Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЗАЦИЯ КАК ЗАКОНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ'

ФИЛОСОФИЗАЦИЯ КАК ЗАКОНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / НАУКА / ЗАКОНОМЕРНОСТЬ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сабиров А.Г.

В статье рассматривается философизация как закономерность развития современной науки. Философизация трактуется как процесс усиления влияния философии на науку, который обосновывается возрастанием в науке мировоззренческих, методологических и этических проблем.In article the filosofization as regularity of development of modern science is considered. Filosofization is interpreted as a process of strengthening the influence of the philosophy of science, which is justified by the increase in the science of philosophical, methodological and ethical problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЗАЦИЯ КАК ЗАКОНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ»

Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.

4. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

5. Филипцева С.В. « Воронежское земское самоуправление» Воронеж 2014. -140 с.

6. Shpileva E.V., Romanenko L.N. Social activities of public organizations International scientific-practical congress of teachers and psychologists "The generation of scientific ideas", 2014, Geneva (Switzerland), Volume 3, р. 149151, (199 р)

Сабиров А.Г., д. филос.н. профессор, зав. кафедрой философии и социологии Казанский Приволжский федеральный университет

Елабужский институт Россия, г. Елабуга

ФИЛОСОФИЗАЦИЯ КАК ЗАКОНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ

Аннотация. В статье рассматривается философизация как закономерность развития современной науки. Философизация трактуется как процесс усиления влияния философии на науку, который обосновывается возрастанием в науке мировоззренческих, методологических и этических проблем.

Ключевые слова: философия, наука, закономерность, развитие, философизация.

Abstract. In article the filosofization as regularity of development of modern science is considered. Filosofization is interpreted as a process of strengthening the influence of the philosophy of science, which is justified by the increase in the science of philosophical, methodological and ethical problems.

Keywords: philosophy, science, regularity, development, filosofization.

Key words:

В современной философской литературе активно обсуждается проблема закономерностей развития постнеклассической науки [1]. К ним относят следующие закономерности: сочетание традиций и инноваций (совместное влияние на науку традиций, обеспечивающих преемственность и инноваций, способствующих развитию науки); единство количественных и качественных изменений (сочетание экспотенционального развития науки с линейным); единство дифференциации и интеграции (совмещение процессов разделения и объединения различных наук); математизация (внедрение во все науки операций счета, количественных измерений); компьютеризация (появление возможности использовать компьютеры при моделировании, вычислениях); теоретизация (увеличение степени абстрактности получаемых знаний); возрастание свободы критики (руководство принципом плюрализма, нормой отсутствия монополии на истину). Часто отмечают и такую закономерность развития постнеклассической науки, как ее

философизация [2, с. 46].

Философизация науки - это процесс усиления влияния философии на развитие науки в связи с возрастанием в ней мировоззренческих, методологических и этических проблем.

Усиление влияния философии на науку в настоящее время проявляется в следующем.

Философия предоставляет постнеклассической науке фундаментальные положения и основания, многие из которых имеют общий характер: общепринятая научная картина мира, философские принципы, ценностные установки, нормы познания, определенный стиль мышления, определенную парадигму решения научных задач и т.д. Особую роль в научном познании имеют его ценностные аспекты. Это вызвано господством в современной науке постклассического типа рациональности. Для данного типа рациональности характерно то, что главным элементом в системе познавательной деятельности становится субъект, т.е. ученый или группа ученых (научная школа).

Философия помогает постнеклассической науке создать наиболее общую, системную картину мира в его универсально-объективных свойствах, в единстве всех ее атрибутов, форм движения и фундаментальных законов. Она дает человекоразмерное видение мира, на основе которого строятся картины конкретно-научного характера. Философия дает общее видение мира не только в том виде, каким он был раньше (прошлое) и каков он сейчас (настоящее), но и каким он может быть в перспективе (будущее). Постнеклассическая наука не может без философских размышлений решить свою главную задачу: построить общенаучную картину мира на основе принципов глобального эволюционизма, которые обуславливают рассмотрение неживой, живой и социально-организованной материи как единого универсального эволюционного процесса. Как отметил В.С. Степин, соотнесение таких объектов с проблематикой места человека, учет включенности человека и его действий в функционирование подавляющего большинства исторически развивающихся систем, освоенных в человеческой деятельности, привносят в научное знание новый гуманистический смысл [3, с. 352].

