Научная статья на тему 'Антихрист, катехон и Русская революция'

Антихрист, катехон и Русская революция Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
639
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
eschatology / Antichrist / katechon / Russian Revolution / priests / masons / anti-Semitism
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Antichrist, Katechon and the Russian Revolution

Today, the ideas of the Russian monarch or Russia itself as “katechon” are popular in the right-conservative circles, and on this basis attempts are made to explain the Russian Revolution of 1917 and the subsequent events of the twentieth century as a fight against “katechon” up to his “ritual murder”. According to these views, the Freemasons and Jews were responsible for the Revolution, as they were preparing the coming of the Antichrist. What role such representations played in pre-revolutionary and revolutionary Russia and whom did they attract? The article speaks about the popularity of the prophecies about the end of the world in Russia at the turn of the nineteenth and twentieth centuries, shows how the faked “Protocols of the Elders of Zion” fit into this context, and analyzes how and why the myth of Jewish and Freemasons’ conspiracy directly followed from these prophecies.

Текст научной работы на тему «Антихрист, катехон и Русская революция»

Раздел 4. Революция и новые сакральные смыслы

Виктор Шнирельман

Антихрист, катехон и Русская революция

DOI: https://doi.org/lO.22394/2073-7203-20i9-37-l/2-488-5i5 Victor Shnirelman

Antichrist, Katechon and the Russian Revolution

Victor A. Shnirelman — Institute of Ethnology and Anthropology, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia). shnirv@mail.ru

Today, the ideas of the Russian monarch or Russia itself as "katechon" are popular in the right-conservative circles, and on this basis attempts are made to explain the Russian Revolution of 1917 and the subsequent events of the twentieth century as a fight against "katechon" up to his "ritual murder". According to these views, the Freemasons and Jews were responsible for the Revolution, as they were preparing the coming of the Antichrist. What role such representations played in pre-revolutionary and revolutionary Russia and whom did they attract? The article speaks about the popularity of the prophecies about the end of the world in Russia at the turn of the nineteenth and twentieth centuries, shows how the faked "Protocols of the Elders of Zion"fit into this context, and analyzes how and why the myth of Jewish and Freemasons' conspiracy directly followed from these prophecies.

Keywords: eschatology, Antichrist, katechon, Russian Revolution, priests, masons, anti-Semitism.

Статья написана по программе НИР № 01201370998 «Межэтнические отношения и конфликты в России и в мире»

q q Шнирельман В. Антихрист, катехон и Русская революция // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 48 8 2019. № 1-2. С. 488-515.

Shnirelman, Victor (2019) "Antichrist, Katechon and the Russian Revolution", Gosudarstvo, religiia, tserkov' v Rossii i za rubezhom 37(1-2): 488-515.

«Удерживающий»: русский взгляд

В РОССИИ начала XX в. нарастали ожидания кардинальной смены эпох и возникновения нового мира. Когда-то известный религиозный философ С.Н. Трубецкой замечал: «Чем мрачнее исторический горизонт, тем сильнее потребность в таком откровении, апокалипсисе»1. Такие настроения более всего были свойственны консервативной публике. В церковной и прицерковной среде эсхатологический миф использовался в качестве объяснительной матрицы и позднее, когда православные мыслители пытались осмыслить революцию 1917 г. По словам американского историка Дж. Биллингтона, «нигде в Европе объем и сила апокалипсической литературы не сопоставима с тем, что дала Россия при Николае II»2. А американский политолог У. Ла-кер отмечал, что «без учета апокалипсического элемента в духовной жизни русского общества трудно понять распространение, которое получили "Протоколы сионских мудрецов"...», и на рубеже 1980-1990-х гг. он заметил у русских ультраправых воскрешение веры в антихриста3.

Вот почему важно понять причины популярности образа Апокалипсиса в России, а также его тесной связи с идеями «иудей-ско-масонского заговора» и «ритуального убийства». В данной статье будут рассмотрены, во-первых, эволюция этих идей в начале XX в., во-вторых, особенности консервативной среды, где эти идеи были популярны, в-третьих, вариативность отношения к ним как священников, так и ряда православных мыслителей. Тексты для анализа отбирались по наличию в них эсхатологической лексики — такой как «последние времена», «тайна беззакония», «мерзость запустения» и, в особенности, «удерживающий».

Судьба России в XX в. воспринимается верующими как звено вековой изнурительной борьбы христиан с антихристианами в лице евреев-иудеев, якобы испытывающих ненависть к христианству4. Православные фундаменталисты объясняют революцию 1917 г., отождествляя большевиков с евреями, якобы пытавши-

1. Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории. М.: Фолио, 2000. С. 323.

2. Биллингтон Дж. Х. Опыт истолкования истории русской культуры. М.: Рудоми-но, 2001. С. 601.

3. Лакер У. Черная сотня. Истоки русского фашизма. Вашингтон: Проблемы Восточной Европы, 1994. С. 88, 100.

4. Шнирельман ВА. Колено Даново: эсхатология и антисемитизм в современной России. М.: ББИ, 2017.

мися не только искоренить христианство, но и устроить геноцид русского народа5. Важное место в этом мифе занимает убийство российского императора и его семьи, которое трактуется не как политическое преступление, а как «ритуальное убийство», якобы задуманное и осуществленное иудеями с целью убрать «удерживающего» и открыть дорогу антихристу.

Это связано с учением апостола Павла о катехоне («удерживающем») как о силе, мешающей антихристу прийти в этот мир (2 Фес. 2, 7). К концу XIX в. ряд русских священников увидели в «удерживающем» православное государство и установленный в нем «правовой порядок»6. Так в русском православии возникла мысль о том, что лишь русскому царю дано сдерживать силы, влекущие наступление Апокалипсиса, за что царь и получил прозвание «удерживающего».

На рубеже XIX-XX вв. ряд русских клириков видели в России последний оплот христианства, сдерживающий приход антихриста. Они верили, что именно там решались судьбы мира. В консервативном лагере такие настроения нарастали после 1907 г., но особенно в канун и во время Первой мировой войны, причем главными агентами гибельных изменений назывались масоны и «инородцы». И появление в те годы большой богословской и светской литературы, посвященной пришествию антихриста, оказывается далеко не случайным. Тогда некоторым священникам и публицистам даже приходилось писать специальные брошюры, чтобы успокоить народ7. У современных специалистов этот вопрос не получает должного обсуждения8, хотя еще Мар-

5. Шнирельман ВА. Революция 1917 г. — заговор иноверцев и инородцев? Эсхатологический взгляд на русскую революцию // Scando-Slavica. 2018. vol. 64. no. 1. P. 64—94.

6. Виноградов Н.И. О конечных судьбах мира и человека. Критико-экзегетическое и догматическое исследование. М.: Университетская типография (М. Каткова), 1887. С. 132—139; Глаголев Д.С. Второе великое путешествие Св. Апостола Павла с проповедью Евангелия. Опыт историко-экзегетического исследования. Тула: типография губернского правления, 1893. С. 162-165.

7. См., напр.: Тихомиров Л. Апокалипсическое учение о судьбах и конце мира // Миссионерское обозрение. 1907. № 1; Конец мира. 25 марта 1912. СПб., 1912; Петров Н.В. Об антихристе. Казань: Центральная типография, 1916; Придет ли Антихрист? М.: Отчий дом, 1999. С. 15-17, 31.

8. См., напр., Коцюбинский Д.А. Русский национализм в начале XX столетия. М.: РОССПЭН, 2001; Лукьянов М.Н. Российский консерватизм и реформа, 1907-1914. Пермь, 2001; Кирьянов Ю.И. Правые партии в России, 1911-1917. М.: РОССПЭН, 2001; Репников А.В. Консервативные представления о переустройстве России (конец XIX — начало XX веков). М.: Московский гос. обл. университет, 2006; Rog-

тин Малиа замечал, что «от проблемы взаимоотношений между религией и революцией никуда не уйти»9.

Евреи, священники и пророчества

В эсхатологических рассуждениях русских священников и богословов долго не находилось места «подрывной деятельности» евреев как ближайших сподвижников антихриста10. Но на рубеже XIX-XX вв. отмечался сдвиг части православного духовенства к мистическому антисемитизму, и важное место в рассуждениях о «кончине мира» заняли иудеи: якобы именно они более других ждали прихода антихриста, который пообещает им возвращение на родную землю и восстановление царства. Однако предполагалось, что посланцы Бога обратят их в христианскую веру, ибо, по традиционным трактовкам «Апокалипсиса», только после этого станет возможным Второе Пришествие11.

Этот взгляд получил наиболее детальную разработку в 1903 г. в книге иеромонаха Пантелеимона «Начало и конец нашего земного мира», где много страниц было уделено современному миру и, особенно, евреям. Якобы, наряду с масонами, они с нетерпением ожидали антихриста, чтобы захватить власть над миром и окончательно разделаться с христианами12.

ger, H. (1986) Jewish Policies and Right-Wing Politics in Imperial Russia. Berkeley and Los Angeles: Univ. of California Press; Kellogg, M. (2005) The Russian Roots of Nazism: White Émigré and the Making of National Socialism, 1917-1945. Cambridge: Cambridge univ. press. Нет этого и в трехтомнике «Революция 1917 г. глазами современников» под ред. В.В. Шелохаева (М.: РОССПЭН, 2017). Но см.: Лукьянов М.Н. В ожидании катастрофы: эсхатологические мотивы в русском консерватизме накануне первой мировой войны // Russian History. 2004. Vol. 31. № 4. Р. 419-446.

9. Малиа М. Локомотивы истории. Революции и становление современного мира. М.: РОССПЭН, 2015. С. 73.

10. Шнирельман В.А. Колено Даново: эсхатология и антисемитизм в современной России. С. 66-69.

11. См., напр., Филарет (Дроздов). О кончине мира. Одесса: тип. Е.И. Фисенко, 1902; Тихомиров Л. Апокалипсическое учение о судьбах и конце мира. С. 27; Сб. статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса с библиографическим указателем / сост. М. Барсов. М.: Скит, 1994. С. 209-210, 259, 281-282, 388, 437.

12. Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса. Изд. группа Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского женского монастыря «Скит», 1995. С. 96, 121, 209. Детально см.: Шнирельман ВА. Колено Даново: эсхатология и антисемитизм в современной России. С. 72-74.

