УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10381
ЕСТЬ ЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ У АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ С ЕЕ СОВРЕМЕННЫМ СУБЪЕКТНЫМ СОСТАВОМ?
Юрий Александрович ВЕТРИК, магистрант, Юридическая школа, Дальневосточный федеральный университет E-mail: [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право
и криминология; уголовно-исполнительное право
Аннотация. В статье рассматривается важнейшая, по мнению автора, проблема современной антикоррупционной политики в России, которая заключается в совпадении субъекта и объекта борьбы с коррупцией. Проанализированы также более частные, но значительно усугубляющие основную проблемы, такие, как: отсутствие в законодательстве института конфискации любого имущества представителя власти, законное происхождение и наличие которого он не может подтвердить; неразвитость независимых общественных организаций, которые к тому же не имеют реальных возможностей для контроля над органами власти; отсутствие специализированного антикоррупционного органа с финансовой и кадровой самостоятельностью. Обосновывается необходимость, указываются пути решения данных проблем.
Ключевые слова: антикоррупционная политика, борьба с коррупцией, конфискация, общественная организация, антикоррупционный орган.
Annotation. In the article, the author considers the most important problem of modern anti-corruption policy in Russia, which is the coincidence of the subject and object of the fight against corruption. Analyzed are also more private, but greatly aggravating the primary problem, such as the absence in the legislation of the Institute of confiscation of any property of the authority, legal origin, and which he is unable to substantiate; lack of development of independent NGOs, which also have no real control over the authorities; lack of a specialized anti-corruption body with financial and personnel independence. The necessity is justified, and the ways to solve these problems are indicated.
Keywords: anti-corruption policy, fight against corruption, confiscation, public organization, anti-corruption body.
Научный руководитель: В.А. Номоконов, доктор юридических наук, профессор
Я ведение. Каждый уход в отставку мэра Владивостока в его новейшей истории со--■»^■провождался коррупционным скандалом и уголовным преследованием1.
В отношении бывшего главы Клинского района Подмосковья Александра Постриганя было возбуждено уголовное дело о превышении должностных полномочий, получении взятки в особо крупном размере и служебном подлоге (ч. 3 ст. 286, ч. 6 ст. 290 и ст. 292 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3).
Впоследствии на экс-чиновника завели второе уголовное дело — о мошенничестве, присвоении и растрате на 43 млн руб., а также легализации имущества, добытого преступном путем.
Позднее Клинский городской суд Подмосковья удовлетворил иск Генеральной прокуратуры РФ об обращении в доход государства имущества, полученного из непредусмотренных законом источников, общая стоимость которого оценивается в 9 (!) млрд руб.2.
Если же рассматривать подобные факты в целом по стране, то из привлеченных за корруп-
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2020
цию в 2018 г. Следственным комитетом Российской Федерации (далее — СКР) 505 обвиняемых с особым правовым статусом:
■ 158 — главы муниципальных образований,
■ 110 — депутаты органов местного самоуправления3.
В 2019 г. перед судом предстали 476 должностных лиц — представителей местного самоуп-равления4. И это только на муниципальном уровне, наиболее близком к населению.
Что касается федерального уровня, то тут достаточно вспомнить, как полковник ГУЭ-БиПК Министерства внутренних дел Российской Федерации Дмитрий Захарченко, на которого в силу его должности возлагалась обязанность бороться с коррупцией, сам был привлечен к уголовной ответственности за коррупцию5.
Таких вопиющих случаев проявления коррупции можно вспомнить еще множество.
Все они порождают среди общественности сомнения в искренности борьбы с коррупцией во власти и скептические оценки успехов этой борьбы. Когда знакомишься с неутешительным индексом восприятия коррупции (137-е место России в 2019 г. из 180)6, не так остро ощущается проблема, поскольку подобные рейтинги не показывают реальных коррупционных схем, их шокирующих объемов. Но узнавая о конкретных случаях все новых и новых коррупционных проявлений с многомиллиардными изъятиями7 и в то же время сведения о количестве принятых нормативно-правовых актов и программ, направленных на противодействие коррупции, невольно задумываешься о глубинных, истинных причинах непобедимости коррупции.
