CI/7A1 »CEEEPI>KWHW3C»tf
КФУ=г
12. Молодежь России 2000-2025: развитие человеческого капитала [Электронный ресурс]: URL: file:///C:/Documents%20and%20Settings/Admin/%D0%9C%D0%BE%D0%B8%20%D0%B4%D0 %BE%D0%BA%Dl%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%Dl%82%Dl%8B/Downloads/%D0%B4%D0 %BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4.pdf (Дата обращения: 22.04.14).
13. Сайт программы неформального образования Европейской Комиссии [Электронный ресурс]: URL: http://youth-in-action.ru/index.php?id=MS4yLjE= (Дата обращения: 16.04.14).
14. Программа Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат) [Электронный ресурс]: URL: https://www.un.org/ru/ga/habitat/ (Дата обращения: 12.04.14).
15. Соколов A.B. Современные институты молодежной политики в Европе: история становления и развития// Вестник международных организаций. - 2009. - № 1 (23).
УДК 328.131(436) Кербер
И. В. Крючков
ЭРНЕСТ КЕРБЕР - ПОСЛЕДНЯЯ НАДЕЖДА ИМПЕРИИ ГАБСБУРГОВ?
В статье рассматривается политическая биография Э. Кербера и его политика на посту премьер-министра Австрии. В целом, экономическая политика Э. Кербера была успешной, но ему не удалось
решить национальный вопрос в Австрии в начале XX в.
Ключевые слова: Австрия, парламент, социальные реформы, национальный вопрос, чехи.
I. V. Kryuchkov
ERNEST KERBER - THE LAST HOPE OF HABSBURG EMPIRE?
TThe article deals with the political biography of E.Kerber and his policy as the Prime Minister of Austria. Generally, the economic policy of E.Kerber was successful but he didn't manage to solve the national
question in Austria at the beginning of the XX-th century.
Keywords:Austria, parliament,social reforms, national question, the Czechs.
Политическая система дуалистической Австрии в конце XIX - начале XX вв. оказалась в очень сложной ситуации. Рост национального самосознания народов, проживавших на территории Цислайтании, все больше приходил в противоречие с традиционной государственной идей Габсбургов. К началу XX в. работа парламента Австрии - Рейхсрата, по сути, была парализована из-за острого конфликта между австро-немецкими и чешскими депутатами. Правительству все чаше приходилось прибегать к статье 14 австрийской конституции, позволявшей ему в период между заседаниями парламента принимать законодательные акты [6, с. 12-13]. После ухода в отставку правительства Э. Та-аффе в ноябре 1893 г. в стране начинается «министерская чехарда».
Положение в Австрии еще больше осложняется после провала введения закона о статусе чешского и немецкого языков в Богемии и отставки правительства К. Ба-дени в ноябре 1897 г. [21, р. 161]. В этой ситуации в 1900 г. министром-президентом (премьер-министром) Австрии становится Эрнест (Эрнст) Кербер, которого О. Яси, не питавший симпатий к правящему классу Австро-Венгрии, назвал «талантливым политиком» [20, с. 210].
Эрнест фон Кербер родился 6 ноября 1850 г. в г. Трентино в южном Тироле. После первой мировой войны данный район передается Италии. Южный Тироль представлял смешенный в этническом отношении регион Австрии, где проживали итальянцы и австро-немцы. На всем протяжении сво-
ей жизни Э. фон Кербер сохранял интерес к итальянской культуре и истории. Отец Эрнеста принадлежал к австро-немецкой элите Южного Тироля, являясь полковником жандармерии.
Эрнест получает классическое образование, открывавшее ему дорогу для блистательной карьеры. С начала он обучается в элитарной гимназии «Терезиануме», кузнеце кадров для высшей бюрократии страны, после окончания гимназии он поступает на юридический факультет Венского университета. В гимназии и университете формируются его политические взгляды. Э. Кербер являлся сторонником австро-не-мецких либералов, централистов. Однако данное обстоятельство не мешало ему понимать чаяния национальных меньшинств. Здесь сказывалось становление его личности в условиях поли культурного общества.
