Научная статья на тему 'Экзистенциальный вакуум как психологический феномен'

Экзистенциальный вакуум как психологический феномен Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6810
595
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕЖИВАНИЕ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ВАКУУМ / ПСИХОТЕРАПИЯ БЕССМЫСЛЕННОСТИ / EXPERIENCE / MEANING OF LIFE / EXISTENTIAL VACUUM / LOGOTHERAPY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лысенкова Екатерина Андреевна

В статье рассматривается переживание экзистенциального вакуума как психологический феномен. Анализируются когнитивный, эмоциональный и мотивационно-деятельностный компоненты этого переживания. Рассматривается связь переживания бессмысленности и временной перспективы личности. Выдвигаются предположения о влиянии психотерапии на процесс переживания экзистенциального вакуума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Existential vacuum as a psychological phenomenon

Th e article discusses the experience of existential vacuum as a psychological phenomenon, with cognitive, emotional and motivational components of this experience being examined. Th e article fo cuses on the connection between the meaninglessness and the time perspective of the individual and suggests some speculations of psychotherapy infl uence on the process of experiencing an existential vacuum.

Текст научной работы на тему «Экзистенциальный вакуум как психологический феномен»

Е. А. Лысенкова

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ВАКУУМ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Появление экзистенциального вакуума [1-5], как правило, связывают с серьезным изменением общественного строя. Интерес к этой теме возник лишь в середине прошлого столетия, и на это есть свои причины. Как выразился В. Франкл, в ХХ в. «ни инстинкты, ни традиции не диктуют человеку, как ему следует жить» [4]. Если раньше первоочередными для человека являлись задачи выживания, адаптации, успешной социализации, то в настоящее время экономические и культурные достижения позволяют человеку успешно их решать. Но возникают задачи экзистенциального плана. Одна из них связана с определением смысла жизни и предполагает поиск ответов на вопросы, зачем и ради чего человек живет, какие значение и ценность придает он собственной жизни. Смысл жизни выступает в качестве жизненного ориентира, он дает человеку возможность определить свое место в жизни, разобраться в ней и самом себе, а также направляет его на достижение какой-либо цели [6]. Если задача поиска смысла решается человеком неуспешно, то можно говорить о переживании бессмысленности жизни.

Исследование подобных феноменов требует определенного методологического подхода. Соприкосновение с экзистенциальным дано человеку в его индивидуальном жизненном опыте, соответственно, наиболее адекватным для изучения экзистенциального вакуума представляется феноменологический подход, предполагающий использование качественных методов. Несмотря на то, что вопрос о научном статусе этого подхода и валидности данных, получаемых с его помощью, остается дискуссионным, этот метод подходит для изучения явлений внутренней жизни человека [7]. Изучение переживания бессмысленности жизни также невозможно без обращения к индивидуальной жизненной истории, рассказанной и воссозданной самим человеком [8].

Под «переживанием» бессмысленности можно подразумевать непосредственное эмоциональное состояние, либо особую деятельность по преодолению кризиса бессмысленности. Экзистенциальный вакуум как эмоциональное состояние можно проиллюстрировать при помощи результатов небольшого пилотного исследования. 25 студентам заочного отделения факультета психологии СПбГУ было предложено ответить на вопрос о том, был ли в их жизни опыт переживания бессмысленности, а также описать это переживание, если оно им знакомо. Чаще всего респонденты использовали для описания этого состояния следующие слова.

1. «Внутренняя пустота». Анна: «Начала переставать понимать, зачем и почему живу. Состояние было безразлично. Все было безразлично, абсолютно. Была подавлена. Не проявляла ни к чему интерес. Жила только сегодняшним днем. Было еще ощущение пустоты внутри, очень сильное. Но потом вышла из этого состояния. Помогли многие люди, события. Радикально изменила жизнь».

