УДК 82-4
ЭССЕ: ИЗМЕНЕНИЯ В ПАРАДИГМЕ ПУБЛИЦИСТИКИ © 2012 С. Я. Гехтляр1, О. В. Пугачева2
1докт. филол. наук, профессор 2аспирант каф. истории и теории языка e-mail: [email protected]
Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского
Анализ особенностей архитектоники и средств, обеспечивающих малоформатным произведениям содержательную полноту и выразительность, позволяет определять инновационные направления развития публицистических жанров, выявить
закономерности жанрового взаимообмена.
Ключевые слова: текст, архитектоника, идеологема, средства выразительности.
Эссе признано жанром-лидером XXI века, одним из самых продуктивных видов творчества как в западноевропейской и восточноевропейской культурах, так и в русской национальной культуре [Ляпун 2009: 5].
В свете современных представлений о природе таких произведений и специфических особенностях текстов продолжает оставаться актуальной проблема определения места жанра в литературном процессе, поскольку, при всем многообразии суждений, до сих пор не выработано единого мнения. Дополнительные трудности создают те особенности эссе, которые принято называть жанровой многосоставностью [Маслаков 2009: 1].
Еще с конца прошлого столетия в России отмечается актуализация этого одного из самых ярких и оригинальных «”жанров самовыражения” с его четко выраженными эстетическими и интеллектуальными свойствами», эссе проникают в закрытые для них ранее периодические издания, их печатают газеты и журналы, начиная с широко известных («Литературная газета», «Культура», «Завтра», «Огонек», «Искусство кино», «Новый мир» и пр.) и заканчивая только что возникшими изданиями разного типа [Тертычный 2010: 326].
В подходе к анализу эссе важно учитывать, что это жанр глубоко персонифицированной журналистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с изложением, ориентированным на заинтересованную аудиторию [Кузнецов 2002: 208]. Базисом жанра является соединение философского,
публицистического начала со свободной манерой повествования.
В основании типологических признаков эссе лежит его синкретизм (на языковом уровне он определяется как «... явление, совмещающее в себе функции, признаки, значения разных языковых элементов и находящееся на периферии языковых систем» [Славянская 2010: 42]), т.к. в его тексте мы отмечаем обычно слияние качеств научной, художественной и публицистической речи.
Среди стилистических особенностей эссе обращают на себя внимание следующие:
1. Явно выраженная авторская интенциональность, отчетливое проявление намеренности в осуществлении того или иного действия [Садыкова 1992: 10]. Характер интенциональности в зависимости от разновидности эссе варьируется в весьма широком диапазоне, но она строго облигаторна, что допускает возможность ее рассмотрения как одного из критериев типологизации, отнесенности определенного
корпуса текстов к одному из текстовых типов. Данный механизм обеспечивается за счет того, что та или иная ситуация соотносится с определенным набором языковых средств, обусловливающих, как следствие, принадлежность к тому или иному из текстовых типов.
Интенциональность реализуется на всех уровнях языка: лексическом,
синтаксическом и стилистическом, в результате отчетливость намерений адресата в тексте эссе является одним из его неотделимых и характерных свойств, определяющих специфику организации и функционирования такого текстового образования на протяжении всего периода его существования в русской литературной традиции.
На лексическом уровне это может проявляться, например, в эксплицитной выраженности целевых установок эссеистических произведений. Четкое и ясное раскрытие целей и задач, а также определение круга тем, рассматриваемых в эссе, достигается за счет использования лексико-грамматических средств описательнодекларативного характера: «Вообрази же воображаемый Петербург» (А. Скидан. «Взгляд на вид неба Александрии»).
Что касается выражения на синтаксическом уровне, одной из основных стилистических фигур, обеспечивающих объективно-субъективный способ организации информации в тексте эссе и определяющих в значительной мере его специфику, являются восклицательные высказывания: «Что за диковинное дерево!» (С.И. Солженицын. «Лиственница»). В эссеистических произведениях
восклицательные высказывания могут начинать или заканчивать весь текст или отдельные главы, разделы, способствуя таким образом реализации тех или иных интенций адресата: эмоционально настроить аудиторию, сделать акцент на той или иной мысли произведения.