С 1874 г. начинается восхождение Э. Кербера по государственной лестнице. В этом году он получает назначение в министерство торговли Австрии. Австрийский государственный аппарат, созданный еще во времена Марии Терезии и Иосифа II, был иерархичен и находился вне борьбы сословий и наций, придерживаясь традиционной имперской идеи [5, с. 62-63]. На своей должности Э. Кербер получает свой первый опыт администратора и экономиста. В министерстве торговли Э. Кербер занимался различными вопросами, в том числе переводом частных железных дорог под контроль государства и заключением Австро-Венгрией торговых договоров с другими странами.
В 1895 г. Э. Кербер назначается на должность Директора Государственной администрации Австрийских железных дорог, заменив на этом посту известного австрийского экономиста и политика польского происхождения Л. фон Белинского, перешедшего на должность министра финансов. В годы деятельности правительства Э. Кербера Л. фон Белинский занимал должность Президента Австро-Венгерского банка (1900-1907 гг.). Это была первая высокая должность Э. Кербера. Железные
дороги, находившиеся в основном под контролем государства, требовали к себе особого внимания и проведения взвешенной политики. Не случайно здесь напрашивается аналогия с карьерой С. Ю. Витте, получившего известность благодаря своей успешной деятельности в железнодорожном департаменте России.
С ноября 1897 по март 1898 гг. Кербер занял свой первый министерский пост в консервативном правительстве А. Ф. фон Туна, где он получил должность министра торговли. В правительстве А. Ф. Туна Кербер тесно работал с министром финансов Е. Бем-Баверком, известным австрийским экономистом, и министром железных дорог Г. фон Виттеком. Весьма примечательно, что впоследствии, после ухода с должности министра-президента Австрии, Э. Кербера в 1905 г. его на этой должности сменил А. Ф. Тун. Вскоре после отставки правительства А. Ф. Туна Кербер был назначен депутатом верхней палаты парламента Австрии - палаты господ. В октябре 1899 г. в скоротечном правительстве М. фон Клари Э. Кербер занял должность министра внутренних дел.
19 января 1900 г. император Франц-Иосиф назначилЭ. Кербера министром-президентом Австрии. Император в условиях острой межнациональной борьбы сделал ставку на наднациональную, преданную монархии команду опытных бюрократов [21, р. 162]. Э. Кербер имел колоссальный опыт государственной деятельности. Он слыл блестящим знатоком современной экономики и самое главное он обладал харизматическим обаянием, он умел даже самого непримиримого оппонента расположить к себе. В состав правительства Э. Кербер пригласил своих коллег еще по правительству А. Н. Туна: Е. Бем-Баверка на должность министра финансов и Г. фон Виттека в качестве министра железных дорог. После правительства Э. Тааффе данный кабинет министров оказался самым долговечным в дуалистической Австрии.
Э. Кербер выдвинул собственную программу решения в Австрии национального
КФУей
вопроса. Он полагал, что стране необходим новый виток модернизации. Стабилизация кредитно-финансовой системы, крупные инфраструктурные проекты, стимулирование роста промышленного производства приведут в конечном итоге к повышению уровня жизни широких слоев населения и отвлекут их внимание от межнациональных склок [4, с. 316]. По мнению Я. Шимова, Э. Кербер в этом плане напоминал П. А. Столыпина, также полагавшего, что выход России из кризиса возможен только в условиях повышения уровня жизни населения [18, с. 378]. Политика правительства Э. Кербера, сильно походила на политику консервативного правительства Э. Тааффе, которое также стремилось балансировать между различными политическими и национальными группами, проводя экономическую модернизацию и социальные реформы, чередую их с уступками национальным меньшинствам в вопросах культуры и образования. Стремление к компромиссам являлось отличительной чертой Э. Кербера.
В тоже время новое правительство не могло обойти стороной национальный вопрос и особенно чешско-немецкий конфликт в Богемии. В январе 1900 г. в своем выступлении в Рейхсрате Э. Кербер заявил о необходимости создания специальной комиссии, где можно было обсудить и согласовать позиции конфликтующих сторон [12, с. 55].
