сферы. Процесс формирования ценностных ориентаций связан со спецификой жизнедеятельности социума, при этом сам процесс находится в прямой зависимости от специфики социализации личности в малых группах, а также под воздействием установок, озвучиваемых средствами массовой коммуникации, то есть через макроуровень и мезоуровень.
Таким образом, на каждой стадии личностного развития человек сталкивается с рядом факторов, влияющих на формирование и развитие системы ценностных ориентаций. Областью пересечения и взаимодействия этих факторов выступает деятельность, в которой в свою очередь и проявляется степень развитости системы ценностных ориентаций и личности в целом.
Литература
1. Гуркина, А. Л. Основы формирования ценностных ориентаций личности / А. Л. Гуркина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2016. № 26 (130). С. 648-651. URL: https://moluch.ru/archive/130/35994.
2. Ерофеева М.А. Чайлдфри-семья: функции и ценности //Актуальные проблемы развития личности в современном социокультурном пространстве. Сборник научных трудов педагогов, слушателей, студентов и курсантов: сборник статей. Под ред. О.М. Дорошенко, Н.Б. Нижниченко, Е.А. Никитской. Москва, 2021. С. 85-90.
3. Камбарова, К. У. Ценностные ориентации — важнейший компонент структуры личности // Молодой ученый. 2016. № 11 (115). С. 1808-1810. URL: https://moluch.ru/archive/115/30381.
4. Раитина М. С. Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности. // Научный электронный архив. URL: http://econf.rae.ru/article/5159. (дата обращения 18.01.2021)
5. Харламова Д.А. Актуальные ценности личности студентов-будущих социальных педагогов // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» 2018.
УДК 159.9
ЕЩЁ РАЗ К ВОПРОСУ ФЕНОМЕНА ВНУТРЕННЕЙ ПУСТОТЫ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ВАКУУМА
Калинин Игорь Викторович, кандидат психологических наук, доцент. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет им. А.Н.Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)»; Москва, ул. Садовническая д.33 стр.1, e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье обсуждается феномен внутренней пустоты и экзистенциального вакуума, утверждается их нетождественность, а также подвергается сомнению правильность рассмотрения указанных феноменов с позиций «абсолютного зла».
Ключевые слова: экзистенциальный вакуум, внутренняя пустота, внутренняя невесомость
ONCE AGAIN TO THE QUESTION OF THE PHENOMENON OF INTERNAL VOID AND EXISTENTIAL VACUUM
Kalinin Igor Viktorovich, candidate of psychological sciences, associate professor. Federal State Educational Institution of Higher Education "Russian State University named after AN
Kosygina (Technology. Design. Art) "; Moscow, st. Sadovnicheskaya, 33, building 1, e-mail: [email protected]
Abstract
The article discusses the phenomenon of internal emptiness and existential vacuum, asserts their non-identity, and also questions the correctness of considering these phenomena from the standpoint of "absolute evil"
Key words: existential vacuum, internal emptiness, internal weightlessness
Когда в 2008 году в рамках XIII симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме» была опубликована моя статья «Осмысление внутренней пустоты: Опыт поэтической саморефлексии» [3], у меня было уже около десятка работ в той или иной степени затрагивающих смысловую проблематику. И, тем не менее, именно она, сочетающая в себе помимо академического публицистический и литературные стили, нашла и больший отклик и большие возражения у некоторых специалистов-практиков. Сейчас, по прошествии значительного времени, перечитывая переписку с одним из моих благожелательных оппонентов, испытываю некоторое сожаление, что переписка оборвалась, а тематика, затрагиваемая в ней, осталась недозавершенной. Поэтому рассматриваю данную работу как приглашение возможного оппонентного круга к обсуждению моментов, поднятых в данной публикации. Напомню, что главным тезисом работы было утверждение, что конструкты «внутренняя пустота» и «экзистенциальный вакуум» помимо того, что за ними стоит разная психологическая реальность, не всегда так уж и плохи, хотя традиционным считается обратное положение вещей. Обращусь к мнению своего оппонента.