© Е. А. Лысенкова, 2011

2. «Скука». Александра: «Для меня это выражалось в длительной скуке, когда ничего уже не удивляло и все в жизни казалось заранее предопределенным. Также этот период заставил меня обратиться к поискам. Я изучила смыслы жизни с точки зрения различных религий и философов. После этого пришла к выводу, что смысл есть в самой жизни, существовании и познании нового».

3. «Утрата значимых целей». Наталья: «Бессмысленность виделась в отсутствии некой глобальной цели, четких ориентиров в будущем, связанная с этим внутренняя дисгармония, отсутствие самореализации».

4. «Потеря внутренних ориентиров». Лариса: «В основном это выражалось в потере ориентиров, целей, желаний, мыслей о будущем. Эмоциональное состояние характеризовалось апатией, угнетенностью. Возможно, появилось даже некоторое стремление к саморазрушению. Состояние было довольно длительным, интенсивным. Выход произошел благодаря против желания занятой активной жизненной позиции, переключению интересов».

5. «Сужение круга интересов». Мария: «Ничего не интересно, чувство одиночества и скуки. В жизни была только работа, других интересов не было. Нет желаний, чувство разочарования. Хотелось каких-то событий, людей, чувств, а удовольствия ни от чего не было. Была какая-то ограниченность. Казалось, что все живут интересной жизнью, а у меня все уже было».

В высказываниях участников нашли отражение различные грани переживания бессмысленности. Чаще всего упоминается сразу несколько характеристик этого состояния (внутренняя пустота, скука, утрата значимых целей, потеря внутренних ориентиров, сужение круга интересов). При этом большинство участников не ограничиваются описанием эмоций, а говорят о своего рода процессе, особой деятельности переживания, о способах, которые помогли им «справиться» с кризисом бессмысленности. Важный момент, который так или иначе отражен во всех ответах, — сужение жизненной перспективы, сокращение субъективного психологического будущего. Можно отметить его как один из ключевых в переживании бессмысленности.

Данные, приведенные в литературных источниках и полученные нами, позволяют сделать вывод о том, что переживание бессмысленности характеризуется сужением жизненного контекста, связей с другими людьми и с миром в целом. Сужается также и спектр жизненных целей. «Бессмысленная жизнь — это жизнь в первую очередь изолированная, лишенная значимых связей, замкнутая в себе, не связанная с жизнями других людей, с социальными группами, с человечеством; в ней отсутствует перспектива за пределами актуального «здесь и теперь» [9, с. 72]. Такую грань бессмысленности отметили в своих ответах Наталья и Мария.

Когнитивный компонент экзистенциального вакуума характеризуется отсутствием ясных жизненных целей, к тому же эти цели носят скорее сиюминутный характер, не направлены на долговременную перспективу. Не побуждают к реальным свершениям. Можно обозначить эту особенность как бесплановость, установку жить только сегодняшним днем. «Как результат — жизненная программа либо отсутствует, либо является аморфной и нереалистической. Жизненная перспектива личности резко сокращается» [10, с. 11]. Но далеко не все проблемы связаны с сужением субъективного психологического будущего. «Если ценностно-временные ориентации условно разделить на три группы: ценности прошлого, настоящего и будущего, то и экзистенциальные фрустрации как нарушения ценностно-смыслового отношения к жизни можно

также разделить на три типа — фрустрации прошлого, настоящего и будущего» [11, с. 20].

Эмоциональный компонент экзистенциального вакуума характеризуется переживанием пустоты, скуки, апатии, тоски, безысходности. Это можно проследить в ответах Анны, Александры и Марии. Снижается острота всех переживаний. «Состояние безделья и бессмысленного отдыха оказалось настолько тягостным и распространенным на Западе, что зарубежные психиатры говорят о новой форме заболевания — воскресном неврозе» [4, с. 159].

Мотивационно-деятельностный компонент переживания бессмысленности жизни включает в себя снижение активности, отказ от совершения жизненных выборов. Решения принимаются в большей степени на основе сиюминутных потребностей, а не благодаря тому, что человек руководствуется общими ценностями.

