Научная статья на тему '"есть много Россий в России. . . ": русская тема в лагерных стихах А. И. Солженицына'

"есть много Россий в России. . . ": русская тема в лагерных стихах А. И. Солженицына Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
440
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СТРАНЫ / HISTORY OF RUSSIA / ОБРАЗ РОССИИ / IMAGE OF RUSSIA / РАННИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА / EARLY POEMS BY A.I. SOLZHENITSYN / РУССКАЯ ПРИРОДА / RUSSIAN NATURE / РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / RUSSIAN NATIONAL CHARACTER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бай Ян

В статье рассматриваются идейно-художественные аспекты воплощения многогранного образа России в ранней лирике А.И. Солженицына. Сборник «Тюремные лагерные ссыльные стихи» А.И. Солженицына во многом стал истоком творчества писателя. Авторские раздумья о судьбе России пронизывают все стихотворения цикла. В миропонимании и размышлениях лирического героя воссоздается история страны, быт и бытие русского народа, русская природа, духовно-нравственные основы национального характера. Раскрытию сложного образа России подчинен богатый писательский арсенал поэтических средств: от авторских знаков препинания, графических способов оформления текста и оригинальных стилистических приемов до сквозных мотивов страдания, сочувствия и гражданской ответственности. Особенности русского национального характера раскрываются на фоне социально-политических событий, описаний русской природы, размышлений лирического героя о судьбе Отечества в контексте традиционной художественной культуры. Проясняется соотношение между судьбами отдельных людей и судьбой страны. Обращено внимание на коды национальной идентичности в поэтических строках писателя, имеющих культурно-эстетическую значимость. Через художественные детали проясняется самобытная ментальность русских людей. Проведенный сопоставительный анализ позволяет сделать вывод о том, что сформированные в ранних стихотворениях А.И. Солженицына темы, мотивы, характеры нашли свое дальнейшее развитие в последующих произведениях писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"есть много Россий в России. . . ": русская тема в лагерных стихах А. И. Солженицына»

УДК 821.161.1 -1.09« 19»

Бай Ян

«ЕСТЬ МНОГО РОССИЙ В РОССИИ...»: РУССКАЯ ТЕМА В ЛАГЕРНЫХ СТИХАХ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА

В статье рассматриваются идейно-художественные аспекты воплощения многогранного образа России в ранней лирике А.И. Солженицына.

Сборник «Тюремные - лагерные - ссыльные стихи» А.И. Солженицына во многом стал истоком творчества писателя. Авторские раздумья о судьбе России пронизывают все стихотворения цикла. В миропонимании и размышлениях лирического героя воссоздается история страны, быт и бытие русского народа, русская природа, духовно-нравственные основы национального характера. Раскрытию сложного образа России подчинен богатый писательский арсенал поэтических средств: от авторских знаков препинания, графических способов оформления текста и оригинальных стилистических приемов до сквозных мотивов страдания, сочувствия и гражданской ответственности. Особенности русского национального характера раскрываются на фоне социально-политических событий, описаний русской природы, размышлений лирического героя о судьбе Отечества в контексте традиционной художественной культуры. Проясняется соотношение между судьбами отдельных людей и судьбой страны. Обращено внимание на коды национальной идентичности в поэтических строках писателя, имеющих культурно-эстетическую значимость. Через художественные детали проясняется самобытная ментальность русских людей. Проведенный сопоставительный анализ позволяет сделать вывод о том, что сформированные в ранних стихотворениях А.И. Солженицына темы, мотивы, характеры нашли свое дальнейшее развитие в последующих произведениях писателя.

история страны, образ России, ранние стихотворения А.И. Солженицына, русская природа, русский национальный характер.

Для А.И. Солженицына тема России и русского человека является самой важной и неисчерпаемой. Писатель уделил большое внимание анализу формирования самосознания русского народа, изучению особенностей национального характера в разных его проявлениях. Именно поэтому русскость красной нитью проходит через все творчество Александра Исаевича. Она отчетливо проявляется уже в ранних прозаических и поэтических произведениях. Рассмотрим в данном ракурсе «Тюремные - лагерные - ссыльные стихи» А.И. Солженицына, созданные писателем в 1940-1950-х годах и впервые опубликованные только в 1999 году.