Оппонент:
«Очень красиво... Не зря пару-тройку веков назад научные трактаты писались в стихах. А читали ли Вы, автор, свою вторую сносочку? Или она для провокации снесена? :) Экзистенциальный вакуум - феномен субъективный! Я (с ударением на Я) воспринимаю свою внутреннюю пустоту, безопорность или как пластический материал и универсальную возможность, или как болезненное отсутствие данного мне извне (свыше) смысла. Мой образ жизни является то ли модулятором, то ли следствием; я то ли ощущаю безграничность представляемых пустотой возможностей (да, она меня пускает куда угодно), то ли болезненный экзистенциальный вакуум. Экзистенциальный вакуум не есть ни хорошо, ни плохо, он - лишь информация к размышлению, он подталкивает сознание к осознанию подсознательного знания о том, что жизнь проходит неиспользованная мною и запускает по этому поводу тревогу. А что я по этому поводу буду делать: создавать смыслы, воровать смыслы, имитировать смыслы или просто превращусь в куколку или спору - мой свободный выбор, который не может быть оценен объективно. Возможно и "Человек в футляре" и "Премудрый Пескарь" были вполне довольны своей жизнью, во всяком случае, не покончили они с собой, как многие очень творческие личности»
Ответ оппоненту
Большое спасибо за интеллектуальный отклик, и за его оперативность. Ну, пожалуй, со вступлением все. Теперь по существу.
Сносочка не случайна, если Вы имеете в виду фразу: «Заметим, что нельзя ставить знак равенства между понятиями «внутренняя пустота» и «экзистенциальный вакуум», хотя мы иногда делаем, следуя общепринятой практике» [2], [3]. Но и не для провокации. Считаю, что уже давно пора развести такие понятия как «экзистенциальный вакуум», «внутренняя пустота» и «ценностная и смысловая невесомость». Об этом я писал в ряде своих статей и в том числе на сайте экзистенциальной и гуманистической психологии [4]. Возможно, что там Вы найдете ответы на часть Ваших вопросов, за которые я Вам благодарен. Но, думаю, что с Вашей пытливостью, несомненно, возникнет ряд новых вопросов. Поэтому с нетерпением буду ждать Ваших комментариев. Они мне помогают взглянуть на проблему с тех сторон, над частью которых я не задумывался, над другой частью думал, но посчитал возможным не
включать, поскольку об этом уже много написано (посмотрите на том же сайте в разделе «экзистенциальный вакуум». Впрочем и там есть статья, которая показывает положительные стороны «экзистенциального вакуума» [5]. Но поверьте, таких статей намного меньше, чем тех, где обсуждается проблема «борьбы» с пустотой. Как то стало принятым рассматривать пустоту, как некий побочный эффект, от которого нужно любыми способами избавиться. С моих позиций это не всегда так.
Мне представляется, что внутренняя пустота более широкое понятие, чем 2 уже названных выше. «Экзистенциальный вакуум, по Виктору Франклу, либо отсутствие смысла, либо не правильные смыслы. Такой подход представляется достаточно императивным, хотя, наверное, вряд ли с внутренних нравственных позиций так можно говорить по отношению к человеку, который ВЫСТРАДАЛ свой взгляд в застенках Освенцима. Тем не менее «пусто» может быть:
1) не только от отсутствия смысла, но и от отсутствия чего то иного, что для человека на момент переживания является более важным, чем смысл. Все зависит от внутреннего контекста человека, его индивидуальности (Б.Г.Ананьев, В.С.Мерлин), его «внутренних условий» (Рубинштейн). И в этом смысле пустота шире. Однако и это не всегда так. Пустота может быть и внутри экзистенциального вакуума. И тогда - это пустота внутри самой смысловой системы и, возможно, ситуации бессмыслия. И тогда пустота - Уже. Таким образом, пустота может иметь и интернальный и экстернальный локус. Возможно, что первое (не связанное со смыслами), с чем очень часто сталкиваются на практике психотерапевты, несколько проще, чем 2-ое (пустота внутри смысловой сферы), поскольку смысл невозможно дать. Его можно либо найти (В.Франкл), либо создать (А.Камю).