Эсхатологические взгляды нашли своеобразное отражение в творчестве мистика С. Нилуса13. Его пугала деятельность масонов и евреев, и он с жадностью набрасывался на доступную ему антимасонскую и антисемитскую литературу, якобы подтверждавшую его самые жуткие предчувствия. Во Франции в конце XIX в. активно действовали антимасонские центры, и публицисты прямо предупреждали о «жидомасонской угрозе»14. На эту традицию и опирался Нилус. Получив в свои руки поддельные «Протоколы сионских мудрецов», он заявил, что «тайна беззакония» раскрыта и связана с подрывной деятельностью «масоно-ев-рейских кругов»15. Нилус верил, что в своем стремлении к «захвату мира» Израиль руководил масонами и что, благодаря деньгам и сервильной прессе, в условиях демократии евреи захватывают власть во всех государствах16. Он ставил это в прямую связь с эсхатологической картиной мира и в 1905 г. подготовил к печати рукопись под названием «Торжество Израиля и Антихрист как близкая политическая возможность». Он предупреждал о наступлении «торжества вождей талмудистского Израиля над отступившим от Христа миром»17. В 1917 г. после отречения царя Нилус заявил в отчаянии, что «удерживающий взят от православной среды», а, значит, препятствовать антихристу стало некому18.

Взгляды Нилуса разделяли некоторые видные деятели церкви, включая протоиерея Иоанна Кронштадтского. В последние годы жизни тот был потрясен революционным террором и ожидал скорого наступления «конца мира» и прихода антихриста. Залогом благоденствия России он считал самодержавие и видел

13. О нем см.: Rossman, V. (2002) Russian Intellectual Anti-Semitism in the Post-Communist Era, pp. 210-211. Lincoln: The Univ. of Nebraska Press.; Hagemeister, M. (2006) "The Protocols of the Elders of Zion and the myth of a Jewish conspiracy in post-Soviet Russia", in J.H. Brinks, S. Rock, E. Timms (eds) Nationalist Myths and Modern Media: Contested Identities in the Age of Globalization, pp. 243-245. London: I.B. Tauris; КостюкК.Н. История социально-этической мысли в Русской православной церкви. СПб.: Алетейя, 2013. С. 258-260.

14. Wilson, S. (1982) Ideology and Experience: Antisemitism in France at the Time of the Dreyfus Affair, pp. 419-421,531-533, 545-547. Rutherford, N.J.: Fairleigh Dickinson University Press; Kertzer, D.I. (2001) The Popes against the Jews. The Vatican's Role in the Rise of Modern Anti-Semitism, pp. 173-174. New York: Vintage Books.

15. Нилус С. «Близъ есть, при дверехъ». О том, чему не желают верить и что так близко. Сергиев Посад: тип. Св. Троице-Сергиевой Лавры, 1917. С. 88-89.

16. Там же. С. 161-166.

17. Там же. С. 175. См. также: Нилус СА. Предисловие к 5-му изданию «Близ есть, при дверехъ» // К Свету. 1993. № 3-4. С. 46-47.

18. Нилус СА. Предисловие к 5-му изданию «Близ есть, при дверехъ». С. 44.

вокруг множество врагов, начиная от революционеров и кончая евреями, поляками, армянами и финляндцами19. Он высоко оценил книгу «Начало и конец нашего земного мира»20 и поддерживал Нилуса21.

Тогда саратовский епископ Гермоген (Долганов) отождествлял «интеллигенцию» с «жидами», которых люто ненавидел. В 19051907 гг. его епархиальная газета «Братский листок» жестко высказывалась против «смутьянов» и «бунтовщиков», за что Гермоген прослыл вдохновителем черносотенных погромов22. Возглавляя саратовское отделение «Союза русского народа», он видел в нем чисто русскую организацию и, отождествляя русских с православием, запрещал принимать туда евреев, причем даже крещеных23.

С Нилусом соглашался член Святейшего Синода архиепископ Никон (Рождественский), веривший в наличие якобы давно задуманного плана уничтожения Церкви и подготовки прихода антихриста. Хотя он и не ответил на прямо заданный ему вопрос о его отношении к «Протоколам», его рассуждения о «последних временах» и антихристе дают на это исчерпывающий ответ24. Так в контексте русской религиозной мысли начала XX в. сутью «конца времен» стала борьба не Христа с антихристом, а христианства с евреями25.

19. Новые грозные слова отца Иоанна (Кронштадтского) «О Страшном поистине Суде Божиим, грядущем и приближающемся, 1906-1907 года». М.: Скит, 1993; Венок на свежую могилу Кронштадтского пастыря протоиерея Иоанна Ильича Сергеева. СПб.: Изд-во Р.Г. Шемякиной, 1909 (Поучения 30 декабря 1907 г., а также 5 и 14 февраля, 9 и 14 мая, 1 и 2 октября 1908 г.).

20. Иоанн Кронштадтский. Неизданный дневник. Воспоминания епископа Арсения об отце Иоанне Кронштадтском. М.: Православное благотворительное братство во имя всемилостивого Спаса, 1992. С. 44.

21. Пламенная любовь // К Свету, 1993, № 3-4. С. 40-41; Стрижев А.Н. Пристань Духа Святого // К Свету. 1993. № 3-4. С. 6; Неизвестный Нилус / сост. С. Фомин, Р. Багдасаров. М.: Православный паломник, 1995. Т. 2. С. 390, 543.

22. Мраморное А.И. Церковная и общественно-политическая деятельность епископа Гермогена (Долганова, 1858-1918). Саратов: Научная книга, 2006. С. 195-196, 220-225; Русское православие: вехи истории / под ред. В.И. Клибанова. М.: Политиздат, 1989. С. 413, 420, 424.

23. Мраморное А.И. Церковная и общественно-политическая деятельность. С. 235.

24. Архиепископ Никон. «Козни врагов наших сокруши...» Дневники. М.: Сибирская благозвонница, 2008. С. 960, 967-969, 1058-1062, 1217-1224, 1264-1266.

25. Дудаков С. История одного мифа. Очерки русской литературы XIX-XX вв. М.: Наука, 1993. С. 147.

Антимасонская кампания

После революции 1905 г. и, в особенности, в 1909-1910 гг., когда в России после долгого перерыва вновь появились масонские ложи, там поднялась антимасонская кампания26. Не имея надежных данных о масонах России, ее участники ссылались на французских авторов и, приводя пространные цитаты из их произведений, пытались до смерти напугать обывателя масонской угрозой. Подобно Нилусу, они напрямую связывали масонов с евреями (иудеями) вплоть до утверждения о том, что масонство было создано последними для достижения мирового господства, искоренения христианства и упразднения национальных государств. В таких работах постоянно встречались ссылки на Апокалипсис или на ключевые сюжеты эсхатологического мифа27.

Так, Г. Бутми убеждал читателя в том, что целью масонов являлось построение «царства Змия/Зверя» и что остановить это способен лишь «самодержавный царь»28. Повторяя многие его аргументы, другой автор призывал выступить против «нового змия»29. А православный богослов А. Бронзов уличал масонов в желании установить на Земле «господство антихриста» в виде «всемирного владычества еврейства»30.

Правда, все эти авторы признавали, что не могли ничего доказать со ссылкой на документы и полагались на логику здравого смысла31. Рассуждая о «тайном еврейском правительстве», Селянинов восклицал: «Мы знаем, что оно не может не существовать»32. А Шмаков признавал, что речь идет о «гипотезе»33, и добавлял: «мы, думается, были бы вправе, — и помимо новых

26. Старцев В.И. Тайны русских масонов. СПб.: Д.А.Р.К., 2004. С. 73-75.

27. Селянинов А. Тайная сила масонства. СПб., 1911; Шмаков А.С. Международное тайное правительство. М., 1912; Аракин Я. Еврейский вопрос. СПб.: Всероссийский нац. клуб, 1912; ТихомировЛА. Апология веры и монархии. М.: Москва, 1999. С. 216-218.

28. Бутми Г. Враги рода человеческого. СПб.: тип. Училища глухонемых, 1907. С. 112113, 124.

29. М. А. Г. Слуги треугольника или масоны и их дела. СПб.: изд-во В. М. Скворцова, 1910. С. 29-30.

30. Бронзов АА. Современное масонство. СПб.: тип. М. Меркушева, 1912. С. 8-9, 1617.

31. Там же. С. 1, 205.

32. Селянинов А. Тайная сила масонства. С. 148.

33. Шмаков А.С. Международное тайное правительство. С. 500, 523.

доказательств, признать неустранимость идеи международного тайного правительства, равно как невозможность допустить пребывание оного где-либо, кроме еврейства»34. Других аргументов у них не было.

В предвоенные годы черносотенная пресса была переполнена аналогичными обвинениями35. В 1911 г. неудачливая актриса и известная аферистка Е.А. Шабельская36 опубликовала свой роман «Сатанисты XX века», где, подхватив миф о «жидомасонском заговоре», связала его с подготовкой прихода антихриста37. В книге находили место и фантазии о введении масонства евреями, и идеи о стремлении евреев и масонов к мировому господству, и домыслы о связи всех революций с их подрывной деятельностью, и планы возведения Третьего храма, и утверждения об убийстве масонами тех, кто разглашает их тайны, и жуткие описания кровавых жертвоприношений, якобы совершавшихся масонами. В этом контексте антисемитизм изображался «естественным чувством самосохранения»38, а Россия выглядела последним оплотом христианства, что и делало ее главной целью масонского нападения39.

Но найти «масонский заговор» в России полиции не удалось, и поиск пришлось перенести во Францию. Все же жандармы верили в угрозу масонских лож для государственной безопасности России и всерьез рассуждали о «жидомасонском заговоре»40.

Тем не менее в дореволюционный период многие известные антисемиты не использовали «Протоколы» в своих построениях41.

34. Там же. С. 515.

35. См., напр.: Нечволодов А.Д. Император Николай II и евреи: очерк о русской революции и связях ее с всемирной деятельностью современного иудаизма. М.: Институт русской цивилизации, 2012. С. 37-38, 43.

36. О ней см.: Лурье Л.Я. Хищницы. СПб.: БХВ-Петербург, 2012. С. 125-198.

37. Шабельская ЕА. Сатанисты XX века. М.: ФЭРИ-В, 2000.

38. Там же. С. 77.

39. Там же. С. 280, 297-298.

40. Старцев В.И. Тайны русских масонов. С. 75-77; Багдасарян В.Э., Реснянский С.И. Поиск «масонского заговора» и кризис правой идеологии в предреволюционной России // Вопросы истории. 2017. № 9. С. 12-13.

