КРЫМ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА
УДК 008:27
ЭПИЗОДЫ ВОЙНЫ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯЩЕННИКОВ КРЫМА ПО СПАСЕНИЮ ИУДЕЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
Борис Генрихович Берлин
краевед
(г. Симферополь, Республика Крым, РФ) + 79787239086, [email protected]
Марина Николаевна Шульженко
заместитель заведующего отделом организации делопроизводства,
формирования архивных фондов, сохранности и государственного учета архивных документов Государственной архивной службы Республики Крым (г. Симферополь, Республика Крым, РФ) + 79787287217, [email protected]
В статье на основе сохранившихся архивных материалов исследуется деятельность православных священников Крыма по спасению еврейского населения в годы немецко-фашисткой оккупации.
Ключевые слова: Яд Вашем, хасидей уммот ха-олам, Праведник мира, еврейское население, Крым, Великая Отечественная война, Холокост, православные священники
В 1953 г. был открыт иерусалимский мемориал «Яд Вашем» - центр научных исследований и памятник жертвам Катастрофы европейского еврейства. Законом о мемориале определен особый статус людей других национальностей, которые с риском для жизни спасали евреев в годы Холокоста - укрывали их в своих домах, в храмах и монастырях, изготовляли им фальшивые документы, помогали бежать из гетто. Та© Б. Г. Берлин, М. Н. Шульженко, 2015
ких людей называют «Хасидей уммот ха-олам» - «Праведники среди народов мира».
Специальный комитет под председательством одного их членов Верховного суда Израиля рассматривают каждую кандидатуру и все имеющиеся в распоряжении доказательства (свидетельства очевидцев и т.д.). Праведнику мира (или его наследникам) торжественно вручают медаль на которой на иврите и французском языках с надписью «В благодарность от еврейского народа, кто спасет одну жизнь, спасет весь мир», и денежную премию, на территории государства Израиль награжденный пользуется значительными льготами.
По состоянию на 01 января 2011 г. этим званием удостоены 2363 граждан Украины, из них 5 крымчан.
По примеру иерусалимского мемориала были созданы подобные организации и в других странах. В частности, в Украине в 1993 г. был создан Еврейский совет Украины. Одним из аспектов деятельности данной организации является сбор информации о людях, спасавших еврейское население в период Великой Отечественной войны, на оккупированной территории. Аналогично званию «Праведник среди народов мира» Еврейский совет Украины присваивает звание «Праведник Украины». По данным на январь 2011 г. это звание присвоено 12 крым-чанам (последнее звание присваивалось в 2005 г.).
20 мая 2011 г. звание «Праведник Украины» посмертно было присвоено православным священникам: настоятелю Всехсвятской (новокладбищенской) церкви г. Симферополя отцу Николаю (Швец Николай Федорович) и епископу Симферопольской и Крымской епархии Ви-кентию (Никопорчик Викентий Викентьевич).
В документе указано: «мы высоко ценим подвиг и вечно благодарим за то, что в лихолетье прошедшей войны отец Николай [епископ Векентий] проявил христианское милосердие и доброту и, не смотря на риск утраты своей жизни и жизней своей семьи, спасал евреев, которые были обречены на погибель.
Еврейский народ никогда не забудет этот благородный поступок и будет передавать имя Праведника из поколения в поколение как пример высокой человечности и согласия между нашими народами».
1941 год. В планах Германии Крым занимал особое место. На совещании в ставке 19 июля 1941 года Гитлер заявил «Крым должен быть освобожден от всех чужаков и заселен немцами».
Приводя в действие план превращения Крымского полуострова в «Готтенланд», немецкая военная администрация проводила жесткую оккупационную политику в отношении мирного населения.
По данным переписи населения на 1 января 1937 года в Крыму проживало 54 813 евреев, 6044 крымчаков, 1793 цыгана.
По данным историка М. Гольденберга до ноября 1941 года из Крыма было эвакуировано 30-35 тысяч евреев и крымчаков. Но большинство населения не зависимо от всех национальностей оставалось в своих домах. Имеются сведения, что за период немецкой оккупации 19411944 гг. на территории полуострова было уничтожено более 135 тыс. человек.
