Научная статья на тему 'Еще раз о перспективах развития факультетов музыкального образования'

Еще раз о перспективах развития факультетов музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Еще раз о перспективах развития факультетов музыкального образования»

© 2005 г. И.А. Знаменская

ЕЩЕ РАЗ О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ФАКУЛЬТЕТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Истекшие полгода многое определили в системе высшего образования. Прежде всего стало очевидно, что в создании единого образовательного пространства Россия - Украина - Белоруссия - Закавказье и пр. будут сложности, преимущественно диктуемые центробежной политикой государственных систем бывших республик СССР. В то же время нет сомнений в том, что Россия обязана заботиться об образовании тех юных граждан, которые ущемлены в этом вопросе практически во всех странах ближнего зарубежья. И это важнейшая государственная задача - сохранение в российских диаспорах национальной культуры, языка, передача их в поколениях. При наших демографических проблемах это еще и сохраненные человеческие резервы. Полагаем, на это должны быть ориентированы такие приграничные вузы, как Таганрогский пединститут (ТГПИ), поддержаны государством экономически и гуманитарно. Не составляют здесь исключения и факультеты музыкального образования (ФМО). Это серьезный вопрос и его необходимо решать.

Другая проблема, которая требует исследования и тщательного анализа - это значение в будущем сегодняшних выпускных квалификационных работ специалистов, так ли в художественных сферах нужна их научная направленность? Как будут квалификационно соотноситься выпускные работы бакалавров; магистерские, кандидатские и докторские диссертации?

В нашей многоступенчатой образовательной системе может возникнуть целый ряд правовых казусов. Вот один из них в отношении вузовского педагогического контингента, не имеющего научной степени: правомочны ли в принципе специалисты, не окончившие магистратуры, работать в вузе, вести педагогическую работу? Заботясь о конвертируемости дипломов для достаточно малого числа тех, кто не может или не хочет самореализоваться в России, не разрушим ли свою, далеко не худшую образовательную систему, и так ли на самом деле она плоха?

Настораживает и радикальный поворот в образовательной реформе к внебюджетным источникам финансирования этой сферы. Очевидно, что параллельно должна быть сформирована такая правовая база, в которой четко обозначены права и обязанности субъектов, предлагающих и получающих платные образовательные услуги, источники кредитования таких обучающихся, гарантии их трудоустройства, льготы, финансовая поддержка одаренных, но мало обеспеченных студентов, учащихся. Необходимо подумать о создании развитой интернет-обучающей системы с последующими экстернатами.

Есть у музыкального образования и свои внутренние специфические проблемы. Прежде всего это достаточно низкий классический образовательный уровень абитуриентов, скрытая, но легко выявляемая у них мотивация приоритетов массовой культуры. Для

них весьма проблемна рефлексия, причем не только на музыкальном материале, к тому же трудно формируются смыслопоисковый и смыслоревизионный аппараты, логическое мышление, навыки экстраполяции из одной предметной сферы в другую. Необходимы специальные пособия, задачники, наконец, - просто игры, научающие этим процессам [1-3].

Музыкантов-педагогов нужно готовить не только для непосредственной работы в школе. Сегодня, к сожалению, «главный воспитатель», - это средства массовой информации, осуществляющие странную культурную политику. Вот мнение молодого педагога: «Включишь телевизор, и изо-дня в день тебе внушают, что одна половина общества бандиты, а другая их ловит, причем по внешнему виду и манерам они трудно отличимы друг от друга». Симптоматично, что сами представители телеинформационного цеха явно устали от экранного беспредела. Так, далеко не самый академичный ведущий телеканала «Муз-ТВ» Кучера высказался в беседе с корреспондентом достаточно откровенно по поводу качества программ, к примеру, MTV:

- На MTV работают «профи», но я не всегда принимаю позицию канала. Если говорить о воспитательном аспекте телевидения, то MTV, на мой взгляд, канал деструктивный. Я не ханжа... Но не понимаю, как можно формировать у подростков манеру поведения «ФАКультетом» и «Бивисом и Батхедом».

- А в чем же заключается воспитательная сила «Муз-ТВ»?

- Я, например, между делом напоминаю людям о Пушкине, о Чехове. Когда загадываю загадки, то беру стихотворения Лермонтова, Есенина, если прошу зрителей сочинить что-нибудь, привожу в пример Шекспира •• [4].

Мы видим, что на телевидении буквально засилье продюсеров-дилетантов. «Работать начал с 14 лет и учился в профтехучилище. Параллельно окончил школу рабочей молодежи, поступил в индустриально-педагогический техникум. Год изображал из себя учителя. Все это было очень смешно», - пишет о себе Е. Бол-дин [5, с. 99]. «Я родился 13 августа 1971 года, а в шоу-бизнес попал в 1988 году, - пишет о себе продюсер С. Пудовкин. - Пока учился в школе, был этаким комсомольцем-карьеристом-продвиженцем, типичным для того времени приспособленцем. было горячее желание сбежать из страны. Приехав из Германии, некоторое время занимался, как тогда говорили, фарцовкой» и т.д. [5, с. 257-259]. И таких откровений в достаточно умной и объективной книге Л. Готовцева «Правда о шоу-бизнесе» немало. Захватив, при полном невмешательстве со стороны музыкальной педагогики, музыкальный рынок, эти и другие специалисты, подобные С. Корнеевой, учат: «Продюсер - это человек, который знает, какая музыка будет иметь спрос в массовой культуре, и который знает, как ее

надо писать» [6, с. 7]. Можно только догадываться, какой исходный культурный базис лежит зачастую в основе подобных знаний. Таким образом, ФМО в первую очередь надо разобраться в этой неформальной воспитательной среде, помочь студентам обрести педагогически грамотный арсенал контрпропаганды.

