Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИН КОНСТРУИРОВАНИЯ ПО ФГОС-3+ ДЛЯ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ "АРХИТЕКТУРА"'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИН КОНСТРУИРОВАНИЯ ПО ФГОС-3+ ДЛЯ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ "АРХИТЕКТУРА" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабитов И.Н., Семенов А.А.

В статье рассмотрены вопросы совершенствования содержательной части дисциплин архитектурных конструкций и теории конструирования для бакалавров, обучающихся по направлению "Архитектура". Описаны инновационные приемы преподавания. Приведены результаты двусторонней связи студент-преподаватель. Обосновано внедрение программных проектирующих комплексов в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИН КОНСТРУИРОВАНИЯ ПО ФГОС-3+ ДЛЯ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ "АРХИТЕКТУРА"»

1. Азитов Р.Ш. Условия развития инновационного предпринимательства//Р.Ш.Азитов, электронное научно-практическое периодическое издание «Экономика и социум», №3(12), 2014, с.3

2. Азитова Г.Ш., Азитова З.Ш., Азитова Г.Ш. О первоначале мира в мифах.-Международный научно-практический журнал «Теория и практика современной науки» №3(3), 2015, с.7

3. Бадентэр Э., Бадентэр Р. Кондорсе (1743—1794). Учёный в политике. - М.: Ладомир, 2000. - 398 с.

4. Гайм Р. Гердер, его жизнь и сочинения. В 2-х тт. — М., 1888. (переиздано издательством «Наука» в серии «Слово о сущем» в 2011 году)

Сабитов И.Н, кандидат архитектуры

профессор кафедра «Архитектура» Семенов А.А., к.техн.н.

профессор

кафедра «Строительные конструкции» Уфимский государственный нефтяной технический университет

Россия, г. Уфа

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИН КОНСТРУИРОВАНИЯ ПО ФГОС-3+ ДЛЯ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ "АРХИТЕКТУРА"

В статье рассмотрены вопросы совершенствования содержательной части дисциплин архитектурных конструкций и теории конструирования для бакалавров, обучающихся по направлению "'Архитектура" . Описаны инновационные приемы преподавания. Приведены результаты двусторонней связи студент-преподаватель. Обосновано внедрение программных проектирующих комплексов в образовательный процесс.

Ключевые слова: анкетирование, инновации, программный комплекс, информационные технологии, совершенствование содержания дисциплины.

Discusses how to improve the content of the disciplines of architectural designs and design theory for undergraduate students enrolled in the "architecture". Describes the innovative teaching techniques. Shows the results of student-teacher communication. Grounded implementation of software design in educational process.

Keywords: questioning, innovation, information technology, improving the content of the discipline.

Одним из важнейших инструментов осуществления двусторонней связи "студент - образовательный процесс" является всестороннее обсуждение с обучающими качества преподаваемого материла и его последующий анализ (например, анкетирование) [1, 4].

Анкетирование студентов для мониторинга их мнения о качестве предоставляемых услуг является одной из форм контроля выполнения требований действующего законодательства РФ по реализации

государственной политики в области образования [2].

Целью анкетирования является получение информации о состоянии учебного процесса и качестве педагогической деятельности преподавателей. Ознакомление преподавателей с результатами опросов позволяет целенаправленно совершенствовать отдельные стороны своей педагогической деятельности, улучшать ее качество [3, 5].

Кафедра "Строительных конструкций" УГНТУ отвечает за цикл дисциплин конструирования для бакалавров направления "Архитектура". Основные объемы нагрузки по дисциплинам представлены в табл.1.

Таблица 1

№ Наименование дисциплины Объем, з.е. Семестр Лекции Практ. КР Итог

1 Архитектурные конструкции и теория конструирования 8 4 22 10 Зач

5 18 18 Экз

6 20 12 Зач

7 24 12 + Экз

2 Современные конструкции гражданских и промышленных зданий 4 8 20 10 Зач

9 20 10 Экз

ИТОГО 12 6 124 72 1 3/3

Цикл дисциплин преподается как взаимосвязанный непрерывный курс, имеющий основной целью привить будущему архитектору навыки грамотного применения разнообразных несущих конструкций из различных материалов.

