ПРАВО, ГОСУДАРСТВО, ВЛАСТЬ, УПРАВЛЕНИЕ
Г. С. Працко, В. Е. Зелинский
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
В статье отмечается, что система построения и функционирования гражданского общества созвучна идеям и принципам естественного права. Авторы делают акцент на том, что возникающие между структурами гражданского общества и государства конфликты должны разрешаться политическими и правовыми средствами. При этом решающую роль призваны играть идеи естественного права, согласно которым на первом плане должны быть интересы человека - главной ценности гражданского общества.
Ключевые слова: гражданское общество, естественное право, личность, ценности права, гражданская активность, общественные институты.
Гражданское общество как общество, находящееся в услужении интересам личности и отстаивающее ее права и свободы, заинтересовано в совершенствовании и функционировании такой системы законодательства, которая не оставляла бы места для произвола государственных и муниципальных структур, должностных лиц, склонных к посягательству на социальный и правовой статус членов социума. «Главнейший вопрос для человеческого рода, ответить на который понуждает его природа, - указывал И. Кант, - достижение всеобщего правового гражданского общества» [1, с. 95]. Жизнедеятельность членов развивающегося гражданского общества может успешно и полноценно осуществляться с опорой на правовые ценности, к числу которых относятся естественное право и правовые законы.
Ценностями признаются те предметы, состояния, которые приносят индивиду (или группе) «удовлетворение», создают психический баланс, чувство исполненного долга [2, с. 125]. По мнению В. Г. Графского, право, воспринимаемое в качестве ценности по своему назначению и природе, является эффективным способом установления мира и порядка, защиты от произвола и других несправедливых акций [2, с. 125]. Благодаря естественному праву позитивное право получает то ценностное содержание, которое обеспечивает личности достойное положение в социуме.
В. В. Лапаева отмечает: «Чем лучше право отвечает установленным в социуме ценностям, тем больше престиж права в обществе и тем действеннее реализовывается правовое регулирова-
ние» [3, с. 205]. В социальных ценностях воплощается идеал представлений о правильном, гуманном, справедливом общественном порядке, на установление которого и сориентировано правовое влияние [4, с. 18]. К базовым правовым ценностям, несомненно, должны быть отнесены идеи, принципы, требования естественного права.
По мнению Н. Неновски, ценностная характеристика права включает в себя такие понятия, как «ценности права» и «ценности в праве» [5]. Ценности в праве интегрируют позитивные стороны социума (экономического, политического, нравственного, культурно-эстетического и иного свойства). В ряду этих факторов обнаруживают себя исходные начала естественного права. Состояния равенства, свободы, справедливости пронизывают всю систему позитивного права и составляют ценности права, которые также соотносятся с потенциалом естественного права. Именно естественное право усматривает основы достойной жизни личности в неразрывной связи с состояниями свободы, равенства, справедливости и так далее. Естественному праву отводится фундаментальная роль в становлении и развитии правовых ценностей позитивного права.
Гражданское общество характеризуется единством свободы и права, где свобода представлена как «возможность делать ради своего счастья все, что не вредит счастью других членов общества» [6, с. 118]. Ш. Монтескье писал: «Свобода суть право совершать все, что разрешено законом. Если бы у гражданина было право делать
Право, государство, власть, управление
то, что данными законами воспрещается, то у него свободы не было бы, так как то же самое и другие граждане могли бы делать» [7, с. 289].
Хотя гражданское общество и представляет собой систему институтов и учреждений, действующих на началах самоорганизации и самоуправления, ему для полновесного и всестороннего осуществления своих функций приходится опираться на регулятивный и охранительный потенциал права. Полноценная жизнедеятельность гражданского общества и его членов объективно не совместима с юридическими предписаниями, противодействующими правам и свободам человека и гражданина.
Следовательно, система построения и функционирования гражданского общества созвучна идеям и принципам естественного права, поскольку личность - главный потребитель правовых ценностей. Неотчуждаемые и приоритетные права и свободы каждого человека освящены непреходящими ценностями естественного права. Любое нелегитимное посягательство на специфическую природу гражданского общества со стороны государственных структур и малейшее нелегитимное ограничение прав и свобод личности свидетельствуют о явном пренебрежении идеями и принципами естественного права.
Природе гражданского общества и естественного права соответствует такое состояние общественных отношений, при котором обеспечивается действительное равенство членов данного общества. Г. Гегель указывал, что социальная и юридическая свобода, частная собственность, механизмы охраны и защиты права, наличие совершенного законодательства обретают жизненный смысл только при наличии реального равенства членов общества. Такое гражданское общество мыслитель усматривал в том буржуазном обществе, которое сложилось «лишь в современном мире...» [8, с. 228].
Подлинное равенство граждан, наличие у них реальных прав и свобод определяют конструкцию правовой основы гражданского общества. Наличие такого ценностного правового статуса позволяет каждой личности активно участвовать в соответствующих общественных отношениях и достигать необходимых жизненных целей. Ценности естественного права, обогащая правовую основу гражданского общества, вносят элементы устойчивости и предсказуемости в систему многообразных общественных отношений, регламентируемых правовыми нормами.