41. Об этом см.: Записка А.И. Спиридовича. Политический архив XX века. Охрана и антисемитизм в дореволюционной России // Вопросы истории. 2003. № 8. С. 3-36; Рууд ЧА., Степанов СА. Фонтанка, 16. Политический сыск при царях. М.: Мысль, 1993. С. 251-266; Багдасарян В.Э. «Протоколы сионских мудрецов» в контексте развития отечественной историографии // Армагеддон. 1999. Т. 3. С. 110.

По словам А. дю Шайла, архиепископ Никон был единственным из всего епископата, кто с доверием к ним относился42.

Церковь, масоны и революция

В начале XX века в церкви все больше ощущали необходимость реформ, и происходила ее демократизация; в церковную среду проникали либеральные идеи, и священники все больше проявляли свою оппозиционность монархической власти43. После Февральской революции Святейший Синод не выступил в поддержку монархии. И если еще в сентябре 1912 г. архиепископ Антоний (Храповицкий) заявлял о безмерной преданности народа и Церкви русскому императору44, то пять лет спустя речи об этом уже не было45. В начале марта 1917 г. постановлением Святейшего Синода были исправлены богослужебные чины и тексты молитв — поминовение царственного дома было заменено формулой о «Богохранимой Державе Российской и Благоверном Временном правительстве»46. При этом «страстотерпцем» некоторые тогда называли не царя, а народ47. А термин «темные силы» использовался для царя с царицей, которых обвиняли в измене48.

42. Об этом см.: Тагиефф П.-А. Протоколы сионских мудрецов. Фальшивка и ее использование. М.: Мосты культуры-Гешарим, 2011. С. 63.

43. Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х — 1918 гг.). М.: Духовная б-ка, 2002. С. 183, 295-314; Бабкин М.А. Духовенство Русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. — конец 1917 г.). М.: Гос. публичная историческая библиотека России, 2007. С. 85-89, 124-126; Бабкин М.А. Священство и царство (Россия, начало XX в. — 1918 г.). Исследования и материалы. М.: Индрик, 2011.

44. ТальбергН.Д. Николай II. Очерки истории Императорской России. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000. С. 6.

45. Это подтверждали даже черносотенцы. См.: Якобий И.П. Император Николай II и революция; Фомин С.В. «Боролись за власть генералы ... и лишь император молился». М.: Общество Святителя Василия Великого, 2005. С. 445.

46. Бабкин М.А. Священство и царство. С. 209-221; Колоницкий Б. И. Символы власти и борьба за власть. С. 62-64; Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен. С. 490.

47. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. Материалы и архивные документы по истории Русской православной церкви / сост. М.А. Бабкин. М.: Индрик, 2008. С. 66.

48. Бабкин М.А. Священство и царство. С. 290. Те же настроения царили и на Дворянских съездах. См. : Тальберг Н.Д. Кара Божия // Руднев В.М. Правда о царской семье и «темных силах». Berlin: Двуглавый орел, 1920. С. 30.

Начиная с 1905 г., вера в царя и духовенство падала как в народе, так и в высшем обществе49. Лишь одна из новых сект, «Новый Израиль», инициировала в конце февраля 1919 г. волнения в Пензенской губернии под монархическими и эсхатологическими лозунгами. Сектанты верили, что бушевавшие войны указывают на «конец мира», и ожидали Второго Пришествия. Мессией им виделся новый царь50. Но это выступление было единственным монархическим на фоне других многочисленных крестьянских выступлений того времени51.

В годы Первой мировой войны убежденный монархист Л.А. Тихомиров в своем дневнике отмечал, что религиозно-мистическое отношение к царю резко упало. Он с жалостью упоминал царя и сетовал на ослабление его авторитета52. Причем, как в 1905-1907 гг., так и в 1915-1916 гг. Тихомиров предсказывал революцию и падение монархии53. Фактически он выражал мнение крайне правых, которые, желая сохранить монархию, считали Николая II ничтожеством и мечтали о его замене54.

Примечательно, что для катехона или мистической роли России в истории места в дневнике Тихомирова не нашлось, и, хотя он писал свою фундаментальную книгу о философии религии, в его рассуждениях о текущих событиях отсылки к эсхатологии встречались крайне редко55. Вопрос о роли православия и о функ-

49. Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох. М.: Отчий дом, 1994. С. 122-123, 131, 135; Курлов П.Г. Гибель императорской России. Берлин: Отто Кирхнер, 1923. С. 149.

50. Крестьянское движение в Поволжье 1919-1922. Документы и материалы / под ред.

B. Данилова, Т. Шанина Т. М.: РОССПЭН, 2002. С. 88-92.

51. Там же. С. 14-15.

52. Дневник Л.А. Тихомирова. 1915-1917 гг. / сост. А.В. Репников. М.: РОССПЭН, 2008.

C. 72, 86, 145, 344. Хотя в 1905-1906 гг. Тихомиров писал свою статью об Апокалипсисе, в его дневниках это не нашло никакого отражения. Похоже, он не видел в царе катехона и лишь жалел его, отмечая, что почему-то Бог ему не помогает. Будучи сторонником монархии, он жестко критиковал правительство и был убежден в том, что при нынешнем царе Россию ждет революция и монархия непременно падет. См.: Дневник Л.А. Тихомирова. 1905-1907 гг. С. 28, 161, 282, 287, 298, 351, 385 и др.

53. Дневник Л.А. Тихомирова. 1905-1907 гг. С. 151, 163, 282, 287, 383; Дневник Л.А. Тихомирова. 1915-1917 гг. С. 74, 116, 145, 329. В этом Тихомиров соглашался с черносотенцами. См.: Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен. С. 298299.

54. Чернов В. Великая русская революция. Воспоминания председателя Учредительного собрания 1905-1920. М.: Центрполиграф, 2007. С. 20.

55. Дневник Л.А. Тихомирова. 1915-1917 гг. С. 151, 203.

ции «удерживающего» не рассматривался и в его трудах о монархии и о связи христианства с политикой56. Правда, говоря о «всемирном государстве», Тихомиров вспомнил об «Апокалипсисе», но без ссылок на антихриста или «удерживающего»57.

В революции некоторые авторы винили масонов58, что особенно отличало эмигрантов-монархистов, любивших рассуждать о масонском заговоре59. Однако связь антимонархических заговоров с масонами остается умозрительной60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Никакого масонского заговора в феврале 1917 г. не было, хотя некоторые масоны и пользовались большим влиянием. Если в предреволюционные годы они вынашивали идею дворцового переворота, то лишь для предотвращения народной революции. Четкого плана у них не было, и Февральская революция застала как их, так и левых врасплох61.

Эсхатология и антисемитизм

В 1917 г. ряд священников оставался на монархических позициях и отвергал новую жизнь как «царство иудейское»62. Некоторые из них понимали текущие события в апокалипсическом свете. Наблюдая происходящее в Петрограде, протоиерей Иоанн (Восторгов) задавал вопрос: Неужели «времена исполнились»?63 А епископ Гермоген (Долганов), видевший в революции «мучительную Голгофу», составил в 1917 г. комментарий на «Апокалипсис», где

56. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М.: Университетская типография, 1905. Часть 1. С. 89-96; Часть 3. С. 18-45, 183-185; Часть 4. С. 63-108; Тихомиров Л.А. Христианство и политика. М.: Русская печатня, 1909.

57. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. Часть 4. С. 300-307.

58. Там же. Часть 3. С. 101, 151, 305, 308-309; Катков Г.М. Февральская революция. М.: Русский путь, 2006. С. 8-9, 175-185.

59. См., напр., Берберова Н. Люди и ложи. Русские масоны XX столетия. М.: Прогресс-Традиция, 1997.

60. Серков А.И. История русского масонства XX века. СПб.: изд-во Н. И. Новикова, 2009. Т. 1. С. 25-26, 56-58; Шубин А.В. Великая российская революция: от Февраля к Октябрю 1917 года. М.: Родина-Медиа, 2014. С. 111. О Берберовой см.: Буд-ницкий О.В. «Дело» Нины Берберовой // НЛО. 1999. № 39. С. 141-173.

61. Старцев В.И. Тайны русских масонов. С. 128; Серков А.И. История русского масонства XX века. Т. 1. С. 193-240; Шубин А.В. Конспирологи о причинах Февральской революции // Историческая экспертиза. 2014. № 1. С. 75-99; Федюк В.П. Керенский. М.: Молодая гвардия, 2009. С. 81.

62. Бабкин М.А. Священство и царство. С. 226-228, 396-406; Колоницкий Б.И. Символы власти и борьба за власть. С. 73.

63. Протоиерей Иоанн (Восторгов). Шествие // Русский вестник. 1993. № 34-35. С. 5.

яркими красками описал время антихриста64. Упоминая, что «еврейские масонские революционеры» «готовят все силы к свержению самодержавия в России, а потом — на весь мир»65, гораздо больше внимания он уделил гонениям на «истинных христиан».

Эсхатологические настроения усилились после Октябрьской революции. В ноябре 1917 г. 33 члена Поместного собора осудили популярность «масонства» и идей социализма у православного населения66. А 22 января 1918 г. некоторые священники говорили о захвате власти «еврейско-масонскими организациями», расчищавшими путь антихристу, и призывали вернуться к монархии67. Но в посланиях собора, направленных против «смуты», не было и речи о «последних временах». Не обращался к этой формуле и патриарх Тихон, протестовавший против гонений на церковь68. Правда, в январе 1918 г. он использовал апокалипсический язык, уподобив большевиков «властелинам тьмы века сего»69.

В первой половине 1918 г. религиозный философ Е.Н. Трубецкой писал о крахе всемирной культуры и приходе варварства. Его страшили как мировая война, так и в еще большей мере гражданская война, где место национального эгоизма занимал эгоизм классовый и региональный. Он усматривал в этом «апокалипсическое видение зверя, выходящего из бездны», и даже предчувствовал, что «Царство Божие близко, при дверях». Вокруг он видел «мерзость запустения» и «гибель родины». Но, фиксируя эсхатологические признаки, Трубецкой пытался избежать крайнего пессимизма. Он напоминал, что это — далеко не первая катастрофа в человеческой истории и потому гадать о сроках «конца мира» не стоит, и отмечал, что катастрофическая эпоха влечет

64. Мраморное А.И. Церковная и общественно-политическая деятельность. С. 319320.

