Научная статья на тему '"БИБЛИОНОЧЬ": ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ'

"БИБЛИОНОЧЬ": ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА КУЛЬТУРЫ / CULTURE / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ / SOCIAL AND CULTURAL PROJECT / "БИБЛИОНОЧЬ" / ДОСУГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / LEISURE ACTIVITIES / БИБЛИОТЕКА / LIBRARY / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / PUBLIC RELATIONS / "LIBRARYNIGHT"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кибишева А.А., Тимшин В.А.

В статье рассматриваются проблемы и перспективы организации всероссийской акции «Библионочь», ежегодно проходящей в Кировской областной библиотеке для детей и юношества им. А. С. Грин. Разработан ряд рекомендаций, обеспечивающих успешную реализацию описываемого проекта в контексте развития связей с общественностью, анализируется роль и значение современных коммуникативных практик в продвижении библиотеки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBRARYNIGHT": PROBLEMS AND PROSPECTS IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT OF PUBLIC RELATIONS

The problems and prospects of organizing the all-Russian action ";Librarynight", held annually in the Kirov regional library for children and youth. A. S. Greene are revealed in the article. Develops a number of recommendations for the successful implementation of the proposed project in the context of development of public relations, analyzes the role and importance of modern communicative practices in the promotion of the library.

Текст научной работы на тему «"БИБЛИОНОЧЬ": ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

«БИБЛИОНОЧЬ»: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

А. А. Кибишева, В. А. Тимшин Вятский государственный университет, г. Киров

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и перспективы организации всероссийской акции «Библионочь», ежегодно проходящей в Кировской областной библиотеке для детей и юношества им. А. С. Грин. Разработан ряд рекомендаций, обеспечивающих успешную реализацию описываемого проекта в контексте развития связей с общественностью, анализируется роль и значение современных коммуникативных практик в продвижении библиотеки.

Ключевые слова: сфера культуры; социокультурный проект; «Библионочъ»; досуговое мероприятие; библиотека; связи с общественностью.

Век техники и технологий - так принято сегодня называть время, в которое мы живём. Две эти взаимодополняемые сферы формируют новый образ жизни человека, зачастую играя в ней главную роль. В условиях преобладания интернет-коммуникаций общение с «настоящим» человеком начинает цениться всё более высоко. Именно поэтому учреждения культуры сегодня разрабатывают новые формы работы с посетителями в режиме реального времени.

В частности, популярностью у молодого поколения пользуется формат проведения «ночей»: «Ночь в музее», «Ночь искусств», «Ночь кино», «Ночь в театре», «Библионочь». Это ежегодные акции, которые проводятся в вечернее и ночное время и предлагают особую развлекательно-познавательную программу для посетителей всех возрастов. Данный формат используется с целью увеличения социального эффекта, под которым понимают «результат деятельности субъекта рынка, не связанный с получением прибыли и направленный на благо общества в целом или отдельных групп населения» [1].

Идея открыть двери для посетителей в ночное время суток была впервые реализована в музеях стран Европы в 1997 году. Позднее к таким проектам присоединились музеи России и Казахстана. За этот период количество участников «Ночи в музеях» ежегодно увеличивается, что позволяет назвать мероприятие достаточно успешным.

Библиотеки, последовав примеру реализации успешного проекта «Ночи» решили эксплицировать опыт и стали организовывать «Ночь в библиотеке», «Вечер в библиотеке», «Сумерки в библиотеке», «Квест по ночной библиотеке». В 2009-2011 гг. такие мероприятия были единичными.

Основным показателем социального эффекта в сфере культуры является рост численности посетителей культурных организаций. В частности, формат «ночей» направлен на увеличение количества людей, которые посещают то или иное учреждение не только раз в год, но становятся его постоянными пользователями.

