Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗМЕНЕНИЙ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ЕВРОПЕЙСКОГО КЛИМАТИЧЕСКОГО НАЛОГА'

ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗМЕНЕНИЙ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ЕВРОПЕЙСКОГО КЛИМАТИЧЕСКОГО НАЛОГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ИЗМЕНЕНИЕ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ / ЕВРОПЕЙСКИЙ КЛИМАТИЧЕСКИЙ НАЛОГ / НЕФТЯНАЯ ОТРАСЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сердюкова Н. В., Глухова Л. В.

Сформулированная ООН концепция устойчивого развития человечества опирается на использование трех базовых факторов: экономического роста (E), социальной интеграции (инклюзивности), (S) и защиты окружающей среды (G), которые должны быть сбалансированы. Реализация этой концепции осложняется неурегулированным взаимодействием человека и природы. В связи с существующей концепцией «Общества риска»[26] [1], интерес к которой подстегнула пандемия коронавируса, возникло множество проблем, относящихся к взаимодействию человека и природы, поскольку в настоящее время это взаимодействие характеризуется системным дисбалансом [2]. В настоящее время имеется большое количество публикаций, как отечественных, так и зарубежных (страны ЕС), и предложений по регулированию складывающейся ситуации, направленных на достижение целей климатической политики и национальной безопасности в целях противодействия процессу глобального потепления [3]. Для оценки сбалансированности ESG и ее последующей реализации могут быть использованы методология и методики оценки уровня сформированности ESG. Целью публикации является обзор возможных изменений налогового обложения нефтяной отрасли в связи с введением европейского климатического налога. Автор рассматривает ретроспективный аспект формирования методик оценки безопасности климатических условий более, чем за полувековой период. Отмечена все возрастающая значимость ESG факторов, связанная с необходимостью перехода от их теоретической оценки (конец 20 века), к выделению их высокой практической роли из-за угрозы глобальных климатических изменений (конец 21 века) и практической реализации этапов мер налогового регулирования. В статье показана необходимость четких обоснованных методик расчета и внедрения таких налогов, как пограничный углеродный налог, налог на пластмассы. Базовыми методами являются методы теории систем и аналитические методы. Практическая значимость публикации состоит в том, что привлечение внимания широкого круга читателей к исследуемой проблеме позволит осознать необходимость внедрения инструментов менеджмента, поддерживающих проводимую Правительством РФ политику устойчивого развития страны. Сегодня в Российской Федерации отсутствует полноценный механизм мониторинга выбросов парниковых газов и ценообразования на них, а методика оценки ESG показателей только развивается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FUTURE OF TAXATION CHANGES IN THE OIL INDUSTRY AS A RESULT OF THE EUROPEAN CLIMATE TAX

The UN concept of sustainable human development is based on the use of three basic factors: economic growth (E), social inclusion (inclusiveness), (S) and environmental protection (G), which must be balanced. The implementation of this concept is complicated by the unregulated interaction between man and nature In connection with the existing concept of the "Risk Society" [1], the interest in which was spurred by the coronavirus pandemic, a lot of problems have arisen related to the interaction of man and nature, since at present this interaction is characterized by a systemic imbalance [2]. Currently, there are a large number of publications, both domestic and foreign (EU countries), and proposals for regulating the current situation, aimed at achieving the goals of climate policy and national security in order to counteract the process of global warming [3]. To assess the balance of the ESG and its subsequent implementation, the methodology and techniques for assessing the level of ESG formation can be used. The purpose of this publication is to provide an overview of possible changes in the taxation of the oil industry in connection with the introduction of the European climate tax. The author examines the retrospective aspect of the formation of methods for assessing the safety of climatic conditions for more than half a century. The increasing importance of ESG factors is noted, associated with the need to move from their theoretical assessment (late 20th century) to highlighting their high practical role due to the threat of global climate change (late 21st century) and the practical implementation of stages of tax regulation measures. The article shows the need for clear justified methods for calculating and implementing taxes such as the border carbon tax, the tax on plastics. The practical significance of the publication lies in the fact that drawing the attention of a wide range of readers to the problem under study will make it possible to realize the need to introduce management tools that support the policy of sustainable development of the country pursued by the Government of the Russian Federation. Today, the Russian Federation lacks a full-fledged mechanism for monitoring greenhouse gas emissions and pricing for them, and the methodology for assessing ESG indicators is only developing.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗМЕНЕНИЙ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ЕВРОПЕЙСКОГО КЛИМАТИЧЕСКОГО НАЛОГА»

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева №3, том 2, 2021 ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

УДК: 336.221

DOI: 10.51965/2076-7919_2021_2_3_115

Сердюкова Н.В., Глухова Л.В. ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗМЕНЕНИЙ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ В

СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ЕВРОПЕЙСКОГО КЛИМАТИЧЕСКОГО НАЛОГА

Serdyukova N. V., Glukhova L. V.

ON THE FUTURE OF TAXATION CHANGES IN THE OIL INDUSTRY AS A RESULT

OF THE EUROPEAN CLIMATE TAX

Ключевые слова: налогообложение, изменение в налогообложении, европейский климатический налог, нефтяная отрасль.

Keywords: taxation, change in taxation, European climate tax, oil industry.

Аннотация: Сформулированная ООН концепция устойчивого развития человечества опирается на использование трех базовых факторов: экономического роста (E), социальной интеграции (инклюзивности), (S) и защиты окружающей среды (G), которые должны быть сбалансированы. Реализация этой концепции осложняется неурегулированным взаимодействием человека и природы. В связи с существующей концепцией «Общества риска»1 [1], интерес к которой подстегнула пандемия коронавируса, возникло множество проблем, относящихся к взаимодействию человека и природы, поскольку в настоящее время это взаимодействие характеризуется системным дисбалансом [2]. В настоящее время имеется большое количество публикаций, как отечественных, так и зарубежных (страны ЕС), и предложений по регулированию складывающейся ситуации, направленных на достижение целей климатической политики и национальной безопасности в целях противодействия процессу глобального потепления [3]. Для оценки сбалансированности ESG и ее последующей реализации могут быть использованы методология и методики оценки уровня сформированности ESG.

Целью публикации является обзор возможных изменений налогового обложения нефтяной отрасли в связи с введением европейского климатического налога. Автор рассматривает ретроспективный аспект формирования методик оценки безопасности климатических условий более, чем за полувековой период. Отмечена все возрастающая значимость ESG факторов, связанная с необходимостью перехода от их теоретической оценки (конец 20 века), к выделению их высокой практической роли из-за угрозы глобальных климатических изменений (конец 21 века) и практической реализации этапов мер налогового регулирования. В статье показана необходимость четких обоснованных методик расчета и внедрения таких налогов, как пограничный углеродный налог, налог на пластмассы. Базовыми методами являются методы теории систем и аналитические методы. Практическая значимость публикации состоит в том, что привлечение внимания широкого круга читателей к исследуемой проблеме позволит осознать необходимость внедрения инструментов менеджмента, поддерживающих проводимую Правительством РФ политику устойчивого развития страны. Сегодня в Российской Федерации отсутствует полноценный механизм мониторинга выбросов парниковых газов и ценообразования на них, а методика оценки ESG показателей только развивается.

1 «Общество риска» — интегральная концепция, введенная в социологию Ульрихом Беком [1] объединяющая взгляды на развитие современного социума в условиях рисков, наличия глобальных угроз и опасностей. Также под этим понятием понимается новая форма современного индустриального общества, характерной чертой которого является риск. https://ru.wikipedia.org/wiki/Общество_риска

Abstract: The UN concept of sustainable human development is based on the use of three basic factors: economic growth (E), social inclusion (inclusiveness), (S) and environmental protection (G), which must be balanced. The implementation of this concept is complicated by the unregulated interaction between man and nature In connection with the existing concept of the "Risk Society" [1], the interest in which was spurred by the coronavirus pandemic, a lot of problems have arisen related to the interaction of man and nature, since at present this interaction is characterized by a systemic imbalance [2]. Currently, there are a large number of publications, both domestic and foreign (EU countries), and proposals for regulating the current situation, aimed at achieving the goals of climate policy and national security in order to counteract the process of global warming [3]. To assess the balance of the ESG and its subsequent implementation, the methodology and techniques for assessing the level of ESG formation can be used. The purpose of this publication is to provide an overview of possible changes in the taxation of the oil industry in connection with the introduction of the European climate tax. The author examines the retrospective aspect of the formation of methods for assessing the safety of climatic conditions for more than half a century. The increasing importance of ESG factors is noted, associated with the need to move from their theoretical assessment (late 20th century) to highlighting their high practical role due to the threat of global climate change (late 21st century) and the practical implementation of stages of tax regulation measures. The article shows the need for clear justified methods for calculating and implementing taxes such as the border carbon tax, the tax on plastics. The practical significance of the publication lies in the fact that drawing the attention of a wide range of readers to the problem under study will make it possible to realize the need to introduce management tools that support the policy of sustainable development of the country pursued by the Government of the Russian Federation. Today, the Russian Federation lacks a full-fledged mechanism for monitoring greenhouse gas emissions and pricing for them, and the methodology for assessing ESG indicators is only developing.

Еще в 1998 г. инвесторы обратили внимание на важную роль факторов ESG1 при оценке стоимости компании. В работе Джона Элкингтона, одного из основоположников ESG, «Людоеды с вилками: тройная цель бизнеса 21 века» выделялась необходимость учета при принятии инвестиционных решений нефинансовых - социальных и экологических - факторов [4].

Концепция ESG постепенно начала отбирать позиции у теории Милтона Фридмана, широко распространенной в 19601980-х годах и использовавшейся при устранении последствий мирового финансового кризиса 2007-2008 гг., которая основывалась на принципе, что социальная ответственность бизнеса отрицательно сказывается на его финансовых показателях, а любое регулирование и вмешательство со стороны правительства в процесс принятия инвестиционных решений всегда наносит ущерб макроэкономике [5].

Возросшая значимость ESG факторов была связана с переходом от их оценки, как

1 Environmental Social Governance - экологическое и социальное управление.

благотворительных и добровольных, к выделению их высокой практической роли из-за угрозы глобальных климатических изменений.

Процесс заключения международных соглашений, направленных на обеспечение сокращения выбросов парниковых газов в атмосферу, начался с 1992 г., когда 180 странами была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата, вступившая в силу в 1994 г. Затем в 1997 г. был принят Киотский протокол, дополнявший Рамочную конвенцию ООН, вступивший в силу в 2005 г.

В 2015 г. взамен Киотского протокола было подготовлено Парижское соглашение, подписанное в 2016 г., регулирующее в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата, меры по снижению содержания углекислого газа в атмосфере с 2020 г. Число стран-участниц Киотского протокола составляет 192 страны [6].

В январе 2016 г. организация «Принципы ответственного инвестирования» (Principles for Responsible Investment, PRI), партнерство Программная Финансовая

Инициатива Организации Объединенных Наций по Окружающей среде (United Nations Environment Programme Finance Initiative, UNEP FI) и Фонд Поколения (The Generation Foundation) инициировали проект в рамках которого, доказывали, что фидуциарные операции не являются препятствием для интеграции экологических, социальных и управленческих вопросов в процесс принятия инвестиционных решений.

В США - стране с крупнейший в мире по объему экономикой - 24,42% мирового ВВП1 - 27.01.2021 г. было опубликовано Распоряжение Президента «О борьбе с климатическим кризисом в стране и за рубежом» [7]. В Распоряжении говорится о том, что международное участие США в разрешении проблемы глобального изменения климата, перешедшей в климатический кризис, необходимо как никогда срочно. Подчеркивается, что в целях реагирования на климатический кризис, наряду с существенными краткосрочными глобальными сокращениями выбросов парниковых газов, потребуется достижение нулевых глобальных выбросов к середине XXI века или ранее.

Курс на достижение целей климатической политики становится важным элементом внешней политики и национальной безопасности США. США намереваются сотрудничать с другими странами и партнерами как на двусторонней, так и на многосторонней основе, в целях противодействия процессу глобального потепления.

В соответствии с Распоряжением США вновь (США денонсировало Парижское соглашение 04.11.2020) присоединяются к Парижскому соглашению и предпринимают действия по достижению и развитию его трех основных целей: безопасная глобальная температура, повышение устойчивости к изменению климата и направленность финансовых потоков на обеспечение низкого уровня выбросов парниковых газов, устойчивое к изменению климата развитие.

Таким образом, роль устойчивого развития приобретает глобальное значение.

https://howmuch.net/articles/the-world-economy-

2019

Эксперты даже называют устойчивое развитие и ESG - новой религией XXI века [8].

Международные институциональные инвесторы переходят к принятию решений на основании ESG-факторов. По данным консалтинговой компании EY, 97% институциональных инвесторов при принятии инвестиционных решений проводят оценку компании в части соответствия ESG принципам. Одним из примеров такого подхода является продажа датским пенсионным фондом РКА долей участия в 35 международных нефтегазовых компаниях, поскольку, по мнению фонда, они недостаточно боролись с изменением климата [9]

Первой глобальной фискальной инициативой в связи с курсом на устойчивое развитие и ESG является пограничный углеродный налог (Carbon Border Tax Adjustment). Европейская Комиссия с июля по октябрь 2020 г. [10], проводила публичные консультации по пересмотру положений Директивы Европейского Союза (далее -ЕС) по налогообложению энергетической отрасли (2003/96/ЕС) [11], в связи с созданием пограничного углеродного налога. Европейская Комиссия обосновывает введение нового налога тем, что усилия европейских стран по обеспечению климатической нейтральности к 2050 г. могут быть напрасными в связи с отсутствием аналогичного стремления у международных партнеров, и угроза крупных выбросов углерода в атмосферу сохранится. Это возможно за счет того, что холдинговые компании будут переносить производственные мощности в страны с менее строгими требованиями к уровню выбросов, и уровень глобальных выбросов не уменьшится. Новый налог противодействует данному риску, поскольку будет взиматься при импорте определенных товаров из этих стран в ЕС.

Введение налога также связано с поиском источников финансирования долгосрочного бюджета ЕС на 2021-2027 гг. Обсуждаемые возможные источники включают: налог на пластмассы в ЕС, пограничный углеродный налог и налог на сверхприбыли транснациональных корпораций ЕС [12].

Принятие пограничного углеродного налога Европейской Комиссией ожидается совсем скоро - во 2 квартале 2021 г.

Правовые основания для введения налога прорабатываются, но предполагается, что могут быть использованы статьи 192 (природоохранные меры, включая меры фискального характера) и 207 (общие меры коммерческой политики) Договора о функционировании ЕС.

Ожидается, что механизм определения размера обязательств по налогу будет основан на Системе торговли выбросами ЕС (СТВ ЕС) и Директиве ЕС по налогообложению энергетической отрасли.

Система торговли квотами на выбросы парниковых газов (ETS) представляет собой рыночный инструмент управления, который определяет "верхний пороговый уровень" [12] для той или иной отрасли, позволяющий осуществлять допустимый "годовой объём выбросов парниковых газов". Этот объём распределяется между предприятиями отраслей, участвующих в СТВ . Если выделенной квоты недостаточно, то предприятие может купить недостающий объём на "вторичном" рынке СТВ (обычно за счет спотовых или фьючерсных сделок).

В Оценке ЕС влияния воздействия нового налога (далее - Оценка) [13], обращается внимание на необходимость оценки воздействия регулирования на социальную сферу, в том числе занятость. Европейский зеленый курс предполагает рентабельный, справедливый и социально сбалансированный переход к углеродно-нейтральной экономике.

Пограничный углеродный налог вызовет повышение цен на потребительские товары, в том числе, связанные с обеспечением базовых потребностей (энергоносители).

При этом мера будет способствовать борьбе с безработицей в ЕС, за счет своего протекционистского характера, и позволит избежать замены товаров производства ЕС, товарами из третьих стран, имеющих более низкие экологические требования.

В Оценке также отмечается, что эффект от введения нового налога должен быть предварительно сопоставлен с возможными социальными последствиями бездействия или возможным повышением

Электроэнергетика, нефтепереработка, металлургическая, стекольная, бумажная, цементная промышленность, авиаперевозки и др.

уровня климатической нейтральности стран ЕС без введения новых мер регулирования выбросов углерода.

При этом неопределенность параметров будущего механизма взимания пограничного углеродного налога не позволяет точно оценить возможные потери российских экспортеров товаров в ЕС, хотя приблизительные оценки имеются.

В исследовании, представленном недавно аудиторской компанией KPMG [14], для оценки в качестве первого приближения использовался метод укрупненных и упрощенных сценариев, не отражающих влияния всех факторов:

- Пессимистический сценарий, предполагающий обложение прямых и косвенных выбросов в 2022 г. По оценкам KPMG агентства [14] при таком пути развития (пессимистический сценарий) налог может обойтись "поставщикам из России в €50,6 млрд до 2030 года". Расчетный прогноз составлен при условии, что "трансграничный налог" будет введен уже в 2022-м году. Также, при условии, что он будет распространен не только на прямые, но и на косвенные выбросы С02. Здесь подразумеваются выбросы из источников, принадлежащих другим организациям, но связанных с деятельностью экспортера каким-либо образом.

- Базовый сценарий предполагает, в отличие от пессимистического сценария развития, что "трансграничный налог" будет введен лишь в 2025 году. Причем, он будет распространяться только на прямые выбросы парниковых газов (происходящие непосредственно при производстве продукции). Тогда, по данным исследования KPMG группы "нагрузка для российских экспортеров составит €33,3 млрд в 2025-2030 годах" [14].

- Оптимистичный сценарий ЕС, на наш взгляд, наиболее преемлем, по нему налог будет введен лишь в 2028 году. Немаловажно и то, что он будет взиматься с "разницы между фактическими выбросами углекислого газа (СО2) при производстве товаров и эталонным объемом ЕС" [14]. Нагрузка для российских производителей в этом случае составит самую благоприятную

картину - всего лишь €6 млрд за три года (2028-2030-й).

Для более точной оценки ситуации с введением углеводородного налога и построение прогнозов мы рекомендуем использовать теорию, разработанную в [15, 16] и технику, разработанную на основе этой теории из [17].

Мы согласны с [18], что в случае введения этих новаторских идей, пограничный углеродный налог должен носить недискриминационный характер, не создавая препятствий при взаимной торговле и соответствовать общепринятым нормам ВТО.

Также в связи с инициативами в рамках Распоряжения Президента США «О борьбе с климатическим кризисом в стране и за рубежом» от 27.01.2021 г., следует проводить мониторинг ситуации с введением аналога пограничного углеродного налога в США.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует полноценный механизм мониторинга и регулирования процессов выбросов парниковых газов и ценообразования на них, а экологическая повестка приобрела острую актуальность. Известно (по материалам аналитических отчетов Минэкономразвития), [19], что среди рыночных регулировочных инструментов, которые действуют как "ограничители объемов" выбросов в атмосферу парниковых газов, наиболее гибкими являются такие, которые создают фактическую «цену на углерод». Это санкционирует оценку внешних издержек, которые придется аккумулировать для преодоления последствий выбросов, «монетизировав» урон окружающей среде [18, 19]. Опираясь на информацию, показанную в этих публикациях в качестве примера можно назвать планируемый к применению инструмент "углеродные налоги" и "системы торговли квотами" (СТК, emissions trading system, ETS).

Отметим, что по состоянию на анализируемый период (октябрь 2020 г. - август 2021), опубликованные в отчете Минэкономразвития РФ [20] и в отчете финансовой компании "Всемирный банк" [21] было насчитано 64 действующих инициативы по углеродному ценообразованию. Инициати-

вы охватывают 46 национальных и 35 субнациональных юрисдикций и покрывают 22,3% глобальных выбросов в атмосферу парниковых газов.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ разработало " Методику исчисления размера вреда", причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды, которая была утверждена Приказом № 59 от 28.01.2021 г. [20].

Сейчас эта Методика активно обсуждается и подвергается конструктивной критике со стороны бизнес-сообщества. Фокусируется аргумент, что «средства, необходимые для модернизации, будут изъяты в пользу бюджета и не будут израсходованы на природоохранные цели». Также обсуждаются выводы о том, что "причинение вреда окружающей среде" возможны без проведения обследования конкретных территорий - на основании отчетности, предоставленной компаниями [20].

Также Министерство природных ресурсов и экологии РФ обсуждает возможности введения ограничений на выплату дивидендов при нанесении промышленными предприятиями ущерба окружающей среде до момента устранения ущерба, однако изучаемая проблема, на наш взгляд, весьма существенна и требует многостороннего и комплексного обсуждения. Например, Ро-сприроднадзор предложил создать систему экорейтинга промышленных предприятий, на основании раскрытия предприятиями данных по выбросам, а также увеличить штрафы за нарушения экологического законодательства. Министерство экономического развития Российской Федерации проводит активные консультации с представителями ЕС по вопросам, связанным с введением пограничного углеродного налога.

В России углеродное регулирование продолжает развиваться, хотя углеродное ценообразование пока не применяется. По Указу Президента Российской Федерации от 04.11.202 №666 «О сокращении выбросов парниковых газов» определен национальный вклад в реализацию Парижского соглашения. Предельный уровень выбросов к 2030 г. ограничен уровнем 70% от значения 1990 г. В рамках «климатического пакета» инструментов управления выбросами, раз-

рабатываемого Минэкономразвития России, подразумевается принятие закона о выбросах парниковых газов, стратегии развития с низким уровнем выбросов ПГ, а также система добровольных климатических проектов, которая сделает возможным оборот углеродных единиц. Кроме того, в январе 2021 г. утверждена «дорожная карта» фактической реализации на территории Сахалинской области эксперимента для отработки практических подходов по формированию системы верификации и учета выбросов и поглощений. В результате эксперимента на Сахалине появится первая в России региональная система международной торговли углеродными единицами, а регион сможет выйти на углеродную нейтральность уже к 2025 г. 100

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Лукойл Сибур Холдинг Газпром Роснефть Сахалин_энергия Новатек Транснефть Газпромнефть Татнефть Сургутнефтегаз

Рисунок 1 - Результаты ESG - рейтинга на 15.07.2021 Результаты представлены в авторской обработке по материалам https://raex-a.ru/releases/2020/19Nov

Рассмотрим еще один пример. В настоящее время широко применяется Методика расчета показателей, отражающих деятельность компании, и ее влияние на окружающую среду, общество и корпоративное управление. Принятый в 2020 году документ (от 28 апреля 2020 г. № ПР/28-04/20-1) разработан национальным рейтинговым агентством, называется Методология присвоения ESG рейтингов (https://docvi ewer. yandex.ru/view/63100287).

На рисунке 1 показан международный рэнкинг российских компаний нефтехимической промышленности, проводимый ежемесячно агентством (Национальное Рейтинговое Агентство). Данные показаны в авторской обработке.

Представленные на рисунке выборочные данные были рассчитаны и опубликованы независимым европейским Рейтинговым Агентством RAEX-Europe в работе [20].

Из данных рисунка видно, что первые места непосредственно занимает Лукойл и Сибур - Холдинг. У них рейтинг показателя "E" соответственно сведениям свежей аналитики, полученной в августе 2021 г. по данным рейтингового агентства (https://raex-pert.eu/media/uploads/rankings/ESG_Ranking _16.08.2021_eng_StWAxuc.pdf) равен "4" и "2". По показателю равен "15" и "6", а по показателю составляет "3" и "19". Эти сведения публикуются агентством систематически. Они сконцентрированы на классификацию, группировку и ранжирование информации о развитии компаний из,

так называемого, "постсоветского пространства". Целью сбора такого рода информации является формирование достоверных обозрений о наличии в компаниях политик и статистической отчетности в области достижения целевых показателей по трем направлениям: экология (Б), социальная политика и проводимая анализируемой компанией политика управления

Отметим, что несомненным фактором, повлиявшим на быстрейшее внедрение ESG практик, стоит считать влияние крупного бизнеса. Потенциальные инвесторы имели возможность вложения инвестиций в совместную деятельность, но им необходимо было оценить возможные риски. По мнению того же рейтингового агентства, более трех тысяч потенциальных инвесторов придерживаются "Принципов ответственного ин-

ками. Поэтому, российскому бизнесу следует также учитывать эту группу показателей.

Логическая схема присвоения рейтинга ББО показана на рисунке 2.

вестирования ООН" (Ш^ PRI) [20]. Это означает возможность отказа от инвестиций в компании с плохими ESG характеристи-

Рисунок 2 - Логическая схема присвоения рейтинга ББО

В таблице 1 раскроем примерное со- пользуются в Методике для оценки уровня держание ключевых факторов, которые ис- ББО рейтинга.

Таблица 1 - Ключевые факторы оценки при присвоении рейтинга в нефтехимической отрасли

Е-факторы 8-факторы О-факторы

Политическая позиция в области экологии Безопасное воздействие на атмосферу Безопасное использование водных ресурсов Бережное использование земельных ресурсов Обращение с отходами Учет показателей, влияющих на окружающую среду Планирование мероприятий для снижения негативного влияния на окружающую среду Корпоративная социальная ответственность и реализации политики в ее сфере Достойная оплата труда работников нефтехимической отрасли Политика реализации профессионального развития работников и их социальной защищенности Существенное снижение текучести кадров Обеспечение повсеместной охраны труда и производственной безопасности Улучшение работы с клиентами Планирование постоянных улучшений социально значимых показателей Рост показателя "Деловая репутация" Формирование стратегии развития на основе инструментов инновационного менеджмента Эффективность деятельности Совета директоров Эффективность деятельность исполнительных органов Использование системы менеджмента рисков Учет степени транспарентности информации Защита прав собственников

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации осуществляется разработка норм законодательства, направленных на адаптацию к декарбонизации экономики и соответствие глобальным тенденциям декарбонизации. Однако без детальных расчетов и оценок последствий от введения углеводородного налога вводить его недопустимо.

В связи со стремительным развитием ситуации с введением пограничного угле-

родного налога, отсутствием утвержденных методик расчетов выбросов загрязняющих веществ, отменой ряда льгот по НДПИ и экспортной пошлине и одновременного изменения параметров налога на дополнительный доход (НДД) с 2021 г. возможно ожидать увеличения общей налоговой нагрузки на предприятия нефтяной отрасли Российской Федерации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бек, У. Космополитическое мировоззрение. — М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2008. — ISBN 978-5-903844-036.

2. Апанович, М., Барабанов, О., Маслова, Е., Райнхардт, Р., Саворская, Е., Череми-син, П. Климатическая политика в глобальном обществе риска, Доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай», декабрь 2020 г., ru.valdaiclub.com

3. Proposal for a regulation of the european parliament and of the council establishing a carbon border adjustment mechanism, EUROPEAN COMMISSION, Brussels, 14.7.2021.

4. Википедия. Элкингтон, Джон. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Элкингтон,_Джон

5. Freidman, Milton and Rose, Free to Choose, A Personal Statement, (Harcourt, 1980).

6. Кийотский протокол. [Электронный ресурс] URL: https://unfccc. int/kyoto_protocol

7. Executive Order on Tackling the Climate Crisis at Home and Abroad. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-actions/2021/ 01/27/executive-order-on-tackling-the-climate-crisis-at-home-and-abroad/

8. ТАСС. Чубайс считает, что устойчивое развитие является новой религией XXI века. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/10670137

9. Что означает ESG-инвестирование и почему оно быстро набирает популярность. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://dokhodchivo.ru/chto-takoe-esg-investirovanie

10. IBFD - Tax Research Platform. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://research.ibfd.org/#/doc?url=/ data/tns/docs/html/tns_2020-07-24_e2_3.htmlEnergy Tax Directive (2003/96/EU)

11. IBFD - Платформа налоговых исследований. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://research.ibfd.org /#/doc?url=/data/tns/docs/html/tns_2021-01-19_e2_1.html

12. Оценка ЕС влияния нового налога. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ec.europa.eu/ info/law/better-regulation/have-your-say/initiatives/12228-Carbon-Border-Adjustment-Mechanism

13. KPMG оценила ущерб для России от введения углеродного налога в ЕС, Бизнес, 07 июль 2020, [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.rbc.ru/ business/07/ 07/2020/5f0339a39a79470b2fdb51be

14. Бажан, А.И., Рогинко, С.А. Пограничный корректирующий углеродный механизм ЕС: статус, риски и возможный ответ, Аналитическая записка №44, 2020 (№227), Институт Европы РАН. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://doi.org/ 10.15211/analytics442020

15. Serdyukova, N.A., Serdyukov, V.I. Algebraic Formalization of Smart Systems. Theory and Practice // Smart Innovation, Systems and Technologies. - Springer, 2018. P. 189.

16. Serdyukova, N.A., Serdyukov, V.I. Algebraic Identification of Smart Systems. Theory аnd Practice // Intelligent Systems Reference Library. - Springer, 2021. P. 186.

17. Ильин, В.В., Сердюкова, Н.А., Сердюков, В.И. Риски долгосрочных прогнозов в экономике Российской Федерации, Финансовая аналитика: Проблемы и решения, 44(278), 2015, С. 2-16.

18. Министерство экономического развития российской федерации. [Электронный ресурс] - URL: https://economy.gov.ru/material/press/official_position/mer_mehanizm_uglerodnogo _naloga_ne_opredelen.htm

19. Международные подходы к углеродному ценообразованию, Департамент многостороннего экономического сотрудничества Минэкономразвития России, январь 2021, [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/c13068c6 95b51eb60ba8cb2006dd81c1A3777562.pdf

20. Российский ESG-рэнкинг 2020 года от RAEX-Europe. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://raexpert.eu

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Группа "Всемирный банк". [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://vsemirnyjbank.org

Дата поступления: 30.07.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.