Научная статья на тему 'КАМЕРНАЯ МУЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ'

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
427
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КАМЕРНЫЙ АНСАМБЛЬ / ИСТОРИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА / МУЗЫКАНТ / АНСАМБЛЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аккуратнова У.В., Ноженко Ю.В., Фирсова А.В.

В статье рассматриваются характерные особенности камерной музыки, раскрывается её содержательный потенциал, определяется камерно-ансамблевое исполнительство как одно из самых сложных видов исполнительского искусства. Нами были выявлены аспекты, обусловленные спецификой ансамблевой деятельности, учет которых способствует наибольшей продуктивности работы в классе ансамбля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КАМЕРНАЯ МУЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ»

Взгляды Беруни как ученого-естествоиспытателя высказаны в «Памятнике минувших поколений», когда он анализирует проблемы происхождения мира, именно-сколько времени существует мир. Отбросив измышления различных религий, которые, при всем их различии, не выходят за рамки нескольких тысячелетий, Беруни считал, что в распоряжении науки не было данных для того, чтобы точно ответить на этот вопрос. Однако он полагал, что имевшиеся факты позволяли говорить о чрезвычайно длительном времени существования мира, в частности Земли.

Заслуга Беруни заключается в том, что он для ответа на этот вопрос привлекает естественнонаучные данные: «Мы (ничего) не знаем об обстоятельствах (сотворения мира), кроме наблюдаемых результатов древних (процессов), для образования которых потребовались большие сроки, хотя и ограниченные с обоих концов, как (например) высокие горы, сложенные из гладких разноцветных камней, связанные окаменевшими на них глиной и песком».

«Все эти обстоятельства безусловно требовали долгих сроков, количественно не установленных, и (сокрытых) под качественно неизвестными процессами изменений».

Замечательный вывод делает здесь Беруни: «Ведь могло быть так, что начало времени и сотворение мира предшествовало на один миг любому взятому нами обрезку времени так же, как возможно, что они предшествовали ему на тысячи тысяч лет, если эти годы сосчитать и ограничить их (длительность так), чтобы они соответствовали бытию», т. е. момент сотворения мира можно отнести как угодно далеко в прошлое, а если рассуждать логично и в бесконечность, хотя Беруни не доводит рассуждение до конца.

Список использованной литературы:

1. АБДУЛЛАЕВ К. Ф., БОБОМУРОДОВА Н. Ж. ВКЛАД ВЕЛИКОГО МЫСЛИТЕЛЯ А Р БЕРУНИ В ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ //Антропологическое знание как системообразующий фактор профессионального педагогического образования. - 2019. - С. 287-289.

2. Захидов В.Ю.. Беруни как мыслитель, из-во АН. М.1951 стр. 42.

3. Педагогика тарихи. К.Хошимов ва б. Т. 1996 й

© Абдуллаев К. Ф., Хабибова Г.Г., 2021

УДК 78.082.2

Аккуратнова У. В.

Преподаватель флейты ГБПОУ «Тольяттинский музыкальный колледж им. Р.К. Щедрина»,

г. Тольятти, РФ Ноженко Ю. В.

Преподаватель фортепиано ГБПОУ «Тольяттинский музыкальный колледж им. Р.К. Щедрина»,

г. Тольятти, РФ Фирсова А.В. Методист ГБПОУ «Тольяттинский музыкальный колледж им. Р.К. Щедрина»,

г. Тольятти, РФ

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Аннотация

В статье рассматриваются характерные особенности камерной музыки, раскрывается её содержательный потенциал, определяется камерно-ансамблевое исполнительство как одно из самых сложных видов исполнительского искусства. Нами были выявлены аспекты, обусловленные спецификой ансамблевой деятельности, учет которых способствует наибольшей продуктивности работы в классе ансамбля.

Ключевые слова:

Камерный ансамбль, история исполнительства, музыкант, ансамбль.

Изначально камерная музыка была связана с народной музыкой, с музицированием городских музыкантов-любителей, с ранними жанрами, которые зарождались в домашнем музицировании. В совместном музицировании являлась коммуникативная природа музыки и ансамблевого исполнительства. В том числе закладывались основы камерного исполнительства.

Наиболее ярким явлением на протяжении двухвекового развития был жанр струнно-смычкового квартета, продолжающий жить на эстраде в наше время в творчестве Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Грига, Сметаны, Дворжака, Чайковского, Бородина, Глазунова, Танеева, Дебюсси, Равеля, Сибелиуса, Хиндемита, Мартину, Бартока, Прокофьева, Шостаковича, Кейджа, Тищенко и др.

Данному жанру было предначертано занять особенное место в истории музыкальной культуры. Упоминая вклад в развитие жанра инструментальной сонаты, внесенного Бахом, Генделем, Гайдном и Моцартом, нельзя не отметить появление наиболее совершенных и законченных произведений этого жанра, связанное с творчеством Бетховена, создавшего уникальные образцы сонат для скрипки и фортепиано и для виолончели и фортепиано.

Для русского музыкального искусства главным для развития моментом стали 60-е годы прошлого века, так называемый период «оттепели».