65. Епископ Гермоген. Толкование на «Откровение» Иоанна Богослова (5 мая 1917) // Стояние за истину [http://www.zaistinu.m/articles/?aid=144, доступ от 20.03.2018]. В июне 1918 г. Гермоген был утоплен большевиками в р. Тобол.

66. Российское духовенство и свержение монархии / сост. М.А. Бабкина. С. 466.

67. Там же. С. 400-404.

68. Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. М.: Издание Сретенского монастыря, 2007. С. 352-353, 361-362.

69. Гарбузняк А. 100 лет назад патриарх Тихон проклял большевиков // Стол. 1.02.2018 [https://s-t-o-l.com/tserkov-i-obshhestvo/100-let-nazad-patriarh-tihon-proklyal-bolshevikov/, доступ от 20.03.2018].

за собой сдвиги в духовной жизни и будит могучие творческие силы. О евреях в связи с «концом мира» он не упоминал70.

Рост антисемитизма начался летом 1917 г.71 А миф о «жидомасонах», не пользовавшийся популярностью в верхах царской России, зажил полной жизнью в годы революции и гражданской войны, когда даже некоторые бывшие либералы сдвинулись к черносотенству72. Пищу эсхатологическим настроениям давал тот факт, что достаточно высокую долю в высших органах советского государства составляли люди еврейского происхождения73 (недруги советской власти эту долю еще больше завышали, создавая миф о «еврейско-большевистской власти»74).

В белом движении эсхатологические настроения проявлялись в апокалипсической лексике нарративов и языке плакатов. Иной раз Троцкий представлялся чудовищем, совершающим «ритуальное убийство», а Россия выглядела изнасилованной девушкой75. Большевики рисовались антихристом, говорилось о «еврейской

70. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1995. С. 190-218.

71. Будницкий О.В. Российские евреи между красными и белыми, 1917-1920. М.: РОССПЭН, 2005, с. 82-85.

72. «Окунуться в Россию»: переписка В.А. Маклакова с Б.А. Бахметевым // Отечественная история. 1996. № 2. С. 158-160; Розенталь И.С. «Жидомасонский заговор»: из истории восприятия мифа // Россия XXI. 2001. № 2. С. 169-172; Нам И.В., Наумова Н.И. Еврейская диаспора в Сибири в условиях смены политических режимов (март 1917 — февраль 1920 гг.). Красноярск: Кларетианум, 2003. С. 123142.

73. Троцкий Л.Д. История русской революции. Октябрьская революция. М.: Вече, 2017. С. 315; Гимпельсон Е.Г. Советские управленцы, 1917-1920. М.: ИРИ, 1998; Riga, L. (2008) "The ethnic roots of class universalism: rethinking the "Russian" revolutionary elite", American Journal of Sociology 114(3): 649-705. См. также: Будницкий О.В. Российские евреи между красными и белыми. C.77-78, 102-107.

74. См., напр.: Архиепископ Никон (Рклицкий). Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время, 1863-1936. Нижний Новгород: Издание Братства во имя святого князя Александра Невского, 2012. Кн. 3. С. 520; Нечволодов А.Д. Император Николай II и евреи. С. 94. Об этом см.: Пасманик Д.С. Русская революция и еврейство (Большевизм и иудаизм). Париж: изд-во «Франко-русская печать», 1923; Кон Н. Благословение на геноцид. М.: Прогресс, 1990. С. 91-92; Будницкий О. В чужом пиру похмелье: евреи и русская революция // О.В. Будницкий (ред.). Евреи и русская революция. Материалы и исследования. М.: Гешарим, 1999. С. 13-17. О многочисленных ошибках власовца Дикого (А.И. Зинкевича), у которого современные антисемиты любят черпать информацию о большевиках, см.: Абрамов В. Евреи в КГБ: палачи и жертвы. М.: Яуза, Эксмо, 2005. С. 87-92.

75. Еремеева А.Н. «Под рокот гражданских бурь...» (художественная жизнь Юга России в 1917-1920 годах). СПб.: Нестор, 1998. С. 163-164; Заранян Е. Гражданская война как эсхатологическое переживание: пространственный аспект (по документам Белого движения). Доклад на конференции «Религия и революция 1917 г.», Москва, 27 октября 2017.

революции», исторический путь России связывался с Голгофой, и акцент делался на Троцком, а не на Ленине76. В начале 1919 г. в армии Колчака священники распространяли листовки, где большевики изображались «предтечами последнего антихриста»77. Но, когда в мае 1919 г. на Ставропольском церковном соборе протоиерей В. Востоков призвал выступить против «жидов и масонов», поддержки он не получил78.

Именно в тот период, окрашенный еврейскими погромами, «Протоколы сионских мудрецов» достигли пика своей популярности в России79. Будучи под арестом, в марте 1918 г. Николай II обратился к книге Нилуса и назвал ее «своевременным чтением», хотя знал, что «Протоколы» являются фальшивкой80. Несмотря на то, что в 1919 г. Колчак и члены его правительства выступали против антисемитизма81, сам Колчак зачитывался «Протоколами», полагая, что там говорилось о масонском заговоре82. А в Приамурье в 1919 г. распространяли известную фальшивку, «Речь раввина к еврейскому народу», по своему духу напоминавшую «Протоколы»83.

В Крыму в 1920 г. многие священники верили в то, что евреи стремились к власти над миром, и видели в лидерах большевиков их передовой отряд84. В начале 1920-х гг. начальник русской духовной миссии в Китае архиепископ Иннокентий (Фигуровский), ссылаясь на «Апокалипсис», рисовал царство антихриста и утвер-

76. Еремеева А.Н. «Под рокот гражданских бурь.» С. 239-242.

77. Нечаев М.Г. Церковь на Урале в период великих потрясений. С. 241.

78. Протопресвитер Георгий Шавельский. Воспоминания. С. 614.

79. Бурцев В.Л. В погоне за провокаторами. «Протоколы сионских мудрецов» — доказанный подлог. М.: Слово, 1991. С. 272-281; Кон Н. Благословение на геноцид. С. 93-97; Тагиефф П.-А. Протоколы сионских мудрецов. С. 64-65; Ганелин Р.Ш. Белое движение и «Протоколы сионских мудрецов» // Р.Ш. Ганелин (ред.). Национальная правая прежде и теперь. Историко-социологические очерки. Часть 1. Россия и русское зарубежье. СПб.: Институт социологии РАН, 1992. С. 124-130; Будницкий О.В. Российские евреи между красными и белыми, 1917-1920. М.: РОССПЭН, 2005. С. 239-241.

80. Фирсов С.Л. Николай II. Пленник самодержавия. М.: Молодая гвардия, 2017. С. 155, 325.

81. Нам И.В., Наумова Н.И. Еврейская диаспора в Сибири. С. 123-130, 140-142.

82. Будницкий О.В. Российские евреи между красными и белыми. С. 241.

83. Нам И.В., Наумова Н.И. Еврейская диаспора в Сибири. С. 142.

84. «Окунуться в Россию». С. 160; Будницкий О.В. Российские евреи между красными и белыми, с. 267-274.

ждал, что в России оно уже наступило85. Даже престарелый генерал А.А. Брусилов задумался о «правоте» Нилуса и Шмакова и предположил, что за большевиками стояла какая-то «темная сила», связанная с Сатаной86. Такие чувства охватывали многих православных.

В 1920 г. эмигрант, игумен Серафим (Кузнецов), оправдывал царскую власть и связывал обрушившиеся на Россию беды со «скрытой темной силой», представленной «иноземцами, чуждыми интересам русских». Он называл их «агентами дьявола» и «иудами-предателями»87. В начале 1920-х гг. монархист Тальберг обвинял масонов в подрыве Российской империи. Якобы в годы войны их агенты наводнили различные министерства, оказывали влияние на либеральных чиновников и духовенство и разлагали общество через «иудейские» средства печати. Всех видных врагов царизма он записывал в «масоны», и даже либерал М.М. Винавер казался ему «иудо-масоном»88. Он верил, что программа «Протоколов» успешно воплощалась в жизнь89. Наконец, он писал о том, что всемирное еврейство испытывало ненависть к Святой Руси, и видел воплощение этого в фигуре американского банкира Якова Шиффа90.

Чем больше времени проходило с момента революции, тем сильнее монархисты проявляли желание объяснить ее с религиозных позиций. Так, в 1943 г. архимандрит Константин (Зайцев), оплакивая Святую Русь и Великую Россию, подчеркивал роль царя как «охранителя церкви», «сдерживавшего силу врага», и отмечал, что судьба всего мира зависела от России91. В 1950-х гг., говоря о печальной участи царской семьи, Тальберг задавался вопросом, «просто ли это жертвы террора среди многих иных или чувствуется здесь нечто качественно иное»?92 А попавший в эмиграцию ребенком В.С. Кобылин с убеждением писал о «заговоре

85. Архиепископ Никон (Рклицкий). Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время. Кн. 3. С. 604-609.

86. Брусилов АА. Мои воспоминания. М.: РОССПЭН, 2001. С. 344-345.

87. Игумен Серафим (Кузнецов). Православный царь-мученик. М.: Православный паломник, 1997. С. 149, 187, 207-208, 243 сл.

88. Тальберг Н.Д. Сочинения. Кн.2. С. 353-370, 399.

89. Там же. С. 371-378.

90. Там же. С. 382-386.

91. Архимандрит Константин (Зайцев). Памяти последнего царя. Джорданвилль: Монастырь Св. Троицы, 1963. С. 18-19, 39.

92. Тальберг Н.Д. Николай II. Очерки истории Императорской России. С. 126.

масонов» во главе с Гучковым93 и доказывал, что речь шла о сознательном «упразднении удерживающего» и, следовательно, о «тайне беззакония в действии»94.

Заслуживает внимания отношение епископа Антония (Храповицкого) к евреям. С одной стороны, он видел в них «племя вредное в экономическом и нравственном отношении» и одобрял их дискриминацию95. С другой, он осудил Кишиневский погром, а по завершении революции 1905 г. пытался отделить религиозных евреев от евреев-революционеров («бундистов»). Первые вызывали у него симпатию, а вторых он порицал как «отщепенцев» и «нигилистов», видя в них «зло народу». Он доказывал, что якобы первых в России никогда не обижали, и борьба за политическую свободу евреев до добра не доведет96.

