РЕЦЕНЗИИ
УДК 22.01
Анатолий КРАСИКОВ
ЭСХАТОЛОГИЯ И АНТИСЕМИТИЗМ В ПРАВОСЛАВИИ
Аннотация. Статья посвящена характеристике монографии В.А. Шнирельмана "Колено Даново: эсхатология и антисемитизм в современной России". Автор отмечает особенности идеологической дифференциации внутри Русской православной церкви, сочетания эсхатологических настроений и антисемитизма. Автор подчёркивает, что эта тема периодически появляется в среде православной общественности, но руководство Церкви стремится преодолеть националистические настроения в своей среде.
Ключевые слова: православие, антисемитизм, эсхатология, религиозная деятельность, национализм.
Автор вышедшей из печати в нынешнем году весомой (как по содержанию, так и в прямом смысле этого слова) монографии "Колено Даново: эсхатология и антисемитизм в современной России", главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН имени Н. Н. Миклухо-Маклая В.А. Шнирельман1 начинает изложение богатейшего и тщательно отобранного материала с постановки вопроса: православие -милленаризм2 или антисемитезм? Строго говоря, этого "или" могло и не быть: одно могло вполне сочетаться с другим. И мы убеждаемся в этом по мере чтения книги. Не говоря уже об осмыслении фактов, в том числе фактов последних лет, месяцев и даже дней. Успокаивает одно: сегодняшнее православие, в том числе русское православие, отнюдь не монолит, каким его хотелось бы видеть некоторым из тех, кто задаёт тон, выступая от имени официальных церковных структур.
Для справки: колено Даново, которое фигурирует в названии книги, - одно из колен Израилевых. Произошло от Дана, пятого сына патриарха Иакова. Занимало небольшую по размерам территорию Ханаана впоследствии по соседству с Филистимлянами, поэтому часто подвергалась нападениям со стороны последних. От Дана в Египте произошло колено, которое во времена исхода насчитывало 62700 человек (Чис.1:39). По гипотезе Игаэля Ядина, племя Дана было греческого происхождения - данайцами, ко-
1 Шнирельман В.В. Колено Даново: эсхатология и антисемитизм в современной России. - М: ББИ, 2017. 617 с.
2 Милленаризм — убеждение религиозной, социальной или политической группы или движения в кардинальных преобразованиях общества, связанных с тысячелетними циклами. В более общем смысле термин используется для обозначения любой сакрализации 1000-летнего периода времени.
© Красиков Анатолий Андреевич - главный научный сотрудник, почётный доктор Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, 11-3. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope12018148150
торые позднее присоединились к израильскому союзу племен. Племя это отличалось воинственностью и по численности уступало только колену Иудину. Данитяне отличались хитростью и коварством, но из них выходили замечательные художники. Художник Аголиав, сын Ахисамахов, был назначен Богом в помощники Веселеилу для строительства Скинии - походного Храма израильтян на пути из Египта в Землю обетованную. По завоевании Ханаана Данову колену был дан сравнительно небольшой, но плодородный удел на берегу Средиземного моря в районе Яффы (Нав. 19:46).
Из Данова племени происходил богатырь Самсон, сражавшийся с филистимлянами (Суд. 13:2). Стеснённые в своих владениях филистимлянами, данитяне вынуждены были искать себе нового места для поселения. Значительная их часть двинулась на север, где они захватили город и назвали его Дан, ставший впоследствии крайним северным пунктом земли Израильской. Северная колония Данова колена завязала тесные торгово-промышленные отношения со своими соседями, финикийцами. Царь Соломон назначил (965 до н. э.) знаменитого художника Хирама, происходившего по матери из Данова колена, строителем Иерусалимского Храма. Жившие вдали от общеизраильского духовного центра данитяне устроили в своем городе собственное святилище. Впоследствии израильский царь Иеровоам (930-909 до н.э.) пытался превратить его, наряду со святилищем в Бейт-Эле, в альтернативу Храму Соломона. После господства царя Соломона в дальнейшей библейской истории колено Даново больше не упоминается.