В свое время Б. Асафьев писал: «Только тот, кто поистине одержим стихией искусства и насыщен им, имеет нравственное право развивать восприятие искусства в других. Тогда те, кто чужды искусства, но вошли в число деятелей по искусству под лицемерной маской спасателей культурных ценностей, и те, кто не будучи чужаками в искусстве, разнуздали свою волю и дошли до сознательного проституирования, - устыдятся своей роли и сдадут свои "завоевания", тогда лишь можно будет надеяться на настоящую чутко контролируемою работу в области музыкального просвещения» [7, с. 27-28]. Это был 1920 год, но гениальный ученый интуитивно чувствовал скрытые процессы в сфере неформального образования и воспитания взрослых. Семью годами позже он был более настойчив: «...пора заняться проблемой подготовки понятливых, культурных слушателей.» [7, с. 131]. «Линия практического поведения музыкального руководства тут, действительно, напоминает положение сказочных героев на перепутье или перед какой-либо неразрешимой задачей с той разницей только, что тут нет доброй силы, которая в одну ночь выстроит дворец...» [7, с. 111].

Б. Асафьев уже тогда предлагал нам массу неформальных педагогических методов, которыми вполне можно оперировать сегодня в ревизионно-педагоги-ческих телевизионных программах, не декларируя, не назидая, не опровергая. «Путем соответствующего подбора демонстрируемых сочинений или музыкальных бесед - методом наведения - можно незаметно для слушателей ввести их в сферу действия факторов, на которые желательно обратить внимание. И только убедившись, что наблюдение правильно пошло по намеченному направлению, можно зафиксировать результаты его соответствующим обобщением» [7, с. 69-70].

Мы углубились во внутренние музыкальные проблемы затем, чтобы показать, что нашей музыкальной педагогике пора наряду со школьной методической классикой всерьез заняться андрогогикой на материале музыки, начать подготовку лекторов и просветителей с педагогическим уклоном. Появление на ФМО специальности «Менеджмент организаций» «сдвоит» специализацию подобных просветителей (конечно, если против этого не станут горой чиновники). Мы ни в коей мере не выступаем против бизнеса, но в этой разветвленной системе должны появиться и грамотные специалисты, и люди с устойчивой нравственной основой.

Особый разговор о рекламе. Сегодня это квинтэссенция либо глупости, либо пошлости, а скорее соче-

Таганрогский государственный педагогический институт

тания того и другого. Убеждены в одном - можно, не исключая задач продвижения товара, решать в том числе и просветительские, нравственные; подвергать осмыслению неприглядные явления; продвигать хорошую музыку (например, в сигналах мобильных телефонов). В этом отношении радует реклама сока «Добрый», особенно замечателен клип, где старик спасает котенка (добро № 1) и не наказывает собаку (добро № 2).

Закономерен вопрос, неужели все это должно стать умениями одного человека? Ведь и так стандарты задают планы, объемом почти в 90 дисциплин. Ответ неоднозначен. Конечно же, музыкальные факультеты нуждаются в ученых со степенями магистров и докторов наук. В музыкальной педагогике катастрофически много белых пятен. Взять хотя бы педагогику взрослых, но не как организованное непрерывное образование, а как информационное, но воспитательно направленное просвещение.

Но перспектива того, что, по мнению некоторых специалистов, уже через пять лет отомрет институт специалистов, никого не может устроить. Мы только начали готовить аранжировщиков на ПК и синтезаторе, учить звукорежиссуре, внедрению информационных технологий в школьное и домашнее музыкальное образование, профессионально со студентами разбираться в шоу-бизнесе, рекламе, продюссировании. Однако если сегодняшние первокурсники, с таким интересом откликнувшиеся на инновации Таганрогского ФМО, окажутся перед фактом прогрессирующей теоретизации в вузе, и это не только сфере музыки, но и всей художественной отрасли нанесет неоценимый вред.

Мы надеемся, что настоящая дискуссия по всем наболевшим вопросам музыкального образования еще впереди и рано или поздно общественность поймет социальную значимость воспитания музыкой и подготовки умных и знающих педагогов-музыкантов.

Литература

1. Кульневич С.В. Менеджмент профессионального самоопределения: Ценностно-смысловой аспект: Учебно-методическое пособие (для студентов и педагогов, пытающихся думать). Воронеж, 1998.

2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития: 2-е изд. Казань, 2000.

3. Знаменская И.А. Методологическая подготовка школьного учителя музыки. Музыковедческий аспект: Учеб. пособие. Ростов н/Д; Таганрог, 2005.

4. Теле-парк. 2005. № 24. С. 3.

5. Готовцев Л.И. Правда о шоу-бизнесе. М., 2004.

6. Корнеева С. Как зажигают «звезды»: Технологии музыкального продюссирования. СПб., 2004.

7. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании: 2-е изд. Л., 1973.

16 июня 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.