Основная часть. Возникает предположение о том, что глубинной причиной неудач в борьбе с коррупцией является совпадение субъекта и объекта этой борьбы. На практике на всех уровнях органов власти выявляются многочисленные факты коррупции. Это при том, что именно органы власти разрабатывали, реализовывали антикоррупционные программы, планы и отдельные меры, а после контролировали их исполнение и оценивали эффективность. Применительно к последнему из коррупционных скандалов с мэром Владивостока заметим, что на сайте Администрации г. Владивостока есть обязательный раздел «Противодействие коррупции».
Многие исследователи проблем антикоррупционной политики сходятся во мнении, что данная политика должна быть системной8. Но системы как не было, так и не будет, потому что сис -
тему должна создавать власть, а власть коррумпирована9. Президент РФ, инициируя борьбу с коррупцией и объявляя ее одной из первостепенных задач, должен понимать, что чиновничество и депутаты будут бороться как бы сами с собой, следовательно, они выберут наиболее подходящие для себя способы и методы «борьбы»10. Чтобы значительно улучшить ситуацию с коррупцией, следует принять действительно эффективные антикоррупционные меры. Но кто же будет рубить сук, на котором он сидит и который обеспечивает безбедное существование?
Коррупционные факты так и продолжают проявляться среди чиновников, несмотря на публичные задержания и изобличение коррупционной деятельности их коллег. Получается, что не работает не только система неформальных санкций, система формальных санкций также не эффективна. Страх перед наказанием незначителен (и это понятно, ведь невелико и наказание), а соблазн обеспечить свое благополучие коррупционным путем — большой.
Но победить коррупцию можно только страхом, который должен быть значительно сильнее коррупционных соблазнов. Денежные штрафы, эквивалентные нескольким размерам взятки, не эффективны, они лишь вызывают повышение размера мзды для оправдания риска. Страх должен быть продуктивным, чтобы не только сам коррупционер лишался того, что имеет, но и его ближайшие родственники, на которых оформлено имущество, которое они сами ввиду отсутствия достаточных доходов не способны приобрести. При этом как сам коррупционер, так и его родственники при изобличении их коррупционности должны получать пожизненный запрет поступления на государственную службу, занятия бизнесом, а также запрет на выезд из страны. Если будут приняты подобные меры, что, конечно, маловероятно, то можно будет говорить о создании системы противодействия коррупции.
Но пока коррупционная система — одна из самых организованных в России, располагающая хорошими лоббистскими возможностями и имеющая представительство в законодательных органах. Свидетельством того, что по-настоящему бороться с коррупцией в России особенно и не спешат, является следующая ситуация.
Конфискация за все коррупционные преступления, как формальная санкция, отсутствует в УК РФ с 2003 г., и это еще, например, в 2011 г. получало негативные оценки11.
И вот в феврале 2018 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Фе-
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2020
дерации группой депутатов из фракции КПРФ был внесен законопроект12, предусматривающий введение в Общую часть УК РФ конфискации как вида наказания, назначаемого только в качестве дополнительного за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, когда конфискация предусмотрена санкцией соответствующей статьи Особенной части УК РФ. Кстати, для последней законопроект предусматривает дополнение данным видом наказания довольно широкого перечня статей.
Рассмотрение законопроекта застопорилось. Между тем в июле 2019 г. в целях усиления профилактического значения уголовно-правовых мер по возмещению ущерба уже Председателем СКР А.И. Бастрыкиным было предложено вернуть конфискацию имущества в перечень наказаний в ст. 44 УК РФ как дополнительный вид наказания, с указанием возможности ее применения в санкциях конкретных статей Особенной части УК РФ по преступлениям коррупционного характера, так как в связи с отнесением конфискации к иным мерам уголовно-правового характера (ст. 104.1 УК РФ) и необязательностью для суда ее применения судьями часто не реализуются такого рода полномочия13.
