Научная статья на тему 'История крымской трагедии. К вопросу о Холокосте в Крыму'

История крымской трагедии. К вопросу о Холокосте в Крыму Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
930
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Крымский архив
Область наук
Ключевые слова
КРЫМ / CRIMEA / II МИРОВАЯ ВОЙНА / II WORLD WAR / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / GREAT PATRIOTIC WAR / ЕВРЕИ / JEWS / КРЫМЧАКИ / KRYMCHAKS / ЭВАКУАЦИЯ / EVACUATION / МАССОВЫЕ КАЗНИ / MASS EXECUTIONS / МАССОВЫЕ ЗАХОРОНЕНИЯ / MASS BURIALS / АНТИСЕМИТИЗМ / ANTI-SEMITISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Берлин Борис Генрихович

Статья предлагает альтернативное видение причин Холокоста в Крыму в1941-1944 гг., его статистики, а также обстоятельств, которые вынудилиевреев и крымчаков остаться на полуострове в годы Великой отечественнойвойны, и географии их истребления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF THE CRIMEAN TRAGEDY. HOLOCAUST

The Holocaust history in a statement of modern scientists is in many respects full ofstereotypes, delusions and myths. Sources of the tragedy, which happened in the Crimeain 1941-44 to Jews and Krymchaks, leave deep into centuries

Текст научной работы на тему «История крымской трагедии. К вопросу о Холокосте в Крыму»

КРЫМ В ИСТОРИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ

УДК 93/94

ИСТОРИЯ КРЫМСКОЙ ТРАГЕДИИ. К ВОПРОСУ О ХОЛОКОСТЕ В КРЫМУ

Борис Генрихович Берлин

краевед

(г. Симферополь, Республика Крым, РФ) + 79787239086, aeook@mail.ru

Статья предлагает альтернативное видение причин Холокоста в Крыму в 1941—1944 гг., его статистики, а также обстоятельств, которые вынудили евреев и крымчаков остаться на полуострове в годы Великой отечественной войны, и географии их истребления.

Ключевые слова: Крым, II мировая война, Великая Отечественная война, евреи, крымчаки, эвакуация, массовые казни, массовые захоронения, антисемитизм.

Хотя в Крымском ханстве евреи и крымчаки не преследовались, в столице ханства г. Бахчисарае им жить не разрешалось. Ханские чиновники евреев и крымчаков называли «чуфут» или «чуфутлар» с презрительным оттенком, хотя в официальных документах они назывались «яхуди» или «яхудилер» (иудеи).

В Российской Империи, в Крыму, евреи и крымчаки были людьми второго сорта. Их облагали дополнительными налогами - «вдвое против положенных с мещан и купцов христианского вероисповедания». Был введён особый рекрутский налог: внесение определенной платы вместо поставляемых для прохождения воинской службы рекрутов. Евреи и крымчаки (за исключением купцов I и II гильдий, отставных солдат и военнослужащих) не имели права жить в Севастополе и Ялте. Евреев и крымчаков, которые были заняты в сельском хозяйстве, в © Б. Г. Берлин, 2015

конце 1859 года выслали с обрабатываемых земель. Была ликвидирована крымчакская сельскохозяйственная колония в Евпаторийском уезде (Раатлыкой).

В 1905 году в Крыму, в городах Симферополе и Феодосии, происходили еврейские погромы.

В 1919 г. погром в Керчи унёс жизни около трёх тысяч крымчаков и евреев. Попытка создания в 20-30 годы XX века сельхозпредприятий, финансируемых Агроджойнтом1, сталкивалась с сопротивлением властей Крымской АССР, которые разжигали антисемитские настроения среди местного населения.

В 1938 году Агроджойнт был объявлен враждебной шпионской организацией, а его сотрудники - шпионами и вредителями. Хотя еврейские и крымчакские колхозы продолжали существовать, они уже почти не получали помощи от Агроджойнта, в состав их членов были принудительно введены люди других национальностей.