Целостную картину наследия А.И. Солженицына без поэтической части его творчества сегодня уже невозможно представить. Однако стихи пока не включены в абсолютное большинство Собраний сочинений писателя и не входят в активный читательский и исследовательский оборот.

На сегодняшний момент большинство исследований посвящено анализу прозаических произведений автора. Систематический анализ поэзии А.И. Солженицына лагерных времен только начинается. Некоторые вопросы поэтики сборника были частично рассмотрены в нескольких работах 1.

Поэтические произведения А.И. Солженицына отличаются сжатостью содержания, ясными сюжетными линиями и четкой художественной структурой; в них отражается множество автобиографических сюжетов и социально-исторических явлений. В четко зарифмованных строках явно присутствуют многие авторские чувства и ощущения тех времен. Сюжетные линии стихотворений в основном связаны с лагерными испытаниями героев, их восприятием и осмыслением пережитого в мучительные периоды. Судьбы персонажей, их мышление, как правило,

1 См., например: Гаркавенко О.В. Мотив покаяния в поэме А.И. Солженицына «Дороженька» // Филологические этюды. Саратов, 2001. Вып. 4 ; Васюточкин Г.С. «Дороженька» Александра Солженицына // Васюточкин Г.С. На перевале тысячелетий: страницы публицистики. СПб. : Изд-во Александра Сазанова, 2011. С. 356-363 ; и др.

© Бай Ян, 2018

тесно связаны с судьбой России и отражают жизненные реалии в определенные исторические периоды.

В рамках данной статьи будут рассмотрены некоторые аспекты многогранного образа России, созданного писателем в стихотворениях лагерного периода. Неотъемлемыми составляющими ментального пространства в поэзии А.И. Солженицына являются природа и история России, православие, художественно-философские традиции русской культуры, русские люди различных социальных категорий с неповторимым характером.

Для исследования образа России в ранних стихотворениях А.И. Солженицына первостепенную идейно-художественную ценность имеет стихотворение под знаковым названием «Россия?». Оно состоит из 18 четверостиший (72 строки), являясь самым длинным по объему из 28 лагерных стихотворений сборника.

Неоднозначно заглавие произведения, заключающее вопрос. Лишь прочитав до конца стихотворение, становится ясно, что название - риторический вопрос, в котором просматривается и сожаление, и переживание лирического героя о немощи нынешнего состояния России. Использованный знак препинания наталкивает читателей на осмысление того, какая именно Россия предстает перед их глазами и глазами лирического героя.

Представление лирического героя о России разделилось на две противоположные части. С одной стороны, это идеальный образ России, который был создан классической русской литературой, с другой стороны - это нынешняя Россия, в которой живут и его современники. По мнению автобиографического героя, настоящая, идеальная Россия - это божественная страна, в которой распоряжается народная мудрость, воспитанная веками. Мудрость, наследуемая из старинной Руси от предков и передаваемая из поколения в поколение, является квинтэссенцией ежедневной народной жизни: «Есть много Россий в России, / В России несхожих Россий. / Мы о -слово-словом красивым, / Как кремешками кресим ....» 2. Герой восхищается такой Россией; его обильные эмоции и восторг воплощены в одном слове - «Россия!» 3. Это страна до революции, до блоковских строк о революции. Упоминание «блоковские лики»4 довольно символично, оно разделило состояние России до и после революции, поскольку у А.А. Блока сложилось весьма сложное отношение к революции; творческий путь, общественная деятельность, личная жизнь поэта, так или иначе, искажены под влиянием социальных перемен.