Цыганское, еврейское и крымчакское население стало первой жертвой оккупационного режима. Военная администрация потребовала от созданных айнзацгрупп ускорить процесс уничтожения, т.к. рассматривало еврейское население не только, как фактор угрожающей безопасности, но и как лишнюю экономическую нагрузку (нехватка продовольствия и жилья). Поэтому истребление евреев здесь проводилось быстрыми темпами.
Уже в первые дни оккупации были развешены приказы в которых предписывалось всему населению зарегистрироваться; иудеям предписывалось носить повязки со звездой Давида и нашить на одежду шестиконечную звезду.
Первой была Феодосия.
11 ноября появился приказ явиться всему еврейскому населению на регистрацию. Приказом от 27 ноября предписывалось явиться 1 декабря на Сенную площадь [7, л. 10]. Собралось около 2-х тыс. человек, все были расстреляны у противотанкового рва в районе завода «Механик», через 12 дней пришла очередь крымчаков [6, л. 32].
Аналогичные события проходили и в других городах. Приказ - регистрация - уничтожение, разница только в датах.
Летом 1942 г. стали уничтожать детей, рожденных от смешанных браков. Нужно было выжить и нашли выход - справки о крещении. В Госархиве хранится справка о крещении Бориса Ефимовича Нудель-мана в Кладбищенской Всехсвятской церкви г. Феодосии. Справку подписал священник О. Н. Никифоров [8, л. 44].
7 января 1942 г. симферополец Хрисанф Гаврилович Лашкевич писал в своем дневнике: «... несмотря на весь ужас положения, угнетенное население находило в себе мужество укрывать и спасать обреченных на смерть». Далее он пишет, что «священник кладбищенской церкви и священник другой церкви, расположенной на ул. Р. Люксембург, крестили евреек, которые как христианки на некоторое время спасались от угрожающей им смерти. Эти и другие священники крестили
много еврейских детей, которых приютили у себя соседи и русские родственники» [4, л. 101].
Симферопольцы старших поколений рассказывали своим внукам о священниках, казненных оккупантами за помощь еврейскому населению.
Проходят годы и все меньше остается в живых симферопольцев, которые хотя бы видели священника Всехсвятской церкви, что стояла тогда на новом Симферопольском кладбище, отца Николая. К сожалению, ни в Государственном архиве, ни в частных коллекциях не удалось найти его фотографии. Из воспоминаний можно предположить, что был он ростом более 175 см, темноволос, с окладистой бородой.
В Государственном архиве в Автономной Республике Крым в фондах Таврической духовной консистории и Центрального Исполнительного Комитета Крымской АССР имеются сведения о Николае Федоровиче Швеце. Родился он 9 декабря 1878 г. в местечке Городище Лохвицкого уезда Полтавской губернии, из крестьян. В 1900 г. окончил Полтавскую духовную семинарию. 14 августа 1900 г. прибыл в г. Симферополь, куда был назначен в духовное училище в должность надзирателя и учителя чистописания. 15 июня 1904 г. определен на место священника к церкви Всех Святых г. Симферополя и 8 августа 1904 г. рукоположен в сан священника. С этого времени он совмещает службу священника церкви с заведыванием церковно-приходской школы (там же он преподавал и Закон Божий), был членом Симферопольского уездного епархиального училищного Совета и членом строительной комиссии по постройке учебного корпуса и больницы Симферопольского духовного училища, а также работал в епархиальном ревизионном комитете. Н. Ф. Швец также принимал участие в работе мужского духовного училища - был членом правления и испытательной комиссии. В 1912 г. под его руководством (он был председателем комиссии по строительству) была построена колокольня новокладбищенской церкви.
До революции за свою деятельность Н. Ф. Швец был награжден: набедренником в 1904 г. за усердную службу в должности воспитателя в Симферопольском духовном мужском училище; скуфьею в 1907 г.; а также деньгами в 1907 г. - 435 р. и в более поздний период - 1426 р. (сумма по тем временам огромная).