К тому же конфискация может быть применена только в отношении имущества, приобретенного в результате получения взятки или коммерческого подкупа; при осуждении за иные преступления коррупционного характера данная мера не может быть применена.
Казалось бы, А.И. Бастрыкин является членом Президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, а одна из основных задач данного Совета — подготовка предложений Президенту РФ, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции14, поэтому его инициатива должна была дать новый толчок процессу рассмотрения вышеназванного законопроекта и при этом одновременно способствовать его одобрению.
Но в ноябре 2019 г. ответственным комитетом принимается решение о представлении законопроекта в Совет Госдумы РФ с предложением его отклонить в первом чтении при рассмотрении Госдумой РФ. Впрочем, после многократных переносов рассмотрения на дату 2 июля 2020 г. он так до сих пор и не рассмотрен.
Таким образом, продолжается действие схемы «рука руку моет», когда те, кто призван создавать законодательную основу противодействия коррупции, в том числе ввести конфискацию имущества, не понятно, каким образом при-
обретенного, препятствуют даже установлению конфискации как вида наказания за коррупционные преступления, т.е. установленный судом факт коррупции. Лишенным должности коррупционерам намерено оставляют возможность дальше пользоваться богатствами, нажитыми «непосильным трудом».
А между тем в России резко снизилась планка требовательности к высшим чиновникам со стороны Президента и премьер-министра. Часто мы слышим о том, что министерства не выполняют поручения Президента15 или премьера. Привычными стали, мягко говоря, не слишком умные инициативы депутатов16 и заявления чинов-ников17. Из-за неисполнительности или прямого саботажа проваливаются целые программы18. Нам показывают, как Президент устраивает разносы чиновникам19, а те делают вид, что страшно напуганы. На этом спектакль заканчивается.
Причинами этого являются завуалированное престолонаследие, отсутствие сменяемости лидеров, а значит, и политической конкуренции, реальной многопартийности, честных выборов.
Как следствие всего перечисленного — отсутствие ответственности перед населением, а, следовательно, и возможности избавиться от бездарных чиновников, бессовестных депутатов и продажных судей, от которых мы напрасно ожидаем принятия нормальных решений. На местном уровне это проявляется, например, в фактической нереализуемости на практике института отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, основными причинами которой являются юридическая и организационная сложность процедуры отзыва, а также завышенные условия инициирования отзыва20.
Наблюдаемые в настоящее время неразвитость институтов гражданского общества и слабый экспертный потенциал неправительственных организаций, которые были бы способны осуществлять независимый контроль за деятельностью органов власти, свидетельствуют об установлении дисбаланса в управлении государством в сторону большего участия и полномочий со стороны власти, а не общества. Более того, в последние годы оказывается все большее давление на некоммерческие организации и независимые СМИ. Государство опасно близко подошло к черте, за которой стремление обезопасить российских граждан от иностранного влияния через некоммерческие организации превращается в «охоту на ведьм»21.
Формирование общественных советов при органах власти, а также рекомендательный характер их отчетов и предложений нивелируют их роль
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2020
и возможности влиять на ситуацию с противодействием коррупции. Это, пожалуй, одна из основных причин низкой активности и слабой вовлеченности в борьбу с коррупцией как отдельных граждан, так и институтов гражданского общества.
С точки зрения общественного мониторинга ситуации, антикоррупционная деятельность общественного объединения «Общероссийский народный фронт» (далее — ОНФ), если сравнивать его с иными общественными организациями, представляется наиболее эффективной и квалифицированной. При этом следует учитывать лояльность ОНФ к руководству страны, обусловленную влиянием органов власти на деятельность этой организации. Здесь достаточно лишь указать, что лидером ОНФ является Президент России В.В. Путин22.