Опыт преподавания подобных дисциплин у студентов специальности "Архитектура" по ФГОС-2 показал необходимость и эффективность внедрения инновационных приемов при изучении конструкционных курсов. Среди них следует отметить:

• использование видеоматериалов по проектированию и строительству уникальных зданий и сооружений мировой практики (небоскребов, мостов, крупных спортивных сооружений и т.п.);

• проведение практических занятий с использованием выполненных студентами в рамках дисциплины «Архитектурное проектирование» курсовых проектов, с целью анализа их конструктивной состоятельности;

• внедрение в учебный процесс современных проектирующих программных комплексов (ПК SCAD Office), позволяющих проводить расчеты сложных конструктивных схем и анализировать усилия и деформации несущих систем на различные нагрузки;

• семинары с выступлением студентов с докладами о наиболее интересных конструктивных сооружениях отечественной и мировой практик;

• конструктивный анализ проектных решений оригинальных сооружений Республики Башкортостан.

В 2016 году на АСФ УГНТУ будет осуществлен первый выпуск архитекторов-бакалавров. В этой связи весьма актуальным является мониторинг мнения студентов выпускного курса по качеству изучения дисциплин конструирования. Анкетирование проводилось на потоке БАР-11 (54 человека).

Опросный лист включал следующие вопросы.

1. Необходимость изучения цикла дисциплин конструирования для будущего архитектора.

2. Качество преподаваемого материала.

3. Разделы вызывающие наибольший интерес.

4. Вопросы слабо отражённые или сложные для усвоения.

5. Мнение о необходимости изучения основ программы SCAD для архитектора.

6. Пожелания по совершенствованию курсов.

Анкеты заполнялись анонимно, после полного завершения курса, что позволяет с достаточной уверенностью считать полученный материал объективным.

Результаты анкетирования приведены на диаграммах.

Необходимость изучения цикла дисциплин конструирования для

будущего архитектора

40

_ _

Дисциплины очень важны и Необходимы лишь для общего Материал плохо структурирован необходимы архитектору понятия, остальное дело для понимания

конструкторов

Пожелания по совершенствованию курсов

14

12 10 8 б 4 2

Увеличение числа

практических занятий (расчеты, диалоги, семинары)

Внимание современным технологиям с выездом на объекты

Видеоматериалы с Увеличить время анализом работы в SCAD

конструктивной схемы до расчета

Связь с проектами БАР и разработка методичек и раздаточного материала

Мониторинг полученного материала выявил достаточно четко ориентированные векторы оптимизации рабочих программ по читаемым дисциплинам. Следует отметить, что ведущий лектор курсов в подавляющем большинстве случаев согласен с высказанными студентами предложениями и пожеланиями.

Обозначим основные позиции по оптимизации структуры и содержания читаемых дисциплин:

• предложить кафедре внести изменение в учебные планы в направлении увеличения объемов практических занятий, за счет сокращения лекционных курсов;

• считать своевременной методику освоения новых

информационных технологий (на базе расчетно-проектирующего комплекса SCAD);

• совершенствовать практику показа видеоматериалов, дополняя их детальным конструктивным анализом лучших сооружений мира;

• совмещать изучение курсов конструирования с тематикой курсовых проектов дисциплины «Архитектурное проектирование»;

• рассмотреть возможность организации экскурсий студентов в проектные институты и на строительные площадки;

• разрабатывать комплексы методических указаний и раздаточного материала для повышения усвояемости дисциплин.

Использованные источники:

1. Запесоцкий А.С., Санкин Л.А., Викторенкова С.В. Преподаватель глазами студента. Об изучении мнений студентов о качестве педагогической деятельности преподавателя. Электронный ресурс. Доступно из URL: http://www.logosbook.ru/VOS/09_2007/28-32.pdf

2. Дмитриева А. В. Мониторинг удовлетворенности качеством образования. Электронный ресурс. Доступно из URL: http://www.grsu.by/cforum/mdex.php?topic=70.0

3. Андрущак Г. Системы оценивания преподавателей студентами: управленческие инновации в российских вузах. Электронный ресурс. Доступно URL:http://www. institutiones. com/publications.html/

4. Преподаватель глазами студента. Электронный ресурс Доступно из URL: http ://centrlan.ru/node/25520.

5. Огородникова И.А., Перепеча И.Ф., Тимкин С.Л., Дубицкий В.В. К концепции построения внутривузовской системы обеспечения качества образовательного процесса в ОмГУ // Университетское управление. 2003. № 2(25). С. 96-100. Доступно из URL: http://www.ecsocman.edu.ru/univman/msg/152393.html

Садырова Р.Р. студент Гильмутдинова Р.А.

студент Кучукова Н.М., к. э. н.

доцент

ФГБОУВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса»

Россия, г. Уфа

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЖЕННОСТИ

Статья посвящена документальному оформлению инвентаризации дебиторской задолженности. Рассмотрены сроки, оформление и цель проведение инвентаризации задолженности в целях выявления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.