Научная статья на тему 'ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НОВЫЙ ИМПУЛЬС РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА'

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НОВЫЙ ИМПУЛЬС РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
55
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ТЕХНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЭПОХА / РАЗУМ / ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сабирова Р.Г.

Статья посвящена анализу особенностей эпохи Просвещения и проблеме переустройства социума и природы.This article analyzes the features of the Enlightenment and the problem of reconstruction of society and nature.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НОВЫЙ ИМПУЛЬС РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА»

методологических и этических проблем, в-третьих, философизация проявляется в том, что философия науке предоставляет фундаментальные положения и основания, системную картину мира, методы познания, категориальные структуры, образцы решения этических проблем, элементы критического отношения к полученному знанию.

Использованные источники:

1. Микешина Л.А. Философия науки. - М.: Издат. дом Междунар. ун-та, 2006. - 440 с., Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. - М.: Гардарики, 2006. - 384 с., Философия науки / под ред. С.А. Лебедева. - М.: Академ. проект. - 2004. - 736 с. и др.

2. Сабиров, А.Г. Философия науки. - Елабуга, из-во Елабужс. гос.пед. ун-та, 2006. - 55 с.

3. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. - М.: Гардарики, 2006. - 384 с.

4. Сабиров, А.Г. Философия социально-гуманитарных наук. - Елабуга, из-во Елабужс. гос.пед. ун-та, 2006. - 63 с.

Сабирова Р. Г., к пед. н.

доцент

АФ КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева Россия, г. Альметьевск

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НОВЫЙ ИМПУЛЬС РАЗВИТИЯ

ОБЩЕСТВА

Статья посвящена анализу особенностей эпохи Просвещения и проблеме переустройства социума и природы.

This article analyzes the features of the Enlightenment and the problem of reconstruction of society and nature.

Ключевые слова: философия, техническое мышление, эпоха, разум, знания.

Key words: philosophy, technical thinking, the age, intelligence, knowledge.

В XVIII столетии произошло множество разного рода изменений в развитии науки и промышленности. Этот период был особенно важным, так как, наконец, общество начало восходить на путь всеобщего технического прогресса. Безусловно, «...требования к формированию нового технического мышления основаны на экономических расчетах» [1с.3]. И экономические расчеты развивали разум и знания, которым было отведено центральное место во всеобщем сознании бытия эпохи Просвещения.

Эти преобразования привели к необходимости создания «практической философии», которая помогла бы человечеству стать хозяином природы, обратить ее на служение людям. Но для переустройства социума и природы были необходимы глубокие социологические знания, о чем писали многие ученые-философы XVIII столетия в своих работах. Именно благодаря такой

политике, стремящейся к всеобщему умственному развитию, XVIII век и стал называться веком Просвещения.

В этот период бурно развивается философия разума и научной мысли. Образ человек той эпохи можно назвать ищущей личностью, которая пытается понять окружающий мир через призму научных открытий. Философия как наука в этот период получает новый импульс развития. В этот же период развивается западно-европейская философская мысль, которая и положила начало развитию эпохи Просвещения.

К главным философским ценностям того времени можно отнести прогрессивные взгляды на окружающую среду и развитие технической мысли.

Эти идеи нашли свое отражение в сочинениях Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Р. Декарта, Дж. Локка. Один из ярких представителей философии XVIII века Дж. Локк в своих сочинениях сформулировал основные понятия эпохи Просвещения следующими словосочетаниями: общее благо, естественный человек, естественное право, естественная религия, общественный договор.

Эти же понятия можно встретить и в трудах видных мыслителей: Г.Болингброка, Д.Аддисона, Э. Э. Шефтсбери, Ф. Хатчесона.

В XVIII веке центр Просвещения переместился во Францию. Именно там зародилась философия революции, которая вела общество к политическому перевороту. Французы первыми в Европе стали вести открытую борьбу со всей официальной псевдонаукой, с церковью, и даже с государственными структурами.

В Англии с передовыми идеями самыми первыми в эпоху Просвещения вступили философы М.Тиндаль, Д.Локк, Д.Толанд. Они стремительно пытались разрушить сложившуюся религиозную философию и усердно пытались утвердить деизм, который не отрицал существование Всевышнего, однако говорил, что после сотворения природы Бог не вмешивался в природу. Деизм считался невероятным прорывом на пути к науке.

Если во Франции Просвещение носило демократический характер, то в Англии оно было, скорее, аристократическим. В эти годы вышла книга «Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремесел», которая в доступной форме знакомила читателей с важнейшими научными прорывами и открытиями.

В Германии же философия эпохи Просвещения доступно излагала систему знаний о мире и, собственно, научно объясняла сотворение мира. Анализ различных мифов древних цивилизаций по вопросу первоначала мира, как указала Г.Ш.Азитова, показал, что мифы о создании мира, имеют по основным вопросам мироздания одинаковую точку зрения: началом возникновения мира был хаос, который и стал причиной возникновения земли, воды, атмосферы и огня. [2. с.7].