Жанр камерной сонаты и в наше время сохраняет исполнительскую актуальность, особую силу воздействия на современного слушателя, когда к нему обращаются видные современные музыканты-композиторы и исполнители. Влияние художественного воздействия камерной музыки на слушателя возросла. Это способствовало выходу камерной музыки за пределы «академических» залов.

Характерными особенностями камерно-инструментальной сонаты конца XIX - начала XX века является индивидуализирование принципов формы, музыкального языка и других элементов в рамках предложенного конкретного произведения. Несмотря на то, что для каждого композитора этот процесс уникален, допускается выделение нескольких основных направлений.

В первую очередь, это поиски отвечающего духу времени нового ладоинтонационного и ритмического музыкального языка, новых приемов звукоизвлечения (таких как игра древком смычка на скрипке или виолончели, взятие кластеров всей поверхностью руки - от пальцев до локтя, непосредственное воздействие на струны на фортепиано, либо использование каких-то специфических ударных приемов в фортепианной игре и т. д.). Также отметим расширение современными композиторами рамок традиционной техники игры на инструментах.

Другое перспективное направление - это изменение традиционных для камерных сонат составов (например, Э. Денисов - Сонаты для флейты и арфы, фортепиано и арфы, В. Довгань - Соната для фортепиано и контрабаса, соната для кларнета и контрабаса), что создает значительные возможности для обновления звучания. Нельзя также не упомянуть о намеченной ещё в эпоху романтизма тенденции к разнообразным трансформациям формы, применяемым теперь и современными композиторами.

К подобным трансформациям относятся и разнообразные изменения структуры сонатной формы, и появление синтетических форм (объединение элементов сонатной и других форм в одном произведении). Сюда также относится, по мнению В. Вальковой, и сочинение сонат, не содержащих в цикле ни одной части в сонатной форме и лишь претворяющих некоторые принципы сонатности. Развитие камерно-инструментальной сонаты в современную эпоху не ограничивается общими направлениями.

В творчестве наиболее ярких представителей современной российской композиторской школы, жанр приобретает новый смысл и качество, развивается и преломляется в свете постоянно изменяющейся окружающей действительности. И всё же, несмотря на неослабевающий композиторский интерес к жанру, на фактически неисчерпаемые его возможности, существенная часть камерного репертуара, написанная за последние несколько десятилетий (особенно в период с 90-х годов прошлого века) остается, по сути, недоступной для слушательской аудитории, т. к. не входит в исполнительский репертуар концертирующих музыкантов и не изучается музыковедами. И, если не вести просветительскую работу в этом направлении,

не пропагандировать неизвестную камерную музыку, огромный пласт современной музыкальной культуры будет для общества утрачен.

Список использованной литературы:

1. Благой Д.Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс. М., Музыка. 1979. с. 5-31.

2. Валькова В.Б. Музыкальная энциклопедия. М., Музыка. 1981. с. 101-132.

3. Долинская Е.Б. История современной отечественной музыки. Вып.3. 1960-1990. с. 41-67.

© Аккуратнова У.В., Ноженко Ю.В., Фирсова А.В., 2021

УДК. 65.01

Н.С. Андрижиевская,

преподаватель

ГБПОУ КК «Крымский технический колледж», Крымск, Краснодарский край, Россия

КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНАМ КОМПЬЮТЕРНАЯ И ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА

Аннотация

В статье рассмотрен вопрос качества подготовки студентов специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) при ведении дисциплин компьютерная и инженерная графика

Ключевые слова

Студент, инженерная графика, черчение, машиностроение, колледж, СПО

Промышленность практически любой страны, в этом числе и России основывается на машиностроении. Для любого крупного государства машиностроение является отраслью, определяющей уровень и пути развития всей экономики. На сегодняшний день машиностроительная отрасль переживает новый расцвет: заводы переоборудуются, получают госзаказы, финансируются научные исследования.

Важное место в образовании этого специалиста занимает инженерная и компьютерная графика. Техники-технологи занимаются моделированием изделий в компьютерных программах, описывают технологический маршрут, в котором указывают все этапы создания изделия из исходного материала, производят расчёты, составляют чертежи, указывают нужные инструменты и режимы выполнения операций.

В процессе обучения студенты данной специальности, осваивают достаточное количество систем автоматизированного проектирования, для того чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда. Значительная часть современных САПР состоит из нескольких модулей: сборки, механообработки, управления инженерными данными и т.п. Их объединяет общая методология и инструментальные средства. Высокая степень интеграции модулей конструирования и технологической подготовки производства обеспечивает преобразование графической информации об объекте в табличную, используемую при технологическом проектировании. Использование того или иного программного пакета обуславливается направлением обучения. В учебный план дисциплины «Инженерная графика» включено изучение САПР «КОМПАС-3D», «SoПdWorks», <^Х», «ГеММа-3D», САПР ТП «Вертикаль». «SoHdWorks» применяются в большей степени для твердотельного моделирования, создание рабочих чертежей удобнее выполнять в САПР «КОМПАС-3D». «^Х», «ГеММа-3D» используют для создания управляющих программ и моделирования обработки.

Уже на втором курсе студенты знакомятся с системой автоматизированного проектирования «КОМПАС-3D». Эта система базируется на российских стандартах ЕСКД, обеспечена хорошими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.