Для лирического героя и писателя Россия в первую очередь - это русские люди. Герой ищет Россию через своих «соплеменников» и «одноземцев» 5. Однако настойчивый поиск героя закончился полным разочарованием: «Среди соплеменников диких / России я не нахожу.» 6. Герой, бывший зэк, ограниченный свободой, страдающий на пересыльных этапах, все еще отчетливо помнит и ценит прежние выдающиеся качества русских людей, сам являясь одним из немногочисленных настоящих русских: «Я - с подлинным русским. Но что же / Так мало я их нахожу?..» 7. С недоумением герой старается прояснить, прежде всего, для себя: какие русские люди существуют в нынешней России? Как заключенный, сознающий, «Что даже порой за решеткой / Вершит и ликует рвань» 8, герой любит и высоко ценит некоторых каторжан как настоящих русских людей, которые высылаются в неприютные края по всей России: «Но так полюбил их, что ложно / Собрал промелькнувших враздробь, / Торивших свой путь непроложный / На Вымь, Индигирку и Обь.» 9. И здесь неслучайно введены знакомые названия мест, которые позже появятся в «Архипелаге ГУЛАГ». Герой усердно ищет ответ на вопрос: «О, где ты, Россия моя?» 10. Можно сказать, до восьмой строфы авторский замысел концентрировался на поиске настоящего образа России. Начиная с восьмой строфы, картины русской жизни конкретизируются на бытовом уровне и бытийных понятиях.

В стихотворении «Россия?» А.И. Солженицын рассматривает ценностные ориентиры русского народа, определяя его положительные качества: «Россия людей прямодушных, / Горячих,

2 Солженицын А.И. Дороженька. М. : Вагриус, 2004. С. 231.

3 Там же.

4 Там же.

5 Солженицын А.И. Дороженька. С. 231.

6 Там же.

7 Там же.

8 Там же.

9 Там же.

10 Там же. С. 232.

смешных чудаков, / Россия порогов радушных, Россия широких столов» 11. Эти черты традиционно олицетворяют богатую русскую душу. С другой стороны, с помощью использования отрицательной частицы не (нет) писатель выражает негативное отношение к поведению современных русских людей по отношению к соотечественникам. В то же время автор подчеркивает, что самоуважение, взаимное уважение и равноправие должны быть необходимыми ментальными составляющими народной жизни:

Где пусть не добром за лихо, Но платят добром за добро, Где робких, податливых, тихих Не топчет людское юро?

Где в драке и гневный не станет Лежачего добивать? Где вспомнят не только при брани, Что есть у каждого мать?

Где, если не верят в Бога, То пошло над ним не трунят? Где, в дом заходя, с порога Чужой почитают обряд?

Где нет азиатской опеки За волосы к небесам? Где чтит человек в человеке Не худшего, чем он сам? Где рабство не стало потребой Угодливых искренно душ, Где смертных не взносят на небо, Где смелых не ломят вкрушь?

Где поживших предков опыт Не кроет презренья пыльца? Где цветен, оперен и тепел

Играющий вспорх словца? 12 (курсив наш. - Б. Я.).

Жизнь советских людей, как она показана в анализируемом стихотворении, порой является бесправной, поэтому герой требует от власти справедливости ради народа; однако с горестью и иронией признает, что «...народное дело / С помоями смыл в лохань» 13. Сатирический прием усиливается курсивом. На взгляд героя, насилие советской системы подобно монголо-татарскому игу, поскольку тяготеет над русскими людьми и угрожает ликвидацией духовного верования и высокой нравственности. Он с возмущением восклицал: «Татарщин родимые пятна / И красной советчины гнусь / На всех нас! Во всех нас! Треклятна / Не стала б для мира - Русь!» 14. Восклицание выражает сожаление и переживание о судьбе России, также призыв соотечественникам к изменению пути развития страны.

В последней строфе автор дал ответ на вопрос, содержащийся в заглавии произведения «Россия?»: «Единственная Россия, / Неслышимая пока!..» 15. Лирический герой закончил свой поиск настоящей России - поиск страны, в которой должны быть состоятельные жизненные условия для народа в материальном, нравственном и духовном планах. Образ России в последней строфе является образом немощной и больной страны. Это резко противопоставлено, контрастирует с образом России в первой строфе стихотворения. Произведение композиционно завершилось антитезой. Несмотря на то, что под пером А.И. Солженицына Россия предстает многострадательной страной, писатель всегда обращался к ней на «ты», как к родному и близкому существу.

