Научная статья на тему 'ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ А.Р. БЕРУНИ'

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ А.Р. БЕРУНИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
247
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
НАУКА / ПРИРОДА / ДОСТИЖЕНИЕ / КУЛЬТУРА / ИДЕЯ / УЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абдуллаев К.Ф., Хабибова Г.Г.

В данной статье освещены естественно-научные взгляды А.Р.Беруни в труде «Памятники минувших поколений». Обоснованны взгляды великого мыслителя на природу и материю, также по проблемы происхождения мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ А.Р. БЕРУНИ»

УДК 37.091

Абдуллаев К. Ф.

Доцент,

Бухарский государственный университет

Хабибова Г.Г.

Ст. преподаватель Бухарский государственный университет

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ А.Р. БЕРУНИ

Аннотация

В данной статье освещены естественно-научные взгляды А.Р.Беруни в труде «Памятники минувших поколений». Обоснованны взгляды великого мыслителя на природу и материю, также по проблемы происхождения мира.

Ключевые слова:

наука, природа, достижение, культура, идея, учение.

Имя Абу Райхана Беруни, внесшего большой вклад в развитие многих отраслей знаний, прочно вошло в мировую науку. «Великий Хорезмиец», так называют Беруни в современной науке не только потому, что он уроженец Хорезма, но и потому, что как личность и как ученый он сформировался на почве древней хорезмийской культуры и науки.

Беруни известен не только своими выдающимися научными достижениями, но и передовыми по тому времени идеями и убеждениями, многие из которых сохраняют свое значение и по сей день.

Взгляды Беруни на природу и материю представляют большой интерес. Прежде всего это важно для определения и оценки взглядов на мир такого крупного ученого-естествоиспытателя, как Беруни, имеющего большие заслуги перед наукой в исследовании природы, в раскрытии ее тайн. Представляет также большой интерес рассмотрение влияния его научных представлений, его естественнонаучного подхода на формирование его мировоззрения. Проблема связи конкретных наук и общего взгляда на мир, мировоззрения, находит свое выражение прежде всего в этом.

Естественно-научные воззрения Беруни показывают, что ему, как никому из ученых-естествоиспытателей средних веков, удалось через все свои исследования удивительно последовательно по тому времени провести естественное объяснение исследуемых явлений, базирующееся на стихийно-материалистическом понимании природы.

Для Беруни, как естествоиспытателя, было важно установить, что необходимо понимать под природой. Природа, по его мнению, охватывает все естественные материальные явления, весь окружающий мир, подчиненный определенным законам. Беруни наиболее часто называет «природой» то, что обладает «естественной силой»5, определяет все закономерные процессы материальной действительности. Это понимание природы для Беруни является отправным пунктом не только как объект его естественнонаучных изысканий, не только как область, откуда науки черпают свои факты и данные, но и как конечная причина естественного объяснения фактов объективной действительности - он в своих научных изысканиях стремится всегда объяснять явления природы, исходя из нее самой, из ее законов. Часто в его произведениях можно встретить ссылки на «природу», на ее «действия».

Естественнонаучный подход к природе, для которого характерно стихийно-материалистическое рассмотрение изучаемых явлений, ярко проявляется в творчестве Беруни. Но в отличие от многих ученых того времени он идет дальше и делает сознательные философские выводы, отражающие этот материалистический подход к природе. Так, он делает обобщение относительно перечисляемых им свойств времени года и различных явлений в тот или иной период времени.

5 В.Ю.Захидов. Беруни как мыслитель, из-во АН. М.1951 стр. 42.

-( "5 У

Взгляды Беруни как ученого-естествоиспытателя высказаны в «Памятнике минувших поколений», когда он анализирует проблемы происхождения мира, именно-сколько времени существует мир. Отбросив измышления различных религий, которые, при всем их различии, не выходят за рамки нескольких тысячелетий, Беруни считал, что в распоряжении науки не было данных для того, чтобы точно ответить на этот вопрос. Однако он полагал, что имевшиеся факты позволяли говорить о чрезвычайно длительном времени существования мира, в частности Земли.

Заслуга Беруни заключается в том, что он для ответа на этот вопрос привлекает естественнонаучные данные: «Мы (ничего) не знаем об обстоятельствах (сотворения мира), кроме наблюдаемых результатов древних (процессов), для образования которых потребовались большие сроки, хотя и ограниченные с обоих концов, как (например) высокие горы, сложенные из гладких разноцветных камней, связанные окаменевшими на них глиной и песком».

«Все эти обстоятельства безусловно требовали долгих сроков, количественно не установленных, и (сокрытых) под качественно неизвестными процессами изменений».

Замечательный вывод делает здесь Беруни: «Ведь могло быть так, что начало времени и сотворение мира предшествовало на один миг любому взятому нами обрезку времени так же, как возможно, что они предшествовали ему на тысячи тысяч лет, если эти годы сосчитать и ограничить их (длительность так), чтобы они соответствовали бытию», т. е. момент сотворения мира можно отнести как угодно далеко в прошлое, а если рассуждать логично и в бесконечность, хотя Беруни не доводит рассуждение до конца.

Список использованной литературы:

1. АБДУЛЛАЕВ К. Ф., БОБОМУРОДОВА Н. Ж. ВКЛАД ВЕЛИКОГО МЫСЛИТЕЛЯ А Р БЕРУНИ В ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ //Антропологическое знание как системообразующий фактор профессионального педагогического образования. - 2019. - С. 287-289.

2. Захидов В.Ю.. Беруни как мыслитель, из-во АН. М.1951 стр. 42.

3. Педагогика тарихи. К.Хошимов ва б. Т. 1996 й

© Абдуллаев К. Ф., Хабибова Г.Г., 2021

УДК 78.082.2

Аккуратнова У. В.

Преподаватель флейты ГБПОУ «Тольяттинский музыкальный колледж им. Р.К. Щедрина»,

г. Тольятти, РФ Ноженко Ю. В.

Преподаватель фортепиано ГБПОУ «Тольяттинский музыкальный колледж им. Р.К. Щедрина»,

г. Тольятти, РФ Фирсова А.В. Методист ГБПОУ «Тольяттинский музыкальный колледж им. Р.К. Щедрина»,

г. Тольятти, РФ

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Аннотация

В статье рассматриваются характерные особенности камерной музыки, раскрывается её содержательный потенциал, определяется камерно-ансамблевое исполнительство как одно из самых сложных видов исполнительского искусства. Нами были выявлены аспекты, обусловленные спецификой ансамблевой деятельности, учет которых способствует наибольшей продуктивности работы в классе ансамбля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.