Поскольку добровольная ответственность перед институтами гражданского общества, особенно если их деятельность направлена на борьбу с коррупцией, несвойственна большинству представителей органов власти, ставиться вопрос об установлении принудительной ответственности перед ними. Условия для этого может создать именно государство (в виде правовых норм). Отчеты общественных организаций должны иметь не рекомендательный характер, а обязательный, хотя бы в части официальных публичных ответов представителей власти, которых они касаются. Рекомендации общественных советов при органах власти должны получить обязательный характер.
Таким образом, в условиях сложившихся отношений чиновников и институтов гражданского общества государству следует не только стимулировать создание общественных организаций для борьбы с коррупцией, но и формировать правовую среду для развития этих организаций. Речь идет о государственном принуждении органов власти быть под реальным контролем независимых общественных организаций и правовой защищенности представителей таких организаций.
В России так и не создано федерального органа (или органов, или лиц), специализирующегося на борьбе с коррупцией при помощи правоохранительных мер, хотя необходимость наличия в государстве такого органа указывается в ст. 36 Конвенции ООН против коррупции23 (Конвенция ратифицирована Россией в 2006 г.).
Так, ранее упоминавшийся Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции создан для подготовки предложений Президенту РФ, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции, а также осуществления координационных и конт-
рольных функций в данной области. Непосредственно борьбу с коррупцией он не осуществляет и не должен осуществлять в силу своего предназначения и состава.
Создание в 2007 г. в системе органов прокуратуры Российской Федерации специализированных подразделений по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции (в соответствии со ст. 36 Конвенции ООН против коррупции, как отмечается на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации24) нельзя признать исполнением вышеуказанной рекомендации Конвенции ООН против коррупции, по крайней мере, потому, что органы прокуратуры не уполномочены осуществлять деятельность по раскрытию и расследованию коррупционных преступлений, что является обязательной составляющей борьбы с коррупцией.
Занимается расследованием большинства преступлений коррупционной направленности, среди которых злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, Следственный комитет Российской Федерации. Но для него это лишь одна из выполняемых задач, хотя и приоритетных. В целом его компетенция гораздо шире, поэтому его тоже нельзя признать органом, специализирующимся на борьбе с коррупцией. Иные государственные органы, такие, как Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации и другие, еще более отдалены от борьбы с коррупцией.
Таким образом, следует признать, что в стране нет специализированного антикоррупционного органа.
На наш взгляд, должно быть что-то вроде опричников Ивана Грозного, служивших по принципу «бей своих, чтоб чужие боялись». Или по принципу структуры, существующей в Сингапуре, в котором за 30 лет удалось добиться огромных успехов и который в соответствии с Индексом восприятия коррупции (Corruption Perception Index, CPI) за 2019 г.25, формируемым ежегодно известной международной организацией Transparency International, занимает 4-е место в списке государств (85 баллов). В нем государства ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а 100 — самый низкий.
Россия, как мы уже указывали выше, же заняла 137-е место из 180 и набрала 28 баллов из 100 (столько же баллов набрали Папуа-Новая Гвинея, Ливан, Кения, Уганда, Мавритания, Либерия и Парагвай; даже Украина и Киргизия, набрав по 30 баллов, оказались на 126-м месте).
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2020
Инициатор и организатор названных преобразований Ли Кван Ю очень хорошо относился к России, не раз посещал нашу страну. Он встречался с В.В. Путиным и из самых добрых намерений предлагал послужить в качестве советника в деле искоренения коррупции, помочь создать по примеру Сингапура структуру типа Бюро по расследованию коррупции, наделив его собственным бюджетом и кадровой самостоятельностью с прямым подчинением и подотчетностью лично Президенту. Но что-то не заладилось, несмотря на то, что ничего сложного в этом нет.