«Библионочь» - это социально-культурная акция образовательного, просветительского и развивающего характера, масштабное сетевое событие. В основу организации входят специальные проекты: детские, молодёжные, для всей семьи, в рамках которых особое внимание уделяется популяризации чтения, поиску новых форматов проведения свободного времени в библиотеке.

По мнению доктора педагогических наук, профессора Н. В. Шарковской, «сетевое взаимодействие и соорганизация для проведения качественных культурных мероприятий позволяют разработать и применить на практике новые, оригинальные формы работы с аудиторией» [5].

Среди них акции по свободному обмену книгами, мастер-классы, встречи с известными деятелями культуры и искусства.

Первая акция «Библионочь» была проведена в Москве в ночь с 20 на 21 апреля 2012 года. Выбор даты был приурочен ко Всемирному дню книги и авторского права, который празднуется 23 апреля. В событиях первой «ночи»

приняли участие более 750 учреждений России. Среди них были не только библиотеки, но также книжные магазины, музеи, было проведено несколько фестивалей [3].

Сейчас это мероприятие приобрело всероссийский масштаб и проходит ежегодно каждую третью пятницу апреля.

Кировская областная библиотека для детей и юношества им. А. С. Грина впервые присоединилась к акции в 2013 году. Темой проведения праздника была выбрана история особняка, в котором находится библиотека - дом вятского купца Петра Аршаулова. Главной целью и трудностью организации «Библионочи» в первый раз стала необходимость привлечь как можно больше посетителей всех возрастов. В связи с этим сотрудниками библиотеки была разработана насыщенная программа, в которой с 18 до 23 часов приняли участие около двух тысяч человек. Это абсолютный рекорд «Гриновки» за все последующие годы.

В 2014 году акция «Библионочь» была посвящена Году культуры и проходила под названием «Год культуры у нас в гостях». Мастер-классы, квесты и флешмоб привлекли около тысячи человек в этот вечер.

Сквозная тема всех мероприятий акции 2015 года - «Открой дневник -поймай время», - обращение к дневникам, к истории. Посетители библиотеки в эту «ночь» смогли увидеть мир глазами современников и совершить за один вечер путешествия в разные страны и эпохи. Несмотря на многочисленные творческие площадки библиотеку им. А. С. Грина 24 апреля посетило около четырёхсот человек.

В связи с тем, что в 2016 году русскому писателю М. А. Булгакову исполнилось 125 лет со дня рождения, его юбилею Кировская областная библиотека для детей и юношества им. А. С. Грина посвятила литературно-кинематографический марафон «Булгаковские дни и ночи или 125 дней с Мастером». «Бал Воланда», «Интеллектуальный зал», «Киностудия режиссёра

Якина», «Модный салон» и фейерверк привлекли около пятисот посетителей.

В 2017 году досуговое мероприятие «Библионочь» проводилась по всей стране 21 апреля, Кировская область также принимала участие в этом масштабном событии. Главная детско-юношеская библиотека города и области - Кировская областная библиотека для детей и юношества им. А. С. Грина -представила программу «Оттепель: новое прочтение».

За время проведения «Библионочи» с 18 до 22 часов мероприятие посетило более трёхсот человек, из которых 12 человек приняли решение записаться в библиотеку.

Количество посетителей библиотеки им. А.С. Грина во время акции «Библионочь» по годам приведено на рисунке 1.

Рис. 1. Количество посетителей библиотеки им. А.С. Грина во время акции

«Библионочь» в 2013-2017 гг.

Из диаграммы видно, что число посетителей «Библионочи» с каждым годом уменьшалось. Если в 2013 году новизна мероприятия привлекла самое большое количество участников, то уже год спустя количество посетителей упало на 50 %. Дальнейшее снижение показателя количества посетителей и достижение средней планки в 400 человек говорит не столько о качестве мероприятий и соответствии представлениям молодого поколения об их проведении, сколько о том, что подобные праздники и фестивали стали

посещать в основном «друзья библиотеки» и её постоянные читатели.

