Педагогика
УДК 372.857
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Мишина Ольга Степановна
ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); магистрант 1 года обучения, специалист по УМР РЦПО МО Иванов Роман Геннадьевич ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Завальцева Ольга Александровна
ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ОРИЕНТИР СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье обосновывается мысль о том, что естественно-научная грамотность является основным ценностным ориентиром в методике обучения биологии в школе. Основное содержание исследования составляет анализ понятия «естественно-научная грамотность». Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке философии, педагогики и психологии. В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка проследить изменения в школьном биологическом образовании в контексте аксиологических ориентиров современного российского общества.
Ключевые слова: аксиология, методика обучения биологии, естественно-научная грамотность.
Annotation. The article substantiates the idea that science literacy is the main value guideline in the method of teaching biology in school. The main content of the study is an analysis of the concept of "natural-scientific literacy." The work has an interdisciplinary character, written at the junction of philosophy, pedagogy and psychology. As a research task, the authors identified an attempt to trace changes in school biological education in the context of the axiological orientations of modern Russian society.
Keywords: axiology, biology training, science literacy.
Введение. Образование как важнейший институт развития общества претерпевает значительное качественные изменения. Сегодня в большинстве своём педагоги проходят курсы повышения квалификации. Одним из ключевых ориентиров переобучения учителей становится исследование PISA. Не стоит отрицать тот факт, что мировое образовательное сообщество всё больше ориентируется на сформированность практических навыков выпускников школ. Изменения в образовании влекут за собой изменения в обществе и переосмыслению многих методологических основ развития наук о человеке, к числу которых относится педагогика в целом, а методика преподавания биологии в частности становится плацдармом для трансформации личности школьников в контексте сформированности ключевых навыков XXI века.
Разделяя мнение В.В. Краевского о том, что школа - единственное место, через которое проходит вся нация, мы считаем, что преподавание биологии должно ориентироваться на ценности того общества, в котором живёт ребенок. Обращаясь к мнению В.А. Сластёнина [14], который говорит о том, что одной из ведущих тенденций развития образовательной ситуации сегодня становится переход к ценностной парадигме, мы опираемся на то, что ценности - вещественно-предметные свойства явлений, психологические характеристики человека, явления общественной жизни, обозначающие положительные и отрицательные значения для человека или общества.
В методике преподавания биологии аксиологический подход означает рассмотрение человеческого, социального и культурного значения объектов живой природы. По нашему мнению, данный подход куда полно реализуется при построении заданий PISA в виде практико-ориентированных кейсов.
Таким образом, обобщая вышесказанное можно заключить то, что обучающийся современной школы должен понимать универсальное значение живой природы, как источника познания и человеческих эмоций. Фундаментом при выстраивании аксиологического подхода выступают общечеловеческие ценности.
Изложение основного материала статьи. Аксиологический базис педагогики обеспечивает результативность и эффективность образования и воспитания новых поколений [7]. Обратимся к мнению Бережновой Е.В., которая считает игнорирование педагогической науки и её специфики дорого обходится педагогической практике [2]. По мнению Богданова Н.А. в школьном биологическом образовании присутствует ряд противоречий, выделим главные из них [4]:
1. Между имеющимися традиционными для российского общества ценностями, которые передаются в процессе получения биологического образования, и подменой этих ценностей под видом модернизации, реформирования, оптимизации и приобщения к «западным» общечеловеческим ценностям, пересмотром его целей и аксиологических смыслов;
2. Между необходимостью биологических знаний в повседневной жизни каждого человека и отсутствием у большинства обучающихся понимания целей биологического образования.
В свете представленных противоречий можно заключить, что аксиологические идеи незаменимы для стабилизации инновационного развития педагогики и образования, а также обращение к проверенным временем, хорошо себя показавшим научно обоснованным отечественным методикам преподавания школьной биологии.
Цель работы - проанализировать современные технологии преподавания биологии в школе, которые направлены на развитие естественного-научной грамотности обучающихся в контексте аксиологических ориентиров образования.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «естественно-научная грамотность»;
2. Выявить основные педагогические технологии, направленные на развитие естественно-научной грамотности;
3. Проанализировать основные аксиологические ориентиры современного образования.
PISA - международная программа, по оценке естественно-научной, математической и читательской грамотности пятнадцатилетних обучающихся. Стоит сразу оговориться, что один из важнейших показателей качества школьного биологического образования - овладение обучающимися естественно-научной грамотностью [15]. Под биологическим образованием нами понимается целенаправленный процесс передачи подрастающим и входящим в активную фазу своей жизнедеятельности поколениям имеющегося социально
обусловленного опыта людей по овладению ими материальной, социальной и духовной действительностью, а также получению биологических знаний и овладению соответствующими навыками.
