Научная статья на тему 'ESG-РИСКИ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ КОМПАНИЙ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ'

ESG-РИСКИ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ КОМПАНИЙ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ESG-РИСКИ / ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скороход Александрина Юрьевна

В статье проведен анализ существующих подходов к понятию и оценке ESG-рисков для разработки рекомендаций по совершенствованию подходов к управлению ESG-рисками компаний транспортно-логистической сферы и оценке их влияния на устойчивое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESG-RISKS AND SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF TRANSPORT AND LOGISTICS COMPANIES

The article analyzes existing approaches to the concept and assessment of ESG risks in order to develop recommendations for improving approaches to managing ESG risks of transport and logistics companies and assessing their impact on sustainable development.

Текст научной работы на тему «ESG-РИСКИ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ КОМПАНИЙ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ»

Скороход А.Ю.

ESG-РИСКИ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ КОМПАНИЙ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ

Аннотация. В статье проведен анализ существующих подходов к понятию и оценке ESG-рисков для разработки рекомендаций по совершенствованию подходов к управлению ESG-рисками компаний транспортно-логистической сферы и оценке их влияния на устойчивое развитие.

Ключевые слова. Устойчивое развитие, ESG-риски, транспортные системы.

Skorokhod A.Yu.

ESG-RISKS AND SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF TRANSPORT AND LOGISTICS COMPANIES

Abstract. The article analyzes existing approaches to the concept and assessment of ESG risks in order to develop recommendations for improving approaches to managing ESG risks of transport and logistics companies and assessing their impact on sustainable development.

Keywords. Sustainable development, ESG risks, transport systems.

Введение

В настоящее время в условиях жесточайших экономических санкций в России все большее число исследований посвящается переосмыслению влияния Е80-рисков (факторов) на устойчивое развитие компаний. Вследствие технологического прогресса, инновационные технологии повсеместно внедряются в жизнь корпораций, затрагивая все сферы экономики. Все чаще стремление получить максимальный экономический эффект компаниями от своей деятельности вынуждает их «забыть» об экологических и социальных аспектах. Происходит исчерпывание природных ресурсов, ухудшение состояния окружающей среды.

В то же время, процессы глобализации положительно влияют на качество и уровень жизни населения, товары и другие блага становятся более доступными, мобильность людей развивается с огромной скоростью. Повышению людской мобильности и ускорению передвижения товаров способствует развитие транспортной отрасли. Объемы грузовых и пассажирских перевозок растут каждый год, что оказывает все большее воздействие на экологическую и социальную среду.

Данное исследование посвящено выявлению подходов к определению и анализу Е80-рисков, внедрению концепции устойчивого развития компаниями транспортной сферы и компаниями, пользующимися их услугами, при имеющихся торговых, финансовых, технологических и инвестиционных ограничениях.

ГРНТИ 06.73.02 EDN LSZWTC © Скороход А.Ю., 2023

Александрина Юрьевна Скороход - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 30-32 (Russia, St. Petersburg, Griboedov canal emb., 30-32). Е-mail: kf@unecon.ru. Статья поступила в редакцию 30.03.2023.

Материалы и методы

При проведении исследования в качестве исходных данных были проанализированы и использованы ESG-рейтинги рейтинговых агентств [12], нормативы и руководства по принципам устойчивого развития [14], статистические данные Института политики в области транспорта и развития [9], опубликованные им на их официальном сайте, а также нормативно-правовые акты РФ [6].

Результаты и их обсуждение

Внедрение концепции устойчивого развития в подавляющем большинстве случаев продолжительное время было в основном прерогативой крупных корпораций, обладающих достаточными ресурсами. Со временем принципы устойчивого развития вышли за пределы корпоративной формы собственности и стали решающим образом влиять на развитие территорий на региональном и национальном уровнях. Устойчивое развитие предполагает следование принципам ESG, которые позволяют учитывать влияние не только финансовых, но и нефинансовых факторов на развитие компании.

В общем виде под ESG-рисками (факторами) понимаются риски, которые связаны с потенциальным влиянием заинтересованных сторон на текущее функционирование и перспективы развития компании, а также риски, которые хозяйственная деятельность компании оказывает на ее заинтересованные стороны и окружающую природную среду [2]: экологические риски (environmental), социальные риски (social), риски управления (governance). В целом существует два подхода для понимания сущности ESG-рисков: первый - выделение самостоятельного, отдельного вида ESG-рисков во всей совокупности рисков компании, второй подход рассматривает ESG-риски как некие причины (факторы) риска, которые могут привести к возникновению рисковых событий [1].

