В процессе опыта содержание Т-клеток в крови норок 2-й группы не подвергнутых дегельминтизации продолжало понижаться и к концу опыта составило 22,9-23,1%, что соответственно было ниже в 1,17 раза по сравнению с начальным периодом и составило 1430-1452 кл. в мкл крови. Дегельминтизация норок (3-я группа) способствовала некоторой активизации Т-клеток с 15-го дня после лечения. На 7-й день после дегельминтизации регистрировали снижение содержания Т-лимфоцитов по сравнению с фоновым значением в 1,05 раза (на 1,1%) и 1,06 раза (на 15,9 кл. в мкл крови). Однако уже в последующие сроки исследования уровень Т-лимфоцитов в крови норок имел тенденцию к умеренному повышению по сравнению с фоновым показателем и к 30-му дню составил в 1,27 раза (на 7,1 раза) и 1,23 (на 1961,8 кл. в мкл крови).
Дегельминтизация норок на фоне иммуностимуляции форветом способствовала выраженному повышению синтеза Т-лимфоцитов в организме больных норок. Содержание Т-лимфоцитов в крови животных этой группы превысило фоновые значения уже на 7-й день после лечения и показатели дегельминтизированных и пролеченных иммуномодулятором норок составили 1624 - 1697 кл. в 1 мкл крови или 39,6 - 40,4%. На 30-е сутки процент Т-лимфоцитов был выше у контрольных здоровых норок и составил 41,8 - 42,4.
Заключение: Дегельминтизация норок на фоне иммуностимуляции способствует восстановлению клеточного звена иммунитета при токсокарозе норок.
Литература: 1. Jondal M. // J. Exp. Med - 1972 - V. - 136. 2. Mendes N. // Jmmunol. - 1973 - V. - 111.
Dynamics of T-lymphocytes at Toxocara canis infection of minks at the phone of combination therapy. Nikonova A.B., Kuznecov Yu.E. All-Russian Scientific Research Institute of Fur Husbandry and Rabbit Husbandry. Saint-Petersburg State Academy of Veterinary Medicine.
Summary. Application of immunomodulator forvet in combination with 20% alben promoted normalization of T-lymphocyte level beginning from 7 days following therapy.
ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЗИСТЕНТНОСТЬ ПРИ ГЕЛЬМИНТОЗАХ НОРОК И НА ФОНЕ ИММУНОКОРРЕКТИРУЮЩЕЙ ТЕРАПИИ
Никонова Э.Б*., Белова Л.М., Кузнецов Ю.В. **
*ВНИИПЗК, Московская область ** С.-Петербургская ГАВМ
Введение. В настоящее время хорошо известно, что гельминтозы вызывают вторичные иммунодефициты в организме хозяина, сопровождающиеся иммунным дисбалансом (1). Однако применяемые для лечения антгельминтные препараты также могут вызвать иммунодепрессию
360
(2, 3, 4). В последнее время возрос интерес к иммунокоррекции при гельминтозах животных, а также к комплексной терапии, сочетающей антгельминтики и иммуномодуляторы.
В настоящей работе мы приводим материалы наших исследований по применению альбена антгельминтика и иммуномодулятора форвет с целью освобождения пушных зверей от гельминтов и повышения иммунного статуса.
Материалы и методы исследований. Всего под опытом находилось 40 норок в возрасте 3-4 месяцев, спонтанно зараженных токсокарами и токсаскарисами. Животных разделили на 4 группы по 10 голов в каждой: первую группу - продегельминтизировали 20%-ным альбеном из расчета 15 мг/кг два дня подряд, второй группе - после дегельминтизации альбеном на 5 - 6-е сутки вводили препарат форвет в дозе 2,5 мл на животное два дня подряд, третья группа - служила контролем. Изучали естественную резистентность до начала исследований, на 10, 20, 30 и 60-е сутки.
Результаты исследований: У норок контрольной группы (3-я группа -незараженная) бактерицидная активность за период исследований изменялась незначительно и находилась на уровне 56,8±0,9 - 62,1±0,8%. В сыворотке крови зараженных норок (4-я группа) фоновый уровень бактерицидной активности был значительно снижен. У животных контрольных зараженных этот процесс прогрессировал, и описываемый показатель уступал контролю к 10-му дню на 19,3%, к 20-му дню - на 22,4%, к 30-му дню - на 28,4%.