В последние двадцать лет, констатирует автор книги В.А. Шнирельман, в РПЦ сложились три группы: небольшая, но влиятельная группа либералов (её часто ассоциировали с митрополитом Ювеналием (Поярковым)), доминирующая группа традиционалистов-консерваторов и достаточно крупная и крикливая группа фундаменталистов и радикалов. Об этих последних с мрачным юмором высказался один из процитированных Шнирельманом клириков: "Это бородатые дядьки и ехидные тётки. Любят звать Русь-матушку к топору. Проверяют всех на наличие еврейского носа. Единственным допустимым занятием для православных считают неквалифицированный труд или "профессиональное верование". Последнее выражается в блуждании по храмам и поучении всех и вся уму разуму. Почитание царя-страстотерпца Николая доводят до полного абсурда. Страшно печалятся по поводу не-прославления Распутина, Ивана Грозного, Ющинского и Нилуса. Любят разговоры об ИНН и конце света. Больше говорят об антихристе, чем о Христе. Принимают активное участие в любых крестных ходах, внося туда сумятицу и бестолковщину. При общении с "нецерковными" агрессивны и маловразумительны. Толстых книг не читают, предпочитая брошюры апокалиптической направленности".
Текст "Апокалипсиса" вызывает в церкви неоднозначную реакцию, так как некоторые его интерпретации связывают его с греховностью самой церкви. Показательной была, в частности, реакция фундаменталистов на выступление патриарха Алексия II 13 ноября 1991 г. в центральной синагоге Нью-Йорка. Алексий II начал свою речь словами: "Дорогие братья, шолом вам во имя Бога любви и мира! Бога отцов наших, который явил Себя угоднику Своему Моисею в Купине неопалимой, в пламени горящего тернового куста, и сказал: "Я Бог отцов твоих, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова". Он Сущий - Бог и Отец всех, а мы все братья, ибо мы все дети Ветхого завета его на Синае, который в Новом завете, как мы, христиане, верим, обновлен Христом. Эти два завета являются двумя ступенями одной в той же богочеловеческой религии, двумя моментами одного и того же богочеловеческого процесса".
Руководители целого ряда православных братств и связанные с ними журналисты назвали "проступок" первосвятителя шагом к расколу РПЦ и перестали упоминать его имя при богослужении. Патриарх ответил на развязанную против него кампанию осуж-
Современная Европа, 2018, №1
дением распространения слухов о приближающемся конце света. В 1993 г. от лица синода было опубликовано воззвание "против ересей и лжеучений". 25 марта 2003 г. в своём выступлении на епархиальном собрании в Москве он посетовал на то, что "в настоящее время у нас нередко можно встретить священника или монаха, которые настоящую веру и верность Христу подменяют всевозможными фобиями, страхами". И с огорчением заметил, что "полуграмотные священники запугивают свою паству". Шни-рельман противопоставляет предсказателям приближающегося апокалипсиса тех, кто стремится снизить накал раздувания страхов. Так, когда накануне 2012 г. был замечен психоз, вызванный появлением ещё одного источника - "пророков" индейцев-майя, Издательский совет РПЦ выпустил книгу, в которой подчёркивалось, что, хотя конец света, действительно, близок, но всё же это остаётся тайной, известной только Господу. И предлагалось много о том не размышлять, а жить по заповедям.
Шнирельман напомнил также, что при канонизации Николая II Московская патриархия не пошла на поводу у радикалов, требовавших признать членов царской семьи святыми - жертвами "ритуального жертвоприношения". В итоге погибшие были канонизированы в 2000 г. как "страстотерпцы" Кстати, о гонениях на евреев в "Апокалипсисе" нет ни слова. Как и о грядущем нацистском геноциде. И многие православные авторы хранят молчание о действительно ужасных событиях прошлого. Они упрекают евреев в эгоизме с позиций собственных религиозных убеждений, излагают историю односторонне, в превратно понятых интересах христиан (прежде всего, православных), игнорируя историю других народов и религиозных общин.