2) Иногда пустотой, или «экзистенциальным вакуумом, называется отсутствие связи между содержательными элементами смысловой или ценностной сферы. Если посмотрим с точки зрения М.Рокича (вернее «проедемся по нему», с его методикой на ранжирование терминальных и инструментальных ценностей), то окажется, что в ситуации кризиса, происходит не только переранжировка имеющихся ценностей, но и появление новых ценностей и исчезновение части старых. Кстати, этого абсолютно «не чувствует» способ, предложенный М.Рокичем, хотя его и называют «великой американской методикой». Однако отсутствие связей отнюдь не означает отсутствие элементов содержания (отдельных ценностей), а значит не пусто. Здесь мы сталкиваемся со своеобразным противостоянием концепции А.Н.Леонтьева с его пониманием «личностных смыслов» (личностный смысл -есть отношение мотива деятельности к цели действия) и подхода того же В.Франкла. Хотя смысловые образования, о которых говорят 2 автора совершенно разные по уровню и масштабу проявлений. Таким образом, мы имеем 2 модели «смыслового вакуума»: Одну можно связать с отсутствием смыслов (в плане наличия каких-то содержаний, Франкл), а вторую - с отсутствием связей, между этими содержаниями (А.Н.Леонтьев).
3) По поводу слов «Экзистенциальный вакуум - феномен субъективный! Я (с ударением на Я) воспринимаю свою внутреннюю пустоту, безопорность или как пластический материал и универсальную возможность, или как болезненное отсутствие данного мне извне (свыше) смысла».
Совершенно верное и тонкое наблюдение. Вспомним известную фразу «Опереться можно только на то, что сопротивляется». Я бы ответил Вашими словами, слегка переструктурировав Ваше же предложение.
а) Сначала «безопорность»... Поскольку я писал это о себе, то образы «Человек в футляре» и «Премудрый Пескарь», которые были вполне довольны своей жизнью, мне, хочется верить, не свойственны. Но вот вряд ли я собираюсь покончитьс собой, как «многие очень творческие личности». И тогда я должен, увы и ах, себя отнести не к той степени и качества творческости, личностных высот которых достигли они. Так сказать, промежуточный вариант. Так и просятся слова, которые я когда-то написал.
б) Потом «болезненное отсутствие данного мне (извне???, свыше???) смысла» -возможно, это то, что я потом назвал состоянием «смысловой/ ценностной невесомости»). Кстати, до сих пор не разобрался, что было сначала «а» или «б»?)
в) Потом «пластический материал и универсальную возможность». И, тут вы заговорили ещё об одной очень важной теме. Не только, как в моем стихотворении «И пустота имеет форму...» [1], но о качестве, этой пустоты. Но, если мы говорим о её качестве, то пустоты то нет!?. Или есть!? В последнем случае мы должны говорить об оксюморном варианте существования этих 2-х понятий: 1) Качество «НИЧТО» (не путать с «НЕЧТО»), которое индивидуально, и 2) внутренний контекст индивидуальности, в которой это «НИЧТО». Это и имелось в виду, когда я сделал ссылочку, на которую Вы обратили свое внимание. Думаю, что внутренняя пустота такая же необходимость, как вода и воздух, чтобы происходила жизнь... а иначе, где ей зарождаться?
Оппонент
И где летать и плавать? ...Если не боишься летать и плавать.