В то же время, на число участников мероприятия влияет выбранная тематика «Библионочи» и реализуемые на ней площадки. Так, например, Булгаковская «ночь» (2016 г.) привлекла гостей больше, чем «новое прочтение» Оттепели (2017 г.), а проведённый в первый год участия (2013 г.) студенческий арт-маркет заинтересовал молодое поколение гораздо больше, чем отдельные мастер-классы, проведённые в последующие годы.

Сотрудники библиотеки и организаторы акции «Библионочь» также отмечают, что многих гостей пугают погодные условия: в те вечера, когда апрельская погода была по-настоящему весенней и тёплой, посетителей приходило больше, чем в дождливые и холодные «ночи».

Библиотеки, как и другие учреждения культуры, сталкиваются с рядом проблем в процессе подготовки и реализации социокультурных проектов. Среди них - сохраняющееся предвзятое отношение к организациям сферы культуры у молодого поколения. И хотя сегодня эти организации переформатируются в многопрофильные интеллектуально-развлекательные центры и полностью меняют форму работы с посетителями, сами пользователи о большинстве новых предложений и возможностей порой не знают [2].

Низкая информационная поддержка со стороны основных региональных и федеральных СМИ - это не только подход к сфере культуры по остаточному принципу, но в то же время невысокая эффективность информационной работы самих библиотек. Для слаженной работы редакции и учреждения культуры недостаточно одного пресс-релиза. Нужна планомерная, профессиональная деятельность квалифицированного специалиста в сфере рекламы и связей с общественностью (PR), штатная должность которого всё ещё редко встречается в библиотеках.

Сегодня необходимо расширять аудиторию библиотек и сделать это можно не только размещением информации на стенах учреждения, а путем

использования современных коммуникационных практик. Встречи со студентами, публикации в газетах, передачи на радио и телевидении, размещение информации в сети интернет - всё это может увеличить количество потенциальных читателей, которые смогут посетить «Библионочь» и записаться в библиотеку.

Задачи инновационного развития библиотеки могут быть решены при условии кадрового обеспечения, профессиональной подготовки библиотекарей к нестандартной работе. К сожалению, многие библиотекари по объективным причинам не обладают необходимыми современными коммуникативными компетенциями и приобретают их путём проб и ошибок, нарабатывая опыт в процессе реализации проектов.

Отсутствие должного финансирования приводит к тому, что учреждение культуры рассчитывает исключительно на собственные силы и возможности спонсоров и использует такие формы работы с посетителями, реализация которых возможна лишь самими сотрудниками. Это не всегда способствует качественному проведению мероприятий и продвижению библиотеки.

И всё же перед современной библиотекой открываются возможные перспективы: библиотека может стать «третьим домом» для детей и молодежи - цель, к которой стремится сегодня каждое учреждение культуры. Такая концепция предполагает абсолютную открытость для молодого поколения, библиотека представляется местом, куда каждый может прийти за советом, помощью, обменяться опытом и информацией с ровесниками и сотрудниками, а также просто отдохнуть и получить удовольствие от общения.

Идея «третьего дома» или «третьего места» впервые была озвучена профессором социологии Университета Западной Флориды Роем Ольденбургом в 1989 году. По его мнению, «достоинством третьего места является его способность служить человеческой потребности в общении почти независимо от того, признаёт ли нация его ценность». Автор утверждает, что

«третье место - исконно народное лекарство от стресса, одиночества и отчуждения» [4].

Добавим, что «третье место» является одним из основных элементов формирования городских сообществ с позиции методологии городской социологии. К функциям «третьего места» можно отнести: возможность поддерживать общение в максимально комфортной обстановке; способность выступать в роли «уравнителей» - формировать объединения не по социальному статусу или материальному положению, а по интересам; способность выступать в роли организационного пункта; способность организовывать совместное проведение досуга взрослых и молодежи, что способствует снижению враждебности и недопонимания между поколениями, позволяет уменьшить степень отчуждения взрослых от молодежи, а также уровень подросткового; способность интегрировать в локальное сообщество пожилых людей, не допуская их «выпадения» за пределы социальной активности [6].