P.S. Одна из новостей, появившихся в канун открытия Архиерейского собора РПЦ 27 ноября 2017 г. касалась того, что убийство Николая II и его семьи могло носить ритуальный характер. Об этом заявил секретарь Патриаршей комиссии по изучению результатов экспертизы епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) на конференции в Сретенском монастыре. "У нас самое серьёзное отношение к версии ритуального убийства. Более того, у значительной части церковной комиссии нет сомнений в том, что это так и было", - сказал он.
Список литературы
Шнирельман В.В. (2017) Колено Даново: эсхатология и антисемитизм в современной России. - М: ББИ. 617 с.
References
Shnirel'man V.V. (2017) Koleno Danovo: jeshatologija i antisemitizm v sovremennoj Rossii. - M: BBI. 617 s.
Eschatology and the Antisemitism in Orthodoxy
Author. Krasikov A., Senior Research Fellow, Honorary Doctor of the Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya Str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected]
Abstract. The book review is dedicated to the monograph "The Tribe of Dan: the eschatology an the anti-Semitism in the contemporary Russia". The author emphasizes the peculiarities of the ideological differentiation inside the Russian Orthodox Church, the conjunction of the eschatological ideas and anti-Semitism. The author stresses that this subject regularly appears among orthodox social movements but the Church's leadership exerts efforts to overcome this nationalist trends.
Key words: Orthodoxy, anti-Semitism, eschatology, religious activity, nationalism.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope12018148150
Современная Европа, 2018, №1
УДК 327.7 Татьяна ЗВЕРЕВА
ВСПОМИНАЯ ДЕВЯНОСТЫЕ...
Аннотация. В статье проанализированы взгляды политолога, историка, экономиста, публициста, педагога, дипломата Натальи Евгеньевны Бажановой по проблемам внешней политики России и современных международных отношений, получившие отражение в многотомных мемуарах ее супруга, ректора Дипломатической академии МИД России Евгения Петровича Бажанова. Одна из ключевых идей исследовательницы: российская внешняя политика должна быть подчинена реализации главной национальной задачи - построению в России нормального человеческого общества. В статье сделан вывод о том, что актуальность трудов Бажановой со временем не только не снижается, но, наоборот, возрастает.
Ключевые слова: внешняя политика России, международные отношения, китайский опыт реформ и Россия.
В конце 2017 г. вышел в свет седьмой том воспоминаний Ректора Дипломатической академии МИД России Е.П. Бажанова, основанных на его многолетних дневниковых записях . Всё многотомное издание посвящено памяти его безвременно ушедшей из жизни супруги Натальи Евгеньевны, политолога, историка, экономиста, публициста, педагога, дипломата, внесшего выдающийся вклад в изучение международных отношений. Мемуары Бажанова имеют, прежде всего, глубоко личный характер. Вместе с тем, они содержат уникальную информацию о внутренней и внешней политике России, наблюдения и размышления о политической, экономической и культурной жизни других стран, а также предложения, направленные на разрешение ряда узловых международных проблем современности. Особое внимание привлекают приведенные в мемуарах статьи, вышедшие в разные годы из-под пера Натальи Евгеньевны. Нельзя не увидеть, что их актуальность не только не снижается, но, как представляется, со временем возрастает.