С началом II мировой войны сведения о том, что происходит в Германии с евреями, в средствах массовой информации были очень скупы. Лишь в июле 1941 года в газете «Красный Крым» была опубликована небольшая заметка ТАСС о том, что в Германии и Польше евреи подвергаются гонениям. Стереотип, сложившийся у евреев и крымчаков о немцах как культурных и образованных людях, не вполне соответствовал действительности. При оккупации Крыма, произошедшей во время I мировой войны в 1918 г., немцы не препятствовали погромам, которые происходили в Крыму, а зачастую вели себя, как варвары. Данный стереотип окончательно сложился после II мировой войны для оправдания действий советского руководства, которое не пыталось спасти евреев и крымчаков от тотального уничтожения гитлеровцами, несмотря на осведомлённость об уничтожении людей этих национальностей. Также этому стереотипу способствовала дружба между правительствами Советского Союза и гитлеровской Германии.

В период Великой Отечественной войны в эвакуацию из Крыма уехало около пятидесяти процентов крымчаков и евреев. К сожалению, далеко не все из них добрались до места назначения. Одни погибли, переправляясь с полуострова морским путём (эвакуация с конца августа могла происходить только таким образом). Другие умерли в эвакуации от болезней и недоедания, третьи попали в оккупированные области Краснодарского края и Ставрополья, а также Северного Кавказа и там были уничтожены.

Что побудило большое количество крымчаков и евреев остаться в оккупированном Крыму? Вот некоторые из причин:

- людям было трудно расставаться с насиженными местами, с имуществом, которое приобретали тяжёлым трудом. Были некоторые отличия в мотивах эвакуации крымчаков и евреев-ачкиназов. Крымчаки на полуострове многие века вели оседлый образ жизни и не выезжали далеко за пределы Крыма. Их имущество передавалось из поколения в поколение, тогда как евреи-ачкиназы были в основном переселенцами в Крым и более мобильны;

- многие крымчаки остались в Крыму потому, что были ремесленниками и считали, что при любой власти им найдётся работа. Они не предполагали, что, оставаясь на родине, могут быть уничтожены;

- за распространение слухов о том, что Крым будет сдан немецким оккупантам, людей арестовывали и подвергали репрессиям, вплоть до расстрела;

- эвакуация не была гарантией того, что они останутся живы.

Основные причины, по которым не удалось эвакуироваться значительному количеству крымчаков и евреев:

- отсутствие паспортов у основной массы жителей сельской местности и части горожан;

- одной из важных причин явились большие трудности с получением эвакуационного билета, без которого из Крыма выехать было невозможно. Эвакуационный билет давали на одну семью, но не более семи человек;

- отсутствие необходимых документов (эвакуационных билетов) у евреев, эвакуированных в Крым из Одессы с частями Приморской армии и у тех, которые пришли на полуостров с отступающими войсками, а также у нескольких тысяч евреев, прибывших в 1940 году в Крым с территории бывшей Польши, лишало их возможности эвакуироваться;

- события, происходящие на Крымском фронте, развивались стремительно. В 20-х числах августа 1941 г. из Крыма можно было эвакуироваться только морским путем, что было сопряжено с большим риском. Транспортные средства, задействованные в эвакуации, подвергались бомбёжке и очень часто тонули. Ярчайшими примерами таких трагедий стала гибель теплоходов «Армения», «Массандра», «Коммунар», «Рот фронт»;

- мужчинам в возрасте до 50 лет не разрешали эвакуироваться, если они не эвакуировались вместе с предприятиями и колхозами. Они должны были быть призваны в армию или участвовать в ополчении, которое собирались организовать для защиты Крыма.

Личный состав 51 Армии в основном был сформирован из крым-чан, в том числе в него вошли крымчаки и евреи призывного возраста.

Количество евреев и крымчаков, погибших в Крыму с 1941 по 1944 год, точно установить невозможно. Среди мирного населения, т. е. женщин, стариков и детей было уничтожено свыше 35 тыс. евреев, а крымчаков - более семи тыс. (данные к. и. н., старшего научного сотрудника архивного отдела НКВД Крыма Б.М. Вольфсона). Эта статистика не учитывает сведения об уничтоженных людях, рожденных в смешанных браках с евреями и крымчаками (только в г. Симферополе, в июле 1942 года их убили около 12 тыс. чел.). И самое ужасное то, что были случаи, когда родственники выдавали детей от смешанных браков гестапо: тащили их туда насильно, на ул. Студенческую, 12, г. Симферополя. Немцы уничтожали людей «с содержанием» еврейской крови до 3/8. Крымчаков и евреев уничтожали только по этническим признакам, т. к. считали крымчаков этническими евреями, независимо от их вероисповедания (большинство молодых людей в те годы были атеистами).