Правительство предложило разделить Богемию на три типа округов. В первом типе административным языком становился чешский язык, во втором - немецкий язык, а в третьем типе, где не было ярко выраженного чешского или немецкого этнического большинства в качестве административного языка сразу выступали и чешский и немецкий языки [9, с. 795]. Автором этого проекта стал консультант и помощник министра-президента Р. Зигхарт, опытный экономист, банкир, протеже Е. Бем-Бавер-ка. Р. Зигхарт родился в г. Опаве в Моравии и не понаслышке знал об остроте чешско-немецкого конфликта. Однако в апреле 1900 г. совещание зашло в тупик из-за позиции чешских партий, выступавших
за единство Чешского королевства, в том числе с точки зрения ведения документации и административного устройства. В целом разумный проект Э. Кербера оказался не реализованным.
Отличительной чертой правительства Э. Кербера становится попытка создания правительственного большинства в Рейхсрате. Министр-президент на данном поприще показал себя мастером закулисных переговоров. Ему постоянно приходилось балансировать между различными политическими силами и национальными группами, теряя предыдущих союзников и находя новых. Первоначально правительство стало опираться на поддержку консерваторов и польских депутатов, в то время как чехи и часть клерикалов объявили бойкот новому правительству. В 1901 г. в Австрии состоялись парламентские выборы. В результате правительству удалось опереться на поддержку христианских социалистов, социал-демократов и консерваторов [14, с. 79]. Поддержка Э. Кербера социал-демократами не была случайной. Они поддержали курс министра-президента на развитие системы социальной защиты трудящихся и фактическую отмену действия цензуры.
Личность Э. Кербера вызывала уважение депутатов, однако нельзя сказать, что он пользовался их особым доверием. Даже на самую жесткую критику и личные оскорбления Э. Кербер реагировал спокойно, отвечая своим оппонентам обстоятельно и по делу. Самообладание министра-президента удивляло старожилов австрийской политики. Большим подспорьем для министра-пре-зидента являлись его ораторское искусство и железная логика, обескураживавшие его противников. Император симпатизировал Э. Керберу, умевшему справляться с бушующим парламентом, что не получалось у его предшественников.
Министру-президенту удалось реализовать принцип парламентаризма и изредка прибегать к чрезвычайным мерам [10, с. 827]. Э. Кербер был последовательным сторонником парламентаризма и соблюде-
ния основных прав личности. В тоже время он не поддерживал идею введения в стране всеобщего избирательного права, полагая, что Австрия к этой реформе еще не была готова. Он вслед за австро-немецкими либералами считал, что в данной ситуации парламент перейдет под контроль славян, приверженцев идей консерватизма и федерализма [17, с. 84].
В 1900-1903 гг. в условиях мирового экономического кризиса правительству Э. Кербера пришлось срочно предпринимать меры, направленные на стабилизацию финансовой ситуации в стране путем реформы системы налогообложения и укрепления австро-венгерской кроны. После консультаций с руководством Австро-Вен-герского банка в Австрии сохраняется низкая кредитная ставка на его кредиты в 3,7 %. Только с 1903 по 1904 гг. кредитный портфель банка вырос с 290 млн. крон до 355 млн. крон, основную часть кредитов получала австрийская экономика [15, с. 173]. Это обстоятельство позволило австрийским коммерческим банкам нарастить собственный капитал и увеличить объемы кредитования народного хозяйства. Большая часть кредитных средств пошла на модернизацию промышленности и снижение издержек производства.
В 1901 г. в рамках антикризисной программы правительство решилось выделить значительные средства на реализацию инфраструктурных проектов, в том числе строительство новых железных дорог, общественных зданий, телефонных и телеграфных линий. При этом правительство не останавливалось перед национализацией ряда железных дорог. Самым масштабной акцией в этом плане становится национализация Северной железной дороги. Правда оппозиция заявила, что действия министра Г. фон Виттека являлись весьма неудачными. Пока в стране в 1900-1902 гг. наблюдался экономический застой, и акции дороги практически ни чего не стоили, министр вместо решительных действий бесконечно рассуждал, а когда с 1903 г. акции дороги пошли вверх, правительство решилось
на национализацию, потеряв значительные средства на выкупе акций [16, с. 221].