Заключение. Высшему руководству государства следует признать, что антикоррупционная политика последних лет была неэффективной и требует значительной корректировки. Необходимо, как минимум, вернуть конфискацию имущества в перечень наказаний в ст. 44 УК РФ как дополнительный вид наказания, с указанием возможности ее применения в санкциях конкретных статей Особенной части УК РФ по преступлениям коррупционного характера.
Как максимум — ввести в законодательство институт конфискации любого имущества, законное происхождение и наличие которого представитель власти не может подтвердить.
Государству следует стимулировать создание общественных организаций, нацеленных на борьбу с коррупцией, путем формирования правовой среды для их развития. Требуется установление реального контроля независимых общественных организаций над органами власти и обеспечение гарантий правовой защищенности представителей этих организаций. Отчеты таких организаций должны иметь не рекомендательный характер, а обязательный, хотя бы в части официальных публичных ответов представителей власти, которых они касаются.
Требуется создать специализированный антикоррупционный орган с финансовой и кадровой самостоятельностью, подчинением и подотчетностью Президенту, а также независимым общественным организациям, о необходимости создания которых указано выше.
В случае реализации этих предложений проблема совпадения субъекта и объекта борьбы с коррупцией (в принципе неустранимая в современной России) будет иметь менее острый характер.
В то же время ретроспективный анализ позволяет сделать вывод о том, что данная проблема — наша российская традиция.
На протяжении многих лет власть сама брала взятки и сама боролась со взяточничеством26. При такой традиции реализации российской антикоррупционной политики надеяться на порядочность людей, инициирующих антикоррупционные действия и контролирующих их исполнение, не приходится.
1 Почему главы Владивостока заканчивают карьеру уголовниками // Сайт Lenta.Ru: URL: https://lenta.ru/articles/ 2016/06/02/criminal / (Дата обращения: 29.02.2020)
2 Суд изъял имущество экс-главы Клинского района Подмосковья на 9 млрд рублей // Сайт ТАСС: URL: https://tass.ru/proisshestviya/6895062 (Дата обращения: 22.05.2020)
3 Итоги следствия: глава СК России Александр Бастры-кин выступил на коллегии // Интернет-портал «Рос. газ»: URL: https://rg.ru/2019/03/04/glava-sk-rossii-aleksandr-bastrykin-vystupil-na-kollegii.html (Дата обращения: 25.05.2020)
4 Миллиардные взятки: Бастрыкин подытожил 2019 год // Сайт газета.т: URL: https://www.gazeta.ru/social/2019/12/ 08/12854360 .shtml (Дата обращения: 25.05.2020)
5 Дело полковника Захарченко. Досье // Сайт ТАСС: URL: https://tass.ru/info/5456103 (Дата обращения: 29.02.2020)
6 Россия в Индексе восприятия коррупции — 2019: 28 баллов и 137-е место // Сайт Трансперенси Интернешнл — Россия: URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2019-28-ballov-i-137-mesto.html (Дата обращения: 29.02.2020)
7 См., напр.: Новый рекорд коррупции: что нашли у полковников ФСБ: у арестованных полковников ФСБ изъяли 12 миллиардов рублей // Сайт газета.ru: URL: https:// www.gazeta.ru/social/2019/05/17/12362209.shtml (Дата обращения: 13.06.2020)
8 См., напр.: Номоконов В.А. Российская политика в сфере противодействия коррупции: скорее коррупциоген-на, чем оптимальна? // Всерос. науч.-практ. конф. «Преступность, уголовная политика, закон». Москва, 26 — 27 января 2016 г. М.: Общерос. Обществ. организация «Российская криминологическая ассоциация», 2016. С. 318—319;
Щинова P.A., Малъшакова Ю.В. Проблемы противодействия коррупции в современном Российском государстве: правовой и социологический аспекты // Общество. Наука. Инновации (НПК-2017): Сб. ст. Всерос. ежегодная науч.-практ. конф. Киров, 1 — 29 апреля 2017 г. Киров: Вятский гос. ун-т, 2017. С. 5228.