События 1905-1907 гг. заставили Антония увидеть смысл евангельских посланий в новом свете, а революция 1917 г. и последующая гражданская война укрепили его в своей правоте. Он связал напряженные взаимоотношения Христа с иудеями и иудейскими первосвященниками с тем, что те якобы готовили восстание против Римской империи, чего Христос не разделял, выступая за нравственную свободу, а не политическую. Якобы рост народной популярности Христа обеспокоил первосвященников, опасавшихся, что это помешает им поднять восстание97.

Все эти рассуждения, безусловно, вызывались опытом революции в России. У Антония это прорывалось то в сопоставлении статуса Финляндии в Российской империи со статусом Иудеи в Римской империи98, то в проведении параллели между иудейским патриотизмом Христа и настроениями «истинных русских па-

93. Кобылин В.С. Император Николай II и заговор генералов. М.: Вече, 2008. С. 8687, 246-248, 338-339.

94. Там же. С. 294, 413. Автор опирался на книгу Свиткова, где масонами объявлялись как все члены Временного правительства, так и вожди большевиков вместе с... царскими генералами. Там же, с. 415-416.

95. Архиепископ Никон (Рклицкий). Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время. Кн. 1. С. 520.

96. Митрополит Антоний (Храповицкий). Собр. соч. М.: Даръ, 2007. Т. 1. С. 851-862.

97. Там же. С. 863-883; Митрополит Антоний (Храповицкий). Христос Спаситель и еврейская революция. Религиозно-исторический очерк. СПб.: Газ. «Лит. вестн.»; Община Казанской церкви Воскресенского Новодевичьего монастыря, 1993.

98. Митрополит Антоний (Храповицкий). Христос Спаситель и еврейская революция. С. 13.

триотов»99, то в утверждении о том, что в пророчествах Даниила содержалась «религиозно-политическая программа иудейства», которой евреи якобы упрямо следуют100. Антоний с ненавистью писал о «еврейских революционерах», называя их то «фанатиками», то «шовинистами». Зато он одобрял Христа, подчеркивавшего законность римского владычества и не желавшего революции. Это нарушало планы Синедриона и обрекало Христа на неизбежную гибель. Так Антоний рисовал его «жертвой еврейской революции»101. Надо ли сомневаться в том, что такой же жертвой он видел себя и прочих «истинных русских патриотов»?

Выводы

Итак, рост революционных настроений и активное участие евреев в русском освободительном движении, начиная с конца XIX в., привели к появлению и распространению идеи о «жидомасонском заговоре». Важнейшим источником таких взглядов послужила антимасонская кампания, развернувшаяся во Франции во второй половине XIX в. Она снабдила русских конспироло-гов как языком обсуждения этой темы, так и концептуальными инструментами. Это, в свою очередь, наложилось на эсхатологические представления русских богословов о русском царе как «удерживающем» (катехон) мир от прихода антихриста. Поэтому связь «Протоколов сионских мудрецов» с французской почвой и их появление в России к началу XX в. были далеко не случайны.

Если вплоть до конца XIX в. многие русские богословы обсуждали эсхатологию в традиционном ключе, следуя представлениям отцов церкви, то в начале XX в. эсхатологические концепции включили рассуждения о роли России в мире, о ее врагах и о ее будущем, неразрывно связанном с судьбой православия. Тревогу у клириков вызывали не только революционные события, но и кризис, переживаемый тогда христианством. Не умея и не желая объяснять это реальными политическими, экономическими и социальными факторами, клирики искали объяснения в предании, основанном на тексте Апокалипсиса и его интерпретациях. Так и сложились представления о воинстве антихриста, состоящем из евреев и масонов. Этому способствовали два

99. Там же. С. 35.

100. Там же. С. 26.

101.Там же. С. 19-24.

фактора: активное участие евреев в революционном движении и возвращение масонских лож в Россию после революции 19051907 гг. Отсюда — небывалая по интенсивности антимасонская кампания, запущенная ультраконсерваторами в прессе накануне Первой мировой войны.

Однако она не увлекла широкие массы, а напуганные ее размахом лидеры масонов усыпили большинство лож и усилили конспирацию. Хотя масонство получило определенную популярность в среде либеральных деятелей, желавших прогрессивных реформ, все это ограничивалось салонными разговорами, и никакого эффективного политического заговора масоны устроить были не в состоянии. Февральская революция стала результатом народного движения снизу и была неожиданностью как для правых, так и для левых.

Между тем, священники-монархисты и околоцерковная публика восприняли революцию как осуществление пророчеств. Это в особенности усилилось после Октябрьской революции и в годы гражданской войны, благодаря высокой роли евреев в руководстве партии большевиков. Именно тогда наблюдался всплеск апокалип-тики, охватившей не только монархистов, но и более широкие общественные массы. Особый импульс этому задал расстрел царской семьи, в чем сторонники русской эсхатологии увидели сознательное уничтожение «удерживающего». Надо ли говорить, что виновными они немедленно объявили евреев и масонов, так как это соответствовало их представлениям о «последних временах»? Одни искренне верили таким идеям, другие искусственно манипулировали ими для мобилизации контрреволюции. Все это имело продолжение в эмигрантских кругах, где идея прихода «последних времен» увлекла ряд священников. Так эсхатологический миф не только создал фантастические представления об окружающей реальности, но стремился сделать религию важным фактором политики.

Библиография / References

Абрамов В. Евреи в КГБ: палачи и жертвы. М.: Яуза, Эксмо, 2005.

Аракин Я. Еврейский вопрос. СПб.: Всероссийский нац. клуб, 1912.

Архиепископ Никон. «Козни врагов наших сокруши.» Дневники. М.: Сибирская бла-гозвонница, 2008.

Архиепископ Никон (Рклицкий). Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время, 1863-1936. Нижний Новгород: Издание Братства во имя святого князя Александра Невского, 2012.

Архимандрит Константин (Зайцев). Памяти последнего царя. Джорданвилль: Монастырь Св. Троицы, 1963.

Бабкин М.А. Духовенство Русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. — конец 1917 г.). М.: Гос. публичная историческая библиотека России, 2007.

Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. Материалы и архивные документы по истории Русской православной церкви / сост. М.А. Бабкин. М.: Индрик, 2008.

Бабкин М.А. Священство и царство (Россия, начало XX в. 1918 г.). Исследования и материалы. М.: Индрик, 2011.

Багдасарян В.Э. «Протоколы сионских мудрецов» в контексте развития отечественной историографии // Армагеддон. 1999. Т. 3. С. 101-129.

Багдасарян В.Э., Реснянский С.И. Поиск «масонского заговора» и кризис правой идеологии в предреволюционной России // Вопросы истории. 2017. № 9. С. 3-15.

Сб. статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса с библиографическим указателем / сост. М. Барсов. М.: Скит, 1994.

Берберова Н. Люди и ложи. Русские масоны XX столетия. М.: Прогресс-Традиция, 1997.

Биллингтон Дж.Х. Опыт истолкования истории русской культуры. М.: Рудомино, 2001.

Бронзов АА. Современное масонство. СПб.: тип. М. Меркушева, 1912.

Брусилов А.А. Мои воспоминания. М.: РОССПЭН, 2001.

Будницкий О.В. «Дело» Нины Берберовой // НЛО, 1999, № 39. С. 141-173.

Будницкий О. В чужом пиру похмелье: евреи и русская революция // Евреи и русская революция. Материалы и исследования / под ред. О.В. Будницкого. М.: Геша-рим, 1999. С. 3-21.

Будницкий О.В. Российские евреи между красными и белыми, 1917-1920. М.: РОСС-ПЭН, 2005.

Бурцев В.Л. В погоне за провокаторами. «Протоколы сионских мудрецов» — доказанный подлог. М.: Слово, 1991.

Бутми Г. Враги рода человеческого. СПб.: тип. Училища глухонемых, 1907.

Венок на свежую могилу Кронштадтского пастыря протоиерея Иоанна Ильича Сергеева. СПб.: Изд-во Р.Г. Шемякиной, 1909.

Виноградов Н.И. О конечных судьбах мира и человека. Критико-экзегетическое и догматическое исследование. М.: Университетская типография (М. Каткова), 1887.

Ганелин Р.Ш. Белое движение и «Протоколы сионских мудрецов» // Национальная правая прежде и теперь. Историко-социологические очерки. Часть 1. Россия и русское зарубежье / под ред. Р.Ш. Ганелин. СПб.: Институт социологии РАН, 1992.

Гимпельсон Е.Г. Советские управленцы, 1917-1920. М.: ИРИ, 1998.

Глаголев Д.С. Второе великое путешествие Св. Апостола Павла с проповедью Евангелия. Опыт историко-экзегетического исследования. Тула: типография губернского правления, 1893.

Крестьянское движение в Поволжье 1919-1922. Документы и материалы / под ред. В. Данилова, Т. Шанина. М.: РОССПЭН, 2002.

Дневник Л.А. Тихомирова. 1915-1917 гг. / сост. А.В. Репников. М.: РОССПЭН, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дневник Л.А. Тихомирова. 1905-1907 гг. / сост. А.В. Репников, Б.С. Котов. М.: Политическая энциклопедия, 2015.

Дудаков С. История одного мифа. Очерки русской литературы XIX-XX вв. М.: Наука, 1993.

Епископ Гермоген. Толкование на «Откровение» Иоанна Богослова (5 мая 1917) // Стояние за истину (http://www.zaistinu.ru/articles/?aid=l440).

Еремеева А.Н. «Под рокот гражданских бурь.» (художественная жизнь Юга России в 1917-1920 годах). СПб.: Нестор, 1998.

Записка А.И. Спиридовича. Политический архив XX века. Охрана и антисемитизм в дореволюционной России // Вопросы истории, 2003, № 8. С. 3-36.

Заранян Е. Гражданская война как эсхатологическое переживание: пространственный аспект (по документам Белого движения). Доклад на конференции «Религия и революция 1917 г.», Москва, 27 октября 2017.

Игумен Серафим (Кузнецов). Православный царь-мученик. М.: Православный паломник, 1997.

Иоанн Кронштадтский. Неизданный дневник. Воспоминания епископа Арсения об отце Иоанне Кронштадтском. М.: Православное благотворительное братство во имя всемилостивого Спаса, 1992.

Кирьянов Ю.И. Правые партии в России, 1911-1917. М.: РОССПЭН, 2001.

Кобылин В.С. Император Николай II и заговор генералов. М.: Вече, 2008.