Естественное право раскрывает свой ценностный потенциал всегда там, где действуют свободные, самостоятельные и в определенной мере независимые члены гражданского общества,
стремящиеся всесторонне использовать правовые возможности в целях практической реализации своих прав и свобод. Возможность такого правового выбора - закономерность функционирования гражданского общества, признающего и отстаивающего равные возможности и равную ответственность для своих членов.
Полноценное налаживание правовой основы гражданского общества не может произойти вне естественной и практически необходимой взаимосвязи с государством, постепенно обретающим свойства правового государства. Еще Аристотель отождествлял гражданское общество с государством, имея в виду «правильное государство» («политию»), в котором верховная власть исходит из всеобщего блага, предоставляет членам общества возможность реального и равноправного участия во «всех выгодах общественной жизни» [9, с. 94]. Дж. Локк исходил из идеи о том, что гражданское общество должно господствовать над государством. Он высказывался о необходимости такой правовой организации государственной власти, которая отстаивала бы идеи реализации и защиты неотчуждаемых прав и свобод человека. Локк приходит к выводу, что естественное состояние гражданского общества позволяет его членам максимально использовать свободу и самостоятельно распоряжаться своим имуществом [10, с. 7].
По мнению Г. Гегеля, гражданское общество представляет собой самостоятельное явление, которое существует и функционирует не до и не внутри государства, а наряду с ним [8, с. 228]. Гражданское общество - сфера реализации частных интересов соответствующих индивидов [8, с. 227].
Государство крайне редко может выступать гарантом полноценного функционирования социума, которому необходима устойчивая опора, способная уравновешивать силу государства. Такой силой воздействия, с которой будет вынуждено считаться государство, может обладать развитое гражданское общество. К. А. Струсь отмечает: «Полноценное гражданское общество возможно тогда, когда оно находится в состоянии равноправного партнерства и качественного правового взаимодействия с государством» [11, с. 3].
В то же время правовой характер гражданского общества исключает возможность его доминирования над государством, но и не допускает вмешательства государства в его внутреннюю жизнь. В отношениях с государством гражданское общество исходит из определенного равновесия, равновеличия [12, с. 91-94].
Обеспечивая интересы и потребности своих членов, гражданское общество открыто для
Философия права, 2014, № 5 (66)
восприятия идей и принципов естественного права. Воспринимая правовые ценности и трансформируя их, гражданское общество очерчивает те правовые рамки, которые не позволяют государственным структурам произвольно вмешиваться в жизнедеятельность институтов данного общества, посягать на права и свободы личности. Возникающие противоречия и конфликты между структурами гражданского общества и государства должны разрешаться политическими и правовыми средствами. При этом решающую роль призваны играть идеи естественного права, согласно которым на первом плане должны быть интересы человека - главной ценности гражданского общества.
Гражданское общество возникает тогда, когда складывается совокупность общественных институтов, готовых к равноправному диалогу с учреждениями государства и способных противостоять политической экспансии государства, быть его противовесом [12]. Исходя из интересов, прав и свобод человека, гражданское общество призвано контролировать деятельность государства и его властных структур.
В целях достижения гармонии с государством гражданское общество должно всячески содействовать усилению правовой активности граждан в сферах реализации своих прав и свобод, достижения жизненных устремлений. Легитимная активность граждан, с одной стороны, укрепляет позиции самого гражданского общества, а с другой - сковывает возможные произвольные акции государства, повышает его ответственность перед членами общества.
Свобода каждого члена общества должна заключаться в том, чтобы никто не мог принудить
его быть счастливым по чужому усмотрению. Каждый человек может искать свое счастье на той стезе, которая ему самому кажется наиболее интересной и предпочтительной, но он на этом пути не должен ущемлять права и интересы других людей.
Литература
1. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Сочинения на немецком и русском языках. М., 1994. Т. 1.
2. Казимирчук В. П., Кудрявцев В. Н. Современная социология права. М., 1995.
3. Лапаева В. В. Социология права. М., 2000.
4. Цыбулевская О. И. Нравственные основания современного российского права: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2004.
5. Неновски Н. Право и ценности. М., 1987.
6. Гольбах П. А. Избранные произведения: в 2-х т. М., 1963. Т. 1.
7. Монтескье Ш. Л. Избранные произведения. М., 1955.
8. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990.
9. Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997.
10. Локк Дж. Избранные философские произведения. М., 1960. Т. 2.
11. Струсь К. А. Государство и гражданское общество: проблемы правового взаимодействия в России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003.
12. Гражданское общество России: перспективы XXI века / под общ. ред. В. Г. Марахова. СПб., 2000.
Е. Г. Пономарев, Ю. Л. Дудченко, В. Л. Рассказов
ВНЕСУДЕБНЫЕ РЕПРЕССИИ КАК МЕРА БОРЬБЫ ПО ОХРАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
В статье рассматриваются вопросы, связанные с применением внесудебных репрессий во второй половине XIX - начале ХХ века. Авторы указывают, что институт внесудебных репрессий развивался в рамках правовых норм государственного, уголовного и административного законодательства Российской империи.
Ключевые слова: внесудебные репрессии, специальные службы, полицейские органы, терроризм, полицейский арест, высылка, ссылка, военно-полевые суды.
К середине XIX века в российском праве сложилась определенная система нормативных актов, регулирующих назначение и исполнение
уголовного наказания в виде лишения свободы [1, с. 183]. Как правило, назначение и исполнение наказания применялись в соответствии с ре-