11 Там же.

12 Солженицын А.И. Дороженька. С. 232.

13 Там же. С. 233.

14 Там же.

15 Там же.

Как правило, в стихотворениях Александра Исаевича, посвященных теме России, очень часто в заключительных частях проявляется эмоциональный подъем лирического героя, подчеркивается центральная идея и лейтмотив творчества. Например, в «Воспоминании о Бутырской тюрьме» в финальной строфе читаем: «Неприютная Русь! Что ты знаешь? Быть может, / Этой самой закланною молодежью / Ты когда-нибудь спасена?..» 16. В «Романсе» видим в последних двух строках «В тебе, погиблая девчонка, / Судьбу России я любил...» 17. И в «Праве узника» заметим в заключительном предложении: «И тогда лишь всплывет над усталой страной / Долгожданное Солнце России» 18.

Живучая и неисчерпаемая сила России - от русской природы. И именно в русской природе - душа русская, широкая и непобедимая; в ней содержится сила успокоения и очищения. Например, в стихотворении «Мечта арестанта», написанном автором осенью 1946 г., читаем:

<...>

Мне - бродить бы сейчас по степи И встречать восход в овсах. Мне - в Алтай бы!

Я грущу по коровьему пенью, По оскалу улыбки коня. Отличать бы от вяза - ясень, От чижа и синицы - щегла, Знать повадки леща, карася, Знать приметы дождя, тепла.

Мне б - избенку пониже. Нисколько Не взмучая счастливую тьму, Я б учил ребятишек, но только Арифметике и письму 19.

В поэтическом пространстве творчества А.И. Солженицына природа предстает священной силой, в которой содержится исконная мудрость, данная свыше, оказывающая автору-герою духовную поддержку в самых трудных временах. В «Возвращении к звездам» наблюдаем подобную мысль: «Над темью тупого, жестокого века / Какою надеждой вы блещете мне - / Кипяще, немыслимо белая Вега / И факел Юпитера в Божьем огне!» 20.

В одном из лагерных стихотворений читаем: «Что-то стали фронтовые весны / Навещать меня, живые, как вчера. / Лица чистые, задумчивые сосны, / Русское протяжное "ура!"» 21. В этих строках природа - одушевленная; она участвует в жизни, в социальных событиях русских людей. Природа, мыслящая о русской жизни, олицетворяет больше, чем пассивный свидетель, поскольку вдохновляет героя на умственное озарение.

Природа побуждает героя прислушиваться к своей внутренней мысли. Сила природа противопоставлена людскому безумию; в природе порой ощущается тихая радость, которая редко бывает в тюрьме. В стихотворении «Вечерний снег», написанном автором в 1949 году в спецтюрьме Марфино, вечерний снег является божественным природным явлением, которое освежает юное ощущение лирического героя и его память о дружбе.

Кроме природы, в произведениях Солженицына образ России тесно связан с русскими людьми. Образ народа, образ русского человека открывают ракурсы полноценной картины русской жизни и дополняют образ России.

Писатель уделил большое внимание теме интеллигенции. Для него настоящие русские интеллигенты должны прежде всего иметь духовный стержень. В статье «Образованщина» автор подробно проанализировал качества русских интеллигентов. Цитируя «Вехи», Александр Исаевич поддержал мнение Н.А. Бердяева об интеллигенции как совокупности духовно-избранных людей

16 Там же. С. 212.

17 Там же. С. 217.

18 Там же. С. 227.

19 Солженицын А.И. Дороженька. С. 213.

20 Там же. С. 237.

21 Там же. С. 228.