Колоницкий Б.И. Символы власти и борьба за власть: к изучению политической культуры российской революции 1917 года. СПб.: Лики России, 2012.

Кон Н. Благословение на геноцид. М.: Прогресс, 1990.

Конец мира. 25 марта 1912. СПб., 1912.

Костюк К.Н. История социально-этической мысли в Русской православной церкви. СПб.: Алетейя, 2013.

Коцюбинский Д.А. Русский национализм в начале XX столетия. М.: РОССПЭН, 2001.

Курлов П.Г. Гибель императорской России. Берлин: Отто Кирхнер, 1923.

Лакер У. Черная сотня. Истоки русского фашизма. Вашингтон: Проблемы Восточной Европы, 1994.

Лукьянов М.Н. Российский консерватизм и реформа, 1907-1914. Пермь, 2001.

Лукьянов М.Н. В ожидании катастрофы: эсхатологические мотивы в русском консерватизме накануне первой мировой войны // Russian History. 2004. Vol. 31. № 4. Р. 419-446.

Лурье Л.Я. Хищницы. СПб.: БХВ-Петербург, 2012.

М.А.Г. Слуги треугольника или масоны и их дела. СПб.: изд-во В. М. Скворцова, 1910.

Малиа М. Локомотивы истории. Революции и становление современного мира. М.: РОССПЭН, 2015.

Митрополит Антоний (Храповицкий). Христос Спаситель и еврейская революция.

Религиозно-исторический очерк. СПб.: Газ. «Лит. вестн.»; Община Казанской церкви Воскресенского Новодевичьего монастыря, 1993.

Митрополит Антоний (Храповицкий). Собр. соч. М.: Даръ, 2007.

Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох. М.: Отчий дом, 1994.

Мраморнов А.И. Церковная и общественно-политическая деятельность епископа Гер-могена (Долганова, 1858-1918). Саратов: Научная книга, 2006.

Нам И.В., Наумова Н.И. Еврейская диаспора в Сибири в условиях смены политических режимов (март 1917 — февраль 1920 гг.). Красноярск: Кларетианум, 2003.

Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса. Изд. группа Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского женского монастыря «Скит», 1995.

Неизвестный Нилус / сост. С. Фомин, Р. Багдасаров. М.: Православный паломник, 1995. Т. 2.

Нечаев М.Г. Церковь на Урале в период великих потрясений: 1917-1922 гг. Пермь: Уральский гос. ун-т, 2004.

Нечволодов А.Д. Император Николай II и евреи: очерк о русской революции и связях ее с всемирной деятельностью современного иудаизма. М.: Институт русской цивилизации, 2012.

Нилус С. «Близъ есть, при дверехъ». О том, чему не желают верить и что так близко. Сергиев Посад: тип. Св. Троице-Сергиевой Лавры, 1917.

Нилус СА. Предисловие к 5-му изданию «Близ есть, при дверехъ» // К Свету. 1993. № 3-4. С. 44-47.

Новые грозные слова отца Иоанна (Кронштадтского) «О Страшном поистине Суде Бо-жиим, грядущем и приближающемся, 1906-1907 года». М.: Скит, 1993.

«Окунуться в Россию»: переписка В. А. Маклакова с Б.А. Бахметевым // Отечественная история. 1996. № 2. С. 141-165.

Пасманик Д.С. Русская революция и еврейство (Большевизм и иудаизм). Париж: изд-во «Франко-русская печать», 1923.

Петров Н.В. Об антихристе. Казань: Центральная типография, 1916.

Пламенная любовь // К Свету, 1993, № 3-4. С. 40-41.

Придет ли Антихрист? М.: Отчий дом, 1999.

Протоиерей Иоанн (Восторгов). Шествие // Русский вестник. 1993. № 34-35. С. 5.

Протопресвитер Георгий Шавельский. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. М.: изд-во Крутицкого подворья, 2010.

Революция 1917 года глазами современников / под ред. В.В. Шелохаева. В 3-х тт. М.: РОССПЭН, 2017.

Репников А.В. Консервативные представления о переустройстве России (конец XIX — начало XX веков). М.: Московский гос. обл. университет, 2006.

Розенталь И.С. «Жидомасонский заговор»: из истории восприятия мифа // Россия XXI. 2001. № 2. С. 144-177.

Русское православие: вехи истории / под ред. В.И. Клибанова. М.: Политиздат, 1989.

Рууд ЧА., Степанов СА. Фонтанка, 16. Политический сыск при царях. М.: Мысль, 1993-

Селянинов А. Тайная сила масонства. СПб., 1911.

Серков А.И. История русского масонства XX века. СПб.: изд-во Н. И. Новикова, 2009.

Старцев В.И. Тайны русских масонов. СПб.: Д.А.Р.К., 2004.

Стрижев А.Н. Пристань Духа Святого // К Свету. 1993. № 3-4. С. 6.

Тагиефф П.-А. Протоколы сионских мудрецов. Фальшивка и ее использование. М.: Мосты культуры-Гешарим, 2011.

Тальберг Н.Д. Кара Божия // Руднев В.М. Правда о царской семье и «темных силах». Berlin: Двуглавый орел, 1920. С. 28-32.

Тальберг H.Д. Николай II. Очерки истории Императорской России. M.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000.

Тальберг H.Д. Сочинения. Кн. 2: Перед судом правды. Третий Рим: возвышение и крушение. Чаемая Mонархия. Русская смута. Mосква: Правило веры, 2004.

Т^ом^ов ЛЛ. Mонархическая государственность. M.: Университетская типография,

1905.

Ттюм^ов Л. Апокалипсическое учение о судьбах и конце мира // Mиссионерское обозрение. 1907. № 1. С. 3-32.

Т^ом^ов ЛA. Апология веры и монархии. M.: Mосква, 1999.

Т^ом^ов Л. Христианство и политика. M.: Русская печатня, 1909.

Троцтй Л.Д. История русской революции. Октябрьская революция. M.: Вече, 2017.

Трубецкой E.H. Смысл жизни. M.: Республика, 1995.

Трубецкой C.H. Учение о Логосе в его истории. M.: Фолио, 2000.

Федюк B^. Керенский. M.: Mолодая гвардия, 2009.

Фuлаpеm (Дроздов). О кончине мира. Одесса: тип. Е.И. Фисенко, 1902.

Ф^тв С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец ^90-х — 191S гг.). M.: Духовная б-ка, 2002.

Ф^тв С.Л. Николай II. Пленник самодержавия. M.: Mолодая гвардия, 2017.

Цыпuн B., пpоm. История Русской Православной Церкви. M.: Издание Сретенского монастыря, 2007.

Чернов B. Великая русская революция. Воспоминания председателя Учредительного собрания l905-l920. M.: Центрполиграф, 2007.

Шабел^кая EA. Сатанисты XX века. M.: ФЭРИ-В, 2000.

Шмаков A.C. Mеждународное тайное правительство. M., 1912.

Штрельман BA. Колено Даново: эсхатология и антисемитизм в современной России. M.: ББИ, 20l7.

Штрельман BA. Революция 1917 г. — заговор иноверцев и инородцев? Эсхатологический взгляд на русскую революцию // Scando-Slavica. 201S. Vol. 64, no. 1. P. 64-94.

Шубuн A.B. Великая российская революция: от Февраля к Октябрю 1917 года. M.: Ро-дина-Mедиа, 2014.

Шубuн A.B. Конспирологи о причинах Февральской революции // Историческая экспертиза, 2014, № 1. С. 75-99.

Якобuü И.П. Император Николай II и революция, Фомин С. В. «Боролись за власть генералы ... и лишь император молился». M.: Общество Святителя Василия Великого, 2005.

Янов A. Русская идея и 2000-й год. N.Y.: Liberty Publishing House, 19SS.

Abramov, V. (2005) Evrei v KGB: palachi i zhertvy [Jews in the KGB: executioners and victims]. M.: Iauza, Eksmo.

Arakin, Ia. (1912) Evreiskii vopros [Jewish question]. SPb.: Vserossiiskii nats. klub.

Arkhiepiskop Nikon (200S) "Kozni vragov nashikh sokrushi...' Dnevniki ["Crush our enemies' intrigues... " Diaries]. M.: Sibirskaia blagozvonnitsa.

Arkhiepiskop Nikon (Rklitskii) (2012) Mitropolit Antonii (Khrapovitskii) i ego vremia, 1863-1936 [Metropolitan Anthony (Khrapovitsky) and his time, 1S63- 1936]. Nizh-nii Novgorod: Izdanie Bratstva vo imia sviatogo kniazia Aleksandra Nevskogo.

Arkhimandrit Konstantin (Zaitsev) (1963) Pamiati poslednego tsaria [In memory of the last Tsar]. Dzhordanvill': Monastyr' Sv. Troitsy.

Babkin, M.A. (2007) Dukhovenstvo Russkoi pravoslavnoi tserkvi i sverzhenie monarkhii (nachalo XX v. — konets 1917 g.) [The clergy of the Russian Orthodox Church and the overthrow of the monarchy (the beginning of the 20th century — the end of 1917)]. M.: Gos. publichnaia istoricheskaia biblioteka Rossii.

Babkin, M.A. (2011) Sviashchenstvo i tsarstvo (Rossiia, nachalo XX v. — 1918 g.). Issledo-vaniia i materialy [Priesthood and Tsardom (Russia, the beginning of the 20th century — 1918)]. M.: Indrik.

Babkin, M.A. (ed.) (2008) Rossiiskoe dukhovenstvo i sverzhenie monarkhii v 1917 godu. Materialy i arkhivnye dokumenty po istorii Russkoi pravoslavnoi tserkvi [Russian clergy and the overthrow of the monarchy in 1917. Materials and archival documents on the history of the Russian Orthodox Church]. M.: Indrik.

Bagdasarian V.E., Resnianskii, S.I. (2017) "Poisk 'masonskogo zagovora' i krizis pravoi ide-ologii v predrevoliutsionnoi Rossii" [The search for "Masonic conspiracy" and the crisis of the right ideology in pre-revolutionary Russia], Voprosy istorii 9: 3-15.

Bagdasarian, V.E. (1999) ""Protokoly sionskikh mudretsov' v kontekste razvitiia otechest-vennoi istoriografii" ["Protocols of the Elders of Zion" in the context of the development of national historiography], Armageddon 3: 101-129.