9 Егоршин В.М. Современная коррупция и противодействие ей: несбыточные нравственно-экономические размышления (хронология крайних лет) // Юрид. наука: история и современность. 2017. № 11. С. 60.
10 Там же. С. 61.
11 См., напр.: Устинова Н.В. Социально-политические аспекты борьбы с коррупцией в современной России // Вестник Бурятского гос. ун-та. 2011. № 6. С. 191.
12 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно- процессуальный кодекс Рос-
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2020
сийской Федерации в части совершенствования института конфискации имущества (по вопросу применения конфискации имущества в качестве дополнительного вида наказания): Законопроект № 396097-7: СОЗД ГАС «Законотворчество» // URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/396097-7#bh_histras (Дата обращения: 07.06.2020)
13 «Надо вернуть конфискацию имущества как дополнительный вид наказания»: Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин — об ужесточении уголовного законодательства и борьбе с откатами // Сайт газеты «Известия»: URL: https://iz.ru/899404/izvestiia/ nado-vernut-konfiskatciiu-imushchestva-kak-dopolnitelnyi-vid-nakazaniia (Дата обращения: 05.06.2020)
14 О мерах по противодействию коррупции: Указ Президента РФ от 19.05.2008 г. № 815 (ред. от 13.05.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»
15 См., напр.: Врачи массово не получают обещанных Путиным выплат за работу с коронавирусом. А многим медикам зарплату вообще урезали. Почему это происходит? // Сайт «Медуза» — Междунар. русскояз. изд.: URL: https://meduza.io/feature/2020/05/18/vrachi-massovo-ne-poluchayut-obeschannyh-putinym-vyplat-za-rabotu-s-koronavirusom-a-mnogim-medikam-zarplatu-voobsche-urezali (Дата обращения: 11.06.2020)
16 См., напр.: Как в Госдуме отреагировали на идею облагать налогом безработных // Сайт РИА Новости: URL: https://crimea.ria.ru/society/20200114/1117853385/Kak-v-Gosdume-otreagirovali-na-ideyu-oblagat-nalogom-bezrabotnykh.html (Дата обращения: 11.06.2020)
17 См., напр.: «Макарошки стоят везде одинаково». Министр труда Саратовской области попыталась доказать, что пенсионер может прожить на 3,5 тысячи рублей в месяц // Сайт «Новая газета»: URL: https://novayagazeta. ru/news/2018/10/12/145868-makaroshki-stoyat-vezde-odinakovo-ministr-truda-saratovskoy- oblasti-popytalas-dokazat-chto-pensioner-mozhet-prozhit-na-3-5-tysyachi-rubley-v-mesyats (Дата обращения: 11.06.2020)
18 См., напр.: Губернатор Приморья заявил, что мусорная реформа в регионе провалилась // Сайт «Федерал-Пресс»: URL: https://fedpress.ru/news/25/society/2439466 (Дата обращения: 11.06.2020)
19 См., напр.: Путин отругал чиновников за оплату работы врачей с COVID-19 по часам и минутам // Сайт «Интерфакс»: URL: https://www.interfax.ru/russia/708819 (Дата обращения: 11.06.2020)
20 См., напр.: Великанов К.В., Кодлубай Д.В. Проблемы совершенствования организационно-правового механизма отзыва депутатов представительного органа муниципального образования, выборных должностных лиц местного самоуправления // Территория науки. 2017.№ 3. С. 56; Ляшкова Е.С. Проблема реализации института голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления // Вестник совр. исследований. 2018. № 6.2 (21). С. 450—451.
21 Номоконов В.А., Петрова Е.В. Антикоррупционная политика: проблемы остаются // Конф. «Состояние противодействия коррупции и направления совершенствования борьбы с ней». Москва, 27 — 28 января 2015 г. М.: Общерос. Обществ. организация «Российская криминологическая ассоциация», 2015. С. 32.