страны 22. Интересно, что именно такой критерий возник сорок лет назад в лагерных стихотворениях, где среди русских интеллигентов Солженицын рисовал образы писателей как духовной элиты, как представителей интеллигенции, мучительно следящих за судьбой и развитием России. В стихотворении «Триумвирам» автор-лирический герой осмысляет свою ответственность, трезво реагируя на суждения о своих произведениях. Он хотел бы, «Чтоб вызрел плод поэта / Не к ненависти - к добру» 23.

В лагерных стихах А.И. Солженицына много раз упоминаются имена русских прозаиков и поэтов: Пушкин, Достоевский, Толстой, Гоголь, Есенин и многие другие. Каждое писательское имя реализует конкретные художественные задачи в произведении. Однако в совокупности имена русских писателей предстают как воплощение духовной элиты общества, как выдающиеся личности. И в их творчестве просматривается содержание, соответствующее эстетическим и этическим нормам русских людей. Например, в «Трех невестах», перечисляя имена поэтов, писатель старается передать красоту героинь: «Так милы мне были три головки русые, - / Блока белокрылого, Есенина смятенного, / Бунина закатного, обдуманного Брюсова, - / <.> / Отцедил смолы янтарной Тютчева, / Брызнул зелья черного Ахматовой» 24. Три девушки - три учительницы из провинции, умелые рукодельницы. Их красота прежде всего является духовной - это красота с высокой нравственностью.

В другом стихотворении автор-герой с горечью обращается и к русским классическим поэтам: «Поэты русские! Я с болью одинокой, / В тоске затравленной перебираю вас!» 25, и к современным российским поэтам: «Чума на нас, российские поэты!» 26. Произведение напоминает о гибели Пушкина и Лермонтова, о многочисленных интеллигентах, ставших жертвами политических заговоров. Герой не боится собственной гибели, а болеет душой за бессмысленно пострадавших интеллигентов. Для него русские поэты представляют душевную опору в тяжелом состоянии. И у героя в руках эстафетная палочка от русских поэтов; вспоминая их, он испытывает чувство ответственности перед Россией.

Однако некоторые советские писатели у Солженицына получили совсем иную оценку. В «Напутствии» читаем: «Мне э т а только мысль невыносима / Под скоморошьи бубны эС-эС-Пэ, / Что миру целому привидится Россия / Бездарная, безвкусная, вглупе» 27 (ССП - Союз советских писателей. - Б. Я.). Отличающиеся, по мнению А.И. Солженицына, от настоящих русских интеллигентов, писатели из ССП подчиняются советской идеологии. Вразрядку написано слово э т а, что подчеркивает презрительное отношение к официальной пропаганде. И с помощью звукописи писатель старается раскрыть главную причину творческой бездарности советских писателей, которая является следствием замкнутости и отсутствия свободного мышления.

Для уточнения отношения автора к советской власти необходимо еще раз обратить внимание на образ И.В. Сталина и сюжеты о народных делах. Например, в лагерном стихотворении «Пятое марта», написанном сразу после смерти главы государства в 1953 году, писатель открыто выразил ненависть к последнему. Эта ненависть является не только собственной ненавистью героя-писателя, а выражает сильнейшее недовольство всех слоев общества. Наконец-то герой дождался оправдания своей невиновности. Для него резкое отрицание Сталина в огромном количестве народа, отрицание ожесточения и безумия последнего

в народных делах - это некое явление, воодушевляющее человеческие души. Поэтому смерть Сталина воспринимается как великий праздник, который означает освобождение. И в событии этом слышится некий полифонизм, который является народным многоголосием.

Образ Сталина ассоциируется со своевольным тираном, который из-за невежественности безгранично предавался узкому эгоизму в противовес народным интересам. Позже в своих произведениях писатель называл Сталина «Пахан», а в стихотворении автор-герой смело выразил свои эмоции: «Упрямый бес! <...> Ушел от русской мести, / Перехитрил ты нас, кацо!» 28. В дате смерти Сталина время фиксируется православным календарем, в строках прочитывается иронический оттенок: «Ты проскочил и первомартовские царские календы, / И не дожил до

22 Солженицын А.И. Образованщина // Новый мир. 1991. № 5. С. 28-46.