Приступая к освещению трудов Натальи Евгеньевны, выделим её ключевые идеи общего характера. Важнейшая среди них - мысль о необходимости поддержания политической стабильности для успешного внутреннего развития и реализации внешнеполитических задач, стоящих перед тем или иным государством. Яркими красками в работе показаны последствия политической нестабильности того времени. Отмечается, что "Россия корчилась в судорогах экономического кризиса (только за один месяц, в январе 1993 г., цены скакнули на 33%), политического противостояния, идеологической сумятицы, социального недовольства" (С. 12). В стране - "полный бардак, Ельцин цапается с Хасбулатовым, идут бесчисленные круглые столы...; офицерское собрание, несмотря на запрет министра Грачева, устроило совещание и грозит взять власть в свои руки. А экономика катится вниз, цены растут, народ возмущается. Кто-то же хапает бешеные деньги. Национализм усиливается, всеобщая злоба тоже нарастает" (С. 13). Описывая события 1990-х гг., Бажанова отмечает, что в условиях межнациональных распрей, территориального передела, мщения за прошлые обиды "рассчитывать на скорое выкарабкивание из экономической ямы нереалистично. В истории человечества нет прецедента кардинального оздоровления экономики в условиях хаоса. Вся энергия лю-
1 Бажанов Е.П. Миг и вечность. Т. 7. Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко". 2017 г. 399 с. © Зверева Татьяна Вадимовна - д.полит.н., руководитель Центра евроатлантических исследований и международной безопасности ИАМП ДА МИД России. Адрес: 119992, Россия, Mocква, ул. Остоженка, 53/2. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope12018151155
Современная Европа, 2018, №1
дей выливается на митингах, в очередях и того хуже - в потасовках. На созидание сил не остаётся" (С. 61-65).
Как представляется, эта мысль и сегодня важна для понимания задач, стоящих перед нашей страной. Обеспечение политической стабильности остается важнейшей долгосрочной целью, реализация которой - одно из главных условий поступательного развития не только экономики, но и социальной сферы, культуры, улучшения жизни российских граждан, а также укрепления международных позиций России. Вместе с тем, нельзя не подчеркнуть, что ключевым условием политической стабильности остается эффективно работающий демократический механизм. Как уже не раз было в истории, альтернативой этому подходу является накопление нерешённых проблем и рисков в обществе.
Не участвуя в принятии жизненно важных для себя решений, граждане постепенно погружаются в апатию, недовольство всем на свете и безответственность, а само общество превращается в своеобразную "пороховую бочку". Наличие работающего демократического механизма, наоборот, позволяет своевременно выявлять проблемы, вести о них всестороннюю дискуссию, привлекая к ней представителей самых разных политических взглядов и находить оптимальные способы преодоления трудностей. В этих условиях граждане получают возможность не только вести дебаты, но и брать на себя ответственность за возможные издержки тех или иных решений, а они - неизбежны, несмотря на то, что в целом демократический процесс, как правило, позволяет их минимизировать. Демократические механизмы и институты дают возможность постепенно справляться с новыми вызовами, распределяя на всех граждан ответственность за принимаемые решения, и, тем самым, обеспечивая не кажущуюся, а настоящую реальную политическую стабильность, что, в свою очередь, является важнейшим условием поступательного развития общества и страны в целом.
Другая важная идея Натальи Евгеньевны, которую она отстаивала в своих многочисленных трудах и актуальность которой не только сохраняется, но со временем возрастает, напрямую связана с внешней политикой нашего государства. Бажанова неоднократно подчёркивала, что именно внутренние дела будут диктовать поведение России на мировой арене. По словам исследовательницы, ".. .российская внешняя политика должна быть подчинена реализации главной национальной задачи - построению в России нормального человеческого общества. Для этого просто необходимо приструнить свои великодержавные амбиции. Статус подлинно великой державы завоевывается выдающимися достижениями в экономике, науке, технике, культуре, демократии, идеологии. Нам же для начала надо преодолеть экономический кризис, урегулировать межнациональные конфликты, стабилизировать политическую ситуацию, запустить в работу эффективную модель развития и превратиться в довольных собственной жизнью и гордых достижениями родины людей" (С. 229).