Создание лояльной группы населения для библиотеки будет означать формирование постоянно растущего образованного числа читателей, которые по своей сути будут принципиально отличаться от потребителей. Такие посетители не просто берут, а затем возвращают книги, они стремятся изменять окружающую среду, привносить что-то новое. Эти люди сами могут подсказать инновационные формы взаимодействия с читателями, что сегодня так необходимо меняющимся учреждениям культуры.

Возникновение феномена «ночей», в частности, «Библионочи» - это своего рода фестиваль старых и новых форм работы учреждения культуры с аудиторией. Каждому, кто принимает участие в организации и проведении подобного мероприятия, предоставляется возможность ещё ярче представить развитие библиотеки, показать жизнь, а не сетовать на её угасание. Налаживанием таких коммуникаций с аудиторией как раз и занимаются связи с

общественностью (PR), роль и необходимость которых в сфере культуры только возрастает.

Литература

1. Андреев С. Н. Основы концепции маркетинга некоммерческих субъектов [Электронный ресурс] // Маркетинг в России и за рубежом [web-сайт]. - Режим доступа: http://www.mavriz.ru/articles/1999/5/331.html

2. Белецкая Е. А., Мирошниченко Е. В. Библиотечное досуговое мероприятие: технологии подготовки и продвижения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 2676-2680. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53538.htm

3. Библионочь. История создания [Электронный ресурс] // Библионочь [web-сайт]. - Режим доступа: http://biblionoch.ru/about/history/index.php

4. Ольденбург О. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны и другие места «тусовок» как фундамент общества. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. - 456 с.

5. Шарковская Н. В. Инновационные формы организации досуга студенческой молодёжи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - № 4. - С. 136-141.

6. Лебедева Е.В. Город как социальное пространство: проблемы появления коммуникативных разрывов // Социология: научно-теоретический журнал / Белорусский государственный университет. - 2015. - № 3. - С. 114-121.

"LIBRARYNIGHT": PROBLEMS AND PROSPECTS IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT OF PUBLIC RELATIONS

A. A. Kibisheva, V. A. Timshin Vyatka State University, Kirov

Abstract. The problems and prospects of organizing the all-Russian action "Librarynight", held annually in the Kirov regional library for children and youth. A.

S. Greene are revealed in the article. Develops a number of recommendations for the successful implementation of the proposed project in the context of development of public relations, analyzes the role and importance of modern communicative practices in the promotion of the library.

Key words: culture; social and cultural project; "Librarynight"; leisure activities; library; public relations. References

1. Andreev S. N. The basic concept of marketing for non-profit entities [Electronic resource] // Marketing in Russia and abroad [web site]. - Mode of access: http://www.mavriz.ru/articles/1999/5/331 .html

2. Beletskaya, E. A., Miroshnichenko E. V. Library leisure activity: technology training and promotion of Scientific-methodical electronic journal "Concept". - 2013.

- Vol. 3. - S. 2676-2680. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53538.htm

3. Library night. The history of creation [Electronic resource] // a night at the library [web site]. - Mode of access: http: //biblionoch.ru/about/history/index.php

4. Oldenburg O Third place: cafes, coffee shops, bookstores, bars, salons and other places "parties" as the Foundation of society. - M.: New literary review, 2014.

- 456 p.

5. Charkovska N. V. Innovative forms of organization of leisure of student's youth // Vestnik of the Moscow state University of culture and arts. - 2015. - No. 4.

- Pp. 136-141.

6. Lebedeva E. V. the City as a social space: the problem of the emergence of communication breaks // Sociology: the scientific-theoretical journal / Belarusian state University. - 2015. - No. 3. - Pp. 114-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.