Barsov, M. (1994) Sb. statei po istolkovatel'nomu i nazidatel'nomu chteniiu Apokalipsisa s bibliograficheskim ukazatelem [Collection of articles on the interpretive and edifying reading of the Apocalypse with bibliographic index]. M.: Skit.

Berberova, N. (1997) Liudi i lozhi. Russkie masony XX stoletiia [People and Lodges. Russian Freemasons of the XX century]. M.: Progress-Traditsiia.

Billington, Dzh.Kh. (2001) Opyt istolkovaniia istorii russkoi kul'tury [Experience the interpretation of the history of Russian culture]. M.: Rudomino.

Bronzov, A.A. (1912) Sovremennoe masonstvo [Modern Freemasonry]. SPb.: tip. M. Merku-sheva.

Brusilov, A.A. (2001) Moi vospominaniia [My memoirs]. M.: ROSSPEN.

Budnitskii, O. (1999) "V chuzhom piru pokhmel'e: evrei i russkaia revoliutsiia" [In a strange feast of hangover: the Jews and the Russian revolution], in O.V. Budnitskii (ed.) Evrei i russkaia revoliutsiia. Materialy i issledovaniia, ss. 3-21. M.: Gesharim.

Budnitskii, O.V. (1999) "'Delo' Niny Berberovoi" ["The Case" of Nina Berberova], NLO 39: 141-173.

Budnitskii, O.V. (2005) Rossiiskie evrei mezhdu krasnymi i belymi, 1917-1920 [Russian Jews between the Red and the White, 1917-1920]. M.: ROSSPEN.

Burtsev, V.L. (1991) V pogone za provokatorami. "Protokoly sionskikh mudretsov' — doka-zannyi podlog [In pursuit of provocateurs. "Protocols of the Elders of Zion" — a proven fraud]. M.: Slovo.

Butmi, G. (1907) Vragi roda chelovecheskogo [Enemies of the human race]. SPb.: tip. Uchilishcha glukhonemykh.

Chernov, V. (2007) Velikaia russkaia revoliutsiia. Vospominaniia predsedatelia Uchreditel'nogo sobraniia 1905-1920 [The Great Russian Revolution. Memoirs of the Chairman of the Constituent Assembly 1905-1920]. M.: Tsentrpoligraf.

Danilova, T., Shanina, V. (2002) Krest'ianskoe dvizhenie v Povolzh'e 1919-1922. Dokumenty i materialy [The peasant movement in the Volga region 1919-1922. Documents and materials]. M.: ROSSPEN.

Dudakov, S. (1993) Istoriia odnogo mifa. Ocherki russkoi literatury XIX—XX vv. [The story of a myth. Sketches of Russian literature of the 19-20th centuries]. M.: Nauka.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Episkop Germogen. "Tolkovanie na "Otkrovenie' Ioanna Bogoslova (5 maia 1917)" [Interpretation on the 'Revelation' of John the Theologian (May 5, 1917)], Stoianie za istinu [http://www.zaistinu.ru/articles/?aid=1440, accessed on 20.03.2019].

Eremeeva, A.N. (1998) "Pod rokot grazhdanskikh bur'...' (khudozhestvennaia zhizn'Iuga Rossii v 1917-1920 godakh) ["Under the roar of civil storms..." (Artistic life of the South of Russia in 1917-1920)]. SPb.: Nestor.

Fediuk, V.P. (2009) Kerenskii [Kerensky]. M.: Molodaia gvardiia.

Filaret (Drozdov) (1902) O konchine mira [About the end of the world]. Odessa: tip. E.I. Fisenko.

Firsov, S.L. (2002) Russkaia Tserkov' nakanune peremen (konets 1890-kh — 1918 gg.) [The Russian Church on the Eve of Changes (late 1890s-1918)]. M.: Dukhovnaia b-ka.

Firsov, S.L. (2017) Nikolai II. Plennik samoderzhaviia [Nicholai II. The captive of autocracy]. M.: Molodaia gvardiia.

Fomin, S., Bagdasarov, R. (1995) NeizvestnyiNilus [Unknown Nilus]. M.: Pravoslavnyi pal-omnik. T. 2.

Ganelin, R.Sh. (1992) "Beloe dvizhenie i 'Protokoly sionskikh mudretsov'" [White movement and "Protocols of the Elders of Zion"], in R.Sh. Ganelin (ed.) Natsional'naia pravaia prezhde i teper'. Istoriko-sotsiologicheskie ocherki. Chast' 1. Rossiia i russkoe zarubezh'e. SPb.: Institut sotsiologii RAN.

Gimpel'son, E.G. (1998) Sovetskie upravlentsy, 1917-1920 [Soviet managers, 1917-1920]. M.: IRI.

Glagolev, D.S. (1893) Vtoroe velikoe puteshestvie Sv. Apostola Pavla s propoved'iu Evan-geliia. Opyt istoriko-ekzegeticheskogo issledovaniia [The second great journey of St. Paul the Apostle with the preaching of the Gospel. The experience of historical exegetical research]. Tula: tipografiia gubernskogo pravleniia.

Hagemeister, M. (2006) "The Protocols of the Elders of Zion and the myth of a Jewish conspiracy in post-Soviet Russia", in J.H. Brinks, S. Rock, E. Timms (eds) Nationalist myths and modern media: contested identities in the Age of Globalization, pp.243255. London: I.B. Tauris.

Iakobii, I.P. (2005) Imperator Nikolai II i revoliutsiia, Fomin S. V. "Borolis' za vlast' gen-eraly ... i lish' imperator molilsia' [Emperor Nicholas II and the Revolution, Fomin S.V. "The generals fought for power ... and only the emperor prayed"]. M.: Obsh-chestvo Sviatitelia Vasiliia Velikogo.

Ianov, A. (1988) Russkaia ideia i 2000-i god [Russian idea and the year 2000]. N.Y.: Liberty Publishing House.

Igumen Serafim (Kuznetsov) (1997) Pravoslavnyi tsar'-muchenik [Orthodox Tsar-Martyr]. M.: Pravoslavnyi palomnik.

Ioann Kronshtadtskii (1992) Neizdannyi dnevnik. Vospominaniia episkopa Arseniia ob ott-se Ioanne Kronshtadtskom [Unpublished diary. Memories of Bishop Arseny about Father John of Kronstadt]. M.: Pravoslavnoe blagotvoritel'noe bratstvo vo imia vs-emilostivogo Spasa.

Kellogg, M. (2005) The Russian roots of Nazism: White émigré and the making of national socialism, 1917-1945. Cambridge: Cambridge univ. press.

Kertzer, D.I. (2001) The Popes against the Jews. The Vatican's role in the rise of modern anti-Semitism. New York: Vintage Books.

Kir'ianov, Iu.I. (2001) Pravye partii v Rossii, 1911-1917 [Right parties in Russia, 1911-1917]. M.: ROSSPEN.

Klibanov, V.I. (ed.) (1989) Russkoe pravoslavie: vekhi istorii [Russian Orthodoxy: milestones in history]. M.: Politizdat.

Kobylin, V.S. (2008) Imperator Nikolai II i zagovor generalov [Emperor Nicholas II and the conspiracy of the generals]. M.: Veche, 2008.

Kolonitskii, B.I. (2012) Simvoly vlasti i bor'ba za vlast': k izucheniiu politicheskoi kul'tury rossiiskoi revoliutsii 1917 goda [Symbols of power and the struggle for power: to the study of the political culture of the Russian revolution of 1917]. SPb.: Liki Rossii.

Kon, N. (1990) Blagoslovenie na genotsid [Blessing for the genocide]. M.: Progress.

Konets mira 25 marta 1912 [End of the world. 25 March 1912] (1912). SPb.

Kostiuk, K.N. (2013) Istoriia sotsial'no-eticheskoi mysli v Russkoi pravoslavnoi tserkvi [The history of social and ethical thought in the Russian Orthodox Church]. SPb.: Aleteiia.

Kotsiubinskii, D.A. (2001) Russkii natsionalizm v nachale XX stoletiia [Russian nationalism at the beginning of 20th century]. M.: ROSSPEN.

Kurlov, P.G. (1923) Gibel' imperatorskoi Rossii [Death of imperial Russia]. Berlin: Otto Kirkhner.

Laker, U. (1994) Chernaia sotnia. Istoki russkogo fashizma [Black hundred. The origins of Russian fascism]. Washington: Problemy Vostochnoi Evropy.

Luk'ianov, M.N. (2001) Rossiiskii konservatizm i reforma, 1907-1914 [Russian conservatism and reform, 1907-1914]. Perm'.

Luk'ianov, M.N. (2004) "V ozhidanii katastrofy: eskhatologicheskie motivy v russkom kon-servatizme nakanune pervoi mirovoi voiny" [In anticipation of a catastrophe: es-chatological motives in Russian conservatism on the eve of the First World War], Russian History 31:4: 419-446.

Lur'e, L.Ia. (2012) Khishchnitsy [Predators]. SPb.: BKhV-Peterburg.

M.A.G. (1910) Slugi treugol'nika ili masony i ikh dela [Triangle servants, or Freemasons and their affairs]. SPb.: izd-vo V. M. Skvortsova.

Malia, M. (2015) Lokomotivy istorii. Revoliutsii i stanovlenie sovremennogo mira [Locomotives of history. Revolution and the formation of the modern world]. M.: ROSSPEN.

Mitropolit Antonii (Khrapovitskii) (1993) Khristos Spasitel' i evreiskaia revoliutsiia. Reli-giozno-istoricheskii ocherk [Christ the Savior and the Jewish Revolution. Religious and historical essay]. SPb.: Gaz. "Lit. vestn."; Obshchina Kazanskoi tserkvi Voskre-senskogo Novodevich'ego monastyria.

Mitropolit Antonii (Khrapovitskii) (2007) Sobr. Soch [Collection]. M.: Dar".

Mitropolit Veniamin (Fedchenkov) (1994) Na rubezhe dvukh epoch [At the turn of the two eras]. M.: Otchii dom.

Mramornov, A.I. (2006) Tserkovnaia i obshchestvenno-politicheskaia deiatel'nost' episkopa Germogena (Dolganova, 1858-1918) [Church and social and political activities of Bishop Hermogenes (Dolganov, 1858-1918)]. Saratov: Nauchnaia kniga.

Nachalo i konets nashego zemnogo mira. Opyt raskrytiia prorochestv Apokalipsisa [The beginning and end of our earthly world. The experience of the disclosure of the prophecies of the Apocalypse] (1995). Izd. gruppa Sviato-Troitse-Serafimo-Diveevs-kogo zhenskogo monastyria "Skit".