Женился Николай Федорович в 1905 году в Симферополе на выпускнице Симферопольской духовной гимназии Евгении Никифоров-не Ачкасовой. 17 июня у них родилась дочь Ольга, а 26 декабря 1910 г. - Надежда [3, л. 96-100]. На этом сведения о семье Н. Ф. Швеца обры-
ваются. Из воспоминаний жителей Симферополя - были еще дети, но выжили ли они?
В 1918 г. Отец Николай служил в Спасской церкви г. Симферополя, но вероятно это был небольшой отрезок времени, т.к. в более поздний период в анкете за 1925 г. он пишет, что с 1904 г. по 1925 г. служил священником при Всехсвятской церкви г. Симферополя. В 1925 г. жил он там же, при церкви [5, л. 34].
В годы Великой Отечественной войны Отец Николай выступал перед прихожанами с проповедями антифашистского содержания. Вместе с дьяконом Всехсвятской церкви Бондаренко несколько раз зачитывали перед прихожанами полученное из Москвы воззвание Митрополита Сергия [1, л. 97], тем самым призывая прихожан на борьбу с фашизмом.
1 ноября Симферополь был оккупирован немецкими войсками. Примерно в середине ноября отец Николай обратился в горуправу за разрешением продолжать службу в кладбищенской церкви при новой власти. Разрешение дали не сразу, т.к. Швец был обновленческим священником и храм, где он был настоятелем, при Советской власти не закрывался. Пришлось обратиться к военному коменданту города [1, л. 25].
В начале декабря отца Николая вызвали в 1-е отделение полиции (ул. Севастопольская, 6). Евгения Никифоровна Ачкасова вспоминала: «Он пришел домой сильно взволнованным и сказал мне: «Вот теперь меня съедят. Следователь меня обвинял в том., что я являюсь священником обновленческой церкви. почему я, как священник церкви не отслужил благодарственную службу в честь прихода немцев...».
Дабы уберечь еврейское население города от гибели, отец Николай крестил иудеев и выдавал им документы о крещении, об этом факте знали в церковном подотделе. Симферопольцы вспоминали, что некоторые свидетельства были выписаны на дореволюционных бланках (к сожалению, документы не обнаружены).
Еще один факт из биографии отца Николая. В декабре 1941 г. заведующий церковным подотделом Симферопольской городской управы А. Д. Семенов вместе с бывшим преподавателем одной из школ г. Симферополя Г. М. Орловым обратились к Швецу о пожертвовании крупной суммы 11 тыс. руб. (по словам Семенова - 9 тыс. руб.) на издание газеты «Голос Крыма» (по словам Семенова - на издание православного календаря на 1942 г.). Выслушав предложение о включении в компанию по изданию этого календаря, Отец Николай ответил отказом [1, л. 26-29, 76-77].
Ночью 3 января 1942 г. в квартиру, где проживал отец Николай по ул. Краснознаменная, 51, пришли полицейские. Произвели обыск и арестовали священника.
Из показаний жены Н. Ф. Швеца Евгении Никифоровны за 1944 г.: «мой муж находился в тюрьме при полиции 1,5 месяца. Я ему носила передачу и, однажды, с ним свидания... Я спросила мужа: «Кто же тебя съел?» он мне ответил: «Те же, которых ты знаешь». Других разговоров нам не разрешали вести».
16 февраля 1942 г. Е. Н. Ачкасова зашла к следователю полиции с просьбой - объяснить причину ареста мужа. Следователь заверил, что Швеца скоро освободят и «Он будет сегодня дома», но на следующий день, 17 февраля, следователь полиции Панков сообщил родственникам, что дело Н. Ф. Швеца передано в СД, т.к. получено новое заявление и следует обращаться туда [1, л. 13-115].