22 Лидер Владимир Владимирович Путин, Президент Российской Федерации // Сайт «Информационный ре-
сурс Общероссийского народного фронта»: URL: https:/ /onf.ru/leader/ (Дата обращения: 09.06.2020)
23 Конвенция ООН против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СЗ РФ. 2006. № 26. Ст. 2780.
24 Противодействие коррупции // Сайт Генеральной прокуратуры РФ: URL: https://genproc.gov.ru/anticor/detail/ (Дата обращения: 12.06.2020)
25 Corruption perceptions index // Сайт организации «Transparency International»: URL: https://www.trans-parency.org/ru/cpi/2019/results/table (Дата обращения: 13.06.2020)
26 Комлева В.В. Совпадения субъекта и объекта борьбы с коррупцией в России // Гос. служба. 2015. № 2 (94). С. 82.
Библиографический список
1. Великанов К.В., Кодлубай Д.В. Проблемы совершенствования организационно-правового механизма отзыва депутатов представительного органа муниципального образования, выборных должностных лиц местного самоуправления // Территория науки. 2017. № 3.
2. Врачи массово не получают обещанных Путиным выплат за работу с коронавирусом. А многим медикам зарплату вообще урезали. Почему это происходит? / / Сайт «Медуза» — Междунар. русскояз. ид.: URL: https://meduza.io/ feature/2020/05/18/vrachi-massovo-ne-poluchayut-obeschannyh-putinym-vyplat-za-rabotu-s-koronavirusom-a-mnogim-medikam-zarplatu-voobsche-urezali (Дата обращения: 11.06.2020)
3. Губернатор Приморья заявил, что мусорная реформа в регионе провалилась / / Сайт «Фе-дералПресс»: URL: https://fedpress.ru/news/25/ society/2439466 (Дата обращения: 11.06.2020)
4. Дело полковника Захарченко. Досье // Сайт ТАСС: URL: https://tass.ru/info/5456103 (Дата обращения: 29.02.2020)
5. Егоршин В.М. Современная коррупция и противодействие ей: несбыточные нравственно-экономические размышления (хронология крайних лет) // Юрид. наука: история и современность. 2017. № 11.
6. Итоги следствия: глава СК России Александр Бастрыкин выступил на коллегии // Интернет-портал «Рос. газ»: URL: https://rg.ru/2019/ 03/04/glava-sk-rossii-aleksandr-bastrykin-vystupil-na-kollegii.html (Дата обращения: 25.05.2020)
7. Как в Госдуме отреагировали на идею облагать налогом безработных // Сайт РИА Новости: URL: https://crimea.ria.ru/society/20200114/ 1117853385/Kak-v-Gosdume-otreagirovali-na-ideyu-oblagat-nalogom-bezrabotnykh.html (Дата обращения: 11.06.2020)
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2020
8. Комлева В.В. Совпадения субъекта и объекта борьбы с коррупцией в России // Гос. служба. 2015. № 2 (94).
9. Конвенция ООН против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СЗ РФ. 2006. № 26. Ст. 2780.
10. Лидер Владимир Владимирович Путин, Президент Российской Федерации / / Сайт «Информационный ресурс Общероссийского народного фронта»: URL: https://onf.ru/leader/ (Дата обращения: 09.06.2020)
11. Ляшкова Е.С. Проблема реализации института голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления / / Вестник совр. исследований. 2018. № 6.2 (21). С. 450—451.