Nam, I.V., Naumova, N.I. (2003) Evreiskaia diaspora v Sibiri v usloviiakh smeny polit-icheskikh rezhimov (mart 1917 — fevral' 1920 gg.) [The Jewish diaspora in Siberia in the conditions of change of political regimes (March 1917 — February 1920)]. Krasnoiarsk: Klaretianum.

Nechaev, M.G. (2004) Tserkov' na Urale v period velikikh potriasenii: 1917—1922 gg. [Church in the Urals during the period of great upheavals: 1917-1922]. Perm': Ural'skii gos. un-t.

Nechvolodov, A.D. (2012) Imperator Nikolai II i evrei: ocherk o russkoi revoliutsii i svia-ziakh ee s vsemirnoi deiatel'nost'iu sovremennogo iudaizma [Emperor Nicholas II and the Jews: an essay on the Russian revolution and its links with the worldwide activities of modern Judaism]. M.: Institut russkoi tsivilizatsii.

Nilus, S. [1917] „Bliz" est', pri dverekh'". O tom, chemu ne zhelaiut verit' i chto tak blizko ["He is near, at the doors". About what people don't want to believe and what is so close]. Sergiev Posad: tip. Sv. Troitse-Sergievoi Lavry.

Nilus, S.A. (1993) "Predislovie k 5-mu izdaniiu 'Bliz est', pri dverekh'" [Preface to the 5th edition of "He is near, at the doors"], KSvetu 3-4: 44-47.

Novye groznye slova ottsa Ioanna (Kronshtadtskogo) "O Strashnom poistine Sude Bozhiim, griadushchem i priblizhaiushchemsia, 1906-1907 goda" [The new menacing words of Father John (Kronstadt) "About the really dreadful future Last Judgment that is approaching, 1906-1907"]. M.: Skit, 1993.

"'Okunut'sia v Rossiiu': perepiska V.A. Maklakova s B.A. Bakhmetevym" ["Plunge into Russia": V. Maklakov's correspondence with B.A. Bakhmetev] (1996), Otechestvennaia istoriia 2: 141-165.

Pasmanik, D.S. (1923) Russkaia revoliutsiia i evreistvo (Bol'shevizm i iudaizm) [Russian revolution and Jewry (Bolshevism and Judaism)]. Parizh: izd-vo "Franko-russkaia pechat''.

Petrov, N.V. (1916) Ob antikhriste [About the Antichrist]. Kazan': Tsentral'naia tipografiia.

"Plamennaia liubov'" [Fiery love] (1993), KSvetu 3-4: 40-41.

Pridet li Antikhrist? [Will the Antichrist come?] (1999) M.: Otchii dom.

Protoierei Ioann (Vostorgov) (1993) "Shestvie" [Procession], Russkii vestnik 34-35: 5.

Protopresviter Georgii Shavel'skii (2010) Vospominaniia poslednego protopresvitera russkoi armii i flota [Memories of the last protopresbyter of the Russian army and navy]. M.: izd-vo Krutitskogo podvor'ia.

Repnikov, A.V. (2006) Konservativnye predstavleniia o pereustroistve Rossii (konets XIX — nachalo XX vekov) [Conservative ideas about the reorganization of Russia (late 19th — early 20th centuries)]. M.: Moskovskii gos. obl. universitet.

Repnikov, A.V. (ed.) (2008) Dnevnik LA. Tikhomirova. 1915-1917 gg. [Diary of L. A. Tik-homirov. 1915-1917]. M.: ROSSPEN.

Repnikov, A.V., Kotov, B.S. (ed.) (2015) Dnevnik LA. Tikhomirova. 1905-1907 gg. [The diary of L. A. Tikhomirov. 1905-1907]. M.: Politicheskaia entsiklopediia.

Riga, L. (2008) "The Ethnic Roots of Class Universalism: Rethinking the "Russian" Revolutionary Elite", American Journal of Sociology 114 (3): 649-705.

Rogger, H. (1986) Jewish Policies and Right-Wing Politics in Imperial Russia. Berkeley and Los Angeles: Univ. of California Press.

Rossman, V. (2002) Russian Intellectual Anti-Semitism in the Post-Communist Era. Lincoln: The Univ. of Nebraska Press.

Rozental', I.S. (2001) "'Zhidomasonskii zagovor': iz istorii vospriiatiia mifa" ["Jewish-Free-masonic complot": from the history of the perception of the myth], Rossiia XXI 2: 144-177.

Ruud, Ch.A., Stepanov, S.A. (1993) Fontanka, 16. Politicheskii sysk pri tsariakh [Fontan-ka, 16. Political investigation under the tsars]. M.: Mysl'.

Selianinov, A. (1911) Tainaia sila masonstva [The secret power of Freemasonry]. SPb..

Serkov, A.I. (2009) Istoriia russkogo masonstva XX veka [The history of Russian Freemasonry of the 20th century]. SPb.: izd-vo N. I. Novikova.

Shabel'skaia, E.A. (2000) Satanisty XX veka [Satanists of the 20th century]. M.: FERI-V.

Shelokhaev, V. V. (ed.) (2017) Revoliutsiia 1917 goda glazami sovremennikov [The revolution of 1917 through the eyes of contemporaries]. V 3-kh tt. M.: ROSSPEN.

Shmakov, A.S. (1912) Mezhdunarodnoe tainoe pravitel'stvo [International secret government]. M.

Shnirel'man, V.A. (2017) Koleno Danovo: eskhatologiia i antisemitizm v sovremennoi Rossii [Knee Danovo: eschatology and anti-Semitism in modern Russia]. M.: BBI.

Shnirel'man, V.A. (2018) "Revoliutsiia 1917 g. — zagovor inovertsev i inorodtsev? Eskhato-logicheskii vzgliad na russkuiu revoliutsiiu" [The revolution of 1917 — a conspiracy of non-Orthodox and foreigners? Eschatological view of the Russian revolution], Scando-Slavica 64(1): 64-94.

Shubin, A.V. (2014) "Konspirologi o prichinakh Fevral'skoi revoliutsii" [Conspiracy theories about the causes of the February revolution], Istoricheskaia ekspertiza 1: 7599.

Shubin, A.V. (2014) Velikaia rossiiskaia revoliutsiia: ot Fevralia k Oktiabriu 1917 goda [The great Russian revolution: from February to October 1917]. M.: Rodina-Media.

Startsev, V.I. (2004) Tainy russkikh masonov [Secrets of Russian Freemasons]. SPb.: D.A.R.K.

Strizhev, A.N. (1993) "Pristan' Dukha Sviatogo" [The harbor of the Holy Spirit], K Svetu 3-4: 6.

Tagieff, P.-A. (2011) Protokoly sionskikh mudretsov. Fal'shivka i ee ispol'zovanie [Protocols of the Elders of Zion. A fake and its use]. M.: Mosty kul'tury-Gesharim.

Tal'berg, N.D. (1920) "Kara Bozhiia" [God's punishment], in V.M. Rudnev Pravda o tsar-skoi sem'e i 'temnykh silakh', ss. 28-32. Berlin: Dvuglavyi orel.

Tal'berg, N.D. (2000) Nikolai II. Ocherki istorii Imperatorskoi Rossii [Nicholai II. Essays on the history of Imperial Russia]. M.: Izd-vo Sretenskogo monastyria.

Tal'berg, N.D. (2004) Sochineniia. Kn. 2: Pered sudom pravdy. Tretii Rim: vozvyshenie i krushenie. Chaemaia Monarkhiia. Russkaia smuta [Works. Book 2: Before the court of truth. The Third Rome: the rise and the collapse. Dreamed monarchy. Russian troubles]. Moskva: Pravilo very.

Tikhomirov, L. (1907) "Apokalipsicheskoe uchenie o sud'bakh i kontse mira" [Apocalyptic doctrine of the fate and the end of the world], Missionerskoe obozrenie 1: 3-32.

Tikhomirov, L. (1909) Khristianstvo i politika [Christianity and Politics]. M.: Russkaia pe-chatnia.

Tikhomirov, L.A. (1905) Monarkhicheskaia gosudarstvennost' [Monarchist statehood]. M.: Universitetskaia tipografiia.

Tikhomirov, L.A. (1999) Apologiia very i monarkhii [Apology of faith and monarchy]. M.: Moskva.

Trotskii, L.D. (2017) Istoriia russkoi revoliutsii. Oktiabr'skaia revoliutsiia [The history of the Russian revolution. October Revolution]. M.: Veche.

Trubetskoi, E.N. (1995) Smysl zhizni [Meaning of life]. M.: Respublika.

Trubetskoi, S.N. (2000) Uchenie o Logose v ego istorii [The doctrine of the Logos in its history]. M.: Folio.

Tsypin, V., prot. (2007) Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi [History of the Russian Orthodox Church]. M.: Izdanie Sretenskogo monastyria.

Venok na svezhuiu mogilu Kronshtadtskogo pastyria protoiereia Ioanna Il'icha Sergeeva [A wreath on the fresh grave of the Kronstadt shepherd, Archpriest John Ilyich Ser-geev] (1909). SPb.: Izd-vo R. G. Shemiakinoi.

Vinogradov, N.I. (1887) O konechnykh sud'bakh mira i cheloveka. Kritiko-ekzegeticheskoe i dogmaticheskoe issledovanie [On the ultimate fate of the world and man. Critical exegetical and dogmatic research]. M.: Universitetskaia tipografiia (M. Katko-va).

Wilson, S. (1982) Ideology and Experience: Antisemitism in France at the Time of the Dreyfus Affair. Rutherford, N. J.: Fairleigh Dickinson University Press.

"Zapiska A.I. Spiridovicha. Politicheskii arkhiv XX veka. Okhranka i antisemitizm v dorevo-liutsionnoi Rossii" [Note by A.I. Spiridovich. Political archive of the 20th century. Secret police and anti-Semitism in pre-revolutionary Russia] (2003), Voprosy is-torii 8: 3-36.

Zaranian, E. (2017) Grazhdanskaia voina kak eskhatologicheskoe perezhivanie: prostran-stvennyi aspekt (po dokumentam Belogo dvizheniia) [Civil war as an eschatologi-cal experience: the spatial aspect (according to the documents of the White movement)]. Doklad na konferentsii "Religiia i revoliutsiia 1917 g.", Moskva, 27 oktiabria 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.