23 Солженицын А.И. Дороженька. С. 242.

24 Солженицын А.И. Дороженька. С. 240.

25 Там же. С. 243.

26 Там же.

27 Там же. С. 245.

28 Там же. С. 236.

цезаревских мартовских же ид!» 29. Такими способами писатель повторно подчеркивал значение дня смерти Сталина как важной даты для России и русского народа.

Подобный образ тирана также просматривается в романе «В круге первом». В нем А.И. Солженицыным создан яркий художественный образ советского вождя. В то же время во всех рассказах 1950-1960-х годов, таких как «Правая кисть», «Случай на станции Кочетовка», «Для пользы дела», «Захар-Калита», «Как жаль», так или иначе данная тема связана с народными делами. В этих произведениях художественная задача Солженицына лежит именно в плоскости рассмотрения фундамента народной идеи.

В заключительных строках «Ванька-Встанька» автор-герой задал вопрос: «К т о ж мне душу такую сделал, / Что опять я могу смеяться?» 30. Поиски писателем ответа на вопрос «К т о?» прошли долгий путь. В юности Солженицын искренно верил в марксизм-ленинизм. И только в лагере, в период официального атеизма в стране, писатель начал переосмысливать вопрос, связанный с религиозной темой. Во многих лагерных стихотворениях автора рассматривается духовное приближение к православному верованию. Заимствуя понятие из церковной гимнографии, в 1952 году в Экибастузском лагере писатель создал благодарственное пение - «Акафист». В заключительных строках последнего лирический герой благодарно восклицал: «Бог Вселенной! Я снова верую! / И с отрекшимся был Ты со мной...» 31.

В благословении и молитве А.И. Солженицына также создается образ России и воплощается миропонимание русских людей. В 1960-х годах писатель в «Крохотках» создал «Молитву» (1963). Это молитва о благодати Господа. Лирический герой благодарен Божией силе, которая просветляет его путь. И эта сила является источником всех добрых сил, которая бесконечно дает ему надежду. Для писателя православное верование важно тем, что оно просвещает каждую человеческую душу:

Как легко мне жить с Тобой, Господи! Как легко мне верить в Тебя! Когда расступается в недоумении или сникает ум мой, когда умнейшие люди не видят дальше сегодняшнего вечера и не знают, что надо делать завтра, -Ты снисылаешь мне ясную уверенность, что Ты есть

и что Ты позаботишься,

чтобы не все пути добра были закрыты.

На хребте славы земной

я с удивлением оглядываюсь на тот путь

через безнадежность - сюда,

откуда и я смог послать человечеству

отблеск лучей Твоих.

И сколько надо будет, чтобы я их еще отразил, -Ты дашь мне. А сколько не успею -

значит, Ты определил это другим 32 (курсив наш. - Б. Я.).

Примечательно, что «Молитва» была написана ровно через год после опубликования «Одного дня Ивана Денисовича». Как свидетельствовал сам А.И. Солженицын, он был на хребте славы земной: «...мое имя уже было известно по всему миру, а в Советском Союзе усилилась травля и давление на меня. И, во весь этот период чувствуя всегда, молясь и чувствуя духовную поддержку, выше, чем от наших человеческих сил, я написал эту молитву, оценивая разные варианты, что может теперь со мной произойти» 33. «Молитва» А.И. Солженицына «менее всего относилась к перспективам получения Ленинской премии» 34. Но спустя 20 лет, весной 1983 года, писатель был награжден Темплтоновской премией ("Templeton Prize for Progress Toward Research or Discoveries about Spiritual Realities"), которая является крупнейшим в мире призом за прогресс в исследованиях духовности (премия - религиозная, присуждается людям, «имеющим особые заслуги в укреплении

29 Там же.

30 Солженицын А.И. Дороженька. С. 234.

31 Солженицын А.И. Собр. соч. : в 30 т. Т. 1 : Рассказы и крохотки. М. : Время, 2006. С. 554.