Охарактеризуем набор критериев, с помощью которых можно описать когнитивный, эмоциональный и мотивационно-деятельностный компонент экзистенциального вакуума [9].

1. Когнитивный компонент переживания бессмысленности: отсутствие четких, сознательных представлений о направлении собственной жизни, намерения не переходят в конкретные цели, цели ограничиваются краткосрочной временной перспективой и не образуют иерархии; ценности воспринимаются как абстрактные, оторванные от содержания жизни, неспособные побуждать реальную деятельность; формирование убеждений, отражающих невозможность смысла или его реализации.

2. Эмоциональное проживание бессмысленности: утрата переживания субъективной значимости намерений, целей и видов деятельности, которые планирует или осуществляет индивид; переживание пустоты и бессмысленности жизни, проявляющееся в различных ситуациях; преобладающее чувство скуки, неудовлетворенности жизнью, негативный эмоциональный фон.

3. Мотивационно-деятельностный компонент экзистенциального вакуума: сужение широты круга мотивов, осуществляемых индивидом в деятельности, а также уменьшение степени их иерархизации; преобладание потребностной регуляции над ценностной.

Переживание бессмысленности ближе всего по своим проявлениям к переживанию кризиса в том смысле, в котором об этом говорит Ф. Е. Василюк. Кризис затрагивает жизнь как целое и предполагает вызов реализации жизненного замысла [12]. Схематично кризис можно описать следующим образом: у человека есть определенный ценностный каркас, на который он опирается в процессе своей жизнедеятельности. В силу внешнего или внутреннего события, сложившаяся ценностная иерархия нарушается, ценности теряют свой вес. Следствием этих событий является потеря человеком внутренней точки опоры. Возникает состояние «ценностной невесомости» [13]. В этот момент можно говорить о начале переживания экзистенциального вакуума, которое может иметь самые различные варианты развития. Если личность не находит достаточных внутренних ресурсов, то возможен разрушительный исход (уход в различные зависимости, депрессию, попытки суицида). В этом случае может быть уместной помощь психотерапевта. Если же удается преодолеть этот кризис, то осуществляется постепенная перестройка системы ценностей и обретение новых смыслов. Это может происходить в силу различных причин — формирования новых взглядов, общения с близкими, прохождения курса психотерапии.

Таким образом, несмотря на то, что переживание экзистенциального вакуума является довольно серьезным испытанием для человека, для его представлений о себе и о мире, для системы его ценностей и принципов, оно несет в себе и возможность положительных изменений. Среди них можно назвать изменения в системе ценностей, выбор жизни и принятие ее как ценности, признание свободы выбора, внимательность и чувствительность к другим, открытость в отношениях, открытость миру, процесс познания и раскрытия самости, чувство ценности настоящих переживаний и времени, частичные ответы на вопрос о смысле жизни и сильная потребность в нахождении смысла, принятие бессмысленности как экзистенциальной данности [2].

Отметим, что участницы пилотного исследования в своих ответах упоминают о том, что помогло им преодолеть кризис бессмысленности. Для Анны это была помощь других людей. Александра нашла необходимые ответы в литературе. Лариса смогла занять активную жизненную позицию и тем самым изменить жизнь.

Мы упомянули о том, что одним из способов преодоления кризиса бессмысленности может стать психотерапия. Уточним, что под этим словом мы понимаем процесс длительного терапевтического общения, не предполагающий медикаментозного лечения. Нам близко понимание В. Франкла, который рассматривал психотерапию как процесс, направленный на прохождение определенного личного пути, установления какого-то отношения к жизни [4]. Переживание бессмысленности, как мы уже упоминали, характеризуется сужением жизненного контекста, связей с другими людьми и с миром в целом. В процессе психотерапии идет постепенное восстановление этих связей. Терапевт посредством создания атмосферы принятия и безопасности, предъявляя свою картину мира, помогает клиенту расширять его смысловой горизонт.