В рамках данной политики к Вене присоединяется пригород флорисдорф. Это привело к полной его перестройке и созданию новой транспортной инфраструктуры, соединившей бывший пригород с центром австрийской столицы, что способствовало оживлению в строительном секторе и производстве строительных материалов в Вене и в Нижней Австрии. Крупные строительные проекты реализуются и в других городах Цислайтании. Это обстоятельство, помимо всего, привело к росту производства в металлургии и деревообрабатывающей промышленности.
В то же время не все проекты правительства Э. Кербера были реализованы на практике. В июне 1901 г. парламент Австрии утверждает закон, ориентированный на строительство в течении 20 лет сети каналов, соединявших р. Дунай с р. Одером, р. Молдаву с р. Дунай, Дунайско-Одерскую систему с р. Эльбой и р. Вислой [7, с. 343]. Это был крупнейший в Европе проект такого рода. Однако рост сметы расходов и последующая отставка Э. Кербера не позволили воплотить этот проект на практике.
В 1902 г. когда кризис пошел на спад, правительство устраняет все ограничения на обмен бумажных банкнот на золото. Еще одной мерой кабинета министров становится стимулирование инвестиционной деятельности в Австрии. В результате предприниматели могли получить до трети необходимого им уставного капитала от государства в виде субсидий и льготных кредитов. В 1902 г. впервые за несколько последних лет правительству удалось провести через парламент бюджет страны.
Э. Кербер понимая интересы австрийской экономики, осознал необходимость принятия закона о недобросовестной конкуренции. Разрабатывая собственный законопроект, он учитывал опыт аналогичного германского закона 1896 г. Закон налагал серьезные санкции в виде денежных штрафов за нарушение прав предпринимателей при размещении рекламы на страницах
КФУяк
периодической печати, за нарушения законодательства о торговых марках и т.д. Правда, закон после жаркихдискуссий был принят в только в 1906 г. [8, с. 143].
Правительство Э. Кербера, придерживаясь традиционной монархической патерналистской идеи в октябре 1901 г. снижает рабочий день в стране до 9 часов в горнодобывающей и 11 часов в обрабатывающей промышленности [17, с. 312]. Кроме этого правительство готовит законопроекты о сокращении рабочего дня для ремесленников и торговцев в воскресенье и в другие праздничные дни, расширении действия пенсионной и страховой систем. Однако часть данных мероприятий уже реализовы-вается после отставки Э. Кербера. Правительство значительно увеличивает расходы государства на социальные проекты.
Экономические итоги деятельности правительства Э. Кербера несмотря на все проблемы развития австрийской экономики в начале XX в. в целом были положительные. В стране начинается новый экономический подъем, растет доверие населения Австрии и иностранных инвесторов к национальной валюте. В 1904 г. наблюдается рост котировки акций ведущих компаний страны на Венской бирже, при небольшом падении курса акций ряда банков и транспортных компаний. В частности стоимость акции австрийского подразделения фирма «Нобель», производившей динамит с 5 января по 30 декабря 1904 г. увеличилась на 25 %, металлургического концерна «Аль-пен-Монтань» на 20 % [24; 25].
Экономический рост затронул строительство, металлургию, деревообрабатывающую промышленность, производство сахара, табачную, нефтяную и винокуренную промышленность. В тоже время в добыче угля намечался застой. В машиностроении из-за сокращения экспорта сельскохозяйственных машин в Россию и в другие страны наблюдался спад производства. Тревожная ситуация складывается в хлопчатобумажной промышленности в связи с ростом цен на американский хлопок, который Австрия импортировала в больших объемах.
Противоречивые процессы происходили во внешнеэкономической деятельности Цислайтании. Австрии удалось за 1900-1904 гг. существенно увеличить экспорт, прежде всего за счет роста вывоза за пределы страны сахара. Однако положительный эффект данной тенденции нивелировался ростом цен на основные статьи австрийского импорта в том числе на хлопок, кокс и зерно.