Дегельминтизация норок альбеном способствовала повышению бактерицидной активности сыворотки крови. На 10-й день после
дегельминтизации данный показатель превысил фоновую цифру на 4,4%. В последующие сроки опыта мы регистрировали дальнейшее повышение этого показателя. Максимальный уровень бактерицидной активности сыворотки крови норок описываемой группы был зарегистрирован на 60-й день эксперимента. Он превысил фоновое значение на 10,2%, но уступал
контрольному на 8,4%.
Проведенная иммунокорректирующая терапия на фоне
дегельминтизации (2-я группа) способствовала выраженной активизации бактерицидной активности сыворотки крови норок, у которых она
максимально приблизилась к контрольным значениям здоровых животных.
На 10-й день опыта показатель бактерицидной активности был выше фонового уровня на 6,2%, но ниже контрольного на 8,7%. К 20 - 30-му дню эксперимента эта разница соответствовала фоновым показателям. Пик бактерицидной активности сыворотки крови животных данной группы отмечен на 60-й день. Здесь она превысила фоновую цифру на 15,2%.
Лизоцимная активность сыворотки крови норок контрольной группы (незараженные) за период исследований находилась на уровне от 27,4 до 30,1%. Фоновый показатель контрольной зараженной группы составлял 17,4 -19,0%.
В организме животных четвертой группы (зараженные) регистрировали дальнейшее динамичное понижение уровня лизоцимной активности.
361
В сыворотке крови норок первой группы, продегельминтизированных альбеном, отмечали повышение лизоцимной активности. К 20-му дню исследований разница с фоном в сторону повышения составила 5,7%. Однако к 60-му дню отмечали незначительное снижение лизоцимной активности по сравнению с предыдущим сроком.
В организме норок второй группы отмечали повышение лизоцимной активности, однако она превышала фоновое значение на 5,9%, но уступала контрольному на 1,1%, к концу опыта лизоцимная активность у норок этой группы была выше контрольной незараженной на 1,2 - 1,8% и составила 28,6 -31,9%.
При проведении копроовоскопических исследований через 10 дней после лечения эффективность препарата составила в первой группе - 92,8%, во второй - на фоне иммуностимуляции - 100%.
Заключение. Иммунокорректирующая терапия, проведенная после дегельминтизации норок, способствовала повышению естественной резистентности зверей и повышению эффективности препарата.
Литература: 1. Озерецковская Н.Н., 1975. 2. Даугалиева Э.Х., Филиппов В.В., 1991. 3. Даугалиева Э.Х., Курочкина К.Г., 1996. 4. Никонова Э.Б. Ветеринария, № 8. - 2005.
Natural resistance at helminthoses of minks at the phone of immunocorrectiv therapy. Nikonova A.B., Belova L.M., Kuznecova Yu.V. AllRussian Scientific Research Institute of Fur Husbandry and Rabbit Husbandry. Saint-Petersburg State Academy of Veterinary Medicine
Summary. Immunocorrectiv therapy carried out following treatment of minks by anthelmintics promoted increase of natural resistance of fur animals and enhancement of anthelmintic efficacy.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ТОКСОПЛАЗМОЗА КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Никонова Н.А.
ФГОУ ВПО « Пермская ГСХА»
Введение. Первые случаи заболевания крупного рогатого скота токсоплазмозом были описаны в Австралии в 1950 г. Диагноз был подтвержден выделением токсоплазм путем биопробы на лабораторных мышах, а также обнаружением паразитов в органах павших и забитых животных (2).
У коров токсоплазмоз нередко проявляется абортами, мертворождением и уродством плода. Иногда болезнь приводит к бесплодию и гибели животного. Токсоплазмоз распространен чрезвычайно широко и встречается повсеместно (5). У промежуточных хозяев паразит локализуется в различных клетках и тканях, включая головной мозг, половые органы, эндотелиальные
362