Философия предоставляет постнеклассической науке новые методы познания; систему принципов, идеалов, норм поведения; основ теоретизирования при создании системных знаний; определенные категориальные структуры; критерии проверки истинности знаний; вероятностные прогнозы будущего; элементы критического отношения к полученному знанию. Она предоставляет ученому знания об общих закономерностях самого познавательного процесса, учение об истине, путях и формах ее постижения (гносеологический аспект). От философии ученый получает определенные мировоззренческие, ценностные установки и жизненно-смысловые ориентиры, которые всегда влияют на процесс научного исследования и его конечные результаты (аксиологический

аспект). Особенно большое значение они играют в социально-гуманитарных науках [4]. Влияние философии наибольшим образом происходит на метатеоретическом уровне научного познания. Именно на этом уровне проявляется направленность науки на постижение системной сущности объекта познания, на его человекоразмерное видение; осуществляется связь с философским мышлением, ориентация на получение общих установок, принципов познания; на создание глобальной картины мира. В.С. Степин, отмечая данную тенденцию, вообще считал философию «рефлексией над основаниями культуры», т.е. и науки тоже [3, с. 209].

Философия помогает постнеклассической науке решить многие этические проблемы, возникающие в процессе научного исследования. Вызвано это тем, что наука сегодня в огромной степени соотнесена с этикой, причем роль моральных норм в науке постоянно возрастает. В наибольшей степени этика применима к исследованиям человека в таких науках, как биомедицина, генетика, психология и др., при решении таких проблем, как клонирование, трансплантология, эвтаназия и др. В настоящее время философия обуславливает следующие этические правила поведения ученого: сохранение объективности исследования, профессиональная ответственность, отказ от исследования, если оно может причинить вред человеку, конфиденциальность использования информации, следование общечеловеческим моральным нормам поведения.

Философия ориентирует постнеклассическую науку на критическое восприятие, во-первых, окружающей (особенно социальной) реальности, во-вторых, достигнутого на определенный момент знания. С помощью такого отношения к науке ученый может дать целостную оценку изучаемого объекта исследования, выявить его противоречия, его позитивные и негативные стороны. Философские принципы «все открыто для критики», «отсутствия монополии на истину», «плюрализма мнений» сегодня становятся общепринятыми для всех наук.

Философизация науки не означает подмену науки философией. Философия и наука остаются различными формами духовного освоения действительности, обладающими как общими, так и особенными свойствами. Наука сама оказывает существенное влияние на философию. Философизация науки осуществляется противоречивым образом. Обусловлено это, прежде всего, негативистским отношением многих представителей конкретных наук к философии, также несколько пренебрежительным отношением многих философов к науке. Важно постепенно преодолевать такие отношения философии и конкретной науки, так как целостную картину мира можно создать только на основе объединения усилий как философов, так и ученых.

Таким образом, во-первых, философизация является одной из закономерностей развития постнеклассической науки, во-вторых, философизация науки - это процесс усиления влияния философии на развитие науки в связи с возрастанием в ней мировоззренческих,

методологических и этических проблем, в-третьих, философизация проявляется в том, что философия науке предоставляет фундаментальные положения и основания, системную картину мира, методы познания, категориальные структуры, образцы решения этических проблем, элементы критического отношения к полученному знанию.

Использованные источники:

1. Микешина Л.А. Философия науки. - М.: Издат. дом Междунар. ун-та, 2006. - 440 с., Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. - М.: Гардарики, 2006. - 384 с., Философия науки / под ред. С.А. Лебедева. - М.: Академ. проект. - 2004. - 736 с. и др.

2. Сабиров, А.Г. Философия науки. - Елабуга, из-во Елабужс. гос.пед. ун-та, 2006. - 55 с.

3. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. - М.: Гардарики, 2006. - 384 с.

4. Сабиров, А.Г. Философия социально-гуманитарных наук. - Елабуга, из-во Елабужс. гос.пед. ун-та, 2006. - 63 с.

Сабирова Р. Г., к. пед. н.

доцент

АФ КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева Россия, г. Альметьевск

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НОВЫЙ ИМПУЛЬС РАЗВИТИЯ

ОБЩЕСТВА

Статья посвящена анализу особенностей эпохи Просвещения и проблеме переустройства социума и природы.

This article analyzes the features of the Enlightenment and the problem of reconstruction of society and nature.

Ключевые слова: философия, техническое мышление, эпоха, разум, знания.

Key words: philosophy, technical thinking, the age, intelligence, knowledge.

В XVIII столетии произошло множество разного рода изменений в развитии науки и промышленности. Этот период был особенно важным, так как, наконец, общество начало восходить на путь всеобщего технического прогресса. Безусловно, «...требования к формированию нового технического мышления основаны на экономических расчетах» [1с.3]. И экономические расчеты развивали разум и знания, которым было отведено центральное место во всеобщем сознании бытия эпохи Просвещения.

Эти преобразования привели к необходимости создания «практической философии», которая помогла бы человечеству стать хозяином природы, обратить ее на служение людям. Но для переустройства социума и природы были необходимы глубокие социологические знания, о чем писали многие ученые-философы XVIII столетия в своих работах. Именно благодаря такой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.