и превращается в источник информации. При данном подходе к исследованию происходит и специфическое распределение ролей исследователя и исследуемого; исследователь, как правило, активен, он определяет цели, технологии, условия исследования, исследуемый же находится в роли пассивного объекта.

Для гуманитарного познания характерна направленность на познание собственно человеческого в человеке, на познание человеческой субъективности, индивидуальности, обращенность к духовному миру человека, к его личностным ценностям. Для него характерно использование общих принципов при интерпретации изучаемых явлений, но при этом единичное событие не рассматривается как

частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности. При таком подходе к познанию важно постичь единичные факты, как таковые. В отличие от естественнонаучного подхода, при данном подходе на одну проблему могут существовать разные точки зрения. Одним из основных способов познания человека при гуманитарном подходе является объяснение, переходящее в понимание, которое предполагает пристрастное, заинтересованное отношение субъекта познания, его своеобразное вживание в изучаемую реальность. При этом под пониманием подразумевается не только знание, но и соучастие, сопереживание, сочувствие другому. Понимание находится в прямой зависимости от личного опыта исследователя, его нравственных мировоззренческих установок, ценностных ориентаций, отношения к познаваемому.

И, наконец, необходимо отметить еще одно из основных отличий гуманитарной, или описательной парадигмы: если при экспериментальном познании исследователь идет обычно от проблемы, в гуманитарном он сталкиваемся с обратным перед ним обычно не четко сформулированная проблема, а целый неведомый комплекс проблем, в нашем случае сам ученик.

Представим методы педагогической диагностики, относящиеся к данным парадигмам, следующим образом (см. схему 1 и 2).

Схема 1.

Естественнонаучные методы и методики педагогической диагностики

Схема 2

Гуманитарные методы и методики педагогической диагностики.

ГУМАНИТАРНЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

Методы диагностики интересов, склон-ностей, способностей учащихся

Рефлективная диагностика, интроспекция (само-наблюде-ние, самодиагностика)

Каузальные и казуальные методики

Глубинные, нарративные интервью

Кейсы, Контекстные и ситуационные задачи

Портфолио. Процесс-фолио. Резюме, Автобиография.

Монографические характеристики

Необходимо отметить, что нельзя четко ориентироваться на одну из парадигм в диагностировании. Более правильно говорить об их комплексном использовании. В науке принята, так называемая бипарадигмальная методология педагогической диагностики.

Бипарадигмальный подход к педагогической диагностике сопровождается переходом от монометода и единственного средства диагностики, к использованию совокупности методов. Вместо единственного источника информации появляются многочисленные источники данных, строящиеся на сочетании применяемых методов диагностики.

При качественном диагностировании привлекается дополнительная информация о предыстории развития ученика, результаты его анкетирования, краткие истории из его жизни и другие биографические материалы.

Для отражения идеи совмещения количественных и качественных уровней измерения в наши дни отечественные ученые ввели представление о бипарадиг-мальной методологии (В.И.Звонников) [1].

Определим возможности сочетания качественного и количественного подходов к педагогическому диагностированию. Сочетание методов будет зависеть от цели применения педагогической диагностики (см. схему 3).

Схема 3

тч " 1>

Бипарадигмальныи подход к педагогической диагностике

БИПАРАДИГМАЛЬНЫИ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМ _ДИАГНОСТИКИ_

Ф

Ф

Ф

Ф

Опыт организации педагогической диагностики в школах г. Санкт-Петербурга на протяжении последних 15 лет показывает, что освоение учителем рассмотренных выше подходов к педагогическому диагностированию осуществляется, как правило, в последовательности от естественнонаучного подхода к гуманитарному, а затем уже к бипарадигмальному. Приведем пример монографической характеристики учителя М.М, в которой прослеживается данная закономерность:

«М. М. начала работать в школе, 10 лет назад. На момент ее прихода в школе уже существовала система внутришкольного мониторига направленная на отслеживание обученности учеников. Это была система «срезов» по таксономии Максимовой В.Н.. Первые годы работы М. М. научилась работать по данной тех-

нологии. Но затем начала изменять предлагаемые школой механизмы диагностики. М. М. стала разрабатывать более глубокие основы для разработки КИМов. Освоила технологию Б.Блума и РКА-задач. На основании чего создала «Технологическую карту» по подготовке к ГИА для учеников и «Мониторинговую карту» для учителя. Разработанные М.М. методики стали победителем инновационных продуктов в Центральном районе СПб. Со временем М.М. поняла, что ей не хватает данных инструментов диагностики и М.М. стала добавлять в Технологическую карту раздел учитывающий внеучебные достижения учеников. Затем вне-учебные виды достижений М. М. решила поделить на гуманитарные и естественнонаучные. На основании данных инструментов и опыта наблюдений за учениками М.М. начала участвовать в создании рекомендаций по определению дальнейшего профиля обучения для данных учеников. На сегодняшний день диагностический «арсенал» М.М. включает: «Технологическую карту»! по математике для каждого ученика, «Карту достижений» по всем предметам, «Портфолио» профессионального самоопределения, «Монографические характеристики» для учеников, работу с учебными рейтингами учеников. Идея создания «Портфолио» для учеников своего класса появилось в прошлом году. Относится к его созданию М. М. весьма серьезно. Организует работу по его ведению с большинством учеников. Замечательно прошло занятие с учениками по рефлексивной методике «Профайл десятка», по которой каждый из учеников пытался подобрать характеристику ученика, напоминающего ему себя самого. В одной из последних бесед с М. М., был затронут вопрос о том, как они рефлексировали с учениками на тему ИОМ ученика при помощи притчи «Аномальный лось». В перспективах у М. М. проект «Процессфолио» предметного и профессионального самоопределения ученика, включающее результаты полученные в результате, как естественнонаучной, так и гуманитарной направленности.

Рассмотренную нами типологию подходов к педагогическому диагностированию весьма важно учитывать при становлении диагностической компетентности учителя, и именно в рассмотренной последовательности ее развивать.

Библиографический список

1. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации. Университетская книга; Логос. М.2009.-272 с.

2. Лузина, Л. М. Философско-антропологический подход в современной методологии воспитания: диссертация ... доктора педагогических наук в форме науч. докл. : 13.00.01 Санкт-Петербург, 1998.-88 с.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с.

4. Тряпицына А.П. Ценностно-смысловые ориентиры построения содержания дисциплины «Педагогика» [электронный ресурс] / Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. -/ URL: http://emissia.org/offline/2009/1339.htm. [Дата обращения 02.11.2012]

Bibliography

1. Zvonnikov VI, Chelyshkova MB Quality Control Training for certification . University Book ; Logos . M.2009. - 272 .

2. 2 . Luzim , LM philosophical -anthropological approach to the modern methodology of training : the dissertation ... Doctor of Education in the form of scientific . Reports . : 13.00.01 St. Petersburg , 1998. - 88.

3. 3 . Slobodchikov VI Isaev EI Human psychology . - M. : School Press, 1995.-384 with .

4. 4 . Tryapitsyna AP Value- sense guidelines construction of the content of the discipline " Pedagogy " [ electronic resource ] / Letters Emissiya.Offlayn (The Emissia.Offline Letters): electronic scientific journal . - / URL: http://emissia.org/offline/2009/1339.htm. [ Date of access 02.11.2012 ]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.