Полагая, что в России "не выяснен вопрос: кто друзья, а кто просто партнёры, есть ли у России соперники, что СССР в прошлом делал правильно, в чем грешил" (С. 62), Наталья Евгеньевна размышляла об этом, подробно рассматривая основные направления внешней политики нашего государства. В трудах Бажановой фактически содержится целая внешнеполитическая программа, причём многие её положения звучат злободневно и в наши дни. Важнейшим приоритетом сегодня остается развитие взаимовыгодных связей с нашими ближайшими соседями и партнёрами по постсоветскому пространству, прежде всего, со странами СНГ. Бажанова уделяла этому вопросу большое внимание, предсказывая, что постсоветское пространство "ждут непростые времена". Вместе с тем, Наталья Евгеньевна смотрела на перспективы развития взаимодействия между странами бывшего СССР и на роль в этих процессах России с большим оптимизмом. Она, в частности, подчеркивала, что "сохраняется потребность восстановления спокойствия и стабильности среди сотен народов, проживающих на стыке между Евро-
Современная Европа, 2018, №1
пой и Азией. Под вывеской СНГ или какой-нибудь другой, неважно какой, тысячелетняя метрополия от столкновений и склок с соседями перейдёт к их очередному собиранию под своё крыло. И они потянутся к России, ибо иначе им не удастся устроить бытие мало-мальски по-людски, так, чтобы не проливались потоки крови и не разрушались материальные ценности (пример кавказских народов тому подтверждение)" (С. 65).
Особое внимание Наталья Евгеньевна уделила анализу непростых взаимоотношений России и Запада. Так, в ее работах приводятся причины охлаждения Запада к России. Бажанова, в частности, подчёркивала, что Запад "просто-напросто теряет веру в "светлое демократическое будущее" России. На Западе приходят к выводам: а) страна, терзающаяся в тисках кризиса, вряд ли перспективна как стабильная демократия; б) предоставлять России помощь - значит выбрасывать деньги на ветер; в) развивать с ней деловые связи рискованно; г) число экстремистов в России увеличивается, и необходимо приготовиться к возможной перспективе их прихода к власти. Как следствие этих выводов появилось стремление расширить НАТО, снижается готовность идти навстречу просьбам и пожеланиям Москвы, растёт подозрительность к любым её акциям - будь то в Чечне, в Иране или на Дальнем Востоке" (С. 227).
Отдавая должное научной прозорливости Натальи Евгеньевны, необходимо также отметить, что её никак нельзя уличить в розовом идеализме и уповании на благостное бесконфликтное развитие взаимодействия между Россией и ведущими странами Запада. Так, уже в 1990-е гг. она обратила внимание на две потенциально конфликтные сферы в отношениях РФ с США. Первая - вмешательство Белого дома в ссоры между прежними составными частями СССР. Вторая сфера, чреватая трениями - военная. Москва хоть и укрощает собственные амбиции, но от поддержания стратегического баланса с США не отказывается. Иначе с нами перестанут считаться, - справедливо отмечала исследовательница (С. 62-63). Вместе с тем, Наталья Евгеньевна полагала, что "линия на противостояние с Вашингтоном, на удержание силой и нажимом великодержавной роли - тупиковая. Она чревата действительным расширением НАТО на восток, торможением процессов интеграции в рамках СНГ, отрезанием России от главных источников технологических и финансовых ресурсов, возобновлением военной конфронтации, в которой, увы, у нас не будет настоящих союзников. Тот же Китай не пожертвует связями с Западом ради союза с Москвой. Да и Иран вряд ли в обмен на атомное оборудование станет нам верным союзником, а если и захочет стать, то какова будет ценность такого союзника для удовлетворения чаяний российского народа?" (С. 228).
Особо хочется отметить уникальный вклад, который внесла Наталья Евгеньевна в развитие российского корееведения, являясь ведущим специалистом по вопросам внешней и внутренней политики КНДР и Республики Корея. Интерес представляют её оценки внешней политики КНДР, которые в последнее время вновь получили своё подтверждение. В своих трудах Наталья Евгеньевна вскрыла суть и перспективы развития плановой северокорейской экономики, показав порочный круг, который фактически привел эту страну на тупиковый путь развития (С. 357-378). Анализ работ Натальи Евгеньевны как корееведа был бы неполным без упоминания ее интереснейших предложений, направленных на урегулирование корейской ядерной проблемы и налаживание диалога между двумя Кореями. Ее труды содержат развернутую программу взаимосвязанных мер, направленную на постепенное снижение напряжённости на полуострове. Отметим, что и сегодня многие её идеи находятся в центре переговорного процесса по этим вопросам, который не утрачивает своей актуальности для России. Как справедливо отмечала исследовательница, в случае "обвального" разрушения северокорейского режима, вмешательства в этот процесс Юга в регионе может вспыхнуть крупная свара с участием США, Японии, Китая. Вряд ли России удастся в этом случае отсидеться" (С. 64).