Первая фаза терапевтического процесса является аналитической. Главная задача терапевта на этом этапе — работа с тем, с чем пришел клиент, с тем, что психологически ранит его, препятствует полноценной жизни. Часто бывает так, что за предъявляемой проблемой маскируются совершенно другие запросы. В том числе и за проблемой бессмысленности могут скрываться, к примеру, страх смерти, одиночество, потери [5]. После того как снята первичная тревога и прояснен истинный запрос, следует сосредоточиться на тех гранях бессмысленности, которые причиняют клиенту наибольшее страдание. В общем и целом задачей терапевта будет являться сопровождение клиента в постепенном восстановлении всех компонентов смысла. Наиболее перспективным для эффективной терапии бессмысленности в первую очередь нам кажется прояснение отношения к субъективному будущему, способности переживать настоящее и опираться на прошлое. Планируется проверить взаимосвязь экзистенциального вакуума и временной перспективы личности. Мы предполагаем, что степень экзистенциального вакуума в большей мере связана с нарушением психологического будущего, чем с расстройством психологических ретроспектив или субъективного настоящего. Соответственно, в работе с клиентом следует уделять наибольшее внимание восстановлению временной перспективы.

В заключение отметим, что современная жизнь все чаще ставит перед человеком вопросы экзистенциального плана. Все чаще на смену вопросам «что?», «как?», «почему?» приходит вопрос «зачем?». Каждый ищет ответ на вопрос о смысле жизни самостоятельно (или отказывается от поиска этого ответа). Тем не менее все больше людей сталкиваются с ощущением пустоты и бессмысленности собственного существования. Справляться с ним можно по-разному. Кто-то использует этот опыт для развития и

изменения, а кто-то предпочитает плыть по течению, уходит в зависимости. В любом случае очевидно, что проблема бессмысленности приобретает все большую актуальность и заслуживает научного внимания.

Литература

1. Кудрявая Н. В., Зорин К. В. Потеря смысла жизни как духовно-нравственный и медико-психологический феномен // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска / под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Вайзер, Н. А. Карповой, В. Э. Чудновского: в 2 ч. Ч. 2. М.: Смысл, 2004. С. 3-15.

2. Пошкуте В. Позитивные аспекты переживания бессмысленности среди молодых людей // HPSY.RU: Экзистенциальная и гуманистическая психология. URL: http://hpsy.ru/ (дата обращения: 29.11.2010).

3. Рюмшина Л. И. Смысл жизни как онтологическая проблема // Психологические проблемы смысла жизни и акме: материалы XI симпозиума / под ред. Г. А. Вайзер, Е. Е. Вахромова. М., 2006. С. 24-26.

4. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

5. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999. 576 с.

6. Зоткин Н. В. Психологическая концепция смысла. URL: http://www.ssu.samara.ru/~vestnik/ gum/1998web1/psyh/199810801.htmlhttp://www.ssu.samara.ru/~vestnik/gum/1998web1/psyh/199810801. Ы:т1 (дата обращения: 13.12.2010).

7. Улановский А. М. Феноменологическое описание в психологии // II Всерос. науч.-практ. конф. по экзистенциальной психологии: материалы сообщений. М., 2004. С. 155-158.

8. Макадамс Д. П. Психология жизненных историй // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. Вып. 3. С. 135-166.

9. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Смыслоутрата и отчуждение // Культурно-историческая психология. 2007. № 4. С. 68-77.

10. Карпинский К. В. Психология жизненного пути личности: учеб. пособие. Гродно: Изд-во Гродненск. ун-та, 2002. 167 с.

11. Горностай П. П. Личность и время. Творчество как переживание // Психодрама и современная психотерапия. 2003. № 4(5). С. 18-26.

12. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 80 с.

13. Калинин И. В. Потеря ценностной основы как причина и следствие кризисной ситуации // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска / под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Вайзер, Н. А. Карповой, В. Э. Чудновского: в 2 ч. Ч. 1. М.: Смысл, 2004. С. 146-156.

Статья поступила в редакцию 28 декабря 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.