На собственно стилистическом уровне к средствам выражения авторской интенциональности следует отнести прежде всего фигуры экспрессивного синтаксиса (все, что способствует четкому и ясному раскрытию намерений адресата, выявлению его позиций по тому или иному вопросу, передаче авторского восприятия окружающей действительности):
1) риторические вопросы: «Среди высочайших сосен избрала молния и не самую же высокую липу - а за что?» (С.И. Солженицын. «Лиственница». «Молния»); «Да еще и на шпиле - каким чудом? - крест уцелел» (С.И. Солженицын. «Лиственница». «Колокольня»); «Что происходит за ночь с нашей душой?» (С.И. Солженицын. «Лиственница». «Утро»); «И - своё земное тепло посылаешь им в обмен: может, и мы чем-то пособим?» (С.И. Солженицын. «Лиственница». «Поминовение усопших»).
2) параллельные конструкции (например, антитеза): «Не моральным укором, а морально деловым», «не конкурсами растят таланты, а духом воспитательного учреждения», «для общества первична свобода... Для человека первична справедливость» (С.Соловейчик. «Последняя книга»);
3) вводные конструкции: «Взрослый (да какой там взрослый! Мне было лет двадцать) охранял справедливость, укреплял ее» (С.Соловейчик. «Последняя книга»); однородность наиболее важных в тексте членов предложения: «Музыкальные, математические, технические или художественные таланты мы умеем поддерживать и развивать (да и то не всегда)» (С.Соловейчик. «Последняя книга»).
4) градация: «поражает справедливость в ребенке, в подростке», «не было кружков, студий, не было даже театра» (С. Соловейчик. «Последняя книга»).
Усиливая прагматический эффект текста эссе в целом, повышая эмоциональную насыщенность отдельных его фрагментов, названные и некоторые другие средства языковой выразительности способствуют созданию эмоциональной атмосферы
процесса восприятия предлагаемой адресату информации и обеспечивают условия для адекватного декодирования намерений автора.
2. Второй константной характеристикой может выступать использование последовательности обоснований по мере развертывания текста, когда основным средством организации информации и воздействия на реципиента является стратегия логической аргументации.
Так, например, размышление о достоинствах учеников и в целом о смысле этических категорий свободы и справедливости в эссе С. Соловейчика «Последняя книга» выстроено как цепочка тезисов и доказательств. Первым возникает тезис-характеристика (Перетурин - справедливый человек), затем - доказательства (содержание понятий справедливости и свободы), и только потом - вполне закономерный вывод: да, этот человек по праву занимает «мегабайт учительской памяти» благодаря своей непохожести на других. Доказательства излагаются четко, логически связываются с примерами из предыдущих произведений автора, касающихся данной тематики.
Аргументирование в ходе речевого воздействия осуществляется при помощи использования различных языковых и внеязыковых средств, в основном, интертекста: афоризмов, сентенций, максим, цитат с целью порождения определенных эмоций и ощущений, способных обеспечить формирование новых либо модификацию старых изначальных стереотипов поведения и мышления.
3. Объективно-субъективный способ организации информации также является константной характеристикой текстов в жанре эссе.
Основное коммуникативно-прагматическое назначение этого параметра -передача объективной информации, подкрепленной доказательными суждениями, мнениями, размышлениями отправителя речи.
Важным является тот факт (не остающийся без внимания читателя), что предлагаемая вниманию адресата информация о смысле жизни, о человеческих положительных и отрицательных качествах, поступках, исторических и политических событиях получена в результате большой творческой и мыслительной работы эссеиста, осознания себя и субъектов ситуации, окружающего мира.
Наиболее распространенный способ персонализации информативного содержания в эссе - повествование от первого лица: «Я пишу эту книгу как исследование человека - на этот раз самого себя» (С.Соловейчик. «Последняя
книга»). В произведениях другого жанра повествование часто ведется от третьего лица: «Дело шло к вечеру. Алексей Абрамович стоял на балконе; он еще не мог прийти в себя после двухчасового послеобеденного сна; глаза его лениво раскрывались, и он время от времени зевал» (А. Герцен «Кто виноват?»).