Современная Европа, 2018, №1
Не обошла Бажанова в своих работах и тему российско-китайских отношений, которая в последнее время находится в центре внимания как российского, так и мирового общественного мнения. Автор настаивала, что "требуется деликатность в обращении с Пекином, который, несмотря ни на что, хочет жить в мире с родиной Ленина" (С. 63) Сегодня очевидно, что этот подход начал приносить свои позитивные плоды и сотрудничество наших двух стран успешно развивается.
Представляя читателю седьмой том воспоминаний Е.П. Бажанова, нельзя не остановиться на статье его супруги, содержащей ответ на вопрос о том, "мог ли Горбачёв пойти китайским путём" (С. 389-392). Эта тема и в наши дни не перестает волновать умы не только экспертов, но и широкой общественности. В последнее время всё чаще можно встретить утверждения о том, что не будь, дескать, ошибок М.С. Горбачёва, СССР можно было бы сохранить и направить его развитие по китайскому варианту. В этом случае Советский Союз смог бы превратиться в не менее развитую, процветающую и авторитетную в мире державу, чем современный Китай. Раздаются голоса, обвиняющие Михаила Сергеевича в "национальном предательстве" или же просто в некомпетентности. Множатся попытки свалить на него всю ответственность за крах Союза.
Автор не только не разделяет эту точку зрения, но и прямо заявляет о том, что наши реформы просто не могли развиваться по китайскому сценарию. В обоснование своей позиции Бажанова приводит чёткие, выверенные аргументы, на которых стоит остановиться отдельно, учитывая актуальность этой темы.
По словам Натальи Евгеньевны, внутренняя обстановка в Китае и ситуация в СССР к моменту начала реформ радикально отличались друг от друга. В Китае 1978 г. общество пришло к единодушному заключению о том, что прежний курс не должен быть продолжен, так как страна "пребывала в хаосе в результате безумной культурной революции". В отличие от Китая СССР продолжал оставаться сверхдержавой, и советское общество было далеко от консенсуса по вопросу о необходимости, характере и масштабах перемен.
В Китае партийный и государственный аппарат был расколот, деморализован культурной революцией и не мог оказывать сопротивления реформаторскому курсу китайского лидера Дэн Сяопина. В СССР, наоборот, сопротивление сильного партийного аппарата было существенным фактором, тормозившим любые перемены.
В отличие от Дэн Сяопина, обладавшего колоссальным авторитетом в партии, Михаил Горбачев, на чью долю выпали реформы, был молодым, недостаточно опытным, провинциальным политиком, который вынужден был маневрировать для того, чтобы продвигать свою программу, и решался лишь на незначительные реформы.
Отличались друг от друга и социально-экономические условия в СССР и в Китае, что отразилось на массовой базе реформ. В Китае 80% населения составляли крестьяне, безоговорочно поддержавшие политику Дэн Сяопина, направленную на развитие частной инициативы в сельском хозяйстве. В СССР к началу перестройки массовая база реформ отсутствовала. Хребтом советской экономики являлся военно-промышленный комплекс, так как в условиях холодной войны Советский Союз вынужден был обеспечивать свою безопасность, участвуя в изматывавшей его гонке вооружений с США и создавая самые современные виды оружия. Чтобы оздоровить народное хозяйство, необходимо было решительно сократить военное производство и реструктурировать экономику. Однако ВПК и связанный с ним госаппарат не желали такого удара по своим позициям, блокируя перемены в ключевых областях. В сельском хозяйстве, разрушенном ещё в годы коллективизации, реформаторские планы также не поддерживались ни директорами совхозов, в советское время регулярно получавшими дотации из казны, ни крестьянством, разрушенным ещё в первые десятилетия советской власти и к началу реформ влачившим довольно жалкое существование.