Устойчивое развитие подразумевает одновременное достижение таких целей как: экономический рост, социальная защищенность, снижение воздействия негативных проявлений глобального потепления и ухудшения окружающей среды. В 2015 году Организацией Объединенных Наций были приняты цели устойчивого развития на период до 2030 года. Многие из целей устойчивого развития непосредственно касаются транспортной сферы. Для обеспечения достижения целей устойчивого развития при осуществлении экономической деятельности нужно принимать во внимание роль транспорта и особенности функционирования транспортно-технологических систем, т.к. эффективная работа транспортных систем базируется на принципах экологической направленности [3].

В рамках концепции устойчивого развития выделяется понятие «устойчивый транспорт», который в соответствии с положениями ООН относится к целям «Хорошее здоровье и благополучие», «Индустриализация, инновации и инфраструктура», «Устойчивые города и населенные пункты» [14]. Роль транспорта для устойчивого развития была впервые признана по результатам проведения Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 году, на которой в том числе обсуждались вопросы «распространения доверия к системам общественного транспорта в целях сокращения выбросов от транспортных средств, избавления от пробок и проблем со здоровьем, вызванных загрязненным воздухом и газами» [14].

В течение последующих 20 лет транспорт становится базовым фактором роста мирового спроса на энергию в большей части развивающихся стран. В 2002 году по результатам Всемирного саммита по устойчивому развитию роль транспорта в устойчивом развитии вновь была зафиксирована в документе, который называется «Йоханнесбургский план выполнения решений» (JPOI). В данном плане зафиксированы основные подходы к выработке политики развития транспортных систем и услуг в целях содействия устойчивому развитию.

Для оценки успешности работы корпораций над экологическими, социальными и управленческими аспектами своей деятельности участниками рынка вырабатываются специальные оценочные инструменты - ESG-критерии.

В связи с объявлением Евросоюзом в 2021 году о введении углеродного регулирования в форме трансграничного «карбонового» налога, для России возникла угроза снижения доходности ряда отраслей и потери конкурентоспособности на европейском рынке в связи со спецификой ее отраслевой структуры экспорта. В ответ на введение данного регулирования Президентом РФ В.В. Путиным на Петербургском международном экономическом форуме в 2021 году был объявлен курс на трансформацию экономики страны с учетом новых вызовов.

Минэкономразвития России и ВЭБ РФ была разработана «Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации в рамках снижения уровня выбросов парниковых газов до 2050 года». Вслед за этим Правительство РФ принимает План адаптации экономики России к глобальному энергопереходу. Постановлением Правительства РФ утверждаются критерии проектов устойчивого развития и требования к системе верификации проектов устойчивого развития в РФ [6]. В том числе в данном документе установлены критерии устойчивого развития транспорта РФ.

По оценкам специалистов транспортно-логистической сферы, транспорт генерирует примерно четверть мировых выбросов парниковых газов. Таким образом снижение эмиссии парниковых газов является одним из главных направлений развития «устойчивого транспорта» [13]. Идет ускоренное развитие экологичных технологий в отрасли: каршеринг на водородном топливе, low steaming - «медленное пропаривание» - эксплуатация трансокеанских судов на минимальной скорости, самолеты с двигателями на солнечных батареях.

В России назрела необходимость замены к 2030 году 75% парка городского пассажирского транспорта, 70% воздушных судов, 90% сухогрузных, наливных и пассажирских судов, 70% парка локомотивов [13]. Таким образом, в сегодняшних реалиях транспортная сфера является одной из ключевых сфер при достижении целей устойчивого развития, так как оказывает мощное воздействие на экологическое и социальное состояние страны.

Одним из подходов оценки по ESG-критериям определенного уровня устойчивого развития компаний являются ESG-рейтинги. Данные рейтинги дают представление пользователям о том, на сколько, по мнению агентства, процесс принятия решений в компании ориентирован на устойчивое развитие, в том числе в какой степени компания учитывает ESG-риски, сбалансирована ли работа компании по каждому из направлений: экология, социальные риски, риски управления.

Рейтинговое агентство RAEX-аналитика подготовило и опубликовало в 2022 году рейтинг российских компаний по ESG-факторам, в который вошли 160 компаний, из них 12 компаний транспортной отрасли. Рейтинг компаний основывается на оценке ESG-факторов, которые, в свою очередь, подразделяются на 210 индикаторов. Проводя анализ данного рейтинга, практически у всех компаний можно заметить дисбаланс между экологическим, социальным и управленческим факторами. Лидирующие места компании занимают в основном по двум или одному из рассматриваемых критериев. Компании транспортной отрасли находятся в середине данного рейтинга по общей оценке (см. рисунок).

Место Место Место

Место по ESG - по Е- по S- по G-

Наименование компании рейтингу фактору фактору фактору

РЖД 19 20 10 ■ 43

ПАО «Аэрофлот» 50 53 1 |so ■7

«ТрансКонтейнер» 54 92 ■ 40 49

Globaltrans 79 95 21

«Первая грузовая компания» ■& | ■9 58

«Совкомфлот» 80 ■7 58 107

Global Ports 84 130 76 65

«Международный аэропорт Шереметьево» 85 65 ■ 86 101

«Новороссийский морской торговый порт» 94 94 105

Транспортная группа FESCO 99 106 76

S7 Airlines 105 ■б 80 133

«ЮТэйр», авиакомпания 112 112 129 91

Рис. Компании транспортной отрасли в ESG-рейтинге российских компаний RAEX-аналитика 2022 [12]

Несмотря на небольшое число компаний транспортной отрасли в данном рейтинге, в целом их присутствие говорит о том, что ESG-трансформация на транспорте началась. И в дальнейшем присвоение компаниям ESG-рейтингов будет способствовать вовлечению в процессы устойчивого развития все большего количества организаций транспортной сферы.

На данный момент оценку деятельности компаний с позиции ESG-факторов проводит около 160 организаций, в том числе международные и национальные рейтинговые агентства такие как Sustainalytics, MSCI, S&P Global, «Национальное рейтинговое агентство» (РФ), Эксперт РА (РФ), RAEX-аналитика и

другое организации [4, с. 359]. Единого подхода к оценке не существует, как не существует единого списка оценочных критериев. Каждая организация, которая занимается составлением ESG-рейтингов, разрабатывает свои собственные методологии оценки. При таком подходе инвестиционный потенциал и привлекательность компании, уровень ее социальной ответственности зависит от различий в методологии оценки каждого из агентств [1].

Существуют исследования, которые показывают, что изолированное рассмотрение ESG-факторов при оценке достижения уровня устойчивого развития, а также разбиение целей устойчивого развития на 3 группы - социальную, управленческую, экологическую - не позволяет провести комплексный анализ существующих взаимосвязей между данными факторами [4, с. 358]. Подобный подход, как правило, используемый рейтинговыми агентствами, зачастую приводит к тому, что компании могут получить высокие рейтинги ESG при «плохих» критериях достижения целей устойчивого развития.

Например, в ESG-рэнкинге российского агентства RAEX-аналитика 2022 года российская энергетическая компания «Энел Россия» занимает 1 место в рейтинге, в том числе по критерию «Е» - 5 место, по критерию «S» - 1 место, по критерию «G» - 14 место. Компания «Полиметалл» занимает в общем 2 место в рейтинге, в том числе по критерию «Е» - 3 место, по критерию «S» - 3 место, по критерию «G» -19 место. «Московский кредитный банк» занимает в общем 3 место в рейтинге, в том числе по критерию «Е» - 1 место, по критерию «S» - 22 место, по критерию «G» - 11 место [12]. Таким образом, необходимым и главным требованием для ESG-рейтингов является адаптация обобщенных результатов рейтинга к каждому конкретному объекту.

В то же время, ESG-рейтинги говорят о том, что только 19% крупнейших компаний воспринимают как угрозу своему развитию изменение климата. Большинство компаний не уделяет достаточного внимания экологическим факторам, что может говорить о желании компании просто создать себе положительный ESG-имидж в глазах потенциальных инвесторов и аналитиков вместо реального решения социальных и экологических задач. Одной из главных предпосылок активизации устойчивого развития транспортной сферы является ее отрицательно влияние на окружающую среду, здоровье и благополучие населения.

Транспортная отрасль вносит свой вклад в увеличение выбросов парниковых газов в атмосферу. С 2010 года в мире растет сжигание ископаемого топлива транспортным сектором. В 2019 году выбросы углекислого газа транспортным сектором составили 23% от общих глобальных выбросов, что является вторым по объему после сектора энергетики [10]. По данным Международного энергетического агентства, в ближайшие 20 лет в целом в мире транспорт будет пользоваться все повышающимся спросом. Причинами этого могут быть увеличение численности населения на планете и повышение уровня доходов. Доля владельцев автомобилей вырастет по прогнозу агентства на 60%, спрос на грузовые и пассажирские перевозки увеличится втрое к 2070 году, что будет способствовать еще большим выбросам углекислого газа в атмосферу [9].

Внедрение и развитие концепции устойчивого развития компаниями транспортно-логистической отрасли изменяют подходы к поиску новых драйверов конкурентоспособности и конкурентной борьбы. Новыми драйверами являются:

• внедрение программного обеспечения для учета и контроля выбросов СО2 при перевозке грузов;

• внедрение практики использования альтернативных источников энергии;

• использование экологически чистого вида транспорта;

• использование в практике электронного документооборота;

• повышение загрузки транспортных средств до максимальной (компания DB Schenker);

• приобретение так называемых «зеленых» складов;

• внедрение использования интермодальных услуг (компания Geodis);

• внедрение практики утилизации судов;

• экологичная цепочка поставок;

• использование возобновляемых источников энергии для получения электричества;

• внедрение «зеленой» корпоративной культуры (компания DHL) [8];

• переход с грузовых автомобилей на железнодорожный транспорт (компания Mediterranean Shipping Company);

• ведение деятельности в соответствии со стандартами и правилами охраны окружающей среды;

• управление экологическими рисками;

• переработка твердых отходов;

• раскрытие экологической информации (компания Pony Express) [5];

• внедрение инициативы «Эко-доставка» для приобретения экологичного топлива с намерением уменьшения углеродного следа судна (компания Maersk) [7].

Большая часть компаний, являющихся международными перевозчиками и службами доставки, успешно внедряют в свою деятельность инструменты, призванные помочь им достигнуть целей устойчивого развития. С другой стороны, компании, которые пользуются услугами транспортных компаний, внедряющих инструменты достижения устойчивого развития, в свою очередь, также повышают свой уровень устойчивости. Так, многие компании при выборе способа доставки груза желают реализовы-вать кроме экономических критериев выбора транспортной компании и ESG-критерии, осуществив тем самым ответственный выбор.

Если рассматривать устойчивое развитие с точки зрения потребителей транспортных услуг, то они могут внедрять следующие подходы [11]: полная загрузка / услуга сборного груза - более экономически и экологически целесообразны; выбор поставщика, при котором возможна доставка с минимальным углеродным следом; внедрение электронного документооборота, ускоряющего деловые процессы, а также сокращающего расход бумаги; упаковка - использование экологически чистой, перерабатываемой или подлежащей многоразовому использованию упаковки; выбор транспортной компании - привлечение транспортных компаний, использующих более «чистые» транспортные средства; комбинированные перевозки - сочетание автомобильного транспорта с альтернативным железнодорожным и/или водным транспортом; сокращение отходов и переработка отходов, производимых на складе компании.

Таблица

Критерии выбора поставщика транспортных услуг [3]

Критерии Описание критерия

Классические

Стоимость доставки Данный критерий в большей степени влияет на принятие решения о выборе транспортной компании, т.к. оказывает прямое влияние на конечную стоимость товара

Срок доставки Срок доставки влияет на наличие товара на складе и возможность его продажи покупателю

Услуги по сохранности груза Сохранность груза при транспортировке и целостность упаковки (доля случаев поступления груза в нетоварном состоянии)

Возможная задержка времени доставки Доля случаев задержки доставки от общего количества перевозок

Опыт работы перевозчика (в годах) Чем дольше транспортная компания работает на рынке, тем лучший вариант доставки она может предложить клиенту

ESG-критерии

Составление Б8в-отчетности / раскрытие экологической информации Данный критерий дает понимание того, какие действия компания предпринимает для снижения Б8в-рисков

Соответствие автопарка эко-стан-дарту «Евро 5» Данное условие способствует снижению углеродных выбросов

Электронный документооборот Экономия электроэнергии; сокращение выбросов СО2

Ответственное обращение с отходами Утилизация аккумуляторов, автошин, ламп и др.

Транспортные средства на альтернативных источниках энергии Электромобили, использование биотоплива. Снижение углеродных выбросов

Участие в экологических программах Участие в экологических программах, поддержка экологических инициатив

Страхование груза Снижение издержек в случае порчи или недоставки товара

Отслеживание груза Отслеживание местоположения груза в онлайн режиме

Основными факторами при выборе грузоперевозчика являются срок и стоимость. Компании, желающие реализовывать в своей деятельности принципы устойчивого развития, могут осуществлять свой выбор в пользу перевозчиков, деятельность которых учитывает внедрение ESG-факторов при осуществлении перевозок.

Наиболее частым подходом к выбору поставщика транспортных услуг является построение балльно-рейтинговой модели оценки перевозчика по заданным «классическим» критериям с присвоением каждому критерию определенного веса в общей оценке с выведением в итоге общего количества баллов, полученных каждым перевозчиком. В рамках нового «устойчивого» подхода целесообразно дополнить существующую модель ESG-критериями. Классические и ESG-критерии представлены в таблице. Заключение

С начала 2022 года происходит глобальное изменение геополитической ситуации в мировом масштабе. В отношении Российской Федерации вводятся тотальные долгосрочные экономические санкции, призванные сдержать и замедлить экономическое развитие нашей страны. Несмотря на сложные экономические и геополитические условия, жесткие ограничения, многие компании транспортно-логистиче-ской сферы и их клиенты поддерживают и реализуют принципы устойчивого развития в своей деятельности.

В России на данный момент разработано множество инициатив, планов и методических рекомендаций по содействию устойчивому развитию компаний посредством учета ими ESG-рисков (факторов), в том числе в транспортной сфере. Но, фактически, ESG-интеграция находится на начальной стадии. Необходимость перехода экономики России к новому экономическому и технологическому укладу обосновывает потребность внедрения ESG-принципов в деятельность компаний транспортной сферы. Грамотный профессиональный подход к управлению ESG-рисками и раскрытию нефинансовой информации о своей деятельности призван помочь компаниям получить конкурентные преимущества в новой экономической реальности.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Грочаков В. Три веселые буквы: как ESG-рейтинги захватили мир и почему они пока далеки от идеала. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.forbes.ru/biznes/447149-tri-veselye-bukvy-kak-esg-rejtingi-zahvatili-mir-i-pocemu-oni-poka-daleki-ot-ideala (дата обращения 29.01.2023).

2. Довбий И.П. Финансовые и экономические условия энергоперехода для национальной экономики // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 5. С. 25-42.

3. Ивутъ Р.Б., Кисель Т.Р. Транспортная логистика. Минск: БНТУ, 2012. 379 с.

4. Марголин А.М., Вякина И.В. Риски, вызовы и механизмы ESG-трансформации систем управления // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2022. Т. 13, № 3. С. 352-368.

5. Политика в области экологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ponyexpress.ru/upload/docs/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA% D0%B0%20%D0%B2%20%D0%BE%D0%B 1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D1%8D%D 0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8.pdf (дата обращения 09.01.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2021 г. № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации».

7. Эко-доставка Maersk. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.maersk.com/transportation-services/eco-delivery (дата обращения 29.01.2023).

8. Экологичная логистика проверок. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.logistics.dhl.ru/ru-ru/home/logistics-solutions/green-logistics.html (дата обращения 09.01.2023).

9. China Tackles Climate Change with Electric Buses. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.itdp.org/2018/09/11/electric-buses-china (дата обращения 28.01.2023).

10. Daimler Annual Report 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://group.mercedes-benz.com/docu-ments/investors/reports/annual-report/daimler/daimler-ir-annual-report-2020-incl-combined-management-report-daimler-ag.pdf?r=dai (дата обращения 08.01.2023).

11. ESG-принципы: вектор развития логистических компаний. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pr.dellin.ru/smi/esg-printsipy-vektor-razvitiya-logisticheskih-kompanij (дата обращения 06.01.2023).

12. ESG-Рэнкинг российских компаний. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://raex-rr.com/esg/ESG_rating (дата обращения 09.01.2023).

13. ESG-трансформация транспорта: кто будет платить за реформы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.forbes.ru/society/450645-esg-transformacia-transporta-kto-budet-platit-za-reformy (дата обращения 07.01.2023).

14. The Sustainable Development Agenda. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/sustainablede-velopment/development-agenda (дата обращения 07.01.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.