Из-за показаний младшего брата Отца Николая, Андрея Федоровича Швеца, по делу заведующего церковным подотделом Семенова за 1944 г., известно, что узнав об аресте священника, Андрей Федорович «написал в полицию заявление и собрал около 500-600 подписей православных г. Симферополя, которые ручались за отца Николая». Заявление было передано Семенову, но он отказался нести ходатайство в СД и хлопотать об освобождении Н. Ф. Швеца. «Не надо было ему крестить евреев, я его об этом предупреждал», - ответил Семенов [1, л. 119-120].
В домовой книге дома № 51 по Краснознаменной улице напротив фамилии отца Николая, в графе «когда и куда выбыл» стоит штамп 6 отделения полиции: выбыл 28 февраля 1942 г. [9, л. 2].
Еще меньше биографических данных удалось выявить о епископе Викентии.
В Государственном архиве в Автономной Республике Крым хранится Анкета для служителей религиозного культа от 29 сентября 1925 г. N° 113. В документе указано, что Никипорчик Викентий Викентьевич, родился в Гродненской губернии [13 ноября] 1888 г., белорус (по другим документам - русский) [10, л. 26об]. В графе бывшая сословная принадлежность» указано - крестьянин дер. Юрьевичи Гродненской губернии, окончил Московскую духовную академию (время учебы в документе не указано).
О том, чем занимался В. В. Никипорчик до 1914 г. сведений не имеется, в анкете он указал: «гражданская служба». «С 1914 по 1922 гг. - военная служба (никаких сведений больше нет), но имеется очень интересная пометка, написанная его рукой: «Между прочим с 1917 по
1922 гг. - в Красной Армии». Основная профессия в настоящее время (1925 г.) - служитель культа.
В. В. Никипорчик прибыл в Симферополь из Пермской области г. Кунгур в 1924 г. С 1925 г. Никипорчик Викентий Викентьевич служил настоятелем Петро-Павловского собора г. Симферополя, проживал в доме № 4 по Больничному переулку с женой Никипорчик Агафьей Николаевной и четырьмя детьми возрастом 10-15 лет [5, л. 121; 10, л. 26]
По документам, выявленным в архиве ГУ СБУ Украины в АРК (это протоколы допросов заведующего Церковным подотделом Симферопольской горуправы Семенова Александра Демитриевича, Ковальского Евгения Алексеевича - настоятелей Всехсвятской церкви с января 1942 г. свидетеля Ниловой Н. А. г. Мелитополь, а также переводчиц Симферопольского СД М. И. Эпп и Т. В. Матчанбаевой) установлено, что В. В. Никипорчик в период оккупации г. Симферополя работал настоятелем Константино-Еленинской церкви г. Симферополя. Крестил и выдавал свидетельства о крещении евреям, выступал с патриотическими проповедями.
Первый раз В. В. Ни-кипорчика вызвали на допрос весной или в начале лета 1942 г. к следователю особой команды № 11-Б в Симферопольскую СД. Его допрашивали о месте нахождения еврейского ребенка, но Ники-порчик никаких показаний, интересующих следователя, не дал [1, л. 8587; 2, л. 45-46].
В домовой книге для прописки граждан в доме № 4 по Больничному переулку имеются сведения о проживании Никипорчи-ка Викентия Викентьевича и его жены Никипорчик Агафии Николаевны есть еще одна запись: «Ники-
порчик Эммануил Викторович, 25 апреля 1936 г.р. (6 лет), русский», в графе «кем и когда выдан паспорт» указано: «Метрическая запись Симферопольской Константино-Еленинской церкви» (но в 1936 г. эта церковь уже не действовала), далее: находится на иждивении дедушки Никипорчик В. В. Сотрудники архива РАГС Автономной Республики Крым помогли установить подлинные данные ребенка. Это действительно внук епископа Викентия, сын его дочери Светланы. Отцом мальчика был Лехно Лазарь Моисеевич и Эммануил носил фамилию отца.
В домовой книге имеется отметка об эвакуации Эммануила 23 марта 1942 г. Эта запись, вероятно, составлена со слов, т.к. нет штампа отделения полиции. Соседи, переехавшие в дом в конце 1942 г., в 1943 г. говорили, что внука отца Викентия уничтожили немцы вместе с другими детьми-полукровками. Но Никипорчика вызывали на допросы по поводу местонахождения внука неоднократно и летом 1942 г.