Таким образом, естественно-научную грамотность составляют: умение понимать биологические явления, умение интерпретировать данные, умение выполнять биологический эксперимент [15]. В свете представленных инвариантных компонент естественно-научной грамотности, мы заключаем то, что именно в процессе получения биологического образования личности обучающихся свойственно состояние так называемого поиска ценностей [3, 7]. Сформированность естественно-научной грамотности вовсе не является пассивным качеством личности, а наоборот составляет активную часть бытия индивидуума [9]. Поскольку в аксиологическое понятие входит и мир (объект), т.е. способность человека применять полученные биологические знания на практике, и личность (субъект), то, согласно В.П. Зинченко, для формирования ценностного слоя сознания могли быть пригодны те же образующие, что и для рефлексивного слоя сознания, т.е. значение и смыл [5, 6].
Обучающемуся мало понять важность изучения биологии в школе, подобное знание необходимо утверждать в каждом отдельно взятом ребёнке. Естественно-научную грамотность не целесообразно формировать в классном коллективе в целом, необходимо придать индивидуальный контекст данному качеству и разрабатывать индивидуальный маршруты под каждого обучающихся - персонифицированное обучение. О том, на что ориентируется современное образование более точно выразился Булдаков С.К., который определил, что в основе нового мировоззрения школьников лежат экологические ценности, которые должны стать основой и новых образовательных ценностей, направленных на признание коренного изменения ценностей технологичной цивилизации [5]. В данном случае речь идет о наборе ценностей, например, понимание биологических явлений, которые были бы минимально необходимы для общего выживания человечества.
Не стоит отрицать тот факт, что в ближайшем будущем, мы, учителя, будем иметь дело с новой мировоззренческой парадигмой, которая диктует природу не как источник энергии во всех её формах и проявлениях, а как систему, с которой человеку необходимо взаимодействовать, не нарушая её основных законов. Именно таким представляется ближайшие ориентиры развития биологического образования. Биологическое образование должно помощь обучающемуся выстроить новую картину мира, основанную на глобальных экологических ценностях.
Соответственно, естественно-научная грамотность как основной ориентир школьного биологического образования должна выступать компонентом глобальных экологических ценностей. Мы предполагаем, что речь должна идти не о тотальном пересмотре всего школьного образования по предмету «Биология», а об дополнении к основному. Данным дополнением, например, могут выступать индивидуальные образовательные маршруты. В индивидуальные образовательные маршруты учитель закладывает основные элементы совокупного опыта человечества, т.е. осуществляет культуро-антропоцентрированный подход.
По нашему мнению, в настоящий момент происходит смена парадигмы образования. Безусловно, со сменой парадигмы изменяется и портрет выпускника школы, на смену человеку, обладающему большим объем теоретической информации, приходит идеал культурного, творческого и, конечно, саморазвивающегося человека [7].
Первое противоречие, которое представлено выше, говорит нам о системном кризисе отечественной классической школы, об утрате основных аксиологических ориентиров и подмене их на «западные» ценности [12]. Решение данного противоречия, по нашему мнению, кроется в развитие природной одаренности конкретной человеческой личности. Индивидуальная одаренность ребенка должна лечь в основу развития естественно-научной грамотности. Требования ФГОС СОО и ООО к содержанию учебного предмета «Биология», наличие семи авторских линий УМК по биологии из федерального перечня учебников и требования ЕГЭ, ОГЭ и ВПР нарушают преемственность образования и развитие биологических понятий.
Выбор аксиологических ориентиров в культурно-антропологическом подходе позволит рассматривать получение биологического образования как социально-культурный феномен, ядром которого является инвариантные компоненты естественно-научной грамотности. Образование - это передача накопленных ценностей из поколения в поколение, и, конечно, оно неразрывно связано с культурой [13].
Далее предлагаем обратиться к одной из технологий создания индивидуальных образовательных маршрутов - кейс-метод (англ. сase method) и метод проектов. Данная технология возникла сравнительно давно в 1870 году в Гарвардской школе права (США). На первых этапах эта технология не нашла широкого распространения среди других образовательных учреждений. Сегодня на технологию кейсов отводится большое внимание и это вполне обоснованно. Кейс-метод находит своё применение не только как отдельно взятый метод, но и в совокупности с другими педагогическими технологиями. Оговоримся, использование метода кейсов в образовательном процессе по биологии позволяет совершенствовать не только предметные достижения обучающихся, но и в полной мере развивать естественно-научную грамотность, а также реализовывать культурно-антропологический подход на практике. Опишем представленную выше технологию подробнее.
Case-study - это реальная проблемная ситуация, которая требует решения. Ситуация может быть из различных сфер человеческой жизнедеятельности. В качестве примера отойдем от школьной биологии и обратимся к бизнес-моделям. Любые бизнес-модели строятся на принятии бизнес-решений, от принятия любых управленческих решений зависят многие факторы. Так вот, решение этого кейса кроется в установлении эффективных мер по решению поставленной задачи. Что значит решить кейс? В первую очередь - это его прожить, переложить свой субъективный опыт на окружающую действительность. Теперь обратимся к методике преподавания биологии в школе. Нам уже известны основные составляющие естественно-научной грамотности. В школьном кейсе целесообразно использовать задания различного уровня сложности [1]. Так, например, заданию на определение биологического явления - пороговый уровень, постановку биологического эксперимента - продвинутый уровень, интерпретация данных - высший уровень. Таким образом, благодаря такому подходу, осуществляться дифференциация обучения и разноуровневость представленных заданий.