Современная Европа, 2018, №1
Как подчёркивает Бажанова, "следует учитывать и то, что гораздо более развитую, многоотраслевую и многопрофильную экономику, как в СССР, в принципе тяжелее перестраивать, чем традиционную и примитивную экономику, как в КНР". Немаловажно также, что "в Советском Союзе социальное обеспечение находилось на сравнительно высоком уровне, удержать который в ходе реформенного процесса было непросто. В Китае же, напротив, соцобеспечение пребывало в зачаточном состоянии, и население в этом смысле не пострадало от начавшихся реформ".
Внешние условия, в которых проводились реформы в СССР и в КНР, также существенно отличались друг от друга. По словам Натальи Евгеньевны, Китай к концу 70-х гг. сумел наладить тесные военно-политические связи с Западом (на основе противостояния "экспансионизму" Москвы), поэтому США и их союзники с энтузиазмом подключились к реформированию китайской экономики - в КНР потекли товары, кредиты, инвестиции, техническая помощь. СССР же и мечтать не мог о такой зарубежной помощи.
Все упомянутые факторы убедили Горбачёва и его окружение в том, что сами по себе экономические преобразования не получатся: "Горбачёв вначале попытался реформироваться по-китайски, с экономики, но натолкнулся на непреодолимые препятствия. Тогда и отдал приоритет политическим и идеологическим реформам". Как следствие, начался политический кризис, который сделал плохо управляемыми экономические процессы, а сам коммунистический режим, "не поддавшись реформированию, рухнул. А заодно рухнуло и управлявшееся им многонациональное государство" (С. 392).
Подводя итог обзору седьмого тома воспоминаний Бажанова и анализу приведенных в нем работ его супруги, выделим ключевой ответ авторов на вопрос о том, что же всё-таки России нужно делать в сфере внешней политики. Бажановы полагают, что "если мы сможем, как китайцы (или японцы), сосредоточиться во внешней политике на обслуживании потребностей внутреннего развития и достичь прогресса в этом развитии - вопросы НАТО, влияния России в зоне СНГ или Ближнего Востока сами по себе решатся в нашу пользу. В противном случае мы так и будем бесконечно ссориться, воевать, страдать и бедствовать" (С. 230). Отметим, что эти идеи, высказанные Бажано-выми в 1990-е гг., и сегодня не утратили своей актуальности.
Совместное творчество Бажановых пронизано идеями высокого гуманизма. Их работы соответствуют возвышенным целям, стоящим перед наукой, искусством, литературой, культурой в целом - воспитывать и просвещать граждан, добиваться смягчения нравов, напоминать всем живущим на нашей Земле о том, что мир, благополучие, наконец, сама Жизнь - бесценный Дар, Благо, которым наделён каждый человек и которое необходимо беречь как зеницу ока. Именно об этом - многотомные воспоминания Е.П. Бажанова, посвящённые памяти его безвременно ушедшей супруги.
THIKING ABOUT THE NINETIES...
Author. Zvereva T. Doctor of Science (Political Science), Head of the Euroatlantic and International Studies Center in the Institute of Current International Studies, Diplomatic Academy of MID. Address: 53/2 Ostozhenka, Moscow, Russia, 119992. E-mail: [email protected]
Abstract. The article is dedicated to the political scientist and diplomat Natalia Bazhanova's views on the international relations reflected in the memoirs of her husband, the Rector of the Diplomatic academy of MID Evgeniyi Bazhanov. The author emphasizes that the value of Natalia Bazhanova's scientific works is increasing with time.
Key words: Russian foreign policy, international relations, Chinese reforms, Russia.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope12018151155
Современная Европа, 2018, №1