32 Там же. С. 571.

33 Сараскина Л.И. Солженицын. М. : Молодая гвардия, 2009. С. 520-521.

34 Там же. С. 521.

духа перед лицом нравственного кризиса в мире»), и впервые ее удостаивался кандидат православного вероисповедания. Премиальная формула не могла не вдохновлять: слово Солженицына «доказывает жизненность православной духовной традиции в России» (основанием для присуждения послужили «Архипелаг ГУЛАГ» и «Молитва») 35.

Осмысливая русскую историю в лагерных стихах, будучи православным, верующим человеком, писатель-герой выразил одобрение мирных времен на русской земле: «Я - тех царей благословляю, / При ком войны мы не вели» 36. Он искренно желал стабильного развития и светлого будущего России и ее народу.

В 1990-х годах, после возвращения на Родину, Александр Исаевич вновь продолжил писать «Крохотки»: «Только вернувшись в Россию, я оказался способным снова их писать, там не мог» 37. И спустя 40 лет, в зрелом творческом периоде, Солженицын снова сочинил молитву - «Молитву о России»:

Отче наш Всемилостивый!

Россиюшку Твою многострадную

не покинь в ошеломлении нынешнем,

в ее израненности,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обнищании

и в смутности духа!

Господи Вседержитель!

Не дай ей, не дай пресечься:

не стать больше быть.

Сколько прямодушных сердец

и сколько талантов

Ты поселил в русских людях.

Не дай им загинуть, погрузиться во тьму, -

не послуживши во имя Твое!

Из глубин Беды -

вызволи народ Свой неукладный 38.

В этом произведении полномасштабно отражено авторское понимание России. Молитва состоит всего из 15 строк. В ней прослеживается утверждение автором православия, видится теплое отношение к родине, итог размышлений о русских людях и их духовной ценности, об истории России и о будущем страны. С большой любовью писатель назвал Россию Россиюшкой, кратко описал прошлое и нынешнее состояние страны. Он оценил прямодушие как одно из самых лучших качеств русских людей, восхитился их талантом. В то же время, признавая тяжелую судьбу русских людей, как православный верующий, писатель надеялся на Божью силу. Он молится за свою страну и русских людей, хочет, чтобы русский народ освободился от бед и Россия находилась бы под защитой божьих крыл.

Таким образом, тема России, являясь основополагающей для всех периодов творчества А.И. Солженицына, воплощена в многогранном художественном образе. Лагерные стихи определяют зарождение основных художественных приемов создания образа России. Различными поэтическими средствами писатель передает раздумья о судьбе России, об особенностях «самостоянья» русского человека. Через рассмотрение образа России прослеживается глубокая связь ранних стихотворений и поздних произведений А.И. Солженицына.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

1. Бердяев, Н.А. Философская истина и интеллигентская правда [Текст] // Вехи : сб. ст. о русской интеллигенции. - СПб. : Азбука-Аттикус : Авалонъ, 2011. - С. 8-37.

2. Васюточкин, Г.С. «Дороженька» Александра Солженицына [Текст] // Васюточкин Г.С. На перевале тысячелетий: страницы публицистики. - СПб. : Изд-во Александра Сазанова, 2011. - С. 356-363.

3. Гаркавенко, О.В. Мотив покаяния в поэме А.И. Солженицына «Дороженька» [Текст] // Филологические этюды : сб. науч. ст. молодых ученых. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2001. - Вып. 4. - С. 106-109.

4. Немзер, А.С. В Начале: изданы ранние сочинения Александра Солженицына [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http: http://www.ruthenia.ru/nemzer/isaich_rannij.html (дата обращения: 18.04.2017).

35 Сараскина Л.И. Солженицын. С. 763-764.

36 Солженицын А.И. Дороженька.

37 Сараскина Л.И. Солженицын. С. 851.

38 Солженицын А.И. Собр. соч. : в 30 т. Т. 1 : Рассказы и крохотки. С. 571.

672 с.

992 с.

5. Сараскина, Л.И. Александр Солженицын [Текст]. - М. : Молодая гвардия, 2009. - 959 с.

6. Солженицын, А.И. Дороженька [Текст]. - М. : Вагриус, 2004. - 416 с.

7. Солженицын, А.И. Собр. соч. [Текст] : в 30 т. - Т. 1 : Рассказы и Крохотки. - М. : Время, 2006. -

8. Солженицын, А.И. Образованщина [Текст] // Новый мир. - 1991. - № 5. - С. 28-46.

9. Степанов, Ю.С. Константы [Текст] : слов. рус. культуры. - М. : Академический Проект, 2004. -

REFERENCES

1. Berdyaev, N.A. Filosofskaya istina i intelligentskaya pravda [Text] // Vekhi : sb. st. o russkoi intelligentsii. - SPb. : Azbuka-Attikus : Avalon", 2011. - S. 8-37.

2. Vasyutochkin, G.S. "Dorozhen'ka" Aleksandra Solzhenitsyna [Text] // Vasyutochkin G.S. Na perevale tysyacheletii: stranitsy publitsistiki. - SPb. : Izd-vo Aleksandra Sazanova, 2011. - S. 356-363.

3. Garkavenko, O.V. Motiv pokayaniya v poeme A.I. Solzhenitsyna "Dorozhen'ka" [Text] // Filologicheskie etyudy : sb. nauch. st. molodykh uchenykh. - Saratov : Izd-vo Sarat. un-ta, 2001. - Vyp. 4. - S. 106-109.

4. Nemzer, A.S. V Nachale: izdany rannie sochineniya Aleksandra Solzhenitsyna [Electronic resource]. - Mode of access : http: http://www.ruthenia.ru/nemzer/isaich_rannij.html (date of access: 18.04.2017).

5. Saraskina, L.I. Aleksandr Solzhenitsyn [Text]. - M. : Molodaya-Gvardiya, 2009. - 959 s.

6. Solzhenitsyn, A.I. Dorozhen'ka [Text]. - M. : Vagrius, 2004. - 416 s.

7. Solzhenitsyn, A.I. Sobr. soch. [Text] : v 30 t. - T. 1 : Rasskazy i Krokhotki. - M. : Vremya, 2006. - 672

s.

8. Solzhenitsyn, A.I. Obrazovanshchina [Text] // Novyi mir. - 1991. - N 5. - S. 28-46.

9. Stepanov, Yu.S. Konstanty [Text] : slov. rus. kul'tury. - M. : Akademicheskii Proekt, 2004. - 992 s.

Bay Yan

"THERE ARE MANY RUSSIAS IN RUSSIA": THE RUSSIAN MOTIFS IN A.I. SOLZHENITSYN'S CAMP POEM

The article focuses on ideological and literary aspects of creating a multifaceted image of Russia in A.I. Solzhenitsyn's early lyrics. A.I. Solzhenitsyn's poetic collection "Poems Written in Prison, Forced-Labor Camp, and Exile" predetermined the writer's work. The author's ideas about the fate of Russia characterize all poems of the collection. The lyrical hero's thoughts reflect Russian history, life and everyday activities of Russian people, Russian nature, spiritual and moral aspects of Russian national identity. The author uses numerous poetic devices to depict the image of Russia: the author's choice of punctuation marks, the author's use of graphical means, his choice of original stylistic devices, motifs of suffering, compassion, and civic responsibility. The peculiarities of the Russian national identity are depicted against the background of social and political events, descriptions of nature, and the lyrical hero's thoughts about Russia and its fate in the context of traditional literary culture. The author maintains that there is an intricate interconnection between the fates of people and the fate of the country. The article focuses on the codes of national identity reflected in the writers' poems, which are culturally and aesthetically significant. Literary details show the unique mentality of Russian people. The comparative analysis enable the author of the article to conclude that themes, motifs and characters of Solzhenitsyn's early poems are later developed in his subsequent works.

history of Russia, image of Russia, early poems by A.I. Solzhenitsyn, Russian nature, Russian national character.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.