Очень сложным было отношение Э. Кербера к венгерской половине империи Габсбургов. В конце 1903 г. заканчивался срок действия очередного австро-венгер-ского экономического соглашения. С конца
1902 г. правительства Австрии и Венгрии начинают переговоры по поводу условий заключения нового соглашения [22, р. 61]. Это им удалось сделать в новогоднюю ночь
1903 г. Э. Кербер добился увеличения доли расходов Венгрии в общеимперском бюджете на 3 % до 34,2 %, соглашаясь пойти на уступки венгерским аграриям, и сохранить высокие таможенные пошли на импорт сельскохозяйственной продукции [2, л. 67]. В Австрии и в Венгрии в это время нарастали разговоры о возможности разрыва экономического соглашения между двумя половинами империи [1, л. 144]. Э. Кербер относился отрицательно к идее развала экономического союза между Австрией и Венгрией, понимая, что от этого проиграют все народы империи, а ее экономике будет нанесен колоссальный удар.
В 1903 г. происходит обострение ситуации в Венгрии. Одним из проявлений кризиса становится дестабилизация отношений Будапешта с Хорватской автономией. Это обстоятельство вызвало взрыв недовольства политикой венгерского правительства, его обвиняли в наступлении на права и свободы хорватов. Многие политики Австрии не скрывали своего сочувствия к хорватам, набирали силу разговоры о возможности включения Хорватии в состав Австрии. Э. Кербер оказался в сложной ситуации. Когда в Вену приехала делегация хорватской оппозиции, он оказался от встречи с ней. На запрос парламента, Э. Кербер
заявил, что он и правительство Австрии не собираются вмешиваться во внутриполитические дела Венгрии, соблюдая условия соглашения 1867 г. [3, л. 103].
С конца 1902 г. в Венгрии обострились отношения правительства с оппозицией, которая потребовала расширения венгерских прав в общей австро-венгер-ской армии: введение венгерского языка в венгерских частях; в венгерских подразделениях, расквартированных в Венгрии использовать только национальные знамена, герб Венгрии и замещение в них командных должностей исключительно венгерскими офицерами [13, с. 98]. Император, командование австро-венгер-ской армии, наследник престола эрцгерцог Франц-Фердинанд отреагировали на эти действия венгерской оппозиции крайне негативно. Э. Кербер и правительство Австрии также выступили против требований венгерской оппозиции.
Осенью 1904 г. правительство Э. Кер-бера, несмотря на экономические успехи, оказалось в очень сложной ситуации. После потери Венецианской области итальянца Австрии потеряли последний национальный университет. С конца XIX в. они требовали создания итальянского университета в Австрии в Триесте или в другом городе. Э. Кербер решил реализовать данный проект на практике, полагая, что итальянцы выдвинули справедливое требование. Правительство создает при юридическом факультете Университета в Инсбруке отделение, где обучение велось на итальянском языке. Итальянские студенты бурно отмечали это событие. Немецкое большинство университета оценило данный факт как вызов со стороны итальянцев, в результате по всему городу начались массовые драки между итальянскими и австро-немецкими студентами [11, с. 830]. Только введение в столицу Тироля дополнительных сил полиции и воинских частей успокоило страсти. Однако правительству пришлось пойти на уступки и отменить решение о создании итальянского отделения в университете, что нанесло значительный удар по его авторитету.
Кроме этого, когда одна из газет Австрии опубликовала статье, в которой содержались нападки на доктринальные положения католической церкви, Э. Кербер отреагировал на это событие в целом спокойно и не закрыл данное издание, будучи приверженцем свободы слова. В то же время данное обстоятельство дало врагам Э. Кербера возможность обвинить его в богохульстве и попирании интересов церкви. Приближенная к императорскому двору герцогиня Арх, критикуя Э. Кербера даже вспомнила то, что одна из его прабабушек являлась еврейкой [23, р. 23].
В декабре 1904 г. в Вене все активнее обсуждалась возможность отставки Э. Кербера по состоянию здоровья. 31 декабря 1904 г. правительство Э. Кербера было отправлено в отставку. По мнению известного австрийского экономиста Л. фон Ми-зеса, отставка Э. Кербера вызвала уныние среди горячих сторонников сохранения целостности Австро-Венгрии и укрепления ее величия [23, р. 22-23]. Они полагали, что политика правительства Э. Кербера была последней попыткой спасения не только дуалистической Австрии, но и всей империи Габсбургов.