Ответ оппоненту
Хороший вопрос! Но, тем не менее, космос как то осваивают, изучают, а не просто закрывают глаза, как будто его не существует. Во внутреннем космосе надо и учить и учиться «плавать» и «летать», а не только спускаться «на Землю грешную», что в большинстве своем заставляют делать на сессиях профессионалы психотерапевтического дела (хотя определенной части клиентов и это совсем не противопоказано). Но, впрочем, это совсем другая песня.
А Вы, какую позицию занимаете?
Литература
1. Калинин И.В. На изломе души: Сборник стихов. Ульяновск: УлГУ, 2002. 111 с.
2. Калинин И.В. Потеря ценностной основы как причина и следствие кризисной ситуации // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2 ч. / Под ред. А.А.Бодалёва, Г.А.Вайзер, Н.А.Карповой, В.Э.Чудновско-го. Часть I. М.: Смысл, 2004. С. 146-156.
3. Калинин И.В. Осмысление внутренней пустоты: Опыт поэтической саморефлексии // Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XIII симпозиума / Под ред. Г.А.Вайзер, Н.В. Волковой (Кисельниковой). М.: ПИ РАО, 2008. С. 234-239.
4. Калинин И.В. Осмысление внутренней пустоты: Опыт поэтической саморефлексии [Электронный ресурс] // HPSY: Экзистенциальная и гуманистическая психология URL: http://hpsy.ru/public/x3463.htm (дата обращения:08.04.2021)
5. Пошкуте В.Позитивные аспекты переживания бессмысленности среди молодых людей [Электронный ресурс] // HPSY: Экзистенциальная и гуманистическая психология URL: http://hpsy.ru/tags/25/ (дата обращения:08.04.2021).
РАЗДЕЛ 2
СМЫСЛ ЖИЗНИ, АКМЕ, СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 159.99
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РАДИКАЛЬНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕН
Митина Лариса Максимовна - доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия
Аннотация.
Проблема формирования ценностно-смысловой сферы личности решается в исследовании путем изучения препятствий (выученная беспомощность, прокрастинация, маргинализм) и ресурсов (актуализация смысложизненных ориентаций, повышение уровня самосознания) личностно-профессионального развития субъектов образования.
Ключевые слова: смысложизненные ориентации, личностно-профессиональное развитие, самосознание, выученная беспомощность, маргинальное сознание, прокрастинация, тренинг-семинар, субъекты образования.
MEANINGFUL ORIENTATIONS OF EDUCATION SUBJECTS UNDER CONDITIONS OF RADICAL SOCIOCULTURAL AND TECHNOLOGICAL CHANGES
Mitina Larisa Maksimovna - Doctor of Psychology, Professor, chief research, Psychological Institute of RAE, Moscow, Russia
Abstract.
The problem of the formation of the value-semantic sphere of the individual is solved in the study by studying obstacles (learned helplessness, procrastination, marginalism) and resources (actualizing life-meaning orientations, increasing the level of self-awareness) of the personal and professional development of educational subjects.
Key words:life-meaning orientations, personal and professional development, self-awareness, learned helplessness, marginal consciousness, procrastination, training seminar, subjects of education.
Значимость проблемы смысла жизни в нашем обществе особенно отчетливо выступила сейчас в эпоху радикальных социокультурных и технологических перемен.
В XXI веке, для которого характерны изменчивость (ситуация меняется быстро и непредсказуемо), неопределенность (прошлое не является предсказателем будущего), сложность (действия различных движущих сил, фактов и факторов), противоречивость (наличие неоднозначности, различий в интерпретации), востребованы люди, способные постоянно учиться и переучиваться, при этом сохраняя свою систему ценностей, смысложизненные ориентации. Это предъявляет особые требования к образованию, как к среднему, так и к высшему профессиональному.
Модернизация образования в Российской Федерации - одна из ведущих идей государственной политики. Реформа направлена на повышение доступности, качества и эффективности образования. При этом в обществе отношение к грядущим изменениям неоднозначное: одни выступают за сохранение и продолжение лучших отечественных