Немецкие ученые выпускали учебники, служившие пособием для множества Европейских стран. Наиболее известным немецким философом

Просвещения считается Х. Вольф. Больше внимание уделяют философы Просвещения вопросам социально-политического характера, в частности, юридической грамотности. Например, значимыми считались идеи Вольтера о том, что никто не может лишить человека жизни, свободы или же собственности; огромную популярность получили работы Д.Локка, где говорилось о равенстве прав индивидов и о «естественном праве». Юридическая всеобщность, по мнению философов XVIII века, предполагала некую согласованность между интересами граждан и обществом. Они предполагали, что это даст возможность развитию просвещения. Это утверждение, в конце концов, определило становление "философии истории" XVIII века. Самыми знаменитыми представителями ее стали Кондорсе (Франция) и Гердер (Германия).

Мари Жан Антуан Николя де Карита де Кондорсе видел причину развития общества в активности разума, которое стремится понять и как можно точнее систематизировать все окружающее. Направляющими социального прогресса философ считал движение к истине и добру. Большой значимостью он наделяет так же книгопечатание, которое раскрывает невероятные возможности для распространения науки. Однако Кондорсе считал, что социальное неравенство имеет место в современном социуме, правда, он говорил, что его необходимо ограничивать.

Гердер рассматривал историю человечества как продолжение истории природы. Общественное развитие философ связывал с возрастанием гуманности, которую считал естественным качеством (т.к. она встречается и у животных). Движущей силой же данного прогресса он определял популяризацию различных наук. Деспотизм для Гердера был главным виновником общественного регресса. Гердер, ко всему прочему, отмечал важную роль преемственности в социальном развитии. А этот идеал гуманности он связывал с достижением богоподобного человека: доброго, бескорыстного, любящего труд и знание.

Таким образом, можно выделить несколько важнейших характерных черт философии эпохи Просвещения:

Развивается глубокая вера в науку и ее возможности в познании мира;

Деистические представления о мире приводят к такому философскому учению, как материализм;

История социума связывается с научным прогрессом просвещением

масс.

Философия эпохи Просвещения интересна тем, что она во многом повлияла на философию XIX века и основные ее течения. Можно так же заявить, что благодаря веку Просвещения современные люди так же высоко оценивают значимость разума и научных открытий, которые стали для нас основой и главным ориентиром. Однако как в XVIII столетии, так и сейчас многих беспокоила судьба человечества, которая может сильно видоизмениться благодаря техническому развитию.

Использованные источники:

1. Азитов Р.Ш. Условия развития инновационного предпринимательства//Р.Ш.Азитов, электронное научно-практическое периодическое издание «Экономика и социум», №3(12), 2014, с.3

2. Азитова Г.Ш., Азитова З.Ш., Азитова Г.Ш. О первоначале мира в мифах.-Международный научно-практический журнал «Теория и практика современной науки» №3(3), 2015, с.7

3. Бадентэр Э., Бадентэр Р. Кондорсе (1743—1794). Учёный в политике. - М.: Ладомир, 2000. - 398 с.

4. Гайм Р. Гердер, его жизнь и сочинения. В 2-х тт. — М., 1888. (переиздано издательством «Наука» в серии «Слово о сущем» в 2011 году)

Сабитов И.Н, кандидат архитектуры

профессор кафедра «Архитектура» Семенов А.А., к.техн.н.

профессор

кафедра «Строительные конструкции» Уфимский государственный нефтяной технический университет

Россия, г. Уфа

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИН КОНСТРУИРОВАНИЯ ПО ФГОС-3+ ДЛЯ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ "АРХИТЕКТУРА"

В статье рассмотрены вопросы совершенствования содержательной части дисциплин архитектурных конструкций и теории конструирования для бакалавров, обучающихся по направлению "'Архитектура" . Описаны инновационные приемы преподавания. Приведены результаты двусторонней связи студент-преподаватель. Обосновано внедрение программных проектирующих комплексов в образовательный процесс.

Ключевые слова: анкетирование, инновации, программный комплекс, информационные технологии, совершенствование содержания дисциплины.

Discusses how to improve the content of the disciplines of architectural designs and design theory for undergraduate students enrolled in the "architecture". Describes the innovative teaching techniques. Shows the results of student-teacher communication. Grounded implementation of software design in educational process.

Keywords: questioning, innovation, information technology, improving the content of the discipline.

Одним из важнейших инструментов осуществления двусторонней связи "студент - образовательный процесс" является всестороннее обсуждение с обучающими качества преподаваемого материла и его последующий анализ (например, анкетирование) [1, 4].

Анкетирование студентов для мониторинга их мнения о качестве предоставляемых услуг является одной из форм контроля выполнения требований действующего законодательства РФ по реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.