12. «Макарошки стоят везде одинаково». Министр труда Саратовской области попыталась доказать, что пенсионер может прожить на 3,5 тысячи рублей в месяц // Сайт «Новая газета»: URL: https://novayagazeta.ru/news/2018/10/12/145868-makaroshki-stoyat-vezde-odinakovo-ministr-truda-saratovskoy-oblasti-popytalas-dokazat-chto-pensioner-mozhet-prozhit-na-3-5-tysyachi-rubley-v-mesyats (Дата обращения: 11.06.2020)
13. Миллиардные взятки: Бастрыкин подытожил 2019 год // Сайт газета.га: URL: https:// www.gazeta.ru/social/2019/12/08/12854360.shtml (Дата обращения: 25.05.2020)
14. «Надо вернуть конфискацию имущества как дополнительный вид наказания»: Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин — об ужесточении уголовного законодательства и борьбе с откатами / / Сайт газеты «Известия»: URL: https://iz.ru/899404/izvestiia/ nado-vernut-konfiskatciiu-imushchestva-kak-dopolnitelnyi-vid-nakazaniia (Дата обращения: 05.06.2020)
15. Новый рекорд коррупции: что нашли у полковников ФСБ: у арестованных полковников ФСБ изъяли 12 миллиардов рублей // Сайт газета.га: URL: https://www.gazeta.ru/social/2019/ 05/17/12362209.shtml (Дата обращения: 13.06.2020)
16. Номоконов В.А. Российская политика в сфере противодействия коррупции: скорее коррупци-огенна, чем оптимальна? // Всерос. науч.-практ. конф. «Преступность, уголовная политика, закон». Москва, 26 — 27 января 2016 г. М.: Обще-рос. Обществ. организация «Российская криминологическая ассоциация», 2016. С. 318—319.
17. Номоконов В.А., Петрова Е.В. Антикоррупционная политика: проблемы остаются //
Конф. «Состояние противодействия коррупции и направления совершенствования борьбы с ней». Москва, 27 — 28 января 2015 г. М.: Обще-рос. Обществ. организация «Российская криминологическая ассоциация», 2015.
18. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части совершенствования института конфискации имущества (по вопросу применения конфискации имущества в качестве дополнительного вида наказания): Законопроект № 396097-7: СОЗД ГАС «Законотворчество» // URL: https:// sozd.duma.gov.ru/bill/396097-7#bh_histras (Дата обращения: 07.06.2020)
19. О мерах по противодействию коррупции: Указ Президента РФ от 19.05.2008 г. № 815 (ред. от 13.05.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»
20. Почему главы Владивостока заканчивают карьеру уголовниками // Сайт Lenta.Ru: URL: https://lenta.ru/articles/2016/06/02/criminal / (Дата обращения: 29.02.2020)
21. Противодействие коррупции // Сайт Генеральной прокуратуры РФ: URL: https:// genproc.gov.ru/anticor/detail/ (Дата обращения: 12.06.2020)
22. Путин отругал чиновников за оплату работы врачей с COVID-19 по часам и минутам // Сайт «Интерфакс»: URL: https://www.interfax.ru/ russia/708819 (Дата обращения: 11.06.2020)
23. Россия в Индексе восприятия коррупции — 2019: 28 баллов и 137-е место // Сайт Транспе-ренси Интернешнл — Россия: URL: https:// transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2019-28-ballov-i-137-mesto.html (Дата обращения: 29.02.2020)
24. Суд изъял имущество экс-главы Клинс-кого района Подмосковья на 9 млрд рублей // Сайт ТАСС: URL: https://tass.ru/proisshestviya/ 6895062 (Дата обращения: 22.05.2020)
25. Устинова Н.В. Социально-политические аспекты борьбы с коррупцией в современной России // Вестник Бурятского гос. ун-та. 2011. № 6. С. 191. С. 191—195.
26. Щинова Р.А., Малъшакова Ю.В. Проблемы противодействия коррупции в современном Российском государстве: правовой и социологический аспекты // Общество. Наука. Инновации (НПК-2017): Сб. ст. Всерос. ежегодная науч.-практ. конф. Киров, 1 — 29 апреля 2017 г. Киров: Вятский гос. ун-т, 2017.
27. Corruption perceptions index // Сайт организации «Transparency International»: URL: https://www.transparency.org/ru/cpi/2019/results/ table (Дата обращения: 13.06.2020)
ЗАКОН И ПРАВО • 08-2020