После отставки Э. Кербер оставался членом верхней палаты парламента. В 1906 г. он становится членом Академии наук Австрии. С началом первой мировой войны правящая элита вновь вспоминает об Э. Кербере. В феврале 1915 - октябре 1916 гг. он исполняет обязанности общеимперского министра финансов. После убийства Ф.Адлером министра-президента К. фон Штюргка, Э. Кербер 21 октября 1916 г. получает от императора предложение сформировать новое правительство Австрии, но 21 ноября 1916 г. Франц-Иосиф умер. Новый император Карл I назначил на ключевые должности своих людей, концентрируя часть властных полномочий в том числе и в своих руках. На первой встрече с Э. Кербером и премьер-министром Венгрии И. Тисой император заявил о своем желании играть более значительную роль в политической жизни империи [19, с. 292].
CI/7A1 »CEEEPI>KWHW3C»tf
КФУ=г
В данной ситуации судьба Э. Кербера была предрешена.
13 декабря 1916 г. император принял отставку Э. Кербера. Причиной этого послужил и тот факт, что Карл I планировал провести реформирование государственного устройства Австрии и, возможно, империи Габсбургов в целом, допуская и ее федера-
лизацию, а Э. Кербер был противником такой политики.
Э. Кербер всего на четыре месяца пережил крах империи Габсбургов. Он умер 5 марта 1919 г. в санатории известного австрийского курорта Баден, похоронили бывшего министра-президента Австрии в Вене.
Литература
1. Архив внешней политики Российской Империи ("далее - АВПРИ). Ф. 151. Политархив. Оп.482. Д. 576.
2. АВПРИ. Ф. 151. Политархив. Оп.482. Д. 577.
3. АВПРИ. Ф. 151. Политархив. Оп.482. Д. 578.
4. Воцелка К. История Австрии. Культура, общество, политика. - М., 1997.
5. Джонстон УМ. Австрийский ренессанс. Интеллектуальная и социальная история Австро-Венгрии 1848 - 1938 гг. - М., 2004.
6. Закон, изменяющий основной закон 26 февраля 1861 г. об имперском представительстве / Современные конституции. Сборник действующих конституционных актов. Т.1. Конституционные монархии. - СПб., 1905.
7. Иностранные известия // Вестник финансов, промышленности и торговли. - 1905. - №9.
8. Иностранные известия // Вестник финансов, промышленности и торговли. - 1906. - №317.
9. Иностранное обозрение// Вестник Европы. - 1900. - №6.
10. Иностранное обозрение// Вестник Европы. - 1901. - № 6.
11. Иностранное обозрение// Вестник Европы. - 1904. - №12.
12. Иностранное обозрение// Южные записки. 1905. - №1.
13. Исламов Т.М. Политическая борьба в Венгрии накануне первой мировой войны 1906 -1914 гг. - М., 1972.
14. Лозинский С. Национальный вопрос и политические партии в Австрии. - М., 1907.
15. Специальная корреспонденция// Вестник финансов, промышленности и юрговли. - 1905. - №5.
16. Специальная корреспонденция // Вестник финансов, промышленности и юрговли. - 1905. - №19.
17. Мир Божий. - 1906. - №2.
18. Шимов Я. Австро-Венгерская империя. - М., 2003.
19. Шимов Я. «Искал мира и нашел его в Боге». Карл I Австрийский: набросок политического портрета последнего коронованного Габсбурга// Средняя Европа: Проблемы межгосударственных и межнациональных отношений. XII-XX вв. памяти Т.М.Исламова. - СПб., 2009.
20. Яси О. Распад Габсбургской монархии. - М., 2011.
21. Beller S. A concise history of Austria. - Cambridge, 2006.
22. Hoensch J.K. A history of modern Hungary 1867-1994. - London -N.Y., 1996.
23. Mises L Memoirs. - Auburn, 2009.
24. Neue Freie Presse. - 6. Ol. - 1904. - №14139.
25. Neue Freie Presse. - 30.12. - 1904. - №14494.