Арестован епископ Викентий в октябре 1942 г., содержался под стражей в здании СД. Следствие по делу Никипорчика В. В. вел следователь СД - Гайс. Никипорчика обвиняли «в политической неблагонадежности», как священника обновленческой церкви (которую немцы считали большевистской с коммунистическим уклоном) Никипорчик провел в здании СД около двух месяцев. По свидетельским показаниям, Гейс рассматривал вопрос о его дальнейшей судьбе епископа Ви-кентия. В СД планировали изолировать его в лагере совхоза «Красный» до окончания войны, куда он и был отправлен.
Затем был выпущен из лагеря и уехал в Мелитополь, он был назначен служителем Александро-Невского собора г. Мелитополь.
По показаниям свидетельницы Нееловой Н. А., хористки Александ-ро-Невского собора г. Мелитополя, известно, что В. В. Никопорчик во время службы обратился к народу и сказал: «Дорогие мои, дети-прихожане, я, наверное, скоро не буду у вас служить». Когда народ спросил, почему он не будет служить, то Викентий рассказал, что его преследуют за то, что он крестил еврейских детей.
6 января 1943 г. епископ Викентий был арестован. О дальнейшей судьбе его ничего не известно [2, л. 205-247].
Список литературы
1. Архив Главного управления СБУ в АР Крым. Архивно-уголовное дело 8152.
2. Архив Главного управления СБУ в АР Крым. Архивно-уголовное дело 10925.
3. Государственный архив Республики Крым. Ф. 118, оп. 1, д. 6476.
4. Государственный архив Республики Крым. Ф. П-156, оп. 1, д. 32.
5. Государственный архив Республики Крым. Ф. Р-663, оп. 10, д. 1305.
6. Государственный архив Республики Крым. Ф. Р-1289, оп. 1, д. 3.
7. Государственный архив Республики Крым. Ф. Р-1458, оп. 1, д. 2.
8. Государственный архив Республики Крым. Ф. Р-1458, оп. 1, д. 4.
9. Государственный архив Республики Крым. Ф. Р-2183, оп. 1, д. 1696.
10. Государственный архив Республики Крым. Ф. Р-2381, оп. 1, д.
337.
WAR EPISODES. ACTIVITIES OF ORTHODOX PRIESTS OF THE CRIMEA FOR RESCUE OF THE JUDAIC POPULATION
Boris H. Berlin
local historian (Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation) \ + 79787239086, [email protected]
Marina Nikolaevna Shulzhenko
assistant manager department of the organization of a clerical work, forming of archival funds, safety and state accounting of archive documents of the Public archive agency of the Republic of Crimea (Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation) + 79787287217, [email protected]
In article on the basis of the remained archival materials activities of orthodox priests of the Crimea for rescue of the Jewish population in years German-фашисткой occupations are investigated.
Keywords: Yad Vashem, hasidy уммот ha-olam, Righteous person of the world, Jewish population, Crimea, Great Patriotic War, Holocaust, orthodox priests
References
1. Archive of Head department of the SSU in the Autonomous Republic of Crimea. Archival criminal case 8152.
2. Archive of Head department of the SSU in the Autonomous Republic of Crimea. Archival criminal case 10925.
3. State archive of the Republic of Crimea. T. 118, оп. 1, 6476.
4. State archive of the Republic of Crimea. T. P-156, оп. 1, 32.
5. State archive of the Republic of Crimea. T. R-663, оп. 10, 1305.
6. State archive of the Republic of Crimea. T. R-1289, оп. 1, 3.
7. State archive of the Republic of Crimea. T. R-1458, оп. 1, 2.
8. State archive of the Republic of Crimea. T. R-1458, оп. 1, 4.
9. State archive of the Republic of Crimea. T. R-2183, оп. 1, 1696.
10. State archive of the Republic of Crimea. T. R-2381, оп. 1, 337.