Ретроспективный взгляд на традиционные и инновационные педагогические технологии, позволяет проследить становление многих аксиологических компонент школьного биологического образования [16]. Методика обучения биологии нуждается не столько в разработке новых средств обучения, а в применении традиционных средств в контексте технологического рывка образования (Интернет-технологии и др.).
Обучающихся российских школ необходимо готовить к новым вызовам современности, а не замыкаться на решении узких временных задач. Учителей биологии должен быть готов к передаче не только биологических знаний, но и знаний по истории, литературы, а также культуры в целом.
Вторая педагогическая технология, которая позволит сформировать естественно-научную грамотность -метод проектов. Для обучающихся проект начинается с замысла и заканчивается разработкой продукта проекта [10]. Для учителя важен процесс проектирования, в ходе которого обучающиеся приобретают новые знания, умения, отношения и ценности, понимание будущей профессии, т.е. «прирастают инструментами», которые помогут им в жизни быть успешными и востребованными.
Мы, под продуктом проекта понимаем не столько результат биологического эксперимента, сколько его интерпретация с точки зрения социальной и экономической значимости [11]. Для успешного формирования естественно-научной грамотности необходимо устанавливать связь биологии с правовыми отношениями в жизни гражданина, экономическими и социальными взаимосвязями. Учитывается также и предметная составляющая знаний обучающихся, которая направлена на углубление биологических понятий, явлений и закономерностей.
Выводы. Обобщим, сформированность естественно-научной грамотности у обучающихся выступает главной ценностью биологического образования. В контексте аксиологического ориентира образования -экологической ценности, естественно-научная грамотность выступает фундаментальным ядром современного общества. О естественно-научной грамотности как аксиологическом ориентире биологического образования целесообразнее говорить в рамках культуро-антропоцентрированного подхода для полноценной реализации целей преподавания биологии в школе. Одними из рассмотренных педагогических технологий выступают кейс-метод и метод проектов. Безусловно, в качестве содержательного компонента описанных технологии должны выступать реальные задачи, которые в свою очередь должны соответствовать основным аксиологическим ориентирам образования.
Литература:
1. Бекшаев И.А., Дьячкова Т.В., Иванов Р.Г. Кейс-метод: составление и использование заданий в учебном процессе // Биология в школе. №2. С. 31-42.
2. Бережнова Е.В. Образование как ценность // Вестник МГИМО Университета. 2014. № 2 (35). С. 240-241.
3. Бобров В.В. Образование: «Качество» и «Инновации» // Философия образования. 2009. №3 (28). С. 37-48.
4. Богданов Н.А. Об аксиологических основах биологического образования школьников // В сборнике: Актуальные проблемы химического и биологического образования. Материалы Х Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. Московский педагогический государственный университет, Институт биологии и химии. 2019. С. 83.-92.
5. Булдаков С.К. Аксиология образования: смена ценностных оснований // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2015. Том 21. С. 6-11.
6. Дыдров А.А., Александрова Л.Д. Ориентиры современного российского образования: философско-аксиологический ракурс // Социум и власть. 2019. №2 (76). С. 7-17.
7. Кирьякова А.В. Аксиологические идеи В.А. Сухомлинского в теории и практике образования // Идеи В.А. Сухомлинского в теории и практике (к 100-летию со дня рождения выдающегося педагога-гуманиста В.А. Сухомлинского). Международная научно-практическая конференция. 2018. С. 95-100.
8. Кушнаренко Я.В. К вопросу о формировании аксиологической стратегии образования // Известия Томского политехнического университета. 2011. №6. С. 119-123.
9. Мамедов Н.М., Мансурова С.Е. Естественно-научная грамотность как условие адаптации человека к эпохе перемен // Ценности и смыслы. 2020. №5 (69). С. 45-49.
10. Мишина О.С., Иванов Р.Г. Разработка школьного проекта на тему: «Влияние природной органики на рост и развитие растений» // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №57-8. С. 110-116.
11. Мишина О.С., Фролова Н.А., Иванов Р.Г. Алгоритм разработки школьного проекта по биологии на примере темы: «Возделывание люцерны в качестве кормовой культуры в нечерноземной зоне России с применением ФАВ» // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-3. С. 222-225.
12. Молчагин И.Е., Александров В.Л. Ценностные ориентации как один из важнейших компонентов подготовки студентов-педагогов // Цифровая наука. 2020. №4. С. 118-124.
13. Сидельник В.В. Аксиология образования // Вестник Таганрогского государственного педагогического университета. 2016. №1. С. 180-182.
14. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. Учебное пособие для студ. высш. пед.учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.
15. Суматохин С.В. Естественно-научная грамотность как цель развития школьного биологического образования // Биология в школе. 2019. №1. С. 15-22.
16. Сухоруких А.В. Аксиология гуманистической педагогики в условиях модернизации и цифровизации образования // Научные ведомости. Серия: Философия. Социология. Право. 2019. Том 44, №1. С. 19-28.