По данным переписи населения СССР, в Крыму на 1 января 1937 г. проживали 54 тыс. 813 евреев, 6 тысяч 44 крымчака (крымских евреев), 3 тыс. 72 чел. караимов, 1797 чел. цыган. В переписи населения СССР за 1939 год в Крыму проживало 65 тыс. 452 человека евреев (графа «крымские евреи» отсутствует), немцев - 51 тыс. 299, общее количество жителей Крыма составляло 1 млн. 126 тыс. 385 человек.

По данным историка из Феодосии М. Гольдберга, эвакуироваться из Крыма смогли около 30-35 тыс. евреев и крымчаков. Перед II мировой войной в Крымской АССР проживало около 70 тыс. евреев и крымчаков.

Советская пропаганда говорила о том, что Крым никогда не будет сдан врагу. Плановой эвакуации евреев и крымчаков в то время почти не осуществлялось. Плановая эвакуация из Крыма началась только в конце августа, официальные эвакуационные пункты были созданы 26 августа 1941 года. Статистика свидетельствует: процент эвакуированных крымчаков и евреев по отношению к лицам других национальностей, за исключением 60 тыс. немцев (по данным историка В. Броше-вана), принудительно эвакуированных 18 августа 1941 года, был достаточно большой.

В ноябре 1941 г. основная часть Крыма, кроме Севастополя, была оккупирована немецко-фашистскими и румынскими войсками. В начале ноября 1941 года состоялся один из первых расстрелов. Около 100 мирных жителей было расстреляно на ул. Полигонной г. Симферополя. По свидетельствам очевидцев, среди жертв в основной массе преобладали люди со звёздами на спине и груди. Причиной расстрела

послужила гибель двух военнослужащих немецкой армии, недалеко от этого места подорвавшихся на мине, оставленной советскими войсками.

В середине ноября 1941 г. во всех городах Крыма провели регистрацию крымчаков и евреев. Лиц, уклонившихся от регистрации, вылавливали и казнили. По показаниям очевидцев, в г. Симферополе было повешено около 50 человек, на груди у них были таблички «За неявку на регистрацию».

В г. Симферополе фашисты проводили не только регистрацию, они ходили по еврейским и крымчак-ским квартирам и избивали людей, отбирали все ценные вещи.

Помимо этого, были организованы национальные комитеты, которые должны были передавать приказы властей национальным меньшинствам. Еврейские комитеты получали приказы на выполнение самых грязных работ, сбор того или иного имущества, необходимого оккупационным властям, - одеял, костюмов, посуды и др. В случае невыполнения распоряжений немецкого командования комитетом, его руководителей безжалостно избивали.

Евреев и крымчаков на улице могли безнаказанно избить до полусмерти, люди были запуганы и подавлены.

Кроме этого, мужчин призывного возраста всех национальностей отправили в фильтрационный лагерь «Картофельный городок» (через фильтрационный лагерь прошло около 144 тыс. людей), который находился за железнодорожным вокзалом в районе ул. Жигалиной, на территории современных овощных складов. Немцы выявляли среди лагерников евреев, крымчаков, комиссаров, партработников и сотрудни-

ЛРИКАЗ

Все евреи города Феодосии и окрестностей обязаны

явиться 1,_денабря

1941 г. от 8 час. до 12 часов дня на Сенную площадь № 3 (Базарная улица № 3) для переселения. Каждый еврей может иметь с собой исключительно носильные вещи и пищу на 2 дня. Все . остальные вещи должны быть оставлены в полной сохранности в квартирах.

Неисполнение приказа карается смертной казнью.

Начальник немецкой

полиции безопасности К Ю- 6.

ков НКВД, их расстреливали на территории старого еврейского кладбища на ул. Широкой.

Таким образом, когда немцы собрались проводить акции по уничтожению евреев и крымчаков, в семьях оставались только старики, женщины и дети.

Перед тем как фашисты начали собирать евреев и крымчаков на сборные пункты, ими распускались слухи: цель сбора - отправка либо в Палестину, либо на сельхозработы, либо в районы Джанкоя, Карасу-базара, либо в Молдавию.

В конце ноября - начале декабря 1941 года в городах Крыма: Джан-кое, Евпатории, Керчи, Симферополе, Феодосии, Ялте были развешаны приказы о том, что евреи и крымчаки должны прийти на сборные пункты. Тексты их были почти идентичны: все евреи (крымчаки), проживающие в том или ином городе или его окрестностях, обязаны явиться в указанный день и час на предмет препровождения в отдельную часть города. В данный приказом срок явка обязательна. Вещи могут быть взяты с собой. Квартиры должны быть опечатаны. Пищу можно взять с собой на один-два дня. Вещи в полной сохранности должны быть оставлены в квартире. Эти приказы оканчивались одинаковой фразой: «неповиновение карается смертной казнью».

Были обнародованы приказы и такого содержания: «Все население города, знающее местонахождение евреев, должно заявить об этом в немецкую полицию безопасности».

Расстрелами евреев и крымчаков занимались зондеркоманды, части вспомогательной полиции и добровольцы.

В Евпатории, в так называемых казармах (военных домах в районе ж/д вокзала), около 1000 человек евреев продержали больше двух недель. Вот что рассказывает об этих событиях Фишгойт: «Утром... я вышла на улицу и увидела ужасное зрелище: женщины несли на руках детей или вели их за руку, мужчины тащили узлы, больных и парализованных везли на тележках. Молодая женщина вела двоих детей. У неё были безумные глаза, она кричала: «У моих детей по две руки и по две ноги, как и у ваших, и они тоже хотят жить». Всех их расстреляли 27 ноября 1941 года в районе Красной Горки. Крымчаков сразу не расстреляли, т.к. их было немного (150 чел.), а помещали в тюрьму, когда и там собиралось достаточное, по мнению фашистов, количество людей, их отвозили к противотанковому рву и там расстреливали.

В Керчи на Сенную площадь пришло около 4,5 - 5 тыс. человек. Их поместили в здание тюрьмы, где они находились от двух до трех недель. При этом людям не давали пить, кормили солёной рыбой. Оста-

лись живы несколько свидетелей: евреи врачи, которых немцы не расстреляли в Багеровском рву, они некоторое время находились в заключении, были отпущены на свободу, дожили до освобождения Крыма Красной Армией. Эти врачи рассказали о зверствах в фашистских застенках. Также удалось спастись до 10 человек из Багеровского рва, они упали в ров и не были убиты, ночью выползли изо рва и прятались где и как могли.

28 ноября 1941 года начался сбор евреев, уничтожение продолжалось до тех пор, пока не высадился Керченско-Феодосийский десант советских войск (в конце декабря 1941 г.).

В местах, где фашисты содержали евреев и крымчаков, морили их голодом и доводили людей до такого состояния, что жить они больше не хотели, смерть казалась избавлением от страданий.

4 декабря1941 года в Феодосии расстреляли евреев, а крымчаков 12 декабря. По показаниям свидетелей, крымчаки, идя на сборный пункт, надели на себя праздничную одежду и пели свои старинные песни. Таким образом, можно сделать вывод, что люди знали, какая их ждёт судьба.

Некоторые крымчаки Феодосии не были расстреляны: они были ремесленниками, и их специальности были необходимы для нужд оккупационной армии. Списки этих людей хранятся в Государственном архиве АР Крым.

Фашисты решили в Симферополе в первую очередь уничтожить цыган и крымчаков, а затем евреев.

6 декабря 1941 года на сборном пункте, который находился в здании пединститута (бывшей Талмуд-Торе) на ул. Студенческой (площадь Гельвига), собрали цыган, Они были вывезены в противотанковый ров в районе 10 километра шоссе Симферополь-Феодосия.

Цыгане Крыма были тюркоязычными, по вероисповеданию мусульмане.

9 декабря 1941 г. в этом же сборном пункте собрали крымчаков и их отвозили расстреливать в тот же ров в течение 10-11 декабря. 12 декабря евреев собрали на сборных пунктах, их было около десяти человек. Самые известные из этих пунктов находились в следующих зданиях: на ул. Студенческой (Пединститут), на ул. Гоголя (бывшее здание обкома партии) и мединститута (бульвар Ленина).

По данным статбюро городской управы, созданной оккупационными властями, в Симферополе на 1 ноября 1941 года числилось: евреев " 10400, крымчаков - 3100. В графе «евреи» в скобках стоит число 22,5 тысяч. Это число находится вне временной графы, и можно пред-

положить, что оно обозначает количество уничтоженных с 1941 по 1944 гг. евреев и крымчаков в г. Симферополе. На 1 февраля 1942 года в Симферополе евреев было - 317 человек, крымчаков - 65. На 1 января 1943 г. евреев - 163 чел., крымчаков " 39 чел., а на 1 ноября 1943 г. (в очередной справке) общее количество крымчаков и евреев - 76 человек.

Евреев вывезли на ров на 10 км. Феодосийского шоссе и там всех расстреляли. В ГААРК (Государственный архив АР Крым) хранится русский перевод телеграммы начальника полиции г. Симферополя майора Боше, с просьбой к f берлинскому руководству: разъяснить ему, что делать с большим количеством добровольцев, которые хотят участвовать в экзекуциях (национальность добровольцев не указана). Но прежде, чем произвести расстрелы, фашисты врывались во все еврейские и крымчак-ские дома, избивали хозяев и требовали отдать все самые ценные вещи. В каждом дворе был свой староста, и списки, которые составляли сами евреи, значительно отличались от тех, которые составляли старосты. По данным свидетелей на суде, который проходил в г. Севастополе в 1947 г. по обвинению гене-

Ч

ПРИКАЗ

ВСЕ КРЫМЧАКИ,

ПРОЖИВАЮЩИЕ В ГОРОДЕ ФЕОДОСИИ,

обязаны явиться 12 декабря 1941 г. от 8 до 12 часов дня на Сенную площадь (Базарная ул. № 3) на предмет препровождения в отдельную часть города.

Явка ОБЯЗАТЕЛЬНА в указанный в приказе срок. Вещи могут быть взяты с собою. Квартиры должны быть опечатаны. Пищу взять с собою на один день.

Неисполнение приказа карается смертной казнью.

ГОРОД! КАЙ УПРАВА.

Г 1-> 10 Г

рал-полковника вермахта Энекена, в Симферополе было зарегистрировано 18 тысяч евреев, и несколько тысяч из них убежали в лес.

По показаниям одного из охранников, 76 крымчаков и евреев ремесленников содержали в тюрьме на ул. Студенческой, 12, а в середине ноября 1943 года расстреляли.

В г. Ялта евреев и крымчаков собрали в так называемые «массандровские казармы», продержали их там около двух недель и расстреляли в Четвёртой балке, недалеко от Института Магарач.

Евреев и крымчаков, проживавших в сельской местности, (а крымчаков еще и в г. Карасубазаре), уничтожали в 1942 году в «душегубках». Их трупы сбрасывали в колодцы, глубина которых достигала 100 м, и в противотанковые рвы. Крымчаков в Керчи уничтожили в июле 1942 года и захоронили в Аджимушкайском противотанковом рве.

С 1942 г. немецкие фашисты стали уничтожать еврейских и крым-чакских женщин и детей только в душегубках.

Из приговора суда присяжных Мюнхена по делу Цаппа, бывшего начальника зондеркоманды 11 полиции безопасности, начальника СД Крыма: «Немецкая айнзацгруппа-Д была занята с ноября по 17 декабря 1941 г. только уничтожением крымчаков, евреев и цыган. И только 17 декабря они смогли приступить к борьбе с партизанами». По показаниям группенфюрера СС Отто Олендорфа на Нюрнбергском трибунале, айнзацгруппой под его руководством было уничтожено свыше 90 тыс. евреев. Среди уничтоженных детей были только евреи. В расстрелах принимали участие как наблюдатели руководители 11-й армии, которой командовал фельдмаршал Манштейн, отдавший приказ: «...евреи и крымчаки в Крыму должны быть уничтожены до католического Рождества...», выделив на эти цели транспорт, горючее и часть войск для охраны.

Евреев отлавливали по всей территории Крыма вплоть до апреля 1944 года. Одной из последних была поймана еврейка в г. Феодосии, доставлена в Симферополь и здесь расстреляна.

С 1942 г. немецкие фашисты стали уничтожать еврейских и крым-чакских женщин и детей только в душегубках.

В Крыму на государственном учёте в реестре памятников числится 69 мест массовых расстрелов и захоронений мирных граждан, а не включённых в реестр - приблизительно столько же. В Симферополе существовало более десяти мест, где фашисты уничтожали евреев и крымчаков (по данным полковника КГБ, известного писателя Г. Се-верского). Вот неполный перечень этих мест казни: бомбоубежище базы «Утильсырьё» на ул. Полигонной, где было расстреляно около 100 человек; на шоссе Симферополь - Николаевка (приблизительно третий километр) - несколько тысяч человек; в районе 10-14 км шоссе Симферополь - Севастополь, в районе деревень Левадки и Саблы, в противотанковом рву - более 5 тысяч. В противотанковом рву в Курцовской балке погибли от рук фашистов более пятисот человек, на 5 км шоссе Симферополь - Феодосия 800 человек. Противотанковый ров длиной 732 м, глубиной 5 м расположен на 10 км Феодосийского шоссе (по правой стороне), возле Ливенских Дубков. В нём погребены останки

более 14 тыс. евреев, крымчаков, цыган, а также более 560 моряков Черноморского Флота, которых фашисты пригнали в августе 1942 года закидать негашёной известью разлагавшиеся во рву трупы. В октябре-ноябре 1943 года в этом же рву расстреляли около 300 крымских татар за связь с партизанами.

В самом Симферополе, в районе Красной Горки на ул. Куйбышева за гаражами МВД находится ещё один ров: здесь покоятся около 12 тыс. человек " лица от смешанных браков, в том числе и дети. Братская могила этих людей и поныне не отмечена памятным знаком.

На армянском кладбище по ул. Русской хоронили военнопленных и лиц, расстрелянных в гестапо (около 6 тысяч человек). По показаниям свидетелей и результатам проведённой эксгумации было установлено, что немецко-фашистские оккупанты, чтобы скрыть свои преступления, вскрывали старые могилы (381 могила), клали в них по 4 трупа замученных ими людей, а потом ставили памятник на место. Там же обнаружено также 7 братских могил, содержащих около четырехсот пятидесяти трупов каждая.

Некоторых военнопленных и мирных жителей, находившихся в фильтрационном лагере «Картофельный городок» (ул. Жигалиной), иногда хоронили прямо на территории данного лагеря, но подавляющее большинство фашисты расстреливали и хоронили на территории старого еврейского кладбища на ул. Широкой (за железнодорожным вокзалом). В основном это были евреи, крымчаки, партработники и сотрудники НКВД, количество жертв неизвестно.

На территории совхоза «Красного» был создан концентрационный лагерь, в котором было уничтожено около восьми тысяч человек различных национальностей, в том числе и епископ Викентий (Никипор-чик Викентий Викентьевич), который выдавал справки о крещении евреям и крымчакам и прятал у себя еврейского мальчика по имени Эммануил, выдавая его за своего внука.

В январе 1942 г. немцами был казнён священник кладбищенской церкви г. Симферополя отец Николай (Швец Николай Фёдорович) за то, что он выдавал справки о крещении евреев. Отец Николай был настоятелем этой церкви с 1904 г. и до конца своих дней.

Священник Феодосийской православной церкви Никита Петрович Никифоров выдавал справки о крещении евреев и крымчаков, Мария Станиславовна Прусс, заведующая детским домом в г. Симферополе, рискуя своей жизнью, прятала среди детдомовцев еврейских детей. Всемирно известный профессор психиатр Наум Исидорович Балабан и сотрудники психиатрической больницы г. Симферополя прятали под

видом больных около 300 евреев. Профессор Н. И. Балабан и его жена Е.А. Балабан (урожденная княжна Нелидова) погибли в гестапо вместе с больными. К сожалению, таких людей-праведников было очень мало, они ценой своей жизни спасали евреев и крымчаков.

Перед Ялтинской конференцией к одному изо рвов, где были расстреляны крымчаки и евреи, привезли президента США Рузвельта, на него эта трагедия произвела очень большое впечатление и в какой-то степени оказала влияние на результаты Ялтинской конференции.

Крымчаки, а также евреи, вернувшиеся из эвакуации, пытались сразу узнать о судьбе своих родных, но вначале узнавали, что 14 декабря 1944 года были ликвидированы в Крыму еврейские районы и 21 августа 1945 г. еврейские сельсоветы.

13 мая 1945 года руководители еврейской религиозной общины (так в документе) «организовали торжественный митинг, посвящённый годовщине освобождения Крыма от немецких оккупантов и Дню Победы над фашистской Германией. Митинг состоялся в предоставленном им помещении столовой Спецторга НКВД, на митинге присутствовали верующие евреи, крымчаки и часть приглашённых из русской национальности, в том числе и коммунисты. На митинге присутствующие выступали на еврейском и русском языках».

6 августа 1946 г., после богослужения в синагоге, группа евреев и крымчаков на трёх автомашинах поехала на место расстрела, на 10 км Феодосийского шоссе Симферополя, провели там панихиду и раскопки, на этом мероприятии присутствовал раввин Пинский. Еврейской общине за проведение раскопок было вынесено предупреждение.

Раввин Пинский обратился к властям г. Симферополя с просьбой разрешить установку памятника на месте расстрела крымчаков и евреев за счет собранных средств общиной, и в ноябре 1946 года памятник был установлен.

Евреи и крымчаки, которые возвратились из эвакуации, не могли попасть в свои квартиры, иногда жили в железнодорожных вагонах по нескольку месяцев. Ходили слухи, что евреев и крымчаков будут высылать так же, как депортированных других национальностей.

После Великой Отечественной войны евреев и крымчаков старались не брать на ответственные работы. Из статистических данных и официальных документов исключили сведения о крымчаках, как будто такого народа и не существовало. В 1948 г. началась «охота на ведьм» - борьба с безродными космополитами - еврейскими учеными, писателями, поэтами, артистами, профсоюзными и государственными деятелями. 13 января 1948 г. в Минске сотрудниками МТБ, по приказу И.

Сталина, был убит народный артист СССР Соломон Михоэлс. 12 августа 1952 г. после закрытого процесса («Крымское дело») большинство еврейской интеллигенции было арестовано, а 24-х из них казнили. Среди казненных были члены еврейского антифашистского комитета. Евреи и крымчаки стали массово подвергаться репрессиям, их увольняли с работы.

Власти скрывали информацию о количестве погибших и местах массовых захоронений. В официальных документах погибшие евреи и крымчаки значились только как мирные жители.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1986 году в СССР одним из резонансных скандалов стало известие о мародёрстве на на 10 км Феодосийского шоссе Симферополя (на месте массовых расстрелов крымчаков и евреев в 1941 году). Помогли остановить мародёрство и сделать так, что место расстрела обрело мемориальный статус и стало «Полем памяти», два поэта " Александр Ткаченко и Андрей Вознесенский, написавший поэму «Ров», в которой заклеймил позором мародёров и их пособников.

В декабре 2009 г. в Симферополе на зданиях Центрального музея Тавриды (бывшего шестого отдела СД, ул. Гоголя) и факультета физического воспитания ТНУ (ул. Студенческая), медуниверситета (бульвар Ленина) и психиатрической больницы (ул. Р. Люксембург) установлены мемориальные доски в память жертв нацизма. Надписи на них гласят о том, что в этих зданиях во время оккупации Крыма фашистами были созданы сборные пункты для крымчакского, еврейского и цыганского населения, откуда они были вывезены за город и расстреляны.

С 11 декабря 2004 г. на государственном уровне согласно Постановлению Верховной Рады Крыма отмечается День памяти крымчаков и евреев Крыма - жертв нацизма, в этот день на всех официальных зданиях приспускаются государственные флаги. 11 декабря является траурной датой.

Прошло 70 лет, но зёрна антисемитизма продолжают давать свои ядовитые всходы не только на крымской земле, но и в Украине, и во всем мире. Поэтому так важно не только довести до сознания потомков всю правду о Холокосте, но и не допустить дальнейшего разрастания коричневой опухоли расовой ненависти в нашем обществе.

Примечания

1. Еврейская благотворительная организация, специально созданная в 1924 г. американским комитетом по распределению фондов помощи евреям, пострадавшим от войны («Джойнтом») для оказания

финансовой и технической помощи в реализации проекта еврейской земледельческой колонизации в СССР

Список литературы

1. Архив Главного управления СБУ в АРК. Фонд 8, дело 2262.

2. Ачкинази И. В. Крымчаки. Историко-этнографический очерк. Симферополь, 2000.

3. Вольфсон Б. Зверства немцев в Керчи // Исторический журнал. 1942. №8.

4. Государственный архив Республики Крым. Фонды Р-1289, Р-1302, Р-2638, Р-3295, П-156.

5. Губенко Г. Н. Книга печали. Симферополь, 1991.

6. Крым многонациональный: вопросы и ответы / составитель Н. Г. Степанова. - Симферополь: Таврия, 1998. Вып. 1.

7. Крымская еврейская энциклопедия. Иерусалим, 1990. Т. 4"5.

8. Передайте детям нашим о нашей судьбе. Сборник документов, дневников и воспоминаний. Симферополь: БЕЦ «Хэсэд Шимон», 2001.

9. Полянский Эд. Поле памяти // Известия. - 1987. - № 10 (09 января).

10. Уничтожение евреев СССР в годы немецкой оккупации (19411944). Сборник документов и материалов. Иерусалим: Яд Вашем, 1992.

11. Сборник документов и материалов об уничтожении нацистами евреев. Составитель А. Круглов. Киев: Институт иудаики, 2002.

HISTORY OF THE CRIMEAN TRAGEDY. HOLOCAUST Boris H. Berlin

local historian (Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation) + 79787239086, aeook@mail.ru

The Holocaust history in a statement of modern scientists is in many respects full of stereotypes, delusions and myths. Sources of the tragedy, which happened in the Crimea in 1941-44 to Jews and Krymchaks, leave deep into centuries.

Keywords: Crimea, II world war, Great Patriotic War, Jews, Krymchaks, evacuation, mass executions, mass burials, anti-Semitism

References

1. Archive of Head department of the SSU in the ARC. Fund 8, case 2262.

2. I. V Achkinaz. Krymchaks. Historical and ethnographic sketch. Simferopol, 2000.

KPblMCKHH APXHB, 2015, J№ 4 (19)

3. Wolfson B. Atrocities of Germans in Kerch//the Historical magazine. 1942. No. 8.

4. State archive of the Republic of Crimea. R-1289, R-1302, R-2638, R-3295, P-156 funds.

5. Gubenko G. N. Book of grief. Simferopol, 1991.

6. The Crimea is multinational: questions and answers / originator N. G. Stepanova. " Simferopol: Tavriya, 1998. Issue 1.

7. Crimean Jewish encyclopedia. Jerusalem, 1990. T. 4"5.

8. Report to our children about our destiny. Collection of documents, diaries and memoirs. Simferopol: BETs «Hesed Shimon», 2001.

9. Polyansky Ad. Field of memory//News. - 1987. - No. 10 (on January 09)

10. Extermination of Jews of the USSR in the years of the German occupation (1941-1944). Collection of documents and materials. Jerusalem: Yad Vashem, 1992.

11. Collection of documents and materials about extermination of Jews by Nazis. Originator A. Kruglov. Kiev: Institute of Jewish Sciences, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.