Информация от 3-го лица существует в двух разновидностях: авторизованной и объективированной. В первом случае дана не только сама информация, но с помощью таких конструкций, как нужно подчеркнуть, следует добавить, обращает на себя внимание, по-видимому, несомненно и т. п., подчеркнуто, что ее источник - сам автор. Во втором передается только информация, без указания на ее авторский характер. Она является подчеркнуто абстрагированной от чувств и личных соображений автора, то есть прямо противоположной тому, что мы видим в эссе, где позиция пишущего всегда на виду. Повествование от второго лица, наверное, самый редкий способ повествования в литературе и публицистике. Тем не менее в отечественной прозе оно встречается: «Если вы не боитесь ожечься о крапиву, то пойдемте по узкой тропинке, ведущей к флигелю, и посмотрим, что делается внутри» (А.П.Чехов. «Палата № 6»); «Видишь, например, как стоит бутылка, или идет дождь, или едет мужик на телеге, но для чего эта бутылка, или дождь, или мужик, какой в них смысл, сказать не можешь, и даже
за тысячу рублей ничего не сказал бы» (А.П.Чехов. «Душечка»). Как правило, ведя повествование от второго лица, рассказчик старается не столько пересказать события, сколько их осмыслить, обобщить.
4. Аппелятивность (от фр. арре11ег - побуждать, призывать). С помощью аппелятивной функции эссеист пытается тем или иным образом воздействовать на адресата, вызвать его реакцию. Грамматически это часто выражается, например, повелительным наклонением глаголов («Говори!»). Аппелятивность - еще одно важное качество современных эссе. Например: «Если помните, Б. Ельцина выбрали
Председателем Верховного Совета перевесом в четыре голоса» (С.Соловейчик «Последняя книга»).
Таким образом, принадлежа к публицистическому стилю, эссе занимает в нем периферийное положение, поскольку синтезирует дифференциальные признаки не только собственно публицистики, но и других функциональных стилей.
Повышенное внимание к жанру в публицистике постсоветского периода, небывалая его популярность привели к тому, что в научный оборот были введены понятия «эссеистика», «эссеистический дискурс», «эссеизация», что стало
свидетельством космополитичности жанра («без границ и без возраста»). В то же время это и самый «личностный» жанр, не вписывающийся ни в какие стандарты.
Попытаемся определить, какие «рабочие моменты» участвуют в создании этого парадоксального, на первый взгляд, сочетания.
Стилевой каркас эссе составляют приемы интеллектуального общения, органичные для постмодернизма.
«Языковая игра», естественная для самой концепции постмодернизма, предполагает цитатность, кодирование, монтаж, аллюзийность, смешение стилей, жанров, и современная журналистика активно включает все эти художественные приемы в свой арсенал [Бешукова 2010: 71].
Эссеистические тексты, хотя и призваны к обобщению социально значимого, в силу своей природы не рассчитаны на массового читателя, ибо в центре жанровостилистического и коммуникативного пространства эссе стоит элитарная творческая личность, которая использует высокоинтеллектуальный языковой код и оперирует знаниями, известными ограниченному кругу читателей (не случайно в наши дни эссе размещаются на страницах таких периодических изданий, как «Известия», «Новая газета», «Независимая газета», «Литературная газета» и др., однако существует множество газет и журналов, страницы которых для эссе закрыты).
Усиление личностного начала - одна из объективных причин укрепления позиций эссе в российской публицистике, индивидуально-творческая составляющая которой получила новый импульс благодаря развитию именно этого жанра. Вероятно, таким образом частично компенсировалась утрата классического очерка, где автор также мог свободно проявлять свое «я», предоставляя читателю возможность ближе познакомиться со своей личностью, оценить интеллект, общий уровень культуры и -что немаловажно для активизации общения с образованным читателем - включиться в работу мысли.
Возрождение эссе в отечественных СМИ начиная с 90-х годов после многолетнего перерыва (этот жанр присутствовал на страницах советских газет довоенного времени за подписями М.Е. Кольцова, А.Н. Толстого, И.Г. Эренбурга) также было обусловлено безудержным стремлением преодолеть стандарты, присущие обезличенному «мы». Как верно подмечает С.И. Сметанина, «в обновленных СМИ субъект - создатель медиа-текста - предстает перед читателем как личность, самостоятельно осмысляющая и оценивающая реальную ситуацию, демонстрирующая
свою мировоззренческую позицию и индивидуальность языковой раскрепощенностью, стремлением отойти от клише газетно-публицистического стиля» [Сметанина 2002: 5].
Рост популярности эссе в современной российской прессе приводит, в свою очередь, к эссеизации газетной публицистики, иначе говоря, использованию в других жанрах газеты элементов, характерных для эссе: свободной композиции,
подчиняющейся не законам жанра, а воле автора, образных обобщений, ассоциаций и т.п. Эссеизация, как отмечают исследователи, оказывает влияние на творчество многих публицистов, которые все больше склонны занимать не столько социальную, сколько личностную позицию, характерную для автора эссе, передающего личное знание, собственные ощущения, представления, мнения и всегда по сути своей - оценку.
Существует и другая закономерная, на наш взгляд, причина распространения этого жанра на страницах российской прессы, нацеленной на поиск истины в связи с кардинальной сменой общественного устройства, решение множества возникших проблем, а потому предпочитающей аналитику, причем не только сугубо рационального характера, но и художественно-исследовательского. Эта причина -усилившееся влияние «игры без правил», сопровождающееся ситуацией абсолютной свободы, благоприятствующей переплетению разного рода признаков, свойств и т. д. По некоторым наблюдениям, «технология эссе - жанра повышенной
интеллектуальности и концептуальности - строится на переключении всех планов -композиционно-речевых, понятийно-художественных, конкретно-абстрактных и т. д. Возможности же творческого использования составляющих жанра в «лабиринтах сцеплений» готового текста просто неиссякаемы. <...> Формулы написания эссе нет, готовых рецептов - тем более» [Кайда 2007: 269].
Несомненно, справедливо утверждение, что «эссе - жанр пограничный, а точнее, междисциплинарный, межстилевой, ибо он характеризуется сочетанием документальности и литературности, и возросшая популярность этого жанра -результат тенденции к интеграции, охватившей, с одной стороны, чисто публицистические жанры, а с другой стороны, литературно-публицистические» [Ляпун 2009: 65].
Можно заметить, что подражание эссе не всегда положительно сказывается на специфике других жанров. В наши дни, когда эссеизация становится модой, отмечается проникновение элементов эссе в сугубо информативные жанры, даже в спортивный репортаж [Кайда 2007: 286], который, заимствуя стилевые и композиционные особенности эссеистических текстов, утрачивает тем самым собственную жанрообразующую природу, поскольку многослойная структура, осложненная образами, понятиями, уводит читателя от самого события, то есть от самого главного.
Таким образом, несмотря на то что использование элементов эссе делает любое произведение более привлекательным для читателя, нельзя не учитывать, что чрезмерное увлечение эссеизацией может привести и к негативным последствиям, в частности, стиранию важных различий между жанровыми формами и соответственно -к хаотичному смешению приемов работы с фактическим материалом.
Библиографический список
Бешукова Ф. Б, Меретукова Б. А. Лингвокультурологический аспект функционирования медиатекста в современном информационном обществе // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2010. Вып. 3 (63).
Кайда Л. Г. Эссе: стилистический портрет. М., 2007. 181 с.
Кузнецов Г. В, Цвик В. Л., Юровский А. Я. Телевизионная журналистика. М.: Издательство Московского университета «Высшая школа», 2002. 192 с.
Ляпун С. В. Смена приоритетов в жанровой системе периодической печати постсоветского периода // Вопросы языкознания. 2009. №7.
Маслаков А. А. О некоторых особенностях позиции повествователя в художественной эссеистике. Материалы XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Секция «Филология». М.: МАКС Пресс, 2009.
Садыкова Л. В. Лингвостилистические параметры текста эссе (на материале французской литературы): автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1992.
Славянская Н. В. Реализация функции воздействия в тексте эссе: дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2010.
Сметанина С. И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века). СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. 383 с.
Тертычный А. А. Аналитическая журналистика. М.: АспектПресс, 2010. 336 с.