Научная статья на тему 'ESG ПОВЕСТКА КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БИЗНЕСА И РЕГИОНОВ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ'

ESG ПОВЕСТКА КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БИЗНЕСА И РЕГИОНОВ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1343
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ESG ПОВЕСТКА / ESG ФАКТОРЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ESG РЕЙТИНГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаров И. Н., Назаренко В. С.

Устойчивое развитие стало важным фактором, упитывающимся как в бизнесе, так и в государственном управлении. ESG повестка набирает все большую популярность, она значима как для инвесторов, которые придерживаются концепции ответственного инвестирования, так и самих компаний, как элемент управления рисками и элемент обеспечения конкурентоспособности. Подобный подход приемлем и для регионов, ведь потенциальные инвесторы обращают внимание на эффективность управления экологическими и социальными рисками, да и на качество управления регионов в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESG AS A FACTOR OF COMPETITIVENESS OF BUSINESS AND REGIONS IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Sustainable development has become an important factor that is taken into account both in business and in public administration. The ESG agenda is gaining more and more popularity, it is significant both for investors who adhere to the concept of responsible investment, and for companies themselves, as an element of risk management and an element of ensuring competitiveness. This approach is also acceptable for the regions, because potential investors pay attention to the quality of environmental and social risk management, and to the quality of regional management as a whole.

Текст научной работы на тему «ESG ПОВЕСТКА КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БИЗНЕСА И РЕГИОНОВ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ»

7. Устаев Р.М. Развитие инновационного потенциала человеческого капитала в региональной экономике: дис. ... канд. экон. наук / Р.М. Устаев. -Ставрополь, 2016. - 175 с.

8. Хмелева Г.А. Человеческий капитал как условие формирования инновационной экономики региона: монография / Г.А. Хмелева; Администрация гор. окр. Самара, Автономное муниципальное образовательное учреждение высш. проф. образования «Самарская акад. гос. и муниципального упр.». - Самара: Изд-во САГМУ, 2012. - 167 с.

9. Чередников О. Высокотехнологичные стартапы в мире и в России / О. Чередников // Мировая экономика и международные отношения. - 2013. -№ 10. - С. 68.

Макаров И.Н.

д.э.н., профессор кафедры «Менеджмент и общегуманитарные дисциплины» Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,

г. Липецк, Россия Назаренко В.С. аспирант

Елецкий Государственный университет имени И.А. Бунина, старший преподаватель кафедры «Экономика и финансы» Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,

г. Липецк, Россия

ESG ПОВЕСТКА КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БИЗНЕСА И РЕГИОНОВ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. Устойчивое развитие стало важным фактором, упитываю-щимся как в бизнесе, так и в государственном управлении. ESG повестка набирает все большую популярность, она значима как для инвесторов, которые придерживаются концепции ответственного инвестирования, так и самих компаний, как элемент управления рисками и элемент обеспечения конкурентоспособности. Подобный подход приемлем и для регионов, ведь потенциальные инвесторы обращают внимание на эффективность управления экологическими и социальными рисками, да и на качество управления регионов в целом.

Ключевые слова: устойчивое развитие, ESG повестка, ESG факторы, конкурентоспособность, ESG рейтинги.

Makarov I. N.

D.Sc. (Economics), Professor of the Department "Management and General Humanitarian Disciplines " Lipetsk Branch of the Financial University at Government of the Russian Federation, Lipetsk, Russia Nazarenko V.S. graduate student Yelets State University named after I. A. Bunin,

Senior lecturer

of the Department "Economics and Finance" Lipetsk Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation,

Lipetsk, Russia

ESG AS A FACTOR OF COMPETITIVENESS OF BUSINESS AND REGIONS IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Abstract. Sustainable development has become an important factor that is taken into account both in business and in public administration. The ESG agenda is gaining more and more popularity, it is significant both for investors who adhere to the concept of responsible investment, and for companies themselves, as an element of risk management and an element of ensuring competitiveness. This approach is also acceptable for the regions, because potential investors pay attention to the quality of environmental and social risk management, and to the quality of regional management as a whole.

Key words: sustainable development, ESG agenda, ESG factors, competitiveness, ESG ratings.

Концепция устойчивого развития прочно закрепилась в международной и национальной повестке, стала важным аспектом в деятельности транснациональных компаний, да и всех крупных представителей бизнеса.

Цели устойчивого развития (ЦУР) служат ориентировкам при разработке и корректировке стратегий и планов, как в государственном, так и в частном секторе. Органичное сочетание вопросов экономического, социального и экологического характера, заложенное в основу устойчивого развития, должно позволить стимулировать рост экономики и повысить уровень и качество жизни людей при сохранении экологии и минимизации антропогенного воздействия.

При этом важным является именно сбалансированное сочетание всех трех аспектов без чрезмерной ориентации на определенное направление, будь то воздействие на изменение климата или тендерное равенство, происходящие в ущерб другим целям. Лишь планомерное улучшение ситуации по всем параметрам позволит не исказить идеи устойчивости и получить благоприятные эффекты от реализации данной концепции.

Постепенно принципы устойчивого развития стали проникать и в финансовую сферу, началось формирование такого подхода как ответственное инвестирование. Появились фонды, ориентирующиеся на социальные и этические инвестиции, были разработаны и аналогичные биржевые индексы. В качестве примера можно привести основанный в 1990 г. Domini 400 Social Index, в настоящее время - индекс MSCI KLD 400, ориентированный на компании-приверженцы ESG подхода; Dow Johns Sustainability Index - целое семейство индексов, включающее как мировой индекс устойчивости, так и аналоги для разных стран и регионов; FTSE4Good — ряд индексов, оценивающих компании по ESG критериям.

Дальнейшим этапом развития подходов стало появление концепции ESG. ESG факторы в целом укладываются в повестку устойчивого развития, однако имеет ориентир на деятельность компании. Сравнение составляющих устойчивого развития и ESG факторов представлено на рисунке 1.

Управленческий аспект

Рис. 1. Составляющие концепции устойчивого развитая (слева) и ESG подхода (справа). Составлено автором

Социальный компонент

ESG (Environmental, Social, Governance) включает три аспекта:

- Environmental, так же как и в устойчивом развитии, включает экологическое воздействие, включает факторы влияния компании на окружающую среду.

- Social включает аспекты взаимодействия компании и общества, социальное воздействие, оказываемое организацией.

- Governance обобщает вопросы, связанные с корпоративным управлением и бизнес-этикой.

На рисунке 2 переставлен примерный перечень крупных элементов, характеризующих различные аспекты ESG.

Экологический аспект

• изменение климата

• выбросы парниковых газов

• природные ресурсы

• отходы и загрязнения

• экологические возможности

Социальный аспект

чел овече ский капитал

• условиятруда

• безопасность и

здоровье

♦ качество продукции

• сопротивление

заинтересованных

сторон

• социальная

возможность

• местные сообщества

Управленческий аспект

• вознаграждение топменеджмента

• взятоничествои коррупция

• политическое лобби и пожертвования

• структура и тендерный состав совета директоров

• налоговая стратегия

Рис. 2. Примеры элементов входящих в разные факторы ESG.

Составлено автором на основе [5,6]

Следует отметить, что отсутствует единство подходов в области составных элементов ESG факторов. Компании, а так же инвесторы, как институциональные, так и частные могут самостоятельно сконструировать собственный пул компонентов аспектов ESG, конечно же, с опорой на существующие международные стандарты нефинансовой отчетности, рекомендации и материалы рейтинговых агентств.

В то же время по мере роста значимости ESG и влияния обозначенных факторов на компании возможно формирование единых подходов, подобная дискуссия имеет место в среде регуляторов, так же рассматривается вопрос о синхронизации финансовой и нефинансовой отчетности.

Развитие ESG подходов и формирование запроса со стороны стейк-холдеров на получение данных нефинансовой отчетности, ориентация на компании, следующие принципам устойчивого развития, привели к созданию и развитию экосистемы исследований по тематике ESG.

Как отмечается в докладе An Evolution in ESG Indexing «сегодня индустрия исследований ESG состоит из растущего и динамичного набора компаний, которые собирают и анализируют данные, относящиеся к широкому спектру вопросов ESG» [9]. Экосистема исследований в области ESG представлена на рисунке 3.

♦ Sustainability Accounting Standards Board (SASB) ~ ♦Bloomberg •Momingstar i

♦ Global ReportinsInitiative (GRI)

I \

• Glob al Rep orting Initiative (GRI)

--

•MSCIESG Research \ Ml^Stt^ H • Trucost

^jjjjjjjU^^W .RepRisk

•Tin Value Labs

Services Inc. (ISS)

• Vigeo Eiris

j Thomson Reuters / Asset4__>

Рис. 3. Экосистема исследований в области ESG.

Составлено автором на основе [9]

Включение ESG факторов в инвестиционный анализ и стимулирование раскрытия ESG информации выступают основополагающими принципами ответственного инвестирования.

Таким образом, сегодня ответственное инвестирование по сути определяет необходимость ESG повестки у компании для сохранения инвестиционной привлекательности бизнеса.

Ведь еще в 2019 году исследование PwC [6] показало, что из 135 крупнейших инвесторов из 35 стран мира 91% уже интегрировал или же находится в процессе разработки и интеграции стратегии ответственного инвестирования. 83% уделяют внимание климатическим рискам компаний, а 67% осуществили приоритезацию ЦУР в отношении своей инвестиционной стратегии.

Помимо привлекательности для инвесторов ESG факторы определяют и привлекательность компании или бренда и продукции для потребителей. Ответственное поведение компании, стремление к реализации целей устойчивого развития, стремление к углеродной нейтральности и контроль за происхождением ресурсов и материалов,

забота о сотрудниках и учет мнения жителей местных сообществ - все это создает репутацию компании, влияющую, в том числе, и на лояльность потребителей.

На рисунке 4 представлены факторы, которые зависят от оценки деятельности компании в области устойчивого развития.

Так же всесторонний анализ ESG факторов в рамках разработки стратегий, планов их реализации и механизмов контроля позволяет компаниям «лучше представить свои планы по созданию стоимости с учетом потенциала роста в результате выявления и решения вопросов в области ESG» [4].

С учетом того, что ESG факторы встроены в процесс принятия инвестиционных решений, ESG подходы становятся значимыми и для государственного управления.

Рис. 4. Факторы, зависящие от оценки деятельности компании в области устойчивого развития. Источник [1]

С одной стороны принципы ЕБв интегрируются и в инвестиционные стратегии на региональном уровне. Субъекты хотят привлекать компании, разделяющие принципы ЕБО. Ведь уже невозможно игнорировать влияние реализующихся или потенциальных инвестиционных проектов на общество или окружающую среду региона. К тому же компании с высокой корпоративной социальной ответственностью

оказывают дополнительное стимулирующее воздействие на социально-экономическое развитие местных сообществ.

С другой стороны, и потенциальные, в особенности зарубежные инвесторы, могут обращать внимание на факторы ESG в конкретных регионах. Подобно тому, как ESG факторы имеют ориентир на деятельность компании, так же на основе ESG критериев можно оценивать и деятельность региональных властей. На основе ESG факторов потенциальные инвесторы могут оценивать риски проектов в части социальных и экологических рисков, а так же учитывать качество государственного управления и присущие имеющейся системе управления риски.

В России подобная система оценки ESG факторов существует с недавнего времени. Так рейтинговое агентство RAEX-Europe составляет ESG-рейтинг российских регионов, который позволяет осуществить ранжирование субъектов.

На рисунке 5 представлен перечень показателей, входящих в рейтинг. Несмотря возможные вопросы к методологии, сам факт появления подобного рейтинга следует однозначно оценивать положительно.

Данный рейтинг основан на подходе, использующем анализ уровня подверженности рисками и эффективности действий по его нейтрализации. Как указано на сайте РАЭКС-Аналитика «к каждому «негативному» индикатору подбиралась «пара», которая позволяет говорить о степени нивелирования имеющихся рисков. Например, в разделе экологической оценки E, нами использовался показатель «Выброс в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, на душу населения». Его дополняет «Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих от стационарных источников». В теории, чем выше первый показатель, тем выше должен быть и второй. Наличие дисбалансов говорит о том, что рискам не уделяется должного внимания. Исключение составляет секция G (governance), где оценка строилась на основе проверки наличия в регионах ключевых инструментов повышения качества государственного управления и транспарентности: наличие комиссий по противодействию коррупции, раскрытие сведений о доходах сотрудников администрации и т.д. Кроме того, оценка была дополнена интегральными индексами, такими как рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России RAEX и Мониторинг финансового положения и качества управления финансами Министерства финансов РФ» [8].

Экологические риски (Environmental)

♦Выброшено в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, на душу населения

•Объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта, на душу населен и

•Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, на душу

•Количество образованных отходов производства и потребления на душу населения (значение показателя за год)

♦Вывезено за год твердых коммунальных отходов, на душу

•Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих от стационарных источников

•Доля легковых, грузовых автомобилей и автобусов, имеющих возможность использования природного газа в качестве моторного топпива

•Объем оборотной и последовательно используемой воды, на душу

•Доля использованных и обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производетва и потребления

•Вывезено твердых коммунальных отходов на объекты, используемые для обработки отходов, % от общего объема вывезенных коммунальных отходов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальные риски (Social)

♦Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума

•Доля учеников школы, обучающихся во вторую и третью смену

•Уровеньмладенческой смертности (среднее значение за три года)

•Количество тяжких и особо тяжких преступлений, зарегистрированных в отчетном пернодена 100 тыс человек населения

•Динамика численности населения за 10 лет (отношение средней численности населения в отчетном году к численности 10 лет назад). %

•Объем расходов конеолидированного бюджета региона на "Социальную политику" на душу населения, скорректированный на стоимость жизни

•Объем расходов консолидированного бюджета региона на "Образование" на душу населения, скорректированный™ стоимость жизни

•Объем расходов консолидированного бюджета региона на "Здравоохранение", на душу населения, скорректированный на стоимость жизни

•Объем расходов копсолццнровапиого бюджета региона па "Безопасность", на душу населения, скорректированный на стоимость жизни

•Общее число созданных рабочих мест по группам организаций, на которых средняя численность работников увеличилась и по вновь созданным организациям, на 1000 постоянного населения

Качество управления (Governance)

•Инвестиционная привлекательность и поддержка бизнеса (Рейтинг инвестпривлекательности. Наличие сертифицированных индустриальных парков, Наличие особых экономических зон)

•Уровень транспарентности региональной власти и антикоррупционные процедуры (Структура и качество сайта, открытая и общедоступная публикация вакансий, информация о деятельности комиссий по противодействию коррупции, открытая и общедоступная публикация информации о доходах •Качество у прав л ення бюджетом и качество Оценки регулирующего в оздействия •Расходы консолидированного бюджета региона по статье "Общегосударственные вопросы" по отношению к ВРП

Рис. 5. Перечень показателей, входящих в ESG рейтинг RAEX-Europe. Составлено автором на основе [8]

В таблице 1 представлены данные о 10 регионах с лучшими показателями и 10 с худшими в рамках факторов ESG и в целом по комплексной оценке.

Еще раз отметим, что положение региона не характеризует в чистом виде лучшие показатели, например, в части экологической составляющей или в социальной сфере, лидерство по какому-то параметру не означает наилучшее состояние социальной сферы, окружающей среды или наивысшее качество управления, а скорее показывает эффективнбость нивелирования существующих рисков.

Таблица 1

Места регионов России в ESG рейтинге за 2020 год. Составлено автором по основе данных [8]

Environmental Social Governance ESG

1 Липецкая область 1 Ненецкий автономный округ 1 Республика Татарстан 1 Республика Татарстан

2 Костромская область 2 Ямало-Ненецкий автономный округ 2 Ханты-Мансийский автономный округ 2 Москва

3 Курская область 3 Сахалинская область 3 Москва 3 Липецкая область

4 Смоленская область 4 Чукотский автономный округ 4 Тюменская область 4 Ханты-Мансийский автономный округ

5 Саратовская область 5 Москва 5 Ульяновская область 5 Курская область

6 Республика Дагестан 6 Санкт-Петербург 6 Сахалинская область 6 Тюменская область

7 Калужская область 7 Московская область 7 Свердловская область 7 Свердловская область

8 Новгородская область 8 Ханты-Мансийский автономный округ 8 Новосибирская область 8 Ленинградская область

9 Свердловская область 9 Ленинградская область 9 Тульская область 9 Саратовская область

10 Республика Саха (Якутия) 10 Белгородская область 10 Воронежская область 10 Калужская область

73 Архангельская область 73 Карачаево-Черкесская Республика 73 Волгоградская область 73 Курганская область

Environmental Social Governance ESG

74 Республика Калмыкия 74 Чеченская Республика 74 Республика Саха (Якутия) 74 Камчатский край

75 Кемеровская область 75 Республика Дагестан 75 Магаданская область 75 Чеченская Республика

76 Ямало-Ненецкий автономный округ 76 Алтайский край 76 Республика Хакасия 76 Республика Карелия

77 Ивановская область 77 Иркутская область 77 Чеченская Республика 77 Еврейская автономная область

78 Мурманская область 78 Республика Алтай 78 Карачаево-Черкесская Республика 78 Республика Коми

79 Магаданская область 79 Республика Бурятия 79 Псковская область 79 Магаданская область

80 Республика Карелия 80 Курганская область 80 Республика Тыва 80 Псковская область

81 Ненецкий автономный округ 81 Забайкальский край 81 Республика Ингушетия 81 Кабардино-Балкарская Республика

82 Республика Коми 82 Еврейская автономная область 82 Республика Калмыкия 82 Республика Тыва

83 Камчатский край 83 Республика Тыва 83 Кабардино-Балкарская Республика 83 Республика Калмыкия

* В рейтинге участвует только 83 субъекта, т.к. из-за отсутствия ряда ретроспективных данных по республике Крым и г. Севастополь расчеты значений ESG-рейтинга по этим регионам не производилось.

Изменение позиций регионов в подобных рейтингах можно использовать и для оценки эффективности и деятельности органов власти по отдельным направлениям.

ESG повестка должна стать существенным элементом взаимодействия региональных органов власти со стейкхолдерами. Такое взаимодействие «можно назвать одним из ключевых факторов устойчивого развития, позволяющих учитывать изменяющиеся требования в компонентах ответственности и обеспечивающих долгосрочную устойчивость» [3].

ESG повестка не только влияет на устойчивое развитие компаний, но и может стать базой для социально-экономического развития

муниципальных образований, регионов и государств. В то же время необходимо понимать, что переход к ESG повестке требует существенных финансовых вложений, которые не под силу муниципальным образованиям, да и многим регионам. Необходимым в данном случае является привлечение внебюджетного финансирования, а так же привлечение федеральных средств посредством различных программ и проектов.

Важным на данном этапе является и включение ESG повестки в документы стратегического планирования, как на уровне регионов, так и на федеральном уровне. Решением нехватки средств может стать и создание государственной программы Российской Федерации или национального проекта в области устойчивого развития и ESG повестки для софинансирования региональных проектов.

Существующие риски относительно факторов ESG должны находить свое отражение на этапе анализа потенциалов территорий, а соответствующие мероприятия, направленные на нейтрализацию выявленных рисков и улучшение ситуации должны включаться в планы реализации стратегий, государственные и ведомственные программы.

Подобный подход будет способствовать увеличение конкурентоспособности отдельных передовых регионов, а так же в случае повсеместного внедрения ESG подхода позволит увеличить конкурентоспособность отечественной экономики, а так же создаст стимул для роста качества жизни населения.

Список литературы

1. Макаров И.Н. Корпоративная социальная ответственность как элемент взаимодействия компании со стейкхолдерами / И.Н. Макаров, В. С. Наза-ренко, Е.В. Дробот // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. - 2021. - Т. 2. - № 2. - С. 113-128.

2. Назаренко В.С. Цели устойчивого развития в стратегическом планировании на национальном и региональном уровне / В.С. Назаренко // Стратегирование регионального развития в новых экономических реалиях: Материалы Всероссийского экономического онлайн-форума с международным участием, приуроченного к празднованию 55-летия Липецкого филиала Финуниверситета. - Тамбов, 2021. - С. 160-166.

3. Назаренко В.С. Подходы к устойчивому социально-экономическому развитию регионов / В.С. Назаренко // Проблемы развития национальной экономики на современном этапе: Материалы Международной научно-практической конференции / Отв. редакторы А.А. Бурмистрова [и др.]. - Тамбов, 2020. - С. 185-190.

4. Надзор за ESG вопросами: руководство для директоров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/ collection/esg-guidebook-rassian.pdf

5. Руководство для эмитента: как соответствовать лучшим практикам устойчивого развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://investfunds.ru/analytics/261339/download/

6. ESG факторы в инвестировании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.pwc.ru/ru/sustainability/assets/pwc-responsible-investment.pdf

7. ESG-трансформация: Россия находится в самом начале «зеленого» пути [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.hse.ru/news/ expertise/463 394013 .html

8. RAEX-аналитика. ESG рейтинг российских регионов 2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://raex-a.ru/rankings/regions/ ESG_raiting

9. An Evolution in ESG Indexing [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.ishares.com/us/literature/whitepaper/an-evolution-in-esg-indexing.pdf

10. Dow Jones Sustainability World Index [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.spglobal.com/spdji/en/indices/esg/dow-jones-sustainability-world-index/#overview

11. RAEX-EXPERT ESG Ranking of Russian regions 2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://raexpert.eu/esg_regional_ranking/ #conf-tab-1

Рябинина С.Е.

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, г. Ярославль, Россия

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СЧЕТОВ КАК ИНСТРУМЕНТА СТИМУЛИРОВАНИЯ ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Аннотация. Проведена оценка развития института ИИС как инструмента стимулирования долгосрочных инвестиций. Выделены проблемы в механизме функционирования ИИС, обоснована необходимость его реформирования. Рассмотрена концепция Банка России по созданию ИИС нового типа, выделены особенности и вероятные проблемы его функционирования с позиции трансформации сбережений населения в долгосрочные инвестиции.

Ключевые слова: индивидуальный инвестиционный счет, инвестиции граждан, налоговые льготы, налоговое стимулирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.