Научная статья на тему 'ЕСТЬ ЛИ У «БИБЛИОНОЧИ» ПЕРСПЕКТИВА? К ДИСКУССИИ ПО СТАТЬЕ А. Н. ВАНЕЕВА «„БИБЛИОНОЧЬ“ - ЧТО ЭТО?»'

ЕСТЬ ЛИ У «БИБЛИОНОЧИ» ПЕРСПЕКТИВА? К ДИСКУССИИ ПО СТАТЬЕ А. Н. ВАНЕЕВА «„БИБЛИОНОЧЬ“ - ЧТО ЭТО?» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
180
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«БИБЛИОНОЧЬ» / КУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ РАБОТА БИБЛИОТЕК / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шаронова Екатерина Леонидовна

Оценка культурно-досугового мероприятия публичных библиотек- акции «Библионочь». Дискуссия о перспективах продолжения и совершенствования «Библионочи».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOES THE «BIBLIONIGHT» HAVE A PROSPECT? TO THE DISCUSSION OF A. N. VANEEV «„BIBLIONIGHT“ - WHAT IS IT?»

Evaluation of the cultural and leisure event of public libraries - the action «Biblionight». Discussion about the prospects for the continuation and improvement of the «Biblionight».

Текст научной работы на тему «ЕСТЬ ЛИ У «БИБЛИОНОЧИ» ПЕРСПЕКТИВА? К ДИСКУССИИ ПО СТАТЬЕ А. Н. ВАНЕЕВА «„БИБЛИОНОЧЬ“ - ЧТО ЭТО?»»

УДК 021.4

Е. Л. Шаронова

Есть ли у «Библионочи» перспектива?

К дискуссии по статье А. Н. Ванеева «„Библионочь" - что это?»1

Оценка культурно-досугового мероприятия публичных библиотек - акции «Библионочь». Дискуссия о перспективах продолжения и совершенствования «Библионочи».

Ключевые слова: «Библионочь», культурно-массовая работа библиотек, досуговая деятельность библиотек.

Ekaterina L. Sharonova

Does the «Biblionight» have a prospect?

To the discussion of A. N. Vaneev «„Biblionight" - what is it?»

Evaluation of the cultural and leisure event of public libraries - the action «Biblionoch». Discussion about the prospects for the continuation and improvement of the «Biblionight».

Keywords: «Biblionight», cultural work of libraries, leisure activities of libraries.

Акция «Библионочь» проводится в нашей стране с 2012 г. Это «масштабное сетевое событие общенационального уровня в поддержку социальной авторитетности литературы как исторически национального проекта России»2. Изначально акция была задумана для привлечения новой читательской аудитории в библиотеку. Что в итоге получилось? Есть ли у этой акции перспективы?

«Библионочь» была создана по аналогии с акцией «Ночь в музее». Но есть существенная разница: «Ночь в музее» дает возможность посетить музеи во время акции бесплатно, тогда как посещение библиотек бесплатно всегда.

В итоговом отчете Министерства культуры Российской Федерации «Культура в России 2012-2019» приводятся данные о количестве мероприятий, прошедших во время акции «Библионочь»: в 2016 г. - 1,2 тыс. событий, в 2019 г. - 2,6 тыс. событий3. При этом и в 2013, и в 2014 гг. событий было свыше 3 тысяч. Получается, что в первые годы проведения акции интерес к ней у библиотек и других заинтересованных участников культурного поля (издательств и книготорговых организаций) был значительно выше, чем в последующие годы. Не превратилась ли акция, призванная привлекать

Section 2 • Library Science читателей в библиотеку и продвигать книгу и чтение, в очередные куль-турно-массовые мероприятия, пусть и объединенные единой темой «Года культуры», «Года литературы», «Года театра», «Года кино» и т. д.? Согласимся с А. Н. Ванеевым в том, что «большинство массовых мероприятий „би-блионочей" даже отдаленно не связаны с книгой, чтением, библиотекой. Преобладают развлекательные акции»4. Автор статьи с 2013 г. участвует в этих акциях и организовывает их в библиотеке. По опыту работы можно сказать, что привлечь читателей в библиотеку и в дневное время нелегко, а в ночное - тем более. Не будем скрывать, что основные посетители библиотек сегодня - это пенсионеры и дети. Это аудитория, которой физически тяжело не спать ночью, да и какой смысл проводить мероприятия ночью, если все тоже самое можно сделать и днем? Если мы рассчитываем привлечь в библиотеку во время акции нечитающих подростков, молодежь и работающих граждан среднего возрастало разве придут они, нечитающие и не интересующиеся книгой люди, на встречу с писателем, на обсуждение литературы? Конечно, нет! Их можно заинтересовать только активным досугом (игры, мастер-классы, спектакли, концерты, встречи с интересными для этой аудитории деятелями культуры).

Сегодня интерес к чтению, книге, библиотеке падает. И перед библиотеками ставятся не только высокие задачи просветительной миссии и кураторства цифровой грамотности, но и задача по обеспечению присутствия людей на территории библиотек. Цифры посещаемости, которые должны выполнять публичные библиотеки в рамках государственного задания, огромны. Поэтому необходимо идти на различные ухищрения, чтобы помещения библиотек не пустовали.

Да, действительно, «организация и проведение„библионочей" весьма трудоемкое и затратное мероприятие»5. При отсутствии финансирования, для того чтобы составить программу, способную заинтересовать аудиторию, нужно обладать недюжинным организаторским талантом и крепкими дружескими связями в творческой среде.

В 2018 г. Московский институт социально-культурных программ провел исследование «Библионочи-2018», дав оценку эффективности акции6. Исследование проводилось в 13 библиотеках Москвы. Опрос был организован Центральной универсальной научной библиотекой имени Н. А. Некрасова. В результате было собрано 635 анкет. «Почти 70% респондентов отметили, что благодаря акции у них появилось желание посещать библиотеки чаще»7, но в то же время «каждый пятый участник акции не записан и не планирует (!) записаться в библиотеки после посещения акции»8. К сожалению, результаты исследования показывают, что Библионочь «пока слабо способствует цели публичных библиотек - продвигать литературу и чте-

• Том 220 •Книга в медиапространстве: вчера, сегодня, завтра •

277

Раздел 2 • Библиотековедение

ние», так как «более половины посетителей не получили на акции знаний из области литературы и не взяли книг на дом»9.

С другой стороны, 53% респондентов не были в библиотеках последние полгода, и именно «Библионочь» стала причиной для визита туда. Среди опрошенных 44% впервые посетили конкретную библиотеку на «Библионочи» 2018 года10. Какова бы ни была цель посещения библиотеки, главное, чтобы посетители туда приходили. И в этом «Библионочь» играет свою посильную роль.

Моден ли на сегодняшний день бренд «Библионочь»? В первые годы он, действительно, заинтересовывал публику своей новизной. За годы проведения акции библиотеками разных уровней было перепробовано огромное количество форматов мероприятий, способов организации. Нестандартным осталось только время - ночь. Все формы мероприятий «Библионочи» библиотеками успешно используются и в обычное дневное время работы. Наблюдение за проведением акции из эпицентра событий на протяжении нескольких лет позволяет отметить, что интерес к ней у читателей снижается, а качество организуемых мероприятий не растет, поскольку одного лишь энтузиазма сотрудников недостаточно для успешного осуществления поставленной задачи. По нашему мнению, для достижения качественного результата и устойчивой положительной репутации акция «Библионочь» должна выйти на новый уровень государственного финансирования и перестать быть акцией энтузиастов. Более верным направлением будет сокращение количества в пользу качества. Нет необходимости привлекать к участию как можно больше библиотек. Более целесообразным будет проводить конкурсный отбор проектов для акции.

В процессе подготовки акции «Библионочь-2020» Российская библиотечная ассоциация провела опрос о ключевой теме акции, и 47% респондентов из 5432 выбрали тему «Память нашей Победы» (к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне)11. Напрашивается вопрос - зачем дублировать запланированные мероприятия празднования Победы 9 мая? Мы все чтим память Победы, но как соотнести с этой темой ночные, и зачастую развлекательные мероприятия «Библионочи»? Не устанут ли наши посетители слушать и говорить о войне? Тем не менее, тема памяти нашей Победы победила заявленные ранее темы: к 125-летию со дня рождения С. А. Есенина, «Это Фантастика!», «Сверхреальность» (предложена ЦГПБ им. В. В. Маяковского) и др. Перед библиотеками стоит трудная задача проведения Библионочи на тему «Памяти нашей Победы» в 2020 г., который объявлен Указом президента РФ Годом памяти и славы в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Тема патриотизма -

Section 2 • Library Science

это сложная тема для Библионочи. Но творческие библиотекари, и с ней, можно быть уверенным, справятся.

«Библионочь» интересный и нужный библиотекам бренд, способный привлечь посетителей (нечитателей) в библиотеки. Однако он нуждается в достойном финансировании и режиссуре для того, чтобы превратиться из библиотечной самодеятельности в высокопрофессиональное событие культурной жизни страны.

Примечания

1 Ванеев А. Н. «Библионочь» - что это? // Библиосфера. 2015. № 2. С. 95-97.

2 Библионочь. URL: https://web.archive.org/web/20161226225417/http://biblionoch.ru/ about/biblionoch12/index.php (дата обращения 29.02.2020).

3 Годовой отчет - 2019 Министерства культуры РФ. URL: https://www.mkrf.ru/activities/ reports/index.php (дата обращения 29.02.2020).

4 Ванеев А. Н. «Библионочь» - что это? С. 96.

5 Ванеев А. Н. «Библионочь» - что это? С. 95.

6 Библионочь-2018. Оценка эффективности акции. URL: http://miscp.ru/assets/docs/ biblionight-2018.pdf (дата обращения 09.03.2020).

7 Библионочь-2018. Оценка эффективности... С. 17.

8 Библионочь-2018. Оценка эффективности... С. 17.

9 Библионочь-2018. Оценка эффективности... С. 17.

10 Библионочь-2018. Оценка эффективности... С. 17.

11 Опрос о теме Всероссийской акции «Библионочь-2020». URL: http://www.rba. ru/activities/oprosy/opros-o-teme-vserossiyskoy-aktsii-bibiionoch-2020/ (дата обращения 09.03.2020).

• Том 220 -Книга в медиапространстве